Научная статья на тему 'Приоритетные направления осуществления органами местного самоуправления международных и вне0неэкономических связей'

Приоритетные направления осуществления органами местного самоуправления международных и вне0неэкономических связей Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
местное самоуправление / органы местного самоуправления / полномочия органов местного самоуправления в сфере международных и внешнеэкономических связей / муниципальное право / международное сотрудничество / local self-government / local self-government bodies / powers of local self-government bodies in the field of international and foreign economic relations / municipal law / international cooperation

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Денис Николаевич Кряков

В статье проанализированы поставленные на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации задачи приоритетного направления сотрудничества органов местного самоуправления Российской Федерации с органами местного самоуправления иностранных государств в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества, а также проблемы, возникающие при реализации таких полномочий. По исследуемой проблематике представлены основные выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority directions of implementation by local governments of international and foreign economic relations

The article analyzes the tasks set at the levels of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation in the priority area of cooperation between local governments of the Russian Federation and local governments of foreign states in the field of international and foreign economic cooperation, as well as problems arising in the implementation of such powers. The main conclusions on the studied problem are presented.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления осуществления органами местного самоуправления международных и вне0неэкономических связей»

Закон и право. 2024. № 12. С. 94-99. Law and legislation. 2024;(12):94-99.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-94-99 EDN: https://elibrary.ru/RIZWBT

NIION: 1997-0063-12/24-609 MOSURED: 77/27-001-2024-12-809

Приоритетные направления осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей

Денис Николаевич Кряков

Тверской государственный университет,

Тверь, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье проанализированы поставленные на уровне Российской Федерации, субъектов Российской Федерации задачи приоритетного направления сотрудничества органов местного самоуправления Российской Федерации с органами местного самоуправления иностранных государств в сфере международного и внешнеэкономического сотрудничества, а также проблемы, возникающие при реализации таких полномочий. По исследуемой проблематике представлены основные выводы.

Ключевые слова: местное самоуправление, органы местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления в сфере международных и внешнеэкономических связей, муниципальное право, международное сотрудничество.

Для цитирования: Кряков Д.Н. Приоритетные направления осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей // Закон и право. 2024. № 12. С. 94—99. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-94-99 ЕБЫ: https://elibrary.ru/RIZWBT

Original article

Priority directions of implementation by local governments of international and foreign economic relations

Denis N. Kryakov

Tver State University, Tver, Russia, [email protected]

Abstract. The article analyzes the tasks set at the levels of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation in the priority area of cooperation between local governments of the Russian Federation and local governments of foreign states in the field of international and foreign economic cooperation, as well as problems arising in the implementation of such powers. The main conclusions on the studied problem are presented.

Keywords: local self-government, local self-government bodies, powers of local self-government bodies in the field of international and foreign economic relations, municipal law, international cooperation.

For citation: Kryakov D.N. Priority directions of implementation by local governments of international and foreign economic relations // Law and legislation. 2024;(12):94—99. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-12-94-99 EDN: https://elibrary.ru/RIZWBT

© Кряков Д.Н. М., 2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

Я России органы государственной власти и органы местного самоуправления входят - —в целостную систему публичной власти, одной из основных задач которых является осуществление взаимодействия для эффективного решения задач, направленных на обеспечение интересов населения того или иного муниципального образования, проживающего на соответствующей территории.

Государственной власти местное самоуправление предоставляет возможность сосредоточиться на решении задач и проблем федерального и регионального уровня, и в определенной степени позволяет повысить эффективность пользования общенациональными ресурсами. Учитывая условия конкретных отдельных территорий, муниципальные образования наделены полномочиями по самостоятельному решению своих вопросов в особенно эффективных формах.

Бесспорно, что самостоятельность, т.е. принцип местной автономии, является основополагающим принципом организации местного самоуправления. Автономия органов местного самоуправления определяется их независимостью при исполнении ими возложенных на них функций.

В Федеральном законе «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ1 трактуется легальное понятие международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ , где под такими связями понимаются осуществляемые в торгово-экономической, научно-технической, экологической, гуманитарной, культурной и в иных областях связи с иностранными партнерами.

По мнению В.Н. Жадан, «в толковании существует подмена понятий: виды и содержание международных и внешнеэкономических связей заменены видами контактов в ряде областей, в рамках которых осуществляются такие связи» [12, с. 487].

Стоит также отметить, что подобные толкования понятий международных и внешнеэкономических связей не позволяют конкретно определить сферы общественных отношений, в рамках которых органы местного самоуправления РФ имеют полномочия по самостоятельному

1 Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» от 04.01.1999 № 4-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.

осуществлению международной деятельности и в каком объеме.

При сравнении определений международных связей и международных отношений явно усматривается, что «отношения» аккумулируют наиболее обширный перечень видов деятельности, нежели «связи». В первом понятии наличествуют дипломатический, политический, военный аспекты, что отсутствует в связях. Таким образом, у регионов (органов местного самоуправления) отсутствует право на осуществление политических видов связей, таких, например, как консульских, дипломатических, военных.

Полномочия органов местного самоуправления в области международной и внешнеэкономической деятельности закреплены в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 [1] (далее - ФЗ № 131).

Важнейшими целями внесения обширных изменений в данный Закон, безусловно, является устранение имеющихся правовых пробелов, совершенствование правового регулирования осуществления органами местного самоуправления рассматриваемых связей.

Порядок согласования деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими международных и внешнеэкономических связей с органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается на основании закона того или иного субъекта РФ.

Правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется и на уровне субъектов РФ.

Так, Постановлением Московской областной Думы от 14 марта 2024 г. № 6/79-П принят Закон Московской области «О международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области» от 22 марта 2024 г. № 36/2024-ОЗ [7], которым осуществляется регулирование на территории Московской области полномочий органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в данной сфере отношений.

Необходимо указать на то, что принятие данного Закона отражает курс на развитие и правовую регламентацию международной и внешнеэкономической деятельности органов местного самоуправления в РФ, однако стоит отметить, что в настоящее время не всеми субъектами РФ приняты законы в области регулирования рассматриваемых отношений, что влечет за собой

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 12-2024

отсутствие у органов местного самоуправления тех регионов достаточной правовой регламентации по осуществлению ими международных и внешнеэкономических связей.

На основании Приказа Минэкономразвития России от 8 июля 2024 г. № 422 утверждено Положение о Департаменте экономического сотрудничества со странами СНГ Министерства экономического развития Российской Федерации [5], в основные задачи которого входит обеспечение реализации Министерством функций по выработке государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности (исключением является внешняя торговля) в отношениях с государствами, являющимися участниками Содружества Независимых Государств.

До 1 февраля каждого года органы государственной власти субъектов Российской Федерации направляют в Министерство экономического развития Российской Федерации информацию об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления и о результатах осуществления таких связей в истекшем году.

В целях реализации такого информирования Приказом Минэкономразвития России от 25 декабря 2023 г. № 911 утвержден Порядок ежегодного информирования Министерства экономического развития Российской Федерации высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления и о результатах осуществления таких связей в предыдущем году [6].

Исследуя вопрос о приоритетных направлениях сотрудничества органов местного самоуправления Российской Федерации с иностранными органами местного самоуправления, необходимо сделать вывод, что органы местного самоуправления РФ при осуществлении ими международных и внешнеэкономических связей непосредственно ориентируются на заданную государством политику в сфере внешнеэкономической деятельности РФ.

Так, одной из основных задач Министерства экономического развития Российской Федерации, несомненно, является выработка государственной политики в сфере внешнеэкономической деятельности. Соответственно, реализация таких задач строится с учетом целей, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2].

Во исполнение данного Указа 29 сентября 2018 г. Правительством Российской Федерации утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года [4], которыми в том числе определены основные задачи и приоритеты деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению прорывного социально-экономического развития.

Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316 утверждена государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» [3], которая, безусловно, является одной из приоритетных программ, направленных на достижение национальной цели развития Российской Федерации в сфере международных и внешнеэкономических связей.

Субъекты, входящие в состав России, а также органы местного самоуправления при исполнении полномочий по разработке и реализации стратегий социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, несомненно, должны руководствоваться положениями государственных программ и стратегий, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В содействии развитию рассматриваемых связей на уровне субъекта Российской Федерации примером утверждаемых программ является государственная программа Тверской области «Эффективное развитие экономики, инвестиционной и предпринимательской среды Тверской области», утвержденная Постановлением Правительства Тверской области от 22 января 2024 г. [8]. Периодом реализации программы являются 2024 — 2029 гг.

Анализ вышеуказанной программы показывает, что для определения приоритетных направлений сотрудничества органов местного самоуправления, расположенных на территории Тверской области, в сфере международных и внешнеэкономических связей являются меры по сохранению и дальнейшему развитию внешнеэкономического потенциала ключевых отраслей экспорта настоящего региона, таких, как машиностроение, увеличение количества экспортеров из числа малых и средних предприятий, деревообрабатывающей промышленности, пищевой промышленности на действующих приоритетных рынках и в рамках переориентации сбыта на

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

рынки государств Африки, Азии, а также Ближнего Востока.

В целях оценки эффективности реализуемых государственных программ Тверской области Постановлением Правительства Тверской области от 24 сентября 2012 г. [9] утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Тверской области.

Органы местного самоуправления также имеют полномочия по утверждению стратегий по внешнеэкономическому развитию того или иного муниципального образования. Таким примером является Решение Совета депутатов муниципального образования «Приозерский муниципальный район» Ленинградской области от 18 декабря 2018 г. № 289 Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Приозерский муниципальный район» Ленинградской области на период до 2030 года [10].

Так, преимуществом данного муниципального образования непосредственно является наличие на территории района большого количества озер и рек, которые способствуют развитию рыболовства и рыбоводства. Сам Приозерский район имеет выход к Ладожскому озеру и находится по дороге в Республику Карелия, которая является круглогодичной крупной территорией для привлечения туристов.

На официальном сайте Приозерского муниципального района Ленинградской области опубликован Перечень соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления муниципального образования Ленинградской области [11], анализируя который можно прийти к выводу, что из восьми соглашений и договоров, указанных в данном перечне, три договора и три соглашения в настоящее время не расторгнуты, но в связи с политической обстановкой взаимодействие приостановлено.

Это, конечно же, отрицательно влияет на развитие рассматриваемых связей, а также данное обстоятельство отрицательно влияет и на экономическое развитие страны в целом.

Так, по мнению М.Б. Суданц, «существует необходимость укрепления международного сотрудничества городов и субъектов РФ перед лицом новых вызовов, рисков, опасностей и угроз. Такое сотрудничество способно выступить в качестве эффективной ответной меры на санкционную политику и давление, осуществляемые на протяжении ряда лет западными странами» [13, с. 45].

Безусловно, что для привлечения иностранных муниципальных образований в приоритетные отрасли экономики того или иного муниципального образования, создания благоприятного инвестиционного климата необходимо совершенствование имеющейся нормативной правовой базы.

В условиях давления, оказываемого на Россию со стороны иностранных государств, совершающих недружественные действия, представляется необходимой работа по созданию ассоциаций, советов сотрудничества с иностранными государствами, которые относятся к дружественным странам России. Таким образом будет развиваться международная и внешнеэкономическая деятельность органов местного самоуправления России, определятся новые приоритетные направления сотрудничества.

Применение единой интегрированной на федеральном, а также региональном уровне системы соответствующих информационных ресурсов, которые обеспечивают быстрый доступ к подлинным базам данных, относится к одному из условий успешного и результативного развития международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления.

Таким образом, подводя итоги проведенного анализа государственных программ, стратегий развития, соглашений, заключаемых органами местного самоуправления в рассматриваемой сфере, необходимо отметить, что в первую очередь органы местного самоуправления РФ при осуществлении ими рассматриваемых связей ориентируются на заданную государством политику в сфере внешнеэкономической деятельности РФ.

Приоритетность направлений сотрудничества в сфере международных и внешнеэкономических связей между органами местного самоуправления определяется в соответствии с такими факторами, как экономико-географическое положение муниципального образования, наличие тех или иных градообразующих, ключевых предприятий на территориях муниципальных образований, ресурсных возможностей, а также конкурентных преимуществ того или иного муниципального образования.

Все вышеперечисленные факторы определяют приоритетность направления сотрудничества между органами местного самоуправления РФ с органами местного самоуправления иностранных государств.

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 12-2024

Список источников

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 13.07.2024) // http://www.consultant.ru/

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (ред. от 21.07.2020) // http:// www.consultant.ru/

3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (ред. от 18.07.2024) // http://www.consul-tant.ru/

4. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года // https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_307872/ (Дата обращения: 23.09.2024)

5. Приказ Минэкономразвития России от 08.07.2024 № 422 «Об утверждении Положения о Департаменте экономического сотрудничества со странами СНГ Министерства экономического развития Российской Федерации» // https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_480499/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1d dafdaddf518/?ysclid=m1ytm58zc8910541604 ( Дата обращения: 23.08.2024)

6. Приказ Минэкономразвития России от 25.12.2023 № 911 «Об утверждении Порядка ежегодного информирования Министерства экономического развития Российской Федерации высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления и о результатах осуществления таких связей в предыдущем году» // http://pravo.gov.ru. 2024

7. 3акон Московской области от 22.03.2024 № 36/2024-О3 «О международных и внешнеэкономических связях органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области» // mosreg.ru 26 марта 2024 г.

8. Постановление Правительства Тверской области от 22.01.2024 № 16-пп «О государственной программе Тверской области «Эффективное развитие экономики, инвестиционной и предпринимательской среды Тверской области» (ред. от 15.02.2024, с изм. от 17.04.2024) // Тверские ведомости. 2024. № 4. 31 янв. — 6 февр.

9. Постановление Правительства Тверской области от 24.09.2012 № 545-пп (ред. от

11.10.2023) «О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Тверской области» (с изм. и доп. от 01.01.2024) // https://base.garant.ru/ 16350790/

10. Решение Совета депутатов муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области от 18.12.2018 № 289 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Приозерский муниципальный район Ленинградской области на период до 2030 года» // https://admpriozersk.ru/econom/kon?ysclid=m165 rfdkie660138577 (Дата обращения: 23.09.2024)

11. Офиц. сайт Приозерского муниципального района Ленинградской области // URL: https://admpriozersk.ru/gov/mo (Дата обращения:

23.09.2024)

12. Жадан В.Н. Конституционно-правовые основы сотрудничества России с международным сообществом // Молодой ученый. 2016. № 5 (109). С. 486-491.

13. Суданц М.Б. Международная деятельность российских городов: состояние и перспективы // Вестник Моск. гос. лингвистического унта. Сер.: Общественные науки. 2023. Вып. 2 (851). С. 42-47.

References

1. Federal Law № 131-FZ dated 06.10.2003 «On the General principles of the organization of local self-government in the Russian Federation» (ed. dated 13.07.2024) // http://www.consultant.ru/

2. Decree of the President of the Russian Federation dated 07.05.2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024» (ed. from 21.07.2020) // http://www.consultant.ru/

3. Resolution of the Government of the Russian Federation dated 15.04.2014 № 316 «On approval of the State program of the Russian Federation «Economic Development and Innovative Economy» (ed. dated 18.07.2024) // http://www.consultant.ru/

4. The main activities of the Government of the Russian Federation for the period up to 2024 // https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_307872 / (Accessed: 23.09.2024)

5. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation dated 08.07.2024 № 422 «On Approval of the Regulations on the Department of Economic Cooperation with CIS

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2024

Countries of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation» // https://www.-consultant.ru/document/cons_doc_LAW_480499/ 2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518 / ?ysclid=m1ytm58zc8910541604 (Accessed: 23.08.2024)

6. Order of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation № 911 dated 25.12.2023 «On Approval of the Procedure for Annual Informing the Ministry of Economic Development of the Russian Federation by the Supreme Executive Body of the subject of the Russian Federation on the implementation of international and foreign economic relations of local governments and on the results of such relations in the previous year» // http://pravo.gov.ru 2024

7. Law of the Moscow Region dated 22.03.2024 № 36/2024-0Z «On International and Foreign Economic Relations of local governments of municipalities of the Moscow Region» // mosreg.ru March 26, 2024

8. Resolution of the Government of the Tver Region dated 22.01.2024 № 16-pp «On the State program of the Tver region «Effective development of the economy, investment and entrepreneurial environment of the Tver region» (ed. dated 15.02.2024, with amendments dated 17.04.2024) //

Tverskiye Vedomosti. 2024. № 4. January 31 — February 6.

9. Resolution of the Government of the Tver Region dated 24.09.2012 № 545-pp (ed. from

11.10.2023) «On the Procedure for the development, implementation and evaluation of the effectiveness of the implementation of state programs of the Tver region» (with amendments and additional, effective from 01.01.2024) // https://base.garant.ru/16350790/

10. Decision of the Council of Deputies of the Priozersky Municipal District of the Leningrad Region dated December 18, 2018 № 289 On Approval of the Socio-Economic Development Strategy of the Priozersky Municipal District of the Leningrad Region for the period up to 2030. // https:// admpriozersk.ru/econom/kon?ysclid=m16 5rfdkie660138577 (Accessed: 23.09.2024)

11. The official website of the Priozersky municipal district of the Leningrad region / / URL: https://admpriozersk.ru/gov/mo (Accessed:

23.09.2024)

12. Zhadan V.N. Constitutional and legal foundations of cooperation between Russia and the international community // Young Scientist. 2016. № 5 (109). Pp. 486—491.

13. SudanisM.B. International activity of Russian cities: status and prospects // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Social sciences. 2023. Issue 2 (851). Pp. 42—47.

Информация об авторе

Кряков Д.Н. — аспирант 2-го курса

Статья поступила в редакцию 04.10.2024; одобрена после рецензирования 08.11.2024; принята к публикации 14.11.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Information about the author

Kryakov D.N. — 2nd year postgraduate student

The article was submitted 04.1 0.2024; approved after reviewing 08.11.2024; accepted for publication 14.11.2024.

LAW & LEGISLATION • 12-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.