Научная статья на тему 'Модели выбора стратегии приёмной кампании вуза в современных условиях'

Модели выбора стратегии приёмной кампании вуза в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
675
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ / ИНДЕКСАЦИЯ СТОИМОСТИ ОБУЧЕНИЯ / ПОКАЗАТЕЛЬ АБСОЛЮТНОЙ ОКУПАЕМОСТИ ЗАТРАТ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЗАДАЧА МАКСИМИЗАЦИИ ПРИБЫЛИ / ЁМКОСТЬ РЫНКА ВУЗА / УДЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРИБЫЛИ НА ЕДИНИЦУ ДЕФИЦИТНОГО РЕСУРСА / ОПТИМАЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ПРИЁМА ГРАЖДАН / STATE ORDER FOR TRAINING DEGEE SPECIALISTS / INDEXATION OF EDUCATIONAL COSTS / ABSOLUTE INDEX OF RETURNS OF INVESTMENT ON EDUCATIONAL SERVICES / PROFIT MAXIMIZATION TASK / HIGHER SCHOOL MARKET CAPACITY / SPECIFIC INDICATOR PER UNIT OF A TIGHT RESOURCE / OPTIMAL NUMBER OF ADMISSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симанчук Наталья Валерьевна

В период снижения численности граждан и увеличения числа вузов особо актуальной является проблема набора граждан в высшие учебные заведения, имеющих среднее полное общее образование. Дополнительным усугубляющим фактором данной проблемы являются последствия мирового кризиса. Вследствие чего выпускники вузов не востребованы на современном рынке труда. В сложившихся условиях конкуренции образовательных услуг первоочередной задачей вуза является процесс формирования контингента студентов первого курса. Для того, чтобы обеспечить выполнение контрольных цифр приёма граждан на места, финансируемые из федерального бюджета, а также привлечь максимальное число студентов, желающих обучаться в вузе на местах с полной компенсацией затрат за обучение, необходимо решение ряда управленческих задач, учитывающих: государственное задание на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (Государственный заказ) контрольные цифры приёма граждан, обучающихся за счёт средств федерального бюджета; ёмкость рынка образовательных услуг; цену образовательной услуги; показатель абсолютной окупаемости затрат на образовательный процесс; расчётную величину прибыли от реализации ОУ; задачу оптимизации стратегии и тактики вуза; задачу максимизации годовой прибыли вуза; величину эластичности спроса на ОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Симанчук Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELS FOR CHOOSING ADMISSION CAMPAIGN STRATEGY OF UNIVERSITY IN THE CONTEMPORARY CONTEXT

The article deals with the problem of admission to higher educational schools under conditions of depopulation and proliferation of higher educational schools. Additional negative factor is the impact of the world crisis on the economical and social development what leads to the fact that there is no call for university graduates at the employment market. In the context of educational services competition one of the main goals of a university is to form the contingent of the first year students. To admit the planned number of students whose education is funded from federal budget resources and to recruit the maximal number of students to places with tuition reimbursement a number of management tasks must be solved. The mentioned tasks must take into account the following: state order for training of degree professionals (number of students whose education is funded from federal budget resources); educational services market capacity; educational services price; absolute cost recovery factor; estimated amount of educational services profits; optimization of strategy and tactics of a higher educational school; annual profit maximization; demand elasticity value of educational services.

Текст научной работы на тему «Модели выбора стратегии приёмной кампании вуза в современных условиях»

УДК 334.012.46

МОДЕЛИ ВЫБОРА СТРАТЕГИИ ПРИЕМНОЙ КАМПАНИИ ВУЗА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

© 2010 Н.В. Симанчук

Самарский государственный аэрокосмический университет (Национадьный исследовательский университет)

В период снижения численности граждан и увеличения числа вузов особо актуальной является проблема набора граждан в высшие учебные заведения, имеющих среднее полное общее образование. Дополнительным усугубляющим фактором данной проблемы являются последствия мирового кризиса. Вследствие чего выпускники вузов не востребованы на современном рынке труда. В сложившихся условиях конкуренции образовательных услуг первоочередной задачей вуза является процесс формирования контингента студентов первого курса. Для того, чтобы обеспечить выполнение контрольных цифр приёма граждан на места, финансируемые из федерального бюджета, а также привлечь максимальное число студентов, желающих обучаться в вузе на местах с полной компенсацией затрат за обучение, необходимо решение ряда управленческих задач, учитывающих: государственное задание на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием (Государственный заказ) - контрольные цифры приёма граждан, обучающихся за счёт средств федерального бюджета; ёмкость рынка образовательных услуг; цену образовательной услуги; показатель абсолютной окупаемости затрат на образовательный процесс; расчётную величину прибыли от реализации ОУ; задачу оптимизации стратегии и тактики вуза; задачу максимизации годовой прибыли вуза; величину эластичности спроса на ОУ.

Государственный заказ на подготовку специалистов, индексация стоимости обучения, показатель абсолютной окупаемости затрат на образовательный процесс, задача максимизации прибыли, ёмкость рынка вуза, удельные показатели прибыли на единицу дефицитного ресурса, оптимальная численность приёма граждан.

Образование в последние годы всё чаще рассматривается как условие и ресурс развития современной экономики.

В последние годы система высшего профессионального образования

претерпела существенные изменения, произошла её сегментация при интенсивном развитии массового высшего профессионального образования: в 2007 г. в вузах Российской Федерации обучалось 7,3 млн. студентов, что в 2,7 раза превышает общее число студентов, которые учились в высших учебных заведениях России в 1992 г. Кроме того, состояние системы высшего

профессионального образования сильно дифференцировалось по субъектам Российской Федерации, что также необходимо учитывать при её дальнейшем развитии.

Центральные задачи реформирования системы высшего профессионального образования в России: переход от сметного финансирования к нормативно-подушевому; переход на уровневую систему образования и отладка системы оценки качества образования, являясь

взаимосвязанными, могут быть реализованы только в случае качественного отбора граждан в вузы. Следовательно, вопрос формирования качественного контингента студентов является первоочередным в процессе реформирования системы высшего профессионального образования.

В экономической науке подходы к моделированию управления образованием в условиях их изменений разработаны недостаточно и в практике практически не применяются, можно указать ряд авторов, предлагающих решения посредством моделирования отдельных важных проблем управления образованием. Это С.А. Беляков, Г.А. Балыхин, В.А. Гуртов, Т.Л. Клячко. Однако результаты этих работ не получили, за исключением, результатов расчёта потребности экономики в кадрах специалистов, используемых при формировании государственного задания по приёму в вузы на «бюджетные места».

Все реформы, происходящие в настоящее время в сфере высшего профессионального образования, связаны с

недостаточным востребованием

образовательных услуг действующей сети учреждений высшего профессионального образования. Основными причинами данного обстоятельства являются:

1) последствия демографического спада рождаемости, что привело к уменьшению числа выпускников средних учебных заведений. Тенденция к уменьшению численности лиц, имеющих среднее полное общее образование, будет прослеживаться до 2019 года, и лишь с

2023 года намечается незначительный прирост численности лиц данной категории 1;

2) снижение качества высшего профессионального образования - как следствие резкого увеличения числа как государственных, так и коммерческих вузов (табл.1.);

3) значительный дисбаланс между потребностями рынка труда и желанием молодых при выборе профессии.

Таблица 1. Показатели системы высшего профессионального образования

[2]

Учебные годы 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007

Число высших учебных заведений - всего 965 1008 1039 1046 1071 1068 1090

в том числе:

государственных и муниципальных 607 621 655 654 662 655 660

негосударственных 358 387 384 392 409 413 430

Численность студентов -всего, тыс. чел. 4742 5427 5948 6456 6884 7064 7310

в том числе в учебных заведениях:

государственных и муниципальных 4271 4797 5229 5596 5860 5985 6133

из них обучалось по формам обучения:

очная 2442 2657 2862 3010 3144 3195 3251

очно-заочная 259 285 299 302 300 300 291

заочная 1519 1784 1973 2165 2279 2348 2443

экстернат 51 71 95 119 137 142 148

негосударственных 471 630 719 860 1024 1079 1177

из них обучалось по формам обучения:

очная 183 224 242 267 290 313 331

очно-заочная 44 50 47 50 61 71 81

заочная 243 355 427 539 663 684 753

экстернат 1 1 3 4 10 11 12

На 10 ООО человек населения приходилось студентов высших учебных заведений, человек 324 373 410 448 480 495 514

в том числе государственных и муниципальных 292 329 361 388 408 419 431

Численность профессорско-преподавательского персонала в высших учебных заведениях, тыс. человек

в том числе государственных и муниципальных 265,2 272,7 291,8 304,0 313,6 322,1 334,0

негосударственных 42,2 46,9 47,8 50,1 50,7 65,2 75,0

Одной из локальных задач конкурентоспособности вуза является функция формирования контингента студентов и, если более конкретно, организация приёма граждан в вуз на конкурсной основе. Для принятия каких-либо стратегических решений в этой сфере необходима организация потока информации обратной связи с внешней средой, обработка этой информации, анализ и выработка на этой основе соответствующих рекомендаций и проектов [3.

Первоочередной стратегической локальной задачей формирования контингента студентов и магистрантов вуза является разработка оптимальных предложений к контрольным цифрам приёма граждан на места, финансируемые за счёт федерального бюджета:

1) определение соотношения количества бакалавров к количеству специалистов при заданных институциональных ограничениях Министерства образования и науки Российской Федерации (далее Минобрнауки РФ) [4];

2) определение принципа объявления конкурсных групп;

3) определение перечня направлений подготовки по программам бакалавриата, магистратуры и специальностей, по которым планируется набор граждан на 1 курс, в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности вуза;

4) распределение количества мест по каждому направлению подготовки и специальности;

5) определение количества мест по каждому направлению подготовки и специальности, выделенных для целевого приёма граждан.

При формировании предложений вуза к контрольным цифрам приёма граждан с учетом прогнозной потребности в специалистах и перехода экономики России на инновационный путь развития по требованию Минобрнауки РФ

необходимо учитывать следующие факторы [5]:

1) потребности федерального и регионального рынков труда. Принять к рассмотрению увеличение потребности в специалистах всех уровней образования в области техники и технологии и переизбыток на рынке труда специалистов с экономическим и юридическим образованием [б];

2) фактическое трудоустройство выпускников предшествующих лет;

3) потребность органов государственной власти и органов местного самоуправления в целевой контрактной подготовке специалистов;

4) наличие договорных отношений с предприятиями и организациями на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием;

5) выполнение контрольных цифр приёма граждан, обучающихся за счёт средств федерального бюджета, за предшествующие годы;

6) количество граждан, зачисленных на места с полной компенсацией затрат за обучение, в предыдущем году;

7) необходимость планирования контрольных цифр приёма граждан по каждому направлению подготовки или специальности по образовательным программам подготовки специалиста и программам бакалавриата очной формы обучения в количестве не менее 25 человек.

Предложения вуза к контрольным цифрам приёма граждан, обучающихся за счёт средств федерального бюджета, ежегодно утверждаются Минобрнауки РФ на конкурсной основе с учётом прогнозной потребности экономики в специалистах соответствующего профиля. При корректировке прогнозной потребности экономики учитываются следующие факторы:

1) валовая добавленная стоимость и инвестиции по видам экономической деятельности в разрезе субъектов Российской Федерации, что отражается на

показателях требуемой ежегодной численности трудовых ресурсов;

2) изменение структуры работников по уровням образования, что характеризуется ростом потребности экономики в высококвалифицированных работниках;

3) показатели экономики в разрезе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

При формировании контрольных цифр приёма граждан в вуз необходимо учитывать влияние демографического фактора (в 2010 году количество выпускников из 11 классов сократилось на 8,5% по сравнению с 2009 годом [2), мирового кризиса на рынок труда, переход системы высшего профессионального образования на уровневое образование [4].

При распределении Минобрнауки РФ числа бюджетных мест между вузами России с 2010 года существует понятие «конкурсная категория вуза». Чем выше конкурсная группа вуза из существующих трёх групп А, В и С, тем больше шансов получить необходимое количество бюджетных мест.

При полном выполнении вузом контрольных цифр приёма граждан на места, финансируемые из федерального бюджета, становится актуальной другая локальная задача привлечения максимального числа студентов и магистрантов, желающих получать образование на местах с полной компенсацией затрат за обучение. В период модернизации Российского образования, учитывая последствия мирового кризиса в экономике, государство с каждым годом накладывает на приём граждан, желающих получать высшее образование за плату, значительные ограничения. В первую очередь это относится к ценорегулированию стоимости обучения:

1) индексация стоимости обучения осуществляется единовременно (на момент объявления набора граждан на 1 курс) и не должна превышать уровень инфляции (в настоящий момент - 13% от предыдущей стоимости);

2) установление в вузах

фиксированной стоимости обучения на весь период обучения.

В соответствии с вышеизложенным, глобальная задача вуза заключается в определении степени востребованности каждого направления подготовки и специальности, и отслеживании динамики факторов, определяющих численность и состав потенциальных абитуриентов, желающих обучаться на той или иной специальности или направлении подготовки. Спрос на рынке образовательных услуг имеет достаточно сложную структуру. Существующие ограничения в плане предоставления платных образовательных услуг и конкуренция в сфере образования приводят к практически одинаковой стоимости обучения во всех вузах. На выбор абитуриента оказывают влияние следующие факторы:

1) престижность приобретаемой профессии;

2) спрос приобретаемой профессии на рынке труда;

3) имидж (репутация) вуза на региональном рынке образовательных услуг. Зачастую имидж вуза играет более важную роль в выборе абитуриента, нежели условия, выдвигаемые вузами при ценовой их конкуренции. В свою очередь имидж - понятие сложное и многогранное, включающее характеристики, прежде всего, качества обучения и уровня получаемых знаний;

4) условия организации быта, социальные характеристики, досуг студентов;

5) перечень общеобразовательных предметов, по результатам которых возможно участие в конкурсе на зачисление в вуз. С 2008 года Минобрнауки РФ введен единый перечень вступительных испытаний в форме ЕГЭ на каждое направление подготовки и специальность.

Решение глобальной задачи управления вузом, включающей в себя локальные задачи и заключающейся в разработке стратегического плана

формирования оптимального контингента студентов, позволит:

1) обеспечить выполнение контрольных цифр приёма граждан на места, финансируемые из федерального бюджета;

2) зачислить на конкурсной основе максимальное количество студентов, желающих обучаться на местах с полной компенсацией затрат за обучение.

Разработка экономико-

математической модели.

Предполагая, что лицо, отвечающее за формирование контингента студентов вуза, рассматривает в качестве возможных вариантов деятельности на срок Т, соответствующий продолжительности полного процесса обучения (где / -рассматриваемый учебный год), определённое количество направлений подготовки и специальностей в вузе, равное п. Номер обозначает конкретное направление подготовки или

специальность ¿=1,2,.. .,п-

Для каждого направления подготовки или специальности / существует ^ условий приёма граждан и осуществления образовательной деятельности. В условиях приёма на каждое направление подготовки или специальность существуют качественные характеристики:

1) набор общеобразовательных предметов по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний вуза, по которым абитуриенты допускаются к участию в конкурсе для зачисления;

2) минимальное количество баллов по результатам ЕГЭ и вступительных испытаний вуза, соответствующее успешному прохождению вступительных испытаний по общеобразовательным предметам (как для лиц, поступающих на бюджетные места, так и для лиц, поступающих на места с оплатой стоимости обучения), ежегодно устанавливаемое Федеральной службой по надзору в образовании.

А также количественные характеристики:

3) количество бюджетных мест;

4) количество мест, выделенных для целевого приёма;

5) количество мест с полным возмещением затрат за обучение;

6) размер стоимости обучения.

В образовательной сфере наличие образовательных государственных

стандартов и нормативов чётко определяет типовые структуры и размеры затрат вуза на обучение одного студента по направлениям подготовки и

специальностям. Однако индивидуальные условия приёма и оказания образовательных услуг (далее ОУ) в рамках стандартов и нормативов могут быть самыми разнообразными. Индекс (к) означает вариант деятельности вуза, состоящий из /-го направления подготовки или специальности к-го варианта условий приёма и оказания услуг. Каждый вариант деятельности характеризуется

следующими экономическими

параметрами:

Рк - цена одной образовательной услуги (стоимость обучения) по варианту (¿к) при зачислении студента в период времени I; Ьк - переменные издержки на предоставление ОУ по варианту (/к) в период времени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— постоянные издержки вуза по реализации варианта деятельности (/к) в период времени не зависящие от условий приёма;

2\ — суммарные постоянные издержки вуза, связанные с организацией и ведением в целом направления подготовки или специальности / в период времени I, не зависящие от условий приёма; 20 - общие накладные издержки вуза в период времени ? по организации и обслуживанию образовательного процесса вуза в целом;

- норматив всех затрат в расчете на одну услугу по варианту (/к) в период времени I

В качестве целевого показателя в модели используется показатель абсолютной окупаемости вуза от реализации ОУ. Причем при его

максимизации имеют место ограничения, накладываемые внешней средой на введённые параметры функционирования вузов в период времени

1) условия конкуренции на рынке ОУ по каждому направлению подготовки или специальности г;

2) потребности экономики региона в специалистах различного профиля г;

3) формы и методы государственного регулирования приёма граждан в вуз и образовательного процесса;

4) платёжеспособный спрос населения региона на различные виды образовательной услуги г;

5) условия ценовой конкуренции, а именно, эластичность спроса на ОУ по вариантам (гк) для конкретного вуза [7.

Предполагается, что численность приёма студентов в вуз на места с полной компенсацией затрат за обучение (объём деятельности) по варианту услуг (гк) равна - х1к. Соответственно численность приёма студентов на направление подготовки или специальность г равна

управленческих решении вуза заключается

У

= Т,Х'гк , г= 1 П.

к=1

Для каждого периода ' расчётный показатель абсолютной окупаемости вуза от реализации ОУ равен

еМ=-ькк

В данной формуле выручка от реализации образовательных услуг должна окупать как

УУРлк.

гк гк г к

всевозможные условно-постоянные

затраты вуза ^Е^кЬТФгЬг0,

так

и

' х'

гк гк

условно-переменные затраты .Условие окупаемости текущих

затрат за период имеет вид

Я{х')> 0,

где

х' =

Чк ¿=1,.. "к=1,.

С учётом вышеприведенных обозначений общая задача оптимизации стратегичесикх тактических

в выборе таких значений

х

следствие,

У,

-1=

гк »

при

и, как которых

показатель сверхнормативной абсолютной окупаемости затрат на образовательный процесс

а х )=Ё

достигает своего максимума при существующих ограничениях на ресурсы и

объёмы реализации ОУ, где х = \х*Л=

\к=1,..., Кг

Данный показатель приведен к начальному моменту времени с помощью коэффициента дисконтирования (1). Коэффициент дисконтирования при приведении затрат и результатов к начальному моменту времени г0= 0 принимается за а(. Тогда 1

Через е обозначена процентная ставка увеличения стоимости обучения в каждый из периодов г, причём в соответствии с вышесказанным, в < 0,13.

Максимальное ежегодное значение показателя ^х'^ достигается путём оптимизации тактических управляющих решений (далее в задачах ежегодной оптимизации верхний индекс,

указывающий на конкретный временной период, не используется, так как имеется в виду только набор на 1-й курс). Однако при ценовой конкуренции вузов необходимо учитывать верхние оценки возможной численности приёма ~Хрк) при фиксированном ограничении оплаты Рк,к -1,,г = 1,и, и, кроме того, численность студентов всегда должна быть положительной. В этом случае экономико-математическая оптимизационная задача записывается следующим образом:

к

'=1

тах

0(*) =

тах

/=1 к=1

К

-Щ.ъМ-Т.гМ-г.

1=1 к=1 ¿=1 при условиях:

у,=2х1к^Ш),/ = 1,п; (1)

к=1

0М*) ~

Здесь величина у ¡{Р^ представляет

собой спрос на ОУ по направлению подготовки или специальности /

конкретного вуза (/ =1, п), которая зависит от стоимости обучения Р/ к. Следует отметить, что на величины у ¡(рк) в период времени I влияют многие факторы: осуществляемые мероприятия по организации набора, информативность сайта, присутствие рекламы и т.д.

Сформулированные ограничения по численности приёма на каждое направление подготовки или

специальность / в основном и определяют оптимальное решение. По каждому направлению подготовки или

специальности / необходимо установить такую комбинацию условий к, при которой вуз получит максимальное количество студентов 1 курса - х*к. Исходя из этого,

предлагается следующий алгоритм

оптимизации: если существует хотя бы

*

одно значение х к, удовлетворяющее условиям (1), для которого имеет место:

Ё2](р*-ь*К >

¿=1 к=1

п К,

(2)

1=1 к=1 1=1

то эта задача имеет отличное от нулевого

*

оптимальное решение х к, которое находится следующим образом:

ж

х/к —

у 1 р ), для так ого к*, что

2,. + гЛ

р.,,- ь к, —к

/к гк

У/

= тах

к

Р ь

/к /к ~

V у/ ж

0, для всех к ^к .

для каждого /=1,2, ...,п.

Формула (3) означает, что в оптимальном плане по каждому направлению образовательных услуг выбирается только одна наиболее выгодная комбинация условий к * с максимально допустимой численностью приёма граждан у Хрк).

Другой вариант решения данной задачи - учитывать дополнительное ограничение на максимально возможный доход Я. В таком случае требуется найти:

п К/

-

1=1 к=1

тах

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в(х) =

тах

п Л/ п

/=1 к=1 /=1 (4)

при условиях:

п К 1=1 к=1

У1=Ехк- у крш I/ = 1, п;

к=1

х 0, V (/■к ).

Если для задачи (4) выполняется условие (3 при некотором решении х*, удовлетворяющем условиям формулы (4), то эта задача имеет отличное от нулевого

ж

оптимальное решение хк, которое находится по следующему алгоритму:

1. Для каждого элементарного варианта деятельности (/ к) определяются удельные показатели:

р _и _^/к ' £-Ч

/к к

Чгк

У

Р)

к = 1,...,К ,/ = 1, п.

2. Для каждого направления подготовки или специальности / выбирается тот вариант деятельности (/к),

п

п

2

для которого этот показатель будет наибольшим:

qik= max qik, i = 1, п.

k

3. Числа qik ранжируются по их убыванию:

qik^q»^ qnk •

4. Оптимальная численность приёма по каждому варианту (ik) определяется формулами:

R-^zlk y{Pk)

-i-для i = /; (5)

G для i = l +1, l + 2,...,n

где l — порядковый номер q в условии (З), при котором

i- 1

K-Tz* уЮ G<-Щ-<~l(Pk ).

Библиографический список

1. Аврамова Е.М., Александрова O.A., Клячко Т.Л. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 г.г.. М.: МАКС Пресс, 2009. - (серия «Управление. Финансы. Образование»).

2. Данные: Статистика Российского образования: www.mon.gov.ru.

3. Справочные данные к заседанию коллегии Минобрнауки России 23.12.2009 года по вопросу «О планировании объёмов подготовки специалистов и научных работников (контрольные цифры приёма граждан)».

4. Пурсиайнен К., Медведев С.А., Белов В.А. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. М.: РЕЦЭП, 2005.

References

1. Avramova E.M., Alexandrova O.A, Klyachko T.L. Perspectives of higher éducation development in Russia: 2009 -2011. Moscow: MAKS Press, 2009. ("Management. Finances. Education").

Из (5) следует, что в любом случае в оптимальном плане по каждому направлению подготовки или

специальности г выбирается только одна самая выгодная (с точки зрения дохода на расходуемый дефицитный ресурс) комбинация условий к г с максимально допустимой численностью приёма ~¡{Р^.

Это правило применяется последовательно до полного исчерпания ресурса.

Таким образом, предложенные в работе варианты моделей, учитывающие зависимость спроса студентов на образовательные услуги от цены, позволяют решить задачу выбора стратегий вуза при организации приёмных кампаний в условиях ужесточённой конкуренции на рынке ОУ, учитывая последствия демографического спада рождаемости населения. В статье предложны два авторских алгоритма решения вышеприведенных моделей.

5. Клячко Т.Л., Титова Н.Л. и др. Стратегии адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты. М.: ГУ ВШЭ,

2002.

6. Клячко Т.Л., Краснова Г.А., Аврамова Е.М., Гурков И.Б., Карпухина Г.Ю. Требования работодателей к системе профессионального образования. М.: МАКС Пресс, 2006. - (серия «Управление. Финансы. Образование»).

7. Годфрей М. Стратегии развития вузов на рынке образовательных услуг (на примерах вузов Ростовской области). Диссертация, к.э.н.: Ростов-на-Дону, ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет «РИНХ»», 2008.

2. Materials. Statistics of Russian Education: www.mon.gov.ru.

3. Materials for Collegium Session of Ministry of Education on 23.12.2009 "About Planning Quotas for Training of Specialists and Scientific Workers (Admission Quotas for Higher Educational Schools)".

z

z

4. Pursiaynen K., Medvedev S.A., Belov V.A. Bologna Process and its Importance for Russia. Higher Education Integration in Europe. Moscow, REZEP, 2005.

5. Klyachko T.L., Titova N.L. Strategies for adapting of higher education institutions: economic and sociological aspects. Moscow: Higher School of Economics, 2002.

6. Klyachko T.L., Krasnova G.A., Avramova E.M., Gurkow I.B., Karpuchina

G.Y. Requirements of employers to professional education system. Moscow, MAKS Press, 2006. (Management. Finances. Education).

7. Godfrey M. Strategies of higher education institutions development on the educational services market (by the example of higher education institutes in Rostov region). PhD thesis in economics. Rostov-on-Don, 2008.

MODELS FOR CHOOSING ADMISSION CAMPAIGN STRATEGY OF UNIVERSITY IN

THE CONTEMPORARY CONTEXT © 2010 N.V. Simanchuk

Samara State Aerospace University (National Research University)

The article deals with the problem of admission to higher educational schools under conditions of depopulation and proliferation of higher educational schools. Additional negative factor is the impact of the world crisis on the economical and social development what leads to the fact that there is no call for university graduates at the employment market. In the context of educational services competition one of the main goals of a university is to form the contingent of the first year students. To admit the planned number of students whose education is funded from federal budget resources and to recruit the maximal number of students to places with tuition reimbursement a number of management tasks must be solved. The mentioned tasks must take into account the following: state order for training of degree professionals (number of students whose education is funded from federal budget resources); educational services market capacity; educational services price; absolute cost recovery factor; estimated amount of educational services profits; optimization of strategy and tactics of a higher educational school; annual profit maximization; demand elasticity value of educational services.

Key words: state order for training degee specialists, indexation of educational costs, absolute index of returns of investment on educational services, profit maximization task, higher school market capacity, specific indicator per unit of a tight resource, optimal number of adm ission.

Информация об авторе

Симанчук Наталья Валерьевна, соискатель кафедры организации производства, место работы: СГАУ, отдел обеспечения работы приёмной комиссии и профориентации; email: simanchuk@ssau.ru. область научных интересов: задача оптимизации набора граждан в СГАУ.

Simanchuk Natalya Valeryevna, graduand of the chair of Industrial Organization Management. SSAU, chief of the Department of Admission Committee and Careers Advisory Service. E-mail: simanchuk@ssau.ru. Research interests: optimization of admission to SSAU.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.