Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЯМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЯМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ХИЩЕНИЕ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТА / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА / ПРОФИЛАКТИКА / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Контемирова Юлия Владиславовна, Тарасова Мария Юрьевна, Шматов Михаил Андреевич

В современных условиях хищение и реализация автотранспорта приобрели межрегиональный и транснациональный характер. Развитию данного вида криминального бизнеса, приносящего огромные доходы, способствуют постоянно растущие цены на автотранспортные средства и, как следствие, увеличивающаяся криминальная выгода лиц, совершающих хищения и преступления коррупционной направленности во властных и контролирующих структурах. Анализ оперативной обстановки свидетельствует о низком уровне организации работы по линии противодействия незаконному завладению транспортными средствами с целью хищения на территории районного органа внутренних дел, где раскрытие преступлений затрудняется отсутствием камер наружного наблюдения, профилактические мероприятия не проводятся (в том числе среди владельцев, которые оставляют автотранспорт открытым с документами и ключами, а также в неисправном состоянии на длительный период). В научной статье на основе изучения правоприменительной практики оперативных подразделений органов внутренних дел по противодействию хищениям транспортных средств обозначены актуальные проблемы, возникающие при осуществлении оперативно-разыскной деятельности и свидетельствующие о необходимости повышения эффективности принимаемых мер со стороны государства и органов власти, а также выработаны рекомендации, направленные на выявление и раскрытие преступлений в указанной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Контемирова Юлия Владиславовна, Тарасова Мария Юрьевна, Шматов Михаил Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF LEGISLATIVE REGULATION OF RELATIONS IN THE SPHERE OF COUNTERING THEFT OF VEHICLES

In modern conditions, the theft and sale of motor vehicles have assumed an interregional and transnational character. The development of this type of criminal business, which generates huge profits, contributes to the ever-increasing price of vehicles and, as a result, the increasing criminal benefits for the perpetrators of embezzlement and corruption-related crimes in power and control structures. Analysis of the operational situation shows a low level of organization of work in the area of countering the illegal seizure of vehicles for the purpose of theft on the territory of the district internal affairs body, where the detection of crimes is hampered by the absence of surveillance cameras, preventive measures are not carried out (including among owners who leave vehicles open with documents and keys, as well as in a bad condition for an extended period). The scientific article, based on the study of the law enforcement practice of the operational units of the internal affairs agencies to counter theft of vehicles, highlight current problems encountered in the conduct of operational activities and demonstrate the need to improve the effectiveness of measures taken by the State and authorities and recommendations with a view to identifying and uncovering crimes in this area were drawn up.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЯМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ»

УДК 343.9

doi: 10.25724/VAMVD.A031

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ХИЩЕНИЯМ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Юлия Владиславовна Контемирова*, Мария Юрьевна Тарасова**, Михаил Андреевич Шматов***

* Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, contemirova@yandex.ru

** Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, tarasovawo.mariya@yandex.ru *** Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, vitaliyshmatov@mail.ru

Аннотация. В современных условиях хищение и реализация автотранспорта приобрели межрегиональный и транснациональный характер. Развитию данного вида криминального бизнеса, приносящего огромные доходы, способствуют постоянно растущие цены на автотранспортные средства и, как следствие, увеличивающаяся криминальная выгода лиц, совершающих хищения и преступления коррупционной направленности во властных и контролирующих структурах.

Анализ оперативной обстановки свидетельствует о низком уровне организации работы по линии противодействия незаконному завладению транспортными средствами с целью хищения на территории районного органа внутренних дел, где раскрытие преступлений затрудняется отсутствием камер наружного наблюдения, профилактические мероприятия не проводятся (в том числе среди владельцев, которые оставляют автотранспорт открытым с документами и ключами, а также в неисправном состоянии на длительный период).

В научной статье на основе изучения правоприменительной практики оперативных подразделений органов внутренних дел по противодействию хищениям транспортных средств обозначены актуальные проблемы, возникающие при осуществлении оперативно-разыскной деятельности и свидетельствующие о необходимости повышения эффективности принимаемых мер со стороны государства и органов власти, а также выработаны рекомендации, направленные на выявление и раскрытие преступлений в указанной сфере.

Ключевые слова: противодействие, хищение, легализация транспорта, организованная преступность, автотранспортные средства, профилактика, оперативно-разыскная деятельность

Для цитирования: Контемирова Ю. В., Тарасова М. Ю., Шматов М. А. Приоритетные направления законодательного регулирования отношений в сфере противодействия хищениям транспортных средств // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 3 (62). С. 152—157. doi: 10.25724/VAMVD.A031

PRIORITY DIRECTIONS OF LEGISLATIVE REGULATION OF RELATIONS IN THE SPHERE OF COUNTERING THEFT OF VEHICLES

Yulia Vladislavovna Kontemirova*, Maria Yurievna Tarasova**, Mikhail Andreevich Shmatov***

* Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, contemirova@yandex.ru

** Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, tarasovawo.mariya@yandex.ru *** Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, vitaliyshmatov@mail.ru

Abstract. In modern conditions, the theft and sale of motor vehicles have assumed an interregional and transnational character. The development of this type of criminal business, which generates huge profits, contributes to the ever-increasing price of vehicles and, as a result, the increasing criminal benefits for the perpetrators of embezzlement and corruption-related crimes in power and control structures.

Analysis of the operational situation shows a low level of organization of work in the area of countering the illegal seizure of vehicles for the purpose of theft on the territory of the district internal affairs body, where the detection of crimes is hampered by the absence of surveillance cameras, preventive measures are not carried out (including among owners who leave vehicles open with documents and keys, as well as in a bad condition for an extended period).

© Контемирова Ю. В., Тарасова М. Ю., Шматов М. А., 2022

152

The scientific article, based on the study of the law enforcement practice of the operational units of the internal affairs agencies to counter theft of vehicles, highlight current problems encountered in the conduct of operational activities and demonstrate the need to improve the effectiveness of measures taken by the State and authorities and recommendations with a view to identifying and uncovering crimes in this area were drawn up.

Keywords: counteraction, theft, legalization of transport, organized crime, motor vehicles, prevention, operational and search activity

For citation: Kontemirova Yu. V., Tarasova M. Yu., Shmatov M. A. Priority directions of legislative regulation of relations in the sphere of countering theft of vehicles. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 152—157, 2022. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.A031

Изменения политической ситуации в стране на фоне санкционного кризиса объясняют сложившийся дефицит запасных частей, узлов и агрегатов на автомобили импортного производства, а также резкое увеличение их стоимости.

Вместе с тем в настоящее время поступление новых импортных автомобилей на рынок фактически приостановлено. Более того, большинство автомашин российского производства комплектуются импортными деталями, что при разрыве логистических цепей поставок и невозможности быстрой альтернативы по их замещению ставит в затруднительное положение автомобильную промышленность России.

Министр внутренних дел Российской Федерации генерал полиции Российской Федерации Владимир Колокольцев на расширенном заседании коллегии МВД России акцентировал внимание на снижении количества хищений транспортных средств на 79 % за последние 10 лет1.

Снижение регистрации преступлений указанной категории в определенной степени обусловлено продолжающимся периодом введения трансграничных антиковидных мер и падением зарубежного спроса на российском автомобильном рынке.

По статистическим данным ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области, за 5 месяцев 2022 г. зарегистрировано 71 (АППГ — 59, или +20,3 %) преступление, связанное с кражами транспортных средств, раскрыто 17 (АППГ — 26), приостановлено производством 42 (АППГ — 35), раскрываемость снизилась на 13,8 % (с 42,6 до 28,8 %), из них краж автомобилей зарегистрировано 45 (АППГ — 40, или +12,5 %), раскрыто 12 (АППГ — 20), приостановлено 29 (АППГ — 24, +5), раскрываемость снизилась на 16,2 % (с 45,5 до 29,3 %)2.

Вместе с тем отмечаются растущие профессионализм и уровень организованности преступ-

1 Заседание коллегии МВД России от 17 февраля 2022 года. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/ 67795 (дата обращения: 25.06.2022).

2 Статистический отчет ИЦ ГУ МВД России по Волгоградской области за 5 месяцев 2022 г.

ников. До 80 % преступлений рассматриваемого вида совершаются организованными группами, которые активно противодействуют раскрытию и расследованию этих преступлений.

Как отмечает П. В. Эзрохин, «современная организованная преступность представляет собой гибридный тип, сформированный из участников региональных и местных ОПГ общеуголовной направленности, в том числе специализирующихся на криминальном автобизнесе, хищении автомашин с применением современных информационных технологий, средств визуального и технического контроля» [1, с. 65].

Участники криминального автобизнеса действуют на всей территории государства, обладают транснациональными связями, абсолютно ориентированы на закономерности изменения ситуации на автомобильном рынке, тем самым получая огромный доход от противоправной деятельности. Организованные группы, специализирующиеся на кражах автомашин, имеют четкое руководство и распределение ролей, необходимое оборудование для совершения преступлений и последующего внесения изменений в идентификационные обозначения частей и агрегатов, места «отстоя», рынок спроса «под заказ» и сбыта для последующей легализации похищенного транспорта на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Своевременное установление корреляционных связей между способом совершения краж автотранспорта, предметом посягательства, личностью потерпевшего и личностью преступника позволяет точно и полно осуществить классификацию конкретных следственных ситуаций, а также способствует построению алгоритма следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, необходимых для отработки версий и формирования доказательственной базы [2, с. 126—128].

Расследование краж автотранспорта невозможно без оперативного сопровождения и проведения всего комплекса оперативно-разыскных мероприятий [3, с. 185].

В то же время очередной проблемой для правоохранительных органов становится совершение мошеннических действий под видом хищений дорогостоящего автотранспорта, приобретенного организацией (гражданином) по лизинговым (кредитным) обязательствам, а также автомашин, застрахованных по КАСКО.

В первом случае злоумышленники оформляют так называемую фирму-однодневку на подставное лицо, показывают балансовую отчетность предприятия, заключают договор лизинга для приобретения автомашины премиум-класса, при этом одним из условий является оформление полиса КАСКО, производят первоначальный взнос и несколько последующих выплат по договорным обязательствам, далее по заранее намеченному преступному плану сбывают автомашину зарубеж по заниженной стоимости, а после ее постановки на регистрационный учет в другом государстве и возврата российских документов на автомашину обращаются в правоохранительные органы с заявлением по факту кражи.

Во втором случае злоумышленники инсценируют факт хищения автомашины в целях получения страховых выплат в полном объеме по договору КАСКО. В дальнейшем автомашина может быть реализована на разбор или подвергается идентификационным изменениям для последующего использования с другими документами.

В указанных ситуациях потерпевшей стороной выступает страховая компания, которая по закону обязана возместить материальный ущерб лизинговой компании (кредитной организации) и физическому лицу, застраховавшему транспортное средство.

Перечисленные обстоятельства дают основания полагать, что проблема эффективности противодействия преступным посягательствам в сфере незаконного завладения транспортными средствами с целью хищения остается весьма актуальной.

На современном этапе развития 1Т-технологий определенное беспокойство вызывает отсутствие единой базы дорожно-транспортных происшествий (ДТП), согласно заключениям страховых компаний, не подлежащих восстановлению, по которым производились страховые выплаты. Указанное обстоятельство затрудняет регулирование оборота регистрационных документов и номерных деталей транспортных средств.

В связи с этим необходимо создание единой всероссийской базы ДТП с внесением информации идентификационного характера о регистрационных документах, владельце, лице, находившемся за управлением, месте, времени совершения,

повреждениях, результатах осмотра специалистом с приложением фототаблиц, размерах страховых выплат или без таковых.

Наличие систематизации позволит сотрудникам ГИБДД при осуществлении регистрационных действий получить возможность дополнительной проверки транспортных средств путем направления на автотехническое исследование (при наличии информации о фактах ДТП с повреждениями, исключающими возможность дальнейшей эксплуатации) для установления подлинности идентификационных номеров и представленных документов на автотранспорт.

Кроме того, единая база, на наш взгляд, будет способствовать выявлению лиц, совершающих мошеннические действия в сфере автострахования на всей территории Российской Федерации.

При осуществлении преступных намерений по легализации автотранспорта для дальнейшего использования основными способами остаются изменение VIN-номера на кузове и шасси автомашины путем вварки металлических пластин, заготовленных с «донора», ударное изменение трафаретом отдельных цифр, замена заводских табличек на подложные в местах их расположения.

Вместе с тем все современные автомашины оборудованы электронным блоком управления, в информационную базу которого внесены марка, модель, номер кузова, шасси, двигателя и модификация. Содержащаяся информация не может быть изменена кустарным способом без вмешательства завода-изготовителя.

Указанное обстоятельство создает предпосылки для оснащения ГИБДД техническими средствами для подключения к электронному блоку управления в ходе осмотра автомашины при постановке на регистрационный учет, использование которого способно исключить возможность визуального искажения подлинности идентификационных признаков проверяемого транспорта.

Замена блока управления автомашины, вышедшего из строя, должна производиться только у официального дилера с оформлением соответствующего сертификата, что будет являться одним из оснований для постановки или снятия с регистрационного учета, а при его отсутствии обязательной будет являться процедура прохождения автотехнического исследования.

В настоящее время сделка по переходу права собственности движимого имущества, предусматривающая оформление договора купли-продажи транспортного средства в простой письменной форме, как нам представляется, имеет существен-

ный недостаток, который выражается в искажении даты составления договора. Это помогает избежать административной ответственности за несвоевременную постановку автомашины на регистрационный учет, дает возможность новому владельцу не производить отчислений транспортного налога, варьировать сумму денежных средств, за которые был продан автомобиль, что исключает необходимость уплаты налога бывшего владельца на прибыль.

Основным недостатком указанной процедуры при выявлении автотранспорта с «криминальным прошлым» является отражение недостоверной информации о количестве фактических владельцев, что затрудняет процесс отождествления личности «промежуточных звеньев» от первоначального собственника к покупателю. Особенно это касается автомашин после ДТП, не подлежащих восстановлению, когда владелец продает транспортное средство в аварийном состоянии с документами на разбор или «перекупщикам». На протяжении определенного времени автомашина не эксплуатируется, а после, в исправном состоянии, проходит регистрационные действия по договору купли-продажи от первоначального собственника на покупателя. По причине возникших сомнений в подлинности VIN-номера и документов на автомашину в рамках материала процессуальной проверки устанавливается факт продажи автомашины первоначальным собственником с документами неизвестным лицам на разукомплетование без сохранения договора. Договор с настоящим владельцем при этом не оформлялся.

В данном случае формально в действиях (бездействиях) покупателя усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (подделка официального документа, предоставляющего права, в целях его использования), а именно предоставление договора купли-продажи, определяющего право собственности для постановки транспортного средства на регистрационный учет в ГИБДД.

Кроме того, в ходе проведения автотехнического исследования может быть установлен факт подделки или изменения идентификационного номера транспортного средства. В то же время новый владелец утверждает, что стал «жертвой» мошенников, которые продали ему криминальный автомобиль. В результате органами дознания возбуждается уголовное дело в отношении неустановленного лица по признакам преступления, предусмотренного ст. 326 Уголовного кодекса Российской Федерации, перспективы расследования которого вряд ли будут оценены положительно.

Обозначенные недостатки существующих договорных отношений, не предусматривающих юридических обязательств и последствий, требуют разработки урегулированного механизма в сфере оборота транспортных средств.

В связи с этим представляется возможным предложить процедуру оформления комиссионных сделок купли-продажи подержанных транспортных средств, возложив обязанность по их проведению на страховые компании и юридических лиц, вид деятельности которых связан с перепродажей автомашин по системе trade-in.

Во-первых, при наличии единой базы ДТП и страховых выплат страховые компании и юридические лица при оформлении сделки будут выступать гарантом установления договорных обязательств и удостоверят факт передачи предмета и денежных средств между сторонами договора. Что, в свою очередь, обезопасит покупателя от нежелательных последствий, которые могли быть скрыты продавцом.

В случае продажи автомашины на разбор или самостоятельного разбора автомашины владельцем и продажи неповрежденных деталей обязательным является аннулирование регистрационных действий, утилизация документов и государственных регистрационных знаков, в том числе если шасси с VIN-номером не имеет существенных повреждений и может быть использовано для оборудования другой автомашины. При постановке транспортного средства на регистрационный учет с конструктивными идентификационными изменениями, проводится автотехническое исследование, по результатам которого автовладельцу выдается направление в аккредитованную организацию для нанесения дополнительной маркировки с выдачей соответствующего сертификата, о чем вносится отметка в свидетельстве о регистрации транспортного средства (далее — СТС).

Во-вторых, присутствие продавца удостоверяет его личность, сводит к минимуму возможность владения транспортом третьими лицами и позволяет установить реальных собственников.

В-третьих, предотвратит факт подделки договоров купли-продажи и обеспечит передачу электронных копий договоров в ГИБДД для исключения несвоевременной регистрации транспорта, а также в налоговые органы в целях выявления недобросовестных налогоплательщиков и снятия обязанности по уплате транспортного налога с продавца, в некоторых случаях — уплате налога на прибыль.

Внедрение процедуры проведения комиссионных сделок создаст предпосылки для пополнения Феде-

ральной информационной системы ГИБДД в целях объективного контроля всего периода эксплуатации каждого транспортного средства.

Указанную процедуру, на наш взгляд, можно рассматривать как один из методов противодействия криминальному автобизнесу на территории российского государства в современных условиях.

Актуальным остается вопрос легализации похищенного автотранспорта на территории других государств, где лица, участвующие в криминальном автобизнесе, в настоящее время отказываются от схемы использования «перегонщиков» и беспрепятственно отправляют целые партии автомобилей на автовозе, осмотр которых производится формально, ограничиваясь проверкой АИПС «Автопоиск» соответствия документов и государственных регистрационных знаков.

Кроме того, при личном вывозе транспортного средства на территорию другого государства водитель и пассажиры проходят пограничный контроль, данные об их личности вносятся в АИС ИБД-Ф, однако указанное правило не распространяется на автомашины, доставляемые на платформе, которые не проходят соответствующей пограничной регистрации.

Для урегулирования отношений в пограничной сфере успешно будет действовать предложенная процедура оформления договорных обязательств между страховыми компаниями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по системе trade-in, с одной стороны, и организациями, оказывающими услуги по транспортировке автомашин на платформе в иностранные государства, — с другой.

Несомненным является усиление пограничного и таможенного контроля частного ввоза и вывоза транспортных средств на территории Российской Федерации.

В настоящее время переход мировой автомобильной промышленности на электронные паспорта транспортного средства (ПТС) исключает возможность фактического залогового обременения документа при оформлении лизинговых и кредитных обязательств.

Вместе с тем в базе данных залогового имущества должна содержаться указанная информация, что позволит ГИБДД при проведении регистрационных действий в СТС вносить отметку «Лизинг», «Кредит». После погашения кредитных обязательств следует исключение транспортного средства из базы залогового имущества с заменой СТС.

При регулировании международных отношений в сфере противодействия хищениям автотранспортных средств предоставление СТС с такими отметками будет являться основанием для отказа в проведении регистрационных действий на территории других государств.

Как нам представляется, предложенная позиция будет являться одной из действенных попыток пресечения мошеннических действий в кредитно-финансовой сфере.

Изучение практики противодействия преступлениям, связанным с хищениями автотранспорта, открывает ряд существенных проблем в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел.

На законодательном уровне, на наш взгляд, требует юридического закрепления оперативно-разыскное мероприятие «Опрос с проведением психофизиологического исследования в отношении потерпевшего при наличии сомнений в объективности заявленного события преступления».

Обоснованием указанной позиции является предотвращение фактов инсценировок хищений автомашин владельцами в целях совершения мошеннических действий в сфере автострахования (кредитно-финансовой сфере). В данной ситуации сотрудники оперативных подразделений сталкиваются с противодействием самого потерпевшего, который в присутствии адвоката обращается в органы внутренних дел с заявлением о совершенном преступлении. В ходе процессуальной проверки устанавливается наличие полиса КАСКО, что косвенно не исключает преступного замысла потерпевшего, а на предложение пройти психофизиологическое исследование следует категорический отказ. Указанная версия также должна быть отработана в полном объеме, что предполагает дополнительное применение сил и средств оперативно-разыскной деятельности.

Одним из условий раскрытия преступлений данной категории является установление маршрута движения и местонахождения похищенного автотранспорта. В связи с этим можно констатировать недостаток камер наружного наблюдения, а в зависимости от погодных условий немало нареканий вызывает и качество видеофиксации.

В заключение необходимо отметить, что решение обозначенных проблем наряду с организацией и проведением профилактических мероприятий будет способствовать успешному выполнению задач по противодействию преступлениям, связанным с хищениями транспортных средств в современных условиях.

1. Эзрохин П. П. Современная организованная преступность в России: текущий анализ проблемы и перспективы развития теоретических основ оперативно-розыскной деятельности подразделений уголовного розыска по борьбе с организованной преступностью // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2018. № 2 (80). С. 63—67.

2. Грибунов О. П. Использование специальных знаний в раскрытии краж автотранспортных средств // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2019. № 3 (90). С. 125—133.

3. Можаева И. П. Криминалистическое учение об организации расследования преступлений: формирование и перспективы развития: монография. Москва: Юрлитинформ, 2018. 350 с.

Контемирова Юлия Владиславовна,

доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук; contemirova@yandex.ru

Тарасова Мария Юрьевна,

доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук; tarasovawo.mariya@yandex.ru

Шматов Михаил Андреевич,

профессор кафедры предварительного следствия учебно-научного комплекса по предварительному следствию в органах внутренних дел Волгоградской академии МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации; vitaliyshmatov@mail.ru

1. Ezrokhin P. P. Contempo rary organized crime in Russia: current analysis of the problem and prospects for the development of the theoretical foundations of the operational and investigative activities of criminal investigation units to combat organized crime. Bulletin of the Ufa Law Institute of the Russian Ministry of Internal Affairs, 63—67, 2018. (In Russ.).

2. Grybunov O. P. The use of special knowledge in the disclosure of motor vehicle theft. Bulletin of the East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 125—133, 2019. (In Russ.).

3. Mozhaeva I. P. Forensic doctrine on the organization of the investigation of crimes: formation and prospects for development. Monograph. Moscow: Yurlitinform; 2018: 350. (In Russ.).

Kontemirova Yulia Vladislavovna,

associate professor at the department

of operational-search activity and special technique

of the Volgograd Academy

of the Ministry of the Interior of Russia,

candidate of juridical sciences;

contemirova@yandex.ru

Tarasova Maria Yurievna,

associate professor at the department

of operational-search activity and special technique

of the Volgograd Academy

of the Ministry of the Interior of Russia,

candidate of juridical sciences;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

tarasovawo.mariya@yandex.ru

Shmatov Mikhail Andreevich,

professor at the department

of preliminary investigation

of the educational and scientific complex

on the preliminary investigation in the interior bodies

of the Volgograd Academy

of the Ministry of the Interior of Russia,

doctor of juridical sciences, professor;

honored lawyer of the Russian Federation;

vitaliyshmatov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.06.2022; одобрена после рецензирования 01.07.2022; принята к публикации 08.09.2022.

The article was submitted 20.06.2022; approved after reviewing 01.07.2022; accepted for publication 08.09.2022.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.