Аллахвердиев А.И.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ КООПЕРАЦИИ - В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ -
АЛЛАХВЕРДИЕВ А.И.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ КООПЕРАЦИИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
В статье рассматриваются формы государственного регулирования процессов кооперации в агропромышленном производстве и меры по их совершенствованию. Кроме того, освещены привлекательные стороны государственной поддержки кредитной кооперации. Также проведен анализ зарубежной и отечественной практики исследования основных направлений и форм финансовой государственной поддержки развития кооперации.
Ключевые слова: кооперация, формы, государственная поддержка, регулирование, процессы, меры.
ALLAKVERDIYEV A.I.
PROVEMENT OF FORMS OF STATE REGULATION OF PROCESSES OF COOPERATION IN AGRO-INDUSTRIAL PRODUCTION
In article forms of state regulation of processes of cooperation in agro-industrial production and measures for their improvement are considered. Besides the attractive parties of the state support of credit cooperation are consecrated in article. The analysis of foreign and domestic practice of research of the main directions and forms of financial state support of development of cooperation is carried also out. Keywords: cooperation, forms, state support, regulation, processes, measures.
Историческое развитие человеческого общества свидетельствует о том, что не существует свободной от государства экономики и не существует независимого от экономики государства. Все экономические и государственные образования были в той или иной степени совместными, взаимодополняющими, обусловливающими друг друга.
Экономика является самоорганизующейся системой, ее функционирование объективно предусматривает возможность вмешательства, что и определяет основные направления или функции государства по отношению к ней.
Государственное регулирование — это «...процесс ориентации государством воспроизводства общественного капитала, организуемого конкурентно-рыночным механизмом, в направлении предусмотренного движения и развития».
Весьма обострены проблемы совершенствования взаимоотношений между сферами АПК и их структурами цен.
Один из вариантов решения данных проблем — государственная поддержка создания и развития сельскохозяйственных кооперативов по снабжению, переработке, сбыту и агросер-висному обслуживанию.
Рассмотрение закономерностей формирования и развития кооперативных связей позволяет выделить те условия их развития, на которые может оказывать свое воздействие государственное регулирование.
Важным условием развития кооперативных формирований является отсутствие финансовых ресурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вынуждены их искать на рынке финансово-кредитных услуг.
Однако в сложившейся ситуации невозможна организация кооперативных формирований без поддержки государства.
Основным направлением государственной поддержки кредитной кооперации может быть участие государства на стартовом этапе развития кредитных кооперативов в формировании их основного капитала путем предоставления им долгосрочных кредитов под льготный процент. По мнению некоторых экспертов, эта финансовая помощь государства может составлять до 40 % стартового капитала кредитных кооперативов [1].
Кроме того, целесообразно установить более низкий порог для величины уставного капитала, льготы по размерам резервного фонда, субсидирование части организационных расходов на формирование банков, обучение персонала, приобретение оборудования.
Привлекательность развития и государственной поддержки кредитной кооперации заключается:
1) с позиции сельскохозяйственного товаропроизводителя как члена и участника отношений — в обеспечении возможности получения мелкого кредита, недоступного в коммерче-
ском банке, и более крупного под коллективную ответственность;
2) с позиции функционирования АПК в целом — в соединении собственных финансовых ресурсов, находящихся в агропромышленном производстве, и аккумуляции их для более эффективного использования;
3) с точки зрения государства — исключена возможность утечки целевых льготных кредитов в несельскохозяйственные сферы, развивается конкуренция на рынке кредитно-финансовых услуг.
Определенную роль в развитии кооперативных процессов должна сыграть потребительская кооперация, являющаяся крупным заготовителем и переработчиком сельскохозяйственной продукции. Она имеет большой производственный потенциал. Должное внимание потребительской кооперации со стороны государства необходимо сосредоточить на восстановлении кооперативных принципов ее функционирования — разработке нового законодательства.
Эволюция кооперации происходит при высокой товарности сельскохозяйственного производства и его диверсификации. Поэтому ключевой объект государственного регулирования кооперативных процессов в АПК — это сельскохозяйственное производство [2].
Основой государственного экономического регулирования сельскохозяйственного производства является функционирование адекватного ценового и финансово-кредитного механизмов в специфических условиях воспроизводства в этой отрасли.
Главная цель государственного ценового регулирования — достижение рентабельной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей и получения ими достаточного уровня доходности. В силу этого государство должно ограничивать деструктивные свободные колебания цен соответствующими рамками, защищая и производителей, и потребителей.
Задачи государства в области цен носят как ограничительный, так и конструктивный характер. Это установление вилки цен — верхней и нижней цены, а также промежуточной цены, ориентирующей производителя. Механизм такого регулирования заключается, прежде всего, в товарной интервенции и прямых государственных выплатах для поддержания нижнего уровня цен. Это обеспечивает условия для процесса воспроизводства в сельском хозяйстве.
Эффективность ценового вмешательства достигается путем комплексного взаимодействия с другими финансово-экономическими рычагами: налоги, кредиты, субсидии. Их значимость определяется, во-первых, избирательностью воздействия, во-вторых, возможностью конкретизации воздействия. Дотации и субсидии для сельскохозяйственного производства имеют целью компенсацию неравных условий воспроизводства за счет перераспределения доходов отраслей промышленности и сервиса. Сумма дотаций в цене реализации сельскохозяйственной продукции, например, составляет в Австрии 44 %, в Канаде — 35 %, в Финляндии и Японии — 72 %, в США колеблется в зависимости от рыночной конъюнктуры от 27 до 40 %; в России в 2001 году она составила в сопоставимых ценах с учетом инфляции 8-9 % [3].
Налоговая политика должна быть направлена на стимулирование товаропроизводителей в насыщении рынка продовольствием и необходимым сырьем и на техническое перевооружение предприятий.
Финансовая поддержка государством АПК в ходе реформ резко снизилась. Применение финансово-кредитных рычагов регулирования АПК сдерживается дефицитностью бюджета. Анализ бюджета страны за 2010-2012 годы показывает, что сокращалась вся расходная часть бюджета, направленная на поддержку АПК в большей степени.
Одним из объектов бюджетного государственного регулирования является отраслевая структура АПК, так как обеспечение и поддержка оптимальных пропорций между всеми отраслями и группами отраслей комплекса являются важнейшим фактором эффективности его работы. Основной инструмент этого регулирования — целевые капитальные вложения.
Необходимым является не только увеличение размеров бюджетной финансовой поддержки АПК, главным образом с помощью роста доли целевых капитальных вложений, но и рациональное их использование, направленное на совершенствование структуры АПК [4].
Жизнеспособной, реальной в реализации идеей решения проблем финансирования АПК, на наш взгляд, является внебюджетная система поддержки села через создание в каждой республике, крае, области специальных финансовых фондов — по типу фондов дорожного строительства, занятости и других. Источниками формирования этих фондов могут быть: 100 % поступления НДС на продукцию АПК, акцизы на винно-водочные изделия, земельный налог.
Преимущества такого механизма поддержки заключаются в том, что, во-первых, он соответствует принципу самофинансирования отраслей экономики, во-вторых, каждый регион в соответствии с местными условиями самостоятельно будет решать проблемы местного АПК через дотации, кредиты, лизинговый фонд, капитальные вложения.
Чрезмерные колебания рыночного механизма цен, сложность системы налогообложения, крайне обременительные налоги, недостаточность и сложность получения кредитных ресурсов [5].
Налоговые льготы, предоставляемые кооперативным организациям в зависимости от видов
Аллахвердиев А.И.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ КООПЕРАЦИИ - В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ -
их деятельности и конкретной экономической ситуации, могут быть следующими:
1) на доходы:
- освобождение от уплаты налогов с доходов, полученных от основной деятельности кооператива;
- освобождение от налогов с доходов, полученных от производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной на землях членов кооператива;
2) общего характера — для кооперативов и тех, кто их обслуживает, это:
- дополнительные платежи (паи) членов к паевым взносам в кооператив сверх определенной суммы облагаются налогом;
- отсутствие налога на добавленную стоимость при движении товара от базового кооператива к центральному и к филиалу (т. е. во внутриотраслевой структуре кооперативов);
- отсутствие налога на предоставление услуг отдельным кооперативам и их ассоциациям (использование сельскохозяйственной техники, предоставление кредита, оформление документов, госпошлины).
Кроме принципов ценовой и налоговой политики государственного регулирования кооперации, которые требуют законодательного оформления, в условиях ее становления необходима умеренная продуманная финансовая поддержка кооперации [6].
Финансовая поддержка должна иметь ограничительные рамки и носить компенсационный характер.
Анализ зарубежной и отечественной практики и результаты исследования позволяют выделить основные направления и формы финансовой государственной поддержки развития кооперации:
- стартовая помощь — выплата одноразовых дотаций при создании кооперативного формирования;
- субсидирование приоритетных видов деятельности кооперативов, соответствующих в данном регионе, общей программе развития отраслей его АПК;
- распределение целевых кредитных ресурсов, связанных с инвестированием модернизации производства, снижением производственных затрат, улучшением условий труда, экономией энергии, приобретением техники, технологий для экологической переориентации;
- субсидии на консультационное обслуживание при получении кредитов, дифференцированные в зависимости от объема подлежащих поддержке инвестиций;
- содействие инвестиционным мерам, которые служат восстановлению и вносят вклад в улучшение или стабилизацию сельскохозяйственного дохода кооперативного предприятия (содействию может подлежать первичное приобретение техники и инвентаря, инвестиции для охраны среды).
- льготные займы и краткосрочные кредиты под льготный процент, налоговые льготы в зависимости от вида деятельности, распространение практики ускоренной амортизации, разрешения отнесения средств по обслуживанию кредитов на себестоимость и т. д.
Проведенные исследования по вопросу государственного регулирования развития кооперации позволяют выделить специфические формы государственного регулирования кооперативного типа, появление и применение которых связано с особенностями национальной аграрной сферы, конкретными экономическими условиями [5].
Реализация комплекса мер государственного регулирования развития кооперации требует создания адекватной институциональной инфраструктуры, системы органов управления.
Усиление роли государства в хозяйственной деятельности ведет к своеобразному интегрированию государственных органов и органов экономических структур хозяйствования, рождает формы сотрудничества, например, переговоры и заключение разного рода соглашений или совместные постоянные/временные организации, комиссии по рассмотрению тех или иных вопросов. Через эти формы сотрудничества осуществляется косвенное влияние на создание кооперативных структур, развитие кооперативного типа интеграции в агропромышленном производстве.
Следует отметить, что отношения с государством на высшем уровне кооперация должна осуществить через свои центральные организации, которые окажут действенное влияние на государственное регулирование. Посредством этого взаимодействия осуществляется обратная связь между государственным регулированием и развитием кооперации. Существует потребность создания целостной кооперативной системы взаимосвязанных элементов. В условиях всё возрастающей продовольственной зависимости страны, где импорт по некоторым видам продовольствия составляет 40-50 %, стимулирование государством создания кооперативной системы явится важным фактором поддержания конкурентоспособности отечественного товаропроизводителя.
Необходимость и экономическая целесообразность развития кооперативных связей в рамках кооперативной системы в России в условиях становления рыночных отношений диктуется следующими аспектами:
- позволяет противостоять крупным монополиям на всех уровнях: отдельных предприятий, регионального и федерального рынков;
- обеспечивает инновационный тип воспроизводства — на основе объединения и рационального использования ресурсов (в том числе и средств государственной поддержки) организуется производство, обмен, распределение на основе использования новой техники и технологии, новой организации труда, передовых маркетинговых систем;
- является основой развития эквивалентных отношений между структурными звеньями АПК;
- создает единое экономическое пространство для взаимодействия всех субъектов кооперации, адекватных развитию производительных сил в различных отраслях аграрной сферы и в различных регионах;
- организует внешнеэкономическую деятельность сельскохозяйственных кооперативов.
Таким образом, необходимо поддерживать все сельскохозяйственные кооперативные формирования, дающие продукцию, а не только предприятия.
Кооперация, охватывая процессы на входе и выходе аграрного производства, подвергается действию инструментов экономической политики государства и всех ее составляющих: ценовой, кредитной, налоговой, страховой политики. Очевидно, что все эти инструменты действуют не изолированно, а в высшей степени интегрировано.
Компетенции в области осуществления мер государственного регулирования должны быть строго разграничены между различными общественно-правовыми и властными государственными инстанциями на всех уровнях.
На федеральном уровне должна создаваться законодательная база, вырабатываться основные принципы, направления и механизмы реализации кооперативной политики. На региональном уровне происходит построение и обеспечение функционирования механизмов реализации государственного регулирования. Некоторые объекты государственного регулирования находятся в ведении как Федерации, так и ее субъектов, например, это отношения землевладения и землепользования.
Таким образом, суть регулирующего вмешательства государства в процесс развития кооперации на уровне региона заключается в его конкретизации с учетом специфики и задач экономического развития региона, а также обеспечении и контроле функционирования механизмов государственного регулирования путем принятия соответствующих управленческих решений местными государственными управленческими институтами при участии органов местного самоуправления. Поэтому необходимо четкое разграничение и осуществление функций государственного регулирования на уровне Федерации и региона на основе согласованности, паритетности, ответственности.
Так как проблемы преобразований объективно связаны с проблемами регионов, с их специфическими возможностями, то из этого вытекают и требования, предъявляемые к государственному регулированию экономических процессов. Мировой опыт хозяйственной деятельности в кризисных ситуациях наглядно свидетельствует о том, что реформы успешны, если они осуществляются на основе имеющегося экономического потенциала, без разрушения интеграционного пространства [4].
При государственной политике умеренного благоприятствования кооперации (налоги, целевые кредиты) и изменении аграрной политики государства в целом, направленной на развитие, прежде всего, сельскохозяйственного производства произойдет перелом в пессимистических настроениях по поводу эффективности и перспектив кооперации, развитие последней пойдет достаточно активно.
Наибольшее внимание уделяется развитию кредитной кооперации, оказывается помощь в организации кооперативных союзов и съездов, ведется содействие распространению литературы, разработка уставных документов.
Основными направлениями государственного регулирования региональных АПК исполнительных органов власти должны быть:
1. Правовая регламентация деятельности функционирования АПК и его органов управления.
2. Установление местных обоснованных научно-практически нормативов, размеров и структуры производства для всех форм хозяйствования, технолого-экологических правил производства продукции и экологических стандартов ее качества; установление правил демонополизации предприятий АПК.
3. Планирование и прогнозирование: разработка прогнозов развития отраслей; региональные и федеральные фонды и организация их проведения; установление рациональных в условиях области социально-экономических ниш для организационно-правовых форм хозяйствования на основе анализа размещения производительных сил региона, руководство созданием рыночной инфраструктуры АПК.
3. Контроль: установление перечня действий органов исполнительной власти и хозяйствен-
Аллахвердиев А.И.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ КООПЕРАЦИИ - В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ -
ного управления, наказуемых штрафными санкциями.
4. Осуществление местной экономической политики (кредитная, техническая, финансовая, ценообразование).
В рамках общих направлений государственного регулирования АПК, развития кооперативных связей в регионе представляется необходимым, в первую очередь, организация — с участием органов местной законодательной и исполнительной власти — финансовой помощи, информационного обеспечения, обучения и консультирования, профессиональной поддержки бизнеса, учебно-методической помощи для кооперативных организаций [7].
Таким образом, основными формами взаимодействия органов местного самоуправления и администраций с кооперативными организациями, как показывают проведенные исследования и потребности современной практики, являются:
- организация помощи для отработки и утверждения уставных документов кооперативных формирований, пропаганды, распространения литературы, примерного устава, обеспечения необходимыми формами и бланками;
- оказание материальной помощи для организации касс мелкого кредита, выдачи ссуд и пособий на хозяйственные и другие нужды;
- организация помощи для содержания инструкторов по кооперации, проведения кооперативных курсов и бесед, а также в организации кооперативных союзов и съездов, для поддержки учебно-консультационных учреждений, осуществляющих подготовку кооперативных кадров;
- оказание помощи в научном обеспечении и организация консультационной поддержки инноваций, содействие в приобретении новой техники и технологий путем соответствующих инструментов местной налоговой и кредитной политики, обоснование оптимальных зон хозяйствования;
- правовое обеспечение по гарантии защиты и невмешательства в экономическую деятельность.
- содействие развитию элементов региональной инфраструктуры рынка (информационных и маркетинговых центров, консалтинговых и юридических фирм, страховых компаний), общественных организаций, содействующих развитию кооперации и решения социально-экономических проблем села.
Для осуществления вышеперечисленных мер целесообразно разработать региональную программу поддержки кооперации.
Литература
1. Алемсетова Г. К. Перспективы и приоритетные направления развития сельскохозяйственной кооперации в Республике Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2009. — № 2. — С. 142-149.
2. Аллахвердиев А. И. Предпосылки и особенности развития кооперации в аграрном секторе Дагестана //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2012. — № 1. — С. 188-196.
3. Велибекова Л. А., Пулатов Ф. З. Перспективы развития кооперации в сельском хозяйстве // Проблемы развития АПК региона. — 2011. — Т. 6. — № 2. — С. 86-88.
4. Гаджиев А. А., Султанов Г. С., Мирзаханова А. М. Формирование интеграционных процессов в виноградарском подкомплексе региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2009. — № 15. — С. 49-51.
5. Дохолян С. В., Умавов Ю. Д. Развитие ресурсного потенциала агропромышленного комплекса в системе регионального воспроизводства // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 4. — С. 135-159.
6. Казиханов А. М., Ибрагимов М. Т. А. Экономические проблемы эффективного функционирования аграрного сектора экономики региона // Региональные проблемы преобразования экономики. — 2011. — № 3. — С. 161-168.
7. Синько Ю. В., Лебедева А. В. Формирование финансовой среды развития сельской кредитной кооперации //Региональные проблемы преобразования экономики. — 2013. — № 3 (37). — С. 148-157.