4. Воронина, Т. П. Образование в эпоху новых информационных технологий, [Текст] / Т. П, Воронина, В. П. Кашицин. О. П. Молчанова. - М.: Информатика, 1995.-220 с.
5. Данилов, М. А. Принципы обучения [Текст] / М. А. Данилов // Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. - М.: Просвещение, 1975. - С. 115-145,
6. Зайнутдинова, Л. X. Психолого-педагогические требования к электронным учебникам (на примере общетехнических дисциплин). [Текст] / Л. X. Зайнутдинова. - Астрахань, АГТУ, 1999. - 71 с.
7. Зенкин, А. А. Когнитивная компьютерная графика. [Текст] /
A. А. Зенкин. - М.: Наука, 1991. - 192 с.
8. Коменский, Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. [Текст] / Я. А, Коменский. - М.: Педагогика, 1982, — 656 с.
9. Компьютерные системы обучения. // Вопросы дидактического программирования. - Вып. № 1(15) / Под ред. Б. X. Кривицкого. - М., 1993.
10. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.
11. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. [Текст] / И. В. Роберт. -М.: Школа-Пресс, 1994. - 205 с,
12. Соколков, Е. А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки специалиста в высшей школе. [Текст]./ Е. А. Соколов. - Новосибирск, НГЙ, 2004.
13. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред.
B. В. Краевского, И, Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983.-352 с,
14. Христочевский, С. А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии [Текст] / С. А. Христочевский // Информатика и образование. - 2002. -№ 2, - С. 70-77.
УДК 371.3
И. М. Абдулхаликова
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Информатизация начального образования, по нашему мнению, охватывает несколько направлений учебно-воспитательного процесса:
- формирование информационной культуры детей;
- преподавание пропедевтического курса информатики;
- использование новых информационных технологий при изучении школьных предметов;
- использование новых информационных технологий в управленческой и научно-методической деятельности педагога,
Существует множество различных теоретических моделей обучения будущих учителей начальных классов учебным предметам в области информатизации начального образования [1].
Рассмотрим различные модели обучения информатике и информационным технологиям студентов педколледжа.
1. Модель изучения предназначена для изучения, освоения компьютера, пользовательского интерфейса, программы. Модель характеризуется непосредственным общением с компьютером с целью последовательного выполнения действий и' проверки правильности реакции программного обеспечения.
2. Модель существования. В последние годы все большее значение приобретают программные средства, реализующие некоторые искусственные среды методом моделирования или созданием виртуальной реальности. Используются также средства мультимедиа. При этом пользователь такого программного средства воспринимает эту искусственную среду как реальность, в которой он некоторое время существует. Назначение таких программных средств может быть различным. Наиболее часто эта модель реализуется в компьютерных играх, тренажерах, учебных средах. В качестве другого примера можно назвать приложения на '\\^еЪ-сайтах, которые позволяют реализовывать коллективную модель существования в искусственных средах. Модель существования имеет большое значение, поскольку обладает наибольшим по силе воздействием на пользователя. Реализуется модель при непосредственном общении пользователя с компьютером.
3. Модель управления собственной информацией реализуется, когда в результате работы с компьютером пользователь накапливает некоторые материалы, требующие специального внимания в смысле организации хранения, обновления и т, д. Это самостоятельная работа, для выполнения которой требуются персональные ресурсы памяти. В простейшем варианте модель управления информацией реализуется при создании обучаемыми собственных подкаталогов с результатами своей деятельности: текстов, графики, таблиц и другой информации.
4. Модель управления технологическим процессом - это модель использования компьютера в качестве интеллектуального интерфейса между управляемым процессом и оператором,
5. Модель творчества. При достаточном овладении компьютером как мощным инструментальным средством студент может быть поставлен в ситуацию творчества. Компьютер в значительной степени снижает трудоемкость подготовки различной информации. Процесс творчества требует специальной творческой атмосферы.
6. Модель общения. Современные компьютерные сети реализуют функцию передачи информации между их пользователями. Возможности эти таковы, что в последние годы они превратились в значимый элемент человеческой культуры, который не может быть реализован другими средствами передачи сообщений на расстояние. Компьютерные коммуникации наравне с простым общением на бытовом уровне позволяют реализовать образовательные проекты, содержащие наряду с материалом учебного назначения также и элементы научных исследований.
7. Модель просмотра. Обучаемый, хорошо владеющий компьютером, обычно начинает знакомство с другим компьютером не с реализации поставленной перед ним задачи, а с того, чтобы узнать содержимое памяти компьютера. Он просматривает каталоги, запускает заинтересовавшие его программы и просматривает файлы, которые могут представлять для него интерес. Этот просмотр или поиск является зачаточным примером того поведения, которое в полной мере может быть реализовано в мировой глобальной сети ШТЕШМЕТ,
8. Модель добывания информации выделена как самостоятельный способ взаимодействия с компьютером, поскольку для целенаправленного поиска информации используются другие программные средства, чем те, которыми реализуется модель просмотра. Модель может быть реализована при учебном использовании электронных энциклопедий и путеводителей на СВ, например, при подготовке рефератов и докладов.
9. Модель опосредованного взаимодействия. Среди образовательных проектов существуют такие, которые не требуют непосредственного общения с компьютером всех участников проекта, хотя информация, полученная с помощью компьютера, и определяет в значительной степени учебную деятельность.
Все рассмотренные модели, которые имеют общие области применения, могут оказаться полезными при реализации учебной деятельности обучаемых с применением информационных технологий. Однако способы организации работы студентов должны соответствовать используемым моделям.
Реализация образовательного процесса на основе использования информационных технологий во многом зависит от организационных моделей учебного взаимодействия студентов с информационными технологиями. Рассмотрим некоторые из них.
Классно-урочная модель характеризуется тем, что компьютерами оборудованы все рабочие места учащихся, а также рабочее место учителя. Предполагается также, что все компьютеры объединены локальной сетью и дополнены сервером. Взаимодействие с компьютером организовано во время уроков таким образом, что все учащиеся выполняют однотипные или просто одинаковые действия. Задача преподавателя упрощается. Он ставит проблемы, показывает, как их решать, и контролирует процесс. Контроль за
одинаковыми заданиями весьма прост, так же, как и сравнительная оценка результатов^ В наилучшей степени эта организационная модель реализует модель изучения, являющуюся вспомогательной для всех остальных.
В основу проектно-групповой модели положен хорошо известный в педагогике метод проектов. Одним из основных противоречий современной школы является несовпадение педагогических целей, стоящих перед преподавателем, и целей, к которым стремятся обучаемые. Низкая значимость педагогических целей для них не способствует повышению мотивации, приводит к общему уменьшению интереса к учебе и, как следствие, к снижению успеваемости. Одним из эффективных методов повышения мотивации является создание значимых для обучаемых целей, достижение которых осуществляется через овладение определенными знаниями. В этом случае достижение собственно педагогических целей становится средством достижения целей, искусственно поставленных перед студентами. Представляется достаточно вероятным, что это известное в педагогике положение может обрести новую жизнь в связи с появлением возможности использования в образовании информационных и коммуникационных технологий. В этом случае речь идет о телекоммуникационных проектах.
И, наконец, модель индивидуальной деятельйости наилучшим образом реализуется при использовании домашнего компьютера, однако в качестве его аналога могут использоваться единичные компьютеры, размещенные, например, в библиотеке, или компьютеры в залах открытого доступа.
Эта организационная модель позволяет реализовать любую из моделей использования информационных технологий. Для ее реализации может использоваться как аудиторное, так и внеаудиторное время. При наличии у обучаемых,домашних компьютеров акцент может быть перенесен на работу дома.
Происходящий во всем мире процесс постепенного переноса знаний в электронные журналы и книги, в компьютерные базы данных и знаний коснулся и образовательных учреждений. Роль преподавателя изменяется от информационной передачи знаний обучаемым к организационно-методическому процессу самостоятельного получения знаний обучаемыми из различных электронных источников. ■
Таким образом, из сказанного выше следует, что классно-урочная модель взаимодействия обучаемых с информационными технологиями себя исчерпала. Ей на смену должны прийти модели проектно-групповая и индивидуальная. Главные достоинства предлагаемых моделей заключаются в том, что они позволяют информатизировать учебный процесс, достигают этой цели меньшими затратами и более соответствуют задачам современной высшей и общеобразовательной школ.
Использование информационных технологий в классе во время урока является наиболее сложным и ответственным делом. Тем не менее, имеется ряд достаточно отработанных моделей такого использования:
- демонстрация компьютерной презентации (или отдельных мультимедиа иллюстраций), подготовленной учителем или учащимися или являющейся частью сайта в Интернете или фрагментом компакт-диска и т. д.;
- лабораторная работа с компьютерным измерением, записью и анализом результата;
- лабораторная работа в виртуальном конструкторе;
- тестирование с выбором ответа;
- отработка технических навыков с помощью компьютерного тренажера (клавиатурный ввод, языки, «компьютерная грамотность»);
- написание диктанта, изложения или сочинения (в рамках различных предметов);
—работа в рамках учебного модуля объемом 1-6 часов с участием учителя информатики/координатора учебного процесса по освоению определенной технологии для конкретной сферы применений в образовательном процессе (в частности — в рамках учебных предметов).
Для реализации государственных стандартов среднего педагогического образования в Дербентском педагогическом колледже разработана, успешно внедренная в учебный процесс, модель профессиональной подготовки будущего учителя в области информатизации начального образования. В основу модели положен принцип непрерывного и комплексного освоения теоретических знаний и практических навыков использования современных информационных технологий в течение всех лет подготовки в педколледже.
Существуют две линии подготовки - 1) общематематическая и естественнонаучная и 2) общепрофессиональная. К первой линии относятся дисциплина «Информатика» и в ней студенты осваивают современные средства информатизации. Ко второй линии относятся дисциплины: «Программное обеспечение ЭВМ», «Программирование», «Теория и методика обучения информатике начальной школе», дисциплины дополнительной подготовки и дисциплины по выбору. Здесь осваиваются информационные технологии в образовании. Сходятся эти две линии на вычислительной практике (специальность «Математика» и при изучении курса «Практикум по информатике» (Дополнительная подготовка в области информатики)).
Курс «Информатика» является базовым, поддерживающим весь последующий комплекс учебно-методических мероприятий формирования информационной культуры педагогической деятельности. Он относится к первому (осведомительному) этапу формирования информационной культуры. Эта дисциплина ставится в учебный план на первом-втором годах обучения.
Основное назначение данного курса - закрепить и углубить знания студентов по информатике, полученные ими в школе, и пропедевтически развить
на этой основе навыки практического использования средств информатизации в педагогической деятельности.
Изучив базовый курс информатики, студент - будущий учитель уже на самом первом этапе освоения педагогического применения компьютера может создавать и редактировать тексты, графические изображения, строить простейшие математические модели с помощью электронных таблиц, формировать запросы к базе данных, осуществлять поиск информации в сети Интернет,
Студенты педколледжа на первом этапе подготовки получают пропедевтические знания по использованию методов и средств информатики в педагогической деятельности. Такой эффект достигается путем использования задач с профессионально-педагогическим содержанием. Использование в обучении таких задач формирует положительную мотивацию у будущих учителей при изучении курса информатики.
Подготовка в области информатизации начального образования, закладываемая в начальном курсе, получает развитие и углубление при изучении всех общепрофессиональных дисциплин учебного плана. Но, прежде всего формирование навыков использования современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в будущей профессиональной деятельности происходит в курсах «Теория и методика обучения информатике в начальной школе» и «Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании». В процессе изучения данных курсов рассматриваются вопросы влияния информатики на психику человека, изменения в педагогике под влиянием информационно-компьютерной революции, использования методов информатики в педагогическом проектировании, применения ИКТ в психо л ого-педагогической диагностике и мониторинге, управлении педагогическими системами, преобразования педагогических процессов в условиях информатизации общества и т. п. Эти учебные дисциплины завершают первый этап информационной подготовки будущего учителя начальных классов со специализацией.
Использование компьютерной сети в процессе преподавания в Дербентском педагогическом колледже усилило роль самостоятельной работы студентов и позволило кардинальным образом изменить методику преподавания не только самой дисциплины «Информатика», но и других учебных дисциплин. . -
Внедрение современной компьютерной техники изменило работу преподавателей педагогического колледжа, которые стали широко использовать компьютер в процессе обучения студентов своей дисциплине. Для студентов педколледжа создаются электронные учебники и учебные пособия, обучающие программы и электронные системы контроля знаний. Электронные средства обучения расширили возможности преподавателей колледжа в
подаче материала, выполненные в виде компьютерных ресурсов: текстов, картинок и программ. ■
Завершающим этапом формирования информационной культуры будущего учителя начальных классов является комплексное рассмотрение всех аспектов информатизации в системе образования — психо лого-педагогических, методических, организационно-технических, управленческих. Эту задачу выполняет вычислительная практика и курс «Практикум по информатике» (дополнительная подготовка по информатике): систематизация знаний в области средств информатизации и информационных технологий; проектирование и создание информационной учебной среды; закрепление навыков работы в меди-кабинете; подбор, создание и представление дидактических и методических материалов для учащихся.
Во время вычислительной практики студенты создают мультимедийные учебные проекты, а также фрагменты электронных учебных пособий, направленные на использование современных Интернет-технологий и компьютера в процессе обучения, в том числе и при оценивании результатов обучения учащихся.
В числе стратегических направлений модернизации содержания образования - обеспечение целостности представлений обучаемых о мире путем интеграции содержания образования, усиление интегративного подхода в организации учебного процесса.
С целью реализации этого направления нами в колледже были разработаны курсы по выбору в области информатики и информационных технологий, которые прошли апробацию в учебном процессе Дербентского педагогического колледжа.
Одним из таких курсов по выбору является курс «Сетевые технологии в профессиональной деятельности учителя начальных классов».
Нами разработана программа данного курса с использованием модульной технологии, включающая следующие модули:
Модуль 1. Локальные и глобальные компьютерные сети.
Модуль 2. Представление информации в сети Интернет, основы НТМЬ и И'еЬ — дизайна, НТМЬ-редакторы.
Модуль 3. Организация проектной деятельности учащихся.
Внедренная в Дербентском высшем педагогическом колледже программа курса «Новые информационные и коммуникационные технологии в образовании» предусматривает изучение следующих разделов:
1. Основы информатизации образования. Техническое и информационное обеспечение системы образования.
2. Элементы проектирования программных средств учебного назначения для начальной школы.
3. Применение информационных и коммуникационных технологий в организации учебного процесса в начальной школе.
Главной задачей изучения курса является осознание сути и актуальности процесса информатизации образования, которая рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления реформирования образовательной системы России.
Уровень информационной подготовки студентов позволяет расширить данный курс за счет введения раздела «Элементы проектирования программных средств учебного назначения для начальной школы» и включения в него' вопросов, связанных с методикой разработки и технологией проектирования педагогических программных средств на базе открытых ПМС «Конструктор Сказок», «Классификаторы», «Буквоед». Инструментальные средства названных пакетов позволяют создавать программы прикладного характера, ориентированные, прежде всего на начальную школу, что соответствует будущей основной квалификации студентов.
В программе курса не оставлена без внимания еще одна ветвь информатизации образования—использование информационных и коммуникационных технологий для управления учебным процессом начальной школы.
В результате его пролонгированной апробации показано, что организация учебного процесса по данному курсу профессиональной подготовки учителя начальных классов позволяет достичь положительных итогов, а именно:
- обеспечить интерес к предмету и активизировать научно-исследовательскую работу будущих учителей начальной школы со специализацией;
- на практике внедрить и закрепить полученные знания по информационным и коммуникационным технологиям, углубить их при подготовке дипломных работ;
- рационально и эффективно использовать учебное время студента, не загружая липшей информацией, и в то же время дать ему полный обзор по всем информационным и коммуникационным технологиям.
Курс «Теория и методика обучения информатике в начальной школе» — важная составляющая, часть профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов со специализацией. При изучении данного курса студент должен получить знания, выработать умения, навыки, необходимые для творческого преподавания данного предмета в различных условиях технического и программно-методического обеспечения. Это значит, что будущий учитель начальных классов должен ясно представлять цели и задачи пропедевтического курса информатики, знать его содержание, владеть средствами и методами обучения, уметь организовать учебный процесс и оценивать достигаемые результаты.
Однако, как показывает практика преподавания и специальные исследования, существует определенный разрыв между уровнем теоретических знаний и умениями применять их в практике обучения. Одной из причин этого недостатка можно полагать существующие проблемы школьной информатики: быстрый темп изменения методической системы обучения информатике,
отсутствие соответствующей методической литературы, изменение содержания предмета информатики, введение в школу новых информационных технологий и т. д. Исходя из этого, мы видим перед собой задачу попытаться найти более оптимальный вариант подготовки будущего учителя начальных классов средней общеобразовательной школы, способствующий развитию творческой личности и повышению роли самообразования. Один из таких вариантов - организация процесса обучения методике преподавания информатики,
Предлагаем программу курса «Теория и методика обучения информатике в начальной школе»:
1. Целесообразность непрерывного образования в области информатики и
информационных технологий в средней школе, пропедевтика информатики в начальной школе, цели и задачи пропедевтики обучения информатике в начальной школе. .. .
2. Методика и критерии оценки качества методических пособий по
информатике. , . .
3. Проверочно-оценочная деятельность учителя информатики. Структура требований к знаниям, умениям и навыкам школьников.
4. Общая характеристика программы «Информационная культура». Цели и задачи. Содержание обучения. Программно-методическая поддержка.
5. Программа «Информатика в играх и задачах», (Автор Горячев А. В.
и др.). Цели и задачи. Содержание обучения. Программно-методическая поддержка. .
6. Программа «Основы информатики и вычислительной техники». (Автор Коляда Е. П.). Цели и задачи. Содержание обучения. Программно-методическая поддержка.
7. Среда обучения в начальной школе «1^о\Угйег». Язык Лого, основные понятия и конструкции. Методические приемы обучения младших школьников основам информатики с помощью Ьо§оЧ¥гйег.
8. Программа «Уроки развития» для малышей. (Автор Дубинина В. В.). Цели и задачи. Содержание обучения. Программнометодические поддержка.
9. Санитарно-гигиенические нормы работы и требования к оборудованию кабинета ВТ. Разработка компьютерного урока.
10. Реализация принципов индивидуализации обучения, дифференцированного обучения.
Нами предлагается следующая схема непрерывной информационной подготовки будущих учителей начальных классов со специализацией,
Система учебных дисциплин непрерывной информационной подготовки будущего учителя начальных классов (модель автора)
Для выхода на уровень теоретических знаний и практических умений в соответствии с требованиями ГОС и обеспечения при этом непрерывной информационной подготовки за весь период обучения в педагогическом колледже далеко недостаточны одни теоретические курсы, необходима разработка системы методического обеспечения учебно-познавательной деятельности студентов, в которую автор исследования предлагает включить следующее;
1. Комплексное внедрение информационных и коммуникационных технологий во все учебные дисциплины колледжа: общеобразовательные, фундаментальные и специально-профессиональные.
2. Непрерывное использование информационных и коммуникационных технологий во всех видах учебной деятельности студентов (на лекциях, лабораторных, практических и других занятиях).
3. Осуществление межпредметных связей информатики со специальными и профессиональными дисциплинами и разработка на этой основе учебной программы по непрерывной информационной подготовке студентов в педагогическом колледже.
Осуществление предлагаемых мер позволяет конкретизировать цели и задачи обучения по разделам информатики и информационных технологий, вытекающие из модели специалиста, и обоснованно установить глубину их изучения, а также целенаправленно произвести выбор средств компьютерного программного обеспечения в соответствии с профилем специалиста.
Библиографический список
1. Омарова, Г. К. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной подготовке студентов педагогического колледжа (на примере учителей начальных классов со специализацией) [Текст]: дисс....канд. пед. наук. / Г. К. Омарова, - Ставрополь, - 2003. —150 с.
УДК 371. 3
Р. К. Баучиева, Т. Г. Везиров
КУРСЫ ПО ВЫБОРУ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА
Происходящие в современном обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности учителя. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем в условиях быстро меняющейся действительности. Реализация новой личностно ориентированной парадигмы предполагает изменение в содержании и технологиях подготовки будущего учителя в вузе.
В ряде исследований (В. Г. Кинелев, К. К. Колин, А. А. Кузнецов и др.) отмечается, что цели, содержание и технологии в существующей образовательной практике не соответствуют современным требованиям и не могут обеспечить своевременную и адекватную подготовку специалиста к профессиональной деятельности в условиях информационного общества.
Несмотря на заявления о высоком потенциале и эффективности применения инфокоммуникационных технологий (ИКТ), результаты обучения оказываются намного ниже ожидаемых. Причинами этого могут быть недостаточная методическая подготовка разработчиков программ и образовательных сайтов, несоответствие последних задачам обучения и ограниченные возможности их использования. Но основную, проблему мы видим не в недостатках программного обеспечения, а в необходимости владения преподавателем теорией и методикой применения инновационных педагогических и инфокоммуникационных технологий и способностью реализовать эту методику на практике, внедряя новые средства в учебный процесс. В высших учебных заведениях актуальным стал вопрос подготовки студентов к использованию инфокоммуникационных технологий в будущей профессиональной деятельности.