Научная статья на тему 'Многоуровневое образование в системе подготовки учителя'

Многоуровневое образование в системе подготовки учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
915
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПОЛИЛИНГВАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / PROFESSIONAL TRAINING / MULTILEVEL EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / COMPETENCE-BASED APPROACH / POLYLINGUAL EDUCATION / BACHELOR / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киргуева Фатима Хасановна

В статье рассматривается проблема перехода на многоуровневую модель подготовки учителя с учетом принципов Болонского процесса и региональных особенностей образовательного пространства. Формулируются актуальные задачи развития бакалавриата по профилю начального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multilevel education in the teacher training system

The article touches the problem of transition to the multilevel model of teacher training considering the principles of the Bologna Process and regional features of the education area. The formulation is given to actual tasks of bachelor degree development in the primary school teaching profile

Текст научной работы на тему «Многоуровневое образование в системе подготовки учителя»

ОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ

Ф. Х. Киргуева

(Владикавказ)

МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ

В статье рассматривается проблема перехода на многоуровневую модель подготовки учителя с учетом принципов Болонского процесса и региональных особенностей образовательного пространства. Формулируются актуальные задачи развития бакалавриата по профилю начального образования

Появление в России многоуровневой системы высшего образования определено процессами глобализации в современном мире, которые обусловливают создание единого образовательного пространства с общими исходными целями, содержанием и результатами обучения. Более того, быстрота смены ситуации в окружающем мире порождает необходимость понимать многоуровневое образование как «образование через всю жизнь», в течение которой человек приобретает способы реализации своих потребностей в самообразовании.

Такое понимание многоуровневого образования диктует необходимость пересмотра содержания подготовки учителя, которое мы должны теперь рассматривать как накопление таких компетенций, которые позволили бы педагогу постоянно самостоятельно пополнять свой опыт в зависимости от складывающейся образовательной ситуации в стране, в регионе, в школе. Компетентностный подход, определенный в Болонском соглашении как методологическое основание в проектировании содержания многоуровневого образования «бакалавр-магистр», требует создания нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) подготовки бакалавров по направлению «Педагогика», про-

филь «Начальное образование». В частности, требуется пересмотр содержания пси-холого-педагогического и специального блоков образовательной программы с позиций акцентирования на способы профессиональной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, технологии работы с различными типами семей и детьми-мигрантами, что соответствует сложившейся поликультурной и полилин-гвальной многонациональной модели Южного региона Российской Федерации.

Переход с традиционно сложившейся модели подготовки специалиста на многоуровневую модель «бакалавр-магистр» актуализирует проблемы ориентации профессионального сообщества на принятие на работу в начальную школу бакалавра образования и необходимости изменения содержания и технологий подготовки учителя начальных классов в условиях полилин-гвального образования в регионе и мировых тенденций развития компетенций выпускников высшей школы.

Выход из сложившейся ситуации видится в реструктуризации педагогического образования в условиях устанавливающейся многоуровневой модели образования. Развитие инновационных процессов в отечественной высшей школе в русле мировых тенденций интенсифицирует и инноваци-

онные процессы в проектировании нового содержания педагогического образования по профилю бакалавра «Начальное образование». Модернизация педагогического образования в России обозначает следующие приоритетные направления в системе подготовки учительских кадров: улучшение качества подготовки в условиях использования вариативных образовательных программ; обеспечение соответствия между содержанием подготовки учителя и современными проблемами начальной школы; преемственность содержания и технологий подготовки обучения будущих учителей на всех ступенях педагогического образования; разработка теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке кадров, способных интегрироваться в международное пространство посредством современных информационно-коммуникативных технологий и языковых средств [6, 8, 9].

Переход на многоуровневую систему по профилю «Начальное образование» позволит разрешить ряд следующих проблем и противоречий:

- профессиональная компетентность современного учителя начальных классов не соответствует требованиям модернизации начального образования;

- учителя затрудняются в переходе от нормативно-исполнительской к проектировочной, инновационной, исследовательской деятельности, в применении теоретических знаний в ходе осуществления организаторских, коммуникативных, учебновоспитательных действий;

- увеличение объёма функциональных обязанностей учителя (к его традиционным - методическим, обучающим, развивающим, воспитывающим - добавились диагностическая, социально-воспитательная, коррекционно-развивающая, коммуникативная и другие функции) объективно снижает качество его педагогической деятельности;

- неготовность современного учителя к достижению высокого качества образования обусловлена стереотипами, устаревшими психолого-педагогическими знаниями и другими факторами;

- знаниево-центристская позиция учителя затрудняет использование им новых образовательных технологий;

- преподаватели вуза преимущественно ориентированы на предметную подготовку будущих педагогов, а не на проблемы начальной школы и не на освоение студентами специфики деятельности учителя начальных классов в различных типах школ;

- содержание профессиональной подготовки учителя начальных классов слабо ориентировано на его реализацию в поли-культурной и полилингвальной образовательной среде.

Приоритетными направлениями в подготовке современного учителя начальных классов на уровне квалификации бакалавра могут выступить:

- создание целостной многоуровневой системы подготовки учителя начальных классов, основанной на новых идеях современного образования, развивающегося в контексте требований Болонского соглашения;

- проектирование новой модели образовательного стандарта и образовательной программы профиля бакалавра «Начальное образование» на основе компетентностно-го подхода, закладывающего современные требования к учителю начальных классов;

- разработка компетенций учителя начальных классов, содержащих языковой, профессиональный, коммуникативно-информационный модули, соответствующие современным типам школ и запросам на образование учащихся;

- интеграция в подготовку бакалавров по профилю «Начальное образование» современных технологий: информационных, телекоммуникативных, языковых, проективных, психолого-педагогического сопровождения и т.п., изменяющих учебную среду личностного и профессионального развития студентов;

- моделирование непрерывной педагогической практики как среды самостоятельной деятельности студента и трансфера современного педагогического знания в образовательное пространство начальной школы;

- воспитание толерантной личности учителя начальных классов, предоставление возможности каждому студенту в процессе профессиональной подготовки приобрести опыт толерантного взаимодействия и уважения достоинства учащихся.

Анализ исследований и опыта подго-

товки учителя начальных классов в различных вузах России показал, что проблема подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» в системе многоуровневого образования остается актуальной и мало разработанной. В ростовской научной школе на факультете педагогики и практической психологии Педагогического института Южного федерального университета (ПИ ЮФУ) на протяжении многих лет разрабатывалась и апробировалась модель непрерывной подготовки учителя начальных классов в системе «педколледж -вуз». Необходимость перевода российского образования на модель многоуровневого образования «бакалавр - магистр» потребовала пересмотра задач подготовки учителя начальных классов. Автор статьи совместно с учеными ростовской школы определил основные задачи в обеспечении качества подготовки учителя начальных классов нового типа в условиях региона:

- переход на многоуровневую систему подготовки учителя начальных классов, включающую довузовскую подготовку, бакалавриат, магистратуру, постдипломное образование, аспирантуру, докторантуру;

- разработка регионального компонента высшего педагогического образования с учетом изменений в ГОС-2001: рабочих программ учебных курсов, контрольнодиагностических методик, контрольно-тестовых заданий для самостоятельной работы студентов, заданий-алгоритмов для сту-дентов-заочников и студентов стационара;

- расширение профиля подготовки бакалавров за счет открытия дополнительных профилей с учетом запроса региона: учитель со знанием иностранного языка, информационных технологий, технологий работы в билингвальной образовательной среде, технологий психолого-педагогиче-ского сопровождения детей с особыми потребностями и др.;

- создание гибких и мобильных учебных планов и образовательных программ, удовлетворяющих образовательные запросы студентов, обеспечивающих выбор индивидуальной траектории их развития и ориентированных на современный отечественный и зарубежный рынок труда педагога. Задача создания таких программ и учебных планов включает содержательный, технологический, организационный аспекты;

- обеспечение междисциплинарного и интегративного подхода в организации учебного процесса, в содержании и технологиях обучения студентов;

- использование новейших достижений отечественной и зарубежной науки и практики, результатов конкретных НИР в образовательном процессе; создание системы «образование - наука - практика», определяющей качество подготовки учителя начальных классов для решения задач современного общества;

- активное внедрение в учебный процесс рейтинговой и кредитно-зачетной системы, соответствующей европейской модели, как механизма обеспечения качества образования студентов;

- развитие системы тьюторства как сопровождения индивидуальной образовательной траектории развития и воспитания студентов;

- разработка и внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных, проективных и игровых технологий, обеспечивающих возможность студентам осознавать и решать современные проблемы образования, науки, социума;

- расширение возможностей интеграции студентов в международное студенческое сообщество путем разработки механизма стимулирования их к активному участию в учебной, научной, опытно-экспериментальной, художественно-творческой, социально-организационной деятельности;

- модернизация содержания и организации практики студентов на будущих местах профессиональной деятельности; включение их в образовательный процесс начальной школы в едином образовательном пространстве города и региона как среде изучения, развития и адаптации личностей младшего школьника и педагога к этнокультурным, демографическим и социальным условиям жизнедеятельности;

- разработка программы мониторинга уровня, степени и качества профессиональной подготовки будущего учителя.

Обозначенные целевые и стратегические позиции ростовской научной школы в Южной федеральном университете по подготовке бакалавра по профилю «начальное образование» соответствуют мировым тенденциям развития многоуровневого образования [4, 7, 10, 12]. В то же время Южный

регион имеет экономические, социальные, культурно-исторические особенности, которые обусловливают необходимость их учета в содержании национально-регионального компонента. Модернизация содержания педагогического образования учителей начальных классов по профилю бакалавр в регионе осуществляется с учетом региональных условий.

Проведенные в республиках Северного Кавказа исследования позволяют прийти к выводу о том, что социализация личности в условиях глобализации и интеграции общества зависит не только от индивидуальных характеристик человека, но и от его языковой компетенции, содержание которой в последнее время тяготеет к полилин-гвальному характеру. Республики Северного Кавказа, в частности Республика Северная Осетия - Алания - многонациональные пространства. В них исторически сложилась многонациональная структура населения, и их социально-политическая стабильность зависит от тонуса межнациональных отношений.

В современной экономической и социокультурной ситуации усиливается роль языков международного общения, также как и роль государственных языков, владение которыми является залогом межнационального согласия, социальной стабильности государства, что является одним из условий полноценного конкурирования на рынке труда.

Современный учитель обязан обладать новыми культурно-историческими компетенциями, раскрывающими современную геополитическую, поликультурную и поли-лингвальную ситуацию. Заложенные М. М. Бахтиным, Н. А. Бердяевым, В. С. Биб-лером теоретические положения о культурных основаниях образования диктуют современным ученым и практикам необходимость создания новых теорий и моделей образования на основе культурно-исторических ценностей и диалога культур, диалога личностей как носителей национального сознания [2, 3, 5]. Поскольку учитель начальных классов является первым проводником ценностно-смысловых ориентиров жизни для учащихся, то это накладывает ответственность на высшую школу в подготовке учителя с новым сознанием, мышлением и компетенциями, которые по-

зволят ему работать в условиях полилин-гвальной образовательной среды и осуществлять диалог «в горизонте личностей», проживающих в поликультурной образовательной среде республики.

Моделирование содержания педагогического образования на основе компетент-ностного подхода требует отбора:

- педагогических компетенций, отражающих множество субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе начальной школы;

- педагогических закономерностей, управление которыми обеспечивает качество подготовки младших школьников;

- языковых текстов, норм, ценностей, традиций, культур народов республики (осетины, русские, армяне и др.) как средств развития и саморазвития личности учащегося.

При этом содержание педагогического образования должно быть направлено на формирование отношения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, на развитие их потребности познавать и проектировать личную и профессиональную жизнь в границах этих ценностей, на развитие целостного мировоззрения и внутренней гармонии будущего учителя, способности достойно жить в поликультур-ном и полилингвальном образовательном пространстве.

Содержание педагогического образования выступает средством развития языковых, профессиональных, технологических и других компетенций, представляющих современную модель профессиональной деятельности учителя начальных классов. Образовательные программы подготовки будущих учителей начальных классов проектируются на принципах логичности и интеграции исследовательской, учебной, проективной, практико-ориентированной деятельностей, отвечающих современному состоянию начальной школы и процессам модернизации системы образования в России в целом и в регионе в частности.

В подготовке учителя начальных классов необходимо учитывать и потребности самих студентов, обучающихся в бакалавриате по профилю «Начальное образование», в гибком и мобильном образовании. Многоуровневое образование предоставля-

ет им возможность познавать не только культурно-исторические традиции и ценности народов, проживающих в отдельных республиках, но и усваивать мировой опыт обучения и воспитания детей, общечеловеческие ценности, объединяющие учителей в единое профессиональное сообщество. Как пишет Л. Я. Хоронько, «Модернизация образования призвана, с одной стороны, сохранять ценности и культурные смыслы отечественного образования, его культурные традиции, а с другой - способствовать приведению образования в соответствие с мировыми тенденциями развития, мировым педагогическим опытом развития образования в условиях глобализации, информатизации, демократизации» [12].

Таким образом, требуется поиск научного осмысления понятия «подготовка учителя начальных классов в условиях многоуровневого полилингвального и компетент-ностного образования» с учетом нового подхода к пониманию многоуровневого образования в рамках Болонского соглашения и наличия системы субъектных отношений в образовательном пространстве регионов, изменяющихся под воздействием новой парадигмы образования.

Несмотря на процессы интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство, важно сохранить лучшие традиции российского образования с его ценностями (личность, деятельность, фундаментальность и др.), культурно-исторический опыт народов республик России и открыть новые возможности в познании мирового опыта. «Возвращение к национальной культуре, к национальной школе - это наиболее простой путь к обретению человеком своего места в образовательном пространстве...» [7].

Современный учитель должен научиться находить ответы на многие вопросы современности и владеть передовыми технологиями образования, обучения, воспитания и самообразования. Многоуровневое образование открывает новые возможности в подготовке компетентного учителя начальной школы, способного самообу-чаться и саморазвиваться в изменяющемся мире. Новое время диктует человеку новые условия жизни, которые изменяют его внутренний мир, и существование человека зависит от его способностей, с одной стороны, быть устойчивым в современном мире, а с другой - самоизменяться.

Литература

1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. URL: http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/ 2410200634.

2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.

3. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М., 2000.

4. Бермус А. Г. Система качества профессионально-педагогического образования: Монография. - Ростов-на-Дону, 2002.

5. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М., 1990.

6. Болонский процесс: Поиск общности европейских систем высшего образования (Проект TUNING). URL: http:// www.inf. tsu. ru/ Webdesign/bpros.nsf/news/2410200632.

7. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., А. Я. Данилюк. Поликультур-ное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. - М.-Ростов-на-Дону, 2004. - С.399.

8. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования. - 2002. - №3.

9. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Постановление Правительства РФ №751 от 4.10.2000.

10. Начальное образование в России и Южно-российском регионе: проблемы и перспективы развития. - Ростов-на-Дону, 2008.

11. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность учителя. - М., 1997.

12. Хоронько Л. Я. Культурологические основания модернизации современного российского образования. - Ростов-на-Дону, 2004. - С.179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.