Научная статья на тему 'О конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в Российской Федерации'

О конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
73
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
государственный орган / государственная власть / публичная власть / местное самоуправление / органы местного самоуправления / state body / state authority / public authority / local self-government / local self-government bodies

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Андраник Хоренович Жамкочян

В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно местного самоуправления в Российской Федерации высказано несколько суждений: местное самоуправление уже на протяжении последних двух десятилетий продолжает реформироваться; из всех разновидностей реформирования местного самоуправления наиболее действенным необходимо рассматривать конституционно-правовое регулирование; конституционно-правовое регулирование означает, в первую очередь, процесс видоизменения Конституции РФ от 12 декабря 1993 года; видоизменение Конституции РФ в 2020 году фактически означает процесс огосударствления местного самоуправления, сопряженного с его включением в систему публичной власти Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the constitutional and legal regulation of local self-government in the Russian Federation

In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on local self-government in the Russian Federation, several judgments are made: local self-government has been reforming for the past two decades; of all the varieties of local self-government reform, constitutional and legal regulation should be considered the most effective; constitutional and legal regulation means, first of all, the process of modifying the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993; modification of the Constitution of the Russian Federation in 2020 actually means the process of nationalization of local self-government, with its inclusion in the system of public power of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «О конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в Российской Федерации»

Закон и право. 2023. № 11. С. 85-88. Law and legislation. 2023;(1 1):85-88.

Научная статья УДК 342

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-85-88 EDN: https://elibrary.ru/FLIAQI

NIION: 1997-0063-1 1/23-639 MOSURED: 77/27-001-2023-11-839

О конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в Российской Федерации

Андраник Хоренович Жамкочян

Юридический институт Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Москва, Россия, Andranik11@inbox.ru

Аннотация. В статье на основе анализа юридической литературы и законодательства относительно местного самоуправления в Российской Федерации высказано несколько суждений: местное самоуправление уже на протяжении последних двух десятилетий продолжает реформироваться; из всех разновидностей реформирования местного самоуправления наиболее действенным необходимо рассматривать конституционно-правовое регулирование; конституционно-правовое регулирование означает, в первую очередь, процесс видоизменения Конституции РФ от 12 декабря 1993 года; видоизменение Конституции РФ в 2020 году фактически означает процесс огосударствления местного самоуправления, сопряженного с его включением в систему публичной власти Российской Федерации.

Ключевые слова: государственный орган, государственная власть, публичная власть, местное самоуправление, органы местного самоправления.

Для цитирования: Жамкочян А.Х. О конституционно-правовом регулировании местного самоуправления в Российской Федерации // Закон и право. 2023. № 11. С. 85—88. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-85-88 ББЫ: https://elibrary.ru/FLIAQI

Original article

On the constitutional and legal regulation of local self-government in the Russian Federation

Andranik Kh. Zhamkochyan

Patrice Lumumba Peoples' Friendship University of Russia Law Institute,

Moscow, Russia, Andranik11@inbox.ru

Abstract. In the article, based on the analysis of legal literature and legislation on local self-government in the Russian Federation, several judgments are made: local self-government has been reforming for the past two decades; of all the varieties of local self-government reform, constitutional and legal regulation should be considered the most effective; constitutional and legal regulation means, first of all, the process of modifying the Constitution of the Russian Federation of December 12, 1993; modification of the Constitution of the Russian Federation in 2020 actually means the process of nationalization of local self-government, with its inclusion in the system of public power of the Russian Federation.

Keywords: state body, state authority, public authority, local self-government, local self-government bodies.

For citation: Zhamkochyan A.Kh. On the constitutional and legal regulation of local self-government in the Russian Federation // Law and legislation. 2023;(11):85—88. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2023-11-85-88 EDN: https://elibrary.ru/FLIAQI

Предметом данной статьи является конституционно-правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации1

© Жамкочян А.Х. М., 2023 LAW & LEGISLATION • 11-2023

1 Данная закономерность некоторыми учеными уже избирается в качестве предмета исследования (см., напр.: Тихонов А.Н. О местном самоуправлении в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Закон и право. 2023. № 6. С. 95—97).

Первоначально о состоянии теории.

Так, Н.Л. Пешин рассматривает «влияние Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» на конституционную модель местного самоуправления»: «Итак, по-прежнему степень сочетания государственного и общественного в муниципальной власти, преобладание тех или иных начал в местном самоуправлении целиком и полностью определяет государство. И в такой ситуации было крайне важно, чтобы государство было способно ввести для своих органов механизмы самоограничения, гарантирующие самостоятельность местного самоуправления, препятствующие тотальному вмешательству государства во все его дела, полному огосударствлению природы местного самоуправления. Но пока этого не произошло. Следует признать, что на сегодняшний день такие механизмы в Российской Федерации совершенно не функционируют» [5].

Е.Ю. Киреева и Л.А. Нудненко представили анализ развития федерального законодательства о местном самоуправлении в период с 2003 г. по 2022 г., поправок в гл. 8 Конституции РФ, правоприменительной практики относительно взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления: «Представляется возможным сделать вывод: несмотря на предписания ст. 12 Конституции РФ об организационной самостоятельности местного самоуправления, отделении их от органов государственной власти, новые положения гл. 8 Конституции РФ, содержание Федерального закона 2022 г., правоприменительная практика реализации названных правовых норм свидетельствуют о постепенном воплощении в России государственной теории самоуправления. Суть этой теории состоит в том, что местное самоуправление — продолжение государственного управления на местах, полномочия общине в сфере местного самоуправления даны государством, хотя они реализуются в основном не через государственных служащих (глава муниципального образования теперь не только муниципальный, но и государственный служащий!), а через местных жителей, но при активном участии и содействии государственных органов» [3].

И.В. Бабичевым дан анализ конституционных новелл в части, касающейся местного самоуправления: «Нам представляется, что необходимо повсеместно — эволюционно, но при этом

не мешкая — переходить к избранию глав муниципалитетов, которые при этом должны возглавлять местные администрации, либо прямо на муниципальных выборах, либо представительным органом из своего состава (но при этом, подчеркнем, они должны возглавлять именно местные администрации). Другие способы избрания глав муниципалитетов и возможность возглавления ими представительного органа, а не местной администрации необходимо законодательно упразднить. Исключение может составить только особый способ избрания главы города — административного центра (столицы) субъекта Федерации с участием органов государственной власти субъекта Федерации, и только при условии, что это городской округ с внутригородским делением» [1].

С.Б. Нанба исследована «модификация конституционной модели местного самоуправления. Представлено научное осмысление ряда положений Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». Автор пишет: «В рамках проведенного анализа рассмотрены отдельные направления конституционной модернизации местного самоуправления. Вместе с тем они свидетельствуют о необходимости дополнительных, прежде всего законодательных, мер, обеспечивающих функционирование органов местного самоуправления в системе публичной власти. Для достижения этой цели представляется оправданным обеспечение реализации механизма взаимодействия органов местного самоуправления и государственной власти в рамках единой системы публичной власти при сохранении гарантий самостоятельности местного самоуправления как уровня публичной власти и участия населения в его осуществлении» [4].

Разнообразие результатов научных изысканий предопределяет и несовершенство законодательства о конституционнно-правовом регулировании местного сауправления в Российской Федерации [2].

В видоизмененной Конституции РФ (статьи 130—133 главы 7) урегулировано местное самоуправление:

«1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» — ст. 130.

«1. Местное самоуправление осуществляется в муниципальных образованиях, виды которых устанавливаются федеральным законом. Территории муниципальных образований определяются с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно в соответствии с общими принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации, установленными федеральным законом.

1.1. Органы государственной власти могут участвовать в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законом.

2. Изменение границ территорий, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий в порядке, установленном федеральным законом.

3. Особенности осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях могут устанавливаться федеральным законом» — ст. 131.

«1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями при условии передачи им необходимых для осуществления таких полномочий материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

3. Органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах

населения, проживающего на соответствующей территории» — ст. 132.

«Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций, а также запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами» — ст. 133.

Таким образом, исследования относительно конституционно-правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации необходимо продолжать.

Во-первых, местное самоуправление уже на протяжении последних двух десятилетий продолжает реформироваться.

Во-вторых, из всех разновидностей реформирования местного самоуправления наиболее действенным необходимо рассматривать конституционно-правовое регулирование.

В-третьих, конституционно-правовое регулирование означает, в первую очередь, процесс видоизменения Конституции РФ от 12 декабря 1993 г.

В-четвертых, видоизменение Конституции РФ в 2020 г. фактически означает процесс огосударствления местного самоуправления, сопряженного с его включением в систему публичной власти Российской Федерации.

Список источников

1. Бабичев И.В. Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ / / Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2.

2. Галузо В.Н. Конституционно-правовой статус России: проблема именования государства // Вестник Моск. ун-та МВД России. 2010. № 5. С. 119—123.

3. Киреева Е.Ю., Нудненко Л.А. Конституционно-правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти в системе публичной власти // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 3.

4. Нанба С.Б. Конституционные преобразования: перенастройка российского местного самоуправления // Журнал рос. права. 2021. № 6.

5. Пешин Н.Л. Конституционная реформа местного самоуправления: единство публичной власти как новый всеобщий принцип организа-

ЬАМ & LEGISLATION • 11-2023

ции местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 11.

6. Тихонов А.Н. О местном самоуправлении в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Закон и право. 2023. № 6. С. 95-97.

References

1. Babichev I. V. Constitutional novelties for local self-government: some analysis // Constitutional and municipal law. 2021. № 2.

2. Galuzo V.N. Constitutional and legal status of Russia: the problem of naming the state // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of internal affairs of Russia. 2010. № 5. Pp. 119-123.

3. Kireeva E.Yu., Nudnenko L.A. Constitutional and legal bases of interaction of local self-government bodies with state authorities in the system of public power // Constitutional and municipal law. 2022. № 3.

4. Nanba S.B. Constitutional transformations: reconfiguration of Russian local self-government // Journal of Russian Law. 2021. № 6.

5. Peshin N.L. Constitutional reform of local self-government: unity of public power as a new universal principle of the organization of local self-government // Constitutional and municipal law. 2020. № 11.

6. Tikhonov A.N. On local self-government in the Russian Federation: constitutional and legal aspect // Law and legislation. 2023. № 6. Pp. 95—97.

Информация об авторе Жамкочян А.Х. — аспирант кафедры муниципального права

Статья поступила в редакцию 07.08.2023; одобрена после рецензирования 08.10.2023; принята к публикации 14.10.2023.

Information about the author

Zhamkochyan A.Kh. — postgraduate student of the department of municipal law

The article was submitted 07.08.2023; approved after reviewing 08.10.2023; accepted for publication 14.10.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Эриашвили Н.Д. Федерализм в первые годы советской власти. Исто-рико-правовое исследование: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. 159 с.

Федерализм в первые годы советской власти

ISBN 978-9941-9818-4-5

Агентство CIP РГБ

В переработанном и дополненном издании монографии раскрыты истоки формирования федерализма в советском государстве, а также развитие и модернизация федеративных отношений. На примере Советского Туркестана (191 8—1 924 гг.) исследованы закономерности зарождения и последующего развития федерализма как одной из форм человеческого общежития, не утратившей своего значения и в настоящее время. Всесторонний анализ состояния федерализма, а также переориентация принципов федерализма актуальны сегодня для реализации целей устойчивого развития и национальной безопасности государства.

Для преподавателей, аспирантов (адъюнктов), правоприменителей, осуществляющих правотворческую деятельность, а также всех, интересующихся историей формирования советского государства в России.

ЗАКОН И ПРАВО • 11-2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.