Научная статья на тему 'Приоритеты и стратегические направления реформирования милиции в современных условиях развития общества в Республике Таджикистан'

Приоритеты и стратегические направления реформирования милиции в современных условиях развития общества в Республике Таджикистан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Милиция / реформа / стратегия / приоритет / закон / подготовка / личный состав / офицер / профессионализм / ценности / этика / поведение. / Militia / reform / strategy / priority / training / law / personnel / officer / professionalism / values / ethics / behavior

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. Ш. Давлатшоева

В статье раскрываются цели, приоритеты и меры по реформе милиции в стране на современном этапе развития суверенного государства. Разработанная в этом контексте стратегия направлена на определение целей, приоритетов и мер по реформированию и развитию милиции, реализация которых способствует решению важных задач социально-экономического развития Таджикистана, отвечает основным приоритетам национальной стратегии развития Республики Таджикистан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities and Strategic Direction of Militia Reform in the Current Conditions of the Development of Society in Republic Of Tajikistan

The article outlines the goals, priorities and measures for reforming the militia in the country at the present stage of development of a sovereign state. The strategy developed in this context is aimed at defining goals, priorities and measures for reforming and developing the militia, the implementation of which contributes to the solution of important tasks of Tajikistan’s social and economic development, meets the main priorities of Republic of Tajikistan’s National Development Strategy.

Текст научной работы на тему «Приоритеты и стратегические направления реформирования милиции в современных условиях развития общества в Республике Таджикистан»

Проблемы теории и практики управления

Приоритеты и стратегические направления реформирования милиции в современных условиях развития общества в Республике Таджикистан

А. Ш. ДАВЛАТШОЕВА,

начальник кафедры языков факультета № 2, кандидат педагогических наук (Академия МВД Республики Таджикистан)

Priorities and Strategic Direction of Militia Reform in the Current Conditions of the Development of Society

in Republic Of Tajikistan

A. Sh. DAVLATSHOYEVA,

Ph. D. (Pedagogics), Head of the Languages Department of Faculty 2 (Academy of the Ministry of the Interior of the Republic of Tajikistan)

В статье раскрываются цели, приоритеты и меры по реформе милиции в стране на современном этапе развития суверенного государства. Разработанная в этом контексте стратегия направлена на определение целей, приоритетов и мер по реформированию и развитию милиции, реализация которых способствует решению важных задач социально-экономического развития Таджикистана, отвечает основным приоритетам национальной стратегии развития Республики Таджикистан.

Милиция, реформа, стратегия, приоритет, закон, подготовка, личный состав, офицер, профессионализм, ценности, этика, поведение.

УДК 351.74:94(575.3)

The article outlines the goals, priorities and measures for reforming the militia in the country at the present stage of development of a sovereign state. The strategy developed in this context is aimed at defining goals, priorities and measures for reforming and developing the militia, the implementation of which contributes to the solution of important tasks of Tajikistan’s social and economic development, meets the main priorities of Republic of Tajikistan’s National Development Strategy.

Militia, reform, strategy, priority, training, law, personnel, officer, professionalism, values, ethics, behavior.

На протяжении последних 20 лет в Республике Таджикистан (далее — РТ) произошли серьезные экономические, социальные и политические изменения, которые означают переход на создание нового государственного подхода и формирования позитивно-общественного сознания социума. Происходит трансформация и совершенствование правовой политики, системы и, соответственно, правоприменительной практики. В республике полным ходом началась и идет разработка реформы, связанной с судебно-правовой деятельностью, направленной на утверждение привилегированности и одинаковости закона для всех, демократизацию и либерализацию сферы

юриспруденции, расширение возможностей судебной практики в целях защиты прав и свобод каждого гражданина.

Принятая стратегия реформы милиции на 2013—2020 гг. (далее — Стратегия), которая базируется на основополагающих принципах Основного Закона — Конституции Республики Таджикистан, обозначает главные цели, задачи и необходимые меры, направленные на преобразование концептуальных функций органов внутренних дел, в том числе милиции, показывает плодотворные и функциональные действия Правительства Республики Таджикистан на обозримое будущее [7].

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

Проблемы теории и практики управления

Реализация Стратегии связана с решением приоритетных задач в области социально-экономической политики страны. Она отвечает духу важнейших первоочередных задач развития Таджикистана, имеющих государственную и общественно значимую ценность, олицетворяет качественный подход и символизирует современное мышление по обеспечению защиты прав человека и гражданина. Стратегия также призвана учитывать практику адекватного решения вопросов и реализацию передового опыта в данном направлении, извлекать уроки из прошлой истории и деятельности органов милиции, работать в направлении перспектив ее развития.

Стратегия уже начала успешно работать в рамках принятой Программы функциональной деятельности отечественной милиции на 2013—2020 годы. Ведется полномасштабная работа в целях реализации намеченного плана с активным участием Правительства Республики Таджикистан, органов внутренних дел, институтов гражданского общества, граждан страны. С чувством огромного удовлетворения отметим, что в происходящих позитивных изменениях, в рамках реализации поставленных целей и задач перед органами внутренних дел активное участие принимают международные организации, страны-доноры. Более того, продуктивно действуют нормативно-правовые акты по реформе отечественной милиции.

Правительством РТ решение начать всеобъемлющую программу реформы милиции направлено на поддержку благополучия народа Таджикистана. Настоящая программа реформы основана на претворении в жизнь полноценного обеспечения правовой политики и жиз-неутверждение порядка в Таджикистане в контексте реализации таких важных принципов, как обязательная подотчетность, профессиональное соответствие статусу и функции органа внутренних дел, ориентированность, прежде всего, на приоритет и защиту общества. Названные особенности и задачи предопределяют основные направления развития процесса реформы, формируют системные связи, этапы планирования и реализации стратегии реформы. Последнее направлено на преобразование общественного сознания, создание иного социального портрета и авторитета сотрудника органов внутренних дел (милиции), ответственного и добропорядочного профессионала, свободного от отрицательных привычек, нацеленного на оказание действенной помощи и содействия гражданам.

В рамках реформы задача милиции состоит в служении государству и народу. Личный состав милиции Таджикистана призван отражать

чаяния и надежды общества. Реализация подобной нравственно-моральной и профессиональной задачи требует, прежде всего, ведения работы в направлении отбора и приема на службу личного состава в соответствии с их профессиональными качествами и высокой квалификацией. В этом плане практикуется проведение конкурсного набора будущих офицеров из числа выпускников юридических факультетов и вузов, приема на службу перспективных кадров, прежде всего, по профессиональным задаткам [1].

Следует отметить, что в качестве основных задач правоохранительных органов представляется важным уменьшение и ликвидация роста преступности в обществе, создание благоприятного климата и атмосферы благополучия социальной среды, ее безопасности. Такой подход «соответствует основному запросу общества Таджикистана, что подтверждается данными социологических опросов населения. В связи с этим предупреждение преступлений и правонарушений и поддержание безопасной социальной среды должны стать в результате реформы одним из основных направлений в работе милиции» [2]. Приоритет в комплексе задач по предупреждению правонарушений и преступлений отдается организационной структуре милиции, системе оценки ее деятельности и профессиональной подготовки, методам работы. В настоящее время успешно функционируют внутренние ресурсы и четко установленный порядок, согласно которым органы внутренних дел и исполнительные органы государственной службы на местах, социальные подразделения предпринимают имеющиеся возможности и усилия по поддержанию правопорядка и безопасности в обществе.

Постановка и решение профилактических задач проходит в условиях тесного взаимодействия с населением как важного источника информации о состоянии правопорядка и субъектом, способным реализовать определенные шаги по поддержанию порядка и безопасности. В этом контексте создаются каналы совместных контактов, которые на доверительной основе предоставляют возможность обмениваться важной информацией государственной и общественной значимости. Совершенствуются механизмы разработки и отработки планов безопасного функционирования и передачи важной информации гражданами, получение предварительной информации о возможных опасных намерениях и актах в рамках государственной и общественной безопасности, участии в мероприятиях по поддержанию общественного порядка.

Особый акцент делается на формирование культуры поведения и речевого этикета субъек-

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

9

Проблемы теории и практики управления

тов правоохранительных органов. Достижение общественного правопорядка на высоком нравственном и моральном уровне представляет собой отображения ценностных постулатов, профессионального отношения и корпоративного образа органов внутренних дел, в том числе милиции. Это относится, прежде всего, к исполнительной и трудовой дисциплине, моральным качествам и ответственности офицерского персонала и рядовых сотрудников милиции, которые обязаны соблюдать и защищать общечеловеческие ценности при исполнении служебных обязанностей.

К слову, этические нормы становятся неотъемлемой частью профессиональной деятельности личного состава органов внутренних дел. Утвержденный этический кодекс сотрудника органов внутренних дел является ярким проявлением и примером иллюстрации высоких нравственных качеств, отвечающих требованиям международного стандарта [3].

Следует отметить, что Правительство Республики Таджикистан оказывает огромную государственную поддержку позитивным изменениям и переменам, направленным на возведение прочного здания национальной системы внутренней безопасности, подготовку кадров с высокой профессиональной и личностной ориентацией для органов внутренних дел страны. «Стратегически важной и приоритетной задачей является защита населения и территории страны от внешнего посягательства и внутренних беспорядков, наносящих ущерб государственному и общественному строю. Для устранения негативных случаев и всевозможных конфликтов органы внутренних дел и специальные службы имеют превентивные планы локализации «пожарной» ситуации с наличием необходимого количества сил и средств по решению безопасности и общественного порядка» [4].

Основатель мира и национального единства — Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своих выступлениях неоднократно констатирует роль и миссию органов внутренних дел в обеспечении безопасности граждан страны. Отдавая высокую оценку деятельности правоохранительных органов, глава государства отмечает: «Сотрудники правоохранительных органов должны играть ключевую роль в защите общественного и правового порядка в стране, приложить всю свою силу в обеспечении безопасности Отчизны. Именно вам предоставлена честь быть надежным оплотом государства, гарантом безопасности общества и нации».

Государственные учреждения Республики Таджикистан проводят политику особо государственной и общественной важности для реализа-

ю |

ции стратегически важных задач, направленных на создание безопасного климата и атмосферы жизнедеятельности населения страны, укрепление безопасности граждан республики. В решении этих приоритетных задач существенное значение отводится развитию системы военного и юридического образования с качественным профессиональным персоналом в сфере военной педагогики. В образовательных учреждениях подобной миссии ведется подготовка офицеров для органов внутренних дел, национальной армии, отвечающей требованиям мирового стандарта и современным угрозам безопасности страны.

В настоящее время система высшего отечественного военного образования находится на этапе своего становления и развития. Основная задача заключается в том, чтобы вывести военное образование на качественно новый уровень с существенным повышением и совершенствованием профессионального подхода офицеров, нравственной и духовной культуры военных кадров, чувством высокого патриотизма и любви к Родине.

Принципиальные позитивные изменения в системе военного образования реальны в условиях полноценного и профессионального уровня подготовки офицерского состава в сфере военно-педагогической деятельности. Сегодня учебные классы и аудитории военных вузов должны заполнять лица с патриотическими и профессиональными качествами, кто заинтересован в овладении военной специальностью и искусством военного дела, кто готов стать опорой и щитом страны, кто готов отдать свою жизнь во имя защиты и процветания Родины. Считаем, что эти цели и задачи вполне реализуемы в условиях повышения качественно нового уровня профессионально-педагогической культуры сотрудников правоохранительных органов.

Для решения этих важных задач значимое место отводится педагогическому персоналу военного вуза, от способности которого во многом зависит качественная подготовка будущих офицеров в плане их ориентации в сложных, нештатных и непредвиденных ситуациях. Педагог военного вуза — это прежде всего человек с широким мировоззрением, гуманистическим подходом, способным реализовать профессиональные качества в сфере обучения военных специалистов. Военный педагог призван осуществлять профессиональную подготовку офицерского состава современной таджикистанской армии, внести неоценимый вклад в обеспечение безопасности и суверенитета родного государства.

Для успешного обучения и воспитания будущих военных специалистов преподаватели военных вузов должны обладать высоким уровнем

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

Проблемы теории и практики управления

профессионального образования и нравственнодуховной культуры. В положительные качества педагога входят также наличие широкого кругозора в контексте его политического диапазона знаний, юридической компетенции, психологической устойчивости, педагогической закалки, умение работать с массой в социальной среде. Все это ставит на первое место проблему профессиональной подготовки офицерского корпуса для органов внутренних дел, педагогической и поведенческой культуры преподавателя военного вуза.

Существующие задачи по совершенствованию отечественной системы внутренних дел, определение ее приоритетной линии и стратегических задач на ближайшую перспективу, налаживание деятельности структурных подразделений предполагает четкое функционирование единого механизма органов правопорядка и правовой защиты граждан.

Основные стратегические задачи отечественной милиции связаны в настоящее время с культурой общения с гражданами, повышением уровня владения родным языком, литературой, историей и специальностью. Многое зависит от профессионализма личного состава, знания им основ юриспруденции, нормативно-правовых актов и других законодательных документов. Весьма важно прививать будущим офицерам умение работать и взаимодействовать с гражданами, оперативно решать возникающие в зависимости от конкретной ситуации трудности, предотвращать негативные поступки и преступления разного характера, добиваться доверия общества к органам внутренних дел, в том числе милиции [6].

Президент Республики Таджикистан Эмома-ли Рахмон, выступая перед личным составом милиции Таджикистана на совещании сотрудников правоохранительных органов и силовых структур республики, отметил: «Процесс обеспечения национальной безопасности в XXI столетии налагает на органы правоохраны и силовые струк-

Список литературы:

1. Назаров Н. Д. Нормативно-правовая основа деятельности органов внутренних дел Таджикистана по соблюдению законности и правопорядка // Вестник педуниверситета. Душанбе, 2004. № 8.

2. Назаров Н Д. Организационно-правовые основы создания и развития таджикской милиции. Душанбе: ЭР-граф, 2009.

3. Правовые основы регулирования взаимодействия МВД Республики Таджикистан с правоохранительными органами зарубежных стран. Душанбе: МВД, 2009.

туры неизмеримо высокую ответственность, ставит перед ними сложнейшие задачи. Это требует обеспечения набора на службу в соответствии с профессиональными качествами и потребностями специалистов в конкретном региональном подразделении с учетом возможностей разрешения социальных потребностей. Следует внедрять проведение конкурсных наборов сотрудников из числа выпускников других учебных заведений, практиковать набор на службу молодых людей по личным и профессиональным качествам» [5].

Опыт научно-педагогической работы в качестве преподавателя Академии МВД Республики Таджикистан позволили автору этих строк выявить современные тенденции в контексте формирования системы профессионального образования сотрудников МВД в Таджикистане, разработать формы и способы подготовки кадров, выявить специфику профессиональной их деятельности, выявить главные направления работы с будущими кадрами в органах внутренних дел страны. Все это, в конечном счете, отвечает потребностям общества и возможностям организации и обеспечения квалифицированной профессиональной подготовки будущих кадров.

На наш взгляд, один из главных моментов современной ситуации с деятельностью отечественной милиции состоит в том, что следует работать в направлении поиска эффективных и современных технологий управленческой стратегии в сфере органов внутренних дел, найти оптимальные пути совершенствования механизмов деятельности системы подготовки кадров для данной сферы. Постановка настоящей проблемы диктуется в свете актуальных задач, зафиксированных в Стратегии реформирования милиции РТ на период 2013-2020 годов. Безусловно, приоритетным и ключевым моментом является ориентация сотрудников органа внутренних дел на обеспечение благополучия человека как высшей ценности и главного источника развития общества.

4. Рахмон Э. Главное - верховенство закона. Душанбе: Ирфон, 1999.

5. Рахмон Э. Наша цель - единство, согласие, созидание. Душанбе: Ирфон, 2010.

6. Саймуддынов Ш. Академия МВД Республики Таджикистан. Таджикская милиции: история и современность. Душанбе, 2002.

7. Стратегия реформы милиции на 2013— 2020 годы: Указ Президента Республики Таджикистан от 19 марта 2013 г.

E-mail: azizadavlat@mail.ru

Сетевое издание «Академическая мысль» № 1

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.