ECONOMICS AND LAW
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И БИЗНЕС-СРЕДЫ В КАЗАХСТАНЕ
Азретбергенова Г. Ж.
к.э.н,доцент кафедры бухгалтерского учет и аудита, Межународный казахско-турецкий
университет имени Ахмеда Ясави Есентаева А. П.
магистрант по специальности Учет и аудита Межународный казахско-турецкий университет имени Ахмеда Ясави
PRIORITY AREAS FOR IMPROVING THE EFFICIENCY OF ENTREPRENEURSHIP AND THE
BUSINESS ENVIRONMENT IN KAZAKHSTAN
Azretbergenova G.
PhD, Associate Professor, Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University Turkestan/
Kazakhstan
Yessentayeva A.
master's degree in Accounting and audit, Khoja Akhmet Yassawi International Kazakh-Turkish University
Turkestan/ Kazakhstan
Аннотация:
В статье исследуется роль и значение малого и среднего бизнеса в экономике Казахстана. Показана динамика развития малого и среднего бизнес в Казахстане. Показанно объем финансовой поддержки государства малого и и среднего предпринимательства в Казахстане. Основной целью этой поддержки является диверсификация видов и увеличение количества малого и среднего предпринимательства в регионах.
Abstract:
The article examines the role and importance of small and medium-sized businesses in the economy of Kazakhstan. The dynamics of development of small and medium-sized businesses in Kazakhstan is shown. The volume of financial support of the state for small and medium-sized businesses in Kazakhstan is shown. The main goal of this support is to diversify the types and increase the number of small and medium-sized businesses in the regions.
Ключевые слова: республика Казахстан, предпринимательская деятельность, малый и средней бизнес, госудраственная поддержка, индекс деловой уверенности, оценка финансового состояния собственного бизнеса
Keywords: Republic of Kazakhstan, business activity, small and medium-sized businesses, government support, business confidence index, assessment of the financial condition of their own business
Предпринимательская деятельность и предпринимательский потенциал могут быть реализованы только в случае гарантированной стабильности фискальных и нормативных условий. Рекомендации международных рейтинговых агентств по методологии заполнения показателей, характеризующих деловой климат, используют общую статистическую теорию, международные рекомендации и некоторые методологические материалы, которые используются в практике социально-экономической и промышленной статистики.
В 2017году количество зарегистрированных предпринимателей в регионе составило 142,2 тыс. единиц, в том числе число физических лиц - 127,7 тыс. человек и занято 266,1 тыс. человек. В Казахстане Туркестанская область вышла в лидеры по МСБ. В регионе расположено свыше 15% субъектов предпринимательства страны. Так, на 1 января 2019 года количество действующих субъектов малого и среднего предпринимательства достигло отметки в 1,2 млн единиц. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года данный показатель вырос на 8,3%. Наибольший прирост количества действующих субъектов МСБ к предыдущему году
зафиксирован в городе Нур-Султан и Восточно-Казахстанской области, наименьший прирост в Се-веро-Казахстанской и Акмолинской области. за 4 последних года из республиканского бюджета на поддержку развития предпринимательства было направлено 210 млрд тенге. На эти деньги были профинансированы 13 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, обучены в среднем по 20 тыс. человек ежегодно, создано 10 тыс. рабочих мест. В результате общих мер значение МСБ в экономике возросло. Так, в 2015 году доля МСБ в ВВП составляла 24,9%. По данным 9 месяцев 2018 года - 28,9%. Таким образом, по сравнению с 2015 годом участие малых и средних предпринимателей в экономике страны выросло на 4 процентных пункта. Вместе с тем, доля МСБ в региональных экономиках выросла неоднородно: наибольшая доля МСБ наблюдается в экономике Алматы и Восточно-Казахстанской области, а наименьшая - в Кызылординской, Павлодарской и Карагандинской области. При этом в последние четыре года наблюдается снижение доли МСБ в Западно-Казахстанской и Павлодарской области.
По итогам 2017 года выпуск продукции МСБ составил более 23 трлн тенге[1].
В 2017 году количество действующих субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) по области составило 177709 единиц, или 106,2% к аналогичному периоду прошлого года. Они занимают 15,4% от общей доли МСБ по республике, это самый высокий показатель по стране. Всего в Казахстане по состоянию на 1 августа 2017 года, согласно информации комитета по статистике министерства национальной экономики РК, насчитывалось 1157092 действующих субъектов МСБ. К слову, в тройке лидеров после ЮКО идут Алматы (172880 субъектов МСБ) и Алматинская область (111933).
92640 субъектов МСБ из общего их числа в Туркестанской областе составляют индивидуальные предприниматели, 68627 - крестьянские и фермерские хозяйства, 16442 - юридические лица малого и среднего предпринимательства. Подавляющее большинство заняты в сферах торговли (34%) и АПК (41%). Численность занятых в МСБ в ЮКО за 2017 год составила 331490 человек, или 101,3% к аналогичному периоду прошлого года (2016 год -330869 человек)[52]. Также наблюдается рост в объемах выпуска продукции. Так, с начала года субъектами МСБ области выпущено продукции на сумму 158,3 миллиарда тенге, тогда как в 2016 году за такой же период было выпущено продукции на 154,8 миллиарда тенге
Но тем не менее в вопросах кредитования и финансового обеспечения имеются определенные проблемы. Для выявления назревших проблем Министерство Экономики вместе с Комитетом по статистике провели мониторинг состояния МСБ в разрезе регионов.
Комитет по статистике РК в настоящее время проводит следующие рыночные опросы: в промышленности - ежемесячно и ежеквартально 855 предприятий; в сельском хозяйстве - ежеквартально 1500 единиц; в строительной отрасли - ежеквартально 400 организаций; в торговле - 1 500 предприятий оптовых и розничных торговых и закупочных агентств; на транспорте - ежеквартально 450 предприятий; в общении - ежеквартально 300 компаний; в предоставлении компьютерных услуг -ежеквартально 300 предприятий; в сфере туризма -ежеквартально 200 туристических организаций; конкурентоспособность промышленной продукции на рынке сбыта 2 раза в год (апрель, октябрь) - 855 предприятий; инновационная деятельность - 855 промышленных предприятий, 400 строительных и 260 научных организаций[2].
Результаты опроса деловой активности предприятий в таких сферах, как промышленность, строительство и торговля, позволяют контролировать состояние и развитие предпринимательства в контексте этих отраслей. На основе данных мы можем определить тенденции и определить «поворотные моменты» в развитии отрасли. В частности, одним из основных показателей является «индекс деловой уверенности». В промышленности «индекс деловой уверенности» агрегируется из трех показателей эффективности (компонентов): ожидаемого результата, фактического спроса, текущих балансов готовой продукции.
Анализ данных, полученных с помощью обзоров деловой активности предприятий и организаций, позволяет нам своевременно предоставлять властям информацию о качественных изменениях в ведущих секторах экономики с целью принятия правильных управленческих решений.
По данным Фонда «Даму» и Центра деловой информации, социологических и маркетинговых исследований «BISAM Central Asia», который охватывает 16 регионов страны. Представлена следующая информация[3] :
- источники начального капитала по регионам (% работающих предпринимателей);
- оценка предпринимателями уровня развития бизнеса по регионам (% работающих предпринимателей);
- самооценка предпринимателей (по группам регионов);
- оценка финансового состояния собственного бизнеса с точки зрения
отрасли (% работающих предпринимателей);
- оценка оценочной стоимости собственного бизнеса с точки зрения отрасли (% работающих предпринимателей);
- стратегия развития бизнеса в соответствии со статусом категорий предпринимателей (% работающих предпринимателей).
В разных регионах существуют большие различия в выживании и развитии сектора МСБ. Было доказано, что в регионах с высоким потенциалом МСБ экономический рост выше по сравнению с регионами с относительно слабыми секторами бизнеса. Таким образом, мы можем заключить, что каждому региону нужна своя стратегия развития МСБ.
Секторный мониторинг малых и средних предприятий может включать измерение отношения к началу и развитию бизнеса. Определение подхода является одним из компонентов в разработке методологии для мониторинга состояния предпринимательства в контексте отраслей и регионов.
Мониторинг включает в себя регулярный сбор данных, сопоставление фактических результатов с целями, выявление проблем и полученных результатов, т. е. оценку. В частности, оценка в отношении методологии мониторинга позволяет:
- проанализировать, почему результаты не были достигнуты;
- оценивать вклад различных видов деятельности в достижение результатов;
- проверять ход деятельности;
- изучить достигнутые и не достигнутые результаты;
- изучать уроки, отмечать успехи, потенциал;
-разработать рекомендации по улучшению реализации государственной политики поддержки и развития предпринимательства.
В целом методология мониторинга должна обеспечивать сбалансированное соответствие принципам, стратегиям, целям и задачам, что помогает повысить эффективность предпринимательства и бизнес-среды .
Рассмотрим показатели на разных уровнях управления . Бизнес-климат также требует постоянного мониторинга, т. е. сложной среды, в которой работает бизнес. Основными условиями, способствующими развитию предпринимательства, являются: политическая стабильность; макроэкономическая стабильность; предсказуемость или прогно-зируемость экономической ситуации; прозрачность законов и положений и их эффективное осуществление на практике; развитая производственная инфраструктура и т. д. Принимая во внимание эти условия, бизнес-среду оценивают в соответствии с международными рейтинговыми агентствами -Всемирным банком и Всемирным экономическим форумом, которые могут использоваться для мониторинга.
В разработанной программе развития Казахстана на 2018-2020 годы рассматривается государственная политика поддержки и развития малых и средних предприятий и формируется новая идеология отношений между государством и бизнесом, основной целью которого является увеличение конкурентоспособности страны. В реализации Программы участвуют следующие мероприятия:
1. Поставка «якорных» инвестиционных проектов для долгосрочной экономической диверсификации промышленности в городах одной компании. Местные исполнительные органы совместно с уполномоченным органом в сфере государственной поддержки промышленной и инновационной деятельности будут выбирать от 1 до 3 «якорных» инвестиционных проектов для их реализации в каждом городе одной компании[4].
Кроме того, социально-предпринимательские корпорации рассмотрят возможность внесения в уставный капитал компаний, созданных в этих городах, для реализации «якорных» инвестиционных проектов, основанных на специфике компании, и финансовой, экономическая и производственная осуществимость проекта[5].
2. Государственная поддержка проектов малых и средних предприятий должны осуществляться путем предоставления мер, размещения национальных холдинговых компаний и вспомогательных отраслей обслуживания, заказов в однопрофильных городах с учетом их специфики.
3. АО «ФНБ« Самрук-Казына », АО «НМХ «КазАгро» должны заниматься возможной реализацией инвестиционных проектов в однопрофильных городах на основе специфики компании, финансовой, экономической и производственной осуществимости проекта.
4. Восстановление прежней специализации в моногородах.
Для улучшения малых и средних предприятий в этих городах должны будут предприняты следующие дополнительные шаги :
1) субсидирование процентных ставок по кредитам без отраслевых ограничений и увеличение размера субсидий по процентным ставкам по кредитам для однопрофильных городов с низким и средним потенциалом;
2) развитие производственной (промышленной) инфраструктуры;
3)предоставление грантов на создание новых отраслей промышленности в размере от 1,5 до 3,0 млн. Тенге;
4)осуществление партнерских программ (государств с градообразующими предприятиями) для развития малого предпринимательства;
5) создание бизнес-инкубаторов с микрокредитными организациями;
6) создание центров поддержки бизнеса;
7) поощрять предпринимательство самозанятых, безработных и бедных слоев населения.
Кроме того, условиями развития промышленной инфраструктуры станут суммирование недостающей инфраструктуры и может осуществляться для проектов, направленных на модернизацию и расширение производственных мощностей по отдельным проектам индивидуально и в рамках организации промышленных объектов.
Список литературы
1. https://kursiv.kz/news/v1ast-i-biznes/2019-04/kolichestvo-deystvuyuschikh-subektov-msb-^%1о-12-ш1п
2. Алиев У.Ж. Научная типология собственности - теоретическая основа разгосударствления и приватизации в России и Казахстане // Сборник материалов международной конференции «Россия и Казахстан: стратегия для будущего». - Алматы, 2013;
3. Кенжегузин М., Днишев Ф., Альжанова Ф. Наука и инновации в рыночной экономике: мировой опыт и Казахстан. - Алматы, 2005. - 256с
4. Л.Ибрагимова. Микрокредитование -источник финансирования малого бизнеса// Анали-тикальщ журнал Рынок ценных бумаг Казахстана 2008.№6.
5. Л.Исаева Микрокредитование - источник финансирования малого бизнеса// Аналитический журнал Рынок ценных бумаг Казахстана №6, 2012г