Научная статья на тему 'Современная региональная агропродовольственная политика'

Современная региональная агропродовольственная политика Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
205
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕ-ВОЙ МЕТОД / РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (АПК) / ОРГАНИЗАЦИОН-НО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ СИСТЕМА / FOOD POLICY IN AGRICULTURE / CRISIS IN AGRICULTURE / PROGRAMMING PURPOSE-ORIENTED METHOD / DEVELOPMENT OF THE MAIN STRATEGIES IN THE REGIONAL AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX / ORGANIZATIONAL ECONOMIC MECHANISM / FOOD SYSTEM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Янина Т. Ф., Кильдюшкина И. Г.

Необходимость взаимоувязанного прогнозирования, программирования социально-экономических параметров развития на мезоуровне предусматривает конкретизацию системных мер региональной агропродовольственной политики. В исследовании отражены главные подходы к реализации агропродовольственной политики на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern regional food policy in agriculture

The necessity of associative prognostication, programming of socio-economic strategies of development on the mesolevel forsus concretization of systemic measures of the regional food policy in agriculture. This research shows major approaches to the realization of food policy in perspective.

Текст научной работы на тему «Современная региональная агропродовольственная политика»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 631.115.1

СОВРЕМЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА

© Т. Ф. ЯНИНА*, И. Г. КИЛЬДЮШКИНА**

*Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г. Белинского, кафедра менеджмента и экономических теорий **Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия, отдел современного регионального развития e-mail: [email protected]

Янина Т. Ф., Кильдюшкина И. Г. - Современная региональная агропродовольственная политика // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 505-510. - Необходимость взаимоувязанного прогнозирования, программирования социально-экономических параметров развития на мезоуровне предусматривает конкретизацию системных мер региональной агропродовольственной политики. В исследовании отражены главные подходы к реализации агропродовольственной политики на перспективу.

Ключевыеслова:агропродовольственнаяполитика,кризисноесостояниесельскогохозяйства,программно-целе-вой метод, разработка стратегии развития регионального агропромышленного комплекса (АПК), организационно-экономический механизм, продовольственная система.

Yanina T. F., Kildushkina I. G. - Modern regional food policy in agriculture // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 505-510. - The necessity of associative prognostication, programming of socioeconomic strategies of development on the mesolevel forsus concretization of systemic measures of the regional food policy in agriculture. This research shows major approaches to the realization of food policy in perspective.

Keywords: food policy in agriculture, crisis in agriculture, programming purpose-oriented method, development of the main strategies in the regional agro-industrial complex, organizational economic mechanism, food system.

К концу второго тысячелетия Россия оказалась в числе государств, утративших свою продовольственную независимость. Такая экономическая и политическая ситуация сложилась вследствие значительного снижения объемов отечественного производства продовольствия и резкого возрастания импорта традиционно производимых в стране видов продовольственных товаров и разрушения производственного потенциала АПК.

Причины, обусловившие кризис в сельском хозяйстве, можно классифицировать по следующим основным группам: 1) глобальные; 2) организацион-но-технологические;3)материально-технологические; 4) социально-экономические [5].

Преодоление проблем в сельском хозяйстве требует постоянного государственного протекционизма, выделения субсидий для его стабилизации, предостав -ления сельским товаропроизводителям льготных кредитов и в целом финансового оздоровления аграрной сферы.

В целом определенная стратегия комплексного развития сельского хозяйства ориентирована на совершенствование процессов организации и управле-

ния с учетом вовлечения всех видов дополнительных ресурсов в хозяйственно-экономический оборот [6].

Главными условиями динамичного и эффективного развития регионального АПК должны стать обеспечение пропорциональности и сбалансированности всех его составляющих и укрепление связей между его основными сферами. Направленность экономических исследований должна исходить из необходимости устойчивого эффективного функционирования региональной продовольственной системы в целях удовлетворения потребности населения в основных видах продовольствия, высокой мотивации труда ее работников и, наконец, эффективного и устойчивого развития микрозон регионов. При этом следует рассматривать продовольственную систему не только с позиции производства, но и как сложную многофункциональную систему, выполняющую широкий спектр функций: демографическую, трудоресурсную, экологическую, природоохранную и т. д.

Ученым-экономистам следует вести исследования по развитию организационно-экономического механизма продовольственной системы, влиянию формальных и неформальных институтов на формирова-

ние продовольственного рынка. Обеспечение равных экономических условий всем участникам и согласованное развитие всех технологических звеньев производства конечного продукта будут содействовать созданию интегрированных формирований в регионах. Большое значение в научных исследованиях и разработках должно отводиться интеграции аграрного сектора России в мировое экономическое пространство.

В настоящее время сельское хозяйство является национальным приоритетом и стратегическим преимуществом России, особенно при производстве и экспорте экологически чистой продукции.

Особое место в развитии агропроизводства занимает организация управления аграрным сектором. Перераспределениеотдельныхфункцийоргановгосу-дарственного управления АПК в пользу министерства должно стать головным органом управления АПК по осуществлению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений, обеспечению проведения федеральной политики в ком-плексномразвитиисельскохозяйственныхпоселений, реализациигосударственногорегулированияифинан-сирования агропромышленного производства.

Для решения задачи финансового оздоровления и эффективной деятельности сельхозпредприятий необходимо учитывать следующие положения [1].

1.1. Разработку долгосрочной концепции роста сельхозпредприятий, основанную на увеличении объемов производства и продаж. Основными путями увеличения доли предприятий на рынке товаров и услуг могут служить: приобретение или поглощение других организаций,дополняющихтехнологическиепроцес-сы базового предприятия и удачно вписывающихся в существующие каналы распределения продукции; диверсификация производства; модернизация основных продуктов и создание новых изделий; правильная координация работы каналов физического распределения, внедрения современных систем управления информацией о предпочтениях покупателей, их нуждах и запросах; рост объемов продаж по всем каналам распределения, используемых предприятием; увязка систем поставок с нуждами оптовых и розничных продавцов, уважительное к ним отношение, поощрение их деятельности и оказание практической помощи в работе.

1.2. Применение стратегического планирования на основе анализа проблем сельхозтоваропроизводителей, определения возможностей и выгод, обоснования маркетинговых каналов и установления контроля за их деятельностью.

1.3. Выработку эффективных решений при заключении контрактов, уменьшающих риск сделок.

1.4. Использование практического опыта партнеров и конкурентов для формирования благоприятной внутренней среды и оценки возможностей.

1.5. Лицензирование деятельности, в основе которой будут находиться соглашения и права на использование технологии производства товаров других предприятий в обмен на оплату в виде одноразового взноса или ежегодного отчисления от прибыли.

1.6. Организацию совместного предприятия с местным партнером для использования опыта, навыков, технологии и ресурсов друг друга.

1.7. Использование юридической формы защиты интеллектуального капитала.

1.8. Оценку потенциала роста и эффективность управления с обоснованием определенных преимуществ в нововведениях, качество обслуживания и рыночную долю предприятий, производительность труда и издержки производства, наличие или отсутствие за-долженности,расходынанаучно-исследовательскиеи опытно-конструкторские работы (НИОКР) и исследования и т. п.

1.9. диверсификацию производства вложением средстввбольшоеколичествохозяйствующихсубъек-тов или разработку и освоение новых товаров и услуг, обеспечивающих большую надежность предприятия.

2. В области производственно-хозяйственной деятельности необходимо защитить сельскохозяйственные предприятия от воздействия турбулентной среды следующими путями:

2.1. Разработка внутрихозяйственной политики перспективного планирования развития, включающей: опережающее создание новых товаров; диверсификацию предприятий по направлениям деятельности; введение новых организационных структур, улучшающих планирование и контроль производства, реализацию продукции; введение политики управления, основанной на активности всего персонала, дисциплине и различным формам его поощрения.

2.2. Приспособление организационной структуры управления к особенностям рыночной системы посредством перехода от «выжидательного» типа управления к «реактивному» и в перспективе - к «превентивному».

2.3. Формирование внутренних информационных систем для эффективной координации деятельности отдельных структурных подразделений и предприятия в целом для улучшения и ускорения вертикальной и горизонтальной координации их деятельности, а также создание временных команд и малых групп исполнителей из различных структурных подразделений для решения конкретных проблем и научных разработок.

Взаимосвязь экономических достижений сельского хозяйства и отраслей, зависимых от него, в целом должна способствовать решению задач продовольственной безопасности региона.

Мы считаем, что в региональной агропродоволь-ственной политике должны найти место более углубленное и объективное отражение следующие конструктивные составляющие [3]:

- развитие специализированного сельхозпро-изводства и специализированных перерабатывающих мощностей на базе функционирующих предприятий;

- система ведения основных отраслей растениеводства, животноводстваиихосновныхподотраслей, а также система земледелия;

- прогнозирование объемов продовольственного обеспечения с учетом доходов населения;

50б

- активизация механизма государственного регулирования экономических межотраслевых отношений в региональном АПК;

- применение методологической и методической базы стратегического управления с определением стратегических приоритетов в развитии базовых отраслей АПК регионов.

В целом комплекс мероприятий должен осуществляться в целях повышения плодородия почв, раз-витияживотноводства, технического перевооружения организаций, поддержке личных подсобных хозяйств (ЛПХ), реализации инвестиционных проектов организаций в сфере переработки сельхозпродукции, кадрового обеспечения модернизации экономики, развития малого предпринимательства и сферы услуг на селе.

Агропродовольственная политика должна быть ориентированной, во-первых, на комплексное развитие сельских территорий, инфраструктурное обу-стройство,обеспечениедостойнойжизнедеятельности сельского жителя, включая усиление государственной помощи в строительстве жилья, рост доходов сельского населения от всех видов деятельности; во-вторых, на формированиеэффективноговысокотехнологичногои конкурентоспособного АПК с активным продвижени-емтоваровисельскохозяйственногосырья(собеспече-нием его максимальной переработки ), произведенного в субъекте Федерации на местный, межрегиональный и зарубежный рынки в целях повышения доступности продовольствия для всех слоев населения.

Механизм достижения целей долженучитывать:

а) наиболее перспективные отрасли аграрной специализации для занятия ниш на общероссийском рынке;

б) традиционные производства в растениеводстве и животноводстве.

Для снабжения перерабатывающей и пищевой промышленности высококачественным сырьем, а населения - продуктами питания, а также в целях акти-визациимежрегиональногопродовольственногообме-на, формирования региональных продовольственных фондов необходимо: применение элитных сортов и гибридов, сочетающих высокую урожайность и экологическую устойчивость с высоким содержанием биологически ценных веществ; внедрение современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивающих существенное снижение средств химической защиты растений и не допускающих содержание их остаточных проявлений в сельхозпродуктах с максимальным использованием при этом биологической защиты растений; коренное изменение системы ведения животноводства и применяемых технологий, обусловленное переводом на интенсивное производство промышленного типа на базе более полного использования генетического потенциала сельскохозяйственных животных и биоэкономических резервов отрасли [3].

ТехническоеперевооружениеорганизацийАПК, в том числе: для сельскохозяйственных предприятий - формирование в сжатые сроки технологически обоснованной структуры производственных фондов; для пищевой, перерабатывающей промышленности и

обслуживающихотраслей-переоснащение,модерни-зация, строительство и внедрение новых мощностей поглубокойпереработке, хранению, транспортировке и реализации продовольственной продукции.

Проведение комплекса мер по наращиванию объемов производства традиционных видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности при ориентации предприятий на создание нового поколения продуктов питания с повышенной пищевой и биологической ценностью на основе широкого применения новых биотехнологий:

- ориентация предприятий по переработке овощей на выпуск продукции с потребительскими свойствами, соответствующими мировым аналогам;

- оптимизация существующих производственных мощностей в комбикормовой промышленности, позволяющая перейти к использованию фуражного зерна в виде комбикорма, сбалансированного по содержанию питательных веществ;

- создание новых перспективных направлений производства;

- освоение современных технологий переработки фруктов и ягод, плодоовощного сырья, позволяющее обеспечить расширение рынков сбыта и повысить эффективность АПК;

- расширение переработки кожевенного сырья.

Оптимизация размещения производств должна

предусматривать:

- формирование высокоинтенсивных специализированных сырьевых зон перерабатывающих предприятий в целях оптимизации их товарно-сырьевых ре-сурсовииспользованияпроизводственныхмощностей;

- сосредоточение производства растениеводческой и животноводческой продукции по аграрным районам в зависимости от природно-климатических условий,наличиятрудовыхресурсов, перерабатывающих мощностей;

- локализация производственных мощностей по первичной переработке сырья в местах производства с целью снижения издержек производства и обеспечения занятости населения;

- размещение предприятий по углубленной переработке сырья на основе наукоемких технологий в крупных промышленных и районных центрах;

- ориентация пищевых предприятий на города и районные центры, с доступной транспортной сетью и развитой инженерной инфраструктурой [3].

Развитие отрасли должно быть направлено на восстановление крупных специализированных сельскохозяйственных предприятий, создание интегрированных структур, рационально объединяющих сельских товаропроизводителей, перерабатывающие и обслуживающие предприятия на всех технологических этапах от производства и переработки до реализации продукции. В качестве интеграторов на первом этапе процесса могут выступить ведущие агропромышленные предприятия регионов.

Функционирование личных подсобных хозяйств должно осуществляться при оказании активной государственной поддержки с учетом их большой

не только экономической, но и социальной значимости для субъекта РФ. Необходима последующая трансформация части ЛПХ в крестьянские (фермерские) хозяйства (К(Ф)Х), а также дальнейшее их развитие как фермы семейного предпринимательства на основе расширения рыночных отношений с крупными и средними субъектами рынка [1].

Кадровое обеспечение аграрных преобразований, совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для АПК должно решаться на основе радикального совер-шенствованиядеятельностисуществующихобразова-тельных учреждений, а также создания центров переобучения высвобождающейся малоквалифицированной рабочей силы.

Развитие села и повышение уровня жизни сельского населения в регионах должно определяться эффективностью экономического и социального развития территорий и в большей степени развитием производства. Обеспечение эффективной занятости сельского населения, государственное стимулирова-ниеорганизацииглубокойпереработкисельхозсырья, развитие новых производств, адресная социальная защита малообеспеченных семей в сельской местности позволят увеличить уровень доходов трудоспособных граждан на селе.

Занятость сельского населения должна обеспечиваться по мере: развития агропроизводства, малого предпринимательства и ремесел; создания дополнительных рабочих мест в социальной и инженерной инфраструктуре;строительствановыхпроизводствен-ных мощностей по переработке сельхозсырья; развития несельскохозяйственных видов занятости, в том числе разных видов народных промыслов.

Одной из функций стратегического управления в агропродовольственной политике является прогнозирование продовольственного обеспечения региона. Сущность его заключается в предвидении тенденций развития производства и потребления продовольствия, а также системы мер, необходимых для их реализации в долго-, средне- или краткосрочной перспективе. Основными целями разработки таких прогнозов являются: обеспечение продовольственной безопасности региона и страны в целом на основе развития продовольственной системы и повышения его эффективности;приближениеуровняобеспеченности населения продовольствием к рациональным нормам потребления; улучшение структуры и качества питания; достижение равновесия между платежеспособным спросом на продукцию АПК, ее предложением и рациональными потребностями; воспроизводство природных факторов сельского хозяйства; охрана окружающей среды [2].

Необходимо обратить особое внимание и на процессы разработки и реализации стратегии продовольственного обеспечения регионов, выступающих как составная часть национальной безопасности страны и базирующихся на концепции самодостаточного производства и формирования базовых видов отечествен-ныхпродовольственныхресурсов.Продовольственная

безопасность страны зависит от развития собственной продовольственной базы в регионах, эффективного функционирования АПК, степени поддержки и защиты отечественного производителя аграрной продукции. Основой решения этих задач должны послужить соответствующая законодательная база, общегосударственные программы развития сельского хозяйства, таможенная и налоговая политика. Руководство процессами должно осуществляться федеральными и региональными органами управления, от которых во многом будут зависеть возможности производства аграрной продукции. Процесс формирования стратегии продовольственного обеспечения должен учитывать экономические аспекты повышения степени удовлетворения потребностей населения на макро- и микроэкономических уровнях, так как их составляющие оказывают прямое или косвенное воздействие на разработку и составление планов, стратегий и методических рекомендаций, как в региональном, так и в государственном масштабах [2].

Слабость конкурентных позиций российских агропроизводителей объясняется объективно обусловленным более низким биоклиматическим потенциалом сельхозпроизводства России по сравнению с крупнейшими экспортерами продовольствия, а также низкойэффективностьюаграрногопроизводства,обу-словленной технико-экономической отсталостью.

По нашему мнению, процесс формирования стратегии продовольственного обеспечения должен предусматривать следующие основные элементы [4]:

- эффективное развитие внешнеэкономических связей: укрепление сотрудничества с развитыми зарубежными странами не только в области закупок про-довольствия,ноиприпереработкесельскохозяйствен-ногосырья,использованиипрогрессивныхтехнологий хранения и доставки потребителям;

- концентрацию финансовых и материальных ресурсов, создание предприятий с иностранными инвестициями, особенно на направлениях, связанных с производством продуктов питания, их переработкой, оборудованием складской базы для хранения продовольствия;

- регулирование экспортной деятельности, предусматривающее предоставление лицензий на вывоз продовольствия, квотирование экспорта, систему налогов и порядок их взимания;

- меры превентивного характера с учетом рыночной турбулентной среды и государственной поддержки агропромышленного производства при дифференцировании по продуктам питания и регионам, а также создание условий стимулирования экспорта для конкурентных на международных рынках продуктов (зерно, пшеница, рис, рыба и молочные продукты);

- реализацию региональной агропродоволь-ственной политики с учетом институциональных преобразований, в частности, производственной коо-перациисельскогохозяйства,переработкисельскохо-зяйственной продукции, снабжении, сбыте, а также в кредитной и страховой кооперации; стимулирование этих процессов в различных формах через технологи-

Таблица 1.

Структуризация процессов формирования и реализации региональной продовольственной стратегии (ПС)

Функциональные подсистемы и стадии ПС Содержание

1. Определение потребности 1. Уточнение норм потребления продуктов питания для всех категорий населения в различных зонах регионов

2. Определение и планирование потребности населения в продовольствии с учетом территориального зонирования

в продовольствии 3. Выявление факторов, оказывающих влияние на потребность в продовольствии

4. Удовлетворение потребностей населения в отдельных продуктах питания

2. Формирование продовольственных ресурсов 1. Создание продовольственных фондов и государственных продовольственных резервов

2. Обеспечение населения и спецпотребителей продовольствием

3. Сокращение импорта и увеличение экспорта продовольственных товаров

4. Повышение транспортабельности и сохранности продукции

3. Производство продовольствия 1. Рост объемов производства сельхозпродукции для самообеспечения продовольствием

2. Увеличение объемов переработки сельхозпродукции и производства пищевых товаров

3. Обеспечение условий воспроизводства природной среды

4. Производство экологически чистой продукции

5. Повышение качества продукции

4. Распределение продовольственных ресурсов 1. Обеспечение поступления необходимых продуктов питания в соответствии с ассортиментом

2. Формирование специализированных рынков сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров

3. Развитие системы транспортировки и хранения сельхозпродукции и продовольственных товаров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Потребление продовольствия 1. Рационализация питания населения, повышение уровня его сбалансированности

2. Совершенствование ассортимента продовольственных товаров

3. Повышение качества и достижение экологической безопасности продуктов питания

4. Потребление продуктов не ниже размеров состава минимальной продовольственной корзины

5. Достижение рациональных объемов потребления всех основных продовольственных товаров

6. Обеспечение физической и экономической доступности продовольствия

6. Организация межрегионального обмена 1. Развитие межрегиональных продовольственных связей с конкретными регионами

2. Определение объемов ввоза и вывоза продовольствия (по видам)

3. Обеспечение эффективности процессов межрегионального продовольственного обмена

7. Государственное регулирование и мониторинг процессов продовольственного обеспечения 1. Обеспечение взаимосвязанного функционирования элементов и подсистем

2. Сокращение сроков формирования и товародвижения продовольственных ресурсов

3. Организация мониторинга информационного обеспечения основных процессов

4. Контроль засоответствием фактическогосостояния объекта управлениянормативным параметрам и их корректировка

5. Разработка и реализация целевых продуктовых программ

ческую цепочку от производства до реализации аграр-нойпродукции,привлекаяфинансово-промышленные группы, концерны, агрокомбинаты, агрофирмы и иные формирования по производству, переработке, хранению и торговле продовольствием;

- внедрение более эффективных подходов к реформированию продовольственной системы в части со-вершенствованиямеханизма государственного регулирования, соблюдения федеральных законов, активизации информационно-консультационной деятельности;

- обеспечение органами власти и управления механизма координации при формировании экономической и продовольственной политики в регионе, направленной на реализацию внутрирегиональных возможностей.

Федеральная программа экономического и социального развития страны, проведение единой государственной политики в этой области, а также разработка узкоспециализированных программ и проектов обеспечения продовольственной безопасности на

федеральном и региональном уровнях, должны стать важнейшими составными элементами и средствами комплексного решения проблем продовольственного обеспечения регионов России.

При формировании стратегии продовольственного обеспечения на региональном уровне необходимо проводить мониторинг следующих основных параметров:

- общей доли отечественного и импортного продовольствия и их соотношения по отдельным приоритетным видам продукции;

- стоимости потребительской корзины, а также предельно допустимого содержания в продуктах питания токсичных и других опасных для здоровья человека веществ;

- соотношения количества и ассортимента продовольствия, находящегося в торговой сети и на рынках с платежеспособным спросом, а также соответствия поставок спецпотребителям по принятым для них нормативам;

- размеров и структуры потребления различными социальными группами населения продуктов питания при сравнении их с рекомендуемыми;

- достаточности федеральных и региональных стратегических резервов, размеров оперативных продовольственных резервов.

Основополагающим условием, определяющим возможность обеспечения потребностей региона в продуктах питания, должно стать повышение общего уровня экономического развития государства, увеличение внутреннего валового продукта (ВВП) АПК и выравнивание уровней доходов различных социальных групп населения. Решение этих задач является определяющимприформированииэффективнойстра-тегии продовольственной безопасности и социальноэкономическом развитии России.

Рассмотренныеисходныеметодологическиепо-ложения представляют собой необходимую основу дляразработкипрогнозоввсферепродовольственного обеспечения населения региона с целью обоснования перспективных параметров и формирования единой сбалансированной социально-экономической системы, которая способна с наивысшей эффективностью использовать имеющийся потенциал для удовлетворения внутри региональных потребностей населения в продовольствии, межрегиональногообмена,формиро-вания общенациональных и резервных фондов, развития экономических связей [4]. Выработку региональной продовольственной стратегии в структурирован-

ном виде можно представить как последовательный процесс, состоящий из нескольких функциональных стадий, характеризуемых собственными задачами, критериями и параметрами (табл. 1).

Продовольственная стратегия представляет собой неотъемлемую составляющую общей стратегии развития региона [2].

Современная концепция формирования продовольственной стратегии должна предусматривать разработку и реализацию государственной агропро-довольственной политики, направленные на создание стратегическогопродовольственногопотенциалареги-онов, условий для последовательного экономического роста в отраслях АПК, развития социально ориентированного продовольственного рынка.Всвою очередь, современная агропродовольственная политика требует координации усилий не только государства и региона, но и предприятий различных организационноправовых форм по созданию высокотехнологичного, интенсивного и конкурентоспособного сельхозпроиз-водства, интегрированного с переработкой и реализа-циейконечногопродукта,высокоорганизованнойпро-довольственной системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захаркина Р. А., Кильдюшкина И. г., Юрченков В. А. Стратегия и тактика экономического и социального развития Республики Мордовия на 200б-2010 гг. (проект Концепции программного обеспечения) // Экономика переходного периода: региональные особенности. Саранск, 200б. С. 10-2З.

2. Зинина Л. И., Зинин Е.М. Стратегическое управление продовольственной системой. Саранск: Мордов. гос. ун-т, 2007. 200 с.

3. Кильдюшкина И. г. Стратегические направления развития Республики Мордовия // Ресурсный потенциал национальной экономики в условиях глобализации: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Краснодар, 2008. С. 245-24б.

4. КильдюшкинаИ.г.Стратегияустойчивогосоциально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2015 года. Саранск, 2008. С. 129-151.

5. Экономика переходного периода: региональные особенности / Отв. ред. В. А. Юрченков. Саранск, 200б. З9б с.

6. Юрченков В. А., Кильдюшкина И. г. , Захаркина Р. А. Стратегические направления развития экономики // Экономика и образование / Под ред. г. Б. Тубиса. М.: ВЗФЭИ, 200б. С. 110-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.