ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБНОВЛЕНИЯ СИСТЕМ ПРОИЗВОДСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РАЙОНОВ ОСВОЕНИЯ, СЕВЕРА И АРКТИКИ СИБИРИ
Щевьев А.Н., к.э.н., зав. сектором, Тю Л.В., д.э.н., зам. рук., Зяблицева И.В., науч. сотр, Стрижкова Е.В., науч. сотр. ФГБНУ «Сибирский федеральный научный центр агробиотехноло-гий РАН Сибирский научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства»
Районы освоения, Севера и Арктики Сибири (РОСАС) включают территории крупнейших и крупных территориально-производственных комплексов и крупных промышленных узлов, в которых добываются различные природные ресурсы. Они включают ЗападноСибирский нефтегазовый комплекс (ЗСНГК), Канско-Ачинский ТЭК, Норильский, НижнеАнгарский, Иркутско-Черемховский ТПК и много других различных ресурсо-энергетических и сырьевых комплексов расположенных в Сибири. В районах освоения и Севера Сибири проживает около 7,5-8,0 млн человек, или 1/3 всех жителей Сибирского региона. В этих районах обеспечивается более 70% добычи нефти, 91% природного газа, 50% угля, и сосредоточено более 60% леса России. Данные регионы дают до 40% валютных поступлений Российской Федерации.
Местное сельское хозяйство районов освоения и Севера Сибири в 2006-2015 гг. значительно повысило производство сельскохозяйственной продукции, существенно возросла аграрная экономика в целом, как совокупность всех экономик отдельных агропредприятий всех видов этих регионов, повысилась их устойчивость и стабильность в регионе. Однако принципиальных и необратимых изменений в экономиках агроотраслей и продовольственной базы пока нет. Это совершенно недопустимо, исходя из задач обеспечения продовольственной безопасности этих стратегически важных, для экономики и обороны РФ, регионов.
Местное сельское хозяйство и вся система производства продовольствия этих регионов, которая включает местное сельское хозяйство и тыловые продовольственные базы районов освоения и Севера Сибири, несомненно и однозначно, может и должна обеспечивать их население собственным продовольствием практически полностью.
Определяющим условием выполнения миссии сельского хозяйства и главным приоритетом развития продовольственных систем РОСС является модернизация и практически полная перестройка и обновление научно-технологической базы всех систем производства продовольствия и сельского хозяйства этих регионов с целью обеспечения резкого увеличения производства собственного продо-
вольствия, как в местном сельском хозяйстве, так и в их тыловых продовольственных базах, для обеспечения возрастания потребления более качественного собственного продовольствия и обеспечения требуемой продовольственной безопасности этих регионов.
Первое приоритетное направление предполагает научно-технологическую модернизацию местного сельского хозяйства. В местном сельском хозяйстве необходимо резко, в разы, увеличить производство малотранспортабельной продукции, а также и другой продовольственной продукции непосредственно в регионах освоения и Севера для обеспечения выхода уровня их производства по цельному молоку и молочным продуктам, тепличным овощам и овощам местного ассортимента на уровень потребления в соответствии с рекомендуемыми медицинскими нормами. Поэтому именно здесь, в этих регионах необходимо наращивание производства указанных и других продуктов на основе формирования практически новой научно- технологической базы местного сельского хозяйства, как отдельных систем технологий в растениеводстве и животноводстве, так и формирования новейших комплексов технологий в виде технологически модернизированных и реконструированных современных агропредприятий и строительстве новых мощностей самых современных индустриальных молочных комплексов и ферм, расширении площадей тепличных комбинатов и комплексов, резком увеличении площадей овощеводства отрытого грунта местного ассортимента и картофеля на индустриальных технологиях в хозяйствах и фермерских хозяйствах.
Для РОСАС наиболее эффективно проводить эту модернизацию и научно-технологическое обновление не по отраслевому принципу, где каждое узкоотраслевое предприятие само по себе, а формируя многоотраслевые, комбинированные и агрегированные комплексы систем, самых передовых в регионе и РФ по научно-технологическим параметрам, индустриальных агропредприятий, объединенных в единый, взаимоувязанный агропромышленный комплекс, узел на единой территории или близко расположенных стройплощадках.
Это позволяет обеспечить формирование мощных и самых современных агропродоволь-ственных индустриальных промузлов и обеспечивает экономию большого количества времени строительства, позволяет экономить огромные капиталовложения и будущие текущие производственные и другие затраты этих предприятий.
Кроме того, идея этого приоритета научно-технологического обновления и модернизации систем производства продовольствия РОСАС предполагает и требует формирование и размещение комплексов индустриальных агропромышленных узлов непосредственно в пригородах формирующихся крупных городских агломераций и отдельных удаленных городов ТПК и промузлов, что сокращает затраты и время на доставку продовольствия потребителям и сохраняет его качество. Размещение агропродовольственных индустриальных промузлов вблизи, в пригородах РОСС позволяет реализовать еще один крупный и мощный экономический фактор - возможность использования производственной, энергетической и социальной инфраструктуры этих городов для создаваемых агропромузлов, что также, дополнительно позволит резко снизить общие капиталовложения на строительство и развитие агро- и перерабатывающих предприятий и другие затраты на производство продовольствия, приблизит их к потребителям и снизит цены реализации для населения. Опыт формирования крупных индустриальных молочных комплексов высокоэффективно работающих (имеющих очень высокие надои и приемлемые уровни себестоимости и хорошей прибыльности продукции) в этих регионах уже есть (в Ханты-Мансийске и др. регионах).
Вторым приоритетным направлением модернизации и научно-технологического обновления и ускоренного развития систем производства продовольствия РОСАС необходимо рассматривать одновременную и параллельную модернизацию и научно-технологическую перестройку тыловых продовольственных баз, собственных и договорных, этих регионов, которые должны стать основными поставщиками важных транспортабельных продуктов питания. Именно они должны давать в нужных объемах важные недостающие высокоэнергетические и высокоценные продукты питания - мясо и мясо продукты, масло сливочное, сыры, молококонсервы, муку, крупы, частично картофель и другие транспортабельные продукты. Поэтому необходимо одновременно с модернизацией местного агропродовольствен-ного сектора РОСАС непосредственно в ре-
гионах освоения, проводить модернизацию материально-технической базы, внедрять новейшие комплексные системы технологий в растениеводстве и животноводстве тыловых баз и обеспечивать максимально ускоренное наращивание объемов производства требуемой сельхозпродукции и продовольствия, в системах собственных и договорных тыловых продовольственных баз в Сибири, целенаправленно производящих и поставляющих свою агропродук-цию и продовольствие в РОСАС и работающих при поддержке и участии промышленных компаний РОСС, производящих в требуемых объемах и нужного ассортимента продовольствие. Наряду с собственными и договорными типами тыловых баз, необходимо приоритетное формирование внутри Сибирских аграрных регионов резервных и запасных тыловых аграрных и продовольственных баз, задачей которых является возмещение недостающей продукции в экстремальные и неблагоприятные по погодным условиям годы для основных тыловых продовольственных баз и нехватке у них продукции. При наращивании объемов агропроизводства в местном сельском хозяйстве и тыловых продбазах необходимо предусматривать и взаимо увязывать с ними проведение полной модернизации и научно-технологического обновления для наращивания мощностей местных предприятий молочной, мясной и других предприятий перерабатывающей промышленности в РОСАС для производства свежих высококачественных продуктов, особенно для детей и диетического питания. При этом в этих регионов важно обеспечить максимальное наращивание производства и использования богатейших местных природных продовольственных ресурсов этих регионов - оленины, рыбных ресурсов, ягод, грибов и других.
Все это должно стать новой технологической базой продовольственных систем и обеспечить практически новым, формируемым аграрным и продовольственным системам РОСАС резкого повышения устойчивости в работе и для развития их в этих весьма сложных природно-климатических и экономических условиях Крайнего Севера и Арктической зоны Сибири.
При этом на базе новых научно-технологических и индустриальных системах технологий и комплексов технологий, эти аграрные и продовольственных предприятия и их системы получают и приобретают новые высокие и очень устойчивые свойства и характеристики обеспечивающие самые высокие адаптивные свойства и характеристики (и для суровой природы и для экстремальной экономики)
для эффективной конкурентоспособной, само- ния продукции сельского хозяйства и продо-
развивающейся системы производства и обес- вольствия, его высокую конкурентоспособность
печения продовольствием регионов РОСАС, га- на продовольственном рынке и полную продо-
рантирующим быстрое и устойчивое наращива- вольственную безопасность регионов.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Романова Т.Е., к.э.н., доц. Казанского кооперативного института (фил.) Российского
университета кооперации
Современные условия хозяйствования требуют систематизации и совершенствования социальных и экономических составляющих сельской кооперации. Нуждается в улучшении и система взаимодействия государственных и кооперативных структур с точки зрения повышения эффективности деятельности в условиях рынка, отказа от импортных продуктов питания, необходимости достижения продовольственной независимости. Таким образом, назрела необходимость разработки направлений и мероприятий по реализации социально-экономических функций сельскохозяйственной кооперации на сельских территориях.
В настоящее время достаточно четко определены функции сельскохозяйственной кооперации, однако имеется ряд проблем, сдерживающих ее развитие [3]:
- отсутствие гарантий закупа даров природы и излишек сельскохозяйственной продукции у населения из-за неблагоприятных условий ведения аграрного производства;
- низкий дополнительный доход сельского населения связан с недостаточной разработкой механизмов реализации социальных функций (значительная территориальная рас-средоточенность К(Ф)Х, их дифференциация, снижение товарности ЛПХ);
- низкая занятость населения и практически полное отсутствие создания новых рабочих мест на селе;
- невозможность в полной мере использовать государственную поддержку сельского хозяйства из-за неразвитости социальных институтов;
- несовершенство материально-технической базы инфраструктуры аграрного рынка не позволяет в полном объеме использовать инновационные технологии, влияющих на развитие производства сельскохозяйственной продукции;
- низкие объемы производства, переработки, хранение и доведение продукции сельскохозяйственной кооперацией до покупателя на селе;
- низкий объем предоставления транспортных и других услуг на льготных условиях сельскохозяйственной кооперацией из-за менталитета населения;
- снижение поступления средств в бюджет региона из-за несовершенства законодательной и нормативно-правовой базы развития малых форм хозяйствования и кооперативного движения.
Государство, обладая мощным административным ресурсом, призвано способствовать решению данных проблем посредством использования различных форм и методов поддержки развития кооперационных процессов. В последние годы в ряде регионов России кооперативное движение активно набирает обороты. Так, Правительством Республики Татарстан уделяется значительное внимание развитию в регионе кооперативных организаций. В целях развития системы кооперации, для потребительских кооперативов предусматривается значительная государственная поддержка.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 1460 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах», сельскохозяйственные потребительские кооперативы могут получить субсидируемые кредиты до 40 млн руб., субсидия в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ (с 1 января 2016 г. приравнена к ключевой ставке) и в настоящее время составляет 11% .
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 14 марта 2016 г. №138 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2016 году» заложены субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных заготовительно-потребительских кооперативов, заготовительных организаций и предприятий потребитель-