Научная статья на тему 'Формирование новых подходов к управлению взаимодействием на рынке образовательных услуг'

Формирование новых подходов к управлению взаимодействием на рынке образовательных услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рынок образовательных услуг / субъекты / государство / частный бизнес / интегрированного образовательного пространства / взаимодействие

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черникова В. Е.

В статье анализируются формы взаимосвязей субъектов рынка образовательных услуг, а также обусловливается необходимость трансформации управления взаимодействием данных субъектов в связи с появлением новых видов деятельности образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование новых подходов к управлению взаимодействием на рынке образовательных услуг»

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ ПОДХОДОВ К УПРАВЛЕНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

© Черникова В.Е.1

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

В статье анализируются формы взаимосвязей субъектов рынка образовательных услуг, а также обусловливается необходимость трансформации управления взаимодействием данных субъектов в связи с появлением новых видов деятельности образовательных учреждений.

Ключевые слова рынок образовательных услуг, субъекты, государство, частный бизнес, интегрированного образовательного пространства, взаимодействие.

Основное взаимодействие на рынке образовательных услуг происходит между производителями услуг и прямыми (население), а также косвенными потребителями. Многообразные взаимосвязи между экономическими субъектами на этом рынке определяют разнообразие форм взаимодействия.

По направлению взаимосвязей можно выделить горизонтальные и вертикальные связи. Горизонтальные связи характеризуют взаимодействие между образовательными учреждениями, занимающими одинаковый уровень в процессе оказания образовательных услуг и предоставляющими услуги одинакового образовательного стандарта - между вузами и бизнес - школами, между профессиональными училищами, колледжами и техникумами. В современных условиях значение горизонтальных связей усиливается.

Вертикальные связи (нисходящие и восходящие) отражают взаимодействие между экономическими субъектами, занимающими различные уровни в цепочке «производства» образовательной услуги. Такие связи возникают при взаимодействии образовательных учреждений с государственными структурами, осуществляющими аккредитацию и лицензирование деятельности профессиональных образовательных учреждений.

Вертикальные связи существуют также между некоммерческими организациями и органами местного самоуправления, выполняющими мониторинг в области образовательных услуг.

Помимо направлений взаимодействия существуют роли взаимодействующих субъектов: покупатель - продавец; конкурент - партнер; пользователи общих ресурсов. В процессе взаимодействия роль покупателя (прямого и косвенного) образовательных услуг выполняют население, получающее образование; фирмы, покупающее образовательные услуги повышения ква-

1 Доцент кафедры Производственного менеджмента и экономики отраслей народного хозяйства, кандидат экономических наук.

лификации своих сотрудников; государственные учреждения и органы исполнительной, законодательной власти, также покупающие образовательные услуги для своих работников или обслуживаемой части населения (безработных, инвалидов и др.). Роль продавца образовательных услуг напрямую выполняют многочисленные образовательные учреждения.

Значительный объем знаний передается населению (экономически активному и неактивному) в процессе консультирования (по вопросам налогообложения, открытия бизнеса, изучения иностранного языка и др.) при участии общественных организаций и частных фирм [6]. В обществе, реализующем принципы экономики знаний, процесс передачи нелицензирован-ных знаний получает все большее распространение. Участники такого взаимодействия выполняют роль конкурента-партнера, где конкурирующие за студентов и слушателей образовательные учреждения и организации, продвигающие новые формы знаний, трансформируются в социальных партнеров. Бывшие конкуренты, продолжая таковыми оставаться, осознают, что в роли партнеров они могут намного эффективнее решать общие проблемы. Обмен курсами и разработка совместных курсов силами межвузовских авторских коллективов позволяют снизить издержки формирования дорогостоящих, но актуальных электронных учебных курсов, использующих новые информационные образовательные технологии. Подходы к организации процесса взаимодействия субъектов на рынке образовательных услуг в данном контексте, как минимум, связаны с созданием ресурсных центров и сетевых образовательных организаций.

Для субъектов рынка образовательных услуг также характерна роль пользователей общих ресурсов. Образовательные учреждения и иные обучающие структуры совместно приобретают информацию, технологии, осуществляют обучение, совместное финансирование, все чаще совместно покупают сырье и материалы [2].

Появление новых форм взаимосвязей субъектов рынка образовательных услуг, новых видов деятельности образовательных учреждений обусловливает необходимость трансформации управления взаимодействием. Происходит трансформация целевых установок субъектов взаимодействия, технологий и инструментов управления деятельностью образовательных структур. Формируются новые образовательные бизнес-процессы, ориентированные на создание общих для продавцов, покупателей и социальных партнеров ценностей на взаимовыгодных условиях.

В связи с формированием новых подходов к управлению взаимодействием на рынке образовательных услуг возникает вопрос выбора стратегий, адекватных запросам экономики знаний. Ориентация выбора в пользу стратегий активного взаимодействия позволит учреждениям профессионального образования предоставлять качественные и доступные знания всем участникам рынка образовательных услуг, а органам государственной власти и

управления гарантирует качественное выполнение национального проекта «Образование» и национальной стратегии в образовании и научной деятельности.

Важнейшим элементом стратегии активного взаимодействия на рынке образовательных услуг являются финансовые инструменты, позволяющие привлечь финансовые ресурсы для реализации стратегии. Среди опробованных в практике российских вузов и предлагаемых к использованию региональными учреждениями профессионального образования можно выделить образовательные вексельные займы, накопительное страхование образования, региональное финасирование территориальных заказов на подготовку специалистов, активный образовательный фандрайзинг и формирование эндаумент-фондов поддержки региональных вузов, участие в кластерных инициативах, коммерциализацию научных разработок, активное участие в международных и всероссийских конкурсах и программах [4].

В условиях современной экономики роль государства как координирующего и регулирующего центра функционирования системы образования и ее связи с другими сферами общественной жизни непрерывно возрастает [1]. Частный бизнес руководствуется в основном прагматичными установками и востребует лишь утилитарное знание. Обеспечить непрерывное развитие образования и его соответствие нацеленным на перспективу требованиям (вызовам) свободный рынок не может. Это под силу только государству, которое в отличие от рынка обладает общепризнанным исключительным правом использовать принуждение, чтобы склонять экономических субъектов к совместной деятельности, ограничивая свободу их индивидуального выбора.

Выполняя свои экономические функции, государство имеет возможность разрабатывать и воплощать в жизнь общественно значимые программы развития образования и тем самым реализовывать свои стратегические интересы в данной сфере социальных услуг.

Ускорение научно-технического прогресса, быстрое внедрение и смена высокоэффективных производственных технологий потребовали от государства создания определенного «запаса образования», то есть подготовки такого количества квалифицированных кадров, которое в данное время может казаться избыточным, но при необходимости даст возможность быстро и эффективно отреагировать на любые социально-экономические изменения.

Экономический потенциал страны зависит от способности общества, главным образом молодежи, творчески мыслить, быть научно и технически образованной, уметь ставить цели и добиваться их достижения.

В этом отношении образовательные интересы общества и предприятий полностью совпадают. Работодатели предпочитают принимать на работу выпускников, подготовленных к решению творческих задач в ситуациях повышенной неопределенности, трудолюбивых, способных неординарно мыслить, самостоятельно принимать решения. Однако сами предприятия не всегда

готовы оказать помощь вузу сделать шаг вперед в плане повышения качества подготовки выпускников. Во многих отраслях еще действуют прежние стереотипы, когда при избытке рабочей силы нет необходимости в прямом взаимодействии с образовательным учреждением, а инновационные предложения от вузов рассматриваются как одна из форм добывания у бизнеса денег [5].

Согласование образовательных интересов предприятия и вуза, формирование «партнерских отношений» и создание устойчивой сети «сотрудничающих организаций» позволит привлечь перспективных выпускников для решения производственных задач, а также повысит имидж вуза и специальности.

В качестве примера интегрированного образовательного пространства можно рассматривать инновационные кластерные образования, в которых осуществляется взаимодействие ряда субъектов. В рамках реализации региональной кластерной политики осуществляется разработка образовательных программ, которые будут удовлетворять требованиям современных производств [3]. Такие программы разрабатываются совместно объединёнными усилиями представителей бизнеса, науки, образования и власти. Компании не будут формироваться или расширяться в обществе, где уровень знаний, умений и навыков является низким, а подготовка кадров не отвечает требованиям работодателей.

Существует объективная настоятельная потребность осуществления взаимодействия бизнеса, власти, образовательных учреждений, общества и домохозяйств в решении задач устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов. Указанное взаимодействие в настоящее время носит эпизодический и спорадический характер в силу финансового положения потребителей кадров с профессиональным образованием, а также отсутствия в большинстве случаев долгосрочных стратегий развития региональных и отраслевых рынков труда.

Несогласованность между системой подготовки кадров и потребностями отраслевого и регионального рынков труда приводит к невостребованности части выпускников и свидетельствует о низком уровне рефлексии экономических отношений субъектов производства и потребления образовательных услуг. С одной стороны, подготовка кадров по ряду направлений не согласуется с возможностями ее апробации в территориальном производстве, а с другой - производственная сфера, оснащенная новым, высокотехнологичным оборудованием, испытывает острую потребность в современных кадрах по синтезированным специальностям.

Принадлежность сферы образовательных услуг к социальной экономике, устойчивое доминирование института государственной власти в хозяйственной системе России обусловливают необходимость соединения и комбинирования преобразовательных потенциалов государственных, частных и общественных организаций при осуществлении процесса модернизации в данной сфере.

Список литературы:

1. Бабаев Б.Д., Кисель А.А. Высшее профессиональное образование как общегосударственный приоритет // Экономика образования. - 2010. - № 2.

2. Касьянова В.Е. Технопарк как механизм государственно-частного партнерства в сфере образовательных услуг // В сборнике: Развитие социально-экономической сферы юга России и стран СНГ материалы международной научно-практической конференции. КИМПиМ. - 2013. - С. 44-47.

3. Касьянова В.Е. Функции и инструменты развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг: автореферат дисс. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Адыгейский государственный университет. - Майкоп, 2014.

4. Касьянова В.Е. Функции и инструменты развития специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг (на материалах Краснодарского края): диссертация ... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Адыгейский государственный университет. - Краснодар, 2013.

5. Лубашев Е.А. К проблеме взаимодействия власти и бизнеса в региональных социально-экономических системах // Инновации. - 2010. - № 4.

6. Черникова В.Е. Создание бизнес-инкубаторов как элемента специальной инфраструктуры сферы образовательных услуг Краснодарского края // Наука. Техника. Технологии (политехнический вестник). - 2015. - № 4. -С. 196-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.