У. Эгамбердиев
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ПО УКРЕПЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СТРАНЫ
Ключевые слова: Органы внутренних дел, общественно-политическая и криминогенная ситуация, конституционный строй, незаконные вооруженные бандформирования, организованные преступные группы
В конце 80-х годов XX столетия все сферы общественной жизни СССР - политическая, социально-экономическая и культурная -переживали глубокий кризис. Люди все больше осознавали неизбежность, а вместе с тем и необходимость политических перемен. Принятый советским государством курс на ускорение социально-экономического развития, ключевыми лозунгами которого стали «интенсификация производства», «перестройка», «гласность», «плюрализм мнений», «демократия», «справедливость», уже не мог изменить сложившуюся ситуацию (6, 22).
На национальной почве в различных регионах страны происходили бурные события, которые имели сепаратистскую окраску. В результате общественно-политических и социально-экономических преобразований конца 80-х и начала 90-х годов прошлого столетия резко повысилась политическая активность народных масс, и в первую очередь, молодежи Таджикистана. Февральские события 1990г. стали толчком для накала политических страстей и резкого противостояния политических партий и общественных движений, в которые были вовлечены широкие слои населения.
Хроника событий тех дней поражает своей динамикой и трагизмом. В начале февраля в Душанбе был распространен слух, что якобы беженцам из Армении будут выдаваться квартиры в городе. Этот слух послужил поводом для массовых беспорядков в столице республики.
Происходившие перемены осложнили общественно-политичсскую и криминогенную обстановку в республике, в то же время они сильно повлияли на эффективность деятельности правоохранительных органов. Наиболее сложная оперативная обстановка сложилась в столичном Душанбе, Кулябской, Курган-Тюбинсюй областях, а также в районах республиканского подчинения.
Появились попытки решения политических и социальных вопросов путем «митингового» давления, за неполный год было зарегистрировано 70 таких попыток (7, 12). Под митинговым давлением 30 августа 1991г. на внеочередной сессии Верховного Совета Таджикской ССР К. Махкамов ушел в отставку.
21 сентября 1991г. в здании Дома политпросвещения начал работу внеочередной XXII съезд Компартии Таджикистана. Одновременно с началом работы съезда на площади «Шахидон» у здания ЦК КП Таджикистана проходил митинг оппозиционных сил с требованиями запретить на территории республики деятельность Компартии и национализировать ее имущество. Во второй половине дня митинг продолжался и на площади «Озоди». 21 сентября стал первым днем 17-дневного митинга (с 21 сентября по 7 октября) оппозиционных сил Таджикистана (6, 34).
МВД республики всегда стояло на страже законов и в любых условиях стремилось организовать свою деятельность как можно эффективнее. В апреле 1991г. МВД Таджикской ССР в связи с принятием Закона СССР от 6 марта 1991г. «О советской милиции» (1), и Приказа МВД СССР от 20 марта 1991 г. № 96 (5), содержащего перечень основных организационных мер по выполнению Закона, разработало Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел Республики Таджикистан (4), в котором были определены основные направления деятельности по обеспечению полного и безусловного исполнения требований закона, и, в первую очередь,
в вопросах защиты прав и свобод граждан, их личной и имущественной безопасности (6, 41).
Несмотря на принимаемые меры, этот период характеризуется повышением уровня преступности в районах республиканского подчинения. Причины такого положения были обусловлены переходным периодом и свойственной ему социальной напряженностью. За первое полугодие 1991г. возросло число групповых преступлений - с 905 до 1277 случаев, рост наблюдался в Кулябском регионе - на 84,5%; в Ленинабадской области - на 48,4%. Организованными группами было совершено 656 преступлений, что на 2,8% больше, чем в 1990г. Группами совершались каждое четвертое изнасилование и покушение на изнасилование, каждая третья кража, каждый третий грабеж, два разбоя из пяти, каждый шестой угон транспортных средств.
Органы внутренних дел Таджикистана в конце 80-х - начале 90-х годов XX столетия столкнулись с неизвестными в их прежней практике формами правонарушений, носящих организованный и массовый характер. Последующие годы стали для них суровым испытанием на прочность. Именно в эти годы особенно проявились героизм сотрудников, их предан-ность Родине и своему служебному долгу.
Изучение деятельности органов внутренних дел имеет большое научное и познавательное значение. Как отметил Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон, "наглядные уроки истории не только открывают перед нами картину прошлого, они также помогают осознать настоящее и будущее, и, как справедливый судья, указывают на достижения и промахи в длинной череде государственности таджиков".
В первые годы государственной независимости Республики Таджикистан, в условиях, когда страну охватила опустошительная гражданская война, паралич государственного аппарата, тяжёлый экономический и социальный кризис, в древнем Худжанде состоялась историческая XVI сессия Верховного Совета Таджикистана.
В ходе XVI сессии Верховного Совета Республики Таджикистан 25 ноября 1992г. на должность министра внутренних дел Республики Таджикистан был назначен Якуб Каримович
Салимов. Указом Председателя Верховного Совета Республики Таджикистан за №7 от 30 ноября 1992г. М. Навжуванов был официально уволен с должности министра внутренних дел (6, 73).
Для того, чтобы восстановить конституционный строй, нормализовать общественно-политическую ситуацию, обеспечить мир и покой граждан во всех уголках южных районов Таджикистана, новому Правительству и, в первую очередь, войскам Народного фронта и органов внутренних дел республики пришлось вести борьбу против незаконных вооруженных бандформирований и организованных преступных групп.
В конце 1992г. и начале 1993г. личный состав органов и подразделений внутренних дел был полностью деморализован, сотни сотрудников покинули места службы, материально-техническая база органов внутренних дел была крайне истощенной, большое количество оружия и техники было утрачено, были разрушены административные и служебные здания (6, 76).
Исходя из этого, с целью восстановления и повышения качества управленческой деятельности МВД, усиления контроля над работой территориальных органов, новое руководство МВД Республики Таджикистан предложило начальникам управлений на местах, отделам внутренних дел:
1) с учетом общественно-политической и криминогенной ситуации завершить разработку планов работы на первое полугодие 1993г., предусмотрев в них наиболее актуальные, требующие безотлагательного выполнения, мероприятия, способствующие улучшению деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью;
2) представить в ОИУ МВД свои предложения по корректировке плана работы МВД, а также предложения по вопросам, выносимым на рассмотрение Коллегии и оперативных совещаний;
3) принять решительные меры по укреплению служебной и исполнительской дисциплины, усилению зонального контроля над положением дел на местах.
Принимая во внимание сложившуюся общественно-политическую, социально-экономическую и криминогенную ситуацию в стране, МВД Республики Таджикистан приняло
необходимые меры по преодолению возникших трудностей, определило основные направления деятельности.
В связи с осложнением общественно-политической и криминогенной обстановки в стране, руководство МВД республики принимало соответствующие меры. Личный состав органов внутренних дел республики был задействован по специальному плану, умело использовались силы и средства по обеспечению режима чрезвычайного положения во многих районах и городах республики, успешно осуществлялись боевые и специальные операции в борьбе с бандформированиями. Обеспечивалось функционирование территориальных постов и КПП, удерживались боевые заслоны на стратегически важных участках республики. Структурные подразделения органов внутренних дел Таджикистана и их личный состав прилагали все свои усилия для того, чтобы пресечь рост преступности в республике и обеспечить защиту конституционного строя в стране.
В условиях объявленного в республике чрезвычайною положения важное значение имела совместная координация действий подразделений МВД и других силовых структур республики. Так, органами и войсками МВД совместно с ГКНБ в 19921993гг. было проведено 26 боевых операций по ликвидации незаконных бандформирований, более 500 специальных оперативно-розыскных и профилактических операций по выявлению преступников и членов бандитских групп. В ходе проведения совместных мероприятий было выявлено и задержано 330 членов оппозиционных вооруженных незаконных формирований, 17 главарей и активных участников бандформирований, 197 нарушителей границы, 1076 разыскиваемых преступников, 576 ранее незаконно освобожденных оппозицией осужденных. Это способствовало тому, что все важные политические мероприятия были проведены без каких-либо осложнений, была обеспечена безопасность граждан.
Органы внутренних дел усилили борьбу против антиконституционных сил, в частности, основных оппозиционных политических партий и движений, которые продолжали антиправительственную пропаганду и совершали террорис-
тические акты в Душанбе. 21 июня 1993г. Верховный Суд Республики Таджикистан принял решение о запрещении деятельности Партии исламского возрождения, Демократической партии Таджикистана, движения "Растохез" и общества "Лаъли Бадахшон" как главных зачинщиков многодневных митингов на площади "Шахидон", приведших к кровопролитию.
Значительное внимание уделялось проблеме выявления и пресечения преступлений, свя-занных с наркотиками. За 19931994гг. органами внутренних дел Республики Таджикистан было зарегистрировано 2528 преступлений, связанных с незаконными оборотами наркотиков. Наметилась устойчивая тенденция увеличения контрабанды наркотиков в страны дальнего зарубежья. Так, только в 1994г. в аэропорту Душанбе за незаконную перевозку наркотиков из г. Хорог было задержано 37 человек.
Продолжалась реализация мер, направленных на выполнение Указа Президента Республи-ки Таджикистан "О добровольной сдаче и изъятии огнестрельного оружия, боеприпасов и военной техники у населения Республики Таджикистан". В результате было изъято 5506 единиц огнестрельного оружия, из них 1078 автоматов, 381 пистолет, 620 единиц нарезного оружия, 355 самодельных приспособлений. При проведении разъяснительной работы более 17 тыс. граждан добровольно сдали имеющееся у них оружие.
В 1997г. в Согдийской области, подстрекаемые деструктивными силами, заключенные НТК-19 подняли бунт, угрожающий стабильности общественного порядка в области. Силовыми действиями органов внутренних дел этот бунт был подавлен. В апреле того же года было совершено неслыханное по дерзости преступление - покушение на жизнь Президента страны Э.Ш. Рахмонова со стороны банды террористов, возглавляемой одним из лидеров преступного мира - X. Абдушукуровым по кличке "Тайсон", ранее неоднократно судимым за совершение различных преступлений. Органами внутренних дел было установлено местонахождение банды, и в ходе специальной операции банда была ликвидирована.
В г. Ура-Тюбе Ленинабадской области в результате действий сепаратистов имели место провокации, которые привели к
массовым беспорядкам, погромам административных зданий Хукумата, милиции и прокуратуры.
После распада СССР МВД республики столкнулось с трудностями в обеспечении органов внутренних дел квалифицированными кадрами. С целью подготовки специалистов для органов внутренних дел, Постановлением Правительства Республики Таджикистан №372 от 23 декабря 1991г. на базе Душанбинской средней специальной школы МВД СССР и Душанбинского филиала заочного факультета Ташкентской Высшей школы МВД СССР была образована Высшая школа МВД Республики Таджикистан (6, 218).
До 1993г. Высшей школой МВД Республики Таджикистан руководил полковник внутренней службы У.С. Джумаев. С начала 1993г. руководство Высшей школы возлагалось на одного из опытных специалистов органов внутренних дел - генерал-майора милиции A.A. Кахарова (ныне генерал-полковник милиции, Министр внутренних дел) (6, 218).
За короткое время Высшая школа МВД республики превратилась в важнейший центр подготовки специалистов для органов внутренних дел. Уже к концу 1997 г. в школе функционировали 3 факультета и 17 кафедр. В настоящее время Высшая школа переименована в Академию МВД Республики Таджикистан.
Во исполнение указания Министра, ОИО УВД Согдийской области в октябре 1998 года был разработан план проведения специальных операций органов внутренних дел с выделением для этой цели необходимых сил и средств. В ОИУ МВД республики был направлен общий расчет задействованных сил и средств, согласно плану проведения специальных операций.
К тому времени в сентябре 1998 года в МВД и УВД Согдийской области стала поступать информация о готовящемся вооруженном нападении бандформирований М. Худойбердыева. Ими разрабатывался план вторжения в Согдийскую область после провала мятежа, организованного ими в Хатлонской области в 1997 году.
В ноябре 1998 года они вторглись на территорию Согдийской области, но были разгромлены. Агрессия была отражена, М. Худойбердыев с остатками своей группы скрылся за пределами республики.
Реализация практических мер по приоритетным направлениям деятельности органов внутренних дел во многом способствовали стабилизации общественно-политической ситуации и повышению контроля за состоянием оперативной обстановки в Согдийской области.
Весной 2000 года на территории Согдийской области активизировала свою деятельность партия "Хизб-ут-тахрир". Конечная цель этой партии заключалась в разжигании межнациональной и местнической вражды, создание хаоса и панического настроения у населения области.
В результате проведения оперативно-розыскных и следственных действий, органами внутренних дел и УМБ по Согдийской области в мае 2000 года задержано более 70 членов партии "Хизб-ут-Тахрир", по области изъято большое количество литературы антиправительственного содержания.
С целью взаимодействия и обмена информацией и совместными действиями по установлению местонахождения бандформирований ИДУ, 27 июля 2001 года в г. Исфара Согдийской области состоялась встреча руководства МВД Киргизской Республики и МВД Республики Таджикистан.
На повестку дня были вынесены следующие вопросы: о состоянии общественно-политической и криминогенной обстановки; организация борьбы с терроризмом, организованной преступностью в сфере экономики, наркобизнеса и антиобщественными проявлениями; оказание двусторонней помощи по всем вопросам, касающихся органов внутренних дел в соответствии с подписанным Соглашением в г. Баткене 26.06.2000 года.
Исфаринская встреча руководителей МВД двух соседних государств имела большое значение для дальнейшей совместной борьбы против терроризма, организованной преступности, проведения профилактических мероприятий, обмена информацией об общественно-политической, криминогенной обстановке,
передвижении преступных групп, задержания преступников, находящихся в розыске. Во исполнение решений протокола двухсторонней встречи в г. Исфаре поэтапно была организована и достигнута слаженная взаимосвязь в борьбе с преступностью.
Организационные и практические меры, направленные на стабилизацию общественно-политической и криминогенной обстановки, укрепление законности и правопорядка, повышение результативности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и боеготовности внутренних войск дали положительные результаты в снижении уровня преступности.
К концу 2001 года наметилась твердая тенденция стабилизации криминогенной ситуации, резкое сокращение преступлений с применением огнестрельного оружия. Всё меньше можно было увидеть на улицах и в общественных местах людей в камуфляжной форме и с оружием в руках, которые были сильнейшим фактором в дестабилизации общественно-политической обстановки. Постепенно перестраивалась деятельность органов внутренних дел, которые непосредственно стали заниматься возложенными на них функциями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон СССР "О советской милиции" от 6 марта 1991г.
2. Назаршоев Н.М. Военная история Таджикистана. - Душанбе, 2002
3. Назриев Д., Сатаров И. Республика Таджикистан: история независимости: Год 1991,- Душанбе, 2002,- т.1
4. Положение о прохождении службы рядовым и начальствующим составом ОВД РТ 1991г.
5. Приказ МВД СССР "Об утверждении Положения о прохождении службы рядовым и начальст-вующим составом ОВД" от 20 марта 1991г. №96
6. Розикзода А.Ш., Косимов С., Абдухаликов У.А. Деятельность ОВД РТ в годы независимости, т. 1. -Душанбе, "Ирфон", 2006
7. Текущий архив МВД РТ. Д. 1873. - Л. 12
— 216 -С НОМАИ д онишгох )
Деятельность органов внутренних дел Республики Таджикистан по укреплению общественно-политической жизни страны
У. Эгамбердиев
Ключевые слова: органы внутренних дел, общественно-политическая и криминогенная ситуация, конституционный строй, незаконные вооруженные бандформирования и организованные преступные группы
Статья посвящена проблемам вклада органов внутренних дел Республики Таджикистан в укрепление общественно-политической ситуации в стране и ликвидации криминалитета, восстановлении конституционного строя в республике, выявления и установления местонахождения незаконных вооруженных бандформирований и организованных преступных групп, а также их ликвидации, усилении борьбы с незаконным оборотом наркотических средств и огнестрельного оружия, международного экстремизма и терроризма. Далее отмечаются меры по укомплектованию личного состава ОВД квалифицированными специалистами, укреплению морально-психологического климата в ГОРОВДе, повышению степени боевой готовности личного состава, обеспечению их необходимой техникой и спецсредствами, увеличению плотности нарядов милиции на улицах и общественных мест ах за счёт офицерского состава и других служб, использованию общественности в охране общественного порядка в период осложнения общественно-политической обстановки в стране.
The Activities of Tajikistan Republic Home Affairs Bodies on Strengthening Social-Political Life of the Country
U. Egambercliev
Key words: home affairs bodies, social-political and criminal situation, constitutional frameworks, illegal armed band formations and organized criminal groups
The article dwells on such issues as contribution of home affairs bodies into the strengthening of social-political situation and liquidation of crime, reinstatement of constitutional frameworks in the republic, elicitation of
whereabouts in reference to illegal armed band formations and organized criminal groups; liquidation of the latters, intensification of combat with unlawfiil circulation of drug stuffs and fire guns, with international extremism and terrorism being included into this drive as well. Further on the author of the article marks out the measures aimed at a recruitment of qualified experts into the Home Affairs Department (HAD), fortification of moral psychological climate in the urban HAD, elevation of militant promptitude of officers' staff their provision with proper technique and special resources, density of militia detachments in the streets and public places at the cost of officers ' staff and other services, resorting to public services for social order security in the periods of complicated social-political stirrotindings in the country.