УДК 378.1 ББК 74.48
ИННОВАЦИОННО-МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА (на примере института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета)
I О.П. Осипова
Аннотация. Организацию и проведение Приемной кампании в педагогическом вузе необходимо строить, используя систему инновационного педагогического менеджмента, которая направлена на формирование и обеспечение достижения определенных инновационных целей и задач, путем эффективного и рационального использования всех имеющихся ресурсов, а именно: трудовых, материальных, финансовых ресурсов. Для обеспечения конкурентной среды образовательной организации необходимо выстраивать определенную маркетинговую стратегию. Опыт использования в управлении системы инновационного педагогического менеджмента, а также выстраивание маркетинговой стратегии доказали свою эффективность в рамках организации и проведения Приемной кампании МПГУ ИСГО.
Ключевые слова: педагогический менеджмент, педагогическая инновация, маркетинг, образовательная услуга, реклама, Приемная кампания, Отборочная комиссия.
45
INNOVATIVE AND MARKETING ACTIVITIES OF THE ADMISSION CAMPAIGN OF THE PEDAGOGICAL INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION (Taking the Institute of Social-Humanitarian Education of Moscow State University of Education As an Example)
I O.P. Osipova
Abstract. The organization and implementation of the Admission Campaign in the pedagogical university should be built using the system of innovative pedagogical management, which is aimed at creating and ensuring the achievement of certain innovative goals and objectives, through the effective
and rational use of all available resources, namely labor, material and financial resources. To ensure the competitive environment of the educational organization, it is necessary to build a certain marketing strategy. The experience of using innovative pedagogical management in the administration of the system as well as the building of a marketing strategy, have proved their effectiveness in the organization and conduct of the IGCP MSGU Admission Campaign.
Keywords: pedagogical management, pedagogical innovation, marketing, educational services market, advertisement, Admission Campaign, Selection Committee.
В современной образовательной системе активно используются термины, которые раньше использовались только в экономике (рынок, продукт, услуга, маркетинг, менеджмент и др.): «рынок образовательных услуг», «образовательный продукт», «образовательная услуга», «маркетинг образовательных услуг», «педагогический менеджмент» и др.
В рамках настоящего исследования рассмотрим более внимательно термин «маркетинг». В экономической энциклопедии дается следую-.„ щая трактовка данного феномена - «от 46 англ. market - рынок, сбыт. «...Деятельность в сфере рынка, направленная на продвижение товаров и услуг к покупателю.» [1, с. 386]. Таким образом, применительно к системе образования можно сказать, что маркетинг в современном образовании — это сочетание определенных социальных, нормативно-правовых, этических норм и правил делового общения, правил добросовестной коммерческой деятельности в интересах всех участников образовательного процесса и общества в целом. Выделим внутреннюю и внешнюю стороны маркетинга применительно к системе высшего образова-
ния. Внутренняя среда маркетинга — как правило, организационно-управленческий механизм образовательной организации (вуза), внешняя среда маркетинга — наличие на образовательном рынке абитуриентов и их родителей, присутствие конкуренции в сфере образования, определенной свободы деятельности во внешней среде, наличие долговременной мотивации и др. [2].
Особенность внешней среды маркетинга образовательных организаций высшего образования обусловлена, прежде всего, влиянием государства, государственной и региональной социальной политикой в системе образования. Следовательно, прогнозирование допустимых модификаций внешней среды маркетинга в системе высшего образования непосредственно связано с существующим нормативно-правовым обеспечением образования, законодательными актами, которые регламентируют обязательства государства в области финансово-экономического обеспечения образования; долгосрочными вложениями в систему высшего образования, определенными размерами текущего финансирования, запросами общества и т.д. Следова-
ЕК
тельно, представляется возможным определять благоприятные рыночные возможности, которые предоставляются маркетинговой средой внутри самой организации высшего образования, а также изыскивать новые, актуальные возможности, которые определяются внешней, чаще всего, региональной, образовательной средой.
На сегодняшний день город Москва — мегаполис уникального образовательного пространства. Этот тезис подтверждается, прежде всего, высоким уровнем созданной современной социокультурной и информационно-коммуникационной региональной средой; достаточно высоким уровнем интеллектуального потенциала семей, проживающих в городе Москва. Такие семьи, возможно, отнести к категории особо взыскательных и требовательных потребителей получения услуг, в том числе образовательных. Данных потребителей образовательных услуг отличает высокая платежеспособность. Как следствие, им предоставляется широкий выбор имеющихся образовательных организаций: как государственных, так и частных. В итоге на образовательном рынке создается высокая конкуренция. Приходится констатировать, что в городе Москва за последние пять лет в два раза улучшились все основные базовые показатели школьного образования, в том числе качество сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ), удвоилось количество московских школьников, которые стали победителями и призерами Всероссийских олимпиад. Помимо этого, в два раза увеличилось число московских школ, которые входят в ТОП-25 и в ТОП-500
федеральных образовательных организаций. Москва, несомненно, является лидером по уровню информатизации и модернизации образовательного процесса и т.д. [3].
В то же время, анализируя московский рынок образовательных услуг высшего образования, можно выявить определенные проблемы: система организации деятельности образовательных организаций не всегда отвечает актуальным потребностям и запросам потребителей образовательных услуг, реальным масштабам расселения, что может создавать определенные нагрузки на транспортную систему и, как следствие, не всегда обеспечивает равенство доступа к образованию реальных потребителей образовательных услуг; не всегда присутствуют эффективные и современные инструменты информирования (в том числе и рекламы), позволяющие потребителям осуществлять рациональный выбор не только образовательной организации, но и предлагаемых образовательных программ и направлений подготовки; не сформирована в 47 полном объеме независимая эффективная и объективная система оценки качества московского образования (региональные и федеральные вузы) и т.д.
Рассматривая итоги Приемной кампании 2016 года в Институте социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета — старейшего педагогического вуза Российской Федерации (далее ИСГО МПГУ), констатируем, что на сегодняшний день в МПГУ реализуется порядка 500 образовательных программ высшего образования; суще-
ствует 38 направлений подготовки бакалавров, 25 направлений подготовки магистров, 69 направлений подготовки в аспирантуре и около 200 программ дополнительного образования и повышения квалификации для разных групп населения [4].
Уникальность ИСГО заключается в том, что в педагогическом вузе, которым является МПГУ, имеются направления подготовки, которые, в целом, не являются педагогическими и психолого-педагогическими (как бакалавриат, так и магистратура), а именно: Социология, Юриспруденция, Культурология, Менеджмент и Государственное и муниципальное управление.
Институт социально-гуманитарного образования по праву является лидером социально-гуманитарного образования в системе высшего образования. Данный тезис подтверждается количеством поданных абитуриентами заявлений. Так, в 2016 г. в МПГУ было подано более 80 000 заявлений абитуриентов, в том числе непосредственно в ИСГО поступило 48 более 8 000 заявлений, что составляет около 10% от общего числа заявлений. Таким образом, ИСГО уверенно входит в ТОП-3 факультетов и институтов МПГУ по количеству поданных заявлений в 2016 году. Если проанализировать статистику подачи заявлений по годам, начиная с 2013 года (не рассматривая заявления иностранных граждан), то можно с уверенностью сказать, что количество заявлений абитуриентов в ИСГО стремительно выросло именно в 2016 году: 2013 год - 1797 заявлений, 2014 год - 1944 заявления, 2015 год - 2492 заявления, 2016 год - 7980 заявлений (в том числе бакалаври-
ат, магистратура, аспирантура, но без иностранных граждан).
Рассматривая географию абитуриентов, которые стали студентами ИСГО МПГУ, можем констатировать, что большинство студентов -это жители Москвы и Московской области - 202 человека; из Брянской области поступило 12 человек; из Владимирской - 8 человек; из Калужской, Нижегородской, Рязанской, Волгоградской областей - по 5 человек; из Краснодарского края, Свердловской области и Республики Татарстан - по 4 человека из каждого региона. Данные цифры уверенно говорят об определенном интересе абитуриентов из регионов к социально-гуманитарному высшему образованию.
Положительные результаты Приемной кампании 2016 г. являются результатом в том числе выстроенной системы управления в ИСГО, в том числе управление работой Отборочной комиссии, которое (управление) определим как систему инновационного педагогического менеджмента. В данном случае система понимается автором настоящей статьи как «.система от греческого systema - целое, составленное из частей; соединение, множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство...» [5]. А инновационный педагогический менеджмент понимается как «.комплекс принципов, методов, организационных норм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленный на появление нововведений...» [6], в педагогической деятельности, на трансформации как в
содержании образования, так и в технологиях обучения и воспитания, имеющий основной целью повышение их эффективности и качества.
Данная система инновационного педагогического менеджмента направлена на формирование и обеспечение достижения инновационных целей и задач путем целесообразного использования всех имеющихся ресурсов, а именно: финансовых, человеческих и материальных. В описываемой системе управления выделен управляющий (в данном случае субъект управления) и управляемый (в нашем случае — объект управления). Определенная автором статьи связь между субъектом и объектом управления осуществляется посредством трансляции информации, которая и представляет собой описываемый нами процесс управления.
В данном случае, определим субъект управления в условиях инновационного педагогического менеджмента — это руководство ИСГО, которое набором определенных приемов, методов и способов управленческого воздействия и взаимодействия организуют и стимулируют целенаправленное функционирование, преобразование и развитие объекта управления. В условиях инновационного педагогического менеджмента объектом управления являются педагогические инновации, инновационные процессы и инновационные экономические отношения между всеми участниками рынка образовательных услуг.
Осуществление инновационного педагогического менеджмента в условиях высшего образования в целом определяет: целенаправленный поиск и внедрение педагогических
инновационных идей; организацию инновационного образовательного процесса (разработка учебных планов и образовательных программ с учетом требований рынка и с учетом запроса потребителей; обеспечение необходимыми финансами, материальными ресурсами и квалифицированными кадрами, формирование современной электронной информационно-образовательной среды и др.); активное создание, продвижение и реализацию педагогических инноваций на рынке образовательных услуг.
С позиции современной теории управления состояние учреждений высшего образования зависит, прежде всего, от способности и возможностей образовательной организации оперативно реагировать на различные (как позитивные, так и негативные) по своей природе внешние воздействия. По нашему мнению, наличие определенной конкуренции в системе высшего образования является одним из основополагающих факторов развития национальных систем образования. Понятие, которое мы 49 используем в своей работе рассматривается как «...конкурентная среда основывается на географически определенной территории, имеющей развитую инфраструктуру, унифицированные инструменты бюджетно-налоговой, кредитно-денежной политики и соответствующие институты...» [7]. Приходится констатировать, что конкурентная среда это, как правило, временная категория, на которую активно оказывают влияние все участники конкурентной среды. Уникальность конкурентной среды, заключается в создании процесса и механизма конкуренции. Иными словами,
50
для обеспечения конкурентной среды ИСГО МПГУ необходимо определить эффективную маркетинговую стратегию. Маркетинговая стратегия ИСГО МПГУ - это элемент общей корпоративной стратегии МПГУ, который описывает, как ИСГО должен использовать свои ограниченные ресурсы для достижения максимального результата по привлечению абитуриентов в долгосрочной перспективе.
Исходя из сказанного выше, маркетинговую стратегию образовательной организации на федеральном образовательном рынке ИСГО эффективно реализует в рамках деятельности Отборочной комиссии. Необходимо уточнить, что деятельность Отборочной комиссии в современных условиях рассматривается нами не только в период подачи заявлений абитуриентами в вузы, а как полноценная работа с абитуриентами и их родителями в течение всего учебного года.
Далее, в рамках проводимого исследования, рассмотрим термин «реклама в образовании». Реклама в образовании понимается нами как распространяемая в любой форме с помощью любых доступных и эффективных средств, технологий и сервисов (не противоречащих законам Российской Федерации) информация об образовательной организации, образовательных услугах, уровнях образования, преподавателях, идеях и начинаниях - иными словами, педагогических инновациях. Данная рекламная информация предназначена для определенного круга лиц и призвана формировать положительный образ (имидж), поддерживать интерес к образовательной организации в целом. Следовательно, рекла-
ма в образовании - чаще всего реклама информационная, основная цель которой - формирование необходимого спроса абитуриентов и их родителей.
Анализируя научно-педагогическую и экономическую литературу по данному вопросу, а также используя собственный практический опыт организации и проведения Приемной кампании МПГУ ИСГО, выде-дим ряд возможных особенностей проведения рекламы в рамках Приемной кампании вуза:
• Реклама в образовании строится с учетом региональных особенностей и проблем, с учетом территориального расположения образовательной организации. Как правило, больше всего абитуриентов, подающих заявление в МПГУ ИСГО, проживают в Юго-Западном, Западном, Южном, Новомосковском и Троицком административных округах города Москвы.
• Рекламную деятельность необходимо строить с учетом культурных и религиозных традиций населения.
• Размещаемое рекламное обращение должно содержать не только полезную информацию об образовательной организации и услугах, но и вызывать у целевой аудитории определенный эмоциональный отклик. Таким образом, поданная информация ведет к более глубокому восприятию рекламного сообщения.
• Необходим акцент, прежде всего, на рекламе, которая представляется с использованием информационных технологий и сервисов. По итогам ежегодных опросов, которые проводит Центр социологических исследований ИСГО МПГУ на Днях открытых дверей, более 90% абитури-
ентов находят необходимую информацию об образовательной организации в сети Интернет, официальном сайте образовательной организации (в данном случае на официальном сайте МПГУ), социальных сетях.
• Представление образовательных организаций на мероприятиях различного уровня. Так, ИСГО МПГУ за последние три года активно принимал участие во всех, проводимых в Москве выставках и презентациях, в том числе и в Московской международной выставке «Образование и карьера». Данная международная площадка рассматривается, прежде всего, как День открытых дверей ведущих вузов и колледжей.
• Непосредственная реклама в школах, образовательных комплексах. В образовательных организациях частыми гостями являются вчерашние школьники, ставшие сегодня студентами ИСГО. Для потенциальных абитуриентов проводятся мастер-классы: «По следам Шерлока Холмса», «Выбираем профессию менеджера», «50 оттенков социологии» и др.
• Выступление перед студентами, обучающимися в магистратуре и аспирантуре ИСГО. Так, на кафедре управления образовательными системами ИСГО обучаются в магистратуре руководители образовательных организаций и учителя по образовательной программе «Менеджмент в образовании», «Менеджмент проектов и программ». Кроме этого, на кафедре осуществляется профессиональная переподготовка по образовательной программе «Менеджмент в образовании», где учатся потенциальные руководителя и действующие учителя. Данные площад-
ки активно используется для рекламирования направлений подготовки ИСГО.
• Дни Открытых дверей МПГУ ИСГО. В течение учебного года в МПГУ проходят три официальные встречи с потенциальными абитуриентами и их родителями. Кроме этого, осенью и весной ИСГО проводит Дни открытых дверей в рамках своего института. В подготовке и проведении Дней открытых дверей ИСГО принимают участие как руководство ИСГО и профессорско-преподавательский состав, так студенты, выпускники ИСГО. По итогам проведенного Дня открытых дверей ИСГО (далее ДОД) в декабре 2016 года, рассматривается возможность проведения очередного ДОД (а именно, второй его части) раздельно для абитуриентов и для родителей. Планируется организовать и провести так называемое «родительское собрание для родителей абитуриентов».
• Проведение конкурсов, конференций и олимпиад ИСГО, дающих возможность получать дополнительные баллы за индивидуальные достижения, которые используются абитуриентами при зачислении в вуз. Так, в 2016 году ИСГО проводил следующие олимпиады для школьников (бакалавриат): олимпиада по обществознанию; олимпиада по актуальным проблемам российского права; олимпиада «История российской государственности»; олимпиада «Прикладная культурология и культурные практики»; олимпиада по экономике; а также олимпиаду по социологии (магистратура). Данная информация размещена на официальном сайте МПГУ по адресу: (Ъйр://мпгу.рф/).
51
• Непосредственное проведение самой Приемной кампании. Сюда входит не только правильно организованный прием документов абитуриентов, кропотливая и целенаправленная работа с абитуриентами и их родителями в условиях Отборочной комиссии ИСГО, а также ежедневная активная работа в сети Интернет практически в режиме «реального времени» (официальный сайт, социальные сети и др.). «Ни дня без строчки», «Один день - один репортаж» - таковы основные лозунги работы Отборочной комиссии ИСГО. Ежедневные репортажи о ходе подачи документов, интервью с абитуриентами и их родителями, интервью с директором ИСГО, заведующими кафедрами, руководителями образовательных программ, преподавателями ИСГО готовятся практически ежедневно сотрудниками Отборочной комиссии ИСГО, заведующими кафедрами, а также студентами. Данная информация размещается как на странице ИСГО официально-
г„ го сайта МПГУ (Ъйр://мпгу.рф/), так
52 и в социальных сетях (https://vk.com/ isgompgu) и др.
• Использование элементов так называемой «скрытой рекламы». Подготовка позитивных видеороликов про ИСГО и расположение их на ютюбе создают положительный образ образовательной организации, формируют определенный имидж успешности. Темы для роликов самые разнообразные, основной лейтмотив которых - в ИСГО МПГУ учиться престижно и интересно, а представленные направления подготовки самые востребованные на рынке труда, что нисколько не противоречит реальности. Основные направ-
ления для создания роликов: научная работа в ИСГО; исследовательская работа в ИСГО; студенты ИСГО на практике (научная практика, учебная практика); студенты ИСГО на Производственной практике (магистратура); трудоустройство выпускников ИСГО; студенческая жизнь ИСГО; студенты ИСГО в общежитии; Новогодний бал в Главном корпусе МПГУ; как поступить в ИСГО; экскурсия по ИСГО; интервью с руководством ИСГО, преподавателями ИСГО, студентами; говорят выпускники ИСГО; говорят потенциальные работодатели; студенты ИСГО на приеме в Государственной думе; студенты ИСГО на приеме в Рособр-надзоре и др.
• Формирование положительного имиджа ИСГО МПГУ через существующие службы ИСГО: Юридическую клинику ИСГО, Центр социологических исследований ИСГО, диссертационные советы при ИСГО, Студенческий совет ИСГО и др.
• Подготовка профессиональных блогеров ИСГО для ведения блогов (сетевых дневников). Смысл существования блога в рамках деятельности Отборочной комиссии, а также при организации Приемной кампании заключается не только в регулярном размещении новых постов (от. англ. blogpost - «запись в блоге»), но и обсуждении, выстраивании определенной, нужной и актуальной дискуссии. Как показывает практика создания и ведения блога, довольно часто комментарии, по ценности информации не уступают обсуждаемой проблеме. Иными словами, профессиональные блогеры смогут правильно размещать необходимую информацию об ИСГО в сети Интернет.
Для решения данного вопроса на первом этапе предлагается разработать модульную сетевую образовательную программу повышения квалификации, рассчитанную на 18, 36 часов или 72 часа. Участниками разработки и реализации данной программы могут стать профессорско-преподавательский состав кафедры культурологи ИСГО, кафедры управления образовательными системами ИСГО и сотрудники института журналистики МПГУ. В дальнейшем, с учетом спроса, данную образовательную программу, возможно, расширить до программы профессиональной переподготовки.
• Печать рекламной продукции в научных трудах преподавателей ИСГО, сборниках конференций и др. Также позиционирование существующих служб ИСГО: рекламная информация про Юридическую клинику, Центр социологических исследований, диссертационные советы ИСГО.
• Использование технологий партизанского маркетинга — это когда маркетинговые мероприятия проводятся с использованием малобюджетных методов продвижения образовательной услуги. По мнению А. Левитаса [8], использование малобюджетных способов рекламы и маркетинга позволяют успешно привлекать потенциальных потребителей. Например, могут использоваться флэш-мобы, перфомансы (спланированная яркая социальная массовая и культурная акция), размещение информации об ИСГО МПГУ в образовательных организация (школах, колледжах), участие в профори-ентационных мероприятиях Центра «Дар» западного административного округа города Москва и др.
• Активное использование технологии «брендинга». Брендинг понимается как «.. .англ. brand — клеймо, фабричная марка. В контексте стратегии маркетинга разработка и осуществление комплекса мероприятий, способствующих: идентификации того или иного продукта; выделение этого продукта из ряда аналогичных конкурирующих продуктов.» [8, электронный ресурс] Бренд, применительно к образованию — это целостный маркетинговый комплекс по созданию уникальных конкурентных преимуществ у данной образовательной организации на рынке предоставляемых образовательных услуг. В нашем случае МПГУ имеет солидный уникальный бренд «Национальное достояние России». Для успешного позиционирования бренда необходима определенная бренд-стратегия (брендинг). Применительно к образованию бренд-стратегия понимается нами как определенный комплекс последовательных мероприятий, направленных на создание целостного и положительного имиджа образовательной организации на основе продвижения его бренда(ов) на рын- 53 ке образовательных услуг.
Бренд-стратегия может включать следующие основные этапы:
• анализ ситуации на региональном рынке образовательных услуг и на основании этого выбор направления разработки и стратегии внедрения педагогической инновации. Педагогическая инновация в данном случае понимается как определенные нововведения в педагогическую деятельность, необходимые изменения и дополнения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности и качества;
54
• непосредственно поиск идеи и планирование стратегии внедрения педагогической инновации;
• необходимые организационные мероприятия (маркетинговые и социологические исследования, изучение спроса и запроса потребителей образовательных услуг, выстраивание стратегии проведения рекламной кампании, создание имени (brand name), дескриптора, слогана, системы визуальной и вербальной идентификации, то есть создание определенного корпоративного стиля и т.п.);
• оценка результатов внедрения педагогической инновации на рынке образовательных услуг;
• оценивание ситуации, разработка и осуществление дальнейших мероприятий по продвижению педагогической инновации.
Исходя из этого, основной целью брендинга в образовании будет создание четкого, узнаваемого образа бренда и последовательное продвижение данного бренда на рынке образовательных услуг.
Кроме заявленных особенностей использования рекламы в рамках проведения Приемной кампании возможно использование следующих технологий, позволяющих, по нашему мнению, не только привлечь определенную часть абитуриентов для обучения в ИСГО МПГУ, но и организовать Приемную кампанию наиболее эффективно:
• Дополнительный сервис для работников образовательных организаций: методический (мастер-классы, методические кабинеты, организация курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки); информационный,
экспертный; консультационное обслуживание; проведение вебинаров, конференций, круглых столов силами профессорско-преподавательского состава ИСГО МПГУ. На всех мероприятиях присутствует так называемая «скрытая реклама», а именно, в выступления встраивается информация о направлениях подготовки для бакалавров и магистрантов, информация о повышении квалификации, о профессиональной переподготовке работников образования, информация о научной стажировке на кафедрах, информация для аспирантов и др. Успешным примером такой работы является проведение вебинаров для органов местного самоуправления силами кафедры управления образовательными системами МПГУ ИСГО ф«;р://мпгу. рф/anonsyi/vebinaryi-dlya-organov-me stnogo-samoupravleniya/), а также проведение ежегодных Всероссийских Шамовских чтений. В Шамов-ских чтениях, которые обычно проходят в январе месяце (в 2016 г. успешно прошли IX Шамовские чтения), принимают участие не только студенты МПГУ, но и представители учительского сообщества Российской Федерации: от учителей до ректоров вузов.
• Для проведения успешной Приемной кампании необходима ежегодная исследовательская работа по итогам поступления, а именно: анализ данных по количеству поданных заявлений по отдельным направлениям подготовки и в целом по годам; определение топовых территорий Москвы и Российской Федерации по количеству поданных заявлений; определение топовых школ Москвы по количеству поданных за-
явлении; определение топовых территорий Москвы и Российской Федерации по количеству поступивших; определение топовых школ Москвы по количеству поступивших; рассмотрение конкурсной ситуации по итогам поступления; анализ количества поданных оригиналов документов об образовании и т.д. Данную работу в ИСГО, совместно с Отборочной комиссией ИСГО, проводит Центр социологических исследований (http:// мпгу.рф/). На основании имеющихся социологических данных выстраивается образовательная политика ИСГО (в рамках образовательной политики всего вуза).
• В МПГУ ИСГО осуществляется последовательное стимулирование спроса абитуриентов на образовательные услуги посредством предоставления существенных скидок на обучение http://мпгу.рф/postup lenie/platnyie-obrazovatelnyie-uslugi/.
• Студенты проходят Учебную практику в Отборочной комиссии и в Центре информации ИСГО МПГУ. Для организации данной работы Ответственный секретарь Отборочной комиссии, совместно с руководителями образовательных программ готовит Техническое задание на период Учебной практики. За время прохождения практики в Отборочной комиссии ИСГО студент, под руководством руководителя от кафедры, выполняет следующие виды работ:
— Подготовительный этап: Ознакомление с Правилами приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам магистратуры — в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» по адресу: http://мпгу.рф/wp -content/uploads/201 6/09/Pravila-priema.pdf; ознакомление со структурой университета, структурой Приемной комиссий по адресу: http://мпгу.рф/postup 1ете/.
— Основной этап: оказывает помощь Техническим секретарям в приеме документов абитуриентов и доверенных лиц (на основании доверенности); проверяет правильность оформления заявления абитуриента и наличие необходимых документов; оказывает помощь Техническим секретарям при записи данных абитуриентов в специальный регистрационный журнал; оказывает помощь Техническим секретарям при вводе данных в электронную базу регистрации абитуриентов АИС Абитуриент МПГУ; по заданию Технического секретаря проверяет правильность размещенных на сайте данных по абитуриентам (конкурсные списки абитуриентов); оказывает помощь при проведении вступительных испытаний абитуриентов (поступающих в магистратуру и на бака- 55 лавриат): организация дежурства в аудитории, помощь лицам с ограниченными возможностями, подготовка всей необходимой документации для экзамена; оказывает помощь Техническим секретарям при оформлении личных дел абитуриентов в соответствии с требованиями; по заданию Технического секретаря участвуют в подготовке информационных материалов о работе Отборочной комиссии ИСГО для размещения на официальном сайте МПГУ и социальных сетях.
— Проводит консультирование абитуриентов, их родителей и дове-
56
ренных лиц (на основании доверенности) по вопросам сроков и правил подачи документов, наличия и количества на данном направлении бюджетных мест, целевого приема и приема по квоте, организации на кафедре образовательного процесса (какие изучаются дисциплины, где проходят практики, возможные места трудоустройства выпускников и пр.); в рамках проведения консультаций оказание помощи абитуриентам и доверенным лицам (на основании доверенности) при заполнении необходимых документов (бланков МПГУ ИСГО).
• Активно используется технология сотрудничества, которая предполагает кооперацию с бывшими выпускниками, ассоциациями и другими формами объединения организаций, предприятиями и другими заказчиками образовательных услуг для совместного и взаимовыгодного решения общих проблем и др.
Как показывает практика организации и проведения Приемной кампании ИСГО МПГУ, образовательные услуги являются привлекательными и востребованными для абитуриентов и их родителей в том случае, если они гарантируют: прежде всего, качество услуги; стабильность мотивации на получение образовательной услуги по избранной образовательной программе (направлению и профилю подготовки); устойчивость усилий по достижению заявленных результатов обучения, востребованность выпускника на рынке труда, брендовый показатель образовательной организации, финансовая доступность получения образовательной услуги и др. «Кем я буду работать после окончания дан-
ного направления подготовки, профиля, магистерской программы» «Кем будет работать мой сын (моя дочь) после окончания данного направления подготовки (магистерской программы)» - такие вопросы все чаще задают абитуриенты и родители при подаче документов в вуз.
Для того чтобы достичь нужного эффекта при организации и проведении Приемной кампании, необходимо последовательно реализовать маркетинговый план - дорожную карту. В ИСГО ежегодно создается данный план и утверждается руководством. Для его успешной реализации требуется четкая и отлаженная организация деятельности на всех уровнях и во всех подразделениях образовательной организации.
Исходя из собственной практики организации и проведения Приемной кампании ИСГО МПГУ, успех непосредственно зависит от следующих ключевых моментов:
• необходимы четко прописанные поэтапные программы действий, которые координируют работу всех исполнителей и определяют стратегию деятельности в целом;
• важнейшим элементом является выстроенная формальная организационная структура кампании, которая также ставит задачи и определяет полномочия для каждого участника и направляет усилия сотрудников для эффективного решения поставленных целей и задач;
• созданная эффективная система принятия управленческих решений и поощрений, позволяющая координировать такие виды деятельности, как: стратегическое и тактическое планирование деятельности Отборочной комиссии ИСГО; умение
оперативно работать с информацией: получение, обработка и хранение информации; умение работать с документацией; умение работать с абитуриентами и их родителями; составление бюджета кампании; оптимальная оплата труда; поощрение студентов и сотрудников Отборочной комиссии; обучение персонала Отборочной комиссии; владение необходимой и достаточной ИКТ-компе-тентностью и др.;
• обязательное планирование трудовых ресурсов — следует правильно формировать и обучать команду Отборочной комиссии. В основном, в Отборочной комиссии ИСГО трудятся студенты и учебно-вспомогательный персонал. В прежние годы Отборочная комиссия ИСГО создавалась как временный коллектив на период принятия заявлений и документов от абитуриентов и на время зачисления. В новой стратегии Приемной кампании ИСГО МПГУ Отборочная комиссия участвует в работе в течение всего года: это организация и проведение ДОД, участие в ярмарках, встречи в школах, подготовка необходимой локальной нормативно-правовой документации и т.д.
Таким образом, маркетинговая деятельность в условиях Приемной кампании зависит от того, насколько хорошо образовательная организация использует совокупность всех, выше описанных элементов и составляющих частей в рамках единой программы подготовки и проведения Приемной кампании. Приходится констатировать, что маркетинговые стратегии и программы быстро устаревают, поэтому следует периодически пересматривать подход к маркетингу образовательных услуг. Основ-
ным инструментом стратегического контроля является маркетинговый аудит, который, кроме того, обеспечивает исходные данные для разработки маркетингового плана.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономическая энциклопедия [Текст] / Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: Экономика, 1999. - 1055 с.
2. Бухарова Д.А., Старикова Л.Д. Маркетинг в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / Д.А. Бухарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
3. Бюджетный прием - 2016: средние баллы ЕГЭ по направлениям подготовки [Текст] / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.hse.ru/ege/rating/2016/68401552/gos/ ?rHst=&upHst=педагогический&gHst=0&v uz-abiturients-budget-order=ge&vuz-abiturients-budget-val=10 (дата обращения: 03.12.2016).
4. Бюджетный прием - 2016: средние баллы ЕГЭ по вузам [Текст] / Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики [Электронный ресурс].
- URL: https://www.hse.ru/ege/rating/2016 jj /68395231/gos/?rlist=&uplist=&vuz-abiturient s-budget-order=ge&vuz-abiturients-budget-val=300 (дата обращения: 03.12.2016).
5. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - URL: http://dic. academic.ru/dic.nsf/enc1p/43730 (дата обращения: 03.12.2016).
6. Коджаспиров, Г.М. Педагогический словарь: для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Г.М. Коджаспиров, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
7. Ленгинович, С.Г. Конкурентная среда: методы исследования [Текст] / С.Г. Ленги-нович // Экономическая наука и практика: Материалы III междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Молодой ученый, 2014. - С. 88-91.
8. Левитас, А.М. Больше денег от вашего бизнеса. Партизанский маркетинг в действии [Текст] / А.М. Левитас. - 2-е изд. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. - 320 с.
REFERENCES
1. Bjudzhetnyj priem - 2016: srednie bally EGE po napravlenijam podgotovki, Nacio-nalnyj issledovatelskij universitet Vysshaja shkola ekonomiki, available at: https://www. hse.ru/ege/rating/2016/68401552/gos/?rlist= &uplist=pedagogicheskij&glist=0&vuz-abi-turients-budget-order=ge&vuz-abiturients-budget-val=10 (accessed: 03.12.2016). (in Russian)
2. Bjudzhetnyj priem - 2016: srednie bally EGE po vuzam, Nacionalnyj issledovatelskij universitet Vysshaja shkola ekonomiki, available at: https://www.hse.ru/ege/rating/2016/68 395231/gos/?rlist=&uplist=&vuz-abiturients-budget-order=ge&vuz-abiturients-budget-val=300 (accessed: 03.12.2016). (in Russian)
3. Buharova D.A., Starikova L.D., Marketing v obrazovanii: uchebnoe posobie dlja studen-
tov vysshih uchebnih zavedenij, Moscow, Iz-datelskij centr "Akademija", 2010. (in Russian)
4. Ekonomicheskaja enciklopedija, ed. L.I. Abal-kin, Moscow, Jekonomika, 1999, 1055 p. (in Russian)
5. Kodzhaspirov G.M., Kodzhaspirov A.Ju., Pedagogicheskij slovar: dlja studentov vysshih pedagogicheskih uchebnih zavedenij, Moscow, Izdatelskij centr "Akademija", 2004, 416 p. (in Russian)
6. Lenginovich S.G., "Konkurentnaja sreda: metody issledovanija", Ekonomicheskaja nauka i praktika, Proceedings of the IlIrd International Conference, (Chita, aprel 2014 g.), Chita, Molodoj uchenyj, 2014, pp. 88-91. (in Russian)
7. Levitas A.M., Bolshe deneg ot vashego bi-znesa. Partizanskij marketing v dejstvii, 2nd., Moscow, Mann, Ivanov i Ferber, 2014, 320 p. (in Russian)
8. Slovari i enciklopedii na Akademike, available at: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc1p /43730 (accessed: 03.12.2016). (in Russian)
58
Осипова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра управления образовательными системами, Московский педагогический государственный университет, [email protected]
Osipova O.P., ScD in Education, Professor, Management of Educational Systems Department, Moscow State University of Education, [email protected]