Научная статья на тему 'Самостоятельная работа как показатель развития педагогической компетентности будущего учителя начальных классов'

Самостоятельная работа как показатель развития педагогической компетентности будущего учителя начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КРИТЕРИИ КАЧЕСТВА / INDIVIDUAL WORK / TEACHER EXPERTISE / PROFESSIONAL COMPETENCE / INDIVIDUAL TASK / QUALITY CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киргуева Фатима Хасановна

Статья посвящена проблеме организации и проведения самостоятельной работы со студентами будущими учителями начальных классов. Автор выявляет проблемы в организации и управлении самостоятельной деятельностью студентов, выделяя при этом критерии качества и основные показатели самостоятельной работы студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students' individual works as a quality criterion of pedagogical competencies of primary school teachers-to-be

The article focuses on the organization of primary school teachers-to-be individual works. The author reveals drawbacks in the process of organization of students' individual activities, emphasizing the quality criteria with relevant indicators

Текст научной работы на тему «Самостоятельная работа как показатель развития педагогической компетентности будущего учителя начальных классов»

Ф. Х. Киргуева

(Владикавказ)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Статья посвящена проблеме организации и проведения самостоятельной работы со студентами - будущими учителями начальных классов. Автор выявляет проблемы в организации и управлении самостоятельной деятельностью студентов, выделяя при этом критерии качества и основные показатели самостоятельной работы студентов

Одна из основных целей современного высшего образования в аспекте Болонского соглашения состоит в развитии у студентов потребности в самообразовании и саморазвитии, в усилении доли самостоятельной работы в учебном процессе. Превращение обучаемого в субъекта, заинтересованного в преобразовании себя как личности, обусловливает необходимость изменения не только содержания высшего образования, но и тех условий, при которых оно реализуется - учебно-методического сопровождения индивидуальной образовательной траектории студентов, эффективных форм организации их самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа студента является одной из важнейших составляющих учебного процесса, ценность которой заключена в формировании опыта самообучения и самообразования; обеспечении качества образования; развитии творчества в учебной и научной деятельности, способностей к саморазвитию и самопознанию; наращивании потенциала личности; воспитании ответственности и самостоятельности; становлении профессиональной компетентности.

При анкетированиии студенты и преподаватели отмечали необходимость улучшения методического обеспечения самостоятельной работы (Интернет, библиотека, УМК для каждого студента, индивидуальные консультации преподавателей, формулировка творческих заданий и организация места для самостоятельной работы, заинтересованность преподавателей

выполненными студенческими работами). Преподаватели отметили не только необходимость учебно-методического и электронного ресурсного обеспечения самостоятельной работы, но и использование форм стимулирования и поощрения студентов за качественно выполненную самостоятельную работу (54%).

В ходе опроса были выявлены проблемы в организации и управлении самостоятельной деятельностью студентов:

- самостоятельная работа студентов не является средством мотивации на качественное освоение содержания образовательной программы (исчезли из расписаний консультации преподавателя по курсам, практически нет УИРС, нет гласности «рейтинга студентов» по выполняемым работам и т.п.);

- отсутствие целостной системы управления организацией самостоятельной деятельности студентов в учебном процессе, обеспечивающей освоение профессионально-педагогических компетенций;

- самостоятельная работа не предоставляет возможности организации индивидуальной, групповой и фронтальной познавательной деятельности;

- остаются за пределами внимания вопросы динамики развития компетентности студентов как показателя эффективности и качества подготовки бакалавров;

- формализованный характер содержания самостоятельной работы, слабо выражена интеграция учебной и самостоятель-

ной работы, отсутствует алгоритм самостоятельного постижения содержания учебной дисциплины.

Самостоятельная работа студентов актуализирует их самостоятельную и творческую активность. Она создает предпосылки «двойной подготовки» - личностного и профессионального становления. Учёные, стоящие на этой позиции, утверждают, что создание условий для личностного и профессионального становления в самостоятельной деятельности обеспечивает развитие у студентов таких педагогических компетенций, как аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные, мобили-зирующие, развивающие и т.п. Всё это выступает предпосылкой для поиска преподавателями вуза педагогических условий, обеспечивающих студентам возможность самообразовываться, самоизменяться лич-ностно и профессионально в процессе самостоятельной работы.

В исследованиях Л. И. Анцыферовой, И. А. Архиповой, В. Н. Бессоновой, Т. А. Вороновой, В. Н. Донцова, Э. В. Ильенкова, И. А. Зимней, А. А. Реан и др. особое место уделяется организации самостоятельной деятельности студентов исходя из понимания её значимости в становлении личности будущего учителя начальных классов. Показателями качества самостоятельной деятельности студентов выступают сформированные педагогические и информационнокоммуникативные компетентности, позволяющие будущему учителю обнаруживать педагогическую проблему, находить адекватные педагогические пути ее решения, предвидеть возможный результат педагогических действий, критически относиться к собственной педагогической деятельности и др.

В педагогической науке «самостоятельная деятельность» трактуется как учебная работа, средство обучения, форма обучения, волевая активность личности, следствие правильно организованной учебной деятельности, специфическая форма учебной деятельности, где обеспечивается развитие индивидуально-психологических, личностных и профессиональных особенностей (В. И. Богословский, Л. В. Занина,

О. С. Кошелева, Н. И. Мерзлякова, К. Н. Тиш-кова, Н. В. Чекалёва и др.). И. А. Зимняя утверждает, что самостоятельная деятельность в настоящее время вызывает наибольший интерес в плане повышения эффективности учебной деятельности, что именно в ней более всего могут проявляться мотивация, целенаправленность, а также самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль и другие личностные качества человека.

Качество самостоятельной деятельности студентов зависит от учебно-методического обеспечения, позволяющего им осуществлять выбор индивидуальной образовательной траектории. Переход на уровне-вую подготовку студентов в педагогическом вузе (бакалавр, магистр) требует пересмотра и содержания учебно-методического обеспечения самостоятельной деятельности студентов.

Исходя из анализа исследований по проблемам самостоятельной деятельности студентов, мы выделили такие ее показатели, как самостоятельность - признак личности и субъекта деятельности; активность

- инициатива, творчество, отношение; со-вместно-взимодействующая деятельность; саморегуляция деятельности и сознательное отношение к выполнению работы; познавательная деятельность, обеспечивающая развитие потребности к мотивации в поиске средств индивидуального самопро-явления.

Выбор данных показателей обусловлен тем, что указанные личностные характеристики студентов как будущих учителей начальных классов позволяют им самостоятельно приобретать профессиональную компетентность как в процессе обучения в вузе, так и в самостоятельной деятельности. По мнению П. И. Пидкасистого, самостоятельная учебная работа студентов обеспечивает самоорганизацию активной деятельности, направленной на достижение дидактической цели. Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, с другой - вид деятельности, в котором проявляются профессиональные компетенции будущего учителя, позволяющие обнаружить качество его

подготовки. Эффективность самостоятельной деятельности обеспечивается наличием у студентов способностей активно включать мыслительные действия, способы контроля, самоконтроля, самооценки и рефлексии. В. И. Богословский отмечал, что самоконтроль как способ учения формируется благодаря помощи, поддержке в принятии студентами решений в сложной ситуации жизненного выбора, стимулирование личностного и профессионально-образовательного продвижения студентов. В исследованиях В. И. Василовского утверждается положение о том, что самостоятельная работа активизирует волевую готовность, самоконтроль и подготавливает студентов к самообразованию. Данные положения ученых позволили при создании учебно-методических пособий для студентов разработать творческие задания, обеспечивающие развитие у них самоконтроля, самооценки и рефлексии - значимых качеств профессиональной деятельности будущего учителя.

В ходе эксперимента разрабатывались и апробировались в учебно-методическом сопровождении виды самостоятельной работы студентов и критерии качества (см. табл. 1).

В организации самостоятельной работы студентов весьма важно дифференцировать цели преподавателя и цели студентов в её выполнении. Цели преподавателя не ограничиваются передачей конкретной информации по изучаемому курсу, а заключаются в развитии познавательных интересов и в становлении профессиональной компетентности. Для студента изучение конкретного материала - это средство для достижения конкретных или отдаленных целей. Расхождение целей у преподавателей и студентов обусловлено различной направленностью двух видов деятельности -организации и выполнения. Задавая студенту цель самостоятельной работы, необходимо чётко ориентировать его на конкретный конечный результат, который должен быть творческим по содержанию и материализованным по форме. Творческий характер самостоятельной деятельности зависит от действий и операций выпол-

няющего данный вид работы, им студентов необходимо научить.

В ходе опытно-экспериментальной деятельности были разработаны и апробированы различные методы обеспечения качества и эффективности самостоятельной деятельности студентов: работа на лекциях и семинарах; презентации; оппонирование; ролевые игры; подготовка статей, выступлений, тезисов; накопление портфолио; рефлексия освоенных компетенций; внедрение результатов выпускной квалификационной работы (ВКР) в практику.

В самостоятельной деятельности весьма важно научить студентов самоконтролю и самооценке. К сожалению, практика показывает, что эти функции берёт на себя преподаватель, контролируя результат самостоятельной деятельности. Эффективным для развития самостоятельности и ответственности студентов в самостоятельной работе, на наш взгляд, является рефлексивный контроль, осуществляемый в форме обмена мнениями между преподавателем и студентом в равноправном диалоге, позволяющий обеспечить самодвижение студента и оказать ему соответствующую помощь. Рефлексия акцентирует внимание студента на способах деятельности и ее результатах, что в свою очередь способствует развитию мотивов самореализации, самоутверждения, самоактуализации.

Анализ результатов выполнения самостоятельных заданий показал степень и качество проявления педагогических компетенций студентов. На заключительном этапе эксперимента проведена диагностика основных компетенций как показателей качества подготовки бакалавров по профилю «Начальное образование» (общенаучные, производственно-педагогические, социально-личностные, информационно-коммуникативные), показавшая неоднозначность в уровне их проявления при выполнении самостоятельных заданий в различных видах самостоятельной деятельности. Данные приведены в табл. 2.

Анализ педагогических компетентностей студентов при выполнении различных видов учебных заданий в самостоятельной деятельности выявил некоторые тенденции:

Таблица 1

Виды самостоятельной работы студентов (СРС) и критерии качества

Виды СРС Критерии качества

Реферирование Достижение цели

Работа с текстами Результативность

Работа с понятиями Системность

Учебные проекты Точность понятийного аппарата

Контрольные работы Наличие соответствующих выводов

Творческие задания Логичность изложения

Проблемные ситуации Практическая направленность

Эссе Оригинальность в решении

Научное проектирование Диагностичность

Составление глоссария Технологичность

Курсовые работы Творческая проявленность

Выпускная квалификационная работа (ВКР) Набор компетенций

Социальное проектирование Работа с электронным учебником и др. Индивидуальность и командность и др.

Таблица 2

Сравнительный анализ освоения педагогических компетентностей по выполнению самостоятельных учебных заданий

Критерии и показатели педагогических компетентностей

Общенаучные компетентности Производственно- педагогические компетентности Социально-личностные и общекультурные компетентности Информационно- коммуникативные компетентности

- способность применять основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, методы математического анализа и моделирования в исследовании образовательных процессов, методы теоретического и экспериментального исследования в педагогике; - способность выявлять естественно-научную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, устанавливать связи между социальными, образовательными и личностными явлениями и находить эффективные пути решения проблем, возникающих в них - способность на практике творчески применять содержание и методы обучения, воспитания и развития младших школьников; - способность обеспечивать высокий уровень качества обученности, воспитанности и развития учащихся - способность находить и использовать вербальные и невербальные средства коммуникаций в широком социальном и образовательном пространстве; - способность быстро реагировать на социально-экономические явления общества и мобильно изменять траекторию профессиональной деятельности, обеспечивая стабильность и качество в развитии, обучении и воспитании младших школьников; - способность трансформировать гуманитарные знания в общекультурный опыт жизнедеятельности в профессиональном сообществе и личном общении; - способность накапливать общекультурный и социальноличностный опыт с ориентацией на ценности гуманистического демократического общества, ценности личности, соотнесенные с понятиями «свобода», «здоровье», «творчество», «самореализация» - способность обеспечивать расширенное поле коммуникаций разнообразными средствами (языковыми, информационными, знаково-символическими и т.п.); - способность передавать информацию с целью установления диалога и взаимодействия в поликультурной образовательной среде жизнедеятельности субъектов образования

- развитие общенаучных компетентностей студентов несколько запаздывает по сравнению с развитием производственнопедагогических компетентностей, что объясняется рядом причин (в педагогическом решебнике студентам предоставлены возможности проявить не теоретические знания, а лишь способы решения педагогических ситуаций, что не позволило им качественно выполнить теоретические задания);

- установлена взаимосвязь между развитием социально-личностных и общекультурных компетентностей с производственно-педагогическими. Это обнаруживается по результатам анализа деятельности студентов, их личностной активности в познании практического опыта работы в начальной школе, в освоении инновационных технологий обучения и воспитания младших школьников, в презентации своей практической деятельности в образовательной среде школы, реализующей тем са-

мым профессиональный, культурный и национальный потенциал;

- несколько ниже проявлены информационно-коммуникативные компетентности студентов, поскольку развитие их зависит от общенаучных, производственно-педагогических и социально-личностных компетентностей, а также от того, что в системе педагогического образования информационные технологии недостаточно активно внедряются в процесс подготовки бакалавров.

В ходе нашего исследования были разработаны и апробированы такие модели учебников и учебных пособий, которые подтвердили свою эффективность в подготовке студентов к будущей самостоятельной педагогической деятельности, нашли педагогическую поддержку практических работников, отметивших возможность использования данных пособий для самообразования и самотестирования.

Литература

1. Богословский В. И., Извозчиков В. А., Потемкин М. Н. Научные школы в информационно-образовательном пространстве педагогического университета // Инновации в системе педагогического образования : материалы Всерос. науч. конф. «Организационно-управленческие инновации в системе педагогического образования». - Барнаул, 1999. - С.140-144.

2. Василовский В. И. Профессионально-педагогическая подготовка студента. - Краснодар, 2003.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология : учеб. для вузов.

- М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 183 с.

4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003.

- №5. - С.34-42.

5. Пидкасистый П. И., Воробьева Н. А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 192 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.