Научная статья на тему 'Матрица современной мезоуровневой агропродовольственной политики'

Матрица современной мезоуровневой агропродовольственной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Матрица современной мезоуровневой агропродовольственной политики»

МАТРИЦА СОВРЕМЕННОЙ МЕЗОУРОВНЕВОЙ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

КильдюшкинаИ. Г., к.и.н., доцент, вед. н.с.

НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия К концу второго тысячелетия Россия оказалась в числе государств, утративших продовольственную независимость по причине значительного снижения объемов индустрии продуктов, резкого возрастания импорта традиционно производимых в стране видов продовольственных товаров и разрушения производственного потенциала АПК. Нивелирование выявленных диспропорций, классифицируемых по четырем основным группам причин кризиса в сельском хозяйстве (глобальные, организационно-технологические, материально-технологические и социально-экономические), требует постоянного государственного протекционизма, выделения субсидий для стабилизации, предоставления товаропроизводителям льготных кредитов и финансового оздоровления отрасли. Действенным инструментом стратегической политики, по нашему мнению, выступает программно-целевой метод, реализуемый с помощью территориальных проектов развития на достижение конкретных поэтапных целей, переход от ситуационного подхода к системному в решении ключевых задач.

Нужно иметь в виду, что большинство реализуемых региональных целевых программ не отвечают стандартам программного регулирования и управления вследствие низкого уровня проработанности проблемных блоков, несоответствия формулировок целей и задач терминологии бюджетных услуг, недостаточной результативности эффекта для развития субъекта, дефицита информационно-аналитической базы по их администрированию (операционные расходы, процедура мониторинга и контроля).

В частности, при исследовании ситуации в АПК Мордовии определена стратегия комплексного развития сельского хозяйства и тактика действий по его достижению. Очевиден курс проекта на оптимизацию механизма государственного и хозяйственного управления АПК как интегрированной, корпоративной производственно-экономической системой, направленной на улучшение процессов организации и регулирования с учетом вовлечения всех видов дополнительных ресурсов в оборот. Приоритетом динамичного развития возводится обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех составляющих и укрепление связей между сферами комплекса. Значение разработки определяется необходимостью целевых параметров функционирования этого сложного многофункционального организма, выполняющего демографические, трудоресурсные, экологические и природоохранные функции на средне- и долгосрочную перспективу, с целью удовлетворения потребностей населения в основных продуктах питания, высокой мотивации труда работников, эффективного и устойчивого развития микрозон.

На фоне глокализационных процессов в экономике, т. е. глобализационных аспектов локализационного ограничения, многие проблемы осложняются из-за открытости потребительских рынков развитых стран и сохранения безопасности межгосударственных, федеральных, зональных и региональных рынков продовольствия. Ученым предстоит исследовать эволюцию организационно-экономического механизма управления продовольственной системой, совершенствование методов корпоративного менеджмента, влияние формальных и неформальных институтов на продовольственный рынок, работу технологических звеньев производства конечного продукта при создании интегрированных мезоуровневых структур. Важными стратегическими императивами аграрной политики региона представляются: социальная ориентация, улучшение системы налогообложения, долгосрочного кредитования и инвестиционной деятельности, укрепление консультационной службы, господдержка НТП и инновационных технологий, регулирование рынка земель сельхозназначения, поиск путей финансового оздоровления или реструктуризация бизнеса неплатежеспособных агроформирований, проработка теории рисков в АПК и прогнозов развития, оценка последствий глобализации и выработка мер по защите

сельхозпроизводителей40. Целесообразны долговременные целевые программы развития села с учетом специфики распределения трудовых ресурсов по районам с созданием благоприятных условий для молодежи. Перераспределение отдельных функций органов государственного управления АПК в пользу министерства должно коррелироваться с проведением единой государственной политики имущественных и земельных отношений, комплексным развитием сельхозпоселений, разработкой научно обоснованных долгосрочных инициатив - принятием Стратегии эффективного и устойчивого развития АПК41.

Стратегия структурного совершенствования агропроизводства должна учитывать преобразование существующих сырьевых зон в специализированные и высокоинтенсивные, с сопровождением инвест-проектами и выделением средств для обеспечения достаточных объемов высококачественного сырья. Разработка конкретных продуктовых программ регулирования производства и реализации продукции по линии «производство - потребитель продукта» позволит повысить социально-экономическую эффективность продовольственной системы АПК.

В современной агропродовольственной политике региона должны отражаться такие конструктивные составляющие, как: развитие специализированных сельхозпроизводств и перерабатывающих мощностей на базе действующих предприятий; система ведения растениеводства, животноводства, земледелия и их подотраслей; прогнозирование объемов продовольственного обеспечения с учетом доходов населения; активизация механизма госрегулирования экономических межотраслевых отношений в АПК; применение методологии и методики стратегического управления с определением приоритетов в базовых отраслях АПК. Система мероприятий должна содержать «архитектуру» повышения плодородия почв, развития животноводства, технического перевооружения организаций, поддержку ЛПХ, реализацию инвест-проектов по переработке продукции, кадровое обеспечение, развитие малого предпринимательства и сферы услуг. Такая политика должна включать: комплексное развитие территорий, инфраструктурное обустройство, усиление государственной помощи в строительстве жилья, рост доходов сельского жителя от всех видов деятельности, формирование эффективного высокотехнологичного и конкурентоспособного АПК с активным продвижением товаров и сырья (при обеспечении его максимальной переработки) на местный, межрегиональный и зарубежный рынки, механизм достижения целей с учетом наиболее перспективных отраслей специализации для завоевания ниш общероссийского рынка, традиционные производства в растениеводстве и животноводстве.

Проведение комплекса мер по наращиванию объемов выпуска традиционных видов продукции пищевой и перерабатывающей отраслей и созданию нового поколения продуктов с повышенной пищевой и биологической ценностью. Это должно сочетать: во-первых, тенденцию предприятий по переработке овощей на выпуск продукции с потребительскими свойствами, соответствующими мировым аналогам; во-вторых, оптимизацию производственных мощностей в комбикормовой промышленности на переход к использованию фуражного зерна в виде комбикорма, сбалансированного по содержанию питательных веществ; в-третьих, создание перспективных направлений производства; в-четвертых, освоение современных технологий переработки фруктов и ягод, плодоовощного сырья; в-пятых, расширение переработки кожевенного сырья; в-пятых, оптимизацию размещения производств с учетом формирования высокоинтенсивных специализированных сырьевых зон переработки, природно-климатических условий, наличия трудовых ресурсов, перерабатывающих мощностей, локализации сил по первичной переработке сырья в местах производства, углубленной его переработки на основе наукоемких технологий, восстановления крупных специализированных предприятий и создания интегрированных структур.

40 Так как сельское хозяйство остается стратегическим преимуществом России по производству и экспорту экологически чистой продукции, то перечень перспективных направлений по аграрной экономике можно расширить.

41 Проект, в котором решения по системным проблемам отводятся государству, подготовлен специалистами Минсельхоза и учеными Россельхозакадемии.

Трудно оспаривать мнение профессора Мордовского госуниверситета Л. И. Зининой, которая считает прогнозирование продовольственного обеспечения (или предвидение трендов развития производства и потребления продукта), а также систему мер по его реализации в долго, средне- или краткосрочной перспективе функцией стратегического управления агропродовольственной политики. Прогнозы обеспечивают продовольственную безопасность, приближают уровень снабжения населения продуктами к рациональным нормам потребления, улучшают структуру и качество питания, уравновешивают платежеспособный спрос на продукцию АПК, ее предложение и рациональные потребности, обеспечивают воспроизводство природных факторов сельского хозяйства и охрану окружающей среды. Подобная стратегия строится на концепции самодостаточного производства и формирования базовых видов продовольственных ресурсов при соответствующей законодательной базе, общегосударственных проектах развития сельского хозяйства, таможенной и налоговой политике. Ее выработка должна учитывать экономические аспекты повышения степени удовлетворения потребностей населения на макро- и микроуровне.

Исходные методологические положения позиционируют основу для разработки кратко-, средне- и долгосрочных прогнозов и перспективных параметров развития АПК при формировании оптимально сбалансированной социально-экономической системы. Процесс ее реализации заключается в обеспечении соответствия между текущим состоянием и мерами повышения эффективности ее функционирования с включением организации, бюджетирования, стимулирования, контроля, формирования оргструктуры и проведения работ стратегического характера. В целом матрица современной мезоуровневой агропродовольственной политики должна строиться на концепции формирования продовольственной стратегии РФ в формате общегосударственной политики по линии создания социально ориентированного продовольственного рынка, стратегического потенциала и условий для последовательного экономического роста в отраслях АПК.

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Рау В.В., к.э.н., вед. науч. сотр.

Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) и интеграция нашей страны в Единое экономическое пространство многократно актуализирует проблему государственной поддержки аграрной отрасли в целях сохранения и укрепления продовольственной безопасности и конкурентоспособности, как на внутреннем, так и на глобальном мировом продовольственных рынках. При этом все большее практическое значение приобретают вопросы повышения эффективности такой поддержки, а также обеспечения эквивалентности межотраслевого обмена и ценового паритета на сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

В частности, для сохранения приоритетного финансирования аграрной отрасли в новых условиях необходимо будет внести соответствующие поправки в Закон о сельском хозяйстве. Предполагается, что целый ряд российских регионов может быть объективно с полным основанием отнесен к так называемым проблемным территориям, неблагоприятным для ведения аграрного, в том числе, зернового, производства и, в соответствии с правилами ВТО, не иметь общепринятых ограничений по государственной поддержке.

Другая важная защитная мера - продление на неограниченный срок действия нулевой ставки по налогу на прибыль для сельских производителей. По оценке Министерства сельского хозяйства РФ, это позволит им ежегодно получать дополнительные доходы в размере 14-18 млрд. руб.

Первостепенное значение в новых условиях придается также своевременному и полному финансовому обеспечению всех мероприятий Государственной программы по развитию сельского хозяйства на 2013-2020 гг., других программных и плановых документов, как со стороны федерального правительства, так и со стороны региональных органов власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.