Научная статья на тему 'Женское предпринимательство в странах Таможенного союза через призму гендерного равенства'

Женское предпринимательство в странах Таможенного союза через призму гендерного равенства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / WOMEN''S BUSINESS / GENDER EQUALITY / SMALL AND MEDIUM BUSINESS / CUSTOMS UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башлакова Ольга Сергеевна, Джаникешева Балганым Талаповна, Орлова Людмила Викторовна

Авторы статьи ставят перед собой цель изучение женского предпринимательства в странах Таможенного союза в качестве фактора устойчивого развития национальной экономики. Для трансформационных экономик России, Казахстана и Беларуси, где уровень предпринимательской активности населения ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, данная тема особенно актуальна. Объект исследования женщины-предприниматели стран Таможенного союза. Исследование проводилось на основе социологического исследования, проведенного методом анкетирования, вторичного анализа результатов социологического опроса, изучения научной литературы по теме исследования, а также анализа статистической отчетности Беларуси, Казахстана и России. Проведенное исследование показало, что проблемы развития женского предпринимательства в России, Казахстане и Беларуси носят преимущественно универсальный характер. Это связано с особенностями становления и развития сектора малого и среднего предпринимательства, а также с модернизацией экономики. По результатам исследования сделан вывод, что женское предпринимательство в странах Таможенного союза востребовано, как один из наиболее значимых социальных процессов. Женское предпринимательство в Казахстане, Беларуси и по России в целом имеет возрастающую динамику, где, согласно гендерной статистике, количество женщин в среде субъектов малого и среднего бизнеса сближается с количеством мужчин. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных для регулирования государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе для разработки программ поддержки женского предпринимательства. Интересным представляется учет данных настоящего исследования в практике международного взаимодействия предпринимательских структур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WOMEN''S BUSINESS IN THE COUNTRIES OF THE CUSTOMS UNION THROUGH THE PRISM OF GENDER EQUALITY

Authors of article set the purpose before themselves studying of women's business in the countries of the Customs union as a factor of sustainable development of national economy. For transformational economies of Russia, Kazakhstan and Belarus where the level of enterprise activity of the population is lower, than in the countries with the developed market economy, this subject is especially relevant. A research object female businessmen of the countries of the Customs union. Author conducted the research on the basis of the sociological research conducted by method of questioning, the secondary analysis of results of sociological quiz, studying of scientific literature on a research subject and also the analysis of statistical reporting of Belarus, Kazakhstan and Russia. The conducted research showed that problems of development of women's business in Russia, Kazakhstan and Belarus have mainly universal character. It connects with features of formation and development of the sector of small and medium business and also with modernization of economy. By results of a research authors made the conclusion that women's business in the countries of the Customs union is demanded as one of the most significant social processes. Women's business in Kazakhstan, Belarus and across Russia in general has the increasing dynamics where, according to gender statistics, the number of women among subjects of small and medium business approaches the number of men. The practical importance of a research consists in a possibility of use of data for regulation of state policy in the sphere of small and medium business, also for development of programs of support of women's business. Accounting of data of the real research in practice of the international interaction of enterprise structures is interesting.

Текст научной работы на тему «Женское предпринимательство в странах Таможенного союза через призму гендерного равенства»

УДК 316.334 doi: 10.20310/1819-8813-2018-13-104-50-57

ЖЕНСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СТРАНАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА

БАШЛАКОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА Гомельский государственный университет им Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь, e-mail: bashlakova@gsu.by

ДЖАНИКЕШЕВА БАЛГАНЫМ ТАЛАПОВНА

Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет, г. Уральск, Республика Казахстан, e-mail: balganym_dzhanikesheva@mail.ru

ОРЛОВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА

Медицинский университет «Реавиз», г. Самара, Российская Федерация, e-mail: orlovalv313@mail.ru

Авторы статьи ставят перед собой цель - изучение женского предпринимательства в странах Таможенного союза в качестве фактора устойчивого развития национальной экономики. Для трансформационных экономик России, Казахстана и Беларуси, где уровень предпринимательской активности населения ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, данная тема особенно актуальна. Объект исследования - женщины-предприниматели стран Таможенного союза. Исследование проводилось на основе социологического исследования, проведенного методом анкетирования, вторичного анализа результатов социологического опроса, изучения научной литературы по теме исследования, а также анализа статистической отчетности Беларуси, Казахстана и России. Проведенное исследование показало, что проблемы развития женского предпринимательства в России, Казахстане и Беларуси носят преимущественно универсальный характер. Это связано с особенностями становления и развития сектора малого и среднего предпринимательства, а также с модернизацией экономики. По результатам исследования сделан вывод, что женское предпринимательство в странах Таможенного союза востребовано, как один из наиболее значимых социальных процессов. Женское предпринимательство в Казахстане, Беларуси и по России в целом имеет возрастающую динамику, где, согласно гендерной статистике, количество женщин в среде субъектов малого и среднего бизнеса сближается с количеством мужчин. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования данных для регулирования государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса, в том числе для разработки программ поддержки женского предпринимательства. Интересным представляется учет данных настоящего исследования в практике международного взаимодействия предпринимательских структур.

Ключевые слова: женское предпринимательство, гендерное равенство, малый и средний бизнес, Таможенный союз

Введение. Для постсоветского пространства женское предпринимательство относительно новое явление, вызванное к жизни преимущественно постепенным ухудшением позиций женщин в экономической и социальной сферах жизни общества. Женское предпринимательство сопряжено со сложностями, вызываемыми экономическими или социальными факторами. Исследователи феномена женского предпринимательства сходятся во мнении, что большинство женщин стремятся не столько к профессиональному мастерству и самореали-

зации, сколько всего лишь к выживанию в условиях официальной безработицы. Кроме того, женщина может стремиться к ведению собственного бизнеса, пытаясь избежать половой дискриминации на рынке труда. Это может выражаться в таких проблемах, как более низкий, по сравнению с мужчинами, уровень оплаты труда, сложности при устройстве на работу и в карьерном росте.

В настоящей статье сделана попытка рассмотреть вопросы женского предпринимательство в странах Таможенного союза, для которых данная

тема особенно актуальна, через призму тендерного равенства.

Теория. Тендерное неравенство и раслоение общества рассматривается в работах российских социологов И. С. Кона, Т. М. Дадаевой, Е. А. Здра-вомысловой, К. В. Фофановой, А. С. Темкиной [1] и др.

Особенности постсоветского периода женского предпринимательства изучаются в работах А. И. Агеева, А. П. Никонова, Э. Н. Фетисова, Л. В. Бабаевой, Е. Д. Гвоздевой, С. Ю. Барсуковой, И. Е. Задорожнюк, В. И. Герчиковой, Э. Х. Лок-шиной, И. И. Серегиной, М. А. Павловой, И. О. Тюриной, Ю. В. Татарниковой, А. Е. Чири-ковой [2] и др.

Особенности развития женского предпринимательства в современном обществе описываются в трудах В. П. Позднякова, Е. И. Кипервар, А. С. Абриталиной, Ю. Ю. Малышевской, М. И. Высоцкой, М. Л. Севеловой, А. И. Чаловой и

др. [1]

Теме развития женского предпринимательства в Республике Беларусь посвящены работы А. В. Орловой [3], Л. Л. Скворцовой, А. В. Семен-чук [4], З. М. Юк [5] и др.

Среди наиболее концептуальных работ, отражающих особенности феномена женского предпринимательства в Республике Казахстан, следует назвать работы Р. Б. Сарсембаевой, Ж. А. Нурбе-ковой, С. М. Шакировой [1]. Эти исследования сравнительно молодые, интерес к данной проблематике появился в 1990-х гг. Женское предпринимательство в них раскрывается в аспектах преодоления гендерного неравенства, безработицы, эффективного использования женских трудовых ресурсов.

Результаты исследования. Традиционно предпринимательством занимались мужчины. Однако в настоящее время сферу малого и среднего бизнеса все больше заполняют женщины-предприниматели.

Стоит отметить, что особую роль в генерации предпринимательства играют вузы, поскольку они являют собой места, аккумулирующие последние достижения науки, образования и энергию молодежи. Молодежь открыта переменам и нововведениям, готова брать на себя риски, присущие ведению бизнеса.

С целью выявления актуальности проблемы в 2017 г. было проведено анкетирование студенток Гомельского государственного университета в количестве 123 человек. Результаты анкетирования показали, что более половины опрошенных белорусских студенток считают актуальным для себя

вопрос о возможной предпринимательской деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос: «Хотели бы Вы заниматься предпринимательской деятельностью?» (%)

Ответы Беларусь Казахстан

респондентов (П=123) (П=130)

Да, желаю 58,5 71,3

Возможно 21,4 21

Нет, не мое 9,6 5,2

Затрудняюсь ответить 10,5 3,5

В Западно-Казахстанском инновационно-технологическом университете в октябре 2018 г. было проведено социологическое исследование (в форме анкетирования) студенток 2-4 курсов для выявления количества планирующих создать и развивать собственное дело. В опросе приняли участие 130 представительниц женского пола. В результате исследования - 71,3 % опрошенных студенток в будущем планируют открыть свой бизнес; 21 % ответили - возможно; 5,2 % не имеют таких планов и 3,5 % затруднились ответить (табл. 1).

По результатам анкетирования выявили высокую предрасположенность студенток к предпринимательству.

В российском национальном исследовании GUESSS 2014/15 гг. принимали участие 4578 студентов крупных университетов. Исследование показало, что цель стать предпринимателем есть у 65 % выпускников [6].

Таким образом, предпринимательство стало трендом среди молодежи. И, по нашему убеждению, его необходимо поддерживать и усиливать.

Результаты исследования показали, что формирование готовности молодежи, в частности представительниц женского пола, к открытию собственного дела, развитие мотивации и заинтересованности в предпринимательской карьере у молодежи могут оказать положительное влияние на создание благоприятной предпринимательской экосистемы.

В последние годы отмечается рост интереса исследователей к феномену женского предпринимательства, а также анализу региональных особенностей и перспектив развития предпринимательской деятельности через призму гендерного равенства. Изучение феномена женского предпринимательства в странах Таможенного союза (ТС) имеет особую актуальность на сегодняшний день, поскольку связано с инновационным потенциалом экономики этих стран.

O. S.BASHLAKOVA, B. ^ DZHANIKESHEVA, К V. ORLOVA

Предприниматели-женщины - это новое социальное явление для Республики Казахстан (РК), в определенной мере вынужденное. В РК наблюдается диспропорция на рынке труда, женщины испытывают проблемы с трудоустройством. Как и в других регионах постсоветского пространства, женское предпринимательство сосредоточено, главным образом, в сферах, традиционных для женской занятости (торговля, бытовое обслуживание, образование и т. д.), и отличается небольшими масштабами. В основном это индивидуальное или малое предпринимательство.

Кроме экономических функций, женское предпринимательство в Казахстане выполняет ряд значимых социальных функций, в том числе инте-гративную, сокращает гендерное неравенство в РК. Женщины-бизнесмены могут самостоятельно взаимодействовать с различными социальными структурами и институтами, активно участвовать в общественной жизни.

В рейтинге 2016 г. по уровню тендерного разрыва Россия занимает 75 место из 144 стран, в то время как страны ТС - Казахстан и Беларусь находятся на 51 и 30 местах соответственно [7].

Предпринимательство женщин привносит в социальную жизнь Казахстана элементы инноваций, поскольку оно оказывает влияние на трансформацию традиционных гендерных стереотипов.

Женское предпринимательство в РК, по нашему мнению, детерминировано в большей степени внешними факторами. Проблемы трудоустройства и недостаточной оплаты труда подтолкнули в раз-

личное время открыть свое дело в РК почти 60 % женщин.

Женское предпринимательство в Республике Беларусь (РБ) воспринимается как более традиционное, привычное в социальной и экономической жизни страны. Вероятно, это можно объяснить демографической ситуацией: женщин в РБ больше мужчин уже несколько десятилетий.

При этом женское предпринимательство в ряде стран (например, в Германии, Японии или США) приносит до 60 % ВВП страны.

Однако в условиях, когда женщины в ряде случаев опережают мужчин в качестве своего образования и даже в карьерном росте, женщины продолжают страдать от гендерной дискриминации, в частности, в уровне оплаты труда. Ученые выделяют разные причины неравенства заработной платы мужчин и женщин: уровень образования, должность, величина трудового стажа, режим и условия труда, форма собственности предприятия, демографический фактор, гендерная горизонтальная сегрегация по отраслям занятости и в большей степени вертикальная сегрегация по должностям, а также гендерная дискриминация.

В РБ гендерное равенство в доходах не обеспечивается, несмотря на высокие уровни образования и занятости женщин. Вероятно, причина кроется в том, что женщины заняты преимущественно в бюджетных отраслях.

Гендерный разрыв в заработной плате в РБ сократился до 78,5 % (против 73 % в 2011 г.) [8]. Динамика, представленная на рисунке 1, положительная.

Рис. 1. Соотношение среднемесячной заработной платы женщин и мужчин, %

Наличие трудовой дискриминации женщин РК косвенно подтверждается данными по соотношению заработной платы мужчин и женщин.

Рассмотрим динамику соотношения заработной платы мужчин и женщин РК (табл. 2) [9].

Анализируя данные статистики, отметим, что наметилась тенденция сокращения разрыва в соотношении заработной платы мужчин и женщин, начиная с 2011 г.

Таблица 2

Динамика соотношения заработной платы мужчин и женщин в РК, %

Годы 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Процентное соотношение 63,8 66,2 66,0 68,0 69,5 71,8

Таблица 3

Среднемесячная номинальная заработная плата по странам ТС в 2017 г.

Страны ТС в национальной валюте в долларах США 2017 г. в % к 2016 г.

номинальная реальная

Беларусь, тыс. бел. руб. 812 422 113 106

Казахстан, тенге 150000 460 105 98

Россия, руб. 39085 671 107 103

В 2017 г. среднемесячная номинальная заработная плата в странах ТС по данным Статкомите-та СНГ составляла от 422 долл. США в Беларуси до 671 долл. в России и выросла во всех странах (табл. 3) [10].

В Беларуси минимальный размер оплаты труда в декабре 2017 г. был равен - 265 белорусским рублям (132 долл. США), Казахстане - 24459 тенге (73 долл. США), России - 7800 руб. (133 долл. США) [10].

Для оценки гендерных различий в уровне заработной платы в России был проведен мониторинг средней заработной платы по основному месту работы за период 2015-2017 гг. Данные мониторинга свидетельствуют о незначительном снижении разрыва между объемами средней заработной платы мужчин и женщин, а именно: 28 % - в 2015-2016 гг. и 26 % - в 2017 г. [11].

Зарплата российской женщины на 25-30 % меньше, чем зарплата мужчины. По данным Росста-та, средний ежемесячный оклад на руководящей должности у женщин - около 24 тыс. руб., у мужчин - более 43 тыс. руб. [11].

Характерной чертой женского предпринимательства в Казахстане, является также его вынужденный характер. Основная масса женщин начинает самостоятельную предпринимательскую деятельность по причине безработицы. Для развитых стран данная особенность не имеет такого яркого выражения.

По данным 2013 г., уровень безработицы среди женщин Казахстана составил 6,5 % при общем уровне безработицы по стране в 5,3 % [13]. Это свидетельствует о патриархальных традициях в социуме Казахстана и, в частности, о дискриминации по половому признаку: работодатели предпочитают брать на работу мужчин, следствием чего является неизменно более высокий уровень безра-

ботицы женской, нежели чем уровень безработицы мужской.

В Беларуси фиксируется смягчение ситуации с безработицей женщин. Так, в период с 2010 по 2015 гг. в общей численности безработных доля безработных женщин уменьшилась с 17,4 до 15,2 %, а доля безработных мужчин увеличилась с 15,7 до 28,1 % (рис. 2) [14]. Это явилось следствием принимаемых государством мер на рынке труда.

Разница в количестве безработных мужчин и женщин на рынке труда РБ [15].

За период 2017 г. можно отметить несущественную разницу среди безработных мужчин и женщин в РБ.

Численность населения Казахстана на 1 июня 2017 г. составила 18 014,2 тыс. чел. Согласно ген-дерной статистике, доля женщин в населении Казахстана составляет 52,5 % (9296,7 тыс. чел.). Отметим, что по статистике треть населения Казахстана на сегодняшний день относится к самозанятому, причем более половины из него - женщины. Количество женщин, активно занимающихся предпринимательством, ежегодно растет, о чем свидетельствуют данные Агентства Республики Казахстан по статистике. Немаловажно отметить вклад субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) под руководством женщин в занятость населения. Женщины в секторе МСБ обеспечивают 794,5 тыс. рабочих мест или 30 % всех рабочих мест в МСБ Казахстана [13].

В динамике мы видим, что численность женщин в РК среди самозанятых даже превышает численность мужчин (табл. 4).

Статистические данные свидетельствуют о том, что женщины-предприниматели формируют более 40 % ВВП страны. Таким образом, можно констатировать, что вклад женщин-предпринимателей в ВВП страны может оцениваться как значимый [11].

O. S.BASHLAKOVA, B. ^ DZHANIKESHEVA, К V. ORLOVA

Женщины ■ Мужчины

Рис. 2. График, иллюстрирующий разницу в количестве безработных мужчин и женщин, %

Динамика численности самозанятого населения по полу (тыс. чел.)

Таблица 4

Республика Казахстан 2011 2012 2013 2014 2015

Всего 2 664,6 2 704,8 2 720,2 2 693,5 2 621,0

Женщин 1 350,6 1 368,5 1 355,4 1 390,0 1 373,4

Мужчин 1 314,0 1 336,3 1 346,8 1 303,4 1 247,5

Таблица 5

Динамика численности самозанятого населения по полу (%)

Россия 2008 2009 2014 2015

Женщин 49,2 49,1 48,8 48,7

Мужчин 50,8 50,9 51,2 51,3

Исследование структуры занятого населения в России по половой структуре представлено в таблице 5.

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы. В период с 2008 по 2015 гг. среди занятого населения в большинстве своем были представлены мужчины; и их доля с каждым годом увеличивалась (при одновременном снижении доли женщин) [15].

Обсуждение и заключения. По мнению ученых, тема развития женского предпринимательства будет актуальной еще не одно десятилетие, до тех пор пока несколько молодых поколений не смогут положительным образом повлиять на нынешнюю социально-экономическую ситуацию в секторе МСБ, в том числе и в гендерном аспекте [16-18]. Феномен женского предпринимательства тесным образом связан с модернизацией экономики изучаемых стран, а также со спецификой развития МСБ.

В настоящее время в предпринимательской сфере РБ наблюдается положительная динамика, в частности наблюдается улучшение гендерного равенства. Благоприятные условия для развития женского предпринимательства в РБ подтверждаются выступлением министра по налогам и сборам РБ Сергея Наливайко на международной конференции «Женское предпринимательство как фактор устойчивого развития». Сергей Наливайко отметил актуальность идеи о развитии женского предпринимательства в Беларуси и целесообразности государственной поддержки этого явления. В современной ситуации, когда происходит переход от производства товаров к оказанию услуг, женское предпринимательство становится все более востребованным и конкурентоспособным. Женщин-бизнесменов также отличает стремление к добросовестному партнерству и способность вызывать доверие.

РБ взяла курс на гендерно ориентированную политику. Женское предпринимательство, по заявлению заместителя директора департамента РБ, станет объектом государственной политики по поддержке МСБ. В программу МСБ в Беларуси будут внесены дополнения в части оказания системной государственной поддержки женщинам-предпринимателям. К 2030 г. РБ планирует достичь 17 целей устойчивого развития, в том числе предотвращения гендерного неравенства (пятая цель) [19].

В Казахстане 20 июня 2018 г. состоялся ежегодный Конгресс Совета деловых женщин НПП РК «Атамекен» «Женский бизнес - гарантия будущего», на котором, в частности, было объявлено о создании Фонда поддержки женского предпринимательства. Председатель Совета деловых женщин «Атамекена» Лаззат Рамазанова отметила современное положение женского предпринимательства в РК: «Тот фокус, который Глава государства ставит перед Казахстаном, вопрос гендерного равенства в стране действительно выдерживается. МСБ, на который опирается любое современное государство, является локомотивным. На сегодняшний день мы оставили позади США (52 %), Германию (50 %) и Корею. В Казахстане доля среднего бизнеса, возглавляемая женщинами, составляет 67 %. Это общий успех всего государства» [21].

В России также принимаются меры по обеспечению гендерного равенства и устранению дискриминационных барьеров. В частности, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил национальную стратегию действий в интересах женщин на 2017-2022 гг. Стратегия нацелена на повышение конкурентоспособности женщин и поощрение женского предпринимательства, снижение гендер-ного разрыва в оплате труда, обеспечение лучшего баланса работы и семейной жизни [20].

Итак, для решения проблем гендерного неравенства необходимо обеспечение гендерно-интегрированной занятости и равного доступа мужчин и женщин к экономическим ресурсам (собственности, кредитам, предпринимательству, различным формам занятости) через ликвидацию сегрегационной и дискриминационной практик в области труда и занятости. Данные проблемы ген-дерной дискриминации можно разрешить только совместными усилиями органов государственной и муниципальной власти.

Кроме того, необходима переориентация государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса, в частности для совершенствования программ развития женского предпринимательства.

В целом женское предпринимательство рассматривается как позитивное явление, обеспечивающее открытие новых рабочих мест, а также привносящее в сферу бизнеса так называемый женский подход, характеризующийся: повышенной ответственностью, низким рисковым поведением, осторожностью и легитимностью, гибкостью в управлении, честностью, стратегией на сохранение бизнеса, прозрачностью ведения дел, способностью находить нестандартные решения, повышенным стремлением к законопослушности, большей социальной ориентированностью и т. п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Орлова Л. В., Мусина З. М. Предприниматели-женщины Казахстана: формирование социально-профессиональной группы: монография. Самара: САГМУ, 2016.

2. Фофанова К. В. Институционализация гендерных отношений в социальной сфере: автореф. дисс. ... док. соц. наук. Саранск, 2006.

3. Орлова А. В. Женское предпринимательство в Беларуси: механизм государственной поддержки. URL:http://ir.kneu.edu.ua/bitstream

4. Скворцова Л. Л, Семенчук А. В. Женское предпринимательство в Республике Беларусь: возможности и ограничения. URL: http://www.elib.-grsu.by/katalog/446921pdf.pdf

5. Юк З. М., Чуткова О. Ю. Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов в устойчивом развитии Республики Беларусь // в монографии: Частный институт управления и предпринимательства. Минск: 2015.

6. Национальный отчет GUESSS (Глобальное исследование предпринимательского духа студентов) в России в 2013/2014 гг URL: http://www.ruaee.ru/about-/documents/GUESS S_2013_Rus.pdf

7. The Global Gender Gap Report 2016. URL: http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2016.

8. О состоянии заработной платы в независимых государствах региона в 2017 году. URL: http://www.vkp.ru>upload/global/1805_zp_sng_2017.doc

9. Демографический ежегодник Казахстана. Стат. сборник, Астана, 2017.

10. Мониторинг показателей качества жизни населения в странах Содружества Независимых Государств 2014-2017. Межгосударственный статистический комитет СНГ. М., 2018.

11. Росстат. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_-2016/rab_sila 16.pdf

12. The Global Gender Gap Report 2015 is published by the World Economic Forum. URL: http://www3.weforum.org/docs/GGGR2015/cover.pdf

13. Агентство Республики Казахстан по статистике 2017. URL: http://www.analitika.kz/-images/Gulden/statkz.pdf

O. S.BASHLAKOVA, B. T. DZHANIKESHEVA, L. V. ORLOVA

14. Петрошевич E. Мужчина, женщина и деньги: зарплата зависит от работы и пола // Экономическая газета. 2017. URL:https://neg.by/novosti/otkrytj-/muzhchina-zhenschina-i-dengi—zarplata-zavisit-ot-raboty-i-pola

15. Бризгалова А. С. Статистическое исследование занятости населения Российской Федерации // Вопросы экономики и управления. 2016. № 3.1. С. 96101. URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/972/

16. Connel R.W. The state, gender and sexual politics: Theory and appraisal // Amsterdam, 1990, Vol. 19. № 5.

17. Goffman E. Frame Analysis of Gender. From «The Arrangment between the Sexes» // Goffman Reader. Lemert C. and Branaman A. (eds.) Blackwell Publ. 1997. PP. 201-208.

18. Parsons T. Age and Sex in the Social Structure // Parsons, T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. 1949. PP. 218-232.

19. Для развития женского предпринимательства складываются необходимые предпосылки -Наливайко. 2017. URL: http://www.nalog.gov.-by/ru/publication_ru/view/dlj a-razvitij a-zhenskogo -predp-rinimatelstva-skladyvajutsja-neobxodimye-predposylki-nalivajko-27283

20. Медведев утвердил национальную стратегию в интересах женщин URL: https://www.rbc.ru/politics-/08/03/2017

21. В Казахстане создан Фонд поддержки женского предпринимательства URL: http://atameken.-kz/ru/news/29877-v-kazahstane-sozdan-fond-podderzhki-zhenskogo-predprinimatel-stva

References

1. Orlova L. V., Musina Z. M. Predprinimateli-zhenshchiny Kazakhstana: formirovaniye sotsial'no-professional'noj gruppy: monografiya [Female businessmen of Kazakhstan: formation of social professional group: monograph]. Samara: SAGMU, 2016.

2. Fofanova K. V. Institutsionalizatsiya gendernykh otnoshenij v sotsial'noj sfere [Institutionalization of the gender relations in the social sphere]: avtoref. dis. ... dok. sots. nauk. Saransk, 2006.

3. Orlova А. V. Zhenskoye predprinimatel'stvo v Bela-rusi: mekhanizm gosudarstvennoj podderzhki [Women's business in Belarus: mechanism of the state support]. URL:http://ir.kneu.edu.ua/bitstream

4. Skvortsova L. L, Semenchuk А. V. Zhenskoye predprinimatel'stvo v Respublike Belarus': vozmozhnosti i ogranicheniya [Women's business in the Republic of Belarus: opportunities and restrictions]. URL: http://www.elib.-grsu.by/katalog/446921pdf.pdf

5. Yuk Z. M., Chutkova O. Yu. Prognozirovaniye i planirovaniye sotsial'no-ekonomicheskikh protsessov v ustojchivom razvitii Respubliki Belarus' [Forecasting and planning of social and economic processes in sustainable development of the Republic of Belarus] // v monografii: Chast-nyj institut upravleniya i predprinimatel'stva. Minsk: 2015.

6. Natsional'nyj otchet GUESSS (Global'noye issle-dovaniye predprinimatel'skogo dukha studentov) v Rossii v 2013/2014 gg [The national report of GUESSS (Global University Entrepreneurial Spirit Students Survey) in Russia in 2013/2014] URL: http://www.ruaee.ru/about-/documents/GUESSS_2013_Rus.pdf

7. The Global Gender Gap Report 2016. URL: http://reports.weforum.org/global-gender-gap-report-2016.

8. O sostoyanii zarabotnoj platy v nezavisimykh gosu-darstvakh regiona v 2017 godu [About a condition of the salary in the independent states of the region in 2017]. URL: http://www.vkp.ru>upload/global/1805_zp_sng_2017.doc

9. Demograficheskij ezhegodnik Kazakhstana [Demographic year-book of Kazakhstan]. Stat. sbornik, Astana,

2017.

10. Monitoring pokazatelej kachestva zhizni naseleniya v stranakh Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv 20142017. Mezhgosudarstvennyj statisticheskij komitet SNG [Monitoring of indicators of quality of life of the population in countries of the Commonwealth of Independent States of 2014-2017. Interstate Statistical Committee of the CIS]. M.,

2018.

11. Rosstat [Federal State Statistics Service]. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_-2016/rab_sila16.pdf

12. The Global Gender Gap Report 2015 is published by the World Economic Forum. URL: http://www3.-weforum.org/docs/GGGR2015/cover.pdf

13. Agentstvo Respubliki Kazakhstan po statistike 2017 [The agency of the Republic of Kazakhstan according to 2017]. URL: http://www.analitika.kz/-images/-Gulden/statkz.pdf

14. Petroshevich E. Muzhchina, zhenshchina i den'gi: zarplata zavisit ot raboty i pola [Man, woman and money: salary depends on work and gender] // Ekonomicheskaya gazeta. 2017. URL:https://neg.by/novosti/otkrytj -/muzhchina-zhenschina-i-dengi—zarplata-zavisit-ot-raboty-i-pola

15. Brizgalova A. S. Statisticheskoye issledovaniye zanyatosti naseleniya Rossijskoj Federatsii [Statistical research of employment of the population of the Russian Federation] // Voprosy ekonomiki i upravleniya. 2016. № 3.1. S. 96-101. URL: https://moluch.ru/th/5/archive/31/972/

16. Connel R.W. The state, gender and sexual politics: Theory and appraisal // Amsterdam, 1990, Vol. 19. № 5.

17. Goffman E. Frame Analysis of Gender. From «The Arrangment between the Sexes» // Goffman Reader. Lemert C. and Branaman A. (eds.) Blackwell Publ. 1997. PP. 201208.

18. Parsons T. Age and Sex in the Social Structure // Parsons, T. Essays in Sociological Theory Pure and Applied. 1949. PP. 218-232.

19. Dlya razvitiya zhenskogo predprinimatel'stva skla-dyvayutsya neobkhodimye predposylki - Nalivajko [For development of women's business there are necessary prerequisites - Nalivayko]. 2017. URL: http://www.nalog.gov.-by/ru/publication_ru/view/dlja-razvitija-zhenskogo-predprinimatelstva-skladyvajutsja-neobxodimye-predposylki-nalivajko-27283

20. Medvedev utverdil natsional'nuyu strategiyu v in-teresakh zhenshchin [Medvedev approved the national strategy for women]. URL: https://www.rbc.ru/politics-/08/03/2017

21. V Kazakhstane sozdan Fond podderzhki zhenskogo predprinimatel'stva [In Kazakhstan the Fund of support of

women's business is created]. URL: http://atameken.-

kz/ru/news/29877-v-kazahstane-sozdan-fond-podderzhki-

zhenskogo-predprinimatel-stva

* * *

WOMEN'S BUSINESS IN THE COUNTRIES OF THE CUSTOMS UNION THROUGH THE PRISM OF GENDER EQUALITY

BASHLAKOVA OLGA SERGEEVNA

Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, the Republic of Belarus, e-mail: bashlakova@gsu.by

DZHANIKESHEVA BALGANYM TALAPOVNA

West-Kazakhstan Innovative-Technological University, Uralsk, the Republic of Kazakhstan, e-mail: balganym_dzhanikesheva@mail.ru

ORLOVA LYUDMILA VIKTOROVNA

Medical University «Reaviz», Samara, the Russian Federation, e-mail: orlovalv313@mail.ru

Authors of article set the purpose before themselves - studying of women's business in the countries of the Customs union as a factor of sustainable development of national economy. For transformational economies of Russia, Kazakhstan and Belarus where the level of enterprise activity of the population is lower, than in the countries with the developed market economy, this subject is especially relevant. A research object - female businessmen of the countries of the Customs union. Author conducted the research on the basis of the sociological research conducted by method of questioning, the secondary analysis of results of sociological quiz, studying of scientific literature on a research subject and also the analysis of statistical reporting of Belarus, Kazakhstan and Russia. The conducted research showed that problems of development of women's business in Russia, Kazakhstan and Belarus have mainly universal character. It connects with features of formation and development of the sector of small and medium business and also with modernization of economy. By results of a research authors made the conclusion that women's business in the countries of the Customs union is demanded as one of the most significant social processes. Women's business in Kazakhstan, Belarus and across Russia in general has the increasing dynamics where, according to gender statistics, the number of women among subjects of small and medium business approaches the number of men. The practical importance of a research consists in a possibility of use of data for regulation of state policy in the sphere of small and medium business, also for development of programs of support of women's business. Accounting of data of the real research in practice of the international interaction of enterprise structures is interesting.

Key words: women's business, gender equality, small and medium business, Customs union

Об авторах:

Башлакова Ольга Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой финансов и кредита Гомельского государственного университет им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

Джаникешева Балганым Талаповна, руководитель отдела по академической деятельности Западно-Казахстанского инновационно-технологического университета, г. Уральск, Республика Казахстан

Орлова Людмила Викторовна, доктор социологических наук, профессор Медицинского университета «Реавиз», г. Самара

About the authors:

Bashlakova Olga Sergeevna, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Finance and Credit Department, Francisk Skorina Gomel State University, Gomel, the Republic of Belarus

Dzhanikesheva Balganym Talapovna, Head of the Academic Activity Department, West-Kazakhstan Innovative-Technological University, Uralsk, the Republic of Kazakhstan

Orlova Lyudmila Viktorovna, Doctor of Sociology, Professor of Medical University «Reaviz», Samara

O. S .BASHLAKOVA, B. T. DZHANIKESHEVA, L. V. ORLOVA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.