Научная статья на тему 'Подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего информационной культурой'

Подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего информационной культурой Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
126
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫЙ СПЕЦИАЛИСТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лосев Сергей Валентинович

Все более возрастающая конкуренция на рынке труда современного информационного общества делает требование подготовки выпускника колледжа, обладающего информационной культурой, особенно актуальным. В статье анализируется процесс формирования информационной культуры личности студента, который носит надпредметный, общеинтеллектуальный характер. Рассмотрены вопросы взаимодействия всех членов образовательного пространства, использования знаний и умений, полученных в курсе «Информатика», в ходе изучения специальных дисциплин путем активного диалога с персональным компьютером.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лосев Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка конкурентоспособного специалиста, обладающего информационной культурой»

5. Антонова Н.А., Смирнова М.А., Спирина Е.А. Проблемы организации производственной практики студентов в условиях кредитной технологии обучения // Вестник Бурятского госуниверситета, 2010. № 5. С. 196-2002.

ПОДГОТОВКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА, ОБЛАДАЮЩЕГО ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРОЙ

Лосев С.В.

Лосев Сергей Валентинович - преподаватель информатики, Усть-Каменогорский многопрофильный технологический колледж, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан

Аннотация: все более возрастающая конкуренция на рынке труда современного информационного общества делает требование подготовки выпускника колледжа, обладающего информационной культурой, особенно актуальным. В статье анализируется процесс формирования информационной культуры личности студента, который носит надпредметный, общеинтеллектуальный характер. Рассмотрены вопросы взаимодействия всех членов образовательного пространства, использования знаний и умений, полученных в курсе «Информатика», в ходе изучения специальных дисциплин путем активного диалога с персональным компьютером. Ключевые слова: конкурентоспособный специалист, информационная культура, профессиональные и специальные компетенции, интеграция, информационные технологии.

Отличительной чертой жизни современного общества становится все возрастающая изменчивость окружающего мира. Новое общество — это общество умственного труда, основанное на приложении человеческих знаний ко всему, что производится, оно порождает новый тип экономики — экономики, базирующейся на информации и знаниях.

Как отмечается в Послании Президента Республики Казахстан лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - Новый политический курс для нового Казахстана в быстро меняющихся исторических условиях» «профессионально-техническое образование должно ориентироваться в первую очередь на максимальное удовлетворение текущих и перспективных потребностей национальной экономики в специалистах» [1]. В связи с этим важной задачей профессионального образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, который обладает профессиональными и специальными компетенциями, умеющий быстро адаптироваться в новых условиях.

Специалистом сегодня считается уже не тот, кто раз в жизни научился что-то делать как следует, — специалистом становится лишь тот, кто постоянно усваивает новые знания, объем которых удваивается каждые полтора - два года. А значит, требуется подготовка специалиста нового качества, обществу нужен не просто грамотный работник, а специалист, способный к самообразованию, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, многосторонне развитый человек. При этом учеба превращается в непрерывное, пожизненное занятие, поэтому за годы обучения в колледже необходимо научить студента умению учиться всю жизнь, ведь в условиях новой экономики будущие выпускники колледжа должны быть готовы к кардинальным изменениям в своей профессиональной деятельности несколько раз в течение своей жизни [2].

Следовательно, для всех членов образовательного пространства возрастает необходимость постоянного погружения в новые информационные потоки, обновления

знаний, повышения квалификации, освоения новых видов деятельности. Серьезное решение этих проблем невозможно без глубокого овладения постоянно возрастающими объемами и потоками разнообразной информации. Этим определяется особая важность роли информационной культуры в современном обществе.

Актуальными являются вопросы интеграции общеобразовательной области информатики и информационных знаний с различными дисциплинами в процессе формирования информационной культуры.

Совершенствование информационных и коммуникационных технологий создает новые информационные возможности для поиска, анализа и обработки информации. В условиях информатизации общества для осуществления подготовки востребованного специалиста возрастает роль информационной культуры, которая носит надпредметный, общеинтеллектуальный характер [3]. Поэтому формирование информационной культуры является одной из приоритетных задач современного профессионального образования.

Как показывает опыт последних лет, студентами колледжа все больше становятся учащиеся школ с низким познавательным интересом, недостаточной мотивацией учебной деятельности. Большинство идёт в колледж по совету друзей, настоянию родителей, по территориальному расположению и даже случайно. Лишь малая часть из них осознанно выбирает имеющуюся специальность, а это означает, что интерес к будущей профессии в большинстве случаев отсутствует. Следовательно, отсутствует интерес и ко всему процессу обучения. В то же время не ослабевает интерес к компьютеру, информационно коммуникативным технологиям. Применение компьютера позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях.

Формирование компьютерной грамотности, как одной из составляющей информационной культуры, в большей степени осуществляется на уроках «Информатика». В ходе изучения курса «Информатика» происходит усвоение знаний, связанных с использованием большого объёма цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером. Поэтому процесс обучения становится более эффективным и интересным для студентов, чем штудирование скучных страниц учебника.

Именно поэтому перед преподавателем информатики стоит трудная задача сопровождения всего учебного процесса, оказания помощи в подготовке таких специалистов, которые не только владеют теоретическими основами предмета «Информатика», но и будут способны на практике применять полученные знания для решения жизненных задач.

Применение информационных технологий позволяет реализовать дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению. Студенты учатся разрабатывать собственные проекты, моделировать реальные процессы, выявлять причинно - следственные связи процессов, понимать их смысл. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение студентов, обладающих различными способностями и возможностями, создать адаптивную систему обучения [4].

На наш взгляд, адаптивная система обучения с использованием информационных технологий имеет ряд преимуществ: позволяет уменьшить непроизводительные затраты труда преподавателя; дает студентам широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения; повышает оперативность и объективность контроля и оценки результатов обучения; гарантирует непрерывную связь в отношениях «преподаватель - студент»; способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.); повышает мотивацию учения; развивает у студентов продуктивные,

55

творческие функции мышления, интеллектуальные способности, формирует операционный стиль мышления.

Следует отметить, что совместная мотивационно-познавательная деятельность преподавателей специальных дисциплин и информатики формирует заинтересованность студента в восприятии и переработке информации, которая будет освоена на уроке самостоятельно или под руководством преподавателя, способствует развитию информационной культуры. Бесспорно, это происходит в ходе разъяснения значения информации для будущей профессиональной деятельности; демонстрации задач науки и производства, которые могут быть решены с помощью этой информации; обсуждения производственных проблем, которые могут быть решены с помощью этой информации и др. Например, когда студентам предлагается продемонстрировать эффективность от использования необходимой информации в виде графиков или диаграмм, показывающих прибыльность, экономический или другой эффект от ее применения.

Отработанные в рамках курса «Информатика» действия по решению задач с применением формул, умения построения диаграмм, позволяют студентам, обучающимся по специальности «Учет и аудит», обоснованно и качественно подготовить сравнительный анализ статистических данных на уроках по предметам «Анализ финансовой отчетности» и «Аудит».

Приобретенный на уроках информатики опыт при изучении целого раздела «Работы с электронными таблицами в Microsoft Excel», позволяет студентам качественно решать сквозную бухгалтерскую задачу на уроках производственного обучения по составлению баланса предприятия.

На занятиях по информатике в ходе изучения раздела «Использование приложения PowerPoint для создания презентаций», студенты рассматривают ряд вопросов, таких как: Презентация с точки зрения информационных технологий; Объекты обработки; Запуск программы. Способы создания, сохранения и открытия презентации; Использования шаблона дизайна и авторазметки; Режимы работы со слайдами; Назначение приложения Microsoft Power Point и этапы создания презентаций средствами Power Point. Примером трансформации знаний, полученных на уроках информатики при изучении этой темы, является оформление отчета по итогам прохождения практики.

Следует отметить, что при подготовке творческого отчета по результатам прохождения профессиональной практики в условиях производства, студенты получают задание, суть которого заключается в создании слайд-фильма средствами Power Point, предназначенного для создания и редактирования произвольных презентаций и их демонстрации при достаточно больших возможностях анимации предоставляемого материала, импорта различных графических приложений, видео и ауди файлов. На слайдах предлагается представить тему задания, основные положения, краткий текстовый комментарий, разработанные рекомендации по совершенствованию работы предприятия, слайды также могут содержать рисунки, схемы, таблицы, фотографии. Часть схем и рисунков могут быть импортированы из учебных пособий и другой доступной литературы (предварительно отсканированные и обработанные), а также - из документов, собранных на предприятии в процессе прохождения практики и из сети Интернет. Освоение этой офисной технологии является весьма полезным, поскольку приобретаются навыки сопровождения выступления, умение выделять ключевые мысли сообщения, развиваются эстетический вкус, аналитические способности, личностные профессиональные качества и т.д.

С целью развития информационной культуры и повышения качества подготовки современного востребованного специалиста в ходе обучения профессии на уроках общепрофессиональных, специальных дисциплин и производственного обучения наряду с традиционными формами и методами обучения применяются методики с

56

использованием информационных технологий, в частности методика работы с Интернет-технологиями («Путешествие по сети Интернет», посещение экономических сайтов, поиск экономической литературы и необходимой информации); методика использования метода проектов на уроках по предмету «Автоматизация бухгалтерского учета» с применением средств Microsoft Office (создание баз данных, электронных таблиц); методика использования творческих заданий на уроках по «Основам предпринимательской деятельности» с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, бизнес-планов и т.д.); методика организации компьютерного практикума на уроках бухгалтерского учета и производственного обучения (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания); методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках специальных дисциплин («Налоги и налогообложение», «Финансы и кредит» и др.); методика проведения сетевых конференций на уроках «Экономика отрасли» (по локальной сети или по сети Интернет).

Систематическое использование информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения позволяет: значительно повысить эффективность обучения как информатике, так и профессиональным и специальным дисциплинам; обеспечить развитие потребности повышения информационной культуры при условии соблюдения дидактических требований, в соответствии с которыми необходимо четко определять педагогическую цель применения знаний, полученных на уроках информатики при обучении профессии; уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности предъявления конкретной учебной информации; создавать проблемные ситуации, приближенные к реальным профессиональным задачам, решение которых невозможно без применения навыков поиска и применения нужной информации; согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения; учитывать специфику учебного материала, особенности группы, характер объяснения новой информации; анализировать и обсуждать со студентами фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.

Таким образом, подготовка конкурентоспособного специалиста, востребованного современным обществом, обеспечивается развитием информационной культуры выпускника колледжа, которая не сводится к разрозненным знаниям и умениям работы с компьютером, а предполагает информационную направленность целостной личности, обладающей мотивацией к использованию и усвоению новых информационных знаний и умений, и рассматривается как одна из граней личностного развития.

Список литературы

1. Послание президента Республики Казахстан-лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства». Астана. Аккорда, 2012.

2. Артюшин О.В., Скибицкий Э.Г. Формирование информационной культуры обучающихся. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 2004.

3. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования / под ред. Н.И. Гендиной. Кемерово: Изд-во Кемеровской гос. академии культуры и искусств, 1999.

4. Кирилова Г.И. Подготовка специалиста среднего звена к непрерывной информационной деятельности / Кирилова Г.И. // Казань: ИСПО РАО, 1999. 112 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.