ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК 338
JEL 030
DOI 10.26425/1816-4277-2019-11-101-107
Базиян Жанна Кареновна
аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация
e-mail: [email protected] Смирнова Валентина
Григорьевна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-0122-5338 e-mail: [email protected]
Baziyan Zhanna
Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
Smirnova Valentina
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-0122-5338 e-mail: [email protected]
ПРЕДПОСЫЛКИ, ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОПАРКОВ В РОССИИ
Аннотация. В статье рассмотрен генезис форм интеграции науки, образования и бизнеса, а также проанализированы основные предпосылки возникновения и развития технопарков в России. Проведен анализ текущего состояния российских технопарков, в результате которого выявлены различные факторы, влияющие на успешное функционирование технопарков в том или ином регионе страны. Сделан вывод о том, что ключевым условием развития технопарков является высокий научно-исследовательский и образовательный потенциал территории их размещения. Ключевые слова: технопарк, интеграция, экономика знаний, научный потенциал, инновационное развитие.
Цитирование: Базиян Ж.К., Смирнова В.Г. Предпосылки, особенности и факторы развития технопарков в России//Вестник университета. 2019. № 11. С. 101-107.
BACKGROUND, PECULIARITIES AND FACTORS OF THE DEVELOPMENT OF TECHNOPARKS IN RUSSIA
Abstract. The article considers the genesis of science, education and business integration forms, as well as reviews the key premises for the emergence and development of technoparks in Russia. The current state of technoparks in Russia, resulting in revealing various factors, affecting the successful functioning of technoparks in a particular region of Russia has been analyzed. It has been concluded, that high research and educational potential of the territories, in which the technoparks are located, remains key condition to the development of the latter.
Keywords: technopark, integration, knowledge economy, scientific capacity, innovative development.
For citation: Baziyan Z.K., Smirnova V.G. Background, peculiarities and factors of the development of technoparks in Russia (2019) Vestnik universiteta, I. 11, pp. 101-107. doi: 10.26425/1816-4277-2019-11-101-107
Для успешного перехода от экономики, ориентированной на добычу и переработку природных ресурсов, к экономике знаний необходима тесная интеграция вузов, научно-исследовательских организаций и малого, среднего и крупного бизнеса. Зачатки интеграции науки, образования и бизнеса наблюдались на различных этапах развития российского государства. Так, в 1946 г. в Московском физико-техническом институте (далее -МФТИ) впервые была внедрена «система Физтеха», которая представляла собой сочетание базового и инженерного образования, а также научно-исследовательской деятельности студентов. Логическим продолжением развития интеграции науки, образования и бизнеса стало учреждение базовых кафедр ведущих вузов при крупных предприятиях и отраслевых научно-исследовательских институтов (далее - НИИ). В 1960-х гг. в СССР начала развиваться такая форма интеграции технических вузов и предприятий, как «система завод-втуз», а уже к началу 1980-х гг. ведущие технические вузы страны стали преобразовывать в учебно-научно-производственные комплексы, что позволяло в рамках вуза выполнять одновременно научно-исследовательскую, образовательную и производственную деятельность [12; 13]. И только в 1990 г. в соответствии с общемировой тенденцией в России начали создавать первые технопарки.
© Базиян Ж.К., Смирнова В.Г., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
Во всем мире технопарки давно зарекомендовали себя в качестве эффективной формы интеграции науки, образования и бизнеса. Еще в 1980-х гг. технопарки получили бурное развитие в США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Финляндии, Китае, Японии, Сингапуре и других передовых странах [7]. Положительный опыт этих стран и по сей день служит ориентиром для создания и развития технопарков в России.
Развитие так называемого «технопаркового движения» в России происходило в три этапа [14]. В период с 1990 по 1993 г. наблюдался бурный рост числа технопарков, и к концу 1993 г. в стране их насчитывалось более 40. Однако отсутствие четкой государственной политики и соответствующей материально-технической базы привело к тому, что к 2006 г. только 4 технопарка продолжали функционировать.
В 2006 г. Правительством Российской Федерации была утверждена Комплексная программа «Создание в России технопарков в сфере высоких технологий», целью которой являлось «обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных отраслей экономики в соответствии с приоритетными направлениями ее модернизации и превращение их в одну из основных движущих сил экономического роста страны» [4]. Это в свою очередь послужило началом нового этапа их развития. В рамках комплексной программы в 10 субъектах федерации было создано 12 технопарков, специализирующихся на высокотехнологичных отраслях [17]. Несмотря на то, что выполнение комплексной программы сопровождалось большим объемом бюджетных инвестиций и более конкретной постановкой целей и задач, политика по отношению к технопаркам продолжала быть непоследовательной и отсутствовала законодательная база для их деятельности.
И только после 2013 г. в связи с активизацией работы федеральных органов исполнительной власти, которая выражалась в принятии ряда нормативно-правовых документов, а также благодаря нескольким важным инициативам Ассоциации кластеров и технопарков и принятию поправок в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации», в России наметилась устойчивая и последовательная тенденция создания и развития технопарков [1]. Сегодня, по данным Ассоциации кластеров и технопарков Российской Федерации, в России функционирует 157 технопарков в 57 субъектах Федерации. Приведем таблицу, основанную на данных ассоциации.
Таблица 1
Распределение технопарков по субъектам Российской Федерации
Субъект Кол-во технопарков Субъект Кол-во технопарков Субъект Кол-во технопарков
Москва 38 Республика Бурятия 2 Курганская обл. 1
Московская обл. 19 Республика Дагестан 2 Омская обл. 1
Свердловская обл. 8 Республика Марий Эл 2 Оренбургская обл. 1
Санкт-Петербург 7 Республика Мордовия 2 Пермский край 1
Республика Татарстан 6 Республика Саха (Якутия) 2 Приморский край 1
Новосибирская обл. 4 Чеченская Республика 2 Псковская область 1
Республика Башкортостан 4 Архангельская обл. 1 Республика Коми 1
Саратовская обл. 4 Астраханская обл. 1 Республика Северная Осетия-Алания 1
Воронежская обл. 3 Владимирская обл. 1 Рязанская обл. 1
Липецкая обл. 3 Севастополь 1 Самарская обл. 1
Ставропольский край 3 Забайкальский край 1 Сахалинская обл. 1
Тульская обл. 3 Иркутская обл. 1 Тамбовская обл. 1
Челябинская обл. 3 Калининградская обл. 1 Томская обл. 1
Ярославская обл. 3 Калужская обл. 1 Тюменская обл. 1
Белгородская обл. 2 Кемеровская обл. 1 Ульяновская обл. 1
Ленинградская обл. 2 Краснодарский край 1 Хабаровский край 1
Окончание табл. 1
Субъект Кол-во технопарков Субъект Кол-во технопарков Субъект Кол-во технопарков
Нижегородская обл. 2 Красноярский край 1 Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 1
Пензенская обл. 2 Курганская обл. 1 Ямало-Ненецкий автономный округ 1
Источник: [9]
В результате подсчетов, произведенных нами на основе данных, представленных в таблице 1, было выявлено, что значительная часть российских технопарков (80 %) находится в европейской части России, в то время как азиатская часть занимает почти 80 % территории страны. Что же касается распределения по федеральным округам (далее - ФО), то оно выглядит следующим образом:
- Центральный ФО - 48 %;
- Приволжский ФО - 17 %;
- Уральский ФО - 9 %;
- Северо-Западный ФО - 8 %;
- Сибирский ФО - 6 %;
- Дальневосточный ФО - 5 %;
- Северо-Кавказский ФО - 5 %;
- Южный ФО - 2 %.
Так, на территорию одного лишь Центрального ФО приходится почти половина технопарков страны. Такой расклад обеспечивают Москва и Московская область, в которых расположено 36 % от всего числа российских технопарков. Подобное распределение технопарков по субъектам федерации обусловлено многими факторами. Немаловажную роль здесь играет политика региональных властей по созданию благоприятных условий для их функционирования. Такая политика включает, в частности, создание региональной законодательной базы, применение мер государственной поддержки управляющих компаний и резидентов технопарков, привлечение средств частных инвесторов и федерального бюджета.
Следует признать, что до 2013 г. российские регионы не были заинтересованы в создании новых и развитии уже имеющихся технопарков. Это во многом было связано с тем, что создание технопарка - высокорисковый проект и требует больших капитальных вложений, которые, как показывает мировая практика, окупаются не менее, чем через 10 лет [8]. Политика же региональных властей чаще всего ориентирована на быстрый результат.
Ситуация изменилась в 2013 г., когда Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем послании к Федеральному Собранию РФ, рассказывая о необходимости улучшения делового климата в регионах, сказал следующее: «Считаю, что если регион вкладывает свои средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трех лет поступят от размещенных там предприятий, должны возвращаться в субъект Федерации в форме межбюджетных трансфертов. Внимание - в пределах затрат региона на создание инфраструктуры таких площадок» [16].
Поручение Президента Российской Федерации было выполнено посредством принятия в 2014 г. Постановления Правительства Российской Федерации № 1119 «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков», в котором закреплялся механизм предоставления государственной поддержки субъектам Федерации в форме субсидий на возмещение затрат на создание инфраструктуры индустриальных парков и технопарков. Курирует данное направление Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [2].
Кроме того, в том же году в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 1605 «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого
и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства», по которому Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет предоставление и распределение субсидий [3]. Эти две меры федерального правительства позволили регионам активизировать работу по развитию технопарков и в дальнейшем самим разрабатывать политику в данной сфере, включающую принятие законов субъектов Российской Федерации и самостоятельное установление льгот и мер поддержки управляющих компаний и резидентов технопарков.
В результате анализа политики регионов в сфере технопарков было обнаружено, что только в 19 из 85 субъектов Российской Федерации существуют меры региональной поддержки управляющих компаний и резидентов технопарков, что является невысоким показателем. Региональные меры поддержки технопарков включают: пониженную ставку налога на прибыль, пониженную ставку налога на имущество, пониженную ставку налога на землю, льготную ставку арендной платы, а также другие меры поддержки, такие как информационно-консультационная поддержка, предоставление субсидий и т. д. [2; 3].
В ходе анализа имеющихся мер региональной поддержки технопарков было выявлено, что наличие льгот слабо влияет на развитие технопарков в регионах. Так, несмотря на то, что Московская область и Санкт-Петербург не устанавливают никаких преференций для управляющих компаний и резидентов, в этих регионах технопарки успешно функционируют, и в дальнейшем планируется увеличить их число. Обратная ситуация, когда есть меры поддержки, но технопарки слабо развиваются, складывается в Калужской области, Пермском крае, Оренбургской области и других. Следовательно, появляется необходимость в выявлении других факторов, влияющих на развитие технопарков в российских регионах.
Наибольшее число технопарков (24 %) сконцентрировано в Москве. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, Москва - столица, крупнейший мегаполис и один из наиболее развитых регионов страны. Во-вторых, Москва является крупным мировым и отечественным научным центром с развитой научно-технической, образовательной и производственной базой. В Москве сконцентрировано более 500 НИИ и организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее — НИОКР), а также около 50 технических вузов [15]. По данным Правительства Москвы, доля персонала, занятая в НИОКР, в 2017 г. составляла 32,4 % от общего числа занятых в этой сфере по всей России [5].
Здесь следует особо отметить городской округ Троицк с десятью НИИ, которому в 2007 г. был присвоен статус наукограда, а также Зеленоград, с 2005 г. являющийся Особой экономической зоной технико-внедренческого типа. В 2012 г. в условиях территориальной близости крупных НИИ в Троицке был образован технопарк «ТехноСпарк», который несколько лет подряд остается в числе лидеров по эффективности в рейтинге Ассоциации кластеров и технопарков России.
Московская область в свою очередь также известна своим сильным научно-исследовательским потенциалом [11]. Так, 8 из 13 российских наукоградов расположены в Московской области, и они образуют «научно-исследовательский пояс» вокруг столицы. Санкт-Петербург и Республика Татарстан также закономерно входят в первую пятерку российских регионов по численности технопарков. Лидирующее положение этих регионов обусловлено исторически высоким уровнем развития науки и системы высшего образования, наличием ведущих научно-исследовательских организаций, университетов и промышленных предприятий. Так, согласно рейтингу инновационного развития субъектов Российской Федерации, составленному Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Московская область несколько лет подряд лидируют по таким параметрам, как наличие кадровых и финансовых ресурсов для осуществления НИОКР, публикационная и патентная активность, интенсивность процессов создания, внедрения и использования инноваций, экспорт высокотехнологичной продукции и услуг, уровень занятости в наукоемких отраслях, уровень и доступность образования, а также наличие благоприятных условий и возможностей для предпринимательской деятельности [6].
Что касается Свердловской области, которая находится на третьем месте по количеству технопарков, то это один из немногих субъектов Российской Федерации, которым удалось сохранить высокий уровень развития научно-исследовательской деятельности со времен СССР [10]. Область формирует большую часть научно-технического потенциала Уральского ФО, так как здесь сконцентрировано множество учреждений Уральского отделения Российской академии наук и более 30 ведущих вузов округа.
Проведенный анализ позволяет заключить, что создание благоприятных условий для успешной деятельности технопарков не может ограничиваться установлением налоговых, арендных и иных преференций и льгот. На развитие в том или ином регионе технопарков влияют исторические и географические факторы, а также неравномерное распределение природных, кадровых и финансовых ресурсов. Но ключевым, на наш взгляд, условием для успешного формирования и развития технопарков является научно-исследовательский и образовательный потенциал территории их размещения. Такой вывод подтверждает, в том числе, накопленный за четыре десятилетия опыт США, Великобритании, Италии, Финляндии, Китая и других стран, где ведущие технопарки формировались вокруг крупнейших вузов и научно-исследовательских центров [7]. Ведь вузы и научно-исследовательские организации являются одним из базовых элементов национальной инновационной системы каждой развитой страны, и именно они формируют ядро экономики знаний.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» от 27.06.2018 г. № 160-ФЗ // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_301066 (дата обращения: 29.08.2018).
2. Постановление Правительства РФ «Об отборе субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков и технопарков в сфере высоких технологий» от 30.10.2014 г. № 1119 (ред. от 20.11.2018 г.) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.rn/document/cons_doc_LAW_170717/ (дата обращения: 24.08.2019).
3. Постановление Правительства РФ «О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в 2015 году» от 30.12.2014 г. № 1605 (ред. от 25.05.2016 г.) (утратило силу) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173683/ (дата обращения: 24.08.2019).
4. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2006 № 328-р (ред. от 29.11.2014 г.) «О государственной программе «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58962/ (дата обращения: 24.08.2019).
5. Государственная программа города Москвы «Экономическое развитие и инвестиционная привлекательность города Москвы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/upload/documents/docs/30032017_6402312_17_ Sobyanin_SS_Sergynina_NA.pdf (дата обращения: 24.08.2019).
6. Абдрахманова, Г. И., Бахтин, П. Д., Гохберг, Л. М. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации: монография. Вып. 5. - М.: Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2017. - 260 с.
7. Базиян, Ж. К. Зарубежный опыт создания и функционирования технопарков//Муниципальная Академия. - 2016. -№ 4. - С. 25-29.
8. Березина, Е. Парк расцвел. Технопарки готовятся к рекордной выручке//Российская газета - 26 дек. 2017. № 294 (7460) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2017/12/26/tehnoparki-gotoviatsia-k-rekordnoj-vyruchke-po-itogam-2017-goda.html (дата обращения: 18.08.2019).
9. Данилов, Л. В., Валеева, А. Р., Голубкин, И. В. Четвертый ежегодный обзор «Технопарки России - 2018». - М.: АКИТ РФ, Ассоциация кластеров и технопарков России, 2018. - 52 с.
10. Заборова, Е. Н., Базанов, А. И. Инновационный потенциал региона (на примере Свердловской области)//Актуальные проблемы социологии молодежи, культуры, образования и управления: материалы международной конференции. Т. 4. Екатеринбург, 28 фев. 2014 г. - Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. - С. 88-91.
11. Курочкин, Д. А. Инновационный потенциал Московской области//Региональная экономика: теория и практика. - 2014. -№ 24 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnyy-potentsial-moskovskoy-oblasti (дата обращения: 12.08.2019).
12. Люсев, В. Н. Организационные формы интеграции высшего технического образования и производства//Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. - 2012. - № 28 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-formy-integratsii-vysshego-tehnicheskogo-obrazovaniya-i-proizvodst:va (дата обращения: 12.08.2019).
13. Яковлев, И. П. Интеграционные процессы в высшей школе. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. - 113 с.
14. Яновская, О. Р., Булатов, А. Б. Перспективы развития технопарков в России//Азимут научных исследований: Экономика и управление. - 2018. - № 4 (25). - С. 361-364.
15. Портал «Национальный центр по мониторингу инновационной инфраструктуры научно-технической деятельности и региональных инновационных систем» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.miiris.ru/regions/region_info. php?id=77 (дата обращения: 24.08.2019).
16. Послание Президента Федеральному Собранию от 12 декабря 2013 года/Юфициальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 21.08.2019).
17. Технопарки в сфере высоких технологий/Официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/445/ (дата обращения: 25.08.2019).
References
1. Federal'nyi zakon "O vnesenii izmenenij v Federal'nyi zakon "O promyshlennoi politike v Rossiiskoi Federatsii ot 27.06.2018 g. № 160-FZ" [Federal law "On amendments to the Federal law "On industrial policy in Russian Federation" dated June 27, 2018, № 160], SPS "Konsul'tantPlyus" Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_301066/ (accessed 29.08.2018.)
2. Postanovlenie Pravitel'stva "Ob otbore sub"ektov Rossiiskoi Federatsii, imeyushchikh pravo na poluchenie gosudarstvennoi podderzhki v forme subsidii na vozmeshchenie zatrat na sozdanie, modernizatsiyu i (ili) rekonstruktsiyu ob"ektov infrastruk-tury industrial'nykh parkov, promyshlennykh tekhnoparkov i tekhnoparkov v sfere vysokikh tekhnologii" RF ot 30.10.2014 g. № 1119 (red. ot 20.11.2018 g.) [Decree of the Government of the Russian Federation "On selection of the regions of the Russian Federation, which have the right to get government support in the form of subsidies for recovery of costs on creation, modernization, and (or) reconstruction of the objects of industrial parks', industrial technoparks' and high-technology technoparks' infrastructures" dated October 30, 2014, № 1119 (ed. of November 20, 2018)], SPS "Konsul'tantPlyus". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170717/ (accessed 24.08.2019).
3. Postanovlenie Pravitel'stva RF "O predostavlenii i raspredelenii subsidii iz federal'nogo byudzheta byudzhetam sub"ektov Rossiiskoi Federatsii na gosudarstvennuyu podderzhku malogo i srednego predprinimatel'stva, vklyuchaya krest'yanskie (fer-merskie) khozyaistva v 2015 godu" ot 30.12.2014 g. № 1605 (red. ot 25.05.2016 g.) (utratilo silu) [Decree of the Government of the Russian Federation "On providing and distribution of subsidies from federal budget to the budgets of the regions of the Russian Federation for government support for small and medium-sized enterprises including peasant farm holdings in 2015" dated December 30, 2014, № 1605 (inoperative)]. SPS "Konsul'tantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_173683/ (accessed 24.08.2019).
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF "O gosudarstvennoi programme "Sozdanie v Rossiiskoi Federatsii tekhnoparkov v sfere vysokikh tekhnologii" ot 10.03.2006 g. № 328-r (red. ot 29.11.2014 g.) [Order of the government of RF "On the State program "Creation of high - technology parks in Russian Federation" dated March 10, 2006, № 328-r], SPS "Konsul'tantPlyus". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58962/ (accessed 24.08.2019).
5. Gosudarstvennaya programma goroda Moskvy "Ekonomicheskoe razvitie i investitsionnaya privlekatel'nost' goroda Moskvy" [State program of the city of Moscow "Economic development and investment attractiveness of the city of Moscow"]. Available at: https://www.mos.ru/upload/documents/docs/30032017_6402312_17_Sobyanin_SS_Sergynina_NA.pdf (accessed 24.08.2019).
6. Abdrakhmanova G. I., Bakhtin P. D., Gokhberg L. M. i dr. Reiting innovatsionnogo razvitiya sub"ektov Rossiiskoi Federatsii: monografiya [Russian Regional Innovation Development Rating: monograph], Vol. 5, Moscow, Nats. issled. un-t "Vysshaya shkola ekonomiki", 2017, 260 p.
7. Baziyan Zh. K. Zarubezhnyi opyt sozdaniya i funktsionirovaniya tekhnoparkov [Foreign experience of creation andfunctioning of technoparks], Munitsipal'naya Akademiya [MunicipalAcademy], 2016, I. 4, pp. 25-29.
8. Berezina Е. Park rastsvel. Tekhnoparki gotovyatsya k rekordnoi vyruchke [The park has flourished. Technoparks are getting ready for a record high revenue], Rossiiskaya gazeta, Dec. 26, 2017, I. 294 (7460). Available at: https://rg.ru/2017/12/26/teh-noparki-gotoviatsia-k-rekordnoj-vyruchke-po-itogam-2017-goda.html (accessed 18.08.2019).
9. Danilov L. V, Valeeva A. R., Golubkin I. V Chetvertyi ezhegodnyi obzor "Tekhnoparki Rossii - 2018" [Thefourth annual review of "Russian technoparks"], Moscow, AKIT RF, Assotsiatsiya klasterov i tekhnoparkov Rossii, 2018, 52 p.
10. Zaborova E. N., Bazanov A. I. Innovatsionnyi potentsial regiona (na primere Sverdlovskoi oblasti) [Innovative potential of the region (on the example of Sverdlovsk region)], Aktual'nye problemy sotsiologii molodezhi, kul'tury, obrazovaniya i upravleniya: materialy mezhdunarodnoi konferentsii. T. 4. Ekaterinburg, 28 fev. 2014 g. [Current issues of youth sociology, culture, education and management: proceedings of the international conference. Vol. 4. Ekaterinburg, Feb. 28, 2014], Ekaterinburg, Ural'skii Federal'nyi Universitet, 2014, pp. 88-91.
11. Kurochkin D. A. Innovatsionnyi potentsial Moskovskoi oblasti [7he Moscow region's innovative potential], Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika [Regional economics: theory and practice], 2014, I. 24. Available at https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/innovatsionnyy-potentsial-moskovskoy-oblasti (accessed 12.08.2019).
12. Lyusev V N. Organizatsionnye formy integratsii vysshego tekhnicheskogo obrazovaniya i proizvodstva [Integration organization forms of higher engineering education and production], Izvestia Penzenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta imeni V. G. Belinskogo, 2012, I. 28. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionnye-formy-integratsii-vysshe-go-tehnicheskogo-obrazovaniya-i-proizvodstva (accessed 12.08.2019).
13. Yakovlev I. P. Integratsionnye protsessy v vysshei shkole [Integrativeprocesses at the higher school], Leningrad, Izd-vo LGU, 1980, 113 p.
14. Yanovskaya O. R., Bulatov A. B. Perspektivy razvitiya tekhnoparkov v Rossii [Prospects of technoparks'development in Russia], Azimut nauchnykh issledovanii: Ekonomika i upravlenie [Azimuth of scientific research: Economics and administration], 2018, I. 4, pp. 361-364.
15. Portal "Natsional'nyi tsentr po monitoringu innovatsionnoi infrastruktury nauchno-tekhnicheskoi deyatel'nosti i regional'nykh innovatsionnykh system" [ "National center for monitoring of the research and technical activities' infrastructure of regional innovation systems" Portal]. Available at: http://www.miiris.ru/regions/region_info.php?id=77 (accessed 24.08.2019).
16. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu ot 12 dekabrya 2013 goda [Presidents annual address to the Federal Assembly dated December 12, 2013]. Ofitsial'nyi sait Presidenta Rossii [Official sait of President of Russia]. Available at: http://kremlin. ru/events/president/news/19825 (accessed 21.08.2019).
17. Tekhnoparki v sfere vysokikh tekhnologii [High technology technoparks], Ofitsial'nyi sait Ministerstva tsifrovogo razvitiya, svyazi i massovykh kommunikatsii Rossiiskoi Federatsii [Official site of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation]. Available at: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/445/ (accessed 25.08.2019).