тров по завозу и реализации продовольствия и агросырья из тыловых баз и других сибирских регионов для обеспечения гарантированности и устойчивости получения поставок и реализации продуктов в больших объемах, снижения затрат на доставку и реализацию продовольствия. 4. Создание и организация устойчивого функционирования крупной системы общерегиональной и региональных подсистем резервов и страховых запасов продовольственной и аграрной продукции для регионов РОСАС.
Реализация изложенной Стратегии и ее комплексной стратегической системы мер, интенсивное развитие местного сельского хозяйства и тыловых продовольственных баз на основе их поддержки крупными финансовыми и материальными ресурсами, позволит уже в среднесрочной перспективе выйти на уровни порогов требуемой продовольственной безопасности РОСАС.
О ПОДХОДАХ К РЕАЛИЗАЦИИ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ
Кильдюшкина И.Г., к.и.н., доц., гл. науч. сотр., зав. отд. НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия
Действенным инструментом стратегической политики Российской Федерации является программно-целевой метод комплексного решения проблем ее субъектами. Он воплощается при разработке и реализации территориальных программ социально-экономического развития на основе концентрации государственной политики на достижении конкретных целей и задач в перспективе, переходе от ситуационного подхода к системному при решении проблем каждым звеном органа власти в отдельности, объединении ресурсов для скоординированного и поэтапного выполнения мероприятий с целью вывода региона на более высокий уровень развития. Необходимость взаимоувязанного прогнозирования и программирования социально-экономических параметров на мезоуровне предполагает конкретизацию системных мероприятий, направленных на повышение эффективности реализуемой в ее рамках агропродовольственной политики.
Однако в настоящее время большинство разработанных региональных целевых программ не отвечают стандартам программного регулирования управления экономикой. Основными их причинами являются: низкий уровень обоснованности проблемных блоков, несоответствие формулировок целей и задач терминологии бюджетных услуг, недостаточная проработанность оценок результативности проектов для социально-экономического развития субъекта, дефицит информации по администрированию программ (операционные расходы, процедура мониторинга и контроля). Так, при исследовании ситуации, сложившейся в АПК Республики Мордовия, в целом определена стратегия комплексного развития сельского хозяйства и тактика действий по достижению этих целей. Очевиден курс на оптими-
зацию механизма государственного и хозяйственного управления АПК как интегрированной, корпоративной производственно-экономической системой с учетом вовлечения дополнительных ресурсов в оборот. Под условиями динамичного и эффективного функционирования АПК определяется обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех процессов между его сферами для удовлетворения потребности населения в продуктах питания, высокой мотивации труда ее работников и эффективного развития микрозон.
При этом следует рассматривать региональную продовольственную систему не только с позиции производства, но и как сложную многофункциональную структуру, выполняющую демографическую, трудоресурсную, экологическую и природоохранную функции. Ученым необходимо изучать ее организационно-экономический механизм, влияние формальных и неформальных институтов на продовольственный рынок, создание интегрированных структур и совершенствование корпоративного управления, обеспечение равных условий ее участникам и согласованное развитие всех технологических звеньев при производстве конечного продукта. Особое значение в исследованиях должно отводиться анализу последствий глобализации, разработке мер по защите отечественных сельхозпроизводителей и в целом глокализационным проблемам, обусловленным не только открытостью рынков развитых стран и необходимостью сохранения продовольственной безопасности каждой из них, но и разнообразием экономической научно-технической продукции на межгосударственном, федеральном, зональном, региональном и хозяйственном уровнях.
Также предстоит внести предложения по улучшению системы налогообложения, долго-
срочного кредитования, господдержки НТП и инновационной деятельности в АПК, развитию инвестиционной деятельности и рыночной инфраструктуры для обеспечения доступа сельхозпроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции; созданию механизмов финансового оздоровления неплатежеспособных агроформирований и реструктуризации их бизнеса; регулированию рынка земель сельхозназначения для привлечения инвестиций в отрасль; укреплению консультационной службы в АПК; разработке теории рисков и прогнозированию деятельности предприятий АПК при различных сценариях развития экономики. Целесообразно разработать долговременную целевую социально-ориентированную программу развития села с учетом специфики распределения трудовых ресурсов по районам и создания альтернативных рабочих мест, направленную на повышение уровня жизни сельского населения путем роста его занятости.
Перечень перспективных направлений по аграрной тематике гораздо шире, хотя особое место в них занимает организация управления аграрным сектором. Перераспределение отдельных функций органов государственного управления АПК в пользу профильного министерства как головной структуры при проведении единой государственной политики в сфере имущественных и земельных отношений, комплексного развития сельских поселений, госрегулирования и финансирования производства.
При решении задач финансового оздоровления и эффективной деятельности сельхозпредприятий нужно учитывать следующее:
- разработку долгосрочной концепции их роста на основе увеличения объемов производства и продаж (путем приобретения или поглощения других организаций, дополняющих технологические процессы базового предприятия и вписывающиеся в существующие каналы распределения продукции; диверсификации производства, модернизации основных продуктов и создания новых изделий; координации работы по каналам физического распределения, внедрения современных информационных систем маркетингового управления; увязки систем поставок с нуждами оптово-розничных продавцов и др.) и выработки эффективных решений при заключении контрактов, уменьшающих риск сделок;
- использование юридической формы защиты интеллектуального капитала и практического опыта партнеров и конкурентов для
формирования благоприятной внутренней среды и оценки возможностей;
- стратегическое планирование (анализ проблем сельхозпроизводителей, определение возможностей и выгод, обоснование маркетинговых каналов и установление контроля за их деятельностью);
- лицензирование деятельности на основе соглашений и права на использование технологии производства товаров других предприятий в обмен на оплату в виде одноразового взноса или ежегодного отчисления от прибыли;
- организацию совместного предприятия с местным партнером для использования опыта, навыков, технологии и ресурсов друг друга;
- оценку потенциала роста и эффективности управления (обоснование преимуществ в нововведениях, качество обслуживания и рыночная доля предприятия, производительность труда и издержки производства, наличие или отсутствие задолженности, расходы на НИОКР и исследования и т. п.);
- диверсификацию производства вложением средств в большее число предприятий или разработку и освоение новых товаров и услуг, обеспечивающих их максимальную надежность.
Обеспечить защиту производственно-хозяйственной деятельности сельхозпредприятия от воздействия конкуренции можно за счет:
- разработки внутрихозяйственной политики перспективного планирования (опережающее создание новых товаров, диверсификация предприятий по направлениям деятельности, введение новых оргструктур, улучшающих планирование и контроль производства, реализацию продукции, переориентация механизма управления на активность всего персонала, дисциплину и различные формы поощрения);
- приспособление оргструктуры управления к рыночной системе отношений (переход от «выжидательного» к «реактивному» и в перспективе - «превентивному» менеджменту);
- формирование внутренних информационных систем в отдельных структурных подразделениях и на предприятиях, а также временных команд и малых групп исполнителей с целью ускорения вертикальной и горизонтальной координации их деятельности при решении конкретных проектов.
Взаимосвязь экономических достижений сельского хозяйства и отраслей, зависимых от него, должна обеспечивать продовольствен-
ную безопасность региона, более углубленное и объективное отражение конструктивных элементов, сочетающих в себе: развитие специализированного сельхозпроизводства и перерабатывающих мощностей на базе функционирующих предприятий; системы земледелия и ведения растениеводства, животноводства и их подотраслей; прогнозирование объемов продовольственного обеспечения с учетом доходов населения; активизацию механизма госрегулирования экономических межотраслевых отношений в АПК; применение методики и методологии стратегического управления с определением приоритетов развития базовых отраслей; повышение плодородия почв, развитие животноводства, техническое перевооружение отраслей, поддержку ЛПХ, реализацию
инвестиционных проектов по переработке сельхозпродукции, кадровому обеспечению модернизации экономики, развитию малого предпринимательства и сферы услуг на селе. Комплексное развитие сельских территорий, наряду с инфраструктурным обустройством и усилением господдержки при строительстве жилья приведут к формированию эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного АПК с максимальной переработкой сельхозсырья, произведенного на местный, межрегиональный и зарубежный рынки в рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, а, следовательно, - к росту доходов сельского населения от всех видов деятельности и повышению уровня его благосостояния.
КОРМОПРОИЗВОДСТВО В СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ РОСССИ
Ситников Н.П., к.э.н., доц. Вятской государственной сельскохозяйственной академии
От состояния аграрного сектора экономики любой страны зависят её политическая независимость, жизнеобеспечение населения, сохранение и развитие сельских территорий, продовольственная и экономическая безопасность.
Одной из центральных и приоритетных проблем в системе национальной безопасности современной России является продовольственная безопасность. Это сложный и многоаспектный вопрос, решение которого определяет экономические и социальные основы жизни каждого человека. Уровень и качество питания населения характеризует степень социально-экономического развития и на 70% определяет здоровье и продолжительность жизни человека. Продовольствие формирует свыше 45% розничного товарооборота, около 30% издержек домашних хозяйств приходится на питание [3].
Продовольственная безопасность любой страны зависит от эффективности функционирования агропромышленного комплекса и его ядра - сельскохозяйственного производства, которые должны обеспечить необходимые масштабы сельскохозяйственной деятельности и сбалансированное развитие отечественного земледелия, растениеводства и животноводства.
Сложилась парадоксальная ситуация, когда самодостаточная по всем видам ресурсов страна не может в полной мере обеспечить своё население полноценным продовольствием за счёт собственного производства. Поэтому приходится восполнять хронический дефицит
продовольствия крупномасштабным импортом, даже тех его видов, которые страна способна производить в достаточном количестве не только для внутреннего потребления, но и поставлять на мировой агропродовольствен-ный рынок.
Основой современной стратегии долгосрочного социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года является концепция многофункциональности агропро-довольственного сектора страны. Эта концепция имеет различные аспекты и позволяет при сбалансированном развитии её подсистем добиться устойчивого развития сельскохозяйственного производства и обеспечить продовольственную безопасность страны.
Стратегия учитывает закономерности и тенденции современного периода функционирования агропромышленного комплекса, опыт и процессы, характерные для мирового сельского хозяйства [4].
После вступления в ВТО перед нашей страной открываются новые возможности по обеспечению населения продовольственными товарами. Вместе с тем возникают и новые проблемы, в первую очередь связанные с ростом конкурентной борьбы. Предприятиям аграрной сферы предстоит работать в новых жёстких экономических условиях, которые существенно обострят имеющиеся внутренние проблемы отрасли. Это в первую очередь низкая доходность, сдерживающая техническое перевооружение и внедрение инновационных тех-