Научная статья на тему 'Приоритетные направления укрепления доходной базы местного бюджета'

Приоритетные направления укрепления доходной базы местного бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / LOCAL BUDGET / TAX PROFITS OF BUDGET / NON-TAX PROFITS OF BUDGET / GRATUITOUS INCOMES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суховеева А.А., Джу О.С.

В статье на примере бюджета города Ростова-на-Дону рассмотрены вопросы формирования доходной базы местного бюджета. Авторами проведен анализ состава и структуры доходов городского бюджета, выявлены основные проблемы их формирования. Сформулирован ряд ключевых условий и резервов укрепления доходов местного бюджета, основными из которых являются: повышение эффективности налогового администрирования; борьба с теневым сектором экономики; активизация работы с дебиторской задолженностью по доходам; расширение потенциала неналоговых платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF LOCAL BUDGET BASE CONSOLIDATION

Article deals with forming of profitable base of local budget by the example of Rostov-on-Don budget. The authors have analyzed the structure of the city budget profits, revealed the main problems of its forming. The article also formulates a row of key terms and reserves of local budget profits consolidation, the main of them are increasing of tax administration efficacy; struggling with the shadow economy; activation of work with receivables; widening of non-tax payment potential.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления укрепления доходной базы местного бюджета»

А. А. Суховеева, О. С. Джу

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ДОХОДНОЙ БАЗЫ

МЕСТНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация

В статье на примере бюджета города Ростова-на-Дону рассмотрены вопросы формирования доходной базы местного бюджета. Авторами проведен анализ состава и структуры доходов городского бюджета, выявлены основные проблемы их формирования. Сформулирован ряд ключевых условий и резервов укрепления доходов местного бюджета, основными из которых являются: повышение эффективности налогового администрирования; борьба с теневым сектором экономики; активизация работы с дебиторской задолженностью по доходам; расширение потенциала неналоговых платежей.

Ключевые слова

Местный бюджет, налоговые доходы бюджета, неналоговые доходы бюджета, безвозмездные поступления.

A. A. Sukhoveeva, O. S. Dzhu

THE MAIN DIRECTIONS OF LOCAL BUDGET BASE CONSOLIDATION

Annotation

Article deals with forming of profitable base of local budget by the example of Rostov-on-Don budget. The authors have analyzed the structure of the city budget profits, revealed the main problems of its forming. The article also formulates a row of key terms and reserves of local budget profits consolidation, the main of them are increasing of tax administration efficacy; struggling with the shadow economy; activation of work with receivables; widening of non-tax payment potential.

Keywords

Local budget, tax profits of budget, non-tax profits of budget, gratuitous incomes.

Введение

В современных условиях уровень развития территории определяется, в первую очередь, тем объемом финансовых ресурсов, который находится в распоряжении муниципальных органов власти. В связи с этим основным индикатором самодостаточности и финансовой независимости муниципального образования выступает местный бюджет.

От эффективности формирования доходной части местных бюджетов зависит уровень как экономического развития территории, так и социального благополучия ее жителей. Вместе с тем, по данным Министерства финансов Российской Федерации, в 2017 г. общий

объем расходов местных бюджетов превысил общий объем их доходов на 36,5 млрд руб. При этом в 60 субъектах Российской Федерации местные бюджеты исполнены с дефицитом в сумме 45,5 млрд руб. [1]. В настоящее время актуальным является поиск приоритетных направлений укрепления доходной базы местных бюджетов.

Материалы и методы

Информационной базой исследования послужили данные отдела государственной статистики в городе Ростове-на-Дону, данные Муниципального казначейства, сайта Администрации города Ростова-на-Дону, труды отечественных ученых по анализируемой проблематике.

При обосновании выводов и результатов исследования применялся общенаучный инструментарий: специальные методы научного познания, в том числе функционально-структурный, сравнительный и системный анализ, статистические методы, что позволило охарактеризовать показатели доходной части местного бюджета, выявить проблемы ее формирования, обеспечить аргументированность выработанных предложений.

Наибольшую долю в доходах бюджета города Ростова-на-Дону в анализируемом периоде занимают безвозмездные поступления, имеющие тенденцию к увеличению как в абсолютных, так и в относительных показателях.

Налоговые доходы бюджета города занимают второе место в общей сумме доходов городского бюджета и на фоне роста безвозмездных поступлений имеют тенденцию к снижению. Такая ситуация свидетельствует о сложившемся дисбалансе в экономическом развитии территории, сокращении собственных доходов бюджета, усилении зависимости городского бюджета от финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы, а, следовательно, о снижении финансовой самостоятельности бюджета города.

Наибольшую долю в структуре налоговых доходов бюджета г. Ростова-на-Дону занимает налог на доходы физических лиц. При этом в анализируе-

Результаты

Уровень доходной базы региональных бюджетов напрямую влияет на возможность исполнения возложенных на муниципальное образование функций и задач, связанных с социально-экономическим развитием территорий.

Ежегодно доходы бюджета Ростова-на-Дону увеличиваются: если в 2015 г. они составляли 32 878,8 млн руб., то к 2017 г. доходы возросли до 33 426,1 млн руб., т. е. на 547,2 млн руб. (табл. 1).

мом периоде наблюдается увеличение данного налога. Если в 2015 г. поступления НДФЛ в бюджет города составили

5867.7 млн руб., или 46,87 % от общей суммы налоговых доходов бюджета, то к 2017 г. его поступления увеличились до

6687.8 млн руб., или на 10,08 процентных пункта. Одним из ключевых факторов, повлиявших на рост налога на доходы физических лиц, является рост заработной платы населения города.

За 2017 г. среднемесячная начисленная заработная плата работников по кругу крупных и средних предприятий города выросла, по сравнению с 2016 г. на 6,6 %, а в целом по полному кругу хозяйствующих субъектов — на 5,2 %. Наиболее высокий рост среднемесячной начисленной заработной платы реального сектора экономики наблюдался по «обрабатывающим производствам» (108 %), «строительству» (108 %), «торговле оптовой и розничной, ремонту автотранспортных средств и мотоциклов» (107,4 %),

Таблица 1 — Доходы бюджета города Ростова-на-Дону в 2015-2017 гг.*

Наименование 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Сумма, млн руб. Доля, % Сумма, млн руб. Доля, % Сумма, млн руб. Доля, %

Доходы бюджета, всего, в т. ч. 32 878,8 100,00 31 996,1 100,00 33 426,1 100,00

налоговые доходы 12 523,2 38,1 11 404,9 35,6 11 755,0 35,2

неналоговые доходы 1768,7 5,4 2074,6 6,5 1803,1 5,4

безвозмездные поступления 18 580,9 56,5 18 516,5 57,9 19 867,2 59,4

* Составлена по данным [2].

«обеспечению электрической энергией, газом и паром» (107,2 %) [4, с. 36].

Вторым по значимости налогом, поступающим в бюджет города, является земельный налог. В среднем в анализируемом периоде поступления по данному налогу составляют 26,5 % от общей суммы налоговых доходов городского бюджета. Вместе с тем в динамике наблюдается снижение этого налога с 3457,56 млн руб. в 2015 г. до 2949,7 млн руб. в 2017 г.

Снижение поступлений данного налога произошло за счет переоценки кадастровой стоимости земельных участков по итогам принятых решений Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ростовской области и в судебном порядке. Кроме того, с 2016 г. были отменены обязательства по уплате земельного налога за земельные участки, находящиеся под многоквартирными домами.

Порядка 10 % всех налоговых поступлений в бюджет города занимают налоги на совокупный доход. До 2015 г. в перечень специальных налоговых режимов входила упрощенная система налогообложения (УСН). С 2016 г. налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, был исключен из доходов бюджета города, что отрицательно повлияло на общий объем налоговых доходов городского бюджета. На фоне этого в доходах бюджета города наблюдается небольшой рост поступлений по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, что обусловлено увеличением числа плательщиков данного вида налога.

В 2015-2017 гг. наблюдается увеличение поступления по налогу на имущество физических лиц с 364,59 млн руб. в 2015 г. до 538,78 млн руб. к 2017 г. Удельный вес данного налога при этом также увеличился с 2,91 % от общей суммы налоговых доходов бюджета города до 4,59 %.

Около 3 % налоговых доходов местного бюджета занимают поступления от уплаты государственной пошлины.

Роль акцизных поступлений в доходы бюджета г. Ростова-на-Дону является очень малой. В анализируемом периоде данный вид поступлений составляет порядка 0,4 % от общей суммы налоговых доходов местного бюджета.

Неналоговые доходы бюджета г. Ростова-на-Дону имеют неоднозначную динамику, так, в 2016 г. по сравнению с 2015 г. они увеличиваются с 1768,7 млн руб., до 2074,6 млн руб., а затем снова снижаются к 2017 г. до 1803,1 млн руб.

Наибольшую долю в структуре неналоговых доходов городского бюджета занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. На втором месте среди неналоговых доходов бюджета находятся штрафы, санкции, возмещение ущерба. В 2017 г. они составили 382,6 млн руб.

Таким образом, проведенный анализ доходов бюджета г. Ростова-на-Дону показал, что собственные доходы городского бюджета постепенно снижаются, на фоне чего происходит усиление его зависимости от безвозмездных поступлений, передаваемых в рамках межбюджетных отношений.

Обсуждение

Важным направлением муниципальной бюджетно-налоговой политики является обеспечение роста налоговых поступлений как основы формирования собственных доходов бюджета. При этом реализуемые в данном направлении меры пока не способствуют укреплению доходной базы муниципального бюджета на долгосрочной основе, что требует выявления резервов увеличения налогового потенциала территории, а также обосновывает необходимость повышения собираемости неналоговых доходов.

В настоящее время необходимо искать резервы роста доходов городско-

го бюджета на фоне формирования предпосылок, не просто поддерживающих существующую экономическую ситуацию, а обеспечивающих поступательное развитие экономики города.

Для укрепления доходной базы местного бюджета приоритетным является борьба с теневым сектором экономики, неформальной занятостью и выплатой заработной платы «в конвертах». Так, по оценке органов статистики в 2016-2017 гг. порядка 25 % доходов населения приходится на скрытую оплату труда, неучтенные доходы от предпринимательской деятельности, неучтенные доходы от продажи и сдачи недвижимости в аренду.

Одним из важных направлений увеличения собираемости налоговых доходов местного бюджета является повышение качества налогового администрирования [3].

Проведенное исследование позволяет говорить о том, что в настоящее время система налогового администрирования характеризуется рядом негативных моментов, решение которых могло бы повысить эффективность и результативность ее функционирования.

Одной из основных проблем налогового администрирования является отсутствие эффективного и своевременного взаимодействия между налоговыми органами и иными органами, участвующими в бюджетном процессе. Так, например, формирование базы данных, на основе которой происходит исчисление имущественных налогов, осуществляется на основе сведений из разных источников (Росреестра, кадастровой палаты, БТИ, органов местного самоуправления), при этом налоговые органы могут несколько раз вводить в свою информационную систему разные сведения об одном и том же налогоплательщике. Это, в том числе, происходит и в ручном режиме, а если учесть объем поступающих данных, то данный процесс представляется весьма трудоем-

ким. Данная ситуация создает риски формирования дополнительных затрат бюджетных средств, несвоевременного привлечения налогоплательщиков к уплате налога, а, следовательно, и несвоевременного поступления платежей в местный бюджет.

Для повышения эффективности администрирования налогов в бюджет города необходимо наладить тесное взаимодействие налоговых органов со всеми участниками данного процесса и создать единую базу данных по налогоплательщикам, объектам налогообложения и налоговой базе.

Резервами для пополнения доходов бюджета города являются активизация работы муниципальных органов исполнительной власти по сокращению задолженности перед бюджетом и принятие более действенных мер по погашению имеющейся задолженности по налогам, пошлинам и сборам. Так, по данным Муниципального казначейства г. Ростова-на-Дону на конец 2017 г. недоимка по налоговым платежам в бюджет города составила 803,6 млн руб.

Одной из острых проблем города является уклонение от уплаты имущественных налогов. Одним из основных способов такого уклонения является умышленное затягивание собственниками регистрации объектов недвижимости [5, с. 171]. Объективно необходима выработка соответствующих инструментов для побуждения к регистрации объектов недвижимости и земельных участков. Такими инструментами могут стать: упрощение оформления в собственность гражданами объектов недвижимости, земельных участков и земельных паев, упрощение и удешевление оформления в собственность земель сельскохозяйственного назначения, упрощение процедур регистрации бесхозяйного имущества [6, с. 86]. Это позволит увеличить количество налогооблагаемых объектов и повысить поступление данных налогов в местный бюджет.

Важным резервом укрепления доходной базы местного бюджета являются неналоговые поступления. Вместе с тем в настоящее время использование неналоговых фискальных платежей носит неоднозначный характер — в действующих нормативных актах общего характера положение этой категории платежей не определено [7, с. 173].

Основными направлениями повышения собираемости неналоговых доходов в местный бюджет, на наш взгляд, могут являться:

- повышение эффективности использования имущества (в том числе земельных участков), находящегося в муниципальной собственности;

- повышение доходов, получаемых от муниципальных унитарных предприятий, в первую очередь за счет мониторинга деятельности и оценки их финансового состояния;

- проведение мероприятий по установлению эффективных ставок арендной платы за сдаваемое в аренду муниципальное имущество;

- выявление неиспользованного (бесхозного) муниципального имущества и установления направления эффективного его использования.

Выводы

Для усиления финансовой самостоятельности муниципального образования объективно необходимым является укрепление доходной базы его бюджета. При этом основными резервами увеличения доходов местного бюджета являются: расширение налогового потенциала территории за счет сокращения теневого сектора экономики, неформальной занятости и скрытой оплаты труда; повышение качества налогового администрирования, за счет эффективного и своевременного взаимодействия между налоговыми органами и иными органами, участвующими в бюджетном процессе; активизация работы муниципальных органов исполнительной власти по сокращению задолженности перед бюджетом; повышение собираемости неналоговых доходов.

Библиографический список

1. Исполнение местных бюджетов в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https:// www.minfin.ru.

2. Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Ростова-на-Дону за 2017 г. : [Решение Ростовской-на-Дону городской Думы № 478 от 03.04.2018]; Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Ростова-на-Дону за 2016 г. : [Решение Ростовской-на-Дону городской Думы № 306 от 18.04.2017]; Об утверждении отчета об исполнении бюджета города Ростова-на-Дону за 2015 г. : [Решение Ростовской-на-Дону городской Думы № 116 от 19.04.2016].

3. Иванова, М. Д. Отдельные аспекты необходимости и значимости налогового администрирования // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. — 2018. — Вып. 1. — С. 44.

4. Информационно-аналитический материал о социально-экономической ситуации в г. Ростове-на-Дону в январе-декабре 2017 г. // Интегрированная информационная система города Ростова-на-Дону. — С. 36.

5. Молодых, В. А., Снимщикова, И. В., Широв, П. Н. Совершенствование методов диагностирования уклонения от уплаты налогов // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. — 2018. — № 1. — Т. 11. — С. 168-176.

6. Шаповал, Е. В., Чижикова, Т. М. Актуальные вопросы сбалансированности бюджета муниципального образования // Вестник Университета. — 2015. — № 5. — С. 170-174.

7. Ряховский, Д. И., Акулова, Н. Г. Неналоговые платежи в налоговой системе России // Проблемы современной экономики. — 2016. — С. 83-86.

Bibliographic list

1. Execution of local budgets in Russian Federation // https://www.minfin.ru

2. On approval of performance report of budget of city of Rostov-on-Don for 2017 : [Decision of Rostov-on-Don city Duma № 478 from 03.04.2018]; On approval of performance report of budget of city of Rostov-on-Don for 2016 : [Decision of Rostov-on-Don City Duma № 306 from 06.04.2017; On approval of performance report of budget of city of Rostov-on-Don for 2015 : [Decision of Rostov-on-Don City Duma № 116 from 19.04.2016].

3. Ivanova, M. D. Separate aspects of necessity and significance of tax administration // Bulletin of Buryat State University. Economics and management. — 2018. — Issue 1. — P. 44.

4. Information and analytical material on social-economic situation in Rostov-

on-Don in January-December of 2017 // Integrated information system of city of Rostov-on-Don. — P. 36.

5. Molodych, V. A., Snimshchiko-va, I. V., Shirov, P. N. Improving methods of diagnosing of tax evasion // Scientific and technical statements SPbGPU. Economics. — 2018. — Vol. 11. — № 1. — P.168-176.

6. Shapoval, E. V., Chizhikova, T. M. Actual issues of balancing the budget of municipality // University Bulletin. — 2015. — № 5. — P. 170-174.

7. Ryakhovskiy, D. I., Akulova, N. G. Non-tax payments in tax system of Russia // Problems of modern economy. — 2016. — P. 83-86.

С. А. Уразова

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПОДДЕРЖКИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НАЦИОНАЛЬНЫМИ БАНКАМИ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрен и обобщен зарубежный опыт поддержки малых и средних предприятий национальными банками развития. Проведенное исследование позволило выявить специфику деятельности национальных банков развития по поддержке малых и средних предприятий, включая спектр форм и инструментов поддержки.

Ключевые слова

Банк, банк развития, малые и средние предприятия, кредит, финансирование, участие в капитале.

S. A. Urazova

FOREIGN EXPERIENCE OF SUPPORTING OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES BY NATIONAL DEVELOPMENT BANKS

Annotation

Article describes and summarizes the experience of foreign experience of supporting small and medium-sized enterprises by national development banks. Study made it possible to identify the specifics of activities of national development banks to support small and medium-sized enterprises, including a range of forms and support tools.

Keywords

Bank, development bank, small and medium enterprises, loan, financing, participation in capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.