Научная статья на тему 'Приоритетные отрасли регионального хозяйства в создании экономических основ повышения качества жизни населения в регионе'

Приоритетные отрасли регионального хозяйства в создании экономических основ повышения качества жизни населения в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / LEVEL AND QUALITY OF A LIFE OF THE POPULATION / A REGIONAL ECONOMY / SOCIAL STABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хаджалова Хадижат Магомедовна

Статья посвящена вопросу формирования устойчивой экономической базы, обеспечивающей достойный уровень и качество жизни населения региона. В этой связи среди приоритетов наиболее актуальными являются: модернизация промышленного производства, развитие транспортной инфраструктуры, строительство объектов социальной инфраструктуры, развитие агропромышленного комплекса, развитие народных художественных промыслов и развитие туристско-рекреационного комплекса в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY BRANCHES OF THE REGIONAL ECONOMY IN CREATION OF ECONOMIC BASES OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE LIFE OF THE POPULATION IN REGION

Article is devoted a question of formation of the steady economic base providing worthy level and quality of a life of the population of region. Thereupon, among priorities the most actual are: industrial production modernisation, development of a transport infrastructure, building of objects of a social infrastructure, agriculture development, development of national art crafts and development of a turist-sko-recreational complex in region.

Текст научной работы на тему «Приоритетные отрасли регионального хозяйства в создании экономических основ повышения качества жизни населения в регионе»

Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов

ХАДЖАЛОВА Х.М.

ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ РЕГИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В СОЗДАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА

ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНЕ

Статья посвящена вопросу формирования устойчивой экономической базы, обеспечивающей достойный уровень и качество жизни населения региона. В этой связи среди приоритетов наиболее актуальными являются: модернизация промышленного производства, развитие транспортной инфраструктуры, строительство объектов социальной инфраструктуры, развитие агропромышленного комплекса, развитие народных художественных промыслов и развитие туристско-рекреационного комплекса в регионе.

HADZHALOVA Н.М.

PRIORITY BRANCHES OF THE REGIONAL ECONOMY IN CREATION OF ECONOMIC BASES OF IMPROVEMENT OF QUALITY OF THE LIFE OF THE POPULATION IN REGION

Article is devoted a question of formation of the steady economic base providing worthy level and quality of a life of the population of region. Thereupon, among priorities the most actual are: industrial production modernisation, development of a transport infrastructure, building of objects of a social infrastructure, agriculture development, development of national art crafts and development of a turist-sko-recreational complex in region.

Ключевые слова: уровень и качество жизни населения; региональное хозяйство; социальная стабильность.

Keywords: level and quality of a life of the population; a regional economy; social

stability.

Депрессивное состояние экономики, сложное социально-экономическое и политическое положение, утрата хозяйственной ориентации сдерживают экономическое развитие региона, которое все в большей степени становится зависимым от политики федерального центра. В этих условиях крайне необходимо, с позиций преодоления негативных тенденций, сформулировать и обосновать основные направления повышения качества жизни населения региона. Главная цель этих мероприятий заключается в формировании собственной устойчивой экономической базы, обеспечивающей достойный уровень жизни населения Дагестана. Данная цель направлена, прежде всего, на повышение у большинства населения региона уровня жизни, а также формирование нового качества, соответствующего социальной рыночной

экономике. Важно также предусмотреть преодоление условий и факторов, дестабилизирующих в настоящее время социальное развитие общества [1, с. 164].

В целях создания условий для стабилизации и развития экономики республики в настоящее время необходимо определить «точки роста», обладающие мультипликативным эффектом. Дотационность республиканского бюджета и низкая инвестиционная привлекательности экономики Дагестана говорят об ограниченности ресурсных возможностей. При этом, учитывая ограниченность инвестиционных ресурсов как государства, так и бизнеса, в стратегии экономического развития Республики Дагестан в ближайшие 10-15 лет целесообразно сосредоточиться на приоритетных направлениях развития. Концентрация ограниченных ресурсов на факторах экономического роста способна обеспечить мультипликативный экономический эффект в смежных отраслях и, как следствие, в экономике региона в целом.

На современном этапе развития экономики республики для обеспечения регионального развития необходима концентрация инвестиционных потоков в точках экономического роста. В настоящее время среди приоритетов наиболее актуальными в Республике Дагестан, по нашему мнению, являются:

Первое. Модернизация промышленного производства (за счет внедрения последних достижений НТП), формирование современного технологического уклада, направленного на производство продукции конечной переработки. Это имеет большое значение в машиностроении и металлообработке, в пищевой отрасли, где концентрация физически и морально изношенного оборудования достиг более 60% от общей стоимости основных фондов.

Ощутимую роль в экономической и социальной жизни региона в советские годы играл относительно развитый промышленный комплекс. За годы рыночных преобразований под воздействием множества негативных факторов произошел развал промышленного комплекса региона. В условиях, когда более 60% основных фондов физически изношены, а из оставшейся 40% более половины морально устарели, единственный выход видится в активизации притока инвестиций в регион. Это может способствовать решению задач импортозамещения, в том числе путем конверсии ВПК и его перепрофилирования на выпуск оборудования для регионального АПК. Приоритеты в создании импортозамещающих производств на базе передовых технологий, лицензий и «ноу-хау» также можно отдать отраслям с критической импортозависи-мостью для региона: сельхозпереработке, легкой и пищевой промышленности.

При этом Республика Дагестан является регионом с достаточным промышленным потенциалом. На начало 2008 г. количество предприятий и производств по выпуску промышленной продукции, выполнению работ и услуг промышленного характера, учтенных в Статрегистре, составило 2,9 тыс. ед., что на 3,6% больше соответствующего периода предыдущего года. Доля крупных и средних предприятий в общем их количестве - 33,8%. Тенденция роста объемов промышленного производства, обозначенные в 2006 г., сохранились и в 2007 г. По отношению к 2006 г. производство выросло в целом по

промышленным видам деятельности на 21,4% (по России - на 6,3%), к уровню 2005 г. - на 31,7% (по России - на 10,4%), а к уровню 2000 г. - в 2,2 раза (по России - на 43,7%) [2].

Рост промышленной продукции отмечен по большинству видам деятельности. Высокие темпы зафиксированы в производстве пищевых продуктов, включая напитки, производстве резиновых и пластмассовых изделий, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, производстве готовых металлических изделий, транспортных средств и оборудования, прочих производствах; производстве, передаче и распределении электроэнергии, производстве прочих неметаллических минеральных продуктов, добыче полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических, издательской и полиграфической деятельности и швейном производстве. Кроме того, росли показатели деятельности малых предприятий в промышленности. Доля продукции, произведенной субъектами малого бизнеса, выросла с 10,3% в 2006 году до 19% в 2007г.

В 2007 г. отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами в фактических ценах (без НДС и акциза) всеми организациями-производителями по чистым видам деятельности на 24,2 млрд. руб., в том числе предприятиями крупной и средней промышленности - на 19,6 млрд. руб. и на 4,6 млрд. руб. - субъектами малого предпринимательства [2]. Несмотря на стабильный рост объемов промышленного производства в последние годы, уровень развития отрасли не соответствует потенциалу республики и его потребностям.

Второе. Развитие транспортной инфраструктуры - каждый рубль, вложенный в дорожное строительство, по данным Федерального дорожного агентства, обеспечивает три рубля прироста в других отраслях экономики. Данный приоритет приобретает особую важность в связи с географическим положением Республики Дагестан. Транспортные коридоры «Север-Юг», «Европа-Азия» дают дополнительные преимущества для экономики, а наличие единственного в Каспийском море незамерзающего российского морского порта и рост товарообмена России с Азербайджаном, Ираном и среднеазиатскими странами говорят о высоком мультипликативном эффекте развития транспортной инфраструктуры в повышении темпов экономического роста.

Кроме того, развитие транспортной инфраструктуры внутри региона и соединение горных районов республики с равнинной частью региона позволят снизить экономические потери от транспортировки сельхозпродукции и поддерживать высокий уровень жизни населения в сельской местности, а также решить проблему продовольственной безопасности. Фактор неразвитости транспортной инфраструктуры служит тормозом развития сельского хозяйства и основной причиной безвозвратной миграции сельских жителей в города. В свою очередь, это приводит к снижению производства сельскохозяйственной продукции внутри республики и к решению продовольственной проблемы за счет ввоза из других регионов и стран.

Решение этой проблемы видится в аккумулировании всех платежей за природные ресурсы на территории Республики Дагестан (в том числе и доли

подлежащей перечислению в федеральный бюджет) в специальном Республиканском фонде развития инфраструктуры в регионе (соответственно, необходимо создать такой фонд). В этом случае обеспечивается реализация прав собственника на доход от пользования собственностью (собственником природных ресурсов является народ, и использование дохода от народного достояния для улучшения условий ведения хозяйственной деятельности и каче -ства жизни соответствует экономической сущности государственной собственности). Все это должно способствовать повышению качества жизни населения в регионе.

Мировая практика наглядно демонстрирует роль транспортной инфраструктуры в ускорении экономического развития и обеспечении социальной стабильности - определение транспортной инфраструктуры и целенаправленная государственная поддержка строительства дорожной инфраструктуры позволила США выйти из кризиса 1929-1932 гг. Помимо создания условий для развития экономики, дорожное строительство вовлекает значительные трудовые ресурсы в воспроизводственный процесс экономики, тем самым повышая их доходы и уровень жизни.

Третье. Строительство объектов социальной инфраструктуры, где главным заказчиком являются органы государственной власти и муниципальные образования, и развитие данного направления строительства без государственных инвестиций не представляются возможными. Актуальность государственных инвестиций в развитие строительства объектов социальной инфраструктуры проявляется в том, что в регионе все еще продолжает оставаться напряженной ситуация с детскими дошкольными учреждениями, школьными ученическими местами, в амбулаторно-поликлинических учреждениях выстраиваются очереди, и часто врачи не успевают принять посетителей за день, наблюдается нехватка больничных койко-мест. Это способствует привлечению незанятого населения, тем самым снижая напряженность на рынке труда и обеспечивая доходом значительную часть семей, особенно в сельской местности, где высока безработица и ограничены сферы приложения трудовых навыков.

В процессе создания социальной инфраструктуры в регионе решаются две смежные задачи: во-первых, повышается материальная составляющая уровня жизни населения (повышение показателей уровня жизни, рост доходов, увеличение занятого населения и т.д.); во-вторых, закладывается «фундамент» повышения качества трудовых ресурсов и тем самым экономического потенциала региона (повышается индекс человеческого развития, появляется возможность повышения уровня образования, улучшаются показатели, характеризующие состояние здоровья населения).

За счет расходов на строительство объектов социальной инфраструктуры растут реальные доходы занятых строительством низкоквалифицированных рабочих. Все эти расходы относятся к социально-ориентированным и при этом играют важную роль в обеспечении социальной стабильности в регионе. В последующих параграфах данного исследования подробно рассмот-

рим проблемы инвестирования бюджетных средств в формирование социальной инфраструктуры.

Четвертое. Развитие агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс является основным звеном экономики Республики Даге-стан. Несмотря на увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции за последние годы и некоторое улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, общее положение сельхозтоваропроизводителей остается достаточно сложным. В настоящее время Республика Дагестан является крупнейшим регионом Северного Кавказа с развитым сельским хозяйством и перерабатывающей промышленностью. Агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики Дагестана, в котором занято свыше 40% работающих в сфере материального производства, задействована пятая часть производственных фондов и создается около 40% валового регионального продукта.

В настоящее время имеющийся потенциал предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности не позволяет обеспечить глубокую переработку всего объема выращиваемой в республике сельскохозяйственной продукции, что вызывает необходимость их реконструкции и технического перевооружения [3]. При наличии собственной сырьевой базы в республику импортируются и ввозятся из других регионов России продовольственные товары. Уровень развития сельскохозяйственной инфраструктуры (склады, хранилища, холодильники) не обеспечивает сохранность собранного урожая. Уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей не позволяет им вести производство на расширенной основе, поддерживать и обновлять материальную базу и социальную инфраструктуру, своевременно рассчитываться с поставщиками, подрядчиками. Большинство хозяйств не имеет собственных оборотных средств. Все это говорит о необходимости государственной поддержки агропромышленного комплекса региона.

Неразвитость интеграционных связей сельскохозяйственного производства и переработки приводит к снижению эффективности аграрного сектора и, как следствие, благосостояния сельских жителей. Ухудшает ситуацию отсутствие необходимой социальной инфраструктуры и комплексного обустройства села, низкий уровень образования и дефицит кадров, малопривлека-тельность и низкооплачиваемость труда в сельском хозяйстве. Необходимым условием развития АПК является также и ликвидация диспаритета цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Кроме того, важной задачей в регионе является обеспечение продовольственной безопасности и увеличение вывоза за пределы региона экологически чистой сельскохозяйственной продукции. В настоящее время в республику завозится, по различным оценкам, от 40 до 65 процентов потребляемой продовольственной продукции (в развитых странах порог продовольственной безопасности установлен в размере 17-20 процентов, в США составляет 17%). Это представляет реальную угрозу продовольственной безопасности Дагестана. Проблема в том, что, потребляя ввозимое продовольствие, Дагестан свои ограниченные доходы и средства, получаемые в основном из фе-

дерального центра на социальные выплаты, по существу, направляет на финансирование российских и зарубежных производителей продовольствия. Решение этой проблемы видится в широком внедрении арендных отношений в аграрной сфере. От правильного решения этого вопроса зависят социальная стабильность в регионе и повышение трудовой мотивации сельского труженика.

Пятое. Развитие народных художественных промыслов. Рыночные преобразования в Республике Дагестан привели к развалу целых отраслей экономики и усилению напряженности на рынке труда. Одним из приоритетов в развитии экономики региона, способным обеспечить экономический рост и снизить напряженность на региональном рынке труда, является легкая промышленность. В Республике Дагестан легкая промышленность была представлена в основном предприятиями народных художественных промыслов. Дагестанские народы исторически известны в восточных странах как хорошие мастера по ювелирному делу, оружейному производству, ковроткачеству, золотой вышивке и золотой насечке, резьбе по дереву, камню и кости, медно-чеканному, меднолитейному и гончарному производству. В настоящее время народные художественные промыслы Республики Дагестан представляют собой самостоятельную отрасль промышленности, обеспечивающую занятость значительной части населения, в основном в южных и горных районах республики.

На наш взгляд, развитие народных художественных промыслов способно обеспечить более 20 тыс. человек рабочими местами (в основном в сельской местности), рост налоговых поступлений и экспортной выручки. В настоящее время развитию НХП мешают наличие следующих нерешенных проблем: защита авторских прав мастеров-художников, нехватка оборотных средств из-за дороговизны сырья и длительности цикла товарооборота, разрушение экономических связей и отсутствие возможностей продвижения товаров НХП в одиночку отдельными производителями, организационно-правовые барьеры осуществления внешне-экономической торговли. Для решения этих проблем необходимо выделение из бюджета на конкурсной основе средств на пополнение оборотных средств, а также создание Республиканского торгового дома, который призван продвигать на отечественном и международном рынках товары народно-художественного комплекса региона.

Шестое. Развитие туристско-рекреационного комплекса в регионе. По своим физико-географическим особенностям и наличию богатых естественных лечебных и рекреационных ресурсов Республика Дагестан является одним из перспективных регионов России для развития курортно-туристского и рекреационного комплекса. Созданная в республике система санаторно-курортного лечения и оздоровления является частью общей структуры эффективного оздоровления населения «поликлиника-больница-санаторий» и выполняет функцию по профилактике заболеваний, реабилитации и лечению больных на ранних стадиях, в том числе таких недугов, как спинальные, нервные, в том числе детские церебральные, легочные, сердечно-сосудистые, гинекологические и другие заболевания. Существенную роль в развитии ту-

ристско-рекреационного потенциала региона играет наличие песчаного морского побережья, горных и предгорных районов, уникальных исторических и архитектурных памятников культуры, концентрация климатобальнеологиче-ских ресурсов на небольшой территории и т.д.

Сложившаяся структура туристско-рекреационного комплекса позволяет сегодня принять более 25 тыс. туристов и отдыхающих и оздоровить около 70 тыс. детей и подростков. Потенциальные возможности республики позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать более 600 тыс. туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в республику туристов не соответствует ее туристскому потенциалу.

Наличие потенциала развития курортно-туристского и рекреационного комплексов в республике само собой не гарантирует развитие этих видов деятельности. В настоящее время существует множество проблем, препятствующих и тормозящих развитие данной отрасли экономики. К ним относятся:

❖ низкий уровень материальной базы предприятий и учреждений отрасли, что не позволяет обеспечить высокий уровень сервиса и качества туристско-рекреационных услуг;

❖ полная оторванность отрасли от рыночных принципов хозяйствования и низкая трудовая мотивация персонала предприятий и учреждений;

❖ нерешенность вопросов, связанных с правами собственности на земли рекреационных зон и ответственностью за их загрязнение;

❖ слабая развитость инфраструктуры (водообеспечение и водоотведе-ние, энергоснабжение, транспортная инфраструктура, дороги и др.);

❖ отрицательный имидж республики в средствах массовой информации.

В настоящее время в решении этих и связанных с ними проблем видится нами выход отрасли из кризисного состояния и переход в состояние устойчивого развития. Мы считаем, что этому могут способствовать реформирование предприятий и учреждений отрасли; создание в республике туристско-рекреационной особой экономической зоны; переобучение работников отрасли и подготовка новых специалистов, способных работать в рыночных условиях хозяйствования; активное продвижение республики в российских регионах и за рубеж как благоприятная для отдыха и привлекательная для инве -стиций территория.

В республике стратегия экономического развития региона практиче-скую реализацию должна найти в программе социально-экономического развития Республики Дагестан на период 7-8 лет. При этом в Программе целесообразно определить мероприятия реализации стратегии. Ключевыми проектами, направленными на реализацию данной стратегии, мы считаем:

❖ проекты, ориентированные на выход из кризиса (реструктуризация предприятий, активизация внутреннего рынка и т.д.);

❖ социально ориентированные проекты (программы социальной поддержки и помощи различным слоям населения, улучшения жилищных условий и др.);

❖ проекты развития социальной инфраструктуры региона (здравоохранение, культура, образование, спорт, транспорт и т.д.);

❖ программы поддержки предпринимательства (проекты создания производственной и рыночной инфраструктуры, проекты материально-технической поддержки предпринимательства и т.д.);

❖ программы поддержки внешней трудовой миграции (проекты создания соответствующей инфраструктуры трудового посредничества, проекты защиты интересов региональных трудовых мигрантов в других регионах страны и зарубежья и т.д.)

В целом реализация мероприятий по развитию региона как в отраслевом, так и в территориальном разрезе не возможна без институциональных преобразовании: создания эффективно действующего механизма притока капитала в производство и торговлю; создания надежного механизма государственной поддержки региональных систем кредитования, страхования, сертификации, лицензирования, лизинга, залога; совершенствования бюджетного регулирования; поддержки на уровне государства становления информационных и посреднических услуг в регионе, расширения международных хозяйственных контактов.

_Литература_

1. Абдулманапов С.Г. Общественная собственность в стратегии устойчивого социально-экономического развития депрессивного региона. - Махачкала: ИД « Наука плюс», 2006.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2008.

3. Экономическая энциклопедия регионов России. Том: Республика Дагестан. - М.: Экономика, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.