Научная статья на тему 'Современные тренды местного самоуправления в Российской Федерации'

Современные тренды местного самоуправления в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1361
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОПРОСЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОТДЕЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ / ПОЛНОМОЧИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПЕРЕДАЧА ПОЛНОМОЧИЙ / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / РАЗДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / DIVISION OF POWERS / LOCAL ISSUES / LOCAL SELF-GOVERNMENT / MUNICIPALITY / POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT / REDISTRIBUTION OF POWERS / SEPARATE STATE POWERS / TRANSFER OF POWERS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карцев Б.В., Мусинова Н.Н.

Рассмотрены современные тренды развития местного самоуправления в Российской Федерации, рожденные глобальными вызовами общественного развития. Выявлены положительные тенденции и определены проблемные зоны в развитии местного самоуправления, появившиеся в результате государственного правового регулирования полномочий местного самоуправления: их содержания, разграничения, передачи, перераспределения. Диагностированы причины существующих проблем. Обоснована необходимость оптимизации системы муниципальных полномочий и предложено, прежде всего на уровне федерального законодательства, придать правовой статус вопросам совместного ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и определить принципы осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT TRENDS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Current trends in the development of local self-government in the Russian Federation, born of global challenges to social development have been considered. Positive trends have been identified and problem areas in the development of local self-government that emerged as a result of state legal regulation of local self-government powers, such as: their content, differentiation, transfer, and redistribution, have been defined. The causes of existing problems have been diagnosed. The necessity of optimization of the system of municipal powers has been substantiated and it is proposed, primarily on the level of Federal legislation, to give legal status issues of joint competence of the Russian Federation subjects and local self-government and to determine the principles of bodies of state authority of the Russian Federation of powers in subjects of joint conducting subjects of the Russian Federation and bodies of local self-government.

Текст научной работы на тему «Современные тренды местного самоуправления в Российской Федерации»

УДК 352.071

JEL H70

Карцев Борис Владимирович

канд. экон. наук, ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», Владимирский филиал, г. Владимир, Российская Федерация e-mail: ka-mo@rambler.ru

Мусинова Нина Николаевна

канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-2194-7856 e-mail: 65651951@mail.ru

Karzev Boris

Candidate of Economic Sciences, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Vladimir Branch, Vladimir, Russia e-mail: ka-mo@rambler.ru

Musinova Nina

Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia ORCID: 0000-0002-2194-7856 e-mail: 65651951@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2020-6-17-22

СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕНДЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Рассмотрены современные тренды развития местного самоуправления в Российской Федерации, рожденные глобальными вызовами общественного развития. Выявлены положительные тенденции и определены проблемные зоны в развитии местного самоуправления, появившиеся в результате государственного правового регулирования полномочий местного самоуправления: их содержания, разграничения, передачи, перераспределения. Диагностированы причины существующих проблем. Обоснована необходимость оптимизации системы муниципальных полномочий и предложено, прежде всего на уровне федерального законодательства, придать правовой статус вопросам совместного ведения субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и определить принципы осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Ключевые слова: вопросы местного значения, местное самоуправление, муниципальное образование, отдельные государственные полномочия, полномочия местного самоуправления, передача полномочий, перераспределение полномочий, разделение полномочий.

Цитирование: Карцев Б.В., Мусинова Н.Н. Современные тренды местного самоуправления в Российской Федерации//Вестник университета. 2020. № 6. С. 17-22.

CURRENT TRENDS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. Current trends in the development of local self-government in the Russian Federation, born of global challenges to social development have been considered. Positive trends have been identified and problem areas in the development of local self-government that emerged as a result of state legal regulation of local self-government powers, such as: their content, differentiation, transfer, and redistribution, have been defined. The causes of existing problems have been diagnosed. The necessity of optimization of the system of municipal powers has been substantiated and it is proposed, primarily on the level of Federal legislation, to give legal status issues of joint competence of the Russian Federation subjects and local self-government and to determine the principles of bodies of state authority of the Russian Federation ofpowers in subjects ofjoint conducting subjects of the Russian Federation and bodies of local self-government. Keywords: division ofpowers, local issues, local self-government, municipality, powers of local self-government, redistribution of powers, separate state powers, transfer ofpowers.

For citation: Karzev B.V., Musinova N.N. (2020) Current trends of local self-government in the Russian Federation. Vestnik universiteta. I. 6, pp. 17-22. DOI: 10.26425/1816-4277-2020-6-17-22

Современные тренды местного самоуправления (далее - МСУ) в Российской Федерации (далее - РФ) непосредственно формируются из федеральных решений, которые напрямую влияют на положение муниципальных образований (далее - МО) и развитие МСУ.

В последнее время наиболее существенными решениями, оказавшими влияние на развитие территорий, стали:

- майский Указ Президента РФ от 2018 г. ;

- Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р;

- утвержденные Правительством РФ 29 сентября 2018 г. основные направления его деятельности на период до 2024 г.;

© Карцев Б.В., Мусинова Н.Н., 2020. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2020. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

- изменения, внесенные в базовый Федеральный закон по МСУ в 2014 г. и последующий период;

- изменения в системе оценки эффективности деятельности органов МСУ городских округов и муниципальных районов;

- материалы Министерства финансов России, касающиеся оптимизации расходов, направляемых на государственное и муниципальное управление; на содержание бюджетной сети, работников бюджетной сферы; упорядочение мер социальной поддержки населения, предоставляемых хозяйствующим субъектам, а также инвестиционных расходов, субсидий юридическим лицам и дебиторской задолженности [1-4; 14].

Исходя из этого, наиболее существенными изменениями (трендами) МСУ, которые имеют под своей основой как положительные тенденции, так и проблемные зоны, являются следующие.

1. Дублирование полномочий органов МСУ и органов государственной власти.

Центральным вопросом в федеративном государстве является вопрос разграничения полномочий между уровнями публичной власти. В соответствии с российской Конституцией МСУ в определенной степени обособлено от госвласти. Поэтому эффективность всей системы управления государством во многом определяется тем, как осуществлено разграничение полномочий между регионами и МО.

Президент РФ В. В. Путин неоднократно обращал внимание на важность этого вопроса. В 2020 г. в очередном Послании Федеральному Собранию он еще раз обратил внимание на существующую «запутанность полномочий» между государственным и муниципальным уровнями власти [16]. Необходимость уточнения полномочий федеральных органов госвласти, органов госвласти субъектов РФ и органов МСУ признается и Правительством РФ [4].

По данным ежегодного мониторинга Министерства юстиции России о состоянии и основных направлениях развития МСУ в РФ количество вопросов местного значения в 2018 г. не менялось, и значительных изменений в их перечни не вносили [13]. При этом анализ законодательства и правоприменительной практики свидетельствует о том, что несмотря на существующий запрос на более четкое разграничение полномочий между уровнями публичной власти, оно в должной мере не обеспечивается, что подтверждается данными, представленными в докладе Общероссийского конгресса муниципальных образований (далее - ОКМО) [11]. Значимость обеспечения реальной самостоятельности МСУ отмечается и в научных статьях [6; 7; 10].

2. Возможность неоднозначного толкования содержания полномочий МО.

Такая проблема возникает из-за недостаточно четкого разграничения полномочий посредством широкого использования законодателем таких терминов как: «участие», «оказание содействия», «создание условий», «обеспечение условий» без однозначной трактовки их правового содержания. В связи с этим однозначное определение исчерпывающего объема полномочий МСУ становится невозможным. Вместе с этим зачастую невозможно определить соотношение полномочий муниципальных образований различных уровней, с одной стороны, и государственной власти - с другой. Следовательно, отсутствуют и критерии правильности или неправильности, и полноты объема исполнения полномочий.

Вынужденные субъективные толкования в части исполнения органами МСУ разных МО одного и того же полномочия в силу существующей правовой неопределенности, приводят к разночтениям и, что немаловажно, не только с позиции оценки их деятельности, но и с позиции достижения общих целевых результатов [9]. Данная проблема отмечается как актуальная не только муниципалитетами и регионами, но и органами государственного контроля и надзора. Однако в течение многих лет она так и не получила своего решения.

3. Несоответствие ряда полномочий исторической природе МСУ.

В последнее время отмечается снижение количества полномочий, исторически присущих местной власти, в их числе, в первую очередь, следует назвать первичное здравоохранение и социальную защиту. Решение этих вопросов из-за отсутствия на местах необходимых кадровых и организационных ресурсов, серьезных диспропорций в налоговой системе и межбюджетных отношениях были переданы на региональный уровень. В то же время в числе вопросов местного значения, наоборот, появились полномочия, несвойственные природе МСУ. К ним относят: профилактику терроризма и экстремизма, гражданскую оборону, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, мобилизационную подготовку, при этом наблюдается рост их числа.

4. Проблемы разграничения полномочий между муниципальными районами и сельскими поселениями и их передача друг другу по соглашениям.

Закон № 131-Ф3 в 2014 г. установил 13 базовых вопросов местного значения для сельских поселений и субъектам РФ предоставил право увеличения их количества до уровня городских поселений. По состоянию

на 2018 г. установленные перечни расширили 62 субъекта РФ, при этом многие из них не воспользовались предоставленным законом правом установления дополнительных доходных источников для решения закрепленных за сельскими поселениями дополнительных вопросов местного значения.

Как показывает анализ правоприменительной практики, в 2018 г. продолжилась и приобрела массовый характер передача полномочий от поселений муниципальным районам и, наоборот, от муниципальных районов поселениям на основании соглашений [5]. Одна из главных причин передачи полномочий от поселений районам - недостаток финансовых ресурсов. Передача полномочий в противоположном направлении от района поселениям, как правило, вызвана необходимостью обеспечения ритмичной и бесперебойной работы предприятий инженерной инфраструктуры и жизнеобеспечения в границах поселений.

5. Проблемы применения института перераспределения полномочий.

Наделение регионального законодателя правом перераспределения полномочий (от МО субъекту РФ) посредством закона субъекта РФ явилось одним из обсуждаемых нововведений последних лет. При этом в качестве причины перераспределения полномочий указывается, как правило, отсутствие у МО финансовых ресурсов, технических возможностей, кадровых, иных ресурсов для исполнения изымаемых вопросов местного значения.

Советы муниципальных образований отмечают, что институт перераспределения полномочий в целом соответствует федеративной природе и является инструментом оптимизации полномочий органов МСУ с учетом региональных и местных условий. В связи с этим, на наш взгляд, вполне обосновано и полезно включение в механизм перераспределения полномочий промежуточного звена - совета муниципальных образований субъекта РФ, поскольку одной из его основных задач является защита интересов и прав местного сообщества. Поэтому вполне вписывается в эту задачу, как ее составляющая, проведение предварительной экспертизы проектов законов субъекта РФ, касающихся полномочий и вопросов местного значения органов МСУ.

6. Наделение органов МСУ отдельными государственными полномочиями.

Институт наделения органов МСУ отдельными государственными полномочиями активно развивается. Соответствующие законы приняты в 84 субъектах РФ, в которых все муниципальные районы и городские округа являются их адресатами, а также более 75 % городских и свыше 95 % сельских поселений [13]. Заметим, что изначально Федеральным законом № 131-Ф3 (на 2009 г.) устанавливалось, что отдельные государственные полномочия осуществляются органами МСУ муниципальных районов и городских округов, то есть предусматривалось, что основными их адресатами являются муниципальные образования верхнего уровня. Однако в настоящее время практика ряда субъектов РФ демонстрирует иную картину.

Советы муниципальных образований отмечают, что при анализе эффективности делегирования на муниципальный уровень отдельных государственных полномочий раскрываются и основные причины, нивелирующие значение МСУ как особой формы публичной власти, отвечающей за развитие территорий:

Значительное количество делегированных государственных полномочий приводит к тому, что в доходной части местного бюджета начинают доминировать субвенции, нередко их объем превышает объем налоговых доходов МО, при этом реальные условия исполнения полномочий обычно не учитываются методиками расчета субвенций [11]. Как правило, методики расчета субвенций не предусматривают потребности в помещениях, оргтехнике, транспорте и т. д., отсутствует и расчет необходимых трудозатрат. По умолчанию, нагрузка распределяется между сотрудниками местных администраций без соответствующих доплат и компенсаций, что создает дополнительные препятствия для эффективной работы органов МСУ.

Заметим, что никто из муниципального сообщества участвовать в решении важных задач государства не отказывается, но здесь необходимо находить разумный компромисс между государственными и муниципальными интересами. В связи с этим Совет муниципальных образований Мурманской области и Совет муниципальных образований Республики Карелия предлагают возможность передачи на местный уровень отдельных государственных полномочий законодательно регламентировать, используя демократические принципы. Их делегирование на местный уровень должно осуществляться только по итогам совместного обсуждения (органов госвласти и органов МСУ) и с учетом кадровых, организационных и информационных возможностей муниципальных образований [11].

7. Инвентаризация полномочий органов МСУ.

В 2017 г. ОКМО приступил к созданию реестра муниципальных полномочий с целью их инвентаризации, которая в дальнейшем должна стать отправной точкой для законодательного осуществления оптимизации системы муниципальных полномочий с использованием важнейшего принципа управления - субсидиарности.

Первоначально на основе анализа федерального законодательства был выявлен 201 федеральный закон, наделяющий органы МСУ обязанностями и правами. В 2018 г. в соответствии с поручением Правительства РФ от 29 июня 2018 г. № ВМ-П16-42пр эта работа, задачей которой являлся анализ содержания отраслевых нормативных правовых актов, закрепляющих полномочия органов МСУ, вытекающих из вопросов местного значения, была продолжена. В связи с этим весь перечень полномочий был разнесен по восьми блокам, и за каждым из них были закреплены пилотные регионы. В результате поступило свыше 500 предложений следующей направленности:

- совершенствование методологического обеспечения;

- изменение полномочий (требований);

- финансовая обеспеченность полномочий;

- разграничение полномочий между органами госвласти и органами МСУ.

Дальнейший анализ выявил как их неоднородность, так и противоречивость. В связи с этим участниками проекта было решено провести сплошную инвентаризацию полномочий с участием всех субъектов РФ. Отметим, что работа по инвентаризации муниципальных полномочий, которая проводилась ОКМО, позволила вскрыть многие болевые точки МСУ и установить их причины. Результаты проведенной работы получили отражение в докладе ОКМО о состоянии МСУ в РФ [11].

Вопросы дальнейшего развития МСУ и повышения его роли в социально-экономическом развитии России, нашли отражение в докладе председателя Всероссийской ассоциации развития МСУ, президента ОКМО В. Кидяева, заслушанного на заседании Совета по развитию местного самоуправления при Президенте Российской Федерации, проходившего в Красногорске 30 января 2020 г. [12].

Открывая заседание Совета, В. В. Путин обратил внимание на необходимость обеспечения единства всех уровней публичной власти и обозначил общую задачу развития МСУ - обеспечение его эффективности, устранение разрывов, несогласованности между регионами и муниципалитетами. Правительство РФ по итогам заседания Совета получило ряд поручений, а спустя месяц (1 марта 2020 г.) Президент России В. В. Путин утвердил перечень поручений № Пр-354 [17]. На наш взгляд, прежде всего, необходимо отметить следующее: Правительству РФ предписано до 1 октября 2021 г. представить проект основ государственной политики по развитию МСУ до 2030 г.

Безусловно, разработка проекта основ государственной политики по развитию МСУ до 2030 г. и принятие этого документа будут способствовать концентрации внимания общественности и муниципального сообщества на ключевых направлениях развития МСУ. Вместе с тем стоит заметить, что на соответствующих тематических научно-практических конференциях не первый год ряд экспертов периодически поднимает вопрос о необходимости принятия нового закона о МСУ и считает его вполне назревшим [8]. На наш взгляд, с этим не следует спешить, поскольку сейчас важно не появление очередного закона, а реализация в повседневной практической работе властей принципов системности и стабильности. Поэтому обсуждение проекта основ государственной политики по развитию МСУ до 2030 г. должно проходить активно, с участием представителей власти, различных партий, науки, общественников и тем самым привести к консолидации политического и научного осмысления необходимости подготовки новой редакции базового Федерального закона по МСУ.

В настоящее время на повестке дня стоит внесение изменений в Конституцию Российской Федерации, в связи с этим в стране проходят общественные слушания о поправках в Основной закон страны. Несомненно, они касаются и муниципального самоуправления. Одно из обсуждаемых предложений - закрепление в Конституции принципа субсидиарности [15]. Если эта поправка будет принята, то, безусловно, потребуется учет этого требования уже на этапе подготовки нового Закона. Здесь необходим взвешенный и неспешный подход к предстоящим преобразованиям, направленный на возникновение интереса для продолжения исследования.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. от 02.08.2019, с изм. от 06.08.2019) // СПС «КонстультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 09.04.2020).

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // СПС «КонстультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/ (дата обращения: 11.04.2020).

3. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонстультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ (дата обращения: 12.04.2020).

4. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018) // СПС «КонстультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ cons/ (дата обращения: 07.04.2020).

5. Ашин, А. А., Карцев, Б. В. Проблемы институциональной недостаточности системы взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и пути их решения // Вестник Владимирскогоюридического института. - 2017. - № 1 (42). - С. 93-96.

6. Балынин, И. В. Пути совершенствования управления муниципальными образованиями в Российской Федерации в современных социально-экономических условиях. // Самоуправление. - 2019. - № 3 (116).- С. 44-48.

7. Богатырев, Е. Д. Границы самоуправления. // Самоуправление. - 2019. - № 2 (115).- С. 30-32.

8. Мищенко, В. В., Лякишева, В. Г. Правовые, исторические и организационные аспекты реформирования местного самоуправления (на примере Алтайского края и г. Барнаула) // Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе. Материалы IV Международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2019 г. - М.: ГУУ, 2019. - С. 285-288.

9. Мусинова, Н. Н. Формирование компетенции местного самоуправления: законодательство и правоприменительная практика // Муниципальная академия. - 2019.- № 4.- С.13-18.

10. Сираждинов, Р. Ж. Сравнительный анализ эффективности муниципального управления в городских округах // Муниципальная академия. - 2016. - № 2. - С. 63-67.

11. Доклад Общероссийского конгресса муниципальных образований «О состоянии местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://okmo.news/event.php?40 (дата обращения:05.04.2020).

12. Заседание Совета по развитию местного самоуправления, 30января 2020 г. Московская область, Красногорск [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62701 (дата обращения: 05.04.2020).

13. Информационно-аналитические материалы о состоянии и основных направлениях развития местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2018 г. - начало 2019 г.) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://minjust.ru/ sites/default/files/inf_0.docx (дата обращения: 07.04.2020).

14. «Круглый стол» на тему: «Система оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления: совершенствование нормативно-правового регулирования и механизмов практической реализации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/Sostoyavshiesya-meropriyatiya/ item/18162570/ (дата обращения: 07.04.2020).

15. Общественные слушания о поправках в Конституцию РФ // #КонгрессМуниципаловРФ. - 2020. - Вып. 2(53) - С. 5-6.

16. Послание Президента Федеральному собранию 15 января 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin. ru/events/president/news/62582 (дата обращения: 07.04.2020).

17. Путин поручил кабмину подготовить проект основ политики развития местного самоуправления [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://tass.ru/politika/7881913 (дата обращения: 12.04.2020).

References

1. Federal'nyi zakon ot 06.10.2003 No. 131-FZ "Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Fed-eratsii" (red. ot 02.08.2019, s izm. ot 06.08.2019) [Federal Law "On the General Principles of Local Self-Government Organization in the Russian Federation" No. 131-FZ, dated on October 6, 2003 (as amended, dated on August 2, 2019, as amended on August 06, 2019)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 09.04.2020).

2. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 g No. 204 "O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiiskoi Fed-eratsii na period do 2024 goda" [Decree of the President of the Russian Federation "On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Period Until 2024" No. 204, dated on May 7, 2018]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 11.04.2020).

3. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 13.02.2019 No. 207-r "Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda" [Order of the Government of the Russian Federation "On Approval of the Strategy for Spatial Development of the Russian Federation for the Period until 2025" No. 2017-r, dated on February 13, 2019]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 12.04.2020).

BecmuuK yuueepcumema № 6, 2020

4. Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda (utv. Pravitel'stvom RF 29.09.2018) [The main activities of the Government of the Russian Federation for the period until 2024 (approved by the Government of the Russian Federation dated on September 29, 2018)]. Legal reference system "ConsultantPlus". Available at: http://www.consultant.ru/cons/ (accessed 07.04.2020).

5. Ashin A. A. Kartsev B. V Problemy institutsional'noi nedostatochnosti sistemy vzaimodeistviya organov gosudarstvennoi vlasti sub-"yektov Rossiiskoi Federatsii i organov mestnogo samoupravleniya i puti ikh resheniya [Problems of institutional insufficiency of the system of interaction between government bodies of the constituent entities of the Russian Federation and local authorities and ways to solve them]. Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta [Bulletin of the Vladimir Law Institute], 2017, no. 1 (42), pp. 93-96.

6. Balynin I. V. Puti sovershenstvovaniya upravleniya munitsipal'nymi obrazovaniyami v Rossiiskoi Federatsii v sovremennykh sotsial'no-ekonomicheskikh usloviyakh [Ways to improve the management of municipalities in the Russian Federation in modern socio-economic conditions], Samoupravlenie, 2019, no. 3 (116), pp. 44-48.

7. Bogatyrev E.D. Granitsy samoupravleniya [Borders of self-government]. Samoupravlenie, 2019, no. 2 (115), pp. 30-32.

8. Mishchenko V V., Lyakisheva V. G. Pravovye, istoricheskie i organizatsionnye aspekty reformirovaniya mestnogo samoupravleniya (na primere Altaiskogo kraya i g. Barnaula) [Legal, historical and organizational aspects of the reform of local self-government (on the example of the Altai territory and the city of Barnaul)]. Rol' mestnogo samoupravleniya v razvitii gosudarstva na sovremennom etape. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 25-26 aprelya 2019 g. [Role of local government in the development of the state at the present stage. Proceedingss of the IV International Scientific and Practical Conference April 25-26, 2019]. Moscow, GUU, 2019, pp. 285-288.

9. Musinova N. N. Formirovanie kompetentsii mestnogo samoupravleniya: zakonodatel'stvo i pravoprimenitel'naya praktika. [Formation of the competence of local self-government: legislation and law enforcement practice]. Munitsipal'naya akademiya [MunicipalAcademy], 2019, no. 4, pp. 13-18.

10. Sirazhdinov R. Zh. Sravnitel'nyi analiz effektivnosti munitsipal'nogo upravleniya v gorodskikh okrugakh [Comparative analysis of the effectiveness of municipal management in urban districts]. Munitsipal'naya Akademiya [MunicipalAcademy], 2016, no. 2, pp. 63-67.

11. Doklad Obshcherossiiskogo Kongressa Munitsipal'nykh Obrazovanii "O sostoyanii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii" [Report of the All-Russian Congress of Municipal Entities "On the State of Local Self-Government in the Russian Federation"]. Available at: http://okmo.news/event.php?40 (accessed 05.04.2020).

12. Zasedanie Soveta po razvitiyu mestnogo samoupravleniya. 30 yanvarya 2020 goda. Moskovskaya oblast', Krasnogorsk [Meeting of the Council on the development of local self-government. January 30, 2020. Moscow region, Krasnogorsk]. Available at: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62701 (accessed 05.04.2020).

13. Informatsionno-analiticheskie materialy o sostoyanii i osnovnykh napravleniyakh razvitiya mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii (dannye za 2018 g. - nachalo 2019 g.) [Information and analytical materials on the state and main directions of development of local self-government in the Russian Federation (data for 2018 - early 2019)]. Available at: https://minjust. ru/sites/default/files /inf_0.docx (accessed 07.04.2020).

14. "Kruglyi stol" na temu: "Sistema otsenki effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samoupravleniya i dolzhnostnykh lits mestnogo samoupravleniya: sovershenstvovanie normativno-pravovogo regulirovaniya i mekhanizmov prakticheskoi realizatsii" [ "Round table" on the topic: "System for assessing the effectiveness of local government bodies and local government officials: improving legal regulation and mechanisms for practical implementation"]. Available at:http://www.komitet4.km.duma.gov. ru/Sostoyavshiesya-meropriyatiya/item/18162570/ (accessed 07.04.2020).

15. Obshchestvennye slushaniya o popravkakh v Konstitutsiyu RF. [Public hearings on amendments to the Constitution of the Russian Federation]. Kongress Munitsipalov RF, 2020, Issue 2 (53), pp. 5-6.

16. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 15 yanvarya 2020 g. [Presidential Address to the Federal Assembly, dated on January 15, 2020]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/62582 (accessed 07.04.2020).

17. Putin poruchil kabminu podgotovit' proekt osnov politiki razvitiya mestnogo samoupravleniya. [Putin instructed the Cabinet of Ministers to prepare a draft policy framework for the development of local self-government]. Available at: https://tass.ru/ politika/7881913 (accessed 12.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.