УДК 338.49 JEL 030
Леонова Татьяна Николаевна
д-р экон. наук, ФГБОУ ВО Государственный университет управления», г. Москва е-mail: leonova. tati@gmail. com,
Маланичева Наталья Викторовна
канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва е-mail: [email protected]
Шохонов Дмитрий Сергеевич
магистрант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва е-mail: shokhonovdmitriy@mail. ru
Эйгель Максим Янович
канд. экон. наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», г. Москва
е-mail: [email protected]
DOI10.26425/1816-4277-2018-8-51-55
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО БИЗНЕСА
Аннотация. Систематизированы и раскрыты основные формы производственной и инновационной инфраструктуры, способствующие привлечению инвестиций, повышению технологического уровня производства, расширению экспорта, повышение уровня квалификации работников и региональному развитию. Инновационный потенциал региона формируется посредством взаимодействия социальных, политических, институциональных и социальных факторов, а также воздействия окружающей среды, в рамках которой функционируют экономические агенты. Отдельное внимание уделено особым экономическим зонам, территориям опережающего развития, индустриальным паркам, кластерам и технопаркам. Представлены особенности их функционирования в рамках привлечения иностранных инвестиций и развития регионов страны.
Ключевые слова: инновация, производственная инфраструктура, инновационная инфраструктура, особая экономическая зона, территория опережающего развития, индустриальный парк, технопарк.
Leonova Tatiana
Doctor of Economic Sciences,
State University of Management, Moscow
е-mail: leonova. tati@gmail. com,
Malanicheva Natalia
Candidate of Economic Sciences, State University of Management, Moscow е-mail: [email protected]
Shohonov Dmitriy
Graduate student, State University of Management, Moscow е-mail: shokhonovdmitriy@mail. ru
Eygel Maxim
Candidate of Economic Sciences, Higher School of Economics е-mail: [email protected]
PRODUCTION AND INNOVATIVE INFRASTRUCTURE FOR ATTRACTION THE HIGH-TECH BUSINESSES
Abstract. The article systematizes and reveals the main forms of production and innovation infrastructure that promote investment, increase of technological level of production, export expansion, improvement of the skill level of employees and regional development. The innovative potential of the region is formed through the interaction of social, political, institutional and social factors as well as the impact of the environment within which economic agents operate. Special attention is paid to special economic zones, territories of advanced development, industrial parks, clusters and technoparks. The features of their functioning are presented. Keywords: innovation, production infrastructure, innovative infrastructure, special economic zone, territory of advanced development, industrial park, technopark.
Наличие развитой производственной и инновационной инфраструктуры существенно упрощает задачу привлечения инвесторов - как национальных, так и международных, готовых открыть в стране новые высокотехнологичные предприятия. Однако существующая в настоящее время инновационная инфраструктура не в полной мере решает свою главную задачу - обеспечение бесперебойного и эффективного функционирования полного цикла инновационной цепочки: прохождения инновационного проекта от стадии фундаментального исследования до выпуска промышленной продукции [9].
Стремясь привлечь инвестиции в реальный сектор экономики, многие регионы России за последние годы добились значительных результатов в процессе формирования производственной и инновационной инфраструктуры для размещения высокотехнологического бизнеса. Тем не менее, результаты инновационной активности во многом зависят не только от деятельности предприятий и научно-исследовательских организаций, но что очень важно - от взаимодействия между собой и внешними организациями.
© Леонова Т.Н., Маланичева Н.В., Шохонов Д.С., Эйгель М.Я., 2018
Взаимодействие социальных, политических, институциональных и социальных факторов, а также развитие предпринимательства, играет решающую роль при формировании региональной, отраслевой инновационных систем, а различное сочетание этих факторов приводит к формированию различных типов инновационной системы региона [6; 10].
Основными формами производственной и инновационной инфраструктуры на сегодняшний момент выступают:
- особые экономические зоны (далее - ОЭЗ) промышленно-производственного и технико-внедренческого типа;
- территории опережающего социально-экономического развития;
- индустриальные парки;
- промышленные кластеры;
- технопарки и др. [8].
Создание ОЭЗ внутри страны - достаточно распространенная международная практика. Обычно эти территории имеют необходимую для старта производства инфраструктуру, им предоставляются льготные налоговые, таможенные и административные режимы. С инициативой их создания, как правило, выступает государство, ставя своей целью повышение конкурентоспособности экономики на международном уровне, развитие регионов, стимулирования развития приоритетных отраслей промышленности и сферы услуг, а также для расширения экспорта. Такими формами развития территорий в Российской Федерации (далее -РФ) являются ОЭЗ и территории опережающего социально-экономического развития [2].
Особая экономическая зона представляет собой территорию РФ с особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных компаний в приоритетные для России отрасли производства [2]. Курирует создание ОЭЗ Министерство экономического развития РФ в рамках федеральной программы. Особые экономические зоны в нашей стране представлены четырьмя видами, но если мы говорим об инновационном развитии, то далее более подробно остановимся на следующих двух.
1. Промышленно-производственные ОЭЗ, которые расположены на обширной территории (но не более 40 кв. км) в промышленно развитых районах. Необходимо, чтобы были свободные мощности для инженерного обеспечения, были доступны производственные ресурсы, а также все виды наземного транспорта. Размещение производства на территории промышленных зон за счет снижения издержек позволяет повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции на рынках РФ.
2. Технико-внедренческие ОЭЗ - территории площадью не более 4 кв. км, которые располагаются в ведущих научно-образовательных центрах и имеют богатые научные традиции и исследовательские школы мирового уровня. У них много преимуществ для потенциальных венчурных инвесторов, среди них: таможенные льготы и налоговые преференции, высокопрофессиональные кадры и др., что особенно важно в условиях растущего спроса на высокотехнологичную продукцию.
Территория опережающего развития (далее - ТОР) - экономические зоны, создающиеся в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», при работе в которых резидентам предоставляют масштабные налоговые льготы [3]. Территория опережающего развития своей целью имеет повышение ее международной конкурентоспособности. Так, к примеру, на сегодняшний день на территории Дальневосточного Федерального округа создано восемнадцать ТОР, количество резидентов которых составляет 251 организацию. Объем инвестиций составил 2 трлн 209 млрд 35 млн руб. После реализации столь масштабного проекта планируется создать 42 904 рабочих мест [11].
Индустриальный (промышленный) парк — управляемый специализированной управляющей компанией комплекс объектов недвижимого имущества, состоящий из земельного участка (участков) с производственными, административными, складскими и иными зданиями, строениями и сооружениями, обеспеченный инженерной и транспортной инфраструктурой, необходимой для создания нового промышленного производства, а также обладающий необходимым правовым режимом для осуществления производственной деятельности [4].
Резидентом индустриального парка выступает предприятие, которое арендует или покупает в парке прои зводственные / складские площади / земельные участки и прошедшее весь цикл согласований, необходимых для размещения, строительства и эксплуатации производственных объектов на данной территории.
При определении индустриального парка выделяют следующие его типы:
- индустриальный парк типа Greenfield («Гринфилд»). Этот тип индустриального парка предполагает, что он создается на ранее незастроенной территории в период начальной стадии реализации проекта;
- индустриальный парк типа Brownfield («Браунфилд»). Этот тип индустриального парка предполагает, что он создается на базе уже существующих ранее или производственных объектов, которые имеют инженерную и транспортной инфраструктуру;
Выделяют следующие виды индустриальных парков, исходя из стадии реализации проекта:
- действующий индустриальный парк, он должен обладать всеми обязательными признаками индустриального парка, которые прописаны в [4];
- создаваемый индустриальный парк может иметь обладать не всеми обязательными признаками, предусмотренными в [4], но все обязательные признаки должны быть предусмотрены проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу;
- планируемый индустриальный парк - территория, отведенная для размещения индустриального парка, представляет собой крупный земельный массив, возможно, категории «земли сельскохозяйственного назначения», предлагаемый для размещения производственных и складских сооружений по решению местной администрации или частного собственника. Изменение категории земли, дальнейшие изыскания, строительство подъездной дороги, снятие плодородного слоя почвы, выравнивание рельефа, дренаж, присоединение участка к сетям [7].
В настоящее время не происходит количественного роста индустриальных парков, но растет количество проектов, реализуемых уже внутри созданных парков. Этому во многом способствует совершенствование регионального законодательства, предоставляющего участникам индустриального парка большее количество льгот и субсидий. Также необходимо отметить рост уровня подготовленности площадок для создания и развития индустриальных парков и качество предлагаемой инфраструктуры для создания бизнеса.
Следующим видом промышленной инфраструктуры России является промышленный кластер, Под промышленным кластером обычно понимается совокупность субъектов деятельности в сфере промышленности, связанных отношениями в указанной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости и размещенных на территории одного субъекта РФ или на территориях нескольких субъектов РФ [1];
Для того, чтобы деятельность кластера успешной, необходимо выполнение ряда условий:
- технологическая взаимосвязь производимой продукции или отраслевая принадлежность;
- локализация в одном регионе;
- тесные взаимосвязи между внутри кластера между компаниями.
Последним видом промышленной инфраструктуры в представленном выше перечне является технопарк. Из определения технопарка следует, что это научно-технологический комплекс, охватывающий все процессы от фундаментальных научных исследований, опытного производства вплоть до реализации новой продукции.
На сегодняшний день в РФ из 86 действующих и 21 строящегося технопарка можно выделить два основных типа:
- технопарки в сфере высоких технологий;
- промышленные технопарки.
Промышленный технопарк — технопарк, комплекс объектов, зданий, строений, сооружений, оборудование которого предназначено для обеспечения запуска и выведения на рынок промышленной продукции и технологий [5].
Технопарки высоких технологий должны включать зону научно-исследовательских разработок, бизнес-зону, включая коворкинг, образовательную структуру и предоставление общих и технологических услуг [5]. Именно такое сочетание элементов технопарка и их активное взаимодействие позволяет достигать значительных достижений не только в научных исследованиях, но и главное — в их внедрении. Основная задача технопарка — передача малым и средним предприятиям на аутсорсинг дорогостоящие и наукоемкие процессы компаний.
Основная цель развития промышленной и инновационной инфраструктуры страны — создание оптимальных условий для привлечения высокотехнологичного бизнеса. Представленные выше виды инфраструктуры будут способствовать решению не только этой задачи, но и привлечению иностранных инвестиций в экономику страны; повышению уровня занятости населения и квалификации рабочей силы; эффективному использованию территории региона; повышению уровня жизни и покупательной способности населения; усилению конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации.
Библиографический список
1. Федеральный закон № 488 от 31.12.2014 г. «О промышленной политике в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (дата обращения: 16.06.2018).
2. Федеральный закон № 116 от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (ред. от 12.07.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения: 16.06.2018).
3. Федеральный закон № 473 от 29.12.2014 г. «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_172962/ (дата обращения: 16.06.2018).
4. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56301-2014 «Индустриальные парки. Требования» // Стандартинформ. - Москва, 2015. - 26 с.
5. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56425-2015 «Технопарки. Требования» // Стандартинформ. -Москва, 2015. - 27 с.
6. Белкин, В. Г. Развитие предпринимательства и технологический прогресс / В. Г. Белкин, Т. Н. Леонова, В. П. Смирнов // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 3-2 (56-2). - С. 949-952.
7. Бурцева, Т. А. Результативность создания индустриальных парков в регионах России / Т. А. Бурцева, А. А. Савельев // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2017 г. - № 1 (49). Номер статьи: 4922. Дата публикации: 2017-02-18. - Режим доступа: https://eee-region.ru/article/4922/ (дата обращения: 16.06.2018).
8. Леонова, Т. Н. Национальная инновационная система: институциональные основы функционирования. Монография. Государственный университет управления / Т. Н. Леонова, Н. В. Маланичева, Г. А. Плотникова, М. Я. Эйгель. - Москва, 2011. - 182 с.
9. Леонова, Т. Н. Институциональные механизмы развития венчурной инновационной деятельности. Монография. Вега-инфо, Москва, 2011. - 293 с.
10. Хасунцев, И. М. Обоснование модели формирования отраслевых инновационных систем в российской экономике // Вестник Университета. - 2013. - № 21. - С. 238-243.
11. Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// minvr.ru/ (дата обращения: 16.06.2018).
References
1. Federal'nyj zakon № 488 ot 31.12.2014 «Ob promyshlennoy politike v Rossiyskoy Federacii» (red. ot 31.12.2017) [Federal law № 488 dated 31 December 2014 «On industrial policy in the Russian Federation» (ed. of 31.12.2017)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173119/ (accessed 16.06.2018).
2. Federal'nyj zakon № 116 ot 22.07.2014 «Ob osobih economicheskih zonah v Rossiyskoy Federacii» (red. ot 12.07.2017) [Federal law № 116 dated 22 July 2005 «On special economic zones in the Russian Federation» (ed. of 12.07.2017)]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (accessed 16.06.2018).
3. Federal'nyj zakon № 473 ot 29 December 2014. «0 territoriyah operezhayushego razvitiya v RossiyskoyFederacii» (red. ot 31.12.2017) [Federal law № 473 dated December 29, 2014 «On territories of advanced social and economic development in the Russian Federation» (ed. of 31.12.2017)] Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172962/ (accessed 16.06.2018).
4. Nacional standart of Russian Federation GOST P 56301-2014 «Industrialniye parki Trebovaniya» Standartinform [National standard of Russian Federation GOSTR 56301-2014 «Industrialparks. Requirements»]. Moscow, 2015, pp. 26.
5. Nacional standart of Russian Federation GOST P 56425-2015 «Tehnoparki Trebovaniya» [National standard of Russian Federation GOSTR 56425 - 2015 «Technoparks. Requirements»], Standartinform, Moscow, 2015, 27 p.
6. Belkin V. G., Leonova T. N., Smirnov V. P. Razvitiye predprinimatelstva I tehnologicheskiy progress [Enterprise development and technological progress]. Economika I predprinimatelstvo, 2015, № 3-2, pp. 949-953.
7. Burtceva T. A., Saveliev A. A. Rezultativnost sozdaniya industrialnih parkov v regionah Rossii [Effectiveness of the creation of industrial parks in the regions of Russia]. Regionalnaya ekonomika I upravleniye: elektronniy nauchniy zhurnal, 2017. Aval-iable at: https://eee-region.ru/article/4922/ (accessed 16.06.2018).
8. Leonova T. N., Malanicheva N. V., Plotnikova G. A., Eygel M. Y. Nacionalnaya innovacionnaya systema; institucionalniye osnovy funkcionirovaniya [National innovation system: institutional framework offunctioning]. Monografiya. Gosudarst-venniy Universitet Upravleniya. Moscow, 2011, p. 182.
9. Leonova T. N. Institucionalniye mehanizmy razvitiya venchurnoy innovacionnoy deyatelnosti [Institutional mechanisms for the developmentofventure innovation]. Monografiya. Vega-info, Moscow, 2011. p. 298.
10. Khatuntsev I. M. Obosnovanie modeli formirovaniya otraslevih innovasionnih system v rossiyskoy economike [Substantiation of the model offormation of sectoral innovation systems in Russian economy]. Vestnik Universitrta. Moscow, 2013, I. 21, pp. 238-243.
11. Ministerstvo Rossiyskoy Federacii po razvitiyu Dalnego Vostoka [Ministry of the Russian Federation for the development of the Far East]. Avaliable at: https://minvr.ru/ (accessed 16.06.2018).