КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Приоритетные направления развития Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова. Медицинские информационные технологии
Н.Н.Володин
Российский государственный медицинский университет им. Н.И.Пирогова
Важное место в системе подготовки высокопрофессиональных врачей и в их практической деятельности сегодня занимают информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Исключительная значимость ИКТ в образовании и здравоохранении в последние годы неоднократно отмечалась руководством страны. На заседании президиума Госсовета «О реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации», состоявшемся с участием Президента России в Петрозаводске, были особо отмечены роль информатизации в непрерывном профессиональном образовании и важность дистанционных технологий в образовании и медицине. На заседании Совета по развитию информационного общества в России, прошедшем в Твери, особое внимание было обращено на внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс и на коммерциализацию разработок высших учебных заведений путем создания инновационных компаний на базе инновационных технологий.
С учетом актуальности перечисленных задач в Программе развития Национального исследовательского университета - РГМУ им. Н.И.Пирогова - определено направление «Медицинские информационные технологии». В рамках Университета направлению присвоен номер 5 (ПНР №5). Руководителями ПНР №5 назначены проректор по информатизации И.С.Имельбаев и заведующая кафедрой медицинской кибернетики и информатики профессор Т.В.Зарубина.
В целях развития информационно-телекоммуникационных технологий в медицине Министерство здравоохранения и социального развитии России в апреле 2011 г. приняло «Концепцию создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения». В ней дана оценка состояния информатизации в российском здравоохранении, перечислен ряд проблемных задач. В целом информационная поддержка решений актуальных задач как в области управления отраслью, так и в области непосредственного оказания населению медицинской помощи на сегодняшний день признана недостаточной.
В этих условиях РГМУ в качестве НИУ может стать в авангарде развития медицинских информационных технологий, обеспечивая их внедрение не только в стенах собственно Университета, но и в системе всего российского здравоохранения.
В Программу развития РГМУ на 2010-2019 гг. в статусе НИУ по ПНР №5 включены следующие мероприятия:
• развитие информационной инфраструктуры Университета;
• внедрение инновационных технологий в сфере образовательной деятельности;
• развитие электронных библиотечных ресурсов;
• внедрение телемедицинских технологий в сфере образования и оказания медицинской помощи населению;
• создание автоматизированной информационной системы лечебно-профилактических учреждений (АИС ЛПУ).
Развитие информационной инфраструктуры
Университета
Цель мероприятия - объединение в единое информационное пространство всех структурных подразделений и клинических кафедр РГМУ, расположенных на территории Москвы. Для осуществления этой цели были разработаны рабочие проекты на строительство структурированных кабельных систем учебных корпусов и клинической базы Университета. Данными проектами предусмотрен монтаж более 1800 рабочих мест.
В течение 2010 г. были выполнены работы по монтажу структурированной кабельной системы Медицинского центра РГМУ, библиотеки, фантомных классов кафедры стоматологии, в компьютерных классах на кафедре кожных болезней, на кафедрах химии, стоматологии и медицинской кибернетики и информатики. В текущем году в соответствии с указанными проектами к единой сети Университета будут подключены до 65% пользователей.
Важное значение в создании информационной структуры Университета имеет подключение к сети Интернет подразделений Университета, расположенных на разных территориях Москвы. В 2010 г. к сети Интернет подключены 90 удаленных кафедр Университета.
Внедрение инновационных технологий
в сфере образовательной деятельности
Полномасштабная многоплановая информатизация общества, и здравоохранения в частности, стала реальностью. Эта новая реальность выдвигает принципиально другой уровень требований к подготовке специалистов-медиков.
Основные направления использования ИКТ в сфере услуг, оказываемых в образовательной деятельности
Н.Н.Володин / Вестник РГМУ, 2011, №3, с. 5-7
Университета в ближайшие годы, представлены комплексом следующих проектов:
1. Развитие университетской системы информационных образовательных ресурсов
Цель проекта - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационной экономики за счет обеспечения потребностей вуза в электронных образовательных ресурсах и учебно-методических материалах, предполагающих организацию учебного процесса с эффективным использованием ИКТ.
Для реализации этого проекта в РГМУ в 2010 г. начал работу медицинский образовательный портал (МОП). Портал обеспечивает единообразную схему технологической реализации механизмов создания, хранения и использования в учебном процессе информационно-образовательных ресурсов различных типов: учебных пособий, курсов и лекций. Пользоваться медицинским образовательным порталом могут абитуриенты, студенты, преподаватели, врачи.
С 2010 г. ведется работа по наполнению МОП образовательным контентом. На 2011 г. и последующие годы запланированы разработки электронных учебных курсов по различным дисциплинам, изучаемым в Университете, для профессионального и послевузовского образования. К этой работе привлечены лучшие педагогические кадры вуза.
2. Обучение профессорско-преподавательского состава работе с медицинским образовательным порталом
Цель проекта - подготовка преподавателей РГМУ к созданию электронных образовательных ресурсов и использованию их в учебном процессе.
В рамках данного проекта проводится ряд обучающих курсов и мероприятий, ориентированных на выработку и закрепление навыков, необходимых для самостоятельной разработки электронных обучающих курсов преподавателями Университета. Разработан и находится в общем доступе электронный обучающий курс «Преподаватель в среде электронного обучения. Успешная работа с медицинским образовательным порталом РГМУ».
3. Технологическая поддержка, эксплуатация и развитие сервисов медицинского образовательного портала
Цель проекта - выполнение комплекса работ по обеспечению бесперебойного функционирования сервисов МОП, включая работы по размещению электронных образовательных ресурсов и оказанию квалифицированной помощи по техническим вопросам использования электронных информационных ресурсов.
4. Стандартизация требований к созданию и контролю результатов использования электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения
Цель проекта - развитие унификации ЭОР нового поколения, гармонизация с международными ИКТ-стандартами по созданию и доступу к ЭОР, отвечающим актуальным потребностям пользователей (педагогов и учащихся) на современном этапе. В рамках данного проекта должен быть разработан ряд регламентирующих и методических документов, определяющих порядок создания, приемки и использования ЭОР.
5. Развитие методов и средств коллективного взаимодействия преподавателей с учащимися для дистанционной
координации и управления образовательной деятельностью с использованием сетевых технологий
Цель проекта - обеспечение доступного и качественного образования для различных категорий учащихся на основе использования ИКТ, средств коммуникаций, а также индивидуальных форм организации обучения, включая дистанционные.
Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) наиболее широко используются в Университете при реализации дополнительных образовательных программ профессионального образования на факультете усовершенствования врачей. Начиная с 2009 г. проводится систематическая работа по организации повышения квалификации преподавателей по подготовке электронных образовательных курсов, лежащих в основе дистанционного обучения. С 2010 г. ведется работа по созданию электронных обучающих курсов. Область применения таких курсов не ограничивается дистанционным обучением. Эти курсы являются основой для внедрения электронных образовательных ресурсов в учебный процесс, дают возможность повысить эффективность самостоятельной работы студентов. В 2011 г. и в последующие годы планируется продолжить работу по созданию условий для внедрения ДОТ в учебный процесс. Для этого будут расширяться возможности доступа к сети Интернет преподавателям и сотрудникам Университета, а также студентам, проживающим в студенческом общежитии.
6. Построение системы независимой оценки знаний студентов и слушателей
Цель проекта - организация, планирование и проведение очного электронного тестирования в системе обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров РГМУ им. Н.И.Пирогова.
В рамках этого мероприятия в Университете в 2010 г. построен и введен в эксплуатацию центр компьютерного тестирования на 60 посадочных мест. Хранилище коллекций тестов для контроля знаний студентов и слушателей находится на медицинском образовательном портале. В дальнейшем количество компьютерных классов для тестирования будет увеличено.
Развитие электронных библиотечных ресурсов
В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС-3) по медицинским специальностям библиотека Университета должна быть укомплектована печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы. В связи с этим в Университете проводится перевод изданий библиотечного фонда в электронную форму. Достоинства такого перевода: обеспечивается оперативный доступ практически неограниченному количеству пользователей одновременно к одной оцифрованной единице библиотечного фонда, достигаются сохранность раритетных изданий и экономия библиотечных площадей.
В 2010 г. осуществлен перевод в электронную форму книг общим объемом 380 тысяч страниц. Организован доступ к электронным копиям книг в помещении электронного читального зала. Для планирования и управления контентом полнотекстовой электронной библиотеки, организации дос-
Приоритетные направления развития Российского государственного медицинского университета им. Н.И.Пирогова
тупа к электронным копиям книг используется программно-информационный комплекс на платформе DocuShare. Для организации сканирования книг библиотеки Университетом приобретен высокопроизводительный комплекс автоматического сканирования книг «ЭЛАРобот-1». В 2011 г. планируется продолжить сканирование книг и организацию доступа к оцифрованным фондам библиотеки силами сотрудников Университета.
Внедрение телемедицинских технологий в сфере образования и оказания медицинской помощи населению
Телемедицина является новым направлением в области информатизации в РГМУ. В Программу развития национального исследовательского университета включено создание центра телемедицины.
Целью создания такого центра является предоставление возможностей врачам из удаленных регионов России получать консультации специалистов высшей квалификации из научных и клинических центров России и проводить телеконференции при решении сложных медицинских вопросов; пациентам - удаленно получать квалифицированные медицинские консультации. Также на основе созданного центра можно будет проводить мероприятия по дистанционному послевузовскому повышению квалификации специалистов-медиков по ряду специальностей.
В 2010 г. начаты работы по созданию центра. В 2011 г. планируется завершить монтаж центра и ввод его в эксплуатацию, разработать регламенты работы центра. В последующие годы эффективность центра будет определяться степенью разветвленности телемедицинской информационной сети, а также качеством организации управления в сфере телемедицинских услуг.
Создание автоматизированной информационной системы лечебно-профилактических учреждений
Реализация проекта по созданию АИС ЛПУ начата в 2011 г. Система предназначена для комплексной автоматизации деятельности лечебно-профилактических учреждений стационарного и поликлинического типа. На первом этапе будут осуществляться внедрение и адаптация трех
общих расчетно-аналитических систем (РАС): «Движение», «Статистика» и «Аптека». Расчетно-аналитическая система «Движение» обеспечивает регистрацию поступления пациента и всех его перемещений в клинических подразделениях стационаров и на основе этих данных позволяет формировать ежедневную отчетно-статистическую документацию в соответствии с требованиями Министерства здравоохранения и социального развития России. Расчетно-аналитическая система «Статистика» предназначена для автоматизации деятельности службы медицинской статистики.
На втором этапе реализации проекта будут осуществляться внедрение и адаптация функциональных возможностей РАС «Лечащий врач», РАС «Врач-специалист», РАС «Лаборатория», РАС «Телемедицинские системы». На третьем этапе на базе созданной технической, организационной и информационной инфраструктуры планируется создание новых расчетно-аналитических систем, направленных на обеспечение и повышение качества учебного процесса в РГМУ; информатизацию отделений реанимации и интенсивной терапии и создание автоматизированной системы прикроватного мониторинга с формированием карты интенсивной терапии и анестезиологической наркозной карты; создание интеллектуальных модулей поддержки принятия врачебных решений на основе статистических подходов и экспертных систем в различных областях медицины.
В 2011-2012 гг. на базе принятых решений, нацеленных на реализацию проектов «АИС ЛПУ» и «Телемедицинский центр» приоритетного направления развития «Медицинские информационные технологии», планируется создание инновационных хозяйственных обществ.
Выполнение перечисленных мероприятий, конечно, не тождественно решению всех задач, являющихся приоритетными в области информатизации здравоохранения и медицинского высшего образования. Тем не менее каждое завершенное мероприятие Программы развития Университета в статусе НИУ в части развития ИКТ способствует повышению качества медицинского высшего профессионального и послевузовского образования, а также вносит свой посильный вклад в продвижение ИКТ в системе здравоохранения России.