Научная статья на тему 'Приоритетные направления развития российского государственного медицинского Университета им. Н. И. Пирогова. Медицинские информационные технологии'

Приоритетные направления развития российского государственного медицинского Университета им. Н. И. Пирогова. Медицинские информационные технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления развития российского государственного медицинского Университета им. Н. И. Пирогова. Медицинские информационные технологии»

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Приоритетные направления развития Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова. Медицинские информационные технологии

Н.Н.Володин

Российский государственный медицинский университет им. Н.И.Пирогова

Важное место в системе подготовки высокопрофессиональных врачей и в их практической деятельности сегодня занимают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Исключительная значимость ИКТ в образовании и здравоохранении в последние годы неоднократно отмечалась руководством страны. На заседании президиума Госсовета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», состоявшемся с участием Президента России в Петрозаводске, были особо отмечены роль информатизации в непрерывном профессиональном образовании и важность дистанционных технологий в образовании и медицине. На заседании Совета по развитию информационного общества в России, прошедшем в Твери, особое внимание было обращено на внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и на коммерциализацию разработок высших учебных заведений путем создания инновационных компаний на базе инновационных технологий.

С учетом актуальности перечисленных задач в Программе развития Национального исследовательского университета - РГМУ им. Н.И.Пирогова - определено направление «Медицинские информационные технологии». В рамках Университета направлению присвоен номер 5 (ПНР №5). Руководителями ПНР №5 назначены проректор по информатизации И.С.Имельбаев и заведующая кафедрой медицинской кибернетики и информатики профессор Т.В.Зарубина.

В целях развития информационно-телекоммуникационных технологий в медицине Министерство здравоохранения и социального развитии России в апреле 2011 г. приняло «Концепцию создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». В ней дана оценка состояния информатизации в российском здравоохранении, перечислен ряд проблемных задач. В целом информационная поддержка решений актуальных задач как в области управления отраслью, так и в области непосредственного оказания населению медицинской помощи на сегодняшний день признана недостаточной.

В этих условиях РГМУ в качестве НИУ может стать в авангарде развития медицинских информационных технологий, обеспечивая их внедрение не только в стенах собственно Университета, но и в системе всего российского здравоохранения.

В Программу развития РГМУ на 2010-2019 гг. в статусе НИУ по ПНР №5 включены следующие мероприятия:

• развитие информационной инфраструктуры Университета;

• внедрение инновационных технологий в сфере образовательной деятельности;

• развитие электронных библиотечных ресурсов;

• внедрение телемедицинских технологий в сфере образования и оказания медицинской помощи населению;

• создание автоматизированной информационной системы лечебно-профилактических учреждений (АИС ЛПУ).

Развитие информационной инфраструктуры

Университета

Цель мероприятия - объединение в единое информационное пространство всех структурных подразделений и клинических кафедр РГМУ, расположенных на территории Москвы. Для осуществления этой цели были разработаны рабочие проекты на строительство структурированных кабельных систем учебных корпусов и клинической базы Университета. Данными проектами предусмотрен монтаж более 1800 рабочих мест.

В течение 2010 г. были выполнены работы по монтажу структурированной кабельной системы Медицинского центра РГМУ, библиотеки, фантомных классов кафедры стоматологии, в компьютерных классах на кафедре кожных болезней, на кафедрах химии, стоматологии и медицинской кибернетики и информатики. В текущем году в соответствии с указанными проектами к единой сети Университета будут подключены до 65% пользователей.

Важное значение в создании информационной структуры Университета имеет подключение к сети Интернет подразделений Университета, расположенных на разных территориях Москвы. В 2010 г. к сети Интернет подключены 90 удаленных кафедр Университета.

Внедрение инновационных технологий

в сфере образовательной деятельности

Полномасштабная многоплановая информатизация общества, и здравоохранения в частности, стала реальностью. Эта новая реальность выдвигает принципиально другой уровень требований к подготовке специалистов-медиков.

Основные направления использования ИКТ в сфере услуг, оказываемых в образовательной деятельности

Н.Н.Володин / Вестник РГМУ, 2011, №3, с. 5-7

Университета в ближайшие годы, представлены комплексом следующих проектов:

1. Развитие университетской системы информационных образовательных ресурсов

Цель проекта - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационной экономики за счет обеспечения потребностей вуза в электронных образовательных ресурсах и учебно-методических материалах, предполагающих организацию учебного процесса с эффективным использованием ИКТ.

Для реализации этого проекта в РГМУ в 2010 г. начал работу медицинский образовательный портал (МОП). Портал обеспечивает единообразную схему технологической реализации механизмов создания, хранения и использования в учебном процессе информационно-образовательных ресурсов различных типов: учебных пособий, курсов и лекций. Пользоваться медицинским образовательным порталом могут абитуриенты, студенты, преподаватели, врачи.

С 2010 г. ведется работа по наполнению МОП образовательным контентом. На 2011 г. и последующие годы запланированы разработки электронных учебных курсов по различным дисциплинам, изучаемым в Университете, для профессионального и послевузовского образования. К этой работе привлечены лучшие педагогические кадры вуза.

2. Обучение профессорско-преподавательского состава работе с медицинским образовательным порталом

Цель проекта - подготовка преподавателей РГМУ к созданию электронных образовательных ресурсов и использованию их в учебном процессе.

В рамках данного проекта проводится ряд обучающих курсов и мероприятий, ориентированных на выработку и закрепление навыков, необходимых для самостоятельной разработки электронных обучающих курсов преподавателями Университета. Разработан и находится в общем доступе электронный обучающий курс «Преподаватель в среде электронного обучения. Успешная работа с медицинским образовательным порталом РГМУ».

3. Технологическая поддержка, эксплуатация и развитие сервисов медицинского образовательного портала

Цель проекта - выполнение комплекса работ по обеспечению бесперебойного функционирования сервисов МОП, включая работы по размещению электронных образовательных ресурсов и оказанию квалифицированной помощи по техническим вопросам использования электронных информационных ресурсов.

4. Стандартизация требований к созданию и контролю результатов использования электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения

Цель проекта - развитие унификации ЭОР нового поколения, гармонизация с международными ИКТ-стандартами по созданию и доступу к ЭОР, отвечающим актуальным потребностям пользователей (педагогов и учащихся) на современном этапе. В рамках данного проекта должен быть разработан ряд регламентирующих и методических документов, определяющих порядок создания, приемки и использования ЭОР.

5. Развитие методов и средств коллективного взаимодействия преподавателей с учащимися для дистанционной

координации и управления образовательной деятельностью с использованием сетевых технологий

Цель проекта - обеспечение доступного и качественного образования для различных категорий учащихся на основе использования ИКТ, средств коммуникаций, а также индивидуальных форм организации обучения, включая дистанционные.

Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) наиболее широко используются в Университете при реализации дополнительных образовательных программ профессионального образования на факультете усовершенствования врачей. Начиная с 2009 г. проводится систематическая работа по организации повышения квалификации преподавателей по подготовке электронных образовательных курсов, лежащих в основе дистанционного обучения. С 2010 г. ведется работа по созданию электронных обучающих курсов. Область применения таких курсов не ограничивается дистанционным обучением. Эти курсы являются основой для внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, дают возможность повысить эффективность самостоятельной работы студентов. В 2011 г. и в последующие годы планируется продолжить работу по созданию условий для внедрения ДОТ в учебный процесс. Для этого будут расширяться возможности доступа к сети Интернет преподавателям и сотрудникам Университета, а также студентам, проживающим в студенческом общежитии.

6. Построение системы независимой оценки знаний студентов и слушателей

Цель проекта - организация, планирование и проведение очного электронного тестирования в системе обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров РГМУ им. Н.И.Пирогова.

В рамках этого мероприятия в Университете в 2010 г. построен и введен в эксплуатацию центр компьютерного тестирования на 60 посадочных мест. Хранилище коллекций тестов для контроля знаний студентов и слушателей находится на медицинском образовательном портале. В дальнейшем количество компьютерных классов для тестирования будет увеличено.

Развитие электронных библиотечных ресурсов

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-3) по медицинским специальностям библиотека Университета должна быть укомплектована печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы. В связи с этим в Университете проводится перевод изданий библиотечного фонда в электронную форму. Достоинства такого перевода: обеспечивается оперативный доступ практически неограниченному количеству пользователей одновременно к одной оцифрованной единице библиотечного фонда, достигаются сохранность раритетных изданий и экономия библиотечных площадей.

В 2010 г. осуществлен перевод в электронную форму книг общим объемом 380 тысяч страниц. Организован доступ к электронным копиям книг в помещении электронного читального зала. Для планирования и управления контентом полнотекстовой электронной библиотеки, организации дос-

Приоритетные направления развития Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова

тупа к электронным копиям книг используется программно-информационный комплекс на платформе DocuShare. Для организации сканирования книг библиотеки Университетом приобретен высокопроизводительный комплекс автоматического сканирования книг «ЭЛАРобот-1». В 2011 г. планируется продолжить сканирование книг и организацию доступа к оцифрованным фондам библиотеки силами сотрудников Университета.

Внедрение телемедицинских технологий в сфере образования и оказания медицинской помощи населению

Телемедицина является новым направлением в области информатизации в РГМУ. В Программу развития национального исследовательского университета включено создание центра телемедицины.

Целью создания такого центра является предоставление возможностей врачам из удаленных регионов России получать консультации специалистов высшей квалификации из научных и клинических центров России и проводить телеконференции при решении сложных медицинских вопросов; пациентам - удаленно получать квалифицированные медицинские консультации. Также на основе созданного центра можно будет проводить мероприятия по дистанционному послевузовскому повышению квалификации специалистов-медиков по ряду специальностей.

В 2010 г. начаты работы по созданию центра. В 2011 г. планируется завершить монтаж центра и ввод его в эксплуатацию, разработать регламенты работы центра. В последующие годы эффективность центра будет определяться степенью разветвленности телемедицинской информационной сети, а также качеством организации управления в сфере телемедицинских услуг.

Создание автоматизированной информационной системы лечебно-профилактических учреждений

Реализация проекта по созданию АИС ЛПУ начата в 2011 г. Система предназначена для комплексной автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений стационарного и поликлинического типа. На первом этапе будут осуществляться внедрение и адаптация трех

общих расчетно-аналитических систем (РАС): «Движение», «Статистика» и «Аптека». Расчетно-аналитическая система «Движение» обеспечивает регистрацию поступления пациента и всех его перемещений в клинических подразделениях стационаров и на основе этих данных позволяет формировать ежедневную отчетно-статистическую документацию в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения и социального развития России. Расчетно-аналитическая система «Статистика» предназначена для автоматизации деятельности службы медицинской статистики.

На втором этапе реализации проекта будут осуществляться внедрение и адаптация функциональных возможностей РАС «Лечащий врач», РАС «Врач-специалист», РАС «Лаборатория», РАС «Телемедицинские системы». На третьем этапе на базе созданной технической, организационной и информационной инфраструктуры планируется создание новых расчетно-аналитических систем, направленных на обеспечение и повышение качества учебного процесса в РГМУ; информатизацию отделений реанимации и интенсивной терапии и создание автоматизированной системы прикроватного мониторинга с формированием карты интенсивной терапии и анестезиологической наркозной карты; создание интеллектуальных модулей поддержки принятия врачебных решений на основе статистических подходов и экспертных систем в различных областях медицины.

В 2011-2012 гг. на базе принятых решений, нацеленных на реализацию проектов «АИС ЛПУ» и «Телемедицинский центр» приоритетного направления развития «Медицинские информационные технологии», планируется создание инновационных хозяйственных обществ.

Выполнение перечисленных мероприятий, конечно, не тождественно решению всех задач, являющихся приоритетными в области информатизации здравоохранения и медицинского высшего образования. Тем не менее каждое завершенное мероприятие Программы развития Университета в статусе НИУ в части развития ИКТ способствует повышению качества медицинского высшего профессионального и послевузовского образования, а также вносит свой посильный вклад в продвижение ИКТ в системе здравоохранения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.