Закон и право. 2024. № 6. С. 95-98. Law and legislation. 2024;(6):95-98.
Научная статья УДК 342.55
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-6-95-98 NIION: 1997-0063-6/24-309
EDN: https://elibrary.ru/QVZXPG MOSURED: 77/27-001-2024-6-509
Местное самоуправление как элемент механизма публичной власти в Российской Федерации
Джамиля Салиховна Саркарова1, Шамиль Магомедович Меджидов2
1 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Махачкала, Россия
Аннотация. Поправками, внесенными в текст Основного закона в 2020 году, органы местного самоуправления были включены в систему публичной власти. Авторами выделен перечень проблем, которыми сопровождается включение органов местного самоуправления в систему публичной власти в Российской Федерации.
Ключевые слова: местное самоуправление, публичная власть, органы, взаимодействие, население, представительный орган, местная администрация, глава, муниципальное образование.
Для цитирования: Саркарова Д.С., Меджидов Ш.М. Местное самоуправление как элемент механизма публичной власти в Российской Федерации // Закон и право. 2024. № 6. С. 95—98. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2024-6-95-98 ББЫ: https://elibrary.ru/QVZXPG
Original article
Local self-government as an element of the mechanism of public authority in the Russian Federation
Jamila S. Sarkarova1, Shamil M. Medzhidov2
1 2 Law Institute of Dagestan State University, Makhachkala, Russia
Abstract. As amended in the text of the Basic Law in 2020, local governments were included in the system of public authority. The authors have identified a list of problems that accompany the inclusion of local governments in the system of public authority in the Russian Federation.
Keywords: local self-government, public authorities, bodies, interaction, population, representative body, local administration, head, municipality.
For citation: Sarkarova J.S., Medzhidov Sh.M. Local self-government as an element of the mechanism of public authority in the Russian Federation // Law and legislation. 2024;(6):95—98. (In Russ.). https://doi.org/ 10.24412/2073-3313-2024-6-95-98 EDN: https://elibrary.ru/QVZXPG
Местное самоуправление (далее — МСУ) в Российской Федерации представляет собой не только систему органов власти на местном уровне, но и элемент демократии, форму осуществления народовластия, позволяющую населению муниципального образования участвовать в управлении делами государства.
© Саркарова Д.С., Меджидов Ш.М. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 06-2024
К основным положениям о местном самоуправлении, согласно российскому законодательству, относятся:
■ самостоятельность органов МСУ;
■ субсидиарность — полномочия органов местного самоуправления определяются исходя из принципа субсидиарности (решение вопросов местного значения передается на максимально возможный местный уровень);
■ территориальность — местное самоуправление в Российской Федерации осуществляется на определенной территории;
■ обязательность участия граждан — при осуществлении местного самоуправления принимают участие граждане, проживающие на территории муниципального образования.
Местное самоуправление в РФ осуществляется населением муниципального образования непосредственно или через органы местного самоуправления:
■ представительный орган, избираемый непосредственно населением на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. Российским законодателем предусмотрено, что представительный орган может также состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района. Представительный орган осуществляет нормативно-правовое регулирование МСУ, утверждение бюджета и стратегии социально-экономического развития муниципалитета и другие полномочия представительного характера;
■ исполнительный орган (местная администрация) муниципального образования. Местную администрацию возглавляет либо глава муниципального образования, либо глава местной администрации, с которым заключается соответствующий контракт. Исполнительный орган формируется представительным органом на контрактной либо конкурсной основе. К основным полномочиям исполнительного органа относят исполнение нормативных правовых актов и вопросы оперативного управления;
■ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, избираемым населением на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Помимо указанного, на сегодняшний день предусмотрено еще два способа избрания главы муниципалитета — назначение представительным органом по результатам конкурса либо представительным органом из своего состава. Глава муниципального образования играет важную роль в управлении муниципальным образованием, обеспечивая единство системы местного самоуправления, представляя интересы населения во взаимоотношениях с другими уровнями власти.
Взаимодействие органов местного самоуправления с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов осуществляется посредством следующих форм:
■ кооперация, представляющая собой координацию деятельности и разработку совместных программ;
■ делегирование заключается в передаче отдельных полномочий органами государственной власти органам местного самоуправления;
■ осуществление контроля за деятельностью органов местного самоуправления со стороны федеральных и региональных органов власти в установленных пределах.
Представительная демократия и непосредственное волеизъявление граждан гармонично переплетаются в системе местного самоуправления, создавая уникальную модель управления на муниципальном уровне. Указанная модель обеспечивает участие жителей в принятии решений по вопросам местного значения. Представительная демократия проявляется посредством избранных главы муниципального образования и представительного органа муниципалитета, от имени населения осуществляющих полномочия местного самоуправления. Помимо представительства на местном уровне населению муниципального образования также предоставлена возможность непосредственного волеизъявления.
Упомянутое позволяет выделить следующие особенности местного самоуправления в Российском государстве:
1) территориальная основа — МСУ в РФ осуществляется на территориях муниципальных образований, перечисленных в ФЗ № 131;
2) непосредственная демократия — в ряде случаев местные вопросы решаются непосредственно жителями муниципальных образований посредством референдумов и общественных слушаний;
3) многоуровневость местного самоуправления (двухуровневая система);
4) межмуниципальное сотрудничество — муниципальные образования могут объединяться для совместного решения вопросов местного значения;
5) государственный контроль над местным самоуправления — осуществляется в форме надзора, контроля и проверки;
6) выборность и подотчетность — органы местного самоуправления (представительные и
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024
исполнительные) избираются населением муниципальных образований на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Такой механизм обеспечивает подлинную демократию и подотчетность местной власти жителям;
7) широкий спектр полномочий — органы местного самоуправления обладают обширным перечнем полномочий, затрагивающих жизненно важные сферы для населения: жилищно-коммунальное хозяйство, образование, здравоохранение, транспорт, благоустройство и многие другие;
8) юридическая самостоятельность — муниципальные образования являются юридическими лицами со своим бюджетом и собственностью. Они имеют право заключать договоры, создавать предприятия и осуществлять иную хозяйственную деятельность в рамках своих полномочий.
Взаимодействие органов местного самоуправления с другими уровнями публичной власти строится на принципах разграничения полномочий — полномочия между уровнями власти четко разграничены законом; на принципе согласованности действий и взаимной ответственности.
Органы местного самоуправления взаимодействуют с федеральными и региональными органами власти по различным вопросам, в том числе:
■ реализация государственных программ и проектов;
■ получение финансовой и иной помощи;
■ участие в разработке и реализации региональных и федеральных законов, затрагивающих интересы муниципальных образований.
Местное самоуправление является одним из видов социального управления. Посредством поправок, которыми была дополнена Конституция в 2020 г., местное самоуправление было включено в единую систему публичной власти (ч. 3 ст. 132 Основного закона РФ), поскольку органы МСУ осуществляют взаимодействие с органами государственной власти для эффективного решения задач в интересах населения муниципалитетов [1].
Высшим судебным органом конституционного контроля Российской Федерации был также сделан вывод о том, что публичная власть в РФ, помимо государственной, может быть еще и муниципальной.
Возникает вопрос: идет ли положение о включении органов местного самоуправления в систему органов публичной власти вразрез с принципом самостоятельности, регламентированным ст. 12 Конституции РФ?
В конституционно-правовой науке присутствует мнение, согласно которому местное самоуправление обладает публично-властной природой и существовать отдельно от государственной власти не может.
В первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания РФ в 2022 г. был принят проект закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», который предусматривает замену двухуровневой системы организации местного самоуправления на одноуровневую посредством укрупнения муниципальных образований и сокращения их количества. Отметим, что указанный законопроект «подвис в воздухе» и на сегодняшний день новый формат местного самоуправления на практике не реализован, хотя и есть все предпосылки для этого.
Некоторые авторы, например А.В. Жиляев, высказываются негативно относительно тенденции к укрупнению муниципальных образований, обосновывая это тем, что прекращение образования муниципалитетов по поселенческому принципу может привести к отдалению населения сельских территорий Российского государства от возможности участия в решении вопросов местного значения [3, с. 154].
На наш взгляд, включение органов местного самоуправления в систему публичной власти сопряжено с рядом проблем:
1. Двойственность правового статуса. Несмотря на то что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, они обладают публично-властными полномочиями и осуществляют часть государственных полномочий на местах. Указанное порождает коллизии в правовом регулировании и может привести к расплывчатому разграничению полномочий.
2. Финансовая зависимость. Бюджеты муниципалитетов находятся в финансовой зависимости от вышестоящих уровней власти, что может ограничивать их самостоятельность в принятии решений и реализации собственных программ развития.
3. Административный контроль. Органы государственной власти могут осуществлять контрольные полномочия за деятельностью органов местного самоуправления, что может приобрести характер вмешательства в дела муниципалитетов и выходить за пределы их полномочий.
4. Низкая активность граждан. Недостаточная активность граждан в участии в решении вопросов местного значения на практике при-
ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 06-2024
водит к процветанию правового нигилизма и, как следствие, к отчуждению граждан от власти и снижению уровня доверия к органам местного самоуправления.
5. Отсутствие развитой системы межбюджетных отношений. Существующее несовершенство системы межбюджетных отношений может привести к неравномерному распределению финансовых ресурсов между муниципалитетами, что создает дисбаланс в развитии территорий и затрудняет реализацию местной власти.
Публичный характер муниципальной власти неоднократно отмечался в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ. Можно выделить два признака, характеризующих местный уровень власти как разновидность публичной власти, — это принятие и реализация решений в интересах народа, а также наличие собственного предмета ведения и перечня полномочий, регламентированных на законодательном уровне.
Уникальность модели местного самоуправления в РФ заключается в сочетании выборности, подотчетности, широких полномочий, территориального разделения власти, института публичных слушаний и государственного надзора. Эта модель обеспечивает баланс между автономией местных сообществ и контролем со стороны государства, гарантируя эффективность и демократичность местного управления.
Таким образом, местное самоуправление на сегодняшний день является самостоятельным, особым уровнем публичной власти в РФ наряду с федеральным и региональными уровнями, осуществляя управление на местном уровне и взаимодействуя с другими уровнями власти для решения общих задач и обеспечения благополучия населения.
Список источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993, в ред. от 14.03.2020) //
URL: http: //www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW (Дата обращения: 10.04.2024)
2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.102003 № 131-Ф3 (в ред. от 02.11.2023) // URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW (Дата обращения: 15.04.2024)
3. Жиляев А.В. Промежуточные итоги реформы территориальных основ местного самоуправления в России // Науч. вестник Омской академии МВД России. 2023. Т. 29. № 2 (89). С. 153-157.
4. Кузнецов И.И., Жаров А. С. Местное самоуправление в единой системе органов публичной власти: предпосылки и перспективы / / Известия Саратовского ун-та. Сер.: Социология. Политология. 2023. Т. 23. № 1. С. 91-95.
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993, as amended from 14.03.2020) // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW (Accessed: 10.04.2024)
2. On the General principles of the organization of Local self-Government in the Russian Federation: Federal Law № 131-FZ of October 06, 2003 (as amended from 02.11.2023) // URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW (Accessed: 15.04.2024)
3. Zhilyaev A. V. Interim results of the reform of the territorial foundations of local self-government in Russia // Scientific Bulletin of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. Vol. 29. № 2 (89). Pp. 153-157.
4. Kuznetsov I.I., Zharov A.S. Local self-government in a unified system of public authorities: prerequisites and prospects // Izvestiya Saratov University. Ser.: Sociology. Political science. 2023. Vol. 23. № 1. Pp. 91-95.
Информация об авторах
Саркарова Д. С. — кандидат педагогических наук, доцент кафедры конституционного и международного права Меджидов Ш.М. — магистрант 2-го года обучения кафедры конституционного и международного права
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 08.05.2024; принята к публикации 14.05.2024.
Information about the authors
Sarkarova J.S. — candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of constitutional and international law
Medzhidov Sh.M. — master's student of the 2nd year of study of the department of constitutional and international law
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 08.05.2024; accepted for publication 14.05.2024.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2024