Научная статья на тему 'Маркетинговые стратегии нового набора в образовательных организациях высшего образования'

Маркетинговые стратегии нового набора в образовательных организациях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
НОВЫЙ НАБОР / МАРКЕТИНГОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИИ НОВОГО НАБОРА / ПРИВЛЕЧЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ КОНТИНГЕНТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рогова Вера Александровна

Статья посвящена вопросам маркетингового управления при решении задач проведения кампании по новому набору в образовательную организацию. Обосновывается целесообразность реализации стратегического подхода к управлению приемной кампанией и на основе задач, решение которых представляет интерес для образовательных организаций, выводятся основные виды маркетинговых стратегий кампании по новому набору, каждая из которых охарактеризована с точки зрения целей, используемых маркетинговых инструментов, наиболее типичных мероприятий и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рогова Вера Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые стратегии нового набора в образовательных организациях высшего образования»

МАРКЕТИНГОВЫЕ СТРАТЕГИИ НОВОГО НАБОРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Рогова В.А.

Рогова Вера Александровна — аспирант, кафедра экономики и инновационного предпринимательства, Институт экономики и права Московский технологический университет (МИРЭА), г. Москва

Аннотация: статья посвящена вопросам маркетингового управления при решении задач проведения кампании по новому набору в образовательную организацию. Обосновывается целесообразность реализации стратегического подхода к управлению приемной кампанией и на основе задач, решение которых представляет интерес для образовательных организаций, выводятся основные виды маркетинговых стратегий кампании по новому набору, каждая из которых охарактеризована с точки зрения целей, используемых маркетинговых инструментов, наиболее типичных мероприятий и пр.

Ключевые слова: новый набор, маркетинговое управление, стратегический подход, стратегии нового набора, привлечение и формирование контингента.

Основой функционирования любой образовательной организации, а если быть более точным, то и основой ее существования, является успешное ведение образовательной деятельности. Это - основной вид деятельности для образовательной организации, без которого она, очевидно, имела бы уже совершенно другую отраслевую принадлежность. Одним из субъектов образовательного процесса, его неотъемлемым элементом, является обучающийся. Поэтому не требует доказательства вопрос о важности формирования контингента обучающихся. Для российских вузов эта проблема является относительно новой. Еще совсем недавно вузы были пассивными участниками этого процесса, а вся работа по формированию контингента обучающихся сводилась к выполнению формальных процедур зачисления. Строго говоря, эту деятельность назвать «формированием контингента» было бы не вполне корректно, но о терминологических особенностях речь пойдет дальше.

Возникновение у вузов «проблемы контингента» связано с проведением институциональных, экономических и социальных реформ в российском обществе в начале 90-х годов ХХ века, которые, по сути, означали начало процессов маркетизации сферы высшего образования, в том числе, той деятельности организаций высшего образования, которая связана с воспроизводством контингента обучающихся. При сохранении образованием статуса социально значимой сферы и высокого уровня ее государственного регулирования практически все образовательные организации высшего образования, независимо от размера, формы собственности и других различий оказались в конкурентной среде и были вынуждены обратить внимание на вопросы удержания своих позиций, формирования конкурентных преимуществ и расширения своего присутствия в образовательном пространстве. Одно из ключевых мест в этих вопросах, естественно, занял вопрос формирования контингента, а для многих вузов его решение стало вопросом выживания.

Следует отметить, что значимость вопроса формирования контингента для вузов с каждым годом только возрастает в силу действия различных факторов, рассмотрение которых заслуживает отдельного внимания и не входит задачи данного исследования. Отметим здесь лишь тот факт, что действие всех факторов приводит к усилению конкуренции между образовательными организациями и ко все большему появлению в их поведении признаков субъекта рынка, делая вузы по сути организациями предпринимательского типа, когда возможности существования зависят от того, насколько экономически эффективным будет вуз, что в том числе, означает необходимость увеличения контингента обучающихся. Для большинства вузов образовательная деятельность является основным источником дохода, и поэтому стремление воспроизводить контингент обучающихся как минимум в неизменном масштабе для осуществления образовательной деятельности сопровождается пониманием того, что сохранение или что лучше увеличение контингента способствует привлечению финансовых ресурсов столь необходимых для развития вузов.

В силу указанных выше обстоятельств многие образовательные организации выделили вопрос проведения кампании по новому набору в отдельный объект управления, что требует

определения подхода к управлению, реализация которого будет способствовать эффективному выполнению основной функции вузов.

Из выделяемых теоретиками управления двух подходов к управлению - оперативного и стратегического - более целесообразным и результативным представляется стратегический подход, реализация которого нацеливает образовательную организацию на такие действия по формированию контингента в настоящем, которые позволят получить желаемые результаты в будущем даже в случае возникновения непредвиденных обстоятельств, негативно влияющих на деятельность вуза по новому набору [1, с. 120]. Кроме того, организуя работу по привлечению абитуриентов вузы в современных условиях, должны учитывать и ориентироваться на запросы потенциальных студентов, понимая с какими целевыми группами предстоит вести работу. Но в то же время - стремиться реализовать основные цели самой образовательной организации [2, с. 77].

Использование стратегического подхода предполагает выработку определенной стратегии. По своей сути это будет маркетинговая стратегия, так как, во-первых, предполагает анализ возможностей образовательной организации на рынке образовательных услуг, выбор целей и реализацию образовательной организацией маркетинговых мероприятий, которые направлены на достижение целей, поставленных организацией; во-вторых, составляющие ее действия реализуются в рыночном пространстве в отношении потенциальных обучающихся (потребителей образовательных услуг) и конкурентов.

Стратегия нового набора является частью общей стратегии образовательной организации, одной из основных задач которой является ее динамичное развитие, расширение образовательной и научно-исследовательской деятельности.

На этапе разработки стратегии важное место занимает формирование стратегического намерения, а точнее, иерархии стратегических намерений. Так как стратегические намерения определяются результатами, которых старается достичь образовательная организация, выделим эти возможные результаты, а также рассмотрим основные задачи, решение которых позволит получить желаемых результат. Фактически таких задач две. Их можно кратко обозначить 2К: количество и качество.

Что касается количества, то логично предположить, что, организуя кампанию по новому набору, вуз стремится как минимум восполнить уменьшение контингента, которое связано с выпуском, а как максимум - увеличить контингент обучающихся в образовательной организации за счет увеличения нового набора.

В количественном отношении контингент нового набора по основным образовательным программам (далее - контингент обучающихся) зависит от контрольных цифр приема, выделяемых образовательной организации, и набора обучающихся на места с оплатой стоимости обучения.

Начиная с 2011 г., подготовка обучающихся по образовательным программам высшего образования осуществляется на основе государственного задания, установление которого было введено в целях повышения эффективности использования бюджетных средств и эффективной реализации государственной политики в сфере образования. Наличие у вуза государственного задания является основой финансового обеспечения его деятельности, это гарантированный для вуза источник денежных средств, за счет которых обеспечивается финансово-хозяйственная самостоятельность образовательных организаций.

Важнейшей составляющей государственного задания, которая участвует при расчете показателей объема государственной услуги в сфере образования, являются контрольные цифры приема (далее - КЦП), которые определяются ежегодно Министерством образования и науки РФ с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, других главных распорядителей средств федерального бюджета, учитывающих в установленном Министерством образования и науки РФ порядке потребность экономики в квалифицированных кадрах. Контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса [3, с. 132 - 133] и в значительной степени зависят от того, насколько вуз успешен и эффективен в своей деятельности. Проводимый уже не первый год Министерством образования и науки РФ мониторинг организаций высшего образования в числе прочих задач направлен на оценку результатов деятельности образовательной организации за отчетный год. Эта оценка производится по показателям, характеризующим различные стороны деятельности вуза, начиная от набора абитуриентов и заканчивая трудоустройством выпускников. Логика в данном случае проста: чем выше показатели деятельности образовательной организации, тем более качественными ресурсами она располагает, тем больше у нее потенциал для развития и повышения качества образовательной деятельности. Именно данный фактор учитывается при распределении государственного задания на подготовку кадров в сфере высшего образования.

65

Получив контрольные цифры приема, каждая образовательная организация стремится их выполнить. При достаточно высоком социальном спросе на высшее образование, который характерен для современного этапа, популярность направлений подготовки и специальностей сильно различается, что создает в ряде случае трудности набора абитуриентов. Эта проблема касается некоторых инженерно-технических и естественно-научных направлений подготовки и специальностей. Эта проблема, как правило, не актуальна для ведущих и крупных образовательных организаций, которые без проблем «закрывают бюджет», стремясь каждый год за счет показателей эффективной деятельности сохранить бюджетный набор на том же уровне, или увеличить его. Таким образом, первая составляющая задачи привлечения определенного количества абитуриентов заключается в выполнении контрольных цифр приема.

Вторая составляющая первой задачи в части нового набора, заключается в привлечении абитуриентов на места с оплатой стоимости обучения юридическими или физическими лицами. С одной стороны, решение данной задачи «работает» на имидж образовательной организации (чем крупнее, тем лучше), с другой стороны, и скорее всего, это более значимо, увеличение набора за счет этой группы абитуриентов способствует решению задач финансово-экономического характера, тем более, что стоимость обучения вузы устанавливают самостоятельно.

Вместе с тем, в условиях повышения требований к качеству образования, решение только задачи количественного увеличения нового набора является явно недостаточным. Усилия вузов, особенно претендующих на роль ведущих, все больше направлены на обеспечение качества нового набора, то есть, привлечение абитуриентов с более высоким уровнем подготовки. Привлечение качественного контингента при прочих равных условиях обеспечивает более высокое качество выпускников в соответствии с актуальными потребностями российской экономики. По мнению и представителей органов государственной власти, и работодателей современное профессиональное образование, в том числе высшее, не удовлетворяет должным образом потребности развития экономики инновационного типа, находясь постоянно в роли «догоняющего» требования высокотехнологичного производства. Невысокий уровень подготовки абитуриентов не позволяет эффективно использовать современные образовательные технологии, повышать качество образовательного процесса, делает нецелесообразным привлечение более квалифицированных преподавателей, что не только способствует улучшению результатов образовательной деятельности, но и повышению результативности научно-исследовательской работы и как следствие - делает более значимыми достижения образовательной организации.

Если раньше образовательные организации сами осуществляли отбор абитуриентов, проводя вступительные экзамены в вуз, то сегодня они фактически могут опираться только на результаты ЕГЭ, который является единственным индикатором качества подготовки абитуриентов. Введенный в 2009 году, ЕГЭ стал одновременно формой выпускного экзамена в школе и основой для поступления в высшее учебное заведение [4, с. 80]. Несмотря на неоднозначность оценки специалистами единого экзамена как индикатора уровня знаний, тем не менее, он остается единственной формой контроля знаний абитуриентов. Поэтому, организуя кампанию по новому набору каждая образовательная организация стремится к тому, чтобы к ней пришли абитуриенты, имеющие более высокие баллы ЕГЭ, считая, что это создает основу для реализации образовательной программы высшего образования на более высоком уровне.

Особенно актуален вопрос «качества нового набора» для технических вузов. Для этих образовательных организаций «борьба» за более «качественного абитуриента» осложняется как минимум двумя обстоятельствами, связанными с выбором абитуриентов. Во-первых, существенным смещением в последние десятилетия выбора абитуриентов в пользу гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки и специальностей. Во-вторых, стремлением поступить в престижный вуз, что по мнению абитуриентов априори уже создает ему на будущее определенное конкурентное преимущество при трудоустройстве и карьерном росте. В более трудном в этом отношении положении находятся вузы, осуществляющие подготовку по инженерно-техническим направлениям подготовки и специальностям, а также образовательные организации, не являющиеся брендовыми.

Однако, проблема качества абитуриента не ограничивается только уровнем его подготовки, оцениваемом по баллам ЕГЭ. Очень важно, чтобы потенциальный студент был профессионально мотивированным, настроенным на получение образования именно по той специальности, которая ему нравится и с которой он собирается связать свое профессиональное будущее. В настоящее же время, доля поступающих на определенную специальность не по призванию достаточно высока. И дело тут не всегда в отсутствии профессиональной

66

мотивации. Во многих случаях верх берет чисто прагматическое соображение и стремление получить диплом, а не образование. Более высокий социальный статус человека, имеющего высшее образование, приводит в вуз много «случайных» людей, вероятность формирования из которых высококлассных специалистов невелика. Последствия поступления в вуз профессионально немотивированных абитуриентов совершенно очевидны. Отсутствие профессиональной мотивации снижает мотивацию к учебе, как следствие - низкая успеваемость, пассивность в научно-исследовательской деятельности, отсутствие какой-либо творческой активности и стремления к развитию. И как результат, в случае дальнейшего трудоустройства по специальности - вынужденная профессиональная лояльность со всеми вытекающими из этого последствиями уже для организации, куда пришел такой специалист; а в случае трудоустройства не по специальности - отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков, значительно более продолжительный период профессиональной адаптации и целый ряд еще других последствий разного уровня.

Привлечение недостаточно профессионально мотивированных абитуриентов, или вовсе без отсутствия профессиональной мотивации имеет негативные последствия не только для будущего работодателя, но и для образовательной организации. Во-первых, как было отмечено выше, качество абитуриентов в немалой степени влияет на качество учебного процесса. Но что более важно для вуза, отсутствие профессиональной мотивации у абитуриента, а в последующем у обучающегося приводит к отсутствию стремления к продолжению обучения по данному направлению подготовки или специальности, вследствие чего у вуза могут возникнуть проблемы с набором в магистратуру и аспирантуру. А данный факт уже скажется на развитии научно-исследовательской деятельности вуза, на воспроизводстве научных работников и на сохранении имеющихся в образовательной организации научных школ. Также большое значение для оценки деятельности вуза в настоящее время имеет показатель трудоустройства выпускников, который входит в мониторинг эффективности вузов. До настоящего времени оценке подлежит сам факт трудоустройства без учета соответствия работы полученной в вузе специальности. Однако, используя данные выборочного обследования выпускников образовательных организаций высшего образования, проведенного Росстатом, можно сказать, что, что разрыв между трудоустройством выпускников вообще и трудоустройством по специальности достаточно велик (таблица 1).

Таблица 1. Трудоустройство выпускников образовательных организаций высшего образования

2010-2015 г. г. [5]

Группа специальностей Трудоустройство (без учета специальности) Трудоустройство первой работы по полученной в вузе специальности

Российская Федерация, всего, в том числе по специальностям: 88,9 68,7

специальности социальных наук 82,5 46,0

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 91,7 50,2

специальности естественных наук 85,9 52,5

приборостроение и оптотехника 93,1 55,8

сельское и рыбное хозяйство 91,4 56,5

Низкий уровень трудоустройства по специальности как индикатор качества подготовки в конкретном вузе в перспективе может негативно сказаться на репутации образовательной организации и снизить к ней интерес поступающих, во многом делающих свой выбор именно с учетом показателей деятельности вуза и его репутации.

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что мероприятия вуза по новому набору направлены на решение задач как нефинансового, так и финансового характера. Задачей современного вуза в части работы с абитуриентами является, с одной стороны, достижение в количественном отношении такого набора студентов, который позволит образовательной организации сохранять контингент обучающихся и решать вопросы ресурсного (финансового) обеспечения своей деятельности, создавая определенный задел для развития. С другой стороны, выстраивая свою стратегию по работе с абитуриентами, образовательная организация

стремится обеспечить привлечение «качественного» контингента (с более высокими баллами ЕГЭ), обладающего хорошими знаниями и подготовленными для освоения вузовских образовательных программ и имеющего высокую профессиональную мотивацию.

Таким образом, в зависимости от стратегических намерений образовательная организация в части нового набора ставит перед собой задачи разного содержания. С учетом понимания возможных целей представляется целесообразным выделить три стратегии нового набора (таблица 2).

Таблица 2. Основные характеристики стратегий нового набора

Вид функциональной стратегии Ожидаемый результат Основная направленность мероприятий Цель мероприятий Промежуточные результаты Основные мероприятия

Стратегия набора абитуриент ов Максимизация количества зачисленных на первый курс Агитационна я Информирование абитуриентов о вузе, условиях обучения; Повышение лояльности к вузу и формирование желания поступить в данный вуз Повышение известности вуза; создание базы абитуриентов Дни открытых дверей; реклама в СМИ и Интернете; участие в выставках

Стратегия привлечен ия абитуриент ов Максимизация зачисленных на первый курс с более высокими баллами ЕГЭ Агитационно информацио нная Информирование абитуриентов о содержании образовательных программ, сильных сторонах образовательной организации и возможностях реализации способностей обучающихся в вузе Сегментировани е абитуриентов; Возможность направленного взаимодействия с конкретными абитуриентами Целевая работа со школами; организация конкурсных мероприятий по дисциплинам; система подготовительных курсов и занятий; экскурсии в подразделения вуза

Страте-гия формирова ния контингент а Оптимизация численности зачисленных на первый курс. Критерии оптимизации: - абитуриенты с высоким средним баллом ЕГЭ; - профессионально мотивированные абитуриенты Профессиона льно-мотивирующ ая Формирование и развитие интереса абитуриентов к будущей профессии; профессиональное мотивирование абитуриентов Формирование «своей» целевой аудитории Участие в региональных профориентацион ных проектах («Инженерный класс»); экскурсии на предприятия и организации; профессиональные кружки для школьников; встречи с выпускниками вуза

В первом случае речь идет о стратегии набора, под которой будем понимать действия образовательной организации, предпринимаемые для формирования привлекательного имиджа образовательной организации и выполнения количественных показателей нового набора. Все усилия направлены именно на достижение определенных количественных результатов. В качестве основной стратегической задачи ставится задача набора абитуриентов, организация стремится, прежде всего, максимизировать численность зачисленных на первый курс. Сохранение контингента обучающихся на прежнем уровне является основой продолжения деятельности образовательной организации. Чтобы снять ограничения по качеству образовательные организации устанавливают проходные баллы ЕГЭ на минимально допустимой границе, которую по каждому из школьных предметов ежегодно устанавливает Министерство образования и науки РФ. Достижение поставленной цели предполагает использование наиболее простых маркетинговых инструментов, направленных на как можно более широкое информирование потенциальных обучающихся об образовательной

организации. Объектом маркетинга в основном является образовательная организация и целью всех проводимых мероприятий является повышение узнаваемости вуза.

Вторая стратегия - это стратегия привлечения. В этом случае основные действия образовательной организации предпринимаются для повышения интереса абитуриентов уже не столько к образовательной организации, сколько к реализуемым образовательным программам и достижения желаемого уровня количественного и качественного состава нового набора. Делая акцент на продвижение образовательных программ, вуз стремится заинтересовать «сильных» абитуриентов, «оттянуть» качественный контингент от брендовых образовательных организаций, делая упор на качество образовательного процесса и получаемого образования. В рассматриваемом типе стратегии стратегические намерения подразумевают не только увеличение количества зачисленных абитуриентов, но и привлечение абитуриентов с более высокими баллами ЕГЭ, то есть, ставится задача привлечения «как можно большего количества с более высоким качеством». В этом случае образовательная организация может установить более высокую нижнюю границу проходных баллов ЕГЭ, что позволяет сразу «отсечь» более слабый контингент. Но только этих действий недостаточно. Чтобы привлечь более сильных абитуриентов необходимо повысить их заинтересованность в конкретном вузе, в конкретной образовательной программе. Поэтому в данном случае основные усилия направлены на продвижение именно образовательных программ. А это возможно, если образовательная программа обладает какими-либо уникальными характеристиками и позволяет удовлетворить профессиональные стремления обучающегося. Уникальность программы обеспечивается высоким качеством всех видов ресурсов, используемых для ее реализации; взаимодействием вуза в части реализации конкретной программы с ведущими предприятиями и организациями; высокими показателями трудоустройства выпускников и пр.

Наконец, стратегия формирования контингента представляет собой такие действия образовательной организации, которые предпринимаются для привлечения абитуриентов с относительно более высокой базовой подготовкой и профессионально ориентированной мотивацией. Эта наиболее сложная задача как с точки зрения подготовки и проведения мероприятий, так и с точки зрения достижения желаемого результата. Как показывают результаты проведенных опросов лишь незначительная часть абитуриентов уже является профессионально сориентированной. Особенно велика эти проблема для целого ряда инженерно-технических направлений подготовки и специальностей, о которых абитуриенты мало информированы как с точки зрения понимания возможных сфер будущей профессиональной деятельности, так и непосредственного ее содержания. В этом случае образовательные организации по сути должны стать участниками «учебного процесса еще на доуниверситетском уровне, взаимодействуя со школами и колледжами» [6]. Для достижения большего эффекта традиционный набор мероприятий по профессиональной ориентации должен быть дополнен использованием маркетинговых инструментов, комплексное использование которых направлено на подготовку потенциальных абитуриентов к выбору и освоению профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда [7, с. 3]. Причем в идеале стоит задача не просто сагитировать поступать на определенное направление или специальность, но и закрепить лояльность к выбираемой профессии.

Таким образом, можно говорить о трех основных видах маркетинговых стратегий нового набора, выбор каждой из которых зависит и от потенциала образовательной организации, и от ее специализации, и от настроений основных целевых групп. Чаще всего в чистом виде вуз не реализует ту или иную стратегию и выбирает тот комплекс мероприятий, который позволит достичь намеченных целей для различных образовательных программ.

Список литературы

1. Гайдаенко Т.А. Маркетинговое управление / Т.А. Гайдаенко. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2008. 512 с. (Полный курс MBA).

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Москва: Проспект, 2013. 160 с.

3. Димитриади Н.А., Шеховцов Р.В., Пономарева М.А. Разработка стратегии привлечения абитуриентов в университет с использованием матричных инструментов. Вестник Ростовского государственного экономического университета, 2017. № 2 (58). С. 76-87.

4. Жураковский В.М. Опыт ведущих российских университетов по созданию условий для успешной социализации и самореализации студентов. Профессиональное образование. № 9, 2017. С. 2-10.

5. Магомедова Е.В. Особенности ЕГЭ как итоговой формы контроля знаний абитуриентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». [Электронный ресурс], 2017. Т. 23. С. 79-82. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2017/770437.htm/ (дата обращения 18.04.2018).

6. Кантарович Г.Г. Стратегии вузов по привлечению абитуриентов в изменившихся условиях приема. Компетентное мнение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// cim.hse.ru/data/2012/01/23/ (дата обращения: 20.04.2018).

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/index.html/ (дата обращения: 18.04.2018).

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИЙ МЕЖДУ ПОСЕТИТЕЛЯМИ И ПЕРСОНАЛОМ В ГОСТИНИЧНОМ ПРЕДПРИЯТИИ Иванова О.В.

Иванова Ольга Владимировна - магистрант, кафедра индустрии гостеприимства, туризма и спорта, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Аннотация: грамотная и системно сформированная организация услуг предприятия гостиничного типа способствует созданию условий для экономического роста и привлекательности предприятия на рынке. Для эффективного развития гостиниц, количество которых постепенно увеличивается, важно изучать потребности потенциальных клиентов. Статья посвящена тенденциям в построении отношений с клиентами гостиниц, рассматриваются формы оплаты услуг гостиничного предприятия как элемента коммуникации. Исследуется исторический путь развития расчетов услуг, также рассматриваются современные и перспективные метода оплаты.

Ключевые слова: взаимоотношения с клиентами, качество обслуживания, коммуникация, оплата услуг, конкурентное преимущество.

В настоящее время туристический бизнес активно развивается. Фирмы, функционирующие в данной отрасли должны уметь оценивать свою конкурентоспособность, а также текущую ситуацию. Итоги анализа конкурентов и потребителей дают предельно точную информацию соотношения сил в отдельном сегменте рынка. Поэтому необходимо четко определять свой сегмент рынка, понять, какие услуги можно ему предложить. Заранее прогнозируя спрос и осуществляя маркетингово-логистические действия, фирмы могут обеспечить высокое оперативное качество обслуживания клиентов, применяя современные информационные технологии. [9,112]

По данным DISCOVERY Research Group последние десять лет ежегодный рост российского гостиничного рынка составлял 15-20%. По итогам 2017 г. объем рынка составил $ 7 млрд. В настоящее время для инвесторов наиболее прибыльным и перспективным является московский рынок гостиничной недвижимости. По данным международного агентства TRI Hospitality Consulting, в первом полугодии 2017 года каждый гостиничный номер в столице принес его владельцу $ 149 чистой прибыли, что на $ 36 больше, чем в Лондоне, занявшем второе место [7, 69].

В России показатель обеспеченности гостиничными местами составляет около 4,5 мест на 1 тыс. жителей, в то время как в Европе на то же количество жителей приходится 13-35 мест. В России высок спрос на гостиничные услуги уровня 2, 3, 4 «звезды». Всего в Москве 34,4 тыс. гостиничных номеров, 40% приходится на гостиницы категории «три звезды», 28% -«две звезды», 18% - «четыре звезды», 8% - «пять звезд».

Рентабельность гостиниц в регионах составляет 15 - 20%, в Москве 17 -25%. Это в 2,5 раза больше, чем в Европе, где аналогичный показатель не превышает 10%.[4, 310]

Основными проблемами российского гостиничного рынка, по оценке DISCOVERY Research Group, являются:

1. Завышенная стоимость гостиничных номеров (особенно в Москве).

2. Несоответствие спроса и предложения: в крупных городах ощущается явная нехватка категории дешевых гостиниц, а в регионах, наоборот, очень плохо развит рынок категорий бизнес - отелей.

3. Изношенность большинства российских гостиниц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.