обходимо шире включать распространение на селе филиалов организаций и инфраструктуры: торговли, агролизинга, оптово-распредели-тельных центров и инфраструктуры системы социального питания и др. В свою очередь целесообразно размещать в городах фирменные магазины сельских предприятий АПК и предприятия общественного питания. Городские агропромышленные подхозы на селе должны в значительной степени использовать производственные фонды и ресурсы промышленности, а также опыт организации технологий и инноваций производства. Подсобные агропромышленные хозяйства могли бы стать производственной базой возрождаемых сельских профессионально-технических училищ.
В системе оптимизации высшего сельскохозяйственного образования и научных организаций целесообразно открывать в крупных агропромышленных предприятиях выпускающие кафедры аграрных университетов, в которых могли бы обучаться без отрыва от производства студенты старших курсов.
Подсобные предприятия сельской индустрии могли бы более активно принимать участие в благоустройстве села, строительстве детских садов, школ, клубов, спортивных сооружений.
В рамках формируемых в настоящее время агропромышленных кластеров и агрого-родов необходимо вернуться к идее создания на базе крупных городов и агломераций — городских промышленно-аграрных комплексов (ГПАК). В данном случае агропромышленным интегратором будет выступать не отдельное предприятие или отрасль, а вся промышленность, наука и городское хозяйство. Создание и развитие ГПАК позволит лучше использовать заинтересованность городов в импортоза-мещении и самообеспечении продовольствием. Новая роль города в интеграционной системе с селом должна изменить имеющийся подход к использованию трудовых и других социально-экономических ресурсов.
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И СИСТЕМНЫЕ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПЕРЕСТРОЙКИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ СИСТЕМ РАЙОНОВ ОСВОЕНИЯ,
СЕВЕРА И АРКТИКИ СИБИРИ
Щевьев А.Н., к.э.н., зав. сектором, Зяблицева И.В., науч. сотр., Е.В. Стрижкова, науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства
Районы освоения, Севера и Арктики Сибири (РОСАС) включают территории крупнейших и крупных территориально-производственных комплексов и крупных промышленных узлов, в которых добываются различные природные ресурсы. Они включают Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс (ЗСНГК), Канско-Ачинский ТЭК, Норильский и другие. В районах освоения и Севера Сибири проживает около 7,5-8,0 млн. человек, или 1/3 всех жителей Сибирского региона.
Сложившаяся в настоящее время система производства и обеспечения продовольствием районов освоения, Севера и Арктики Сибири складывается в основном стихийно, она совершенно неустойчива, практически не контролируема и не организуема региональными, муниципальными и городскими органами власти этих регионов. Она очень многозатратна и дорогая по ценам реализации продовольствия для населения этих регионов и совершенно не обеспечивает продовольственную безопасность этих регионов. В итоге, полная потеря продовольственной безопасности этих важнейших регионов. Мировой продовольственный рынок в прошлые годы и в настоящее
время очень серьезно влияет на обеспечение продовольствием населения исследуемых регионов, поскольку большая часть потребляемых продуктов питания в этих регионах, зачастую от 45-50 до 60-80%, ввозиться из зарубежных стран. С вступлением в ВТО давление импортной продукции на эти регионы может еще более возрасти. Этого нельзя допускать по причинам, изложенным в Доктрине Продовольственной безопасности России. Поэтому формирование мощной, устойчивой и надежной продовольственной базы для них предельно важно и приоритетно для всей России.
Старая парадигма, отчасти проводимая и сейчас руководством некоторых территорий, обеспечения этих регионов продовольствием исходит из идеи и принципа «все продукты завезем и прокормимся», Однако реальная экономическая жизнь регионов показала полную не состоятельность этого принципа, особенно экономический дефолт 1998 г.
Для кардинального изменения продовольственного обеспечения населения регионов РОСАС, необходима принципиально иная, новая парадигма развития систем производ-
ства и обеспечения продовольствием этих экстремальных регионов и на ее основе новая продовольственная и аграрная политика и ее новые стратегические базисные принципы.
Эта парадигма должна исходить из идеи и постулата « обеспечим себя максимально собственным продовольствием, практически по полной потребности». Новая аграрная и продовольственная политика для регионов РО-САС на период 2020-2040-2050 гг. должна формироваться и базироваться на принципиально новых системах стратегических принципах:
1. Основной, главной составляющей и фундаментом надежной продовольственной базы РОСАС и единственным условием гарантирования требуемого уровня продовольственной безопасности этих регионов является мощное собственное сельское хозяйство и собственные продовольственные системы.
2. Полная ликвидация зависимости регионов РОСАС от импортного продовольствия путем ограничения его завоза и интенсивного наращивания производства собственной импортозамещающей продукции
3. Максимально быстрое наращивание производства продовольствия на самых современных технологиях агроиндустриальных комплексов.
4. Формирование крупных системных кластеров тыловых продовольственных баз, как поставщиков недостающего транспортабельного продовольствия и сырья для АПК Севера.
5. Формирование собственных систем транспортно-логистических центров и систем транспортировки по завозу продовольствия и агросырья из тыловых баз и других регионов. 6. Создавать собственные торговые системы по закупке и реализации продовольствия в регионах РОСАС и др.
Предлагаемая и изложенная выше новая парадигма продовольственного обеспечения РОСАС и ее реализация в новой аграрной и продовольственной политике и ее принципов для этих регионов, позволяют формировать и резко ускорить процессы наращивания производства собственной продовольственной продукции и перестройки агропроиз-водства и обеспечивают реальное управлением и преобразованием продовольственных систем РОСАС и Сибири в целом и позволяют практически реализовать политику развития импортозамещения и обеспечения вытеснения сибирскими продовольственными системами-производителями, конкурентов других стран на внутреннем сибирском продовольственном рынке. Это должна быть главная, основопола-
гающая парадигма и экономический постулат новой продовольственной и аграрной политики регионов освоения и Севера Сибири и России.
Реализация этих новых системных принципов требует и обусловливает необходимость проведения стратегических системных перестроек и преобразований во всей аграрной и продовольственной экономике в целом в РО-САС и в ее системах производства и обеспечения продовольствием этих регионов.
На наш взгляд, приоритетные системные перестройки, в продовольственных системах РОСАС должны проводиться по следующим основным направлениям и уровням производства:
1. Преобразования и перестройка пропорций и структурных параметров производства между отраслями и внутри отраслей АПК, то есть перестройка отраслей, внутри отраслей и сдвиги приоритетов и параметров в развитии между ними, изменение пропорций между отраслями, их значимости и первоочередности. Это как для местного, северного агропроиз-водства, так и для тыловых продовольственных баз.
2. Структурные сдвиги в территориальном размещении и в уровнях концентрации отраслей производства агропродукции и продовольствия в местном сельском хозяйстве и формирование систем крупных, разноуровневых кластеров тыловых продовольственных баз, а также по территориям и регионам поставщикам продовольствия Сибирского, Уральского регионов для РОСАС.
3. Полная обновление и модернизация материально-технической и технико-технологической базы систем агропроизводства и продовольствия, их индустриализация и переход на качественно новый, индустриальный технологический уровень систем производства продовольствия, их переработки и систем обеспечения продовольствием - доставки, хранения, реализации и др.
4. Формирование мощной, многоуровневой и многоканальной системы крупных резервов и страховых запасов продовольствия и ресурсов для местных продовольственных систем на территориях РОСАС ввиду большой экстремальности и сложности природных условий регионов.
5. Формирование нового организационно-экономического механизма, позволяющего провести и осуществить предлагаемые преобразования и реализацию самой новой продовольственной политики для РОСАС и др.
Стратегические перестройки и преобразования для кластеров тыловых продоволь-
ственных баз имеют особую специфику и направленность.
В качестве приоритетных трансформаций в развитии систем разноуровневых кластеров тыловых продовольственных баз необходимо рассматривать следующее:
1. Максимально ускоренное и интенсивно наращивание производства такой транспортабельной и импортозамещающей продукции как мясо всех видов - говядины, свинины, птицы и особенно баранины и др. и всего спектра широкого ассортимента мясной продукции.
2. Молочной и молокопродукции - сыров всех видов, высококачественного сливочного масла, молочных консервов всех видов -сгущенного молока и др.
3. Производство картофеля и овощей открытого грунта.
4. Структурная перестройка, переход на инновационные, индустриальные технологии производства, совершенствование отраслевой
и территориальной структуры сельскохозяйственного производства.
5. Модернизация материально-технической базы сельского хозяйства и других отраслей продовольственного комплекса, в первую очередь машинно-тракторного парка хозяйств. 6. Активное и все возрастающее привлечение всех видов финансовых, материальных и других ресурсов промышленных корпораций, фирм, предприятий, работающих в этих регионах, банков, для развития тыловых продовольственных баз и других отраслей прод-комплексов.
Продуманное и рациональное формирование систем производства и обеспечения продовольствием позволяет полностью обеспечить население районов освоения, Севера и Арктики Сибири в основном собственными, высококачественными и доступными по ценам продуктами питания и обеспечить требуемую высокую продовольственную безопасность этих регионов.
К ВОПРОСУ О ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
Иконникова О.В., к.э.н., зав. каф. Северного (Арктического) федерального университета
им. М.В. Ломоносова
Исследованием российской аграрной политики занимались многие экономисты как в нынешнем, так и в прошлых веках, что определяет многообразие подходов к определению понятия «аграрная политика».
Б.Д. Бруцкус («Аграрный вопрос и аграрная политика», 1922) определял аграрную политику «как систему государственных мероприятий, имеющих целью регулировать экономические отношения сельского хозяйства». Он полагал, что «более просвещенные правительства стремятся использовать ... добытые наукой выводы, чтобы их аграрная политика . содействовала наивысшему развитию производительных сил в сельском хозяйстве и благоприятствовала росту экономического благосостояния наиболее широких кругов сельского населения».
П. Маслов («Аграрный вопрос в России», 1926) также считал, что аграрная политика должна содействовать и общему развитию производительных сил страны, и благосостоянию наиболее широких слоев населения [цит. по: 1, с. 209-210]. России "угов сельского населения'^ сил в сельском хозяйстве и благоприятствовала росту экономического благосост
Определяют аграрную политику и как «совокупность принципов и действий, которые проводит государство в решении комплекса
проблем, связанных с функционированием агропромышленного комплекса (собственно сельскохозяйственного производства, структур агробизнеса, рынка сельхозпродукции, потребления, развития сельских сообществ и т.д.) [2, с. 8].
В ст. 5 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264-ФЗ [3] государственная аграрная политика представлена как составная часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Под устойчивым развитием сельских территорий понимается их стабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
В указанном документе зафиксирован один из подходов к определению сущности аграрной политики, заключающийся в трактовке данного термина исключительно как политики, направленной на развитие сельского хозяйства и сельских территорий. Безусловно, такой подход в законодательном акте, касающемся регулирования вопросов, связанных с