СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РЕГИОНАЛЬНОМ АПК
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Киясова Софят Довлетбиевна соискатель Адыгейского государственного университета
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические аспекты государственного регулирования потребительской кооперации в регионе. Систематизированы основные экономические рычаги государственного регулирования деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Выявлены особенности применения отдельных инструментов воздействия на участников потребительской кооперации в региональном АПК.
Ключевые слова: потребительская кооперация, система государственного регулирования, региональный АПК, ценовая политика, региональный бюджет, кредитная политика, налоговая система.
Контакты автора: www.sk79@mail.ru
THE SYSTEM OF STATE REGULATING OF CONSUMER COOPERATION IN THE REGIONAL AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
Kiyasova Sofyat Dovletbievna
Adyghe State University
The Summary. In the paper, the author examines the theoretical aspects of state regulating of consumer cooperation in the region. The base economic methods of state regulation of agricultural consumer cooperative activity are systematized. The peculiarities of instruments of influence on consumer cooperation's adoption are identified.
Key words. Consumer cooperation, the system of state regulating, regional agrarian and industrial complex, price policy, regional budget, credit policy, tax system.
Важнейшим направлением по дальнейшему совершенствованию процесса формирования и функционирования сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПК) является развитие системы государственного регулирования аграрного сектора экономики. В Российской Федерации заложены основы системы государственного регулирования деятельности СПК. Дальнейшее становление эффективной аграрной экономики предполагает совершенствование ее путем вовлечения в систему управления всех форм и методов рыночного регулирования в рамках налоговой, страховой сис-
тем, бюджетной, ценовой, кредитной политики и внешнеэкономической деятельности.
Государственным регулированием признается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также сервисное обслуживание и материальнотехническое обеспечение аграрного сектора. К общим рычагам государственного регулирования в АПК относятся: цены, налоги, бюджет, кредиты, инвестиции, а также внешнеэкономическая политика. В целом, задачами государственного регулирования АПК являются: стабилизация и развитие агропромышленного производства;
обеспечение продовольственной безопасности страны;
улучшение продовольственного обеспечения населения;
поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики;
сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности;
защита отечественных товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Ценовое регулирование деятельности хозяйственных участников аграрного рынка (в т.ч. и СПК) предполагает организацию контроля над ценами на ресурсы; обеспечение гарантированных цен на продукцию АПК; организацию товарных интервенций; а также организацию закупочных интервенций. Налоговое регулирование хозяйствующих субъектов предусматривает льготное налогообложение, а также реструктуризацию задолженности по налогам. Бюджетное регулирование СПК включает в себя финансирование целевых программ, развитие системы страхования, развитие системы субсидий, компенсаций и дотаций, развитие социальной сферы села, а также развитие аграрной науки.
В результате проведенного комплексного анализа сложившейся в аграрных регионах РФ системы «участия» региональной администрации в деятельности СПК, выявлено, что на начальном этапе становления кооперативных отношений к мерам государственного воздействия можно отнести следующие: решение земельных вопросов; решение вопросов имущественных отношений предприятий-участников и работников, оказавшихся невостребованными в новой структуре;
решение вопросов хозяйств-участников, потенциальных банкротов, по долгам бюджету и внебюджетным государственным фондам;
создание благоприятных условий на рынках региона и оказание полощи по выходу кооперативной структуры на рынки других регионов;
оказание государственной поддержки как в нормативно-правовом плане, так и в плане выделения
бюджетных, средств, увязывая их с расширением производства, созданием новых рабочих мест и т.д.;
проведение взвешенной налоговой и антимонопольной политики;
создание благоприятного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов; обеспечение информационной поддержки; подготовка в вузах и техникумах специалистов, способных принимать ответственные решения в новых условиях, хозяйствования.
На этапе развития и совершенствования созданной кооперативной структуры становятся наиболее актуальными следующие меры государственного регулирования процессов кооперации хозяйственных участников аграрного рынка: подготовка кадров - управленцев широкого профиля;
поддержка социальных программ СПК; выравнивание условий на рынках региона; создание благоприятного климата для инвесторов;
взвешенная налоговая политика.
В целом можно выделить следующие средства воздействия на участников потребительской кооперации:
организационные (целевые программы; модели и проекты создания СПК; организационнотехнологические нормы и правила взаимодействия; производственные и бизнес - планы деятельности);
экономические (налоговые, кредитные, страховые льготы; субсидии и субвенции; инвестиции; государственное и внутрихозяйственное регулирование; фонды экономического стимулирования);
научно-методические (методики, инструкции, рекомендации по развитию процессов потребительской кооперации; информационно-
консультационное обслуживание; повышение квалификации работников СПК и органов управления АПК);
правовые (правовые нормы и нормативы федерального, регионального и хозяйственного уровня по реализации организационных, экономических и научно-методических средств стимулирования и регулирования агропромышленной интеграции).
На республиканском уровне необходимо принять законодательные, нормативные и правовые акты по вопросам создания и деятельности СПК с учетом местных условий; разработать и реализовать региональные программы развития потребительской кооперации; осуществлять меры поддержки за счет средств регионального бюджета; отработать экономические механизмы деятельности СПК; осуществлять пропаганду и внедрение опыта развития потребительских кооперативов. Основные рычаги государственного регулирования развития СПК представлены на рис. 1.
Рис. 1. Комплекс экономических рычагов государственного регулирования деятельности СПК На уровне района целесообразно оказывать содействие в отработке моделей СПК; определять перспективы их развития с учетом местных условий; осуществлять содействие СПК в приобретении техники, оборудования, племенного скота; привлекать агропромышленные формирования к выполнению заказов на производство и поставку продукцию для государственных нужд.
Региональная администрация должна вести принципиальную регулирующую политику, обеспечивая СПК «зеленый коридор» на территориальных рынках, включающий в себя: осуществление контроля качества продукции не на рынках сбыта, а на стадии упаковки в производственных цехах;
предоставление льготных торговых точек как для оптовой, так и для розничной торговли;
предоставление льготных мест в выставочных залах для рекламы готовой продукции;
обеспечение приоритета при продаже магазинов, находящихся в муниципальной собственности, для организации в них фирменной торговли интегрированной структуры.
Одним из перспективных направлений формирования и развития кооперативных связей в АПК Республики Адыгея является создание благоприятного климата для инвесторов. При этом целью системы управления региональными инвестиционными процессами являются: стимулирование инвестиционной деятельности в регионе; повышение инвестиционной привлекательности региона. В этой связи, система управления может строиться по трем основным направлениям: региональный
брендинг; корпоративный брендинг; фискальные меры.
В настоящее время одним из способов привлечения крупных инвесторов в региональный АПК является формирования благоприятного инвестиционного климата в регионе является создание соответствующего имиджа региона, в целях которой региональные органы власти должны проводить «презентацию» региона или муниципального образования.
В целях формирования имиджа Республики Адыгея как «инвестиционно привлекательного» региона ЮФО предполагается: разработка и издание различных материалов о территории (рекламные проспекты, информационные брошюры о предприятиях, организациях и институтах рыночной инфраструктуры, специальные издания, содержащие информацию о крупных проектах, требующих инвестиций и т.п.);
проведение различных мероприятий, способствующих повышению имиджа территории (ярмарки, фестивали, выставки, конференции и т.д.);
участие предприятий и организаций региона в подобных мероприятиях, проводимых в других регионах и муниципальных образованьях;
формирование банка данных производственных мощностей, предлагаемых для включения в инвестиционный процесс имущества, предназначенного для передачи в лизинг;
создание бизнес - карты, содержащей информацию о деловом потенциале территории.
В качестве возможных мер поддержки и стимулирования инвесторов в АПК региона могут выступить:
предоставление поручительств, дотаций, компенсаций;
предоставление налоговых льгот; предоставление льгот по аренде; предоставление отсрочек и рассрочек; и т.п. Особое место в системе государственного регулирования процессов потребительской кооперации занимает программно-целевой метод, предполагающий разработку целевых программ, направленных на повышение эффективности функционирования СПК. Решаемые в процессе реализации целевой программы проблемы должны иметь межотраслевой и межведомственный характер и выходить за рамки краткосрочного периода. При этом в части инвестиционных проектов, реализуемых в рамках целевых программ, должны быть определены дополнительные принципы формирования и реализации целевых программ: оптимизация государственных обязательств - отказ от финансирования мероприятий, не соответствующих приоритетам государственного инвестирования;
обеспечение максимальной социально-
экономической эффективности планируемых затрат;
открытость, "прозрачность" и адресность принимаемых решений о реализации мероприятий;
введение ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей;
нормативно-правовое закрепление основных процедур формирования и реализации адресной поддержки.
Подготовка целевых программ, предлагаемых к финансированию из бюджета, осуществляется в сроки, определяемые решениями в части разработки проекта регионального или муниципального бюджетов.
Государственное регулирование развития процессов кооперации должно преследовать следующие цели: обеспечение устойчивого, конкурентного положения СПК; предотвращение возможного материального ущерба; воспроизводство материальной базы; оперативное регулирование на изменения внутренней и внешней среды изменениям внутренней организации кооператива.
Таким образом, основными направлениями совершенствования системы государственной поддержки потребительской кооперации в регионе являются:
разработка нормативных правовых актов, поддерживающих многоуровневую систему сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в регионе;
создание широкой сети сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;
внедрение унифицированных общефедеральных стандартов деятельности кредитных кооперативов;
разработка механизма формирования системы сельской кредитной кооперации;
содействие привлечению инвестиций на цели формирования фонда финансовой взаимопомощи в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;
создание условий для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере кредитной кооперации.
Литература:
1. Буробкин, И.Н. Развитие интеграционных процессов в АПК // И.Н. Буробкин, Е.А. Попова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2005. - № 4.
2. Злобин, Е.Ф. Рыночная модель аграрного сектора региона / Е.Ф. Злобин. - М.: Изд-во «АгриПресс», 2000.
3. Милосердов, В. В. Система ведения агропромышленного
производства Орловской области: (Организационно-
экономические механизмы) / В.В. Милосердов, А.С. Минд-рин, Е.Ф. Злобин. - М.: Агропрогресс, 2001.
4. Старченко, В.М. Коллективные формы хозяйствования в системе многоукладной экономики АПК (теория и практика организационно-экономических отношений) / В.М. Старчен-ко. - М.: ГУП «Агропрогресс», 2003.
Рецензия
Статья Киясовой С.Д. посвящена одной из актуальнейших проблем развития современного агропромышленного комплекса России - проблеме развития системы государственного регулирования воспроизводственных процессов в рамках сельскохозяйственных потребительских кооперативов в условиях острого дефицита оборотных средств, остро стоящего ценового диспаритета, а также усиления конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей. Современные кооперативные структуры выступают одной из эффективных институциональных форм хозяйствования в системе многоукладной экономики аПк, способной обеспечить согласованное развитие всех звеньев производственно - стоимостной цепи, а также эквивалентность межхозяйственного взаимодействия (паритет обменно-распределительных отношений). Заслуживает особого внимания и высокой оценки авторская систематизация основных рычагов экономического регулирования развития участников потребительской кооперации. Представленные автором результаты имеют существенную теоретическую значимость. Статья Киясовой Софят Дов-летбиевны «Система государственного регулирования развития потребительской кооперации в региональном АПК» рекомендуется к изданию в журнале «Бизнес в законе».
д.э.н., профессор Адыгейского государственного университета А.А. Керашев