Ю.П. Садченкова Е.Г. Вельская
УДК 331.6
РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАЛУЖСКОГО РЕГИОНА С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА1
Аннотация. Статья отражает опыт Калужской области в сфере решения проблем кадрового обеспечения инновационного развития экономики региона. Анализ регионального рынка труда, опросы руководителей ведущих предприятий региона показывают, что положительного эффекта можно достичь путем мониторинга и прогнозирования региональных кадровых потребностей, грамотного построения образовательных программ, расширения практики целевой подготовки кадров, усиления взаимодействия образовательных учреждений и представителей регионального бизнес-сообщества в рамках образовательного комплекса.
Ключевые слова: инновационное развитие, региональная образовательная система, кадровая потребность, кадровое обеспечение, образовательный комплекс.
Yulia Sadchenkova Ekaterina Belskaya
THE DEVELOPMENT OF HUMAN RESOURCES OF THE KALUGA REGION CONSIDERING THE NEEDS OF REGIONAL LABOUR MARKET
Annotation. The article describes the experience of the Kaluga region in addressing staffing innovative economic development of the region. Analysis of the regional labor market, surveys of the leading companies in the region show that the positive effect can be achieved by monitoring and forecasting of regional staffing needs, extending the practice target training, strengthening interaction between educational institutions and representatives of the regional business community in the educational complex.
Keywords: innovative development, regional educational system, staffing requirements, staffing, educational complex.
В современных условиях решающим фактором успеха в социально-экономическом развитии стран и регионов становятся человеческие ресурсы и их интеллектуальный потенциал, который формируется в первую очередь в образовательных учреждениях. Поэтому мировые тенденции развития постиндустриального общества и научно-технический прогресс требуют глубочайших перемен в системе современного образования, стратегической целью которого должно стать формирование молодых специалистов, способных полнее и быстрее осваивать знания, расширять, обновлять и эффективно использовать их в практической деятельности.
Экономика, основанная на знаниях, предъявляет к образовательной системе ряд требований:
- главными характеристиками специалистов должны стать профессионализм и компетентность;
- образовательная система должна быстро и адекватно реагировать на происходящие в экономике технологические сдвиги;
система образования должна быть органично интегрирована в экономику страны и региона и чутко улавливать происходящие в ней изменения и тенденции развития.
В то же время анализ современного российского рынка образовательных услуг позволяет выявить ряд существенных системных противоречий:
объем знаний удваивается каждые три года, а образовательные технологии меняются в течение десятилетий и поэтому существенно отстают от растущего объема требуемых знаний;
© Садченкова Ю.П., Бельская Е.Г., 2014
1 Исследования проведены при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда и Правительства Калужской области (проект № 14-12-40002а(р) «Проблемы формирования и развития регионального рынка труда в период реализации новой промышленной политики региона (на примере Калужской области)»)
- скорость преобразований в экономике и, соответственно, скорость изменения структуры спроса на специалистов превышает имеющиеся сегодня адаптивные характеристики системы образования;
- теоретические знания, которые даются в образовательных учреждениях, далеко не всегда адекватны тем практическим навыкам, которые требуют от специалистов работодатели.
Анализ региональных образовательных систем обнаруживает, что в российском образовании имеются и территориальные проблемы:
- несогласованность развития сферы образования и подготовки кадров со стратегиями социально-экономического развития регионов;
- отсутствие полноценной интеграции науки, образования, бизнеса в интересах развития кадрового потенциала региона;
- несовершенство механизмов привлечения и неэффективность использования ресурсов, вовлеченных в сферу образования;
- количественные и качественные несоответствия структуры подготовки специалистов требованиям рынка труда;
- низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда.
Для многих российских регионов проблема кадрового обеспечения является одним из основных факторов, сдерживающих их развитие. Существующий рынок образовательных услуг слабо связан с рынком труда и формируется в основном с ориентацией на удовлетворение запросов абитуриентов и их родителей. Выпускники образовательных учреждений зачастую не удовлетворяют требованиям работодателей и оказываются невостребованными, несмотря на наличие вакансий.
Обозначенные проблемы в современных условиях являются весьма значимыми для всех российских регионов, даже весьма благополучных и преуспевающих, например, таких как Калужская область - территория инновационного развития, один из наиболее динамично развивающихся регионов России с комфортным деловым климатом, что признают российские и международные эксперты. Калужская область уверенно удерживает лидирующие позиции по ряду макроэкономических показателей среди субъектов Российской Федерации. По росту ВРП и промышленного производства регион в два раза обогнал даже самую быстроразвивающуюся страну в мире - Китай [5].
Приоритетным направлением развития Калужской области является привлечение инвестиций. По версии Международной организации кредиторов (WOC) Калужская область занимает первое место по суммарным показателям инвестиционной привлекательности среди субъектов Российской Федерации. При этом население Калужской области составляет 0,75 % населения России, а площадь -0,2 % площади страны. С 2006 г. на территории региона инвесторами открыто 64 предприятия (в том числе 13 - в 2013 г.), создано более 20 тыс. новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест. Активно продолжается формирование и развитие кластеров в трех ключевых для региона направлениях: логистика, фармацевтика и автомобилестроение.
Результаты экономической деятельности напрямую и позитивно отражаются на уровне жизни населения региона. Возросшая деловая активность привела к росту заработных плат и налоговых доходов бюджета. Область занимает третье место в ЦФО по уровню средней заработной платы после Москвы и Московской области.
Интенсивное развитие экономики Калужской области на фоне сохранения тенденции к снижению численности населения в трудоспособном возрасте обусловило повышенный спрос работодателей на квалифицированные кадры. В 2013 г. областная служба занятости располагала информацией о наличии 75 тыс. вакантных рабочих мест, половина из которых сосредоточена в Калуге, Обнинске и Боровском районе, т.е. в наиболее развитых и экономически активных частях региона. По уровню занятости населения регион занимает третье место в ЦФО. На одного безработного приходится три
вакансии, текущая потребность в кадрах стабильно превышает 15 тыс. единиц. Наибольшую потребность в работниках испытывают строительные организации и предприятия обрабатывающего производства, на долю которых в 2013 г. пришлось 55 % общего спроса на рабочую силу. На региональном рынке труда сохраняется острый дефицит инженеров, медицинских работников, технологов, станочников, слесарей, монтажников, электромонтеров, механизаторов, сварщиков, водителей, рабочих строительных специальностей [8].
В рамках реализации стратегии развития трудовых ресурсов Калужской области до 2020 г. в регионе проводится работа по прогнозированию потребности в кадрах для организаций Калужской области в профессионально-квалификационном и территориальном разрезах. С 2010 г. прогноз формируется на среднесрочную перспективу (пять лет) на основе данных отраслевых министерств, муниципальных районов и городских округов области, а также областных объединений работодателей. По данным прогноза в 2014-2018 гг. региону потребуется не менее 60,3 тыс. рабочих и специалистов. Из них на вновь создаваемые рабочие места - 12,4 тыс. человек (20,6 %) и на замену выбывающих работников - 47,9 тыс. человек (79,4 %). Наиболее велика потребность в рабочих специальностях -30,8 % (18,6 тыс. человек). И только 21,6 % заявленной потребности (13 тыс. человек) составляют специалисты с высшим образованием [7].
Поскольку в Калужской области в качестве приоритета региональной политики выбрана инновационная модель развития - построение эффективной экономики, основанной на знаниях, - то вопрос подготовки квалифицированных кадров является ключевым. В регионе качественно меняется уровень образования, открываются новые востребованные рынком труда специальности. Сейчас на территории Калужской области функционирует 61 учреждение профессионального образования, из них 39 - среднего образования и 22 - высшего образования. На сегодняшний день потребность в кадрах для промышленных предприятий области - около 1500 человек в год, тогда как образовательными учреждениями региона выпускается порядка 800 специалистов в год. Наиболее востребованы специалисты технической и инженерной направленности. Но, несмотря на широкий спектр специальностей, предлагаемых региональными образовательными учреждениями, наибольший интерес у абитуриентов вызывают специальности, связанные с экономикой, социальной работой, юриспруденцией и менеджментом, которыми рынок перенасыщен. Соответственно, большинство молодых людей, получающих образование в регионе, обучается именно по этим специальностям.
Прогноз потребности в кадрах демонстрирует дисбаланс между структурой выпуска образовательных учреждений области и потребностями региона в кадрах по уровням образования. Дисбаланс спроса и предложения - хроническая проблема регионального рынка труда, причем как в квалификационном, так и в территориальном разрезах. Отчасти сократить существующие разрывы возможно через стимулирование трудовой миграции, прием соотечественников, использование иностранной рабочей силы. Согласно статистическим данным большинство работодателей предоставляют рабочие места квалифицированным кадрам без учета региона их первоначального проживания. В рамках взаимодействия с субъектами Российской Федерации заключено более 30 соглашений о межрегиональном обмене трудовыми ресурсами. По данным Министерства труда, занятости и кадровой политики, в Калужской области осуществляют трудовую деятельность работники, прибывшие из 67 регионов России. В среднем доля иногородних работников на предприятиях региона составляет порядка 5 % [4].
Еще одной устойчивой тенденцией является ориентация выпускников вузов, расположенных в наиболее экономически и социально благоприятных так называемых «северных территориях» области (первый наукоград России - Обнинск и его ближайшие окрестности) на трудоустройство в Москве и Московском регионе, несмотря на наличие различных вакансий и достойный уровень оплаты труда на местных предприятиях.
В то же время, как показывают результаты опросов руководителей предприятий и организаций, даже при наличии вакансий более половины работодателей вынуждены отказывать в трудоустройстве по профилю полученной специальности каждому второму выпускнику вуза, что обусловлено несоответствием качества вузовского образования требованиям рынка труда и качественными характеристиками самих выпускников [2].
Таким образом, с учетом сложившейся ситуации на региональном рынке труда и прогноза ее развития наиболее проблемным сектором остается подготовка востребованных и конкурентоспособных квалифицированных специалистов, адекватных потребностям экономики региона.
Более эффективному решению проблемы кадрового обеспечения предприятий региона может способствовать создание образовательного комплекса, объединяющего учреждения среднего и высшего образования в сотрудничестве с предприятиями. Такая интеграция образования и бизнеса выгодна всем: она гарантирует подготовку специалистов в едином образовательном пространстве, позволяет работодателю формулировать требования к качеству подготовки, расширяет возможности использования ресурсов для проведения исследований. Сотрудничество в рамках образовательного комплекса расширяет возможности целевой подготовки и переподготовки специалистов, сокращения затрат на подготовку кадров для предприятий региона, реализации производственных проектов, включая разработку и внедрение новых технологий, выпуск конкурентоспособной продукции, управление предприятиями.
На протяжении всего периода обучения в образовательном комплексе происходит адаптация выпускника к реальной производственной деятельности, поскольку образовательные учреждения ориентированы на решение конкретных прикладных задач предприятий. Предприятия принимают участие в формировании материальной базы учебного процесса, в организации производственной практики, вносят предложения по преподаванию профильных для компании дисциплин на иностранных языках, введению в учебный план факультативных занятий, а ведущие специалисты предприятий непосредственно участвуют в учебном процессе [3].
Создание образовательных комплексов как основы формирования регионального образовательного кластера является одним из приоритетных мегапроектов в рамках стратегии развития Калужской области. Можно привести примеры успешного взаимодействия образовательных учреждений с работодателями: ГАОУ СПО «Калужский колледж информационных технологий» и ООО «Фольксваген Груп Рус», ГАОУ СПО «Людиновский индустриальный техникум» и ЗАО «Людино-вокабель», ГБОУ СПО «Калужский политехнический колледж» и ОАО «Калужский турбинный завод», ГБОУ СПО «Перемышльский техникум эксплуатации транспорта» и ЗАО «Вольво Восток». Данные предприятия выплачивают студентам стипендию, проводят курсы повышения квалификации для преподавателей, организуют практики и стажировки студентов на производстве. В Калужском филиале МГТУ им. Н.Э. Баумана в рамках подписанного в 2011 г. соглашения между ООО «Фольксваген Груп Рус», КФ МГТУ им. Н.Э. Баумана и Калужским колледжем информационных технологий о сотрудничестве в области обучения в сочетании с практикой продолжено внедрение в образовательный процесс дуальной системы образования, направленной на достижение более раннего вступления специалистов в практическую деятельность. В соответствии с данными целями партнеры согласуют учебные программы по теоретическому и практическому обучению в университете, в колледже и на производстве.
В целях сокращения имеющейся диспропорции спроса и предложения на рынке труда и для расширения возможности трудоустройства выпускников системы профессионального образования органы государственной власти Калужской области и администрации муниципальных районов и городских округов осуществляют работу по организации целевого направления выпускников школ в учреждения профессионального образования. В 2013 г. областные органы власти выдали выпускни-
кам школ Калужской области 1400 направлений в 50 вузов для обучения по целевой контрактной подготовке, т.е. на целевое обучение в вузах направлено 29 % выпускников школ региона. При этом поступили в вузы на целевые места 660 абитуриентов, т.е. 13 % выпускников школ региона. Доля выпускников школ, поступивших в вузы на целевые места в 2013 г., составляет 26 % общей прогнозной потребности региона в специалистах с высшим образованием в 2017 г. 50 % целевиков поступили в вузы, расположенные на территории Калужской области, что предоставляет вузам региона дополнительные возможности в плане привлечения абитуриентов, ресурсного обеспечения, а также построения образовательных программ с учетом требований заказчиков образовательных услуг [6].
Отсутствие в регионе вузов конкретной требуемой направленности компенсируется целевым направлением выпускников школ области в профильные вузы близлежащих регионов. Так, например, согласно прогнозу потребности региональной экономики в строительных кадрах в ближайшие пять лет региону потребуется более двух тысяч рабочих и специалистов в строительной отрасли, причем наиболее востребованы инженеры-строители. Однако вузов, готовящих специалистов-строителей, в Калужской области нет. Поэтому с 2011 г. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства достигнута договоренность о выделении для Калужской области целевых мест по направлению «строительство» в вузах, расположенных на территории Тульской, Белгородской, Московской, Орловской и Брянской областей.
Целевая подготовка студентов в вузе для конкретного предприятия может быть также организована и на основе партнерских отношений за счет:
- адаптации к особенностям и потребностям предприятия варьируемой части учебного плана (в том числе элективных курсов, факультативов) и программ учебных дисциплин;
- выполнения курсовых и дипломных проектов по реальной тематике предприятия;
- проведения всех видов практик на конкретном предприятии;
- привлечения ведущих специалистов предприятия к преподаванию ряда дисциплин с организацией учебных кабинетов и лабораторий;
- проведения стажировок ведущих преподавателей на предприятии [1].
Так, расположенное в г. Обнинске одно из ведущих предприятий России в области создания высококачественной наукоемкой продукции для авиационной, ракетно-космической, транспортной, военной и других сфер - ОАО ОНПП «Технология» - организует работу по направлению выпускников обнинских школ в профильные для предприятия вузы в рамках целевого обучения. По договору, заключенному между студентом и предприятием, студенту гарантируется трудоустройство с обязательством отработать в ОАО ОНПП «Технология» не менее трех лет. В течение всего периода обучения предприятие выплачивает студенту ежемесячную доплату к стипендии. Направление школьников на целевое обучение в ведущие российские вузы осуществляет также ФГУП ГНЦ РФ «Физико-энергетический институт им. А.И. Лейпунского».
На сегодняшний день хорошо зарекомендовала себя технология «смешанного» обучения, предполагающая раннее включение студента - будущего работника в производственный процесс. Начиная со 2-3 курсов, в учебной неделе выделяется день, который студенты проводят непосредственно на производстве. При этом практические занятия проводят ведущие специалисты данного производства, а лабораторные работы студенты выполняют в его цехах и отделах. Находясь в подразделениях реального бизнес-субъекта, практиканты осваивают оборудование, изучают технологические процессы. Программы дисциплин, выносимых на изучение непосредственно на производстве, корректируются с учетом требований конкретного предприятия и максимально приближаются к профилю будущей работы выпускника. Так, на базе ОАО ОНПП «Технология» функционирует филиал кафедры материаловедения Обнинского института атомной энергетики - филиала НИЯУ МИФИ, осуществляющий завершающую стадию подготовки инженерных кадров по направлению «материа-
ловедение и технология новых материалов» непосредственно на предприятии. На базе ГБУЗ КО «Калужская областная клиническая больница» созданы две кафедры Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, открыт учебно-методический отдел для проведения практической подготовки студентов КГУ им. К.Э. Циолковского, ИАТЭ НИЯУ МИФИ, Калужского базового медицинского колледжа.
Также перспективной формой погружения студента в контекст будущей профессии является модель «длительной» практики, в рамках которой в процессе учебно-исследовательской работы студенты осуществляют различные виды деятельности совместно с трудовым коллективом предприятия. Такие «длительные» практики и стажировки для студентов вузов и техникумов регулярно организуют и проводят ведущие предприятия региона: ОАО «Калужский двигатель», ФГУП ГНЦ РФ ФЭИ, ОАО ОНПП «Технология».
Решению обозначенных проблем должна способствовать и отраслевая профилизация подготовки, к которой в последнее время возвращается все больше вузов. Так, в ИАТЭ НИЯУ МИФИ разрабатываются и реализуются программы подготовки управленцев, экономистов и психологов для предприятий атомной отрасли.
Спецификой Калужского региона является кластерное развитие, что не может не найти отражения в региональной образовательной системе. Исходной позицией для решения актуальных проблем кластерного развития региона должно быть понимание постоянной необходимости формирования кластерного сообщества во всех отношениях, включая и кадровые ресурсы, которые должны создавать повышение доли интеллектуальной составляющей в продукции кластера, увеличение количества квалифицированных рабочих мест и рост количества внедренных инноваций.
Первой проблемой следует считать прогнозное определение потребностей в кадровых ресурсах для развивающихся кластеров. Решение этой проблемы - регулярный мониторинг требований предприятий к квалификационным характеристикам специалистов. Постоянный обмен информацией должен помочь учреждениям профобразования корректировать содержание своей работы с учетом особенностей технологических процессов, оборудования предприятий, на которых будут работать выпускники, с целью адаптации их знаний и умений к конкретным условиям дальнейшей деятельности. Так, в КФ МГТУ им. Н.Э.Баумана совместно с ООО «Фольксваген Групп Рус» разработаны и внедрены в учебный процесс программы по направлениям «мехатроника», «автомехатроника», «наземные транспортные системы», «логистика», адаптированные к производству на предприятиях автокластера. В ИАТЭ НИЯУ МИФИ с целью подготовки кадров для фармацевтического кластера созданы кафедра фармацевтической и радиофармацевтической химии и кафедра радионуклидной медицины. Разработанные совместно с работодателями (ЗАО «Обнинская химико-фармацевтическая компания», ООО «Хемофарм», НИИ фармакологии РАМН) программы подготовки специалистов для фармацевтической отрасли являются уникальными в России.
Второй проблемой можно считать создание механизма обновления кадровых ресурсов кластера. Решение этой проблемы - организация высокотехнологичных центров подготовки и переподготовки кадров для ведущих предприятий кластера. Так, в 2007 г. в Калуге был создан Учебный центр по подготовке кадров для автомобильной промышленности, в 2012 г. начал свою работу Центр подготовки кадров для фармацевтической промышленности. Такие центры могут функционировать и на базе ведущих вузов региона.
Активизация политики привлечения иностранных инвестиций привела к тому, что в настоящее время на территории Калужского региона функционирует порядка 100 зарубежных компаний, среди которых ООО «Фольксваген Групп Рус», ЗАО «Вольво Восток», ООО «Руукки Рус», ООО «Стора Энсо Пакаджинг ББ», ООО «Самсунг Электроникс Рус», ООО «Кей Ти Эн Джи Рус», ООО «Бентелер Аутомотив», ООО «Северсталь-Гонварри-Калуга», ООО «ПСМА Рус», ООО «Карелия-
Упофлор СиАйЭс», ООО «ХКФ-Банк», ООО «Хемофарм», ООО «Нестле Россия» и др. Как вновь создаваемые, так и уже действующие иностранные компании ведут набор персонала и активно привлекают молодежь. Сегодня иностранные работодатели, как и российские, особенно остро ощущают нехватку специалистов с техническим образованием, тогда как количество ищущих работу выпускников социально-экономического профиля явно превалирует.
Молодым специалистам на территории Калужской области вполне реально трудоустроиться в иностранную компанию, но при этом ключевым моментом является знание корпоративного иностранного языка, которым в большинстве компаний считается английский. С появлением в Калужском регионе большого числа инвесторов из стран континентальной Европы все более востребованными становятся специалисты со знанием немецкого и французского языков. При этом предпочтительный для работодателя вариант - владение двумя иностранными языками, один из которых - английский. Вариативный компонент учебного плана и индивидуализация обучения, предоставленные вузам федеральными государственными образовательными стандартами, позволяют усилить языковую подготовку для тех студентов, которые ориентированы на работу в иностранной компании. Так, в Обнинском филиале Государственного университета управления за счет использования элективных курсов и факультативов студентам предоставляется возможность изучения английского языка в расширенном объеме на протяжении всего периода обучения, а также изучения второго языка - французского.
Наконец, следует подчеркнуть, что своевременному и эффективному решению обозначенных выше проблем в значительной степени будет способствовать действенная система мониторинга общеэкономической ситуации в стране и регионе, ситуации на региональном рынке труда, требований и пожеланий работодателей выпускников, которая должна функционировать в каждом современном образовательном учреждении и быть встроенной в единую систему управления, гибко реагирующую на внешние и внутренние факторы. Построение подобной системы является актуальной задачей на современном этапе социально-экономического развития.
Библиографический список
1. Айтуганов И.М., Корчагин Е.А., Сафин Р.С. Практическая подготовка: взаимодействие вуза и предприятия // Высшее образование в России. - 2012. - № 3. - С. 114-117.
2. Садченкова Ю.П. Формирование общекультурных компетенций выпускников вузов по направлению «Менеджмент» с учетом потребностей регионального рынка труда // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 15. - С. 294-300.
3. Садченкова Ю.П. Формирование региональных образовательных кластеров // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 23. - С. 209-213.
4. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lmexperts.ru/news/dinamika-rynka-truda-kaluzhskoj-oblasti.html (дата обращения: 22.05.2014).
5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rdw40.ru/article/361 (дата обращения: 22.05.2014).
6. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rdw40.ru/article/435 (дата обращения: 21.05.2014).
7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/sub/trud/analitika (дата обращения: 21.05.2014).
8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rekadro.ru/rabotadatelu/info (дата обращения: 19.05.2014).