Б01: 10.12731/2218-7405-2014-11-21
АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ ПЛАТНЫХ И БЕСПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Найденов Н.Д., Киросова Т.А.
В статье проведен анализ путей достижения рационального соотношения платных и бесплатных образовательных услуг. Предложены рекомендации по совершенствованию условий функционирования сферы образования по секторам платных и бесплатных образовательных услуг системы высшего профессионального образования.
Модернизация производства диктует необходимость четкого понимания частной и общественной форм собственности в образовании. динамики платных и бесплатных образовательных услуг, В экономической литературе недостаточно внимания уделяется анализу рационального сочетания платных и бесплатных образовательных услуг вообще, в частности в системе высшего образования.
В статье проведен анализ тенденций в разграничении сферы высшего профессионального образования по формам собственности и по характеру возмещения образовательных услуг в Российской Федерации за 1993-2010 годы.
Методы исследования: абстрактно-аналитический метод. статистические методы, анализ, агрегирование, интервью
Общество локализует сферы общественной и частной собственности в соответствии с максимальной отдачей вовлеченных ресурсов.
Основная тенденция в развитии высшего профессионального образования в Российской Федерации и странах СНГ состоит в принятии вузами свойств бизнес-структур, доля платного сектора в образовательных услугах возрастает. Прослеживается тенденция: в сфере фундаментального образования доминируют «бесплатные» образовательные услуги. В сфере узкоспециализированных профессиональных образовательных услуг преобладают платные государственные и частные образовательные услуги.
Ключевые слова: высшее образование; платные образовательные услуги; образовательные услуги; финансируемые государством.
ANALYSIS OF THE RATIO OF FREE AND PAID EDUCATIONAL SERVICES IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Naydenov N.D., Kirosova T.A.
This article analyzes the relationship of public and private ownership in education in the Russian Federation. Recommendations to improve the operating conditions of education by sector offree and paid educational services system of higher education are given.
Modernization ofproduction necessitates a clear understanding ofprivate and public ownership in education, dynamics offree and paid educational services. In the economic literature there is not enough attention to the analysis of rational combination of paid and free educational services, particularly in the higher education system.
In the article the analysis of trends in the delimitation of the sphere of higher professional education by form of ownership and the nature of reimbursement of educational services in the Russian Federation for the years 1993-2010 is given.
Research methods: abstract-analytical method, statistical methods, analysis, aggregation, interviews.
The society localizes areas ofpublic and private property in accordance with the maximum efficiency of resources involved.
The main trend in the development of higher professional education in the Russian Federation and CIS (The Commonwealth of independent States) countries is the adoption by universities of properties of business structures. The share of the commercial sector in educational services is growing. «Free» educational services are dominated in the field of fundamental education. Paid public and private educational services are dominated in the field of specialized professional educational services.
Keywords: higher education, paid educational services, educational services funded by the state.
Введение в проблему
В экономической литературе недостаточно внимания уделяется анализу рационального сочетания платных и бесплатных образовательных услуг вообще, в частности в системе высшего образования. Эффективное сочетание платных и бесплатных образовательных услуг это такое распределение полномочий образовательных учреждений и обучающихся лиц, которое
способствует росту национального человеческого капитала, повышению благосостояния населения страны, экономическому росту и стабильности общества, а также способствует сближению компетенций получателей образовательных услуг и требований работодателей к квалифицированной рабочей силе.
Социально-экономические реформы в области отношений собственности 90-х годов в Российской Федерации привели к нарастанию платных образовательных услуг.
И в теории и на практике все образовательные услуги разделены на два основных вида: платные (paid) и бесплатные (free). Платные образовательные услуги оказываются за счет обучающихся, их родителей или заинтересованных лиц. Под бесплатными образовательными услугами понимаются услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в пределах основных образовательных программ, финансируемых за счет бюджетных средств, и государственных образовательных стандартов. К правоотношениям, возникающим в связи с оказанием бесплатных образовательных услуг, нормы гражданского законодательства (в том числе Закона РФ «О защите прав потребителей») не применяются. Данные правоотношения регулируются законодательством РФ (в широком смысле) об образовании.
Для более глубокого понимания платных и бесплатных образовательных услуг необходим анализ их рационального сочетания в образовании.
Методы нашего исследования: абстрактно-аналитический метод. статистические методы, анализ, агрегирование, интервью.
Исследовательская часть
Модернизация производства диктует необходимость четкого понимания динамики платных и бесплатных образовательных услуг, частной и общественной форм собственности в образовании. Для обеспечения экономического роста важны обучение и повышение квалификации работников в соответствии с инвестиционными вложениями, государственно-частное партнерство, софинансирование. Но для частной собственности характерны «пузыри» в отдельных видах деятельности, нечестная деловая практика, оппортунизм (выведение активов предприятия), рейдерство, предпочтение текущей ликвидности и немедленной отдачи средств. Для общественной собственности характерна забюрократизированность учебного процесса.
Частная собственность обусловливает равновесие на более дорогом и малообъемном участке кривой совокупного спроса, а общественная - на ее относительно дешевом и объемном
участке. Можно с большой уверенностью предположить, что аналогичная ситуация будет наблюдаться и в соотношении платных и бесплатных образовательных услуг.
Общественная собственность обусловливает такие цели производства, которые не свойственны частной собственности. Для частной собственности типичными являются цели роста прибыли и рентабельности собственного капитала, для общественной - работы на перспективу, удовлетворение потребностей страны и граждан, рост продаж, сохранение стабильного комплекса видов хозяйственной деятельности, экономия ресурсов, повышение качества продукции и услуг, равенство. Общественная собственность уязвима перед «проблемой зайца», оппортунизмом, проблемой «липучки для мух» и отлыныванием. Частная собственность агрессивна в своем стремлении заработать больше прибыли и усиливает неравенство и несправедливость. Поэтому общество локализует сферы общественной и частной собственности в соответствии с максимальной отдачей вовлеченных ресурсов.
Остановимся на анализе тенденций в разграничении по формам собственности сферы высшего профессионального образования российской Федерации за 1993-2010 годы.
Россия - одна из самых образованных стран мира. По данным Международной организации экономического сотрудничества и развития охват высшим образованием среди граждан Российской Федерации больше, чем соответствующие показатели Канады, Японии и США[1]. Населению России свойственно устойчивое убеждение в ценности образования. Установка на необходимость получения детьми не только полного среднего, но и высшего образования, воспринимается большинством родителей как норма. Более 50 % родителей готовы оплачивать образовательные услуги [2]. Государственно-политические и социально-экономические преобразования в Российской Федерации умножило многообразие учреждений в сфере образования, прежде всего, укрепилось негосударственное высшее образование. Кроме того, вузы переориентировались с планового выпуска специалистов на спрос со стороны абитуриентов и родителей в образовательных услугах.
Распределение образовательных учреждений Российской Федерации на государственные и муниципальные и негосударственные учреждения в высшем профессиональном образовании показаны в таблице 1.
Как показывает таблица 1, общее число образовательных учреждений высшего профессионального образования за 1990-2010 годы возросло с 514 до 1115, т.е. в 2,2 раза. Особенно быстро росло число негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Оно возросло с 78 в 1993/1994 учебном году до 462 в 2010 учебном году, т.е. в 5,9 раза. Но выпуск специалистов обеспечивается в основном учреждениями государ-
ственной и муниципальной форм собственности: негосударственными учреждениями было выпущено в 2010 году 290 тыс. человек, а государственными и муниципальными - 1178 тыс. человек, всего - 1468 тыс. человек.
Таблица 1
Распределение образовательных учреждений Российской Федерации на государственные и муниципальные и негосударственные учреждения в высшем профессиональном образовании
1990 1995 2000 2005 2009 2010
Число образовательных учреждений 514 705 965 1068 1114 1115
В том числе государственных и муниципальных 514 569 607 655 662 653
негосударственных - 136 358 413 452 462
Источник: Российский статистический ежегодник. 2011. Ст. сб. / Росстат. - М., 2011. С. 207.
Если принять, что высшее профессиональное образование имеют 11 % населения, то несложные расчеты показывают, что в Российской Федерации из 75440 тыс. человек экономического активного населения 8298,4 тысячи человек это люди, имеющие высшее образование. Примем, что убыль этих лиц составляет 25-ю часть в год, тогда убыль лиц с высшим образованием в 4,4 раза меньше, чем приток лиц с высшим образованием. (Ход расчетов: 75440 тыс. чел.*0,11=8298,4; 8298,4:25=331,9; 1468:331,9=4,4).
Является ли бурный рост высшего образования очередным рыночным пузырем, или это в целом позитивное явление рыночных трансформаций в экономике Российской Федерации? Несомненно, это позитивная тенденция. Образование успешно выполняет такие важные социальные функции, как обеспечение занятости молодежи и адаптацию молодежи к новой рыночной среде хозяйствования, расширяет возможности для трудовой миграции.
В России среди лиц умственного труда очень низка доля технических исполнителей. Она составляет 1,8 % к численности занятых. В США - аналогичный показатель составляет 28 %. В России заметно выше доля руководителей, специалистов высшего и среднего звена. В России она составляет 34 %, а в США -2 6 %.
Доля людей, занятых физическим трудом, в России составляет 68 %, а в США - 45 %. В России среди работников физического труда значительно больше, чем в США, неквалифицированных рабочих (26 % против 10 % в США) [8]. В этой ситуации следовало бы ожидать большую долю выпуска по техническим специальностям. Но факты указывают на обратную
ситуацию. Действительно в 2010 году выпуск специалистов по гуманитарным специальностям составил 178,9 тыс. чел., а по естественным наукам только 13 тыс. чел. [7, с. 247]. Большой резонанс в средствах массовой информации вызывает вопрос о преобладании среди выпускников вузов юристов и экономистов. Безусловно, это перекос, хотя и объяснимый.
Работодатели и студенты оказываются заинтересованными в подготовке юристов и экономистов. Мобильность и снижение доли материального производства диктует необходимость получать более общее гуманитарное образование по сравнению с техническим, все же узким образованием. Преимущества в поиске работы в пользу юристов и экономистов диктует и структуру подготовки в их пользу. Ситуацию с избытком подготовки экономистов и юристов действительно необходимо исправлять, но без согласования с тенденциями в развитии структуры производства и структуры выпуска по направлениям подготовки специалистов не обойтись.
Все государственные образовательные учреждения осуществляют учебный процесс как на платной, так и бесплатной основе. Частные образовательные учреждения - на платной основе. Рассмотрим финансирование подготовки специалистов высшего профессионального образования с точки зрения форм собственности.
Таблица 2
Выпуск специалистов образовательными учреждениями высшего профессионального образования по формам собственности и обучения в 2010 году
В том числе
Выпущено специалистов, всего тыс. чел. очной формы обучения очно-заочной формы обучения заочной формы обучения Экстернат
Все образовательные учреждения высшего профессионального 1467,9 689,8 68,0 691,8 18,2
образования
Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования 1177,8 617,3 54,1 491,3 15,1
Негосударственные образова-
тельные учреждения высшего 290,1 72,5 13,9 200,5 3,2
профессионального образования
Источник: Российский статистический ежегодник. 2011. Ст. сб. / Росстат. - М., 2011. С. 248.
Как показано в таблице 2, в 2010 году выпущено 1467,9 тыс. человек, из них на негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования приходится только 290,1 тыс. человек, или 19,7 %. Основная часть выпускников учреждений высшего профессионального образования обеспечивается государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования. При этом негосударственные образовательные учреждения используют в основном заочную форму обучения. Поэтому трудно утверждать, что подготовка экономистов и юристов наносит ущерб государству.
Таблица 3
Выпуск специалистов государственными и государственными и муниципальными образовательными учреждениями высшего профессионального образования по источникам финансирования в 2010 году, тыс. чел.
2000 2005 2010
Выпущено специалистов всего 578,9 978,4 1177,8
В том числе обучавшимся за счет средств Федерального бюджета 445,1 503,6 532,3
бюджетов субъектов Российской Федерации 5,3 12,4 1,3
местных бюджетов 1,4 1,2 1,3
с полным возмещением стоимости обучения 127,1 481,2 631,2
Источник: Российский статистический ежегодник. 2011. Ст. сб. / Росстат. - М., 2011. С. 250.
Известно, негосударственные образовательные учреждения финансируются в основном за счет полного возмещения стоимости обучения самим обучающимися. Иначе дело обстоит в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Здесь значительная часть образовательных программ финансируется за счет бюджетных средств -46,5 % (578,9/1177,8=0,465), а в порядке полного возмещения стоимости обучения - 53,5 %. (631,2/1177,8=0,535). Мы видим, что государственное и муниципальное высшее образование в 2010 году финансировалось в значительной степени примерно поровну счет бюджетных средств и за счет средств полного возмещения стоимости обучения обучающимися.
В негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования доля выпускников заочной формы обучения составляет 69%., а в государственных и муниципальных 41,7 %. Доля выпускников дневной формы обучения в негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования составила во всем выпуске всех образовательных учреждений в 2010 году 4,9 %. Доля выпускников дневной формы обучения в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования составила во всем выпуске всех образовательных учреждений в 2010 году 42,5 %
(617,3/1467,9=0,42). Можно сделать вывод, что государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования специализируются в основном на обучении студентов дневной формы обучения. Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования специализируются в основном на заочной форме обучения.
Агентством «Эксперт РА» в 2014 году был опубликован материал, подготовленный по итогам рейтинга вузов Стран СНГ [9, с. 54-57]. Рейтинг опирается на статистические данные и результаты опроса 5,5 тысяч респондентов - представителей работодателей, ученых, студентов и выпускников.
В список лучших вошло 153 вуза стран СНГ: России, Украины, Казахстана, Белоруссии, Молдавии, Узбекистана. Азербайджана и Киргизии.
Определяющей тенденцией для высшей школы стран СНГ был определен переход на систему подготовки специалистов по двухуровневой схеме «бакалавр-магистр» в соответствии с принципами Болонского процесса.
Вторая тенденция состоит в принятии вузами свойств бизнес-структур. Например, в Казахстане подавляющая часть студентов обучается на платной основе. Государственные субсидии достаются ограниченному числу абитуриентов. В России и Белоруссии превалирует обучение за счет бюджетных средств, но при этом российские вузы усиленно понуждаются к зарабатыванию средств, в том числе с помощью коммерциализации научных результатов - патентования, лицензирования, создания малых инновационных предприятий. Особенностью лидеров рейтинга является высокая стоимость платного обучения. Стоимость обучения в Московской школе экономики МГУ Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (вуз класса А), бакалавриат, за один год составляет 320 тысяч рублей в год или примерно 30 000 тыс. долларов. Стоимость обучения в вузах класса В составляет в среднем 4,6 тыс. долларов. К классу Б относится, например, национальный исследовательский Томский государственный университет. Стоимость обучения в вузах класса С составляет 3,3 тысяч долларов. Средняя стоимость обучения в вузах класса Д составляет 2,9 тыс. долларов. Стоимость обучения в вузах класса Е составляет 1,9 тыс. долларов.
Рейтинговые классы вузов характеризуются существенными различиями по научной активности. К примеру, количество научных публикаций с 2009 у вузов класса Д составляет 0,2 на единицу научно-педагогических работников, в вузах класса С - 0,38 и класса В - 0,82.
Третья тенденция состоит в следующем. Выпускники технических отраслевых вузов более востребованы, чем выпускники многопрофильных университетов. Так, по уровню востребо-
ванности выпускников работодателями даны наивысшие оценки 31 вузу, из них 17 вузов - это технические и только 9 - многопрофильные университеты.
Четвертая тенденция. Рейтинг вузов стран СНГ показывает, что конкуренция за привлечение абитуриентов из-за рубежа нарастает, особенно в части магистерских программ. Магистерские программы вузов СНГ постепенно приобретают международный характер. В 15 вузах из списка агентства «Эксперт РА» доля иностранцев в магистратуре превышает 25 %.
Выводы
Эффективные границы «бесплатных» и платных образовательных услуг это такая их структура по видам и территориям, при которых достигается соответствие компетенций получателей образовательных услуг и потребностей в квалифицированных кадрах со стороны работодателей. Прослеживается тенденция: в сфере фундаментального образования доминируют «бесплатные» образовательные услуги. Тенденция расширения платных образовательных услуг нарастет. В сфере узкоспециализированных профессиональных образовательных услуг преобладают платные государственные и частные образовательные услуги.
Список литературы
1. Гурдин К. Год новых надежд // Аргументы недели. 2012. № 50 (342).
2. Миснин М.В. Проблемы высшего профессионального образования в России // Качество, инновации, образование. 2012. №2. С. 11-16.
3. О социально-экономическом положении Республики Коми за 2009 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econom.rkomi.ru/econom_rkomi/itogi/
4. Республика Коми в цифрах. Официальное издание. Сыктывкар. Кр. ст. сб. - Сыктывкар. 2011. 223 с.
5. Республике Коми - 85 лет. Историко-статистический сборник. - Сыктывкар, 2006. 280 с.
6. Российский статистический ежегодник. 2011.Ст. сб. / Росстат. - М., 2011. 795 с.
7. Статистический ежегодник Республики Коми. Статистический сборник. 2011. Комистат.-Сыктывкар. 2011. 483 с.
8. Фаузер В.В. Социальный менеджмент. Учебное пособие. Сыктывкар, 2003. Издательство СыктГУ. 161с.
9. Ходырев А. Филиппенко Е. Отличники независимых государств // Эксперт. 2014. 3 марта -6 апреля 2014. С. 54-57.
References
1. Gurdin K. God novykh nadezhd [The Year of new hopes]. Argumenty nedeli. 2012. № 50 (342).
2. Misnin M.V. Problemy vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossii [Problems of higher professional education in Russia]. Kachestvo, innovatsii, obrazovanie. 2012. №2. Pp. 11-16.
3. On the socio-economic situation of the Republic of Komi in 2009. http://econom.rkomi.ru/eco-nom_rkomi/itogi/
4. The Republic of Komi in the figures. Official publication. Brief Statisticcal collection. - Syktyvkar. 2011. 223 p.
5. The Komi Republic is 85 years old. Historical and statistical collection. - Syktyvkar, 2006. 280 p.
6. Russian statistical Yearbook. 2011. Article Collection / Rosstat. - M., 2011. 795 p.
7. Statistical Yearbook of the Republic of Komi. Statistical collection. 2011.Comistat. - Syktyvkar. 2011. 483 p.
8. Fauzer V.V. Sotsial'nyy menedzhment [Social management]. - Syktyvkar, 2003. 161 p.
9. Khodyrev A., Filippenko E. Otlichniki nezavisimykh gosudarstv [Honors of independent States]. Ekspert [Expert]. 2014. March 3 - April 6, 2014. Pp. 54-57.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Найденов Николай Дмитриевич, профессор, д.э.н., и/о заведующего кафедрой экономики и менеджмента
Филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Сыктывкаре
Сысольское шоссе, 64, г. Сыктывкар, 167000, Россия [email protected]
Киросова Татьяна Александровна, к.и.н., доцент, заместитель директора по научной ра-
Филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета в г. Сыктывкаре
Сысольское шоссе, 64, г. Сыктывкар, 167000, Россия DATA ABOUT THE AUTHORS
Naydenov Nikolay Dmitrievich, PhD, Head of the Department of Economics and Management
Branch of the St. Petersburg State University of Economics in Syktyvkar 64, Sysolskoe shosse, Syktyvkar, 167000, Russia [email protected]
Kirosova Tatyana Aleksandrovna, Ph.D., Associate Professor, Deputy Director for Science Branch of the St. Petersburg State University of Economics in Syktyvkar 64, Sysolskoe shosse, Syktyvkar, 167000, Russia