ОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
Ф. Х. Киргуева
(Владикавказ)
МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ
В статье рассматривается проблема перехода на многоуровневую модель подготовки учителя с учетом принципов Болонского процесса и региональных особенностей образовательного пространства. Формулируются актуальные задачи развития бакалавриата по профилю начального образования
Появление в России многоуровневой системы высшего образования определено процессами глобализации в современном мире, которые обусловливают создание единого образовательного пространства с общими исходными целями, содержанием и результатами обучения. Более того, быстрота смены ситуации в окружающем мире порождает необходимость понимать многоуровневое образование как «образование через всю жизнь», в течение которой человек приобретает способы реализации своих потребностей в самообразовании.
Такое понимание многоуровневого образования диктует необходимость пересмотра содержания подготовки учителя, которое мы должны теперь рассматривать как накопление таких компетенций, которые позволили бы педагогу постоянно самостоятельно пополнять свой опыт в зависимости от складывающейся образовательной ситуации в стране, в регионе, в школе. Компетентностный подход, определенный в Болонском соглашении как методологическое основание в проектировании содержания многоуровневого образования «бакалавр-магистр», требует создания нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) подготовки бакалавров по направлению «Педагогика», про-
филь «Начальное образование». В частности, требуется пересмотр содержания пси-холого-педагогического и специального блоков образовательной программы с позиций акцентирования на способы профессиональной деятельности, информационно-коммуникативные технологии, технологии работы с различными типами семей и детьми-мигрантами, что соответствует сложившейся поликультурной и полилин-гвальной многонациональной модели Южного региона Российской Федерации.
Переход с традиционно сложившейся модели подготовки специалиста на многоуровневую модель «бакалавр-магистр» актуализирует проблемы ориентации профессионального сообщества на принятие на работу в начальную школу бакалавра образования и необходимости изменения содержания и технологий подготовки учителя начальных классов в условиях полилин-гвального образования в регионе и мировых тенденций развития компетенций выпускников высшей школы.
Выход из сложившейся ситуации видится в реструктуризации педагогического образования в условиях устанавливающейся многоуровневой модели образования. Развитие инновационных процессов в отечественной высшей школе в русле мировых тенденций интенсифицирует и инноваци-
онные процессы в проектировании нового содержания педагогического образования по профилю бакалавра «Начальное образование». Модернизация педагогического образования в России обозначает следующие приоритетные направления в системе подготовки учительских кадров: улучшение качества подготовки в условиях использования вариативных образовательных программ; обеспечение соответствия между содержанием подготовки учителя и современными проблемами начальной школы; преемственность содержания и технологий подготовки обучения будущих учителей на всех ступенях педагогического образования; разработка теоретических, научно-методических и практических подходов к подготовке кадров, способных интегрироваться в международное пространство посредством современных информационно-коммуникативных технологий и языковых средств [6, 8, 9].
Переход на многоуровневую систему по профилю «Начальное образование» позволит разрешить ряд следующих проблем и противоречий:
- профессиональная компетентность современного учителя начальных классов не соответствует требованиям модернизации начального образования;
- учителя затрудняются в переходе от нормативно-исполнительской к проектировочной, инновационной, исследовательской деятельности, в применении теоретических знаний в ходе осуществления организаторских, коммуникативных, учебновоспитательных действий;
- увеличение объёма функциональных обязанностей учителя (к его традиционным - методическим, обучающим, развивающим, воспитывающим - добавились диагностическая, социально-воспитательная, коррекционно-развивающая, коммуникативная и другие функции) объективно снижает качество его педагогической деятельности;
- неготовность современного учителя к достижению высокого качества образования обусловлена стереотипами, устаревшими психолого-педагогическими знаниями и другими факторами;
- знаниево-центристская позиция учителя затрудняет использование им новых образовательных технологий;
- преподаватели вуза преимущественно ориентированы на предметную подготовку будущих педагогов, а не на проблемы начальной школы и не на освоение студентами специфики деятельности учителя начальных классов в различных типах школ;
- содержание профессиональной подготовки учителя начальных классов слабо ориентировано на его реализацию в поли-культурной и полилингвальной образовательной среде.
Приоритетными направлениями в подготовке современного учителя начальных классов на уровне квалификации бакалавра могут выступить:
- создание целостной многоуровневой системы подготовки учителя начальных классов, основанной на новых идеях современного образования, развивающегося в контексте требований Болонского соглашения;
- проектирование новой модели образовательного стандарта и образовательной программы профиля бакалавра «Начальное образование» на основе компетентностно-го подхода, закладывающего современные требования к учителю начальных классов;
- разработка компетенций учителя начальных классов, содержащих языковой, профессиональный, коммуникативно-информационный модули, соответствующие современным типам школ и запросам на образование учащихся;
- интеграция в подготовку бакалавров по профилю «Начальное образование» современных технологий: информационных, телекоммуникативных, языковых, проективных, психолого-педагогического сопровождения и т.п., изменяющих учебную среду личностного и профессионального развития студентов;
- моделирование непрерывной педагогической практики как среды самостоятельной деятельности студента и трансфера современного педагогического знания в образовательное пространство начальной школы;
- воспитание толерантной личности учителя начальных классов, предоставление возможности каждому студенту в процессе профессиональной подготовки приобрести опыт толерантного взаимодействия и уважения достоинства учащихся.
Анализ исследований и опыта подго-
товки учителя начальных классов в различных вузах России показал, что проблема подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» в системе многоуровневого образования остается актуальной и мало разработанной. В ростовской научной школе на факультете педагогики и практической психологии Педагогического института Южного федерального университета (ПИ ЮФУ) на протяжении многих лет разрабатывалась и апробировалась модель непрерывной подготовки учителя начальных классов в системе «педколледж -вуз». Необходимость перевода российского образования на модель многоуровневого образования «бакалавр - магистр» потребовала пересмотра задач подготовки учителя начальных классов. Автор статьи совместно с учеными ростовской школы определил основные задачи в обеспечении качества подготовки учителя начальных классов нового типа в условиях региона:
- переход на многоуровневую систему подготовки учителя начальных классов, включающую довузовскую подготовку, бакалавриат, магистратуру, постдипломное образование, аспирантуру, докторантуру;
- разработка регионального компонента высшего педагогического образования с учетом изменений в ГОС-2001: рабочих программ учебных курсов, контрольнодиагностических методик, контрольно-тестовых заданий для самостоятельной работы студентов, заданий-алгоритмов для сту-дентов-заочников и студентов стационара;
- расширение профиля подготовки бакалавров за счет открытия дополнительных профилей с учетом запроса региона: учитель со знанием иностранного языка, информационных технологий, технологий работы в билингвальной образовательной среде, технологий психолого-педагогиче-ского сопровождения детей с особыми потребностями и др.;
- создание гибких и мобильных учебных планов и образовательных программ, удовлетворяющих образовательные запросы студентов, обеспечивающих выбор индивидуальной траектории их развития и ориентированных на современный отечественный и зарубежный рынок труда педагога. Задача создания таких программ и учебных планов включает содержательный, технологический, организационный аспекты;
- обеспечение междисциплинарного и интегративного подхода в организации учебного процесса, в содержании и технологиях обучения студентов;
- использование новейших достижений отечественной и зарубежной науки и практики, результатов конкретных НИР в образовательном процессе; создание системы «образование - наука - практика», определяющей качество подготовки учителя начальных классов для решения задач современного общества;
- активное внедрение в учебный процесс рейтинговой и кредитно-зачетной системы, соответствующей европейской модели, как механизма обеспечения качества образования студентов;
- развитие системы тьюторства как сопровождения индивидуальной образовательной траектории развития и воспитания студентов;
- разработка и внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных, проективных и игровых технологий, обеспечивающих возможность студентам осознавать и решать современные проблемы образования, науки, социума;
- расширение возможностей интеграции студентов в международное студенческое сообщество путем разработки механизма стимулирования их к активному участию в учебной, научной, опытно-экспериментальной, художественно-творческой, социально-организационной деятельности;
- модернизация содержания и организации практики студентов на будущих местах профессиональной деятельности; включение их в образовательный процесс начальной школы в едином образовательном пространстве города и региона как среде изучения, развития и адаптации личностей младшего школьника и педагога к этнокультурным, демографическим и социальным условиям жизнедеятельности;
- разработка программы мониторинга уровня, степени и качества профессиональной подготовки будущего учителя.
Обозначенные целевые и стратегические позиции ростовской научной школы в Южной федеральном университете по подготовке бакалавра по профилю «начальное образование» соответствуют мировым тенденциям развития многоуровневого образования [4, 7, 10, 12]. В то же время Южный
регион имеет экономические, социальные, культурно-исторические особенности, которые обусловливают необходимость их учета в содержании национально-регионального компонента. Модернизация содержания педагогического образования учителей начальных классов по профилю бакалавр в регионе осуществляется с учетом региональных условий.
Проведенные в республиках Северного Кавказа исследования позволяют прийти к выводу о том, что социализация личности в условиях глобализации и интеграции общества зависит не только от индивидуальных характеристик человека, но и от его языковой компетенции, содержание которой в последнее время тяготеет к полилин-гвальному характеру. Республики Северного Кавказа, в частности Республика Северная Осетия - Алания - многонациональные пространства. В них исторически сложилась многонациональная структура населения, и их социально-политическая стабильность зависит от тонуса межнациональных отношений.
В современной экономической и социокультурной ситуации усиливается роль языков международного общения, также как и роль государственных языков, владение которыми является залогом межнационального согласия, социальной стабильности государства, что является одним из условий полноценного конкурирования на рынке труда.
Современный учитель обязан обладать новыми культурно-историческими компетенциями, раскрывающими современную геополитическую, поликультурную и поли-лингвальную ситуацию. Заложенные М. М. Бахтиным, Н. А. Бердяевым, В. С. Биб-лером теоретические положения о культурных основаниях образования диктуют современным ученым и практикам необходимость создания новых теорий и моделей образования на основе культурно-исторических ценностей и диалога культур, диалога личностей как носителей национального сознания [2, 3, 5]. Поскольку учитель начальных классов является первым проводником ценностно-смысловых ориентиров жизни для учащихся, то это накладывает ответственность на высшую школу в подготовке учителя с новым сознанием, мышлением и компетенциями, которые по-
зволят ему работать в условиях полилин-гвальной образовательной среды и осуществлять диалог «в горизонте личностей», проживающих в поликультурной образовательной среде республики.
Моделирование содержания педагогического образования на основе компетент-ностного подхода требует отбора:
- педагогических компетенций, отражающих множество субъектных отношений в учебно-воспитательном процессе начальной школы;
- педагогических закономерностей, управление которыми обеспечивает качество подготовки младших школьников;
- языковых текстов, норм, ценностей, традиций, культур народов республики (осетины, русские, армяне и др.) как средств развития и саморазвития личности учащегося.
При этом содержание педагогического образования должно быть направлено на формирование отношения к ценностям общечеловеческой и национальной культуры, на развитие их потребности познавать и проектировать личную и профессиональную жизнь в границах этих ценностей, на развитие целостного мировоззрения и внутренней гармонии будущего учителя, способности достойно жить в поликультур-ном и полилингвальном образовательном пространстве.
Содержание педагогического образования выступает средством развития языковых, профессиональных, технологических и других компетенций, представляющих современную модель профессиональной деятельности учителя начальных классов. Образовательные программы подготовки будущих учителей начальных классов проектируются на принципах логичности и интеграции исследовательской, учебной, проективной, практико-ориентированной деятельностей, отвечающих современному состоянию начальной школы и процессам модернизации системы образования в России в целом и в регионе в частности.
В подготовке учителя начальных классов необходимо учитывать и потребности самих студентов, обучающихся в бакалавриате по профилю «Начальное образование», в гибком и мобильном образовании. Многоуровневое образование предоставля-
ет им возможность познавать не только культурно-исторические традиции и ценности народов, проживающих в отдельных республиках, но и усваивать мировой опыт обучения и воспитания детей, общечеловеческие ценности, объединяющие учителей в единое профессиональное сообщество. Как пишет Л. Я. Хоронько, «Модернизация образования призвана, с одной стороны, сохранять ценности и культурные смыслы отечественного образования, его культурные традиции, а с другой - способствовать приведению образования в соответствие с мировыми тенденциями развития, мировым педагогическим опытом развития образования в условиях глобализации, информатизации, демократизации» [12].
Таким образом, требуется поиск научного осмысления понятия «подготовка учителя начальных классов в условиях многоуровневого полилингвального и компетент-ностного образования» с учетом нового подхода к пониманию многоуровневого образования в рамках Болонского соглашения и наличия системы субъектных отношений в образовательном пространстве регионов, изменяющихся под воздействием новой парадигмы образования.
Несмотря на процессы интеграции российской системы образования в мировое образовательное пространство, важно сохранить лучшие традиции российского образования с его ценностями (личность, деятельность, фундаментальность и др.), культурно-исторический опыт народов республик России и открыть новые возможности в познании мирового опыта. «Возвращение к национальной культуре, к национальной школе - это наиболее простой путь к обретению человеком своего места в образовательном пространстве...» [7].
Современный учитель должен научиться находить ответы на многие вопросы современности и владеть передовыми технологиями образования, обучения, воспитания и самообразования. Многоуровневое образование открывает новые возможности в подготовке компетентного учителя начальной школы, способного самообу-чаться и саморазвиваться в изменяющемся мире. Новое время диктует человеку новые условия жизни, которые изменяют его внутренний мир, и существование человека зависит от его способностей, с одной стороны, быть устойчивым в современном мире, а с другой - самоизменяться.
Литература
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. URL: http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/ 2410200634.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986.
3. Бердяев Н. А. О назначении человека. - М., 2000.
4. Бермус А. Г. Система качества профессионально-педагогического образования: Монография. - Ростов-на-Дону, 2002.
5. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. - М., 1990.
6. Болонский процесс: Поиск общности европейских систем высшего образования (Проект TUNING). URL: http:// www.inf. tsu. ru/ Webdesign/bpros.nsf/news/2410200632.
7. Борисенков В. П., Гукаленко О. В., А. Я. Данилюк. Поликультур-ное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. - М.-Ростов-на-Дону, 2004. - С.399.
8. Концепция модернизации российского образования // Вестник образования. - 2002. - №3.
9. Национальная доктрина образования Российской Федерации. Постановление Правительства РФ №751 от 4.10.2000.
10. Начальное образование в России и Южно-российском регионе: проблемы и перспективы развития. - Ростов-на-Дону, 2008.
11. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность учителя. - М., 1997.
12. Хоронько Л. Я. Культурологические основания модернизации современного российского образования. - Ростов-на-Дону, 2004. - С.179.