Научная статья на тему 'Формирование системы информатизации в кемеровском государственном университете'

Формирование системы информатизации в кемеровском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование системы информатизации в кемеровском государственном университете»

ков института проводится семинар «Менеджмент качества ВПО».

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 разработаны и документально оформлены политика и цели в области качества, приняты на общем собрании трудового коллектива 30.08.2006 г Данные документы доведены до сведения всех преподавателей и сотрудников института. Разработаны и введены в действие информационные карты основ-

ных процессов: довузовская подготовка, прием студентов, реализация основных образовательных программ, воспитательная работа со студентами, научные исследования.

В настоящее время в институте существует следующая группа внутренних стандартов:

- прием на обучение,

- планирование учебного процесса,

- итоговая аттестация и выпуск.

формирование системы информатизации в кемеровском государственном университете

К. Е. Афанасьев, д-р физико-математических наук, профессор, проректор по информационным технологиям и открытому образованию КемГУ

Инновационное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает непосредственное влияние на научно-технический прогресс во всех сферах общества. ИКТ относятся к классу прорывных технологий, обеспечивающих быстрое накопление интеллектуального и экономического потенциала и гарантирующих устойчивое развитие общества. ИКТ входят в перечни Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ и Критических технологий РФ. Информатизация образовательного процесса в течение ряда лет остается одной из главных задач развития образования. Реализована Федеральная целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды, 2001-2005 гг.», ряд ключевых показателей эффективности выполнения Федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) (2006-2010 гг.) включает использование информационных технологий, сетевого взаимодействия в образовательных учреждениях. Актуальной задачей является подготовка высокопрофессиональных специалистов, обладающих наряду с профессиональной компетентностью качественно новым уровнем ИКТ-компетентности.

По уровню решаемых задач и достигнутым результатам в области информатизации учебно-научного процесса Кемеровский государственный университет входит в число ведущих вузов Сибирского федерального округа.

Стратегической целью информатизации КемГУ является переход на качественно новый уровень системы технического и методического обеспечения единого информационного пространства университета, информационных технологий и дистанционного обучения, формирования информационно-коммуникационной компетентности всех участников учебно-научного процесса.

Задачами на ближайшую перспективу являются:

1. Формирование банка электронных образовательных ресурсов, системы обеспечения их качества.

2. Развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса, формирование единого информационного образовательного пространства.

3. Организация системы «непрерывного» дополнительного профессионального образования по ИКТ.

4. Развитие системы дистанционного обучения.

5. Информатизация процессов управления и развитие ИАИС университета.

6. Оснащение университета современными аппаратно-программными средствами и информационно-коммуникационными технологиями, развитие телекоммуникационной инфраструктуры.

Для успешного решения поставленных задач КемГУ обладает достаточно мощным потенциалом.

информационное обеспечение учебного процесса

Ключевым звеном информационного обеспечения учебного процесса являются электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и средства их доставки до потребителя. В КемГУ в течение ряда лет реализуется научно-методическая программа «Учебные электронные издания КемГУ», финансируемая из собственных средств университета. Целью Программы является обеспечение образовательных программ университета современными качественными учебными, методическими и другими электронными информационными ресурсами, оперативно обновляемыми и доступными всем участникам образовательного процесса. Программный характер данного мероприятия обусловлен необходимостью системного подхода к разработке, обеспечению качества, внедрению и сопровождению ЭОР

- информатизация профессион

развитие информатизации на уровне университета

В последние годы информатизация рассматривается как одно из приоритетных (стратегических) направлений в развитии КемГУ. Основным документом, определяющим процессы информатизации КемГУ на период с 2004/2005 по 2007/2008 уч. годы, являлась Программа информатизации КемГУ. Текущая корректировка Программы осуществлялась в процессе выполнения отдельных целевых проектов Министерства образования РФ, Минпромнауки РФ, проектов ФЦП РЕОИС, ФПРО, грантов фонда Сороса и др.

Основными направлениями развития информатизации КемГУ являются:

- разработка и внедрение в учебный процесс электронных учебных материалов по основным базовым и специальным курсам;

- формирование электронного каталога учебных, учебно-методических и научных изданий по дисциплинам специализаций факультета;

- создание базы тестов по основным дисциплинам;

- переподготовка профессорско-преподавательских кадров по работе с современными программными средствами и дальнейшему использованию их в учебном процессе;

- проведение учебно-методическими комиссиями факультетов экспертных оценок программ курсов и электронных учебных материалов с целью определения степени их соответствия образовательным стандартам и требованиям, предъявляемым к электронным ресурсам учебного назначения.

управлениепроцессами информатизации

Руководство процессами информатизации в университете осуществляет проректор по информационным технологиям.

Выполнение процессов информатизации в университетском комплексе производится различными структурами, каждое из которых обладает своим набором функций.

Ученый совет учебного комплекса утверждает отчет проректора по информатизации, Программу информатизации учебного комплекса на очередной период, основные направления развития процессов информатизации.

координационный совет по проблемам информатизации (КСПИ) является совещательным, координирующим органом по эффективному развитию информационной инфраструктуры учебного комплекса. КСПИ проводит экспертизу всех проектов и программ, следит за использованием средств вычислительной техники (СВТ) и новых информационных технологий

(НИТ) в процессе обучения, в научных исследованиях, в делопроизводстве. Выдает рекомендации ректорату по вопросам закупки и использования СВТ Заслушивает подразделения по итогам проведения Программы информатизации университетского комплекса и определяет актуальные и перспективные направления развития ИТ и вносит в ректорат предложения по их финансированию. Анализирует структуру, направления и итоги работы подразделений учебного комплекса, связанных с разработкой, использованием и внедрением НИТ.

Управление информатизации (УИ) проводит единую информационную политику (в области разработки, внедрения, применения и развития информационных технологий) в образовательной, научной и административной деятельности научно-образовательного университетского комплекса и участвует в ее формировании.

УИ обеспечивает организацию взаимодействия со смежными службами и подразделениями КемГУ.

реализацией основных задач внедрения и использования информационных технологий во всех сферах деятельности КемГУ занимаются многие подразделения, основными из них являются:

- кафедра Юнеско по новым информационным технологиям;

- кафедра информационных технологий в образовании;

- центр новых информационных технологий;

- региональный центр дистанционного образования;

- отдел технических средств обучения;

- отдел информатизации библиотечных процессов ОНБ КемГУ;

- институт зам. деканов по информатизации и др.

подготовка кадров для работы в единой информационной образовательной среде университета

Технологической основой формирования ИКТ-ком-петентности выпускников и преподавателей является комплексная информатизация учебно-научного процесса университетского комплекса.

Много внимания в КемГУ уделяется дополнительному профессиональному образованию по ИКТ, которым занимается кафедра информационных технологий в образовании. За прошедшие 5 лет повышение квалификации прошли около 1000 работников общего среднего образования и более 600 преподавателей вузов Кемеровской области.

В КемГУ также большое внимание уделяется вы-полняению научно-методических и других работ в области ИКТ. В частности, сотрудники университета участвовали в реализации межрегионального проекта в рамках ФЦП РЕОИС «Создание межрегионального

сегмента образовательной информационной среды профессионального и общего образования на основе комбинированной инфраструктуры наземных и спутниковых телекоммуникаций». Выполнялись работы в рамках среднесрочной региональной целевой программы «Развитие профессионального образования в Кемеровской области» на 2006-2010 годы, проект «Создание областного реестра информационных ресурсов профессионального образования». По итогам проекта на августовском педсовете преподавателями КемГУ был проведен областной мастер-класс по методике создания и использования электронных образовательных информационных ресурсов.

Очередным крупным шагом в развитии дополнительного профессионального образования по ИКТ в университете является подготовка кадров по образовательным программам с присвоением дополнительных квалификаций. С началом учебного 2008/2009 г. осуществляется набор обучающихся на двухгодичные курсы.

дистанционное обучение

Региональные университетские комплексы являются достаточно распространенной структурой в отечественной системе образования. В рамках регионального университетского комплекса имеются организационные условия для быстрого и масштабного развертывания системы дистанционного обучения, связанные с внутрикорпоративным характером соглашений субъектов образовательного процесса. Общепринятые типовые методики организации дистанционного образовательного процесса различных масштабов и уровней до сих пор отсутствуют. В этой связи разработка, апробация и тиражирование типовых методик организации дистанционного обучения с использованием электронных образовательных ресурсов в рамках регионального университетского комплекса являются важной задачей, которую в настоящее время решает Кемеровский госуниверситет.

Основная цель данного направления деятельности университета - развитие современных образовательных технологий на основе системы организационно-структурного, методического и технологического обеспечения разработки, хранения и использования ЭОР и дистанционного обучения в системе высшего и дополнительного профессионального образования Кемеровской области.

Основными составляющими данного процесса являются:

1. Формирование организационной структуры региональной сети центров дистанционного обучения (ЦДО), разработка комплекта нормативных и методических документов, регламентирующих ее функционирование.

2. Разработка методик и регламентов создания, хранения и предоставления ЭОР различным катего-

риям пользователей и их использование в дистанционном образовательном процессе на университетском и региональном уровнях.

3. Развитие методов описания ЭОР на основе международных стандартов и спецификаций, распределенной технологической платформы для организации хранения ЭОР и предоставления доступа к ним.

4. Формирование региональной системы повышения квалификации, методического и консультационного обеспечения профессорско-преподавательского состава по вопросам создания и использования ЭОР дистанционного обучения и сетевого взаимодействия.

Организационно-структурной и технологической базой обеспечения выполнения задач данного направления в рамках регионального университетского комплекса становится сеть ЦДО, связанных региональной университетской сетью передачи данных на основе наземных и спутниковых телекоммуникаций, и Центр хранения и обработки данных (Дата-Центр), имеющие современное компьютерное, коммуникационное и программное обеспечение. Исходя из анализа и систематизации отечественного и зарубежного опыта, определены функции системы ЦДО и Дата-Центра, регламенты их взаимодействия, набор необходимых нормативных и методических документов, регламентирующих порядок разработки, хранения и обеспечения качества образовательных ресурсов, их использование при проведении образовательного процесса на основе дистанционных технологий.

Разрабатываемые методики внедряются в учебный процесс Кемеровского государственного университета и могут быть использованы в региональных системах организации дистанционного обучения, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и тиражированы в российскую систему образования. Развитие полученных результатов в долгосрочной перспективе приведет к системной перестройке учебно-научного процесса, качественно новому уровню информационного обеспечения, росту инновационных приоритетов в образовании.

компьютеризация и оснащение оргтехникой учебных подразделений

Развитие материально-технической базы - один из важнейших компонентов успешного развития информационных технологий в любом вузе.

Наряду с компьютерной техникой университет активно приобретает технические средства обучения и мультимедийное оборудование.

В университете 39 компьютерных классов, все они имеют выход как в локальную сеть КемГУ, так и в мировую сеть Интернет.

Современные информационные технологии открывают беспрецедентные возможности их использо-

информатизация профессионального образования

вания в системе открытого образования - обучении на расстоянии с использованием широкого спектра как традиционных, так и новых информационных и телекоммуникационных технологий. Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и продолжительности учебного курса. В отделе ТСО КемГУ создана видеостудия, позволяющая читать лекции в режимах online или offline. Преподаватели получили возможность проводить занятия в режиме реального времени для студентов и преподавателей филиалов КемГУ.

В июне 2008 года в КемГУ впервые в Кузбассе были проведены курсы дистанционного повышения квалификации для преподавателей Анжеро-Судженского филиала. На вручении дипломов была организована видеоконференц-связь, на которой присутствовали проректор по информатизации, преподаватели КемГУ, проводившие обучение, и начальник отдела развития Кемеровского филиала ОАО «Сибирьтелеком» Кудрявцев А. В.

информационно-программное обеспечение

Для ведения учебного процесса в компьютерных классах используется лицензионное или свободно распространяемое программное обеспечение компаний Microsoft, Sun Microsystems, Oracle, IBM и других. Это удалось достигнуть путем заключения прямых со-

глашений с Российскими представительствами этих компаний в образовательной сфере.

Если в 1998 г. компьютерные классы в основном использовались на гуманитарных факультетах для работы с контрольно-обучающими компьютерными программами по специальным дисциплинам в зависимости от специфики факультета, то в настоящее время качественно изменился учебный процесс в компьютерных классах. На всех факультетах читается основной курс «Информатика», включающий изучение программного обеспечения и основных пользовательских навыков работе на компьютере, также большое количество спецкурсов и курсов по выбору, например, «Введение в дистанционное обучение иностранным языкам»; «Новые информационные технологии»; «Интернет-технологии»; «Правовые базы данных» и др. За последние пять лет в университете появился целый ряд специальных дисциплин с использованием НИТ. Силами преподавателей и УВП КемГУ разрабатываются новые электронные издания различного типа (УМК, учебники, методические пособия, указания и т. п.) и внедряются в учебный процесс.

На математическом факультете проводятся олимпиады по программированию по технологии «Association for Computing Modeling» (ACM).

С 2000 года действует научно-техническая программа «Создание системы открытого образования КемГУ». По ней разработано более 180 электронных изданий по различным дисциплинам.

Преподаватели КемГУ и представитель ОАО «Сибирьтелеком» на курсах повышения квалификации в режиме online

Регулярно проводятся курсы по обучению пользовательским навыкам работе на компьютере для сотрудников и преподавателей.

Увеличивается количество компьютерных тестов по дисциплинам различного профиля (общественные, специальные).

Анализ информационно-программного обеспечения показывает, что за последние пять лет значительно выросли количественные и качественные показатели. Но с постоянным ростом потребностей общества в получении и обработке информации (в том числе и посредством компьютеров) растут и запросы по обеспечению эффективного учебного процесса вуза.

обеспечение научной деятельности

Последние разработки в области параллельных высокопроизводительных вычислений способны обеспечить решение очень сложных задач науки и техники, что способствует созданию спроса на соответствующих специалистов. Многие вузы уже начали подготовку таких элитарных специалистов в рамках образовательных стандартов.

Решению этой задачи способствуют различные федеральные программы и гранты Министерства образования и науки, РФФИ и других фондов. Эти программы ориентированы на создание Центров высокопроизводительных вычислений с возможностью динамического использования разделяемых вычислительных ресурсов, что позволяет многим образовательным и научным учреждениям решать свои задачи, требующие значительных вычислительных мощностей. Каждый средний вуз имеет возможность создавать прототипы высокопроизводительных систем. Примером недорогого решения являются кластерные системы, основанные на платформе персональных компьютеров. Основное достоинство кластеров на основе сети ПК - возможность постепенного расширения и модернизации, а также режим эксплуатации сети днем для обычных нужд (обучение студентов и т. д.), ночью или в выходные дни - для научных расчетов.

Для обеспечения учебного процесса по параллельному программированию в КемГУ создано два учебных кластера, расположенных на территории ЦНИТ, работающих под управлением свободно распространяемого программного обеспечения.

Существующие учебные вычислительные кластеры дают хорошую возможность серьезного знакомства с технологией высокопроизводительных вычислений. В дальнейшем планируется создание первого в Кузбассе современного высокопроизводительного кластера с возможностью доступа к нему учреждений образования по региональной сети передачи данных, а также по Интернет.

В КемГУ сотрудники кафедры ЮНЕСКО по новым информационным технологиям с 2000 года читают

спецкурсы по высокопроизводительным вычислениям в рамках специальностей «Прикладная математика и информатика» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

обеспечение функционирования автоматизированной системы управления кемгу

Современные информационные технологии заставляют пересмотреть уже существующие в КемГУ способы работы с информацией и методы управления. Используемая структура коммуникаций позволяет перевести управление вузом на совершенно новый технологический и управленческий уровень.

Автоматизация КемГУ производится в строгом соответствии с принятой концепцией, в которой предлагаются методы организации автоматизированной информационной системы управления вузом, основанной на интеграции информационных ресурсов вуза и его филиалов в распределенную базу данных, средствах анализа и принятия решений. Актуальность предлагаемого решения обусловлена возрастающей ролью современных информационных технологий в организации образовательной деятельности в учебных заведениях. Эти требования могут быть удовлетворены только при наличии развитой информационной инфраструктуры. Интеграция информационных ресурсов позволяет использовать современные методы анализа состояния учебного процесса в вузе, планировать и эффективно управлять образовательной деятельностью.

За последние два года в Кемеровском университете качественно изменилась инфраструктура информационно-технической среды. Все больше и больше организационная структура вуза адаптируется к требованиям и принципам открытости образования. В таких условиях разработка информационной аналитической системы управления и принятия решения становится не только актуальной, но и вполне реальной. Такая задача должна решаться на базе долгосрочной поэтапной программы создания и внедрения ИАС.

Формирование каталога информационно-образовательных ресурсов

Задачи, которые преследовались при создании единого централизованного каталога образовательных ресурсов университета:

- обеспечение возможности использования на порталах, сопровождаемых сотрудниками КемГУ согласованного рубрикатора информационных ресурсов (предметного, по типу материалов, по уровням образования и по аудитории назначения);

- обеспечение возможности внедрения единого формата метаописаний информационных ресурсов на порталах, сопровождаемых специалистами КемГУ;

- информатизация профессион

- обеспечение возможности импорта-экспорта ме-таописаний первичных и вторичных образовательных ресурсов между каталогами порталов, сопровождаемых сотрудниками КемГУ;

- создание электронного каталога ресурсов (http:// rrc.kemsu.ru) с возможностью доступа к метаописани-ям ресурсов;

- внедрение библиотечного электронного каталога в ОНБ КемГУ и доступа к мировым библиотечным ресурсам (http://library.kemsu.ru);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение электронной системы книговыдачи на учебном и научном абонементах ОНБ КемГУ

Обязательным условием регистрации электронного ресурса в ЭК является его доступность, т. е. наличие адреса (URL), по которому можно обеспечить к нему доступ. В состав электронного УМК (ЭУМК) обязательно должны входить следующие компоненты: программа курса, методические рекомендации по курсу, пособие (курс лекций, учебник), темы контрольных работ (могут входить в программу курса), компьютерные тесты по курсу, список литературы (может входить в программу курса).

Одним из требований к электронным учебным изданиям является получение грифа факультета, университета, профильного учебно-методического объединения (УМО) или Сибирского регионального учебно-методического центра (СибРУМЦ). Из заявленных учебно-методических комплексов 20 % имеют гриф СибРУМЦ или УМО, остальные - университетский.

ЭУМК в учебном процессе используются, как правило, на практических занятиях и при самостоятельной работе студентов, но некоторые факультеты используют ресурсы чаще на лекционных занятиях.

Компьютерное тестирование в последнее время стали использовать на факультетах гораздо чаще для оценки знаний студентов при текущем контроле. Это объясняется и появившимися возможностями компьютерного парка университета, а также тем, что многие преподаватели оценили преимущества компьютерного тестирования. Не для всех факультетов имеются тестирующие оболочки, позволяющие преподавателям реализовать методику проверки знаний студентов. Этим, наверное, и объясняется неравномерное использование их на разных факультетах. После проведения мероприятий по аттестации университета (проводились проверки остаточных знаний практически на всех факультетах) активно используются уже имеющиеся тесты.

лаборатория вычислительных и информационных технологий в образовании

С целью активизации совместных работ и концентрации усилий на главных направлениях исследований в области вычислительных и информационных

технологий, а также совершенствования системы подготовки высококвалифицированных специалистов Институт вычислительных технологий СО РАН и Кемеровский государственный университет в 2004 г. на базе Центра новых информационных технологий и кафедры ЮНЕСКО создали лабораторию вычислительных и информационных технологий в образовании. Совместная лаборатория призвана содействовать решению следующих основных задач:

- проведение совместных научных исследований в соответствии с планами института и университета, включая работы по выполнению совместных международных, национальных и региональных исследовательских и образовательных грантов;

- привлечение преподавателей, сотрудников, докторантов, аспирантов и студентов КемГУ к проведению научных исследований в области вычислительных и информационных технологий;

- привлечение ведущих ученых института к процессу обучения студентов, аспирантов и докторантов КемГУ в области вычислительных и информационных технологий;

- привлечение ведущих ученых института к разработке и внедрению в учебный процесс учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов, базирующихся на современных вычислительных и информационных технологиях;

- участие в программах интеграции Российской академии наук и высшей школы.

основные итоги внедрения информационных технологий

Студенты всех форм обучения обеспечены материалами в электронном виде. Организована корпоративная сеть университета, включающая в себя локальные сети факультетов и подразделений КемГУ, сети филиалов. Построена региональная сеть передачи данных, технические возможности которой в настоящее время используются для создания налаженной образовательной сети. Заканчивается внедрение различных информационных систем, поддерживающих работу всех видов деятельности университета.

Университет направляет на развитие информационных технологий бюджетные и, в том числе, собственные внебюджетные средства.

Учащиеся и сотрудники КемГУ обеспечены следующими возможностями доступа к информационным ресурсам:

1. Через интерфейс информационных автоматизированных систем управления вузом.

2. Через интерфейс web-серверов.

3. Через систему классов открытого доступа в Интернет.

информатизация профессионального образования

перспективные направления информатизации

Цели, решаемые в части аппаратно-программного и кадрового обеспечения структурных составляющих системы управления информатизацией, определяются из следующего:

1. Организационно-методическое обеспечение интеграции методических, кадровых и программно-аппаратных и информационных ресурсов отдельных субъектов образовательного пространства учебного комплекса для создания, поддержания и развития элементов единой образовательно-информационной среды.

2. Создание единой образовательно-информационной среды учебного комплекса.

3. Поддержка и развитие единой информационно-образовательной среды на 2006-2010 и последующие годы.

4. Интеграция единой образовательно-информационной среды учебного комплекса в единую образовательно-информационную среду региона, Сибирского федерального округа и России.

5. Главные направления развития информатизации в университетском комплексе.

6. Материальное, программно-техническое и коммуникационное обеспечение процессов информати -зации.

7. Использование НИТ в учебной и научно-исследовательской деятельности.

8. Дистанционное обучение, повышение квалификации и переподготовка кадров.

9. Библиотечные электронные ресурсы, доступ к электронным каталогам и библиотекам.

10. Разработка, сертификация, регистрация, тиражирование электронных учебных ресурсов.

11. Мониторинг информационных ресурсов, депозитарий, образовательный портал, библиотечные электронные ресурсы, доступ к электронным каталогам и библиотекам, web-ресурсы.

12. Развитие информационных систем управления университетским комплексом (ИАИС).

Основной целью дальнейшего развития материально-технической базы и интернет-технологий является увеличение емкости имеющихся каналов передачи данных, повышение качества предоставляемых услуг передачи данных, услуг доступа к образовательной сети региона и сетям Интернет образовательным, культурным, медицинским и другим учреждениям Кемеровской области.

«решение задач информатизации должно осуществляться на комплексной основе

и последовательно...»

На вопросы журнала «Образование. Карьера. Общество» отвечает кандидат педагогических наук, старший преподаватель Кемеровского высшего военного командного училища связи

Сергей Александрович дочкин.

Сфера ваших научных интересов - внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс. насколько это актуально в военном училище?

- Проблема внедрения информационных технологий в образовательный процесс в настоящее время актуальна не только для военных училищ, но и в целом для системы образования России и всего российского общества. Принятая в начале 2007 года Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации - яркое тому подтверждение. Быстрый рост уровня информатизации всех ступеней российского образования, постоянно растущий объем информации только подчеркивают ограниченные возможности по использованию этой информации в рамках существующей системы образования, военного в том числе. Причем, если еще десять лет назад говорилось, что объем информации удваивается за 5-10 лет, то теперь эти цифры снижены до 2-3 лет. Без привлечения современных технологий, в первую очередь ин-

формационных и коммуникационных, данную проблему не решить. Так что использование ИТ в военном

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.