УДК 371
С. Е. Труженикова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Концепция модернизации российского образования до 2010 г. определяет основную задачу профессионального образования как подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Это выступает предпосылкой актуальности проблемы поиска педагогических условий, обеспечивающих возможность студентам самообразовываться, самоизменяться личностно и профессионально в процессе учебной деятельности.
Система профессионального образования реализует важные социальные функции повышения общеобразовательного уровня личности и обеспечения доступного и массового профессионального образования, подготовки практике-ориентированных специалистов. Тесная интеграция теоретической, общеобразовательной, специальной и практической подготовки в рамках системы среднего профессионального образования позволяет готовить специалистов для всех отраслей экономики и социальной сферы в условиях современной технологической перестройки производства и мировых интеграционных процессов.
Интерес специалистов-медиков к применению информационных и телекоммуникационных технологий усиливается и проявляется с позиций приобщения к информационным ресурсам, реализаций межкультурных коммуникаций, потребности личности в непрерывном самообразовании, адаптации в условиях информационного общества. Поэтому исследования, связанные с использованием информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной подготовке будущих медиков, становятся все более актуальными. Образование специалистов-медиков должно строиться на закреплении знаний в предметных областях, нужно обеспечить объединение и взаимодействие предметных знаний. Студенты должны постоянно «упражняться» в использовании программного обеспечения и овладевать все более сложными и специальными программами, применяя их для решения предметных задач при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. В настоящее время средняя профессиональная школа призвана
обеспечивать развитие самого многочисленного сектора кадрового потенциала производительных сил общества. Как показывает статистика, 32% занятого населения страны - это специалисты со средним профессиональным образованием, что выше численности кадров с высшим и начальным профессиональным образованием.
Разработка и интеграция информационных ресурсов должна ориентироваться на модель подготавливаемого специалиста, соответствующую целям обучения. При разработке модели специалиста должны использоваться такие методы как анализ реальной практики использования специалистов данного профиля и использование данных прогноза о развитии той сферы деятельности, для которой готовится специалист.
Недостаточная разработанность компьютерных образовательных технологий в педагогической теории и практике и в особенности применения современных средств информационных и телекоммуникационных технологий определили направление данного исследования, которое заключается в повышении профессиональной подготовки студентов медицинских колледжей.
Сложившаяся к настоящему времени ситуация в профессиональной подготовке студентов в медицинских колледжах характеризуется рядом противоречий между:
- требованиями информационного общества и степенью готовности к жизни и работе в этом обществе;
- потенциальными возможностями телекоммуникационных технологий и уровнем реализации этих возможностей в образовательной практике медколледжей;
- содержанием базисных учебных планов медицинских колледжей и требованиями современности к обеспечению формирования информационной подготовки будущих врачей на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Многими авторами отмечаются высокая эффективность и широкие педагогические возможности использования современных мультимедийных компьютеров в процессе обучения, но при условии, что в процессе создания педагогического программного средства учитываются дидактические и психологические принципы взаимодействия компьютера с обучающимися, разработанной современной педагогической наукой.
Исследования по данной теме проводились в Дагестанском базовом медицинском колледже им. Р. П. Аскерханова, в котором изучение дисциплин «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальностям 0401 - «фельдшер общей практики», 0402 - «акушерка организатор» осуществляется на 1 и 4 курсах соответственно. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню информационной подготовки
выпускников среднего медицинского образования студент должен в области информатики:
- иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
- знать основные понятия автоматизированной обработки информации;
- знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- знать базовые системные продукты и пакеты прикладных программ;
- уметь использовать изученные прикладные программные средства.
Специфика преподавания информатики в медицинском колледже состоит
в необходимости преподнести знания студентам в преломлении к будущей профессиональной деятельности. Это повышает интерес и создает дополнительную мотивацию студентам к изучению предмета. Для решения поставленной проблемы необходимо широкое сотрудничество и кооперация преподавателей информатики с преподавателями дисциплин всех профилей. Такое сотрудничество взаимовыгодно, так как использование современных мультимедийных информационных технологий в учебном процессе поднимает его на новый качественный современный уровень.
Например, в MS Word студенты создают шаблоны проведения анамнеза при приеме больного, в MS Power Point студенты создают электронные презентации для проведения просветительской работы в учреждениях здравоохранения по профилактике различных заболеваний. Студентам предлагается на выбор широкая тематика презентаций в зависимости от специальности. При подготовке презентаций студенты используют нестандартные подходы, подбираемый ими материал принципиально отличается от материала лекций преподавателей. В ходе выполнения работы складываются творческие миниколлективы студентов, которые с профессиональной заинтересованностью обмениваются идеями подачи материала презентаций. В результате у студентов получаются профессионально грамотные, яркие и эмоционально окрашенные работы. Параллельно на занятии и при самостоятельной работе студентов при подготовке материалов презентаций достигаются воспитательные цели формирования здорового образа жизни нашей молодежи. В среде MS Excel студенты создают программу для проведения статистической обработки данных медицинских исследований. Постановка задачи для этой практической работы осуществлена совместно с преподавателем математики.
С учетом выше сказанного, предлагаем программу интегрированного курса «Информатика» для следующих отделений медицинского колледжа: фельдшерское и акушерское.
1. Автоматизированная обработка информации: информация и информатика, вычислительная техника.
2. Программные средства. Локальные и глобальные компьютерные сети.
2.1. Услуги Интернет. Программа MS Outlook Express.
2.2. Работа с поисковыми системами в сети Интернет.
2.3. Проектная деятельность студентов в сети Интернет.
3. Изучение операционной системы Windows.
3.1. Основные понятия, объекты и элементы управления операционной системы Windows.
3.2. Основные операции с файлами и папками в операционной системе Windows.
3.3. Работа со стандартными приложениями операционной системы Windows: текстовый редактор Notepad, графический реактор Pain.
4. Изучение текстового процессора Microsoft Word и составление на его основе медицинской документации.
4.1. Основные элементы экрана Microsoft Word. Ввод и редактирование текста.
4.2. Создание и редактирование таблиц на основе данных лабораторных исследований больных и создание по ним диаграмм и графиков.
4.3. Автоматизация разработки шаблона медицинских документов.
5. Работа с электронными таблицами в программе Microsoft Excel.
5.1. Основы создания, редактирования и расчета таблиц с помощью программы Microsoft Excel.
5.2, Создание и редактирование диаграмм и графиков на основе данных медицинских исследований с помощью программы Microsoft Excel.
5.3, Применение Microsoft Excel для статистической обработки данных медицинских исследований.
5.4. Применение Microsoft Excel в качестве медицинской базы данных.
6. Система управления медицинскими базами данных в Microsoft Access.
Следующим курсом в области информатики и информационных технологий по ГОС является дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности», которая изучается на четвертом курсе.
Нами разработана и апробируется программа по данному курсу, включающая следующие вопросы:
1. Программное обеспечение информационных технологий.
2. Основы информационной и компьютерной безопасности.
3. Системы оптического распознавания информации.
4. Работа с компьютерными программами медицинского назначения.
4.1. Автоматизированное рабочее место врача.
4.2. Основы компьютерной дифференциальной и вероятностной диагностики заболеваний.
5. Электронные презентации по медицине.
6. Информатизация управления деятельности медицинских учреждений,
7. Использование электронных образовательных ресурсов в медицинском образовании.
Картина непрерывной информационной подготовки студентов медицинского колледжа будет неполной, если не учесть ряд других дисциплин и курсов по выбору курсов в области информатики и ИКТ, систему самостоятельной работы студентов, работу над контрольными работами.
Нами предлагается модельная схема непрерывной информационной подготовки будущих врачей в медицинском колледже (рисунок), которая учитывает приоритетные в настоящее время информатики ИКТ: телекоммуникации, мультимедийные технологии, технологии объектно-ориентированного и визуального программирования, распределенные вычисления и базы данных, использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в профессиональном образовании.
Структура непрерывной информационной подготовки студентов медицинского колледжа
Для формирования непрерывной информационной подготовки будущих врачей мы предлагаем на втором курсе ввести курс по выбору «Основы работы в Интернете. Интернет и медицинское образование». Основная цель данного курса - формирование у будущего врача элементов информационной культуры, основ знаний и комплексов умений и навыков, необходимых для широкого применения средств информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ), соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.
Одно из современных и перспективных информационных и телекоммуникационных технологий, хорошо обеспечивающих индивидуализацию образовательных программ и путей их усвоения в зависимости от способностей и интересов обучаемых - это модульное обучение [1].
Модульное обучение -■ это четко выстроенная технология обучения, базирующаяся на научно-обоснованных данных, не допускающая экспромтов, как это возможно при других методах обучения.
Обучаемые при модульном обучении всегда должны знать перечень основных понятий, навыков и умений по каждому конкретному модулю, включая количественную меру оценки качества усвоения учебного материала. На основе этого перечня составляются вопросы и учебные задачи, охватывающие все виды работ по модулю, и выносятся на контроль после изучения модуля. Как правило, формой контроля здесь используется тест.
Учебный курс включает не менее 2-3 модулей. При этом отдельным модулем может быть и теоретический блок, и практические работы, и итоговые проекты.
Предлагаем содержание программы курса по выбору «Основы работы в Интернете. Интернет и медицинское образование» с использованием технологии модульного обучения.
МОДУЛЬ I. Основы работы в Интернете.
1. Компьютерной сети: локальные вычислительные сети, региональные и глобальные сети. Назначение компьютерных сетей. История создания Интернет, необходимое аппаратное и программное обеспечение, подключение к Интернет.
2. Услуги Интернет. World Wide Web, File Transfer Protocol, электронная почта, новости,Gopher, Telnet, узлы Интернет. Программа MS Outlook Express: получение почты, удаление и перемещение сообщений, их сортировка, создание нового сообщения, работа с адресной книгой, вставка файлов в письмо, работа с группами новостей. Всемирная информационная паутина. Понятие страницы, сайта, сервера.
3. Работа с поисковыми системами. Стратегия поиска информации, Поиск программ и файлов. Запросы по ключевым словам.
4. Проектная деятельность студентов в сети Интернет. Язык HTML. Создание Web-представлений, Введение в технологию Web-сайтов. Рисунки на Web-страницах. Мультимедийные объекты в документе HTML,
МОДУЛЬ II. Применение информационных технологий в системе здравоохранения. Интернет и медицинское образование,
1. Понятие образовательного портала. Образовательные порталы по медицине; образовательные ресурсы Интернет по медицине; проектирование Интернет-учебников по медицине.
2. Методика проведения занятий с использованием Интернета; решение профессиональных задач с использованием Интернета.
Для реализации этой программы разработана система использования метода проектов с целью эффективной реализации образовательной деятельности по информационным и телекоммуникационным технологиям. В ходе изучения курса по выбору используются методы групповых проектов и индивидуальной деятельности. Группа разбивается на небольшие подгруппы. Перед подгруппой ставится следующая система задач:
1. Используя научные методы поиска информации и поисковые возможности Интернет, подобрать и систематизировать информацию, например, о перспективах использования компьютеров в медицине.
2. Обменяться с помощью электронной почты этой информацией между всеми подгруппами группы. Каждая подгруппа дополнит соответствующий реферат.
3. Полученные отчеты снова переслать по электронной почте или на сервер преподавателя с возможностью обращения к нему.
4. Результатом совместной работы обучаемых и преподавателя над проектом должен стать итоговый реферат, выставленный на сервере учебного заведения.
Темы рефератов предлагаются студентам на выбор. При использовании рассмотренного метода организуется предметно-ориентированная обучающая информационная среда, когда новое знание рождается не только во взаимодействии обучаемого с компьютером, а также в активном сотрудничестве их друг с другом и с преподавателем, где компьютер обеспечивает естественное разделение ролей в этой совместной деятельности. Этот подход значительно модифицируется при использовании в обязательном процессе телекоммуникационных технологий, изменяя существующую парадигму образования.
Следующим курсом по выбору в системе непрерывной информационной подготовки студентов медицинского колледжа является курс «Телемедицина», который охватывает прикладное направление медицинской науки, связанное с разработкой и применением на практике методов дистанционного оказания медицинской помощи и обмена специализированной информацией на базе использования современных телекоммуникационных технологий [2].
Предлагаем разработанную нами программу данного курса по выбору.
1. Общие вопросы телемедицины. Типы технологий, применяемых в телемедицине. Средства передачи информации в телемедицине. Функции телемедицинских центров.
2. Стандарты медицинской информации. Виды медицинской информации. Стандарт Health Level 7. Европейский стандарт CEN/TC 251. Стандарт DICOM.
3. Защита медицинской информации. Безопасность пациентов. Безопасность данных. Правовые аспекты защиты медицинской информации.
4. Радиотелеметрия и мониторинг. Телемедицинские технологии в кардиологии. Телемедицина критических состояний.
5. Медицинские данные: накопление, хранение, использование. Автоматизированные рабочие места.
6. Обработка медицинских изображений. Источники медицинских изображений. Основные принципы обработки изображений. Интерпретация изображений. Системы хранения и обмена изображений.
7. Дистанционное обучение. Модели дистанционного обучения. Компьютерные коммуникации для дистанционного обучения. Дистанционное обучение врачей.
8. Экспертные системы. Характеристики и состав экспертных систем. Примеры применения экспертных систем.
9. Ресурсы Интернета по телемедицине.
Практическое исследование возможностей эффективного внедрения и применения нового метода преподавания дисциплин с использованием телекоммуникационных технологий и внедрение курсов по выбору, связанного с использованием ИТТ в процессе профессиональной подготовки будущих врачей в Дагестанском базовом медицинском колледже им, Р. П. Аскерханова проводилось в следующих направлениях:
- определение структуры использования инструментальных программных средств ИТТ;
- отбор методов обучения;
~ проектирование и подготовка электронных учебно-методических модулей по курсу «Телемедицина»;
- корректировка технологии внедрения ИТТ в профессиональную подготовку студентов,
Система отслеживания результатов обучения является одной из важнейших в организации образовательного процесса. Инновационные изменения, происходящие в российском образовании, определяют необходимость использования более объективных способов оценки знаний и умений обучаемых, их соответствии требованиям государственного стандарта. Наиболее развитой и методически обоснованной системой контроля результатов учебно-образовательной деятельности, объединяющей разнообразные подходы, является система педагогического тестирования.
Современный этап развития новых информационных технологий, широкие возможности сред визуального программирования позволяют разрабатывать различные варианты организации тестирования,
В настоящее время все большее понимание находит тот факт, что средства мультимедиа особо востребованы в медицинском образовании. Такие возможности мультимедиа, как демонстрация сложных медицинских объектов в цвете, возможность его поворота в пространстве, улучшают восприятие материала, преподносимого на лекциях по анатомии, физиологии
и т. д. Отметим, что демонстрация звуковых методов диагностики предполагает использование именно средств мультимедиа с привлечением соответствующего звукового сопровождения.
Особое значение, с нашей точки зрения, имеет привлечение средств мультимедиа на курсах по выбору. Курсы по выбору читаются, как правило, студентам старших курсов. В них преподносится материал, посвященный новейшим методам диагностики и лечения, которые в современном мире основаны на использовании цифровых методов регистрации, обработки и отображения данных, Такое широкое внедрение в медицинское приборостроение компьютерных технологий обуславливает необходимость применения новых лекционных демонстраций с использованием возможностей мультимедиа. К числу курсов по выбору, в которых для подачи демонстрационного материала желательно применение мультимедийных средств, относится курс «Телемедицина», которые студенты прослушивают иа четвертом курсе.
Диагностика проведения эксперимента осуществилась в процессе анкетирования, самооценок, бесед, наблюдений в ходе занятий, а также на основе изучения результатов обучения и тестирования качества знаний.
Для оценки эффективности использования ИТТ в процессе профессиональной подготовки студентов использовалась система тестирования студентов экспериментальной (25 чел.) и контрольной (25 чел.) групп.
Нами проведена опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности использования информационных и телекоммуникационных технологий в информационной подготовке студентов медицинского колледжа.
На основе результатов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что обучение дисциплин с помощью компьютера является мощным усилителем профессиональных качеств и ярким мотивационным компонентом в приобретении навыков будущего специалиста. На прикладном уровне в центре внимания оказываются психологические факторы использования информационной и телекоммуникационной технологий эффективность работы которой зависит от полноты учета психологических характеристик деятельности будущих медиков.
К основным результатам проведенного исследования относятся следующие:
1. Проведен теоретический анализ состояния развития информационных и телекоммуникационных технологий в образовании, раскрыты особенности их использования в медицинском колледже, которые позволяют разработать организационно-педагогические условия для информационной подготовки студентов медицинских колледжей.
2. Рассмотрена практическая реализация возможностей информационных и телекоммуникационных технологий в обучении студентов медицинских колледжей, которые способствуют повышению гуманистической и профес-
сиональной направленности внедрения современных информационных и телекоммуникационных технологий в медицинское образование.
3, Разработаны курсы по выбору «Основы работы в Интернете. Интернет и медицинское образование» и «Телемедицина», способствующие непрерывной информационной подготовке будущего специалиста-медика и эффективному использованию информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной подготовке студентов медицинских колледжей.
4. Проведена опытно-экспериментальная работа, позволяющая сделать заключение об эффективности рассмотренной в исследовании системы использования информационных и телекоммуникационных технологий для повышения качества обучения студентов медицинских колледжей.
Библиографический список
1. Булгакова, Е. Т. Подготовка студентов гуманитарных специальностей к использованию инфокоммуникационныхтехнологий в профессиональной деятельности.[Текст] дисс... канд. пед. наук. / Б. Т. Булгакова. - Ставрополь. — 2005. — 198 с.
2. Герасевич, В. А. Компьютер для врача. Самоучитель. [Текст] / В. А. Герасевич — 2-е изд., - СПб.: БХВ-Петербург, 2004. - 512 с.: ил.
УДК 371.3
Е. В. Олейник
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Любая система, в том числе и система формирования готовности будущего специалиста по социальной работе к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности, может успешно функционировать при соблюдении определенных условий. Следовательно, необходимо выделить условия ее эффективного функционирования.
В философской науке понятие «условие» определяется как отношение предмета к окружающим явлениям, без которых он существовать не может. Условия составляют ту среду, обстановку, в которой явление возникает, существует и развивается.