Научная статья на тему 'Приоритетные направления подготовки учителя начальных классов по профилю бакалавр'

Приоритетные направления подготовки учителя начальных классов по профилю бакалавр Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления подготовки учителя начальных классов по профилю бакалавр»

К.п.н., доцент, проректор СОГПИ Ф.Х. Киргуева

Приоритетные направления подготовки учителя начальных классов по профилю бакалавр

Ф.Х. Киргуева

На современном этапе развития педагогического образования в подготовке учителя начальных классов в условиях реорганизации возникла необходимость перехода на многоуровневую модель профессиональной подготовки.

Переход с традиционно сложившейся модели подготовки специалиста на многоуровневую модель «бакалавр-магистр» актуализирует проблемы ориентации профессионального сообщества на принятие в начальную школу бакалавра образования и необходимости изменения содержания и технологий подготовки учителя начальных классов в условиях полилингвального образования в регионе и мировых тенденций развития компетенций выпускников высшей школы.

Выход из сложившейся ситуации видится в реструктуризации педагогического образования в условиях устанавливающейся многоуровневой модели образования в высшей школе. Развитие инновационных процессов в высшей школе относительно мировых тенденций ее развития интенсифицирует инновационные процессы в проектировании нового содержания педагогического образования по профилю бакалавра «Начальное образование». Инновационные процессы в аспекте многоуровневой подготовки бакалавров начального образования прежде всего определяются условиями республики и требованиями начальной школы к подготовке учителя и затрагивают содержание педагогического образования, раскрывающего проблемы начальной школы и пути их решения, с одной стороны, и многообразие индивидуальных образовательных маршрутов студентов, соответствующих их образовательным запросам, с другой стороны. Модернизация педагогического образования в России обозначает приоритетные направления в системе подготовки учительских кадров: улучшение качества подготовки в условиях вариативных образовательных программ; обеспечение соответствия между содержанием подготовки учителя и содержанием начального образования и проблем начальной школы; преемственность содержания и технологий подготовки учителя на всех ступенях педагогического образования; разработка теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке кадров, способных интегрироваться в международное пространство посредством современных инфор-

мационно-коммуникативных технологий и языковых средств.

Переход на многоуровневую систему подготовки бакалавра по профилю «Начальное образование» позволит разрешить ряд противоречий, выявленных в ходе анализа теории и практики подготовки учителя начальных классов.

В системе подготовки учителей начальных классов, несмотря на позитивные изменения, остаются по-прежнему нерешенными вопросы:

- наличие различных взглядов на развитие педагогического образования, что не позволяет в достаточной степени точно определить цели подготовки учителя начальных классов;

- отсутствие целостной концепции подготовки учителя начальных классов на компетентност-ном подходе, что затрудняет проектирование образовательного стандарта по профилю бакалавра «Начальное образование».

- слабая ориентированность содержания профессиональной подготовки учителя начальных классов на содержание начального образования и его реализацию в поликультурной и полилинг-вальной образовательной среде;

- проблемы измерения качества образования учителей начальных классов и начальной школы.

Приоритетными направлениями в подготовке современного учителя начальных классов по профилю бакалавр, на наш взгляд, могут выступить:

■ создание целостной многоуровневой системы подготовки учителя начальных классов на новых идеях современного образования, развивающегося в контексте требований Болонского соглашения;

■ проектирование новой модели образовательного стандарта и образовательной программы профиля бакалавра - начальное образование на основе компетентностного подхода, заложившего современные требования к учителю начальных классов;

■ разработка компетенций учителя начальных классов, содержащих языковой, профессиональный, коммуникативно-информационный модули, соответствующие современным типам школ и запросам на образование учащихся;

■ интеграция в подготовку бакалавров по профилю «начальное образование» современных технологий (информационных, телекоммуника-

тивных, языковых, проективных, психолого-педа-гогического сопровождения и т.п.), изменяющих учебную среду личностного и профессионального развития студентов;

■ моделирование непрерывной педагогической практики как среды самостоятельной деятельности студента и трансфера современного педагогического знания в образовательное пространство начальной школы;

■ воспитание толерантной личности учителя начальных классов, путем предоставления возможности каждому студенту в процессе профессиональной подготовки приобретать опыт толерантного взаимодействия и уважения достоинства каждого учащегося.

Анализ исследований и опыта подготовки учителя начальных классов в различных вузах России показал, что проблема подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» в системе многоуровневого образования остается актуальной и мало разработанной.

Республика Северная Осетия-Алания в Южном регионе имеет экономические, социальные, культурно-исторические особенности, которые обуславливают необходимость их учета в содержании национально-регионального компонента. Модернизация содержания педагогического образования учителей начальных классов по профилю бакалавр в республике осуществляется с учетом региональных условий.

Современный учитель обязан обладать новыми культурно-историческими компетенциями, раскрывающими современную геополитическую, поликультурную и полилингвальную ситуацию. Заложенные М.М. Бахтиным и В.С. Библером теоретические положения о культурных основаниях образования диктуют современным ученым и практикам создания новых теорий и моделей образования на основе культурно-исторических ценностей и диалога культур, диалога личностей как носителей национального сознания. Поскольку учитель начальных классов является первым проводником ценностно-смысловых ориентиров жизни для учащихся, то это накладывает ответственность на высшую школу в подготовке учителя с новым сознанием, мышлением и компетенциями, которые позволят ему работать в условиях полилингвальной образовательной среды и осуществлять диалог «в горизонте личностей», проживающих в поликультурной образовательной среде республики.

Моделирование содержания педагогического образования на основе компетентностного подхода требует отбора педагогических компетенций, отражающих множество субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе начальной школы, педагогических закономерностей, управление которыми обеспечивает качество подготовки младших школьников, языковых текстов, норм, ценностей, традиций культур народов республики (осетин, русских, армян и др.) как средств развития и саморазвития личности учащегося. Содержание педагогического образования направлено на формирование отношения к ценностям

общечеловеческой и национальной культуры, развитие потребности их познавать и проектировать личную и профессиональную жизнь в границах этих ценностей. Оно ориентировано на развитие целостного мировоззрения и внутренней гармонии будущего учителя, способности достойно выживать в поликультурном и полилингвальном образовательном пространстве.

Содержание педагогического образования определяется как средство развития языковых, профессиональных, технологических и других компетенций, представляющих современную модель профессиональной деятельности учителя начальных классов. Образовательные программы подготовки будущих учителей начальных классов проектируются на принципах логичности и интеграции исследовательской, учебной, проективной, практико-ориентированной деятельностей, отвечающих современному состоянию сегодняшней начальной школы и процессам модернизации системы образования в России в целом и в регионе в частности.

В подготовке учителя начальных классов необходимо учитывать и потребность самих студентов, обучающихся по профилю бакалавра «Начальное образование», в гибком и мобильном образовании. Многоуровневое образование предоставляет им возможность познавать не только культурно-исторические традиции и ценности народов, проживающих в отдельных республиках, но и усваивать мировой опыт обучения и воспитания детей, общечеловеческие ценности, объединяющие учителей в единое профессиональное сообщество. Полученные знания и опыт в рамках региональных особенностей могут выступить определенным ограничителем в деятельности учителя, а усвоенные нормы и ценности не становятся ориентирами в меняющемся мире и сами подвергаются переоценке. В связи с этим требуется необходимость пересмотра содержания педагогического образования в системе многоуровневой подготовки будущего учителя на основе интеграции мирового опыта, мировых ценностей и региональных особенностей. Как пишет Л.Я. Хоронько: «Модернизация образования призвана, с одной стороны, сохранять ценности и культурные смыслы отечественного образования, его культурные традиции, а с другой - способствовать приведению образования в соответствие с мировыми тенденциями развития, мировым педагогическим опытом развития образования в условиях глобализации, информатизации, демократизации» [6, с. 179].

Учитывая новый подход к пониманию многоуровневого образования в рамках Болонского соглашения и наличие системы субъектных отношений в образовательном пространстве республики, изменяющихся под воздействием новой парадигмы образования, требуется поиск научного осмысления понятия «подготовка учителя начальных классов в условиях многоуровневого полилингвального и компетентностного образования». На наш взгляд, это образование, которое придает процессу подготовки учителя целе-

ГОИ 8

№ 4

Ф.Х. КИРГУЕВА. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ... 49

сообразность, осознанность в самообучении, самообразовании, самообогащении, самопознании, саморазвитии будущего учителя.

Несмотря на процессы сближения российской системы образования с мировыми тенденциями развития, важно сохранить лучшие традиции российского образования с его ценностями (личность, деятельность, фундаментальность и др.); культурно-исторический опыт народов республик, для которых готовится учитель начальных классов, и открыть новые возможности в познании мирового опыта, который раскрывает горизонты познания новых технологий, культур и обеспечивает учителю мобильность и гибкость в освоении своей профессии и в продвижении будущих учеников к освоению толерантного опыта жизни. «Возвращение к национальной культуре, к национальной школе - это наиболее простой путь к обретению человеком своего места в образовательном пространстве...» [3, с. 399].

Многоуровневое образование предоставляет будущему учителю выбор из множества специальных курсов того содержания, которое ему на данный момент обучения кажется приоритетным и содержание знаний которого он сможет самостоятельно применить в собственной деятельности - на практике или в процессе подготовки к занятиям. Спецкурсы и спецсеминары - основной инструмент профессиональной специализации будущего учителя. Именно они предоставляют студентам довольно широкий выбор и возможность специализироваться с учетом собственных интересов. Они помогают студентам освоить то содержание педагогического образования, которое позволит модернизировать начальную школу и поддерживать культуру нации и воспитывать высокий уровень гражданственности и нравственности личности. Эти требования зафиксированы в Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной программе развития образования, где также отмечается необходимость развития личности, способной к саморазвитию, самообразованию, самореализации, стремлению к непрерывности своего образования. Модернизация высшей школы по пути многоуровневости позволяет успешно решать данные задачи.

Многоуровневое образование, по утверждению ряда ученых, открывает широкий гуманитарный кругозор, предопределяет освоение цельного знания, ориентирует на профильность образования, создает предпосылки для поиска личного смысла для развития познавательного интереса и становления опыта ответственности за качество самообразования (Г.И. Герасимов, Б.С. Гершунский, Э.Н. Гусинский, Л.Я. Хоронько и др.). В системе многоуровневого образования, как пишет Л.Я. Хоронько, «педагогическое знание как основа теоретической компетентности осмысливается учителем как гуманитарное, биологическое, двусубъектное, несущее особый жизненный смысл» [6, с.147]. Если республика представляет собой поликультурное многонациональное пространство жизни людей, а образо-

вание - полилингвальную модель, то в подготовке учителя начальных классов по профилю бакалавра необходимо аккумулировать в педагогическом образовании культурный и диалоговый контекст, что позволит учителю «вводить учащихся в образовательное пространство: мир знания и незнания» (В.П. Зинченко). В полилингвальной среде соотношение «знания и незнания» ярко проявлено, и подчас сам учитель принадлежит к одной национальности и культуре, а обучает и воспитывает детей другой национальности. Это требует от него освоения таких профессиональных компетенций, которые позволят ему, по утверждению А.А. Орлова, сформировать этические установки, систему психолого-педагогичес-ких знаний, общую эрудицию, способы умственных и практических действий, профессиональноличностные качества. А.А. Орлов рассматривает профессиональную компетентность учителя как общекультурную, специальную, психолого-педа-гогическую, считая последнюю приоритетной. В рамках нашего исследования рассматривается вопрос о формировании полилингвальной и педагогической компетентности, наряду с другими, о чем будет изложено в следующем параграфе, которые детерминированы отличительными характеристиками современной национально-региональной модели образования, тенденциями образовательной политики, поликультурностью. В исследовании Л.Я. Хоронько утверждается положение о том, что модернизация современного российского образования должна иметь не только социально-экономические предпосылки, но и культурологические основания [6, с. 178].

Культурологический подход к модернизации образования усиливает гуманистический контекст подготовки учителя начальных классов и определяет его цели - развитие внутреннего мира будущего учителя (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, В.И. Слободчиков и др.). Многоуровневое образование позволяет не только осваивать компетенции в различных сферах, но и самоизменяться в личностной, поведенческой сферах. Сам учитель становится субъектом педагогической деятельности в образовательном пространстве, благодаря способности познавать, анализировать, интерпретировать и формировать отношение к окружающему миру и са-моразвиваться в нем. По мнению А.А. Смирнова, субъектом деятельности личность становится тогда, когда она овладевает специфической техникой работы - переводом знаний из одной сферы в другую. Для учителя начальных классов способность осуществлять перевод фундаментального теоретического знания в технологический контекст собственной деятельности является творческой задачей и требует освоения в процессе подготовки компетенций различного уровня. Многоуровневое образование открывает возможность для будущего учителя самонаблюдать процесс собственного развития и корректировать свою образовательную траекторию с учетом самоизменений и изменений внешнего мира.

В связи с тем, что культурологические осно-

вания образования определяют полилингваль-ную среду образования и развития личности, высшая школа обязана готовить учителя начальных классов нового типа, способного взаимодействовать с культурой, осваивать культуру, выступать носителем ценностей и образцом поведения определенной культуры и создавать новую культуру общения и жизни в профессиональной среде и в системе отношений «учитель-учащийся». Полилингвальная образовательная среда определяет и становление нового типа педагогической культуры как единства и общности культурных ценностей, полилингвальных коммуникаций, творческих индивидуальностей в системе отношений «учитель-учащийся». В этих условиях складывается новый контекст образования, который в рамках многоуровневого образования, изменяясь, наполняет новыми смыслами само образование и культуру, а также педагогическую деятельность. По утверждению В.П. Борисенкова, О.В. Гукаленко, А.Я. Данилюка, складывается новое метатекстовое описание деятельности учителя, вне которого не может сложиться образовательное пространство нового типа. Авторы пишут: «Создавая культуру, человек не просто создает мир нужных ему вещей, образов и теорий - он создает самого себя» [3, с.334]. Учитель, способный создавать самого себя, будет готов оказывать помощь своим ученикам в созидании своего внутреннего мира и становлении самости, которая может выражаться в способности видеть смысловую перспективу своего развития и актуализировать ее в своей деятельности (В.П. Зинченко).

Педагогическая деятельность определяется не только как способ самовыражения и самореализации, но, прежде всего, как способ деятельностного существования индивида. Для учителя начальных классов его деятельностное существование сопряжено с ценностями учителя, его компетенциями, которые направлены на становление компетенций и ценностей своего ученика. Учитель всегда ориентирован в своей деятельности на другую личность. Он утверждает ценность любого своего ученика. В этом проявляется глубинный смысл педагогической деятельности и гуманная ценность глобального образования. Развитие ценностных ориентаций современного учителя в условиях многоуровневого образования сопряжено с тем, что в процессе его деятельности предполагается не только взаимодействие с учащим-

ся как субъектом деятельности, но и воздействие на поведение своего «Заслуженного Собеседника» - ученика. В этом случае учителю необходимо руководствоваться в поведении ценностными ориентациями «как осознанными субъектом основаниями оценивания объектов» (М.С. Каган). Для учителя ценностью является ценность человека, его права на индивидуальность и личную жизнь, ценность саморазвития и самоактуализации в процессе образования, ценность знания, интерес к которому необходимо развивать у младших школьников, для того, чтобы они могли творчески его применять в учебной и будущей профессиональной деятельности.

Модернизация российского образования в аспекте глобального образования предполагает развитие способностей выпускников школы видеть мир в различных ракурсах, осознавать единство человеческих ценностей и потребностей при всех различиях их культур и жизни. Эти процессы направлены на достижение качественного образования для всех, на повышение творческой роли образования в социально-экономическом развитии государства, на развитие новых типов и моделей образования. На современном этапе модернизации российского образования сложились принципы его осуществления - сочетание интересов государства и личности, индивидуализация и дифференциация при наличии образовательного стандарта, вариативность образовательных программ, повышение ответственности за результаты своей деятельности, модернизация образования с учетом особенностей жизни региона.

Поскольку учитель, по мнению В.А. Сластени-на, выступает как «.активный субъект, реализующий в процессе профессиональной деятельности свой способ жизнедеятельности, как носитель педагогического сознания» [5, с. 44], то его подготовка должна быть направлена на освоение компетенций, позволяющих ему синтезировать ценности различных культур, находить общие смыслы и значения в языковом и культурном многообразии. В силу того, что Россия представляет собой многонациональное государство, модернизация образования определяется системообразующим фактором и направлена на обновление содержания педагогического образования, которое определяется средством развития творческих способностей, самостоятельности и стремлением к самообразованию.

Литература

1. Болонский процесс: Поиск общности европейских систем высшего образования (Проект TUNING)/

Под научн ред. проф. В.И. Байденко.- М: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 211 с.

2. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.

3. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., А.Я.Данилюк.

Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. - М., 2004.

4. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М.:ОЛМА ПРЕСС,2005.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность учителя. - М., 1997.

6. Хоронько Л.Я. Культурологические основания модернизации современного российского образования. - Ростов-на-Дону, 2004.

ГОИ 8

№ 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.