Научная статья на тему 'Модель интегрированного образовательного пространства'

Модель интегрированного образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / СУБЪЕКТ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондырева Ирина Борисовна

В статье рассматриваются вопросы развития высшего профессионального образования, вводится понятие «интегрированное образовательное пространство». Исследуются образовательные интересы субъектов, их согласованность и расхождение. Дается оценка положительных результатов согласования интересов для каждого субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондырева Ирина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель интегрированного образовательного пространства»

НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ: ТЕОРЕТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ 41

МОДЕЛЬ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Бондырева Ирина Борисовна

кандидат экономических наук, доцент. Ярославский государственный технический университет,

кафедра «Экономика и управление»

г. Ярославль, Российская Федерация. E-mail: info@ystu.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития высшего профессионального образования, вводится понятие «интегрированное образовательное пространство». Исследуются образовательные интересы субъектов, их согласованность и расхождение. Дается оценка положительных результатов согласования интересов для каждого субъекта.

Ключевые слова: образование; субъект; согласование интересов; интеграция; модель; знание

Код УДК: 338.1

Annotation. The article deals with the development of higher education. The concept of «integrated educational environment» is introduced, and educational interests of the subjects, their consistency and divergence are studied. The author also gives the estimation of positive results of coordination of interests for each subject.

Keywords: education; subject;, interests coordination; integration; model; knowledge

В социально-экономической системе образование и образовательные услуги, традиционно относимые экономистами к социальной сфере, что отчасти верно, имеют свою среду формирования и развития. С позиции исследования их роли в воспроизводственных процессах социально-экономической системы представляется возможным определить особенности образовательного пространства в период становления инновационной экономики и показать ряд направлений его развития.

Термин «пространство» в сферу социально-экономической жизни пришел из физики и математики и подразумевает множество объектов, между которыми установлены отношения, определяемые характером этих объектов и расстоянием между ними. Философское представление о пространстве характеризует его как одну из форм существования бесконечно развивающейся материи, характеризующуюся протяженностью и объёмом [1, с. 622]. В нашем случае пространство, не ограниченное видимыми пределами, выражает отношения между сосуществующими социально-экономическими субъектами, определяет порядок их взаиморасположения, характеризует все формы взаимодействия в соответствии с объективными интересами.

В исследованиях В.В. Чекмарева, посвященных экономическим проблемам сферы образования, «образовательное пространство» рассматривается с иных позиций и определяется как «мир идей и специальных технологий сферы образования» [2, с. 47]. С позиции нашего исследования, такой подход к образовательному пространству тоже будет полезен, ибо концепции формирования инновационной образовательной среды, поиск направлений ее развития находятся в

сфере «мира идей» и «специальных технологий».

Рассматривая понятие «образовательное пространство», мы имеем в виду систему определенным образом связанных между собой субъектов, которые имеют объективные образовательные интересы и могут взаимодействовать в целях кадрового обеспечения воспроизводственных процессов социально-экономического развития.

Несомненно, рассматривать образовательное пространство вне территориального аспекта нельзя. Однако в эпоху глобализации и инновационного развития опираться только на территориальный подход к пониманию образовательного пространства было бы, по нашему мнению, узконаправленно и неполно. Объективным доказательством этому является факт независимости устанавливаемых взаимосвязей от факта территориального расположения субъектов образовательной деятельности.

Инновационная деятельность - это поле взаимодействия образования, бизнеса, власти. Ряд исследователей ограничивают образовательное пространство триадой «вуз-бизнес-власть» и в этой связи анализируют процессы взаимодействия экономических субъектов в решении проблем обеспечения кадрами высшей квалификации [3, с. 767]. С нашей точки зрения, этот подход имеет серьезные основания, но не учитывает всех вызовов современности, обращенных к системе образования, и перестает соответствовать динамично изменяющимся требованиям научно -образовательно-производственного процесса. В частности, он не учитывает необходимость целенаправленной деятельности семьи по профориентации будущего работника, созданию условий для его развития в соответствии с имеющимися способностями.

Современное состояние развития образования оценивается многими отечественными и зарубежными исследователями как кризисное. Ещё в 60-х годах прошлого века наличие мирового кризиса образования было осмыслено не только научной общественностью, но и официально признано ООН и другими международными организациями [4, с. 136-141]. При этом само понимание кризиса было противоречивым: с одной стороны, «кризис образования», а с другой -«образовательный бум».

Если рассматривать национальную систему образования, то примерами кризисных явлений являются снижение уровня подготовки выпускников общеобразовательных школ, наличие диспропорций в распределении обучающихся по уровням профессиональной подготовки и др.

Явным деструктивным признаком является отсутствие ориентации системы образования на подготовку рабочих кадров, хотя внедрение новых технологий невозможно без подготовки рабочих высокого уровня квалификации и технической культуры, налицо также количественное перераспределение в пользу сектора высшего профессионального образования за счет начального профессионального образования. Достижение баланса (пропорциональности) и непротиворечивости (коэволюции) между уровнями профессиональной подготовки возможно осуществить только в рамках функционирования единого образовательного пространства, субъекты которого имеют скоординированные образовательные интересы.

Кадры новой формации всех уровней должны обладать солидной образовательной подготовкой фундаментального характера, способностью к творческому развитию в изменяющихся условиях, высоким уровнем профессиональной и социальной мобильности, адаптивностью.

В этой связи необходимо подчеркнуть объективный факт, что высшее образование в настоящее время вступает в соперничество с другими социальными институтами за перераспределение ценностей, финансовых средств и потоков, за право создавать материальное и духовное пространство жизни общества и быть значимым фактором его развития. Рядовые члены общества, их семьи все больше полагают, что сфера высшего образования - одна из самых

необходимых и дает в текущем и долгосрочном периоде стабильный экономический результат. Такой выбор рядовые граждане делают не под давлением «сверху», а в результате осознания необходимости для себя именно такого способа жизнедеятельности. Однако государство и общество не дают эффективных сигналов лицам, предъявляющим спрос на услуги профессионального образования, о наиболее перспективных специальностях и направлениях подготовки. В связи с этим не развивается подготовка специалистов технического профиля, мало выпускников по информационным системам и технологиям, компьютерной безопасности и т.д. Одновременно количество выпускников по гуманитарному профилю в 1,5-2 раза превышает спрос.

Мы считаем, в качестве ключевых субъектов образовательного пространства необходимо рассматривать государство, образование, бизнес, гражданское общество, домохозяйство и человека. Модель такого пространства, образованного шестью субъектами, которые для реализации своих экономических интересов вступают в определенные отношения между собой, представлена на рис. 1.

Этот подход направлен не только на объективный, предметный мир (социально-экономическую систему), но и на мир конкретных индивидов, домохозяйств (мир, где развивается личностный потенциал человека). Нельзя не согласиться с мнением, что «этот мир часто недооценивается экономической наукой» [5, с. 131].

В настоящее время отношения субъектов инновационного образовательного пространства в значительной мере не подкреплены взаимными мотивационными установками, обусловливающими возможности эффективной интеграции. Термин «интегрированный « означает - объединенный в единое целое [1, с. 249]. Интеграционные процессы уменьшают риски безработицы, позволяют обеспечить предоставление рынку более качественных и наукоемких товаров и услуг, способствуют развитию потенциала личности и общества в целом. Образовательное пространство рассматривается в данной статье как интегрированное по своему содержанию и инновационное по нацеленности.

Общество

Государс

Индивщ

Дом охозяйств о

Бизнес

Образование

Рис. 1. Интегрированное образовательное пространство

В условиях современной экономики роль государства как координирующего и регулирующего центра функционирования системы образования и ее связи с другими сферами общественной жизни непрерывно возрастает [6, с. 58]. Частный бизнес руководствуется в основном прагматичными установками и востребует лишь утилитарное знание. Обеспечить непрерывное развитие образования и его соответствие нацеленным на перспективу требованиям (вызовам) свободный рынок не может. Это под силу только государству, которое в отличие от рынка обладает общепризнанным исключительным правом использовать принуждение, чтобы склонять экономических субъектов к совместной деятельности, ограничивая свободу их индивидуального выбора.

Выполняя свои экономические функции, государство имеет возможность разрабатывать и воплощать в жизнь общественно значимые программы развития образования и тем самым реализовывать свои стратегические интересы в данной сфере социальных услуг.

Ускорение научно-технического прогресса, быстрое внедрение и смена высокоэффективных производственных технологий потребовали от государства создания определенного «запаса образования», то есть подготовки такого количества квалифицированных кадров, которое в данное время может казаться избыточным, но при необходимости даст возможность быстро и эффективно отреагировать на любые социально-экономические изменения.

Как известно, образование приносит определенную пользу тем людям, которые его получили. Далее мы рассмотрим образовательные интересы индивида более подробно. Но высокий уровень образования и квалификации граждан приносит определенную выгоду и государству в целом, поскольку определяет высокое качество и отдачу человеческого капитала, который в постиндустриальной экономике является главной движущей силой социально-экономического развития. Кадры, подготовленные в системе профессионального образования, могут дать повышенную отдачу в процессе своей трудовой и общественной деятельности. Это связано с усилением таких факторов, как давление инновационной институциональной среды, глобализационные процессы, возрастание требований к работникам на предприятиях, императивы гражданского общества.

Сталкиваясь с вопросами возникновения положительных внешних эффектов, государство, регулируя ситуацию, может использовать следующие меры, направленные на развитие подготовки кадров с профессиональным образованием. Во-первых, стимулировать увеличение спроса на образовательные услуги за счет предоставления населению дотаций на образование, налоговых льгот и целевых кредитов. Во-вторых, стимулировать увеличение предложения на рынке образовательных услуг за счет предоставления грантов и субсидий образовательным учреждениям. В-третьих, если выгоды перелива велики, то государство может само выступить в роли производителя, что проявилось бы, например, в увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также увеличении количества последних.

При несомненном образовательном интересе и явных выгодах, которые приносит вмешательство государства в социально-экономические процессы, нам представляется неверным его идеализировать. Дж.Ю. Стиглиц называет четыре основные причины несостоятельности государства в достижении поставленных целей: его (государства) недостаточная информированность; ограниченный контроль над реакцией частного сектора на его деятельность; ограничения, накладываемые политическими процессами; а также слабый контроль над бюрократией [7, с. 14]. В контексте рассматриваемых вопросов наиболее значимой, по нашему мнению, является последняя причина. Государственная бюрократия стремится подчинить все сферы деятельности образовательных учреждений своему жесткому контролю, стандартизировать учебный и научно-исследовательский процесс, унифицировать работу образовательных учреждений, что подавляет инициативу преподавательского состава и приводит к снижению

ответственности руководителей всех уровней в вопросах развития образования и эффективности использования поступающих в них экономических ресурсов.

Таким образом, имеются и пределы эффективности государственного вмешательства в социально-экономические процессы, происходящие в сфере образования. Смыслом деятельности государственных органов на федеральном и региональном уровне является не задание для исполнения каких-либо решений, а создание условий экономического функционирования образовательных учреждений, которые способствовали бы достижению их адаптации к вызовам современного мира.

Несомненно, в интегрированном образовательном пространстве особую роль призвано выполнять высшее образование, основывающееся на фундаментальных знаниях, приобщающее людей к ценностям, накопленным мировой наукой и культурой. Оно призвано, прежде всего, обеспечить преемственность поколений в обществе, нацелено на высшие достижения человечества, а не на массовую культуру. Высшее образование является жизненно важным для сохранения и развития общества. Материализуясь в условиях жизнеобеспечения общества, высшее образование служит всем и каждому члену общества.

Обеспечение важнейшего социального права человека на получение высшего образования, которое является основой равных возможностей граждан в рыночной конкуренции, а значит, ведет к снижению их социально-экономического неравенства, росту толерантности и доверия, предопределяет необходимость качественного и доступного высшего образования для широких слоев населения. Крупный капитал стремится присвоить (использовать) творческие способности человека и одновременно отрицает все формы неотчужденного развития человеческих качеств. Но от широты развития именно этих неотчужденных форм (общедоступного образования, здравоохранения, культуры), от возможно более широкого использования потенциала всех людей, независимо от способности их инвестировать в самих себя, во все большей мере зависит экономический прогресс, да и сама способность общества к прогрессу.

Гражданское общество, конечно, нуждается в деловых людях, которые извлекают максимум из своего труда и, не забывая об общих интересах, соблюдают и собственную выгоду. Дух смелой предприимчивости, родственный любознательности, вряд ли рискует исчезнуть из нашего мира. Но обществу необходимы и «мечтатели», для которых бескорыстное служение какому-нибудь делу, проведение научных исследований настолько увлекательно, что им и в голову не приходит заботиться о личных материальных благах. Разве не дело общества способствовать расцвету новых научных дарований? Разве оно так богато ими, что может приносить в жертву те, которые готовы проявиться?

Общество должно предоставить таким людям возможности для получения высшего образования и эффективной социализации, чтобы они могли свободно отдаваться фундаментальным и прикладным научным исследованиям. Известный физик, лауреат Нобелевской премии Мария Кюри писала: «Я думаю, что совокупность способностей, необходимых для настоящего научного призвания, - явление бесконечно ценное и тонкое, редкое сокровище; было бы нелепо и преступно давать ему гибнуть, а нужно заботливо ухаживать за ним, предоставляя все возможности для его расцвета...» [8, с. 275].

Как указывают многие исследователи (Галагян А.И., Дятлов С.А, Пузыня К.Ф.), особая роль в развитии инновационной экономики принадлежит высшей технической школе, которая призвана обеспечивать формирование и опережающее развитие научно-технического потенциала общества. Это основа для перехода страны на новый технологический уклад. Необходимо развитие интереса у молодежи к технике и техническому творчеству, восстановление престижности инженерного образования и высокого звания инженера.

Экономический потенциал страны зависит от способности общества, главным образом молодежи, творчески мыслить, быть научно и технически образованной, уметь ставить цели и добиваться их достижения.

В этом отношении образовательные интересы общества и предприятий полностью совпадают. Работодатели предпочитают принимать на работу выпускников, подготовленных к решению творческих задач в ситуациях повышенной неопределенности, трудолюбивых, способных неординарно мыслить, самостоятельно принимать решения. Однако сами предприятия не всегда готовы оказать помощь вузу сделать шаг вперед в плане повышения качества подготовки выпускников. Во многих отраслях еще действуют прежние стереотипы, когда при избытке рабочей силы нет необходимости в прямом взаимодействии с образовательным учреждением, а инновационные предложения от вузов рассматриваются как одна из форм добывания у бизнеса денег [9, с. 108].

Только крупные промышленные группы включают в число своих долгосрочных стратегических целей создание системы подготовки кадров для дальнейшего развития.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что образование является системообразующим фактором сохранения и развития государства. В СССР система образования была исключительно государственной, строго централизованной. Прорывы в науке, культуре, экономике - это заслуга советской системы образования. Сегодня, когда российское общество расслаивается по имущественному, национальному и другим признакам, государственная система образования остается мощным фактором консолидации всего населения. Обучение по установленной государственной номенклатуре специальностей и понимание образовательного процесса как государственного необходимо понимать как императивы.

Однако парадокс российской жизни заключается в том, что иногда вмешательство государства в сферу образования носит явно недружественный характер. Например, одной из причин снижения приема в государственные образовательные учреждения можно назвать недавнее законодательное введение Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Многие вузы испытывали затруднение с приемом на 1 курс, попав в «институциональную ловушку». Например, из-за не совсем продуманной системы подготовки к ЕГЭ, часть абитуриентов технических вузов стала подавать документы, не имея ЕГЭ по физике и химии.

В связи с ЕГЭ можно отметить следующее: в условиях, когда государство оказывается неспособным предложить системную реформу образования, в частности высшего, часто происходит смешение причин и следствий. Появились реформаторы, которые определили в качестве цели реформы устранение теневых доходов от репетиторства и коррупции в образовании, предложив изменить его «хозяйственный механизм». Практика внедрения ЕГЭ вызвала бурю недовольства родителей, школьников и учреждений образования, в том числе вузов. Репетиторство не исчезло, а просто переместилось в сферу «натаскивания» на тесты.

Вузы столкнулись с тем, что абитуриенты (даже при высоких баллах ЕГЭ) оказываются весьма слабыми, их нужно адаптировать к требованиям высшей школы, создавать коррекционные курсы для первокурсников по математике и физике.

Сторонники ЕГЭ всегда подчеркивают существенное преимущество этой новации -расширение доступности получения высшего образования для способных выпускников провинциальных школ, обеспечение равенства возможностей и жизненных шансов. Но тогда необходимо задуматься и о социальной поддержке студентов с периферии, довести размер их стипендии до прожиточного минимума. Сейчас же возможность полноценно учиться в столицах имеют лишь немногие жители других регионов из семей со средним и высоким уровнем доходов.

В настоящее время многие предприятия заинтересованы в усилении взаимодействия с системой профессионального образования и развитии стратегического партнерского сотрудничества. Стратегия - это руководство, ориентир или направление развития организации, дорога из настоящего в будущее, перспектива, принцип поведения. Например, под стратегическим партнерством вуза и бизнеса обычно понимают договорные отношения, содержащие следующие характерные элементы:

а) формирование положительного имиджа работодателя и статуса профессии (специальности);

б) адаптация программ вуза под запросы предприятия;

в) включение в учебный процесс практических занятий на предприятии;

г) адаптация студентов к производственной среде конкретного предприятия;

д) создание условий для участия студентов в инновационных разработках на предприятии;

е) заключение договоров на трудоустройство выпускников;

ж) наличие коллегиальных экспертно-аналитических и совещательных органов, координирующих взаимодействие вуза и бизнеса.

Рассмотрим содержание основных элементов взаимодействия вуза и хозяйствующего субъекта подробнее.

Формирование положительного имиджа работодателя и статуса профессии (специальности) предусматривает подготовку и проведение следующих мероприятий: встречи функциональных директоров предприятия со студентами; дни профориентации для студентов, проходящих практику на предприятии; участие работодателя в днях профориентации для учащихся 11 классов общеобразовательных школ; экскурсии для студентов 1-2 курсов (разработка маршрутов, подготовка экскурсоводов-специалистов по направлениям); участие вуза в Дне открытых дверей предприятия, а также вовлечение студентов в спортивную и социальную жизнь трудового коллектива.

В адаптацию программ вуза под запросы предприятия входят: корректировка и дополнение учебных программ, исходя из потребностей предприятия по направлениям и специальностям; корректировка процесса практического обучения (после прохождения очередной темы должно быть пересечение работ преподавателя вуза и преподавателя от предприятия).

Для повышения качества подготовки студентов предприятие совместно с вузом определяет лучших специалистов-практиков и привлекает их к учебному процессу, а также организует стажировки преподавателей вузов на предприятии по специализации. Уточняются требования вуза к деятельности наставников, прикрепленных к студентам в период прохождения производственных практик, и организуется подготовка наставников от предприятия в соответствии с разработанными требованиями. Постоянно совершенствуются программы проведения производственных практик.

Слияние учебного и производственного процессов: определение по каждой специальности перечня профессиональных компетенций (способностей, знаний, умений и навыков), необходимого уровня развития профессиональных компетенций, перечень практических мероприятий, способствующих развитию профессиональных компетенций до необходимого уровня; проведение учебных занятий лучшими специалистами-практиками предприятия; система отбора и стимулирования лучших студентов.

Такое сотрудничество предприятия с учебным заведением можно рассматривать как метод активной адаптации во внешней среде и как фактор конкурентного преимущества для взаимодействующих организаций. В каждом конкретном случае договор о стратегическом

партнерстве должен формироваться, исходя их двухсторонних интересов, образуя комплексную программу взаимодействия « предприятие - вуз», которая может изменяться и корректироваться по мере изменения внешних условий. Например, с ведущими стратегическими партнерами, имеющими долголетний опыт сотрудничества с вузом в области подготовки кадров на основе долгосрочных договоров, перечень совместных мероприятий может быть достаточно широким (табл. 1).

С нашей точки зрения, целевая подготовка кадров на основе трёхсторонних (вуз-студент-предприятие) и двухсторонних договоров (предприятие-вуз) должна стать перспективным направлением высшей школы, которая при соответствующей мотивации руководителей высшего уровня и уровня подразделений способна обеспечить развитие инновационное™. Но основными проблемами развития договорных отношений, как отмечают руководители бизнес-структур, являются недостаточное финансирование, а также существующее недоверие к системе высшего образования как социальному институту (во многом из-за утраты инновационного потенциала).

Таблица 1

Совместная подготовка кадров в системе «предприятие-вуз»

Предприятие Мероприятия Вуз

Организация итоговых практических занятий Экскурсии по производству Адаптация учебных планов к потребностям предприятия

Система отбора и стимулирования лучших студентов Проведение итоговых практических занятий Подготовка и развитие педагогических кадров совместно с предприятием

Профориентация во время практики Проведение практик на предприятии Создание и организация работы профильных кафедр на предприятии

Система оценки курсовых и дипломных работ Освоение специальности на рабочих местах Подготовка наставников

Научно-технические конференции молодых специалистов предприятия Стажировка молодых специалистов Организация научно-практических конференций, олимпиад для студентов и молодых ученых

Согласование образовательных интересов предприятия и вуза, формирование «партнерских отношений» и создание устойчивой сети «сотрудничающих организаций» позволит привлечь перспективных выпускников для решения производственных задач, а также повысит имидж вуза и специальности.

Анализ опыта сотрудничества предприятий с учебными заведениями позволил выявить основные предпосылки возникновения «стратегического партнерства»:

• предприятие является крупной структурой, занимающей устойчивое положение на рынке и имеющей перспективы дальнейшего развития;

• высокий профессиональный уровень первых лиц компании, ориентирующих работу кадровых служб на решение перспективных задач;

• усиление роли государства, которое через систему институтов побуждает предприятия к заключению договора с образовательными учреждениями о подготовке кадров.

Необходимо отметить, что государство в развитии сотрудничества между предприятиями и вузами должно играть двоякую роль. С одной стороны, оно в значительной мере инициирует процесс целевой подготовки кадров, создает необходимые условия для его развития и тем самым способствует привлечению дополнительного финансирования в вузы. С другой стороны, наравне с другими заинтересованными сторонами может непосредственно участвовать в нём.

Несмотря на обострение проблемы трудоустройства выпускников, система высшего образования выступает пока как самодостаточная, не испытывающая зависимости от бизнеса и дистанцирующаяся от него. Вузы недостаточно заинтересованы в расширении связей с предприятиями, увеличении числа студентов, обучающихся в рамках контрактной подготовки. Например, в число многочисленных показателей, учитываемых при проведении самооценки (аттестации) кафедр, не входят показатели трудоустройства выпускников и целевой подготовки. Такая самооценка не позволяет вузам совершенствовать свою работу, внедрять различные инновации в учебный процесс и научную деятельность. Отсутствуют возможности распространения передового опыта лучших кафедр, признания и стимулирования их достижений.

Сейчас, когда становится всё более ясным тот факт, что развитие подготовки кадров с высшим профессиональным образованием уже не может опираться только на один вузовский потенциал, нужны новые формы сотрудничества, объединяющие потенциал образовательных и производственных структур. Наиболее подходящими для этого могут быть регионы, где сосредоточена промышленность, наукоемкое производство, научные учреждения академической и отраслевой направленности, а также крупные вузы, имеющие научные школы и замечательные традиции.

Интеграция вуза и крупной, передовой в своей отрасли структуры позволяет организовать полноценную научно-производственную практику. Труд в среде специалистов по направлению будущей профессии даёт толчок к приобретению новых знаний. Тем самым создаются условия уже на студенческой скамье для проявления творческих способностей личности. Ориентация на конкретное производство, как на место будущей работы, усиливает заинтересованность студентов в выполнении выпускных квалификационных работ по прикладной тематике, позволяет сократить срок адаптации молодых специалистов после окончания вуза.

Кроме того, дополнительное финансирование вуза в рамках целевой подготовки позволяет заинтересовать преподавателей, обновить материальную базу, а главное, сломать инновационное сопротивление в вузовской среде, преодолеть отчуждение преподавателей и студентов от проблем современного производства.

Выгоды для высшего учебного заведения при реализации образовательных проектов очевидны: повышение уровня трудоустройства выпускников, их более быстрая адаптация к производственной жизни; рост квалификации профессорско-преподавательского состава; создание в вузе новых учебно-научных лабораторий; проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, привлечение ученых вуза к модернизации и созданию новой продукции и технологий, их внедрению.

Однако на сегодняшний день реализация образовательных проектов, развитие целевой подготовки кадров вызывает у многих скептицизм, недоверие и даже открытое противодействие. Причин такой ситуации несколько:

• во-первых, руководители вузов и структурных подразделений не уделяют должного внимания перспективным направлениям деятельности, так как озабочены решением текущих проблем;

• во-вторых, консерватизм высшей школы, её укоренившееся небрежение к вопросам применения знаний, недостаточный учет интересов работодателей при осуществлении образовательной деятельности;

• в-третьих, отсутствие действенной системы мотивации профессорско-преподавательского состава.

Далее рассмотрим образовательные интересы четвертого субъекта интегрированного образовательного пространства - домохозяйства. Функции или зоны ответственности семьи сложны и многообразны. Кроме вышеуказанной профориентационной функции необходимо отметить морально-этическую, социально-культурную, воспроизводственную функции, а также формирование у подрастающего поколения патриотизма, гражданственности, интереса к труду, здоровому образу жизни и др. В условиях социальной нестабильности переходного периода, глобальных экономических кризисов и структурной перестройки экономики домохозяйство ищет возможности страхования своих рисков. Структура высшего профессионального образования дает ему возможность повысить социальный статус, создать условия для роста материального благосостояния семьи, приобщиться к передовым достижениям науки и культуры, нормализовать и улучшить взаимоотношения между разными поколениями.

В настоящее время используются экономические методы для привлечения выпускников школ к поступлению на те специальности, которые особенно потребуются обществу в ближайшей перспективе. Например, практически все студенты инженерных специальностей и направлений обучаются за счет бюджета. Однако информация о потребностях в инженерно-технических кадрах в настоящее время формируется в самих вузах, поэтому зачастую они предоставляют образовательные программы по традиционным направлениям (специальностям) без учета их фактической потребности. Отсюда возникают проблемы трудоустройства будущих выпускников.

Одновременно практически в каждом техническом вузе основной профиль подготовки специалистов дополняется гуманитарными направлениями образования (в основном экономико-управленческим). В этом случае потребность учитывается лишь со стороны спроса в силу престижности специальности (направления) для студентов и ее экономического интереса для самого вуза, вызванного существенным недофинансированием по традиционным направлениям подготовки, необходимостью покрытия текущих затрат.

Если уровень материального благосостояния семьи позволяет, то определенная часть студентов дневного обучения на старших курсах в дополнение к своей инженерной специальности осваивает экономико-управленческую специальность (на условиях полного возмещения затрат), что позволяет им в дальнейшем значительно повысить шансы на получение интересной и высокооплачиваемой работы. Причем важно отметить, что дело здесь не в отсутствии рабочих мест на промышленных предприятиях - нет, они есть, и предприятия, особенно крупные фирмы, направляют в вузы заявки на специалистов и совместно с государством готовы оплачивать их стажировку, но ряд выпускников из-за низкой заработной платы предпочитают самостоятельно находить что-то другое.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что существует определенное расхождение образовательных интересов государства и домохозяйства относительно инженерного образования. Утверждение общественного мнения о необходимости и ценности инженерного труда -длительный, дорогой и очень сложный процесс. Он требует отказа от стереотипов, весьма ресурсоемок и требует, если хотите, протекционистского подхода к инженерному образованию по

отношению к другим сферам высшего образования.

При этом государство обязано в большей степени проявлять патерналистское отношение к домохозяйству, предотвращать ситуацию, в которой интересы субъектов образовательного пространства становятся прямо противоположными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В широко известной статье премьер-министра В.В. Путина «Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России» подчеркивается: «Мы должны совершить прорыв, стать ведущими изобретателями и производителями» [10, с. 3]. Но это невозможно без резкого подъема науки, технического творчества. К сожалению, именно в этой области за последние десятилетия страна понесла большие кадровые потери. Молодому поколению найти путь в науку без ее популяризации невозможно, а без любви к науке не может быть ни полноценного высшего технического образования, ни ценных открытий. В советский период нашей истории пропаганда знаний стояла на высоком уровне. Многомиллионными тиражами выходили тогда любимые молодежью «Знание-Сила», «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Квант», «Юный техник» и другие журналы. Ежегодно издавались сотни наименований научно-популярных книг.

На одной лишь московской киностудии научно-популярных фильмов снималось в год свыше пятисот названий научного кино. В кинотеатрах каждый школьник за символическую плату мог окунуться в мир фантазии, зовущей его юное воображение к звездам и покорению морских глубин, где доступным и интересным языком рассказывалось об азах физики и химии, устройстве автомобиля и радиоприёмника, о создании первого промышленного конвейера Генри Фордом и о выдающемся инженере-конструкторе С.П. Королеве, покорившем космос.

Сейчас личность во многом дезориентирована теми ценностями, которые упорно внедряются в ее сознание средствами массовой информации. Научно-просветительские и образовательные ТВ-программы заметно уступают в рейтинге развлекательным программам и многочисленным сериалам. Общество как бы перестало думать о своем будущем, забыв, что через 10-20 лет ему предстоит войти в это будущее. Необходимо актуализировать интересы гражданского общества в развитии инженерного образования. Одним из шагов, на наш взгляд, должно быть создание полноценного федерального канала «Просвещение». Такой канал, обращенный в первую очередь к молодежи, позволит формировать в сознании подрастающего поколения правдивую систему интеллектуальных ценностей, которые обеспечат приход молодых кадров в приоритетные области науки и техники. Рано или поздно производство и инженерный труд займут достойное место в обществе, иначе просто быть не может.

Хорошая фундаментальная подготовка, являющаяся отличительным свойством высшей технической школы, всегда привлекала и привлекает молодых людей (в последние годы прослеживается тенденция увеличения конкурса на инженерные специальности). Глубокий и прочный фундамент из естественно-научных и гуманитарных дисциплин, способность к самообучению, навыки в исследовательской работе обеспечивают успех выпускнику, повышают его мобильность, как в профессиональной области, так и в других областях деятельности, так как он сравнительно легко может менять направленность своей работы.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что факторы, способствующие взаимодействию шести субъектов в рамках интегрированного образовательного пространства, носят объективный характер, их игнорирование или недооценка может привести к негативным последствиям для каждой из сторон. В свою очередь, барьеры на пути интеграции носят субъективный, психологический, организационно-управленческий характер, а значит, могут быть преодолены при известном напряжении сил.

В качестве примера интегрированного образовательного пространства можно рассматривать инновационные кластерные образования, в которых осуществляется взаимодействие шести

субъектов. В рамках реализации региональной кластерной политики осуществляется разработка образовательных программ, которые будут удовлетворять требованиям современных производств (знание современных технологий, программных продуктов, стандартов). Такие программы разрабатываются совместно объединёнными усилиями представителей бизнеса, науки, образования и власти. Компании не будут формироваться или расширяться в обществе, где уровень знаний, умений и навыков является низким, а подготовка кадров не отвечает требованиям работодателей. В противном случае предприятия кластера будут пытаться привлечь работников извне прежде, чем они воспользуются услугами неопытных местных работников.

Интеграционные процессы в сфере подготовки кадров позволят получить значимый результат для каждого из участников образовательной среды и обеспечить достижение положительного эффекта синергии. В табл. 2 приведены основные преимущества, которые появляются у каждого из субъектов, когда взаимодействие заинтересованных сторон по поводу подготовки кадров носит устойчивый характер, причем перечень их в дальнейшем может быть расширен.

Таблица 2

Результаты взаимодействия субъектов интегрированного образовательного пространства

Субъекты Положительный эффект

Образование - практическая направленность учебных планов и программ - опыт взаимодействия с работодателями - развитие прикладных научных исследований, творческих способностей учащихся - получение передового научного и производственного опыта - обеспечение учащихся местами для производственной практики

Бизнес - облегчен поиск лучших среди выпускников образовательных учреждений - снижение периода адаптации на предприятии выпускников - доступ к инновационным идеям выпускников

Власть - снижение уровня безработицы - инновационное развитие экономики - увеличение налоговых поступлений в бюджет

Индивид - опыт работы в высокотехнологичных компаниях - рост профессиональной компетентности - перспектива желательного трудоустройства - снижение разрыва между полученными в образовательном учреждении и используемыми на практике знаниями

Общество - снижение безработицы, в том числе среди молодежи - формирование среднего класса - толерантность и доверие в студенческой среде - самоуправление, самоорганизация, самопомощь в образовательной среде - повышение уровня социальной компетентности выпускников

Субъекты Положительный эффект

Домохозяйство - повышение социального статуса - востребованность выпускника на рынке труда - повышение уровня материального благосостояния - повышение уровня общекультурной компетентности

На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что существует объективная настоятельная потребность осуществления взаимодействия бизнеса, власти, образовательных учреждений, общества и домохозяйств в решении задач устойчивого социально-экономического развития страны и ее регионов. Указанное взаимодействие в настоящее время носит эпизодический и спорадический характер в силу финансового положения потребителей кадров с профессиональным образованием, а также отсутствия в большинстве случаев долгосрочных стратегий развития региональных и отраслевых рынков труда.

Несогласованность между системой подготовки кадров и потребностями отраслевого и регионального рынков труда приводит к невостребованности части выпускников и свидетельствует о низком уровне рефлексии экономических отношений субъектов производства и потребления образовательных услуг. С одной стороны, подготовка кадров по ряду направлений не согласуется с возможностями ее апробации в территориальном производстве, а с другой - производственная сфера, оснащенная новым, высокотехнологичным оборудованием, испытывает острую потребность в современных кадрах по синтезированным специальностям.

Исходя из выше сказанного для развития кадрового обеспечения инновационной деятельности необходимо:

• совершенствовать механизмы взаимодействия между всеми субъектами интегрированного образовательного пространства;

• привлекать в вузы дополнительные интеллектуальные и материальные ресурсы для развития образовательной и научной деятельности;

• открывать подготовку кадров по синтезированным специальностям с учетом требований регионального и отраслевого рынков труда;

• усилить гуманитарную составляющую в подготовке инженерно-технических кадров;

• развивать систему независимой внешней экспертизы качества подготовки выпускников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений /

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова; Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В.

Виноградова. - 4-е изд., доп. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

2. Чекмарев В.В. Экономические проблемы сферы образования / В.В. Чекмарев. - Кострома:

КГПУ им. Н.А.Некрасова, 1996. - 216 с.

3. Попова А. И. Инновационная кадровая среда или социальный треугольник / А. И. Попова //

Инновационное развитие экономики России: институциональная среда: сборник статей:

Четвертая международная научная конференция, 20-22 апреля 2011 г., г. Москва / МГУ им.

М.В. Ломоносова, Экономический факультет/ под ред. В.П. Колесова, Л.А. Тутова. - М.: МАКС

Пресс, 2011. - Т. 2. - С. 766- 768.

4. Степанова В.В. Государственное регулирование сферы образования / В.В. Степанова. -Архангельск: Поморский гос. ун-т, 2002. - 220 с.

5. Асадулина И.Г. Образование как фактор развития региональной социально-экономической системы / И.Г. Асадулина, З.В. Брагина, В.Л. Максимов. - Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2008. - 183 с.

6. Бабаев Б.Д. Высшее профессиональное образование как общегосударственный приоритет / Б.Д. Бабаев, A.A. Кисель // Экономика образования. - 2010. - № 2. - С. 55- 61.

7. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора: пер. с англ. / Дж.Ю. Стиглиц. - М.: Изд -во МГУ, ИНФРА-М, 1997. - 221 с.

8. Кюри Е. Мария Кюри: пер. с франц. / Е. Кюри. - 4-е изд. - М.: Атоммздат, 1980. - 320 с.

9. Лубашев Е.А. К проблеме взаимодействия власти и бизнеса в региональных социально-экономических системах / Е.А. Лубашев // Инновации. - 2010. - № 4. - С. 106- 111.

Ю.Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России / В.В. Путин // Российская газета. - 2012. - 20 февраля (№ 36).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.