Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг на территории Краснодарского края'

Приоритетные направления развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг на территории Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / ТЕХНОПАРК / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АРЕАЛЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова В. Е.

В статье доказывается необходимость формирования и развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг в условиях модернизации экономики современной России. Рассматривается университетский кампус, как один из инструментов данной инфраструктуры, его основные признаки и предпосылки для создания полноценного университетского кампуса на территории Краснодарского края. Выявляются приоритетные направления регионального развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг на территории Краснодарского края»

ем будет внимательность пользователя к источникам, из которых информация попадает на его компьютер, а также общая компьютерная грамотность.

3. В штате предприятия целесообразно иметь специалиста или группу специалистов, основной целью работы которых будет защита информации от вирусов и общее работоспособное содержание компьютерного оборудования.

4. Усовершенствование платежных систем.

Таким образом, несмотря на усложнение применяемых в коммерции технологий и повышения образовательного уровня и технических возможностей девиантных субъектов, риски возникновения отрицательных последствий от специфических рисков электронной коммерции можно свести к минимуму.

Список литературы:

1. Отраслевой портал IR-Bank.ru. Управление рисками в электронной коммерции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.journal.ib-bank.ru/pub/101 (дата обращения: 24.02.16).

2. Резниченко В.Ю. Риск-менеджмент: учебное пособие. Электронная версия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eknigi.org/nauka_i_ ucheba/85363-risk-menedzhment-uchebnoe-posobie.html (дата обращения: 27.02.16).

3. Центр управления финансами Center-YF. Безопасность электронной коммерции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://center-yf.ru/data/ stat'Bezopasшst-elektronnoi-kommertii.php (дата обращения: 25.02.16).

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ СФЕРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

© Черникова В.Е.*

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В статье доказывается необходимость формирования и развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг в условиях модернизации экономики современной России. Рассматривается университетский кампус, как один из инструментов данной инфраструктуры, его основные признаки и предпосылки для создания полноценного университетского кампуса на территории Краснодарского края. Выяв-

* Доцент кафедры Производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства, кандидат экономических наук.

ляются приоритетные направления регионального развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг.

Ключевые слова: сфера образовательных услуг, специальная инфраструктура, университетский кампус, бизнес-инкубатор, технопарк, технологические ареалы.

В условиях модернизации экономики современной России ключевым элементом глобальной конкуренции, а также одной из наиболее важных жизненных ценностей становится развитие сферы образовательных услуг. Складывающаяся научно-образовательная система призвана вобрать в себя самые современные технологии и знания. Следовательно, в ближайшие годы необходимо обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной инновационной экономики [1]. Нарастающее отставание от развитых стран можно преодолеть только на основе качественного «скачка» от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях, где инновации являются катализаторами экономического роста.

Для наиболее динамично развивающихся стран рост эффективности использования ресурсов является необходимым этапом для перехода к экономике, основанной на знаниях. Востребованные в данном процессе инновации невозможны без адекватного развития фундаментальной науки и образования [3, 4]. Возникает потребность в формировании инфраструктуры нового - «инновационного» типа, призванной обеспечить развитие сферы образовательных услуг и обеспечить эффективное взаимодействие государства, широкой общественности и частного бизнеса в рамках повышения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг.

Применительно к региональной экономике, в том числе и в сфере образовательных услуг, инфраструктура представляет собой общие условия продуктивного функционирования территориальной экономической системы, то есть, некоторый «каркас», своими услугами подкрепляющий внутренние связи данной системы, обеспечивающий ее устойчивое функционирование и развитие.

В составе инфраструктуры правомерно разграничивать следующие позиции [3, 4]:

- собственно территориальную инфраструктуру, выступающую в качестве первичной основы жизнеобеспечения территориальной общности людей (постоянного населения);

- специальную инфраструктуру, услуги которой необходимы для продуктивной деятельности одного или нескольких функциональных комплексов (здания, сооружения, службы машиностроения или АПК, сферы образования или сферы здравоохранения, и т.п.);

- специальную территориальную инфраструктуру - смешанный вариант, при котором услуги объектов инфраструктуры как непосред-

ственно обеспечивают жизнедеятельность населения территории, так и обеспечивают продуктивное функционирование ряда отраслевых комплексов.

Определим специальную инфраструктуру сферы образовательных услуг как комплекс общих для ее экономических субъектов вспомогательных объектов (зданий, сооружений, сервисных служб и т.п.), обслуживающих системное развитие данной сферы, направленных на реализацию ее задач в ходе инновационного развития экономики современной России, а также на повышение конкурентоспособности учреждений образования на международном уровне.

Отметим, что на территории Российской Федерации пока еще не созданы условия для развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг - нет подкрепляющей и регулирующей нормативно-правовой базы, материально-технического обеспечения и достаточной поддержки со стороны государства.

Одной из разновидностей специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг, складывающихся на территории Российской Федерации, в настоящее время является появление «университетских» кампусов.

Университетский кампус как типологическая градостроительная единица университета и форма его пространственного и физического существования возникли относительно недавно. Кампус - кластерный комплекс, который может включать в себя учебные, научно-лабораторные, опытно-производственные, общественно-рекреационные и жилые объекты и пространства на единой обособленной территории, принадлежащей одной организации, с преимущественно пешеходной доступностью всех объектов комплекса. Существуют корпоративные, научно-исследовательские и университетские кампусы. Понятие «кампус» впервые было применено в XVII веке при описании Принстонского университета в Принстоне, США. В латинском языке оно означает поле взаимодействия, открытое пространство. Этимология этого слова указывает на пространственную протяженность территории университетов.

Университетские комплексы как объекты, объединенные общей глобальной функцией, прошли длительный путь развития, решая при этом различные задачи, которые ставились в различных регионах и странах. В общем виде все университетские комплексы, как совокупности образовательных объектов, можно разделить на три основных типа: это городские комплексы распределенного типа, городские локальные комплексы интегрированного, или «кампусного», типа и загородные (или пригородные) университетские кампусы.

На современном этапе развития в Краснодарском крае существуют предпосылки для создания полноценного университетского кампуса. Одним из самых ярких примеров можно считать опыт функционирования и развития ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет».

Однако, как было отмечено ранее, это только предпосылки для создания полноценного кампуса, что связано с необходимость развития инфраструктуры сферы образовательных услуг Краснодарского края, в том числе и специальной. Край имеет все возможности для развития образования на своей территории.

Согласно «Стратегии социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 года» основу производительных сил Краснодарского края составляют промышленный, строительный, топливно-энергетический комплексы, область информационных и коммуникационных технологий, а также агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный и туристский комплексы. В то же время, большое внимание уделено также и социальной сфере, в том числе и образованию, но это не является приоритетом.

Для развития данного направления на территории Краснодарского края необходимо в первую очередь создать условия для эффективного взаимодействия государства, общественности и частных инвесторов: принять соответствующие нормативно-правовые акты, обеспечить материально-техническую базу и разработать инструменты специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг.

Кампусы являются всего лишь одним из видов инфраструктуры специального назначения. На современном этапе развития образования к ней также можно отнести следующие компоненты, которые можно активно развивать на территории Краснодарского края:

1. Технопарки - организационно оформленные компактные территории, предназначенные для поддержки высокотехнологического бизнеса, обычно в определенной области. При этом поддержка осуществляется в форме предоставления малым и средним компаниям различного рода услуг (консультационных, маркетинговых, услуг аренды оборудования, юридических услуг, услуг по переподготовке специалистов и т.п.) [5]. Отличительной особенностью технопарков является их тесная связь с научно-исследовательскими организациями и высшими учебными заведениями, обладающими соответствующей инфраструктурой для инновационной деятельности.

2. Бизнес-инкубаторы - это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги юридическим и физическим лицам, ведущим инновационную деятельность и находящимся на стадии становления. Инкубаторы предназначены для «выращивания» инновационных товаров и услуг, а также для коммерциализации научных и коммерческих разработок. Даже в случае финансовой независимости инкубаторы, как правило, располагаются в пределах существующего технопарка. Инкубаторы предоставляют очень широкий спектр услуг - юридические, бухгалтерские, маркетинговые, консалтинговые, образовательные, информационные, брокерские и прочие,

необходимые для становления предприятий в сложной, быстро меняющейся среде с высоким уровнем риска. Они также предоставляют по льготной цене в аренду помещения, оборудование и т.п. [6].

3. Научные (исследовательские) парки - имеют более тесные, чем у технологических парков, связи с университетами и в них концентрируются высокообразованные кадры и большие объемы наукоемких исследований.

4. Технологические ареалы - это целый кластер взаимозависимых предприятий, работающих в общей и/или связанных отраслях, и расположенных в одном географическом регионе. Эти предприятия делят общую инфраструктуру, рынок труда и услуг и имеют дело со схожими возможностями и угрозами [2].

5. Создание инновационных площадок для малых предприятий, выращиваемых образовательными организациями в целях поддержания и развития инновационного малого предпринимательства в регионе, способного повысить конкурентоспособность товаров, услуг и инноваций на мировых рынках.

В целом, можно сделать вывод о том, что специальная инфраструктура сферы образовательных услуг современной России, в том числе на территории Краснодарского края пока еще слабо развита. В Российской Федерации лишь небольшая группа университетов имеет современные кампусы, что снижает эффективность образовательного процесса в целом и привлекательность университетов для зарубежных студентов. Мобильность студентов не поддерживается достаточным числом и качеством общежитий.

Обобщая приведенные выше положения, сформулируем вывод о том, что для повышения инвестиционной привлекательности Краснодарского края необходимо интенсивное развитие инфраструктуры специального назначения, в том числе, инфраструктуры научно-образовательного характера. В этой связи необходимо в первую очередь обратить внимание на формирование и содействие развитию на территории края эффективных механизмов взаимодействия государственных органов, частных инвесторов и широкой общественности, способных вывести экономику региона на качественно новый уровень и способствовать формированию инфраструктуры нового -«инновационного» типа, в том числе и в сфере образовательных услуг.

Список литературы:

1. Абдулкеримов И.З., Исаев М.Г. Инфраструктурное обеспечение интеграционных процессов на рынке образовательных услуг // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 3.

2. Инфраструктура инноваций и малые предприятия: состояние, оценки, моделирование: монография / В.Я. Вилисов, А.В. Вилисова. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 228 с.

3. Касьянова В.Е. Функции и инструменты развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Адыгейский государственный университет. -Майкоп, 2014.

4. Касьянова В.Е. Функции и инструменты развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг // на материалах Краснодарского края: диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Адыгейский государственный университет. - Краснодар, 2013.

5. Технопарки в инфраструктуре инновационного развития: Монография / В.И. Лафитский и др.; отв. ред. В.И. Лафитский. - М.: НИЦ ИНФРА-М: ИЗиСП, 2014. - 245 с.

6. Черникова В.Е. Создание бизнес-инкубаторов как элемента специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг Краснодарского края // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). - 2015. - № 4. -С. 196-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.