Научная статья на тему 'Приоритетные потребности модернизации негосударственных организаций сектора высшего профессионального образования'

Приоритетные потребности модернизации негосударственных организаций сектора высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1891
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Ирина Алесеевна

К настоящему времени негосударственные образовательные учреждения стали заметным явлением в системе российского образования, значительно увеличившим ее потенциал. Концепция модернизации российского образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования. В данной статье раскрыты наиболее существенные потребности модернизации негосударственных образовательных организаций и представлены пути постепенного ввода в действие её инструментов и механизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина Ирина Алесеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные потребности модернизации негосударственных организаций сектора высшего профессионального образования»

УДК 334.012.42:378 ББК 65.292.3 Н 62

И.А. Никитина

Аспирант Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (861) 233 88 59.

Приоритетные потребности модернизации негосударственных организаций сектора высшего профессионального образования

(Рецензирована)

Аннотация. К настоящему времени негосударственные образовательные учреждения стали заметным явлением в системе российского образования, значительно увеличившим ее потенциал. Концепция модернизации российского образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования.

В данной статье раскрыты наиболее существенные потребности модернизации негосударственных образовательных организаций и представлены пути постепенного ввода в действие её инструментов и механизмов.

Ключевые слова: Модернизация; негосударственные образовательные учреждения; высшая школа; образовательные услуги; качество образования; бюджетное финансирование; инвестиции

I.A. Nikitina

Post-graduate student, South Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (861) 233 88 59.

Priority needs in modernization of non-governmental organizations of higher professional education

Abstract. By the present time, non-governmental educational institutions have become the appreciable phenomenon in the Russian education system that increased greatly its potential. The concept of modernization of Russian education has allowed allocation of a number of vital issues in development of Russian education. This paper discloses the most essential needs in modernization of non-governmental educational organizations and provides ways of gradual commissioning of its instruments and mechanisms.

Keywords: modernization; non-governmental educational institutions, higher school; educational services; the quality of education; funding; investments.

Преобразования в современной экономике обусловливают включение высшей школы во вновь формируемые хозяйственные отношения. Сложность этого процесса обусловлена самой природой высшего образования, которое не только обеспечивает воспроизводство высококвалифицированных профессиональных кадров, но и реализует многие другие функции: социальной мобильности, наращивания интеллектуального потенциала общества, распространения наиболее социально значимых культурных норм и т.п.

Недооценка многоаспектного характера функционирования высшей школы обусловливает противоречивые результаты как в теоретическом обосновании путей ее реформирования, так и в оценке уже осуществленных преобразований [1].

В основе указанных преобразований лежат «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации», одобренные Правительством РФ 9 декабря 2004 г, которые конкретизируют и дополняют основные положения Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной

распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г.

Анализируя их, отметим, что концепция модернизации российского образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования.

Недостаточная результативность и продуктивность реализации Концепции были обусловлены не столько неверно выбранными приоритетами, сколько неэффективными механизмами их осуществления, слабой общественной поддержкой, отсутствием заинтересованности в модернизации образования со стороны различных общественных объединений, многих регионов субъектов Российской Федерации, недостаточностью ресурсного обеспечения, выделяемого всеми уровнями бюджетов.

Решение задач модернизации системы образования, приведение ее в соответствие со сложившимися социально-экономическими условиями может быть осуществлено только путем постепенного ввода в действие инструментов и механизмов нового типа.

В Приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации определено, что система образования должна быть нацелена на решение таких стратегических для страны задач, как повышение уровня благосостояния граждан, обеспечение социальной стабильности, развитие институтов гражданского общества, обеспечение безопасности граждан и государства, сохранение социально-культурной целостности и этнонациональной идентичности российского общества, обеспечение потребности рынка труда в квалифицированных кадрах, участие в развитии национальной инновационной системы и обеспечение конкурентоспособности российской экономики.

Высшей школе нужны не бесчисленные административные переделки, ей необходима экономическая либерализация - освобождение от всех налогов в федеральный и местный бюджет, полная административная самостоятельность, демократизация внутривузовской системы [2].

Первые негосударственные вузы, появившиеся в начале 1990-х годов, возникли как адекватное отражение изменяющихся социально-экономических условий в стране. С одной стороны, их возникновение стало реакцией на потребность рынка в специалистах экономических, юридических, гуманитарных профессий. С другой, они порождены политикой, разрушившей монополию государства в системе высшего образования.

К настоящему времени негосударственные образовательные учреждения стали заметным явлением в системе российского образования, значительно увеличившим ее потенциал. Их создание вызвано объективными социально-экономическими предпосылками, связанными с возникшим спросом определенных групп населения на создание образовательных учреждений нового типа. Немаловажным фактором является также рост предложений со стороны научно-педагогических энтузиастов по разработке и реализации инновационных подходов к организации, содержанию и методике образовательного процесса.

В современных условиях становления рыночных отношений имеются серьезные перспективы повышения престижа негосударственных вузов, создания системы негосударственных образовательных учреждений, отвечающих самым жестким требованиям и обеспечивающих условия для получения элитного образования, возложения на них значительной части задач по оказанию населению образовательных услуг, в том числе и по реализации государственного заказа в области высшего и среднего профессионального образования. К сожалению, они остаются вне данного заказа.

Негосударственные образовательные учреждения привнесли в отечественную систему образования новое «дыхание», и в первую очередь:

- создали реальную конкурентную среду, призванную обеспечить динамичное развитие системы образования за счет инициативы непосредственно образовательных учреждений, выявления скрытых резервов и внедрения новаторских идей высшей школы, а не путем административного давления;

- расширили возможности граждан в получении доступного образования (без привлечения бюджетных средств);

- обеспечили оперативную ориентацию на реальные требования рынка труда, в том числе на переподготовку и повышение квалификации выпускников; проявляют гибкость и динамизм в подготовке нужных специалистов и поддерживают более выигрышное в сравнении с государственными вузами соотношение: цена обучения - качество образования.

Для негосударственных вузов очень острой является проблема развития собственной материальной базы. В развитии негосударственного сектора высшего образования важную роль играет финансовая устойчивость вуза, гарантирующая возможность получения качественного образования. Так сложилось, что негосударственные вузы в подавляющем большинстве функционируют за счет средств, вносимых студентами за обучение. Объем финансовых или имущественных средств, вносимых учредителем (учредителями) при создании или реорганизации негосударственного образовательного учреждения, действующим законодательством, к сожалению, не установлен. При отзыве лицензии вуза на право ведения образовательной деятельности или лишении его государственной аккредитации (а такие случаи и соответствующие судебные процессы уже стали реальностью) наиболее слабым звеном оказывается социальная защита студентов: они практически лишаются права на образование по избранной специальности [3].

Сегодня для удержания позиций и сохранения своего места в системе российского образования и государственным, и негосударственным вузам требуются новые усилия, поиск иной политики, базирующейся на развитии тех принципиальных преимуществ, которыми они обладают. Возможно, негосударственные вузы, наряду с типичными мероприятиями по подъему качества обучения, должны более активно переориентироваться в направлении индивидуального обучения, подготовки специалистов немассовых профессий, сделать упор на применение уникальных методов и методик обучения.

В настоящее время приоритетными направлениями государственной политики в области образования должны стать:

- повышение качества профессионального образования;

- развитие современной системы непрерывного профессионального образования;

- обеспечение доступности качественного общего образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Реализация планов модернизации российского образования позволит решить многие

давно назревшие проблемы, в том числе обеспечение роста социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, повышение материального благосостояния работников образования и многие другие.

Вместе с тем, значительно более важную роль в развитии образования должно играть общество. Формирование прозрачных механизмов управления образованием и образовательными учреждениями сделает более эффективными различные формы общественной поддержки системы образования в целом.

Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень). Такая система станет основой для формирования адекватной потребностям общества структуры квалификаций и образовательных программ [3].

В 2007 году был принят закон, совершенствующий систему высшего профессионального образования в России, в соответствии с которым в России будет введена двухуровневая система высшего образования с отдельными госстандартами, вступительными экзаменами и итоговой аттестацией.

Первый уровень - бакалавриат (3 - 4 года обучения), второй - магистратура (два года после бакалавриата), а по некоторым программам, в частности по медицинским, вузы продолжат готовить специалистов не менее пяти лет.

Второй уровень высшего образования, с углубленной профспециализацией, - это

магистратура или «специалитет». Магистратура готовит специалистов, способных к решению наиболее сложных задач профессиональной деятельности (инженер-атомщик, журналист-телевизионщик) и т.д.

У каждого уровня высшего образования будут свои государственные образовательные стандарты, самостоятельная итоговая аттестация.

В целом переход к двухуровневой системе высшего образования даст возможность России стать полноправным партнером государств - участников Болонского процесса, что будет способствовать расширению доступа к европейскому образованию, дальнейшему повышению его качества и привлекательности, расширению мобильности студентов и преподавателей посредством принятия сопоставимой системы ступеней высшего образования, применения системы учебных кредитов (ECTS), выдачи выпускникам вузов общеевропейского Приложения к диплому (Diploma Supplement), а также обеспечению трудоустройства выпускников вузов за счет ориентирования на европейский рынок труда.

Что же касается развития современной системы непрерывного профессионального образования, то основные задачи его реализации состоит в следующем:

- обеспечение расширения числа организаций, предоставляющих образовательные услуги в области профессионального образования и подготовки кадров;

- создание условий для распространения общественно-профессиональных механизмов аттестации и аккредитации образовательных программ;

- повышение роли общественных институтов в управлении образованием;

- формирование общенациональной системы оценки качества образования, получаемого гражданином, и реализуемых образовательных программ;

- создание условий для обеспечения образовательной мобильности обучающихся.

Увеличение объемов инвестиций и повышение эффективности их использования -

одно из важнейших направлений при осуществлении в России экономических реформ, включая сферу образования. Увеличение привлекаемых инвестиций во многом зависит от активизации в сфере образования инновационной деятельности, широкого внедрения новых, отвечающих современным требованиям технологий обучения, нацеленных на кардинальное повышение качества образования. Это обусловлено во многом реализацией инновационных программ в образовательном процессе.

Несмотря на возрастающий объем вложений, коренной модернизации отрасли образования пока не произошло. Необходимо внедрять бюджетное финансирование, направляя средства на поддержку лучших преподавателей, школ и вузов, практически внедряющих инновационные программы.

Инвестиции в сфере образования должны быть направлены на совершенствование образовательного процесса с применением новых технологий обучения в целях существенного повышения качества образования, обновления основных фондов образовательных учреждений, повсеместного внедрения современных средств информации и коммуникации, реализации мероприятий по укреплению здоровья и усилению социальной поддержки обучающихся и педагогов.

Таковы основные проблемы, с которыми столкнулось высшее образование и отечественное образование в целом. Очевидно, что их решение требует комплексного подхода, совместных усилий государства и общества при приоритете государственного участия в этом процессе. Прямая обязанность государства - создавать условия для развития, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги и эффективно управлять государственной собственностью. Это положение действительно и для системы образования. Именно закон должен регулировать большинство отношений в области образования.

В России формируется новая структура высшего образования, включающая в себя мощное ядро государственных вузов и динамичный слой вузов негосударственных. Ведущим субъектом социальной политики в этой сфере остаётся государство, в то же время растёт

самостоятельность образовательных организаций, потенциал которых снижается.

Налоговый кодекс лишил образовательные учреждения ряда предоставленных им налоговых льгот, что привело к неоправданному сокращению финансовых ресурсов вузов.

Для негосударственных вузов задача укрепления материальной базы (строительство зданий, приобретение основных средств) является приоритетной. Все предназначенные для этого вложения сейчас возможны только после уплаты налога на прибыль, что ведет к увеличению расходов на развитие материальной базы, а значит, не только тормозит развитие негосударственных вузов, но и неизбежно ведет к росту стоимости обучения для студентов. Очевидно, что будущее образовательного пространства высшей школы в значительной мере определяется налоговой политикой. И очень важно, чтобы наблюдающееся пока еще противопоставление государственного и негосударственного образования в общественном сознании сменилось на восприятие их как социальных партнеров.

В связи с этим представляется перспективным, продолжив осуществление модернизации и адаптации к новым социально-экономическим условиям основных механизмов высшей школы, обеспечить полное законодательное регулирование всего спектра отношений, возникающих при осуществлении гражданами своих прав в области образования, в том числе в высшем образовании, обратив пристальное внимание на вопросы последующего трудоустройства выпускников российских вузов, привлечения молодежи в науку, повышение статуса профессорско-преподавательского состава вузов.

Вместе с тем, важно в ближайшие годы увеличить объемы бюджетного финансирования высшей школы, привлечь к финансированию образования работодателей и внешних инвесторов.

Примечания:

1. Алайба Т.Е., Заборова Е.Н. Студенты об имидже государственных и негосударственных вузов // Социс. 2004. № 2. С. 91-97.

2. Мамедов О. Модернизация российской экономики // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2009. Т. 7, № 3. С. 21.

3. Гуров В. Качество образования в негосударственных вузах // Высшее образование в России. 2004. № 6. С. 148-154.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.