УДК 378
Б01:10.24411/2414-3863-2018-10107
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И РАЗВИТИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Корнеевец Валентин Сергеевич
директор Института рекреации, туризма и физической культуры,, профессор кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института рекреации, туризма и физической культуры, [email protected] Драгилева Ирина Ивановна
ведущий менеджер образовательной программы Института рекреации, туризма и физической культуры, доцент кафедры социально-культурного сервиса и туризма Института рекреации, туризма и физической культуры, [email protected] Ребезов Игорь Алексеевич
ведущий менеджер образовательной программы Института рекреации, туризма и физической культуры, [email protected]
ФГАУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта» Калининград, Российская Федерация
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы складывающихся тенденций по проводимым наборам на образовательные программы с точки зрения качества и географии зачисляемых на обучение. Рассматриваются миссия института и возможности внутренней и внешней интеграции образовательных программ. На примерах деятельности института и университета выделяются важные аспекты по внедрению индивидуальных образовательных траекторий, направленных на ускоренную адаптацию выпускников в быстроменяющейся предпринимательской среде. Ключевые слова: индивидуальные образовательные траектории, миссия, туризм.
Вопросы повышения качества профессионального образования в последнее время активно обсуждаются на различных уровнях: от образовательной среды до бизнес среды. По мнению Зворыкиной Т.И. [2] одним из механизмов, позволяющим реально обеспечить качество образования, является активная адаптация профессиональных стандартов, устанавливающих требования к квалификации и компетенциям работников для различных квалификационных уровней. В настоящее время данные механизмы максимально учитываются при разработке основных образовательных программ нового поколения.
С другой стороны, по мнению Чернышевой Т.Л. [7] появляются все новые потребности людей в досуговой, туристической, спортивно-оздоровительной сферах, порождающие новые виды и формы сервисной деятельности, требующие изменения подходов к организации образовательной деятельности, уделяя особое внимание креативности и разработке инновационных предложений, обеспечивающих конкурентоспособность бизнеса.
Одним из инструментов повышения качества образования, развивающим новые компетенции обучающихся и учитывающим новые потребности рынка и
инновационность предложений, может стать формирования индивидуальных образовательных траекторий на уровне бакалавриата.
Под индивидуальной образовательной траекторией рядом авторов понимается персональный путь реализации личностного потенциала каждого обучающегося в образовательном процессе [6] через осуществление соответствующих видов деятельности [1] для реализации собственных образовательных целей, соответствующих способностям, возможностям, мотивации и интересам обучающегося [3].
По мнению Лабунской Н.А. значимость индивидуальной образовательной траектории заключается в том, что использование данного формата обучения означает создание гибкого оперативного формата для формирования и развития индивидуальных профессиональных способностей, ценностных ориентиров, взглядов и убеждений при помощи современных образовательных программ и технологий с учетом индивидуальных потребностей [5].
В работе Климинской С.Л. отмечается, что построение индивидуальной образовательной траектории должно подчиняться следующим принципам: осознанность перспективы и возможность участия в собственном образовании, гибкость и динамичность образовательной системы в соответствии с требованиями рынка труда, индивидуализация и творческая составляющая при работе с преподавателем-наставником [4].
Завершая обзор подходов к определению индивидуальных образовательных технологий, следует отметить вывод Шапошникова Д.Г. о том, что процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога [8].
Ниже рассмотрены направления деятельности Института рекреации, туризма и физической культуры БФУ им. И. Канта по конструированию образовательного процесса, в котором проявлялась и обозначалась бы индивидуальная образовательная траектория, учитывающая потенциальные возможности конкретного обучающегося и возможности образовательной среды соответствующие современным представлениям о перспективах развития образования.
Институт рекреации, туризма и физической культуры БФУ им. И. Канта образован в ноябре 2014 года путем слияния Высшей школы туризма и Высшей школы физической культуры и спорта. В состав института вошли две кафедры: кафедра социально-культурного сервиса и туризма и кафедра теории и методики физической культуры и спорта.
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма была создана в 1997 году в структуре Центра дополнительного профессионального образования, а в 2001 году кафедра вошла в состав образованного факультета сервиса. Кафедра теории и методики физического воспитания была образована в 2000 году на базе кафедры физического воспитания, которая была создана в составе педагогического факультета в 1983 году. С 1988 года кафедра являлась структурным подразделением факультета физического воспитания. В 2012 году кафедра теории и методики физической культуры и спорта являлась структурным подразделением Высшей школы физической культуры и спорта.
В 2016 году в Институте рекреации, туризма и физической культуры обучалось 876 студентов, из них: на очной форме обучения - 635 (из них по магистерским направлениям - 79); на заочной форме обучения - 241 (из них по магистерским направлениям - 37).
Подготовка студентов осуществляется по следующим направлениям/профилям бакалаврских программ: «Технологии и организация внутреннего и международного туризма»; «Гостиничная деятельность»; «Менеджмент социально-культурной деятельности»; «Физкультурное образование»; «Танцевально-эстетическая педагогика». В магистратуре набор ведется по четырем программам: «Организация и технологии международного и внутреннего туризма»; «Инновационные стратегии развития гостиничного бизнеса»; «Профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта»; «Современные технологии в социально-культурной деятельности».
В институте реализуется образовательная программа магистратуры 43.04.02 «Туризм» в сетевой форме, совместно с Южным федеральным университетом и Казанским (Приволжским) федеральным университетом. Студенты данной программы имеют возможность пройти включенное обучение в одном из данных вузов.
Анализируя отдельные тенденции, связанные с организацией набора абитуриентов, следует отметить качественные изменения по проходному баллу при зачислении (табл.1) и конкурсу по поданным заявлениям (табл.2).
Таблица 1
Проходной балл при зачислении
Направления подготовки 2014 2015 2016 2017
Туризм 193 186 201 215
Гостиничное дело 177 192 196 203
Социально-культурная деятельность 152 179 199 234
Физическая культура 161 163 165 187
Рост минимального проходного балла, свидетельствующий о наборе более качественного контингента, связан как с ростом количества заявлений, так и с повышением минимального балла по ЕГЭ, необходимого для приема документов в университет (табл. 3).
Таблица 2
Конкурс по поданным заявлениям о приеме, чел/место
Направления подготовки 2014 2015 2016 2017
Туризм 6,1 8,1 11,6 12
Гостиничное дело 2,8 8,5 11,7 11,5
Социально-культурная деятельность 1,9 3,8 5.6 14,3
Физическая культура 1,8 1,4 1,9 2,5
Максимальный рост количества поданных заявлений характерен для направления «Социально-культурная деятельность», который достиг максимума в 2017 г. после первого выпуска бакалавров. По физической культуре характерна более стабильная ситуация из-за ограниченности контингента выпускников, высокого порога по профильному экзамену и более низкого спроса у абитуриентов из других регионов России.
Таблица 3
Минимальные баллы по ЕГЭ, необходимые для приема документов от абитуриентов
Направление Вступительные 2015 г. 2016 г. 2017 г.
испытания
Туризм История 50 50 50
Обществознание 55 55 55
Русский язык 55 60 60
Гостиничное Обществознание 55 55 55
дело История 50 50 50
Русский язык 55 60 60
Социально- Литература 50 50 50
культурная Русский язык 55 55 55
деятельность Иностранный 45 45 50
язык
Физическая Биология 45 45 50
культура Практический 45 50 50
экзамен
Русский язык 50 50 50
Статус федерального университета достаточно сильно повлиял на расширение географии и количество подаваемых заявлений из-за пределов Калининградской области. На рис.1 и 2 приведено распределение количества студентов из-за пределов Калининградской области по двум кафедрам: по кафедре социально-культурного сервиса и туризма и кафедре физической культуры. В 2017 г. доля зачисленных студентов из других регионов России и других стран составила по направлению «Туризм» - 40%, а по «Гостиничному делу» - 29%, что соответственно повлияло на рост минимального проходного балла.
Рис.1 Распределение студентов кафедры социально-культурного сервиса и туризма по регионам, %
Рис. 2 Распределение студентов кафедры теории и методики физической культуры и спорта по регионам, %
Основной миссией института является подготовка востребованных на рынке труда бакалавров, магистров и научных работников в сферах туризма, рекреации и физической культуры во взаимодействии с родственными междисциплинарными областями на базе
интеграции образовательного процесса и научных исследований.
Основной задачей института является развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций определяющих уровень квалификации выпускника соответствующего профиля. Выпускник должен быть конкурентоспособным на рынке труда, свободно владеть своей профессией, ориентироваться в смежных областях деятельности, готовым к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, сохраняющим университетские традиции и свободы.
В миссии и задачах института необходимо выделить такой важный аспект, как взаимодействие с родственными междисциплинарными областями на базе интеграции образовательного процесса с ориентацией на смежные области деятельности. Данный аспект требует расширения возможностей использования индивидуальных образовательных траекторий студентами института.
Одним из стратегических направлений развития индивидуальных образовательных траекторий является внутренняя и внешняя интеграция образовательных программ. При внутренней интеграции рассматриваются варианты использования сложившихся направлений для разработки и внедрения новых для института образовательных траекторий в виде основных или дополнительных образовательных программ. На пересечении направлений по туризму, гостиничному делу, физической культуры и спорту появляется возможность адаптации программ по санаторно-курортной деятельности и по рекреационной деятельности. Взаимодействие программ по туризму, гостиничному делу, социально-культурной деятельности и хореографии создает условия для развития образования по анимационной деятельности. Физическая культура и спорт вместе с социально-культурной деятельностью создают условия для внедрения образовательных программ по организации спортивного туризма и различным направлениям клубной деятельности. Одна из важных образовательных траекторий, образующихся на стыке направлений подготовки, это подготовка специалистов для работы с маломобильными группами населения, что может стать важнейшей социальной задачей.
Внешняя интеграция образовательных программ связана со спецификой учебных заведений. В случае БФУ им. И. Канта институт рекреации, туризма и физической культуры имеет возможность интеграции с медицинским институтом по таким направлениям как: спортивная медицина и медицинский туризм; реабилитационная физическая культура и санаторно-курортная деятельность. С экономическим институтом разрабатываются программы дополнительного образования по управлению гостиничными предприятиями, а также по управлению спортивными объектами и сооружениями.
Аналогично с юридическим институтом организуется взаимодействие по вопросам урегулирования споров в туризме и соблюдению прав потребителей.
Рис. 3 Перспективы внутренней интеграции образовательных программ
Юридический институт
гут^1
Рис.4 Перспективы внешней интеграции образовательных программ
Следует отметить, что индивидуальные траектории обучения могут затрагивать различные образовательные траектории. Практика показала, что наиболее часто запросы возникают у студентов, обучающихся по таким направлениям как история, политология, география, экология. Частично такие потребности в индивидуальных траекториях обучения удовлетворяют магистерские программы. В нашем случае на магистерскую программу "Организация и технологии международного и внутреннего туризма" поступает больше всего именно с вышеприведенных направлений. Однако на уровне бакалавриата реализация индивидуальных траекторий ограничена действующими образовательными стандартами и законодательством по образованию.
В БФУ им. И. Канта разработан прототип образовательной программы, учитывающей возможные индивидуальные траектории "Высокие технологии и инновационные бизнес-системы". В её основе лежат три базовых направления: "Биология", "Менеджмент" и "Информационные системы и технологии" [9].
По словам одного из разработчиков новой программы Александра Баринова, директора института экономики и менеджмента БФУ имени И. Канта, "Мировой тренд показывает, что развитие идет на стыке наук. Это явление будет нарастать. Масса примеров, когда медициной занимаются айтишники: Google использует машинное оборудование и занимается борьбой со слепотой при сахарном диабете. Будущее за смешанными технологиями, которые рождаются в одной сфере, а применяются в другой. Мы готовим студента, который не будет стандартным продуктом на рынке» [10].
ГДЕ СЕБЯ НАЙДУТ ВЫПУСКНИКИ ПРОГРАММЫ?
О
Рис. 5 Возможности трудоустройства обучающихся по индивидуальным
траекториям
Внедрение индивидуальных траекторий на стыках образовательных программ расширяют возможности по трудоустройству выпускников (рис.5), что не всегда позволяют стандартные образовательные программы, в большей степени ориентированные на уже сложившиеся отрасли народного хозяйства, региональные предпринимательские структуры и профессиональные стандарты.
Таким образом, качественные изменения в контингенте обучающихся, расширение географии и доли обучающихся из-за пределов региона, а также быстрота инновационных изменений в предпринимательской среде требуют внедрение новых технологий и в образовательную среду университетов. Разработка и внедрение индивидуальных образовательных технологий является одним из механизмов внутривузовской и межвузовской кооперации по адаптации инновационных образовательных программ.
Литература
1. Берсенёва В.А. Индивидуальная траектория развития как условие личностного
2. роста ребенка // Проблемы педагогики. Иваново: Олимп. 2016. №: 6 (17). С.
26-29.
3. Зворыкина Т.И., Сильчева Л.В., Гогаева О.В. К вопросу разработки новых стандартов как основного критерия повышения качества образования // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Т.10. 2016. №3. С. 50-58.
4. Ильясова Э. Н. К вопросу о проектировании развивающей информационной образовательной среды в условиях современной школы: интегративный подход // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Тольяттинский государственный университет. 2013. №1(23). С. 325-330.
5. Климинская С. Л. Индивидуальная образовательная траектория как способ повышения эффективности обучения иностранным языкам // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2014. Выпуск 4 (23). Июль - август. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/34PVN414.pdf (дата обращения 14.12.2017).
6. Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию // Известия Российского гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена. 2002 . №2(3). C. 79-90. URL: http://lib.herzen.spb.ru/text/labunskaya_3_79_90.pdf (дата обращения: 14.12.2017).
7. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
8. Чернышева Т.Л. Учет тенденций развития сферы социально-культурных услуг в образовательном процессе студентов направлений «Сервис» и «Туризм» // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. Т.10. 2016. №3. С. 16-24.
9. Шапошников Д.Г. Индивидуальная образовательная траектория как инструмент формирования самоопределения в бакалавриате. URL: http://education.sfedu.ru/docstation/com_content.article/57/shaposhnikov_d.g..pdf (дата обращения: 14.12.2018).
10. Официальный сайт Балтийского федерального университета им. И.Канта. URL: https://www.kantiana.ru/special/ (дата обращения: 17.01.2018).
11. Официальный сайт информационного агентства «Клопс». URL: http://special.klops.ru/page603985.html (дата обращения: 17.01.2018).
INTEGRATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS AND DEVELOPMENT OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES
Valentin S. Korneevets
Director of the Institute, Professor Irina I. Dragileva
Leading manager of the educational program, Associate Professor Igor A. Rebezov
Leading manager of the educational program
Immanuel Kant Baltic Federal University, Kaliningrad, Russian Federation
Annotation: In the article the questions of developing tendencies on conducted sets on educational programs from the point of view of quality and geography enlisted for training are considered. The mission of the institute and the possibilities of internal and external integration of educational programs are considered. The examples of the institute and the university highlight important aspects of the implementation of individual educational trajectories aimed at accelerating the adaptation of graduates in a rapidly changing business environment. Keywords: individual educational trajectories, mission, tourism
1. Bersenova V.A. Individual'naya trayektoriya razvitiya kak usloviye lichnostnogo rosta rebenka // Problemy pedagogiki. Ivanovo: Olimp. 2016. №: 6 (17). S. 26-29.
2. Zvorykina T.I., Sil'cheva L.V., Gogayeva O.V. K voprosu razrabotki novykh standartov kak osnovnogo kriteriya povysheniya kachestva obrazovaniya // Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa. T.10. 2016. №3. S. 50-58.
3. Il'yasova E. N. K voprosu o proyektirovanii razvivayushchey informatsionnoy obrazovatel'noy sredy v usloviyakh sovremennoy shkoly: integrativnyy podkhod // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Tol'yattinskiy gosudarstvennyy universitet. 2013. №1(23). S. 325-330.
4. Kliminskaya S. L. Individual'naya obrazovatel'naya trayektoriya kak sposob povysheniya effektivnosti obucheniya inostrannym yazykam // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIYe». 2014. Vypusk 4 (23). Iyul' - avgust. URL: http://naukovedenie.ru/ PDF/34PVN414.pdf (data obrashcheniya 14.12.2017).
5. Labunskaya N.A. Individual'nyy obrazovatel'nyy marshrut studenta: podkhody k raskrytiyu // Izvestiya Rossiyskogo gos.ped.un-ta im. A.I. Gertsena. 2002 . №2(3). C. 79-90. URL: http://lib.herzen.spb.ru/text/labunskaya_3_79_90.pdf (data obrashcheniya: 14.12.2017).
6. Khutorskoy A.V. Sovremennaya didaktika: uchebnik dlya vuzov. SPb.: Piter, 2001. 544 s.
7. Chernysheva T.L. Uchet tendentsiy razvitiya sfery sotsial'no-kul'turnykh uslug v obrazovatel'nom protsesse studentov napravleniy «Servis» i «Turizm» // Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa. T.10. 2016. №3. S. 16-24.
8. Shaposhnikov D.G. Individual'naya obrazovatel'naya trayektoriya kak instrument formirovaniya samoopredeleniya v bakalavriate. URL: http://education.sfedu.ru/docstation/ com_content.article/57/shaposhnikov_d.g..pdf (data obrashcheniya: 14.12.2018).
9. Ofitsial'nyy sayt Baltiyskogo federal'nogo universiteta im. I.Kanta. URL: https://www.kantiana.ru/special/ (data obrashcheniya: 17.01.2018).
10. Ofitsial'nyy sayt informatsionnogo agentstva «Klops». URL: http://special.klops.ru/page603985.html (data obrashcheniya: 17.01.2018).