1(256) - 2012
Инновационная деятельность
УДК 332
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЛЯ ИННОВАЦИОННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Е. В. ЕРОХИНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации производства E-mail: eev_bmstu@rambler. ru Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана
Статья посвящена проблемам развития кадрового потенциала региона при переходе экономики к инновационной модели развития. Автор рассматривает аспекты формирования кадрового потенциала как одну из неотъемлемых составляющих регионального инновационного комплекса. Рассмотрены вопросы подготовки менеджеров высоких технологий с применением программно-целевого подхода.
Ключевые слова: кадры, инновации, регион, Калужская область, экономика знаний, программно-целевой подход.
Инновационное развитие экономики Российской Федерации и ее регионов требует решения проблем развития кадрового потенциала и формирования программных целей для решения демографических и социально-экономических проблем в рамках народнохозяйственного комплекса страны.
Одной из основных характеристик развития инновационной экономики, оказывающей серьезное влияние на социально-экономические процессы в стране и ее регионах, является возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Целью авторского исследования является оценка роли кадрового потенциала в современном мире,
а также рассмотрение проблемных аспектов кадрового обеспечения и управления человеческими ресурсами региона при переходе к инновационной модели экономического развития на примере Калужской области.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [7] отмечается, что уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. И это очень серьезные внутренние барьеры развития, не преодолевая которые, страна начинает деградировать как держава.
Новая экономическая система характеризуется сменой основных конкурентных преимуществ, позволяющих хозяйствующим субъектам выживать и развиваться во внешней среде. Это проявляется прежде всего в усилении роли нематериальных активов, расширенном инвестировании в человека, в интеллектуальный капитал. В современной конкурентной борьбе идет состязание не столько за об-
ладание капитальными ресурсами, материальными ценностями, сколько за способность к разработке и внедрению инноваций.
Так, в индустриальную эпоху развития формула общественного производства имела следующий вид:
Производство = Капитал + Труд.
По мнению автора, в эпоху перехода экономики на инновационный путь развития формулу общественного производства следует рассматривать с позиции приоритетной роли следующих ключевых факторов (речь идет о приоритетных факторах, при этом в инновационной экономике знаний традиционные факторы производства — труд, земля, капитал и предпринимательская способность — используются, но не являются приоритетными):
Производство = Интеллект + Капитал + + НИОКР.
Эта формула показывает актуализацию и усиление роли научных знаний как стратегического ресурса и возрастающее влияние технологических инноваций как ключевых факторов успеха. Это приводит к тому, что в настоящее время в мире экономический рост определяется той долей продукции и оборудования, которая содержит прогрессивные знания и современные решения. В связи с этим положение страны в геополитической конкуренции наряду с образованием и здоровьем населения будет определять развитие науки и ключевых производственных систем новейшего технологического уклада, возможности информационной среды, а также способность хозяйственного механизма генерировать высокую инновационную активность.
Статистические данные свидетельствуют, что такие промышленные гиганты, как IBM, Canon, Samsung, Soni, Toshiba, Hitachi, Kodac, General Electric и др. активно наращивают свои нематериальные активы, получая тысячи патентов в год. Это способствует концентрации в таких компаниях огромных инвестиционных и интеллектуальных ресурсов. Мировые лидеры, стремясь к доминированию на рынке и созданию стратегических конкурентных преимуществ, прибегают к формированию портфелей патентов для максимального закрепления за собой прав на использование изобретений в данной области, максимально используя при этом кадровые возможности, интеллект человека как основной ресурс развития.
Однако для России вопросы кадрового обеспечения остаются нерешенной проблемой, вызывающей тревогу за будущее страны у руководителей
и специалистов разных уровней — государства, региона, предприятия.
Российская практика формирования и развития человеческого капитала явно контрастирует с оценкой значимости интеллектуальных ресурсов в развитых западных экономиках. Недооценка этой проблемы привела к тому, что по качеству человеческого капитала наша страна занимает 57-е место в мире. Впереди России прибалтийские страны, позади — все страны СНГ. В то же время еще совсем недавно по качеству человеческого капитала Россия находилась на 23-м месте [5].
В развитых странах большое внимание уделяется профессиональной, производственной подготовке и курсам переподготовки. Профессиональная подготовка осуществляется для адаптации работников к постоянно изменяющимся условиям работы. Так, корпорация Ford расходует 25 %, а Chrysler 35 % своих капиталовложений на профессионально-техническую подготовку кадров. При этом американские компании руководствуются тем, что обучение должно рассматриваться как двойные инвестиции — в человека и в производство и должны способствовать реализации стратегических целей компании.
Одной из самых острых проблем, связанных с реализацией перехода России на инновационный путь развития, может стать кадровая проблема. Эффективное использование человеческого капитала, в особенности его интеллектуальной составляющей, является важной задачей управления научно-технической сферой.
Проведение эффективной инновационной стратегии предполагает повышение требований к управленческим кадрам, введение жестких механизмов ответственности за достижение целевых показателей и ясных критериев мотивации.
Следует признать, что неэффективность сформировавшейся в России системы управления хозяйством и коррумпированность бюрократии несовместимы с требованиями инновационной экономики. Переходу на инновационный путь развития препятствует в первую очередь сама сложившаяся за 20 лет экономическая система, включающая в себя непреодолимые административные барьеры на пути распространения новых технологий, основанные на непрофессиональном применении и произвольном толковании норм технического и налогового регулирования, экспортного и таможенного контроля. Выстроенная в России система
управления, при которой бюрократия управляет экономикой, не соответствует современным требованиям. Ее коренной порок, несовместимый с культурой инновационного управления, — клано-во-корпоративный принцип кадровой политики на всех уровнях властной иерархии [3].
В современной России официально заявлен курс на модернизацию и инновационное развитие. Судьба инновационной отечественной экономики решается в регионах. Мировая практика показывает, что зоны и кластеры с благоприятной для инновационного предпринимательства средой (инновационные экосистемы) могут возникать только на локальном, местном уровне.
Для решения проблем кадрового обеспечения Калужского региона высококвалифицированными специалистами областное правительство разработало и утвердило Стратегию развития трудовых ресурсов Калужской области до 2020 года [9] с учетом инновационного обновления экономики региона. Особое место в реализации стратегического плана отводится институциональным субъектам в системе образования, в подготовке и переподготовке кадров, востребованных народнохозяйственным комплексом региона. Особую роль в этом процессе призван сыграть Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (далее — КФ МГТУ).
Основными документами, регламентирующими инновационную деятельность в Калужской области, являются нормативно-правовые акты [6, 8, 10—12 и др.].
При определении трудового потенциала региона следует исходить из тех же принципов, которые используются при формировании понятий других видов потенциалов. Возможности трудового потенциала региона раскрываются в полной мере только при определенных производственных отношениях, а если брать применительно к инновационной деятельности, то при создании в регионе определенных условий, стимулирующих инновационную активность всех субъектов экономической деятельности [4].
Экономическое развитие Калужской области на современном этапе характеризуется рядом позитивных изменений. Наблюдается улучшение большинства макроэкономических показателей, среди которых рост объемов производства в сочетании с финансовой стабильностью, приток инвестиций в экономику региона, увеличение реальных
доходов населения, повышение потребительского спроса. Все более важным фактором для такого развития становятся трудовые ресурсы, эффективное использование которых — стратегическая задача руководства области, условие устойчивого экономического роста региона и повышения благосостояния людей.
Под стратегией развития трудовых ресурсов Калужской области понимаются общий курс и последовательная деятельность органов исполнительной власти по обеспечению экономики региона эффективной рабочей силой, развитию возможностей для приобретения работниками профессиональных знаний и навыков в течение всей трудовой жизни, повышению уровня профессионального образования и практической подготовки кадров в соответствии с востребованностью экономики области.
Анализ и оценка состояния кадрового потенциала Калужского региона показывают, что имеющийся трудовой потенциал по своим параметрам не соответствует современному этапу социально-экономического развития и стратегическим направлениям формирования инновационно ориентированной экономики региона. Такой вывод основан на комплексном анализе явлений и процессов формирования, развития, распределения и эффективного использования трудовых ресурсов на основе статистических данных и прогноза развития экономики и социальной сферы Калужской области.
На начало 2008 г. численность населения области составляла 1 005,6 тыс. чел. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Калужской области (рис. 1), по области к 2012 г. она составит 998,9 тыс. чел. В течение данного периода будет иметь место снижение численности населения области с 3,7 до 1,7 тыс. чел. в год (от 0,17 до 0,36 % в год), что обусловлено продолжающейся естественной убылью и недостаточным миграционным притоком населения. Однако к 2020 г. ожидается рост численности населения Калужской области до 1 020 тыс. чел. Таким образом, в долгосрочной перспективе рост рождаемости и увеличение миграционного прироста позволят приостановить негативные демографические процессы.
По мнению руководства региона, основным источником частичной компенсации естественных потерь населения области будет являться миграционный прирост. Увеличение миграционной активности населения в 2007 г. наблюдалось в 14 из
1 025п
1 020----
1015---
1 010---
1 005------
1 000---——---
995 --- ---
990 --- ---
985 1---,---,---
2008 2012 2020
Рис. 1. Численность населения Калужской области в 2008, 2012 гг. и прогноз на 2020 г., тыс. чел.
24 муниципальных районов, а также в городских округах Калуга и Обнинск. Миграционный прирост обеспечен исключительно за счет притока граждан из стран СНГ и Прибалтики. В 2020 г. прогнозируется миграционный прирост порядка 11,3 тыс. чел., который будет полностью компенсировать естественную убыль населения. Однако надо учитывать, что это исключительно прогнозируемые цифры и реалии могут существенно их скорректировать в сторону уменьшения. Объективно положительно оценивая стремления руководства региона к привлечению мигрантов в экономику, нельзя не заметить, что качественные показатели мигрирующих трудовых ресурсов не могут удовлетворить субъектов экономической деятельности, развивающих инновационные технологии. Миграционный поток состоит в основном из неквалифицированных кадров, способных восполнить трудовые потери в строительных и обслуживающих отраслях.
Численность экономически активного населения в 2007 г. составила 507,3 тыс. чел. (50,3 % общей численности населения области) и за последние пять лет уменьшилась на 2 %, в том числе доля занятых в экономике области — на 1 %. Несмотря на положительный миграционный прирост, демографическая ситуация, сложившаяся в постперестроечный период, негативно скажется на ситуации на рынке труда. Доля населения в трудоспособном возрасте сократится с 61,6 % в 2008 г. до 53,4 % в 2020 г. В то же время ухудшится возрастная структура населения. Коэффициент демографической нагрузки к началу 2020 г. составит 873 против 624 в 2008 г. [9, 10].
В результате набирающее темпы экономическое развитие в ближайшие годы столкнется с дефицитом
трудовых ресурсов, поскольку соответствующий демографическому спаду рост производительности труда не может осуществляться аналогичными темпами. Следовательно, ситуация на рынке труда области до 2020 г. во многом будет формироваться под влиянием демографических ограничений.
Ситуация на регистрируемом рынке труда на протяжении ряда последних лет характеризуется тенденцией к снижению предложения рабочей силы при заметном повышении спроса, особенно на высококвалифицированных работников. Создание новых рабочих мест на строящихся и вновь вводимых предприятиях потребует увеличения численности работающих. Дополнительная потребность работающих ожидается в 14 районах. Наиболее значительной потребность будет в г. Обнинске, Износковском, Медынском и Ульяновском районах.
Дальнейшая активная работа с иностранными и российскими инвесторами позволяет прогнозировать последующий рост инвестиций в основной капитал. К 2020 г. он увеличится в номинальном выражении в пять раз. Кроме уже реализующихся проектов создания технопарков в г. Калуге, г. Обнинске и поселке Ворсино планируется освоить более 1 000 га земель посредством создания индустриальных парков на территории Людиновского, Кировского, Сухиничского, Думиничского, Козельского, Ферзиковского и других районов области, где и будут сосредоточены основные инвестиции.
При усилении конкуренции за квалифицированную рабочую силу определенное преимущество будут иметь секторы экономики и территории с более высоким уровнем заработной платы, социального обеспечения, благоприятной экологической обстановкой и достойными условиями труда.
В настоящее время происходит изменение ситуации на рынке труда по видам экономической деятельности. С одной стороны, продолжается увеличение численности занятых в обрабатывающих производствах, с другой — прогнозируется рост числа работников в сфере обслуживания, торговли, сервиса и др. В ближайшие годы ожидается усиление дефицита кадров по рабочим профессиям в машиностроительной и металлообрабатывающей отраслях промышленности, строительстве, коммунальном и сельском хозяйстве. К тому же этот дефицит усугубляется несоответствием уровня квалификации кадров требованиям технологий современного производства, а также дисбалансом между потребностями экономики Калужской облас-
ти в рабочих, специалистах и системой подготовки по уровням профессионального образования.
Подготовку кадров на территории области осуществляют:
- 29 учреждений высшего профессионального образования по 55 профессиям и специальностям (число студентов, завершивших обучение по очной форме в 2009 г., — около 3 200 чел.); 31 учреждение среднего профессионального образования по 66 профессиям и специальностям (число выпускников, получивших образование по очной форме в 2009 г., — около 3 600 чел.);
33 учреждения начального профессионального образования по 52 профессиям и специальностям (число учащихся, завершивших обучение в 2009 г., — около 3 200 чел.). В условиях дефицита квалифицированных кадров особенно актуальной становится проблема качественного медицинского обеспечения населения, так как очевидно, что преждевременная смертность уносит уже прошедших обучение и адаптацию на производстве, и восполнение этих специалистов требует гораздо более продолжительного временного отрезка и больших вложений в образование.
Характерной особенностью развития рынка образовательных услуг является значительный рост на территории области числа учреждений высшего профессионального образования, которые в основном осуществляют профессиональное образование по профессиям, пользующимся ограниченным спросом (юристы, экономисты, бухгалтеры, менеджеры и т. д.). В то же время выпуск специалистов с начальным профессиональным образованием для всех без исключения секторов экономики состав-
Строители Водители Инженеры Станочники Бухгалтеры
Рис. 2. Структура спроса и предложения на рынке труда Калужского региона по ряду специальностей в 2010 г., во сколько раз
ляет менее трети от всех остальных. Предложения на рынке труда имеют существенные структурные отличия от спроса (рис. 2).
Анализ данных, представленных на рис. 2, показывает, что спрос на строителей почти в 3 раза превышает предложение, на водителей и инженеров — в 2,1 раза, на станочников — в 2,4 раза, а на бухгалтеров, наоборот, предложение превышает спрос в 3,5 раза.
Необходимым условием решения любых управленческих задач, в том числе задачи управления кадровым потенциалом, является наличие высококвалифицированного персонала, готового к принятию гибких, адекватных и инновационных решений. В связи с этим управление кадровым инновационным потенциалом можно рассматривать как особый вид деятельности, ориентированный на использование инноваций и включающий:
- определение потребности в инновационном персонале;
- подготовка и переподготовка кадров;
- привлечение кадров и их отбор по специальным критериям;
- мотивация персонала на восприятие и использование инноваций.
Учитывая это, можно утверждать, что в основе политики управления инновационным кадровым потенциалом должны лежать следующие принципы:
- привлечение на работу высококвалифицированных специалистов по инновациям, подготовка собственных специалистов высокой квалификации в рамках основных инновационных направлений;
- создание условий, способствующих профессиональному росту и закреплению в региональной
экономике наиболее квалифицированных, перспективных сотрудников, умеющих создавать, воспринимать, развивать и коммерциализировать инновации; - совершенствование управления экономикой и образованием региона в целом.
В процессе создания инноваций особенно важным является процесс их коммерциализации. Можно сказать, что коммерциализация — это венец всего инновационного процесса. Однако существу-
□ Предложение
□ Спрос
ющая система профессионального образования слабо ориентирована на развивающуюся экономику области и не вполне удовлетворяет потребности предприятий в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов, особенно инженерных специальностей, без которых проведение модернизации в стране просто невозможно.
В направлении решения обозначенных проблем в Калужском регионе осуществляется ряд мероприятий в рамках Концепции [7]. Новой экономике, основанной на знаниях, нужны менеджеры в области инноваций. Особые свойства инновационных технологий в промышленности и науке требуют и особых свойств от этих специалистов в области управления. Вся цепочка от идеи до ее реализации в конечный инновационный продукт нуждается в постоянной заботе со стороны людей, умеющих способствовать развитию новых идей. Часто талантливый изобретатель или ученый, создающий уникальные приборы и технологии, оказывается неспособным превратить их (коммерциализировать) в конечный продукт для потребления обществом.
Менеджмент высоких технологий — новая специальность, порожденная самой парадигмой инновационного развития. Именно эти специалисты должны создавать условия и всячески поддерживать инновационные процессы на всех стадиях.
Инновации — не просто новые технологии, это тонкая материя, не терпящая стандартного подхода. Менеджеры высоких технологий должны стать не только хорошими управленцами, но и востребованными инженерами и психологами. Они должны стать связующим звеном между учеными-иннова-торами и российским бизнесом.
В развитии и реализации инновационной деятельности Калужской области активную позицию занимают преподаватели, студенты и сотрудники КФ МГТУ. Наш вуз — практически единственный, готовящий инженеров для всего региона. В университете разрабатываются обстоятельные программы, нацеленные на инновационное развитие. Одной из таких программ стало подписание в мае 2011 г. договора между руководством ООО «Фольксваген Групп Рус» и КФ МГТУ о сотрудничестве по проекту «Обучение в сочетании с практикой». Это первый подобный договор в России, хотя на территории России действует уже несколько автомобильных производств знаменитых зарубежных компаний. Целью проекта является формирование для предприятия квалифицированного кадрового потенци-
ала работников инженерных специальностей, ориентированных на современные производственные процессы и технологии.
В процессе работы над проектом немецкие специалисты подробно знакомились с возможностями имеющихся в регионе вузов и в итоге выбрали КФ МГТУ. Начиная с этого учебного года в университете начнут готовить для завода инженерных работников, которые будут принимать организационно-технологические и управленческие решения.
Также университет ориентируется на создание научно-образовательных центров, финансирование которых будет проводиться в рамках целевых программ. В 2009 г. был создан центр «Микросистемная техника и диагностика», в котором сейчас уже ведется работа. Еще одно важное для региона направление, которое будет активно развиваться, — биотехнологии. В филиале также представлены разработки в области энергетики, в том числе и по новому направлению — водородная энергетика.
На базе кафедры экономики и организации производства в 2005 г. была открыта новая специальность — менеджмент высоких технологий. Здесь готовят высококвалифицированных инженеров-менеджеров для нужд региона и страны.
Динамичное развитие Калужской области требует решения проблемы дефицита кадров. Разработанная в Калужской области Стратегия развития трудовых ресурсов [9] включает в себя комплексные мероприятия по обеспечению региона специалистами.
Среди проблем кадрового обеспечения региона основными являются:
- отток высококвалифицированных кадров из региона;
- нехватка кадров с начальным профессиональным образованием;
- дефицит инженерных кадров различных специализаций.
Решение проблем кадрового обеспечения промышленности региона возможно только совместными усилиями государства, регионов, вузов и предприятий. Необходимо развивать практику трехсторонних договоров между учреждениями профессионального образования, организациями и министерствами. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Так, в 2010 г. набор абитуриентов в КФ МГТУ на все специальности осуществлялся и по целевому набору с заключением трехсторонних договоров-соглашений. Непрерывное участие предприятия на всех этапах
подготовки специалиста необходимо для поставки в экономику региона специалистов с нужным уровнем профессиональной компетенции и нужной профессиональной направленности.
Рассмотрим пути развития кадрового потенциала региона. Во-первых, это поиск и отбор кадров, способных воспринимать и развивать инновации. Для того чтобы построить эффективную систему поиска и отбора кадров, прежде всего важно понять ее место в общей системе управления человеческими ресурсами региона. Отбор кадров должен быть синхронизирован с другими функциями управления персоналом, учитывать иные формы работы с людьми. Во-вторых, общий контроль над политикой в сфере управления персоналом и ответственность за ее результаты в регионе несет руководство субъекта. Политика руководства в отношении персонала (обучение, развитие работников, мотивация персонала, обеспечение хорошего морального климата в организации и др.) оказывает значительное влияние на методы и эффективность поиска и отбора кадров. В-третьих, усложнение процесса управления вызывает необходимость координации быстро возрастающего количества связей, относящихся к компетенции различных органов власти, и требует использования новых организационных форм и подходов к управлению явлениями и процессами, протекающими в регионе. Наиболее отвечающим современным требованиям является программно-целевой подход [4]. Программно-целевой подход выступает прежде всего элементом единого плана экономического и социального развития, который является определяющим звеном системы функционирования народнохозяйственного комплекса страны, в том числе и отдельных его регионов.
Термин «народнохозяйственный комплекс» широко использовался в советский период российской истории и не потерял своего значения и применения в экономике, действующей на рыночных началах, в экономике, основанной на знаниях. Народнохозяйственный комплекс имеет особые воспроизводственные, региональные и иные структурные характеристики. Экономика любой страны представляет собой единый народнохозяйственный комплекс взаимосвязанных видов экономической деятельности, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ.
В условиях рыночной экономики возросла многоаспектность возникающих проблем социально-экономического развития региона, что требует
одновременного учета всего комплекса условий их решения: экономических, кадровых, организационных, социальных, научно-технических, производственных и иных. Отсюда усложнение управления социально-экономическими процессами, протекающими в регионе, превращение социально-экономической системы в многоцелевые системы со сложными связями.
Программно-целевой подход надо рассматривать с позиции конкретных адресных вливаний материальных и интеллектуальных ресурсов. Именно программно-целевой подход дает возможность сосредоточить необходимые, но достаточные усилия на приоритетном направлении для перевода негативных тенденций развития в позитивные.
Системный анализ определяет логику решения проблемы и общую схему в виде определенного алгоритма пошаговых процессов. Структурная модель регионального инновационного развития представлена на рис. 3 в виде комплекса целевых программ.
Представляется, что именно программно-целевой подход к управлению кадровым потенциалом Калужской области позволит учесть все особенности процесса управления при переходе экономики на инновационный путь развития. Очевидно, что требования реального сектора экономики к специалистам по управлению инновационной деятельностью имеют свою специфику.
Требования инновационного развития к специалистам по управлению инновационной деятельностью можно охарактеризовать следующими основными критериями: высшее образование, желательно наличие технического и экономического образования; наличие базовых навыков; опыт практической деятельности; готовность работать в стрессовой ситуации; высокая мотивация на успех; инициативность и творческое отношение к труду; постоянная жажда нового; способность генерировать и воспринимать новые идеи и др.
Пробуксовывание процесса инновационного развития напрямую связано с недостатком высококвалифицированных инновационных менеджеров, с наличием дисбаланса между спросом и предложением в профессионально-квалификационном разрезе; с отставанием предложений образовательных услуг от реальных потребностей инновационной экономики. Проблема также заключается и в том, что существует слабая связь между рынком труда и рынком образовательных услуг.
| Этап |
и 1 1
Содержание
Начальная стадия
Идея инновационной модели регионального _развития_
Создание новой экономической базы региона
и подготовка необходимого кадрового _обеспечения_
Взаимодействие различных субъектов экономической деятельности. Оптимизация инновационной структуры региона
Стремление к успеху - встречи, обсуждение региональных планов, учет влияния внешних факторов и примеров успешной деятельности
Подготовка кадров. Государственное регулирование инновационной деятельности.
Создание условий для ее эффективного _развития в регионе_
Рис. 3. Структурная модель регионального инновационного развития
Внедрение в Калужской области программно-целевого подхода к формированию кадрового потенциала должно решить ряд указанных проблем, создать необходимые условия по перенастройке региональной системы управления кадровым потенциалом в период перехода экономики на инновационный путь развития.
Для повышения квалификации работников инновационной сферы необходима их перманентная переподготовка, так как инновации не терпят отставания в их понимании инновационными менеджерами.
Как ни остро стоит вопрос о квалифицированных кадрах в науке и промышленности Калужского региона, очевидно, что сельское хозяйство — это именно тот сектор, который невозможно развивать и поддерживать без новых современных технологий. В настоящее время вопрос о массовом применении низкоквалифицированной рабочей силы в сельском хозяйстве уже потерял свою актуальность, в деревнях ее просто нет. Многие деревни фактически обезлюдели, и их существование поддерживается в
основном городскими жителями, использующими их под летние дачи. Заросшие поля и разрушенные фермы — вот реалии сегодняшней сельской жизни. К сожалению, статистика по числу заброшенных и разрушенных хозяйств отсутствует или недоступна для анализа автору статьи.
На протяжении последних лет в Калужской области проводится целый комплекс региональных программ по обучению, подготовке и переподготовке специалистов по различным направлениям и специальностям.
Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации проводится обучение руководителей и специалистов организаций малого и среднего бизнеса по программе повышения квалификации «Основы инновационного бизнеса». На конкурсной основе осуществляется отбор специалистов из инновационных компаний и организаций. По итогам прошлого учебного года обучение прошли 19 специалистов из 14 организаций, которые успешно защитили итоговые проекты.
В рамках реализации региональной целевой программы [12], начиная с 2006 г., проводится обучение студентов калужских вузов по программе «Методология и практика управления инновационными проектами». В обучении принимают участие студенты ведущих калужских вузов: КФ МГТУ, Калужского государственного университета имени К. Э. Циолковского, Калужского филиала РГАУ — МСХА имени К. А. Тимирязева и др. Всего за период реализации программы обучение прошли более 130 студентов и аспирантов. Организацию процесса обучения осуществляют сотрудники инновационного отдела КФ МГТУ совместно с преподавателями кафедры экономики и организации производства. По итогам обучения проводится аттестация. Слушатели, успешно защитившие свои инновационные проекты, получают удостоверения государственного образца, а также определяются пути дальнейшей реализации инновационных идей, в том числе через создание малых инновационных предприятий.
Реализован проект по обучению в форме повышения квалификации инженерно-технического состава производственных фирм в области лазерной обработки. В программу обучения вошло ознакомление слушателей с современным специальным оборудованием и оснасткой, используемыми в технологических процессах лазерной обработки, порядком подготовки чертежей для лазерной резки, сварки и т. д. Организатором обучения на конкурсной основе стало ООО «Центр внедрения лазерных и инновационных технологий». Проект был реализован для промышленных предприятий Калужского региона, внедряющих или планирующих внедрять лазерную технику и лазерные технологии в свои производственные циклы.
Дважды в регионе проводилась региональная сессия практического консалтинга с участием ОАО «Российская венчурная компания». Целью проведения региональной сессии является содействие в формировании инновационных предложений для венчурных инвестиций. В ходе сессии обсуждаются возможности федеральной и региональной индустрии венчурного инвестирования, а также вопросы подготовки инновационных проектов к венчурному финансированию для инновационных компаний Калужской области. В качестве слушателей семинара и в работе круглого стола в региональной сессии принимают участие руководители и специалисты свыше 50 компаний и предприятий Калужской об-
ласти. Ряд проектов был рассмотрен с подготовкой бизнес-планов для возможного участия в посевном и венчурном финансировании.
Очевидно, что в рамках программно-целевого подхода необходимо согласовать все действующие нормативные документы по инновационному развитию с программами ведущих вузов Калужской области по подготовке и переподготовке ученых-инноваторов и инновационных менеджеров.
При подготовке специалистов необходимо учитывать новые формы, в которых существует рынок знаний. Важно учитывать, что формы постоянно изменяются и трансформируются. Примером относительно нового средства эффективного обмена знаниями может служить так называемый краудсорсинг [1], который представляет собой массовый обмен знаниями многих участников. При этом обмен может происходить как на рыночной, так и на нерыночной основах. Краудсорсинг означает передачу задания, обычно выполняемого персоналом организации или внешним контрагентом, большой группе людей в форме открытого предложения. Данное предложение направлено на создание нового знания.
Обеспечение постоянного соответствия уровня профессиональной компетенции персонала государственной и муниципальной службы требованиям развития экономики и социальной сферы для наиболее эффективного достижения поставленных целей возможно при активном внимании к следующим факторам:
- ясное целеполагание и четкое программирование всех сторон деятельности на всех уровнях управления;
- постоянное накопление профессиональной компетентности;
- непрерывная обратная связь, оценка деятельности;
- формирование эффективной системы мотивации для работников государственной и муниципальной службы;
- поощрение обновления знаний и др.
Эти факторы действуют при реализации соответствующего альтернативного подхода к развитию персонала.
При использовании программно-целевого подхода логично выделить следующие программные направления:
- программа внешнего найма необходимого персонала. В условиях активной миграции трудовых ресурсов есть возможность выбирать
12 10 8
X
1
Реальные затраты российских компаний
Минимально необходимые затраты
Реальные затраты иностранных компаний
Рис. 4. Сравнительные затраты на обучение кадров в российских и зарубежных компаниях к фонду оплаты труда, %
из большего числа претендентов, в том числе и за пределами своего региона;
- программа мотивации кадров по развитию собственной карьеры, их закрепление и идентификация с организацией, как способ использования возрастающих способностей персонала;
- программа обучения и повышения квалификации персонала. Однако затраты организаций на обучение кадров в среднем находятся на уровне 0,5—0,7 % фонда оплаты труда, в то время как они должны составлять не менее 1,5—2 %. Для сравнения: в развитых странах эта статья расходов компаний достигает 5—10 % (рис. 4) [2];
- программа развития совместной деятельности по созданию новых экономических отношений, расширяющая возможности развития персонала через командную организацию труда;
- программа целенаправленного саморазвития. Персонал при приобретении минимального уровня профессиональной компетентности не должен прерывать свое саморазвитие, и переподготовка кадров должна носить перманентный характер.
Развитие персонала не должно являться самоцелью. Не имеет смысла развивать персонал, если сотрудники не имеют возможности реализовать свои возросшие способности. Необходимо помнить, что способности, по всей видимости, будут применяться на практике только тогда, когда для этого будут реальные возможности. Каждая программа развития человеческих ресурсов, включающая развитие
способностей, изменения в деятельности и потребностях, должна быть ориентирована на измеримое улучшение конкретных показателей деятельности организации. Предпринимать изменения можно только в том случае, если положительный эффект от их реализации будет иметь место, а удовлетворенность персонала повысится.
Таким образом, по итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Сегодня Россия, в которой продолжается демографическая деградация, испытывает серьезный кадровый голод и нехватку высококвалифицированных специалистов, способных спланировать, организовать и довести до реальных результатов процессы модернизации и инновационного развития регионов. В этом заключена стержневая проблема экономических и социальных преобразований. Для страны необходимы кадры, способные создать экономику, ориентированную на знания, инновации и на нужды человека и одновременно обеспечивающую экономическую безопасность страны.
Формирование гибкой и правильно структурированной системы управления кадровым потенциалом является одним из важнейших факторов создания социально-экономического окружения, восприимчивого как к созданию, так и к распространению (диффузии) инноваций. Роль государства состоит в том, чтобы выработать такие теоретические основы (принципы, механизмы и технологии), которые бы создали благоприятные условия для реализации творческого начала человека, задавали единые правила игры для всех субъектов кадровой политики. В основе этих теоретических постулатов должен лежать анализ объективно протекающих процессов в сфере человеческой деятельности. При этом одной из основных целей должно быть обеспечение максимального приращения кадрового потенциала регионов и рациональное его использование в интересах динамичного инновационного развития российского общества.
6
4
2
0
Список литературы
1. Гапоненко А. Современный рынок знаний: понятие, участники, формы // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 6.
2. Гапоненко А. Л., Орлова Т. М. Управление знаниями. Как превратить знания в капитал. М.: Эксмо, 2008.
3. Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М.: Экономика, 2010.
4. Калинникова И. О. Управление социально-экономическим потенциалом региона. СПб: Питер, 2009.
5. Лесков С. Русский дракон, или почему молчит наш главный капитал // Известия. 2005. 17 марта.
6. О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Калужской области: закон Калужской области от 04.07.2002 № 134-ОЗ.
7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации
на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
8. О Концепции инновационного развития Калужской области: постановление правительства Калужской области от 21.11.2007 № 302.
9. О Стратегии развития трудовых ресурсов Калужской области до 2020 года: постановление правительства Калужской области от 15.12.2008 № 487.
10. О Стратегии социально-экономического развития Калужской области до 2030 года: постановление правительства Калужской области от 29.06.2009 № 250.
11. Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов: в ред. закона Калужской области от 24.12.2008 № 503-ОЗ.
12. Областная целевая программа «Развитие инновационной деятельности в Калужской области на 2005-2010 годы»: закон Калужской области от 26.09.2006 № 121-ОЗ.