ПАВЕЛЬ Е. В., КУДРЯШОВА Т. В. PAVEL E. V., KUDRYASHOVA T. V.
РОЛЬ ТЕХНОПАРКОВЫХ СТРУКТУР УНИВЕРСИТЕТА В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ РЕГИОНА
THE ROLE OF UNIVERSITY TECHNOPARK STRUCTURES IN THE INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGION
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению и анализу особенностей возникновения и функционирования университетских технопарков в России. Показано, что, несмотря на то, что российские университетские технопарки развиваются в целом в общемировом тренде, в условиях России имеются специфические условия и обстоятельства, которые оказывают влияние на успех деятельности российских университетских технопарков. Сформулированы особенности российских вузов, влияющие на деятельность университетских технопарков, указаны особенности и недостатки самих университетских технопарков, которые являются причинами их низкой эффективности в России; названы избранные причины низкой привлекательности университетских технопарков для фирм-резидентов. Сделан вывод об университетском технопарке как необходимом элементе для формирования в регионе тройной спирали взаимодействия науки, бизнеса и власти; даны рекомендации о проведении ряда необходимых экономических мероприятий для оживления деятельности университетских технопарков.
Ключевые слова: инновации, регион, технопарк, университет.
Введение
Актуальность. Университетские технопарки играют важную роль в развитии инновационных систем разного уровня; в формировании тройной спирали между наукой, бизнесом и властью; в создании новых инновационных и высокотехнологичных компаний; в осуществлении трансфера технологий, созданных в университете, в экономику региона, а также в подготовке кадров для инновационной экономики. Истори-
Summary. The article is dedicated to the consideration and analysis of the characteristics of the emergence and functioning of university technoparks in Russia. It is demonstrated that, despite the fact that Russian university technoparks are generally developing in accordance with global trends, in Russia there are specific conditions and circumstances that affect the success of Russian university technoparks. The peculiarities of Russian universities affecting the activities of university technology parks are formulated, the features and shortcomings of the university technology parks themselves, which are the reasons for their low efficiency in Russia, are indicated; the selected reasons for the low attractiveness of university technoparks for resident firms are named. It is concluded that the university technopark are a necessary element for the formation of a triple helix of interaction between science, business and government in the region; recommendations about carrying out a number of necessary economic measures to revitalize the activities of university technoparks are made.
Keywords: innovations, region, technopark, university.
чески первый технопарк является университетским парком, т.к. появился в недрах Стэнфордского университета (США, штат Калифорния), о чем уже написано очень много и сделано множество попыток перенесения его опыта в другие университеты, регионы и страны.
Однако исследование университетских российских технопарков сопряжено с рядом трудностей, что отмечено отдельными исследователями и составителями рей-
тинга российских технопарков [18]. Это обуславливает необходимость проведения исследования и выявления особенностей, которые создают трудности для исследования данного вида технопарков, т.к. они составляют довольно значительную долю технопарков нашей страны.
Обзор литературы. О технопарках к настоящему моменту написано немало, поскольку эта форма экономической деятельности до сих пор активно развивается и адаптируется к существованию в различных типах национальных инновационных систем. Однако, что касается университетских технопарков, то здесь число публикаций гораздо меньше.
Университетский технопарк как инновационный ресурс высшей школы России рассмотрен в работе Лурье Е.А. [11, с. 3-16]. Автор показывает, какая большая разъяснительная и просветительская работа была проведена энтузиастами создания технопарков в вузах с конца 1980-х гг. и до 2012 г. и каких успехов достигли университетские технологические парки. При этом автор отмечает, что указанная работа из-за ведомственной разобщенности прошла мимо внимания государственных структур, и накопленный опыт был недостаточно использован ими на новом этапе технопаркового движения. Лурье отмечает, что «...многообразие
существующих технопарков <.....> ведет к
размыванию сущностного понятия «технопарк». Между тем, они должны создаваться на определенной общепринятой основе и соответствовать базовому понятию «техно-
парк», его предназначению в инновационной и научно-производственной среде»; также автор отмечает, что «технопарк - это базовый для региона научно-технический комплекс, который обеспечивает в составе единой инновационной среды решение ряда первоочередных задач» [11, с. 15]. Именно в технопарке реализуется механизм тройной спирали, заключающийся в тесном взаимодействии власти, науки и бизнеса.
Один из руководителей первого этапа технопаркового движения в России, президент Ассоциации «Технопарк» Шукшу-нов В.Е. в своей статье [20] поднимает вопросы инновационной деятельности, осуществляемой в высшей школе России; он отмечает, что «создана сеть университетских технопарков и инновационно-технологических центров, ставших основными звеньями инновационных комплексов вузов России», однако, при этом от внимания автора не укрылось, что, несмотря на определенные положительные изменения, произошедшие в системе образования России в сфере развития инновационной деятельности, ее эффективность не очень высока. О нерешенных проблемах в среде технопарковых структур говорят и другие исследователи [5].
Исследователи отмечают, что в данной области отсутствует единая терминология [12], как мире, так и в России [6]. Попытки систематизировать и описать различные типы технопарков, создаваемых в России, сделаны (см. таблицу 1) в работах Чистяковой О.В. [19], Радыгиной С.В. [17] и др.
Таблица 1
Типология российских технопарков_
Чистякова О.В., 2010 Радыгина С.В., 2010
1. Университетские 2. Региональные отраслевые 3. Индустриальные 4. Сетевые 5. Технопарки на базе наукоградов 1. Университетские 2. Региональные 3. Индустриальные 4. Сетевые 5. Инкубаторы инновационного бизнеса 6. Коворкинги
Источник: составлено авторами на основе работ Чистяковой О.В. и Радыгиной С.В.
Также авторы делают попытки разработать подходы по оптимизации инновационной инфраструктуры университетов, в со-
ставе которой функционируют университетские технопарки, на примере лучших мировых образцов [4].
Таким образом, из обзора литературы видно, что исследование проблематики идет по разным направлениям, но разработка темы университетских технопарков требует более пристального внимания.
Постановка проблемы
Создание технопарка в непосредственной близости от университета или на базе университета долгие годы рассматривалось исследователями как ключевое условие его успешной деятельности (Шукшунов В.Е. «...в развитых странах абсолютное большинство технопарков создано на базе университетов или вблизи университетов»). Однако это правило не сработало в условиях России, хотя первые российские технопарки тоже были созданы в вузах. Анализ состава технопарков России по результатам исследования Ассоциации «Технопарк», 2007 г.: 92% технопарков в России созданы при вузах, 4% - на базе отраслевых или академических НИИ и 4% - на базе промышленных предприятий. Несмотря на то, что университетские технопарки в России относятся к когорте старейших технопарков, которые появились в нашей стране, их деятельность в период 1990-2005 гг. оказалась настолько незаметной, что она прошла мимо внимания государственных структур. Несмотря на приводимые в статьях и отчетах цифры об успехах, университетские технопарки за эти годы не оказали сколько-нибудь значительного влияния на деятельность и экономику университетов и на экономику регионов: «Инициатива высшей школы в развитии, например, университетских технопарков не была поддержана на федеральном уровне, да и на уровне субъектов федерации ни в финансовом, ни материально-техническом отношении, ни в законодательном обеспечении этого процесса. В силу этого созданные в системе высшей школы более 70 технопарков являются очень скромными по своим масштабам и возможностям» [14; 20].
В 2006 г. государство инициировало новую волну создания технопарков. Однако создание технопарков второй волны происходило уже без опоры на вузы, а с опорой на различные научные организации, расположенные в конкретном регионе, и на отдель-
ные отрасли и корпоративную отраслевую науку. Причина такого положения, на наш взгляд, кроется в недооценке инициаторами первой (вузовской) волны создания технопарков базисных экономических и организационных условий, в которых началось создание российских технопарков.
На начальном этапе создания университетских технопарков в России в 1990-х гг. мало кто задумывался о том, на какие средства этот технопарк будет существовать, будет ли он прибыльным или нет, какая у него будет бизнес-модель [8]. В тех условиях это было нормально, т.к. в стране был социализм, государственная собственность на средства производства, на интеллектуальную собственность, государственное бюджетное финансирование вузов. Однако технопарки по своей сути были и есть детище рыночной экономики, поэтому они успешно развиваются, как показывает опыт, в условиях развитых рыночных отношений [7; 8]. Как следствие, малое внимание к вопросам экономики технопарка в России явилось очень большим упущением, которое стало очевидным на современном этапе, потому что подавляющее большинство университетских технопарков влачит жалкое существование и не оказывает сколько-нибудь значительного вклада в бюджет своего вуза и, тем более, в экономику родного региона. Технопарки создавались на том этапе в виде структурного подразделения вуза. Их учредители ограничивались разработкой Положения об университетском технопарке и назначением директора технопарка [16]. Происходило простейшее копирование модели технопарков зарубежных университетов без глубокого изучения экономической составляющей функционирования подобных структур. Это явилось одной из причин того состояния, в котором оказались университетские технопарки на сегодняшний день.
Цель и задачи исследования. Объект исследования: российские университетские технопарки. Цель исследования: выявление реальной роли университетских технопарков в инновационном развитии российских регионов. Задачи: охарактеризовать особенности и проблемы функционирования
университетских технопарков в России, влияющие на их роль и место в инновационном развитии региона; предложить мероприятия по оживлению деятельности университетских технопарков.
Методы исследования. При написании статьи было проведено изучение и обобщение экономической литературы, российских нормативных документов; проведен анализ ситуации с российскими университетскими технопарками на основе изучения материалов, распложенных на их страницах или инновационных порталах вузов в интернете.
Обсуждение
Вопросы терминологии. Одним из базовых вопросов, требующих осмысления, является вопрос терминологии. За последние годы в России появились документы, в которых сформулировано понятие технопарка. Например, в 2011 г. в приказе Росста-та можно прочитать, что технопарк (технологический парк) - специализированный научно-производственный территориальный комплекс, на базе которого создаются благоприятные условия для развития инновационной деятельности, становления малых и средних наукоемких предприятий посредством предоставления субъектам инновационной деятельности в пользование помещений и оборудования, финансовой и кадровой помощи, необходимых услуг. Технопарк может быть юридическим лицом или структурным подразделением университета (другого высшего учебного заведения), научного центра (научной организации), промышленного предприятия. Согласно Национальному стандарту Российской федерации ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки, технопарком является «управляемый управляющей компанией комплекс объектов коммунальной,
3 Приказ Росстата от 02.12.2011 № 485 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минобрнауки России федерального статистического наблюдения за деятельностью организаций, сектора исследований и разработок» (вместе с «Указаниями по заполнению и представлению формы федерального статистического наблюдения № 2-наука (ИНВ) «Сведения об организации сектора исследований и разработок») (далее Приказ Росстата от 02.12.2011 № 485).
транспортной и технологической инфраструктуры, обеспечивающий полный цикл услуг по размещению и развитию резидентов технопарков» [1]. Под это определение вузовские технопарки не подходят, если они организованы как структурное подразделение вуза.
Наряду с понятием «технопарк» в экономической литературе неоднократно встречается применение такого понятия, как «технопарковая структура» (см. работы Лурье; Мальцева, Чевычелов; Мишарин, Егорова, Ковтун и др.). Введение в оборот такого понятия вызвано большим разнообразием типов технопарков, которые имеют место быть. Однако авторы по-разному трактуют и данное понятие. На наш взгляд, понятие «технопарковая структура» является понятием более высокого уровня обобщения, чем понятие «технопарк». Оно является собирательным понятием и включает в себя парки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий (ЦТТ), инновационно-технологические центры (ИТЦ) и др. [11, с. 14, 15]. По мнению авторов, данное понятие включает в себя бизнес-инкубаторы, технопарки разных видов, инновационно-технологические центры, наукограды, технополисы / иннограды, особые экономические зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. Авторская трактовка данного термина такова: «Технопарковая структура» - реальная или виртуальная форма организации бизнеса, которая специализируется на предоставлении пакета услуг инновационно ориентированным компаниям, включая малые компании и старт-ап проекты, предоставляет в аренду офис-н ы е и/или производственные площади, оказывает услуги сопровождения выполняемых ими инновационных проектов с целью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Особенности экосистемы университетских технопарков в России. Чтобы разобраться в ситуации с университетскими технопарками, необходимо выйти за рамки университета и посмотреть несколько шире, на внешние экономические условия их функционирования. На наш взгляд, нужно учитывать такие страновые особенности,
как молодость и незрелость рыночной экономики в России; непонимание бизнес-сообществом в своем большинстве целей и задач технопарков вообще, а университетских технопарков тем более; молодость предпринимательства как формы экономической деятельности в современной России и др.
Отличительные особенности российских вузов, влияющие на технопарки.
1) Изначально университеты в России не проявляли инициативы по созданию технопарков, эта идея пришла сверху как волевое решение органов власти (из Министерства народного образования СССР). Это решение не было основано на экономической необходимости, а базировалось на желании не отставать от зарубежных университетов. Необходимо отметить, что зарубежные университеты (в США) начали создавать у себя технопарки / научные парки, исходя из экономической необходимости -недостаток финансирования. В первые технопарки в США приходили компании с накопленным опытом выживания на рынке, которые нуждались в высоких технологиях и новых квалифицированных кадрах, которые готовил университет.
2) Исторически сложилось так, что российские университеты, в отличие от зарубежных, в своем большинстве не имеют отдельных кампусов, они интегрированы в городское хозяйство, имеют мультикампус-ную структуру. Технопарк университета, его отдельные элементы, вследствие этого тоже бывают рассредоточены по разным территориям. Это приводит к снижению синергети-ческого эффекта от взаимодействия социальных групп студентов, ученых, бизнесменов и власти между собой.
3) У российского вуза как экономического субъекта нет большого опыта предпринимательской деятельности [3] (не путать с коммерческой деятельностью). В Гражданском кодексе Российской Федерации закреплено, что «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке» [2]. Таким образом, предпринимательство гораздо шире коммерции, поскольку прибыль можно получать от выполнения работ, оказания услуг, от доходов на имущество, а не только от продажи товаров, что составляет сущность коммерческой деятельности. Отсутствие предпринимательского опыта в высших эшелонах управления университета выражается в упрощенном понимании ими технопарка как обычного структурного подразделения вуза, в принижении роли рыночных инструментов воздействия на компании-резиденты технопарка.
Отличительные особенности университетских технопарков в России заключаются в:
- наличии, по сути дела, конфликта целей деятельности университета как образовательного учреждения, целью которого является подготовка высококвалифицированных кадров, и технопарка как бизнес-структуры, нацеленного на осуществление предпринимательской деятельности и получение прибыли;
- неполноценности деятельности университетского технопарка как субъекта экономики в связи с тем, что он является подчиненным подразделением вуза и его деятельность ограничена вузом;
- зависимости университетского технопарка от бюджетного финансирования, т.к. основными источниками финансирования подавляющего числа российских университетских технопарков является федеральный и городской / региональный бюджет;
- закрытости университетских технопарков для малых инновационных предприятий из региона; их деятельность направлена на поддержку предприятий, созданных преподавателями / сотрудниками и студентами университета;
- нежелательном усложнении структуры и управляемости университета, что является следствием наличия технопарка в структуре университета [10; 11; 13; 14].
Недостатками большинства российских университетских технопарков являются:
- отсутствие квалифицированной управляющей компании, организующей работу университетского технопарка: исследование показало, что у университетских технопарков часто имеется только назначенный ректоратом директор технопарка, для осуществления полноценной предпринимательской деятельности этого явно недостаточно;
- отсутствие предпринимательских навыков и опыта у преподавателей и студентов, что вполне закономерно, т.к. студенты еще только учатся, накапливают знания и опыт, а преподаватели заключают трудовой контракт с университетом, по которому обязаны осуществлять, в первую очередь, преподавательскую деятельность, а не предпринимательскую;
- отсутствие производственных площадок для выпуска инновационной продукции у подавляющего числа университетских технопарков, особенно, если у технопарка единственный учредитель - университет; без производственных площадей для выпуска инновационной продукции рассматриваемая структура не может быть квалифицирована как технопарк;
- отсутствие ротации малых компаний в технопарке, и, как следствие, длительность пребывания компаний-резидентов в технопарке не ограничена (преподаватель не заинтересован покидать технопарк, т.к. он работает в вузе и это держит его); данная ситуация противоречит целям технопарка -оказанию поддержки молодым компаниям и стартапам;
- иждивенческие настроения компаний-резидентов университетских технопарков, вызванные отсутствием четких критериев и задач пребывания компании в технопарке;
- отсутствие самоокупаемости, что превращает университетский технопарк в причину истощения бюджета университета вместо превращения его в дополнительный источник пополнения университетского бюджета;
- слабые контакты с региональными органами власти и с местным бизнесом;
- слабое изучение технологических
потребностей компаний своего региона;
- отсутствие мероприятий по рекламе и продвижению технопарка на местном рынке.
Университетский технопарк не привлекателен для новых резидентов по таким причинам:
- часть услуг, предоставляемых университетскими технопарками, устарела в связи с развитием технологий - интернет, телефония;
- недоступен для использования сторонними компаниями;
- не структурированы бизнес-процессы технопарка;
- менеджеры часто не имеют опыта работы в бизнесе.
Таким образом, из рассмотренного можно сделать вывод, что существует немало проблем в развитии университетских технопарков, которые мешают им играть свою роль в инновационном развитии самого университета и родного региона.
Роль университетского технопарка в инновационном развитии региона заключается в том, что успешный университетский технопарк может представлять собой ядро, которое создает импульсы и ресурсы для развития в регионе экономики, основанной на знаниях и инновациях. Эта роль может быть реализована различными способами.
В условиях формирования в регионе тройной спирали взаимодействия науки, бизнеса и власти, традиционные функции университета расширяются и дополняются новыми возможностями. Например, традиционная роль университета заключалась в подготовке высококвалифицированных кадров для экономики. При появлении в его структуре технопарка университет получает возможность не просто готовить специалистов для местной экономики, но и возможность растить молодых предпринимателей, т.е. людей, которые имеют профессиональные компетенции и реализуют их в собственной молодой компании, основанной на высоких технологиях, т.к. университетский технопарк осуществляет поддержку малых инновационных предприятий (МИПов), соз-
данных преподавателями и студентами своего вуза путем оказания им содействия при осуществлении инновационной деятельности. Далее, университетский технопарк способствует созданию новых рабочих мест в своем регионе и повышению занятости среди молодежи, снижению оттока молодежи в другие регионы и созданию заинтересованности у молодых специалистов в получении работы на своей малой родине. Вторая традиционная функция университетов - осуществление научных исследований. Результаты этих исследований пока мало используются для развития региональной экономики. Университетский технопарк способен обеспечить коммерциализацию созданных в его лабораториях, конструкторских бюро и факультетах научно-исследовательских разработок, технологий и технических решений, что будет способствовать росту доли инновационной продукции в валовом региональном продукте. Таким образом, с помощью университетского технопарка происходит переход от создания новых знаний и промышленной интеллектуальной собственности в стенах университета к ее использованию. Начинает развиваться третья функция университета - инновационная, предпринимательская, которая выражается в том, что университет при посредничестве своего технопарка порождает молодые высокотехнологичные компании. Причем, предпринимательскую деятельность в данном случае осуществляет как сам технопарк в лице управляющей компании, так и компании, ставшие его резидентами. Это новая функция, которую университет может выполнять, если его технопарк успешно функционирует.
Справедливости ради стоит все же отметить, что вполне допустимо отсутствие университетского технопарка в экосистеме инноваций региона [15], особенно, если имеется сильный региональный технопарк. Для региона не очень важно, какого типа технопарк функционирует на его территории, более принципиальным является то, насколько эффективно он это делает. Кроме того, на инновационное развитие региона оказывает влияние множество различных
факторов, напрямую не связанных с деятельностью технопарков [9], но их также нужно учитывать, осуществляя поиск наиболее действенных и продуктивных моделей функционирования университетских технопарков.
Вывод. Роль университетского технопарка в инновационном развитии региона может быть высока, если он полноценно функционирует. Однако в России фаза становления университетских технопарков затянулась, и это выражается в том, что многие из университетских технопарков существуют только формально, они застряли на этапе формирования своей внутренней инфраструктуры. Для оживления их деятельности рекомендуется проведение следующих мероприятий:
- выявление факторов ключевой привлекательности технопарка для резидентов;
- разработка бизнес-модель технопарка;
- разработка критериев эффективности деятельности технопарка;
- проведение политики открытости университетского технопарка к внешним фирмам;
- использование механизма государственно-частного партнерства для осуществления инновационной деятельности в университете;
- проведение наступательной маркетинговой политики, рекламирование технопарка в региональном бизнес-сообществе;
- проведение открытых мероприятий по популяризации в социуме инновационного бизнеса.
Безусловно, для каждого конкретного университета и его технопарка необходим уникальный набор мероприятий и процедур, который отразит их специфику и позволит технопарку усилить свою роль в инновационном развитии региона.
Литература
1. ГОСТ Р 56425-2015 Технопарки. Требования (с Изменением № 1) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный
ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/ 1200121795 (дата обращения: 10.11.2018).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.11.2018).
3. Артемова Д.И. Исследование предпринимательской активности в вузе как фактора формирования предпринимательских университетов в России // Креативная экономика. - 2017. - Т. 11. - № 5. - С. 565-582.
4. Артемова Д.И. Методика разработки плана развития инновационной инфраструктуры университета на основе проведения бенчмаркинга // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 11(88). - С. 574-583.
5. Беркович М.И., Антипина Н.И. Являются ли российские технопарки технопарками? // ЭКО. - 2016. - № 1(499). - С. 94-108.
6. Бессонов И.С. Развитие университетских технопарков как элементов комплексной поддержки инновационного малого бизнеса // Вестник Самарского государственного экономического университета. -
2013. - № 1(108). - С. 81-88.
7. Волконицкая К.Г., Ляпина С.Ю. Развитие региональных инновационных систем // Интернет-журнал Науковедение. -
2014. - № 5(24). - С. 191.
8. Волконицкая К.Г., Ляпина С.Ю. Формирование бизнес-модели как инструмента анализа эффективности функционирования технопарков в региональной инновационной системе // XVII апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Москва, 14 апреля 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.hse.ru/data/2016/ 05/21/1131714839/Volkonitskaia_final.pdf (дата обращения: 05.11.2018).
9. Кудряшова Т.В., Гемаева И.Д. Инновационная деятельность как фактор развития экономики // Актуальные проблемы развития экономической науки: теоретические и прикладные аспекты = Actual problems of development of economics: theoretical and applied aspects: сборник статей по материалам ежегодной Всероссийской науч.-практ. конф. с международным
участием, 27-28 апреля 2017 г. / Под ред. Г.И. Грековой, А.В. Веткиной; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новго-р од, 2017. - С. 56-62.
10. Латуха О.А., Пушкарёв Ю.В. Инновационная деятельность современного вуза: тенденции развития // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2012. - № 4(8). - С. 44-51.
11. Лурье Е.А. Университетские технопарки: время признания // Инновации. -2013. - № 5(175). - С. 3-16.
12. Мальцева А.А., Чевычелов В.А. Мировые тенденции развития технопарко-вых структур: выборочный анализ // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2012. - Т. 5. -№ 2. - С. 29-42.
13. Мишарин М.Л., Егорова Ю.М., Ковтун А.В. Университетские инновационные системы: опыт оценки состояния и направлений развития // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 21. -С.38-52.
14. О некоторых достижениях и многих проблемах действующих вузовских технопарков России на сегодняшний день (Доклад Президента Ассоциации «Технопарк» В.Е. Шукшунова на общем собрании Ассоциации «Технопарк» 16 марта 2007 г.) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. vneshmarket. ru/content/document_r_798FA8B C-F2B8-47CB-867F-51B9E5126A60.html (дата обращения: 10.11.2018).
15. Павель Е.В. Развитие региональных инновационных экосистем России / В сборнике: Глобальные вызовы в экономике и развитие промышленности (INDUSTRY-2016) Труды научно-практической конференции с зарубежным участием. Под ред. А.В. Бабкина. - 2016. - С. 198-200.
16. Положение об университетском технопарке. 1999 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.tpark.ru/33/index33.htm (дата обращения: 10.11.2018).
17. Радыгина С.В. Создание технопарков как инструмент развития инновационной деятельности региона // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика
и право. - 2010. - № 3. - С. 46-49.
18. Третий ежегодный обзор «Технопарки России - 2017» / Л.В. Данилов, И.В. Голубкин, М.А. Лабудин и др.; Ассоциация кластеров и технопарков. - М.: АКИТ, 2017.
19. Чистякова О.В. Роль технопарков
в развитии инновационной инфраструктуры регионов // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. -№ 3. - С. 103-106.
20. Шукшунов В.Е. Состояние, перспективы развития и повышения эффективности инновационной деятельности высшей школы России // Инновации. - 2005. - № 6. -С. 11-18.