МАТРИЦА СОВРЕМЕННОЙ МЕЗОУРОВНЕВОЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
КильдюшкинаИ. Г., к.и.н., доцент, вед. н.с.
НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия К концу второго тысячелетия Россия оказалась в числе государств, утративших продовольственную независимость по причине значительного снижения объемов индустрии продуктов, резкого возрастания импорта традиционно производимых в стране видов продовольственных товаров и разрушения производственного потенциала АПК. Нивелирование выявленных диспропорций, классифицируемых по четырем основным группам причин кризиса в сельском хозяйстве (глобальные, организационно-технологические, материально-технологические и социально-экономические), требует постоянного государственного протекционизма, выделения субсидий для стабилизации, предоставления товаропроизводителям льготных кредитов и финансового оздоровления отрасли. Действенным инструментом стратегической политики, по нашему мнению, выступает программно-целевой метод, реализуемый с помощью территориальных проектов развития на достижение конкретных поэтапных целей, переход от ситуационного подхода к системному в решении ключевых задач.
Нужно иметь в виду, что большинство реализуемых региональных целевых программ не отвечают стандартам программного регулирования и управления вследствие низкого уровня проработанности проблемных блоков, несоответствия формулировок целей и задач терминологии бюджетных услуг, недостаточной результативности эффекта для развития субъекта, дефицита информационно-аналитической базы по их администрированию (операционные расходы, процедура мониторинга и контроля).
В частности, при исследовании ситуации в АПК Мордовии определена стратегия комплексного развития сельского хозяйства и тактика действий по его достижению. Очевиден курс проекта на оптимизацию механизма государственного и хозяйственного управления АПК как интегрированной, корпоративной производственно-экономической системой, направленной на улучшение процессов организации и регулирования с учетом вовлечения всех видов дополнительных ресурсов в оборот. Приоритетом динамичного развития возводится обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех составляющих и укрепление связей между сферами комплекса. Значение разработки определяется необходимостью целевых параметров функционирования этого сложного многофункционального организма, выполняющего демографические, трудоресурсные, экологические и природоохранные функции на средне- и долгосрочную перспективу, с целью удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания, высокой мотивации труда работников, эффективного и устойчивого развития микрозон.
На фоне глокализационных процессов в экономике, т. е. глобализационных аспектов локализационного ограничения, многие проблемы осложняются из-за открытости потребительских рынков развитых стран и сохранения безопасности межгосударственных, федеральных, зональных и региональных рынков продовольствия. Ученым предстоит исследовать эволюцию организационно-экономического механизма управления продовольственной системой, совершенствование методов корпоративного менеджмента, влияние формальных и неформальных институтов на продовольственный рынок, работу технологических звеньев производства конечного продукта при создании интегрированных мезоуровневых структур. Важными стратегическими императивами аграрной политики региона представляются: социальная ориентация, улучшение системы налогообложения, долгосрочного кредитования и инвестиционной деятельности, укрепление консультационной службы, господдержка НТП и инновационных технологий, регулирование рынка земель сельхозназначения, поиск путей финансового оздоровления или реструктуризация бизнеса неплатежеспособных агроформирований, проработка теории рисков в АПК и прогнозов развития, оценка последствий глобализации и выработка мер по защите
сельхозпроизводителей40. Целесообразны долговременные целевые программы развития села с учетом специфики распределения трудовых ресурсов по районам с созданием благоприятных условий для молодежи. Перераспределение отдельных функций органов государственного управления АПК в пользу министерства должно коррелироваться с проведением единой государственной политики имущественных и земельных отношений, комплексным развитием сельхозпоселений, разработкой научно обоснованных долгосрочных инициатив - принятием Стратегии эффективного и устойчивого развития АПК41.
Стратегия структурного совершенствования агропроизводства должна учитывать преобразование существующих сырьевых зон в специализированные и высокоинтенсивные, с сопровождением инвест-проектами и выделением средств для обеспечения достаточных объемов высококачественного сырья. Разработка конкретных продуктовых программ регулирования производства и реализации продукции по линии «производство - потребитель продукта» позволит повысить социально-экономическую эффективность продовольственной системы АПК.
В современной агропродовольственной политике региона должны отражаться такие конструктивные составляющие, как: развитие специализированных сельхозпроизводств и перерабатывающих мощностей на базе действующих предприятий; система ведения растениеводства, животноводства, земледелия и их подотраслей; прогнозирование объемов продовольственного обеспечения с учетом доходов населения; активизация механизма госрегулирования экономических межотраслевых отношений в АПК; применение методологии и методики стратегического управления с определением приоритетов в базовых отраслях АПК. Система мероприятий должна содержать «архитектуру» повышения плодородия почв, развития животноводства, технического перевооружения организаций, поддержку ЛПХ, реализацию инвест-проектов по переработке продукции, кадровое обеспечение, развитие малого предпринимательства и сферы услуг. Такая политика должна включать: комплексное развитие территорий, инфраструктурное обустройство, усиление государственной помощи в строительстве жилья, рост доходов сельского жителя от всех видов деятельности, формирование эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного АПК с активным продвижением товаров и сырья (при обеспечении его максимальной переработки) на местный, межрегиональный и зарубежный рынки, механизм достижения целей с учетом наиболее перспективных отраслей специализации для завоевания ниш общероссийского рынка, традиционные производства в растениеводстве и животноводстве.
Проведение комплекса мер по наращиванию объемов выпуска традиционных видов продукции пищевой и перерабатывающей отраслей и созданию нового поколения продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Это должно сочетать: во-первых, тенденцию предприятий по переработке овощей на выпуск продукции с потребительскими свойствами, соответствующими мировым аналогам; во-вторых, оптимизацию производственных мощностей в комбикормовой промышленности на переход к использованию фуражного зерна в виде комбикорма, сбалансированного по содержанию питательных веществ; в-третьих, создание перспективных направлений производства; в-четвертых, освоение современных технологий переработки фруктов и ягод, плодоовощного сырья; в-пятых, расширение переработки кожевенного сырья; в-пятых, оптимизацию размещения производств с учетом формирования высокоинтенсивных специализированных сырьевых зон переработки, природно-климатических условий, наличия трудовых ресурсов, перерабатывающих мощностей, локализации сил по первичной переработке сырья в местах производства, углубленной его переработки на основе наукоемких технологий, восстановления крупных специализированных предприятий и создания интегрированных структур.
40 Так как сельское хозяйство остается стратегическим преимуществом России по производству и экспорту экологически чистой продукции, то перечень перспективных направлений по аграрной экономике можно расширить.
41 Проект, в котором решения по системным проблемам отводятся государству, подготовлен специалистами Минсельхоза и учеными Россельхозакадемии.
Трудно оспаривать мнение профессора Мордовского госуниверситета Л. И. Зининой, которая считает прогнозирование продовольственного обеспечения (или предвидение трендов развития производства и потребления продукта), а также систему мер по его реализации в долго, средне- или краткосрочной перспективе функцией стратегического управления агропродовольственной политики. Прогнозы обеспечивают продовольственную безопасность, приближают уровень снабжения населения продуктами к рациональным нормам потребления, улучшают структуру и качество питания, уравновешивают платежеспособный спрос на продукцию АПК, ее предложение и рациональные потребности, обеспечивают воспроизводство природных факторов сельского хозяйства и охрану окружающей среды. Подобная стратегия строится на концепции самодостаточного производства и формирования базовых видов продовольственных ресурсов при соответствующей законодательной базе, общегосударственных проектах развития сельского хозяйства, таможенной и налоговой политике. Ее выработка должна учитывать экономические аспекты повышения степени удовлетворения потребностей населения на макро- и микроуровне.
Исходные методологические положения позиционируют основу для разработки кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов и перспективных параметров развития АПК при формировании оптимально сбалансированной социально-экономической системы. Процесс ее реализации заключается в обеспечении соответствия между текущим состоянием и мерами повышения эффективности ее функционирования с включением организации, бюджетирования, стимулирования, контроля, формирования оргструктуры и проведения работ стратегического характера. В целом матрица современной мезоуровневой агропродовольственной политики должна строиться на концепции формирования продовольственной стратегии РФ в формате общегосударственной политики по линии создания социально ориентированного продовольственного рынка, стратегического потенциала и условий для последовательного экономического роста в отраслях АПК.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Рау В.В., к.э.н., вед. науч. сотр.
Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН
Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и интеграция нашей страны в Единое экономическое пространство многократно актуализирует проблему государственной поддержки аграрной отрасли в целях сохранения и укрепления продовольственной безопасности и конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на глобальном мировом продовольственных рынках. При этом все большее практическое значение приобретают вопросы повышения эффективности такой поддержки, а также обеспечения эквивалентности межотраслевого обмена и ценового паритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.
В частности, для сохранения приоритетного финансирования аграрной отрасли в новых условиях необходимо будет внести соответствующие поправки в Закон о сельском хозяйстве. Предполагается, что целый ряд российских регионов может быть объективно с полным основанием отнесен к так называемым проблемным территориям, неблагоприятным для ведения аграрного, в том числе, зернового, производства и, в соответствии с правилами ВТО, не иметь общепринятых ограничений по государственной поддержке.
Другая важная защитная мера - продление на неограниченный срок действия нулевой ставки по налогу на прибыль для сельских производителей. По оценке Министерства сельского хозяйства РФ, это позволит им ежегодно получать дополнительные доходы в размере 14-18 млрд. руб.
Первостепенное значение в новых условиях придается также своевременному и полному финансовому обеспечению всех мероприятий Государственной программы по развитию сельского хозяйства на 2013-2020 гг., других программных и плановых документов, как со стороны федерального правительства, так и со стороны региональных органов власти.