Научная статья на тему 'Эффективное использование производственного потенциала сельских территорий северных регионов — основа становления на путь ускоренного развития (в связи с вступлением России в ВТО)'

Эффективное использование производственного потенциала сельских территорий северных регионов — основа становления на путь ускоренного развития (в связи с вступлением России в ВТО) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
76
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СТРУКТУРА / ОЦЕНКА И МЕХАНИЗМ ИЗМЕРЕНИЯ / PRODUCTIVE POTENTIAL / QUALITATIVE AND QUANTITATIVE INDICATORS / STRUCTURE / ESTIMATION AND MEASURING MECHANISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Морозова М. В.

В статье рассмотрены вопросы развития сельских территорий северных регионов и предложены пути решения через совершенствование использования производственного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The effective utilization of the production potential of rural areas of the northern regions is the basis for the formation of a path of an accelerated development (in connection with the entry of Russia into the WTO)

The article considers the questions of development of rural territories of northern regions; the ways of decision through perfection of the use of productive potential are offered.

Текст научной работы на тему «Эффективное использование производственного потенциала сельских территорий северных регионов — основа становления на путь ускоренного развития (в связи с вступлением России в ВТО)»

Экономика

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ — ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ НА ПУТЬ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ (В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ РОССИИ В ВТО)

111621, г. Москва, ул. Оренбургская, д. 15;

М. В. МОРОЗОВА,

аспирант, Всероссийский научный институт организации производства тел.: 89037763467;

труда И управления В сельском хозяйстве Россельхозакадемии e-mail: mariamorozova@rambler.ru

Положительная рецензия представлена В. Я. Скворцовым, кандидатом экономических наук, научным сотрудником Россельхозакадемии.

Закрепление трудоспособного населения на территориях Крайнего Севера Дальнего Востока. В настоящее время лицам, работающим в районах Крайнего Севера, предоставляется ряд гарантий и компенсации, однако, существующие льготы не дают необходимых экономических и социальных стимулов. Так, средняя заработная плата в Магаданской области в 2О0б г. составила 17747, в России — 10728 руб. Однако без учета северных надбавок и коэффициента зарплата в области составила 7099 руб.

Поскольку Магаданская область является зоной климатической дискомфортности, существенным стимулом для закрепления и привлечения трудоспособного населения могут стать только экономические блага и социальные преимущества. Речь идет о предоставлении людям, живущим на Севере и приравненных к нему территориях, такого уровня зарплаты и комфорта, которые делали бы эти регионы привлекательными для жизни.

Учитывая дотационность и дефицит региональных и местных бюджетов, источником финансирования дополнительных льгот для работников бюджетной сферы всех уровней предлагается определить федеральный бюджет.

Такими благами и преимуществами является высокий заработок (2-3 раза выше среднего статистического показателя по России).

Механизмом достижения этой цели является:

1. создание высокооплачиваемых рабочих мест:

а) на первом этапе эти места будут созданы при реализации за счет федерального бюджета крупных инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры;

б) на втором этапе за счет реализации крупных инвестиционных проектов частным бизнесом;

2. обеспечение доступным комфортным жильем (на время работы с возможностью последующей приватизации или выкупа на льготных условиях);

3. возможность полноценного отдыха и восстановления здоровья не только за счет предоставления дополнительных дней отпуска, но и дополнительных компенсаций;

4. обеспечение эквивалентным жильем выезжающих с севера лиц при сдаче жилья на территории области;

5. бесплатное профессиональное образование, в том числе и высшее.

С этой целью в перечень льгот северянам возможно включить:

а) предоставление жилья на условиях социального найма либо выделение субсидий на строительство жилья на льготных условиях. Это потребует выделения целевых субсидий органам местного самоуправления на строительство жилья;

б) субсидирование процентной ставки кредитов коммерческих банков, взятых на неотложные нужды, связанные с обустройством на новом месте жительства;

в) обеспечение государственных гарантий по компенсации расходов, связанных с переездом:

— единовременное пособие в размере двух должностных окладов с применением районного коэффициента и процентных надбавок на сотрудника;

— единовременное пособие на каждого члена семьи в размере одного должностного оклада с применением районного коэффициента и процентных надбавок;

— оплата стоимости проезда работника и членов его семьи и провоза багажа по фактически расходам.

Выполнение этих мероприятий потребует внесения изменений в федеральный закон от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера».

Социально-экономические мероприятия по поддержке развития собственного производства сельских территорий северных регионов при рациональном использовании имеющихся природных ресурсов. Одной из причин низкой конкурентоспособности производимой в Магаданской области продукции являются высокие тарифы на транспортные перевозки, топливо и жилищно-коммунальные услуги.

Это обусловлено транспортной отдаленностью регионов, неразвитостью транспортной инфраструктуры, сложными природно-климатическими условиями, отсутствием дорог. Поэтому для поддержки развития производства необходимо принять постановление Правительства о порядке возмещения, за счет средств федерального бюджета, части стоимости перевозок грузов, необходимых для осуществления производственной деятельности промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных на Дальнем Востоке, а также порядке возмещения затрат на перевозку готовой продукции промышленных предприятий, расположенных в этих субъектах Российской Федерации, в центральные районы страны. Размеры возмещения необходимо определять ежегодно, исходя из принципа доведения соответствующих затрат до среднего российского уровня.

Снижение уровня тарифов позволило бы создать конкурентные условия для предприятий, работающих на территории области, с одной стороны, и повысить уровень жизни населения, с другой стороны.

Предлагаемый путь снижения тарифов — возвращение к механизму «Северного завоза», действовавшему до 2005 г. В рамках выполнения северного за-

воза в Магаданскую область направлялись средства из фонда государственной финансовой поддержки для компенсации затрат на приобретение топлива. С 2005 г. эти средства перестали поступать, и администрация Магаданской области из собственных доходов выделяет субсидии на снижение платежей только населения за потребленную тепловую, электрическую энергию и горячее водоснабжение.

Так в 2008 г. на эти цели было перечислено 1719,6 млн руб., а в 2009 г. запланировано выделить средства в сумме 1940,8 млн руб. Однако, даже с учетом выделения этих средств и установления высоких тарифов, доходы жилищно-коммунального хозяйства не позволяют стабилизировать работу отрасли. Система ЖКХ северных регионов необоснованно завышают тарифы и население, даже с использованием средств выделенных субсидий, не в силах своевременно выплачивать коммунальные расходы.

В целях полноценного финансирования и своевременного осуществления северного завоза необходимо:

1. разработать и утвердить методику по расчету расходов, необходимых для закупки и доставки топлива. При расчете стоимости доставки грузов необходимо учитывать все виды транспортировки: железной дорогой, рекой, морем, автомобильным транспортом.

При наличии сложной схемы транспортировки, включающей более двух видов транспорта, как, например, в Магаданской области следует вводить повышающие поправочные коэффициенты. Одновременно, при расчете стоимости доставки грузов северного завоза контролировать затраты по их перевалке и хранению;

2. целевые средства федерального фонда финансовой поддержки для осуществления северного завоза и субвенции на компенсацию тарифов на электроэнергию северным территориям должны выделяться отдельной строкой без уменьшения общего объема средств;

3. обеспечить выделение опережающими темпами субсидий, предусмотренных территории на бюджетный год для осуществления закупки и доставки нефтепродуктов, топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.

Результатом осуществления тарифной политики на территории области, что свойственно и всем регионам Крайнего Севера, непоследовательных действий как федеральных, так и региональных органов, стало ухудшение ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве. Убытки ЖКХ на сегодняшний день возросли до 922,4 млн руб. Вызвано это тем, что на протяжении последних лет выделяемых средств было недостаточно, и это усугублялось ростом цен на топливо в течение года.

При дотационности бюджетов компенсировать эти средства не представлялось возможным. Введение индексов размера платы граждан на ЖКУ при не доведении их до 100 % возмещения еще более усугубило ситуацию.

Механизма и источников возмещения убытков предприятиям жилищно-коммунального хозяйства из бюджетов различных уровней нет. В связи с этим необходимо:

а) определить источник финансирования кредиторской задолженности предприятий ЖКХ за поставленные топливно-энергетические ресурсы;

б) одновременно с тарифным регулированием тарифов организаций коммунального комплекса, ввести тарифное регулирование на услуги естественных монополий (уголь, нефть, газ, транспорт);

в) с целью оказания помощи муниципальным образованиям и выработки единого подхода к планированию потребностей поселений в части затрат на жилищно-коммунальное хозяйство поручить Рос-строю России разработать и утвердить на федеральном уровне минимальные стандарты качества услуг и стандарты потребления.

Кроме того, предлагаем ускорить принятие федерального закона, регулирующего порядок реструктуризации задолженности предприятий ЖКХ. Все недоплаты государства тяжким бременем легли на плечи жителей Севера. Особо сложная ситуация с пенсионерами, у которых не достаточно пенсии на проживание, не говоря уже об оплате ЖКХ, как уже было отмечено выше.

Исследования, проведенные автором данной статьи, показали, что проведенные экономические реформы в сельском хозяйстве северных регионов привели эти регионы к затяжному кризису, то есть произошло изъятие значительной части доходов из аграрного сектора, что привело к убыточности сельскохозяйственного производства.

Из-за длительной убыточности прекратил формирование воспроизводственный потенциал. Амортизационные отчисления в убыточных предприятиях использовались не по назначению. Собственные источники инвестиций у сельскохозяйственных производителей истощали, выделение средств из бюджета резко сократилось, привлечение заемных средств, в большей части, малодоступно. Приватизация в северных регионах усугубила без того сложное положение в социально-экономическом их развитии.

В настоящее время можно констатировать факт, что за последние десять лет идут некоторые процессы по стабилизации сельского хозяйства северных регионов за счет осуществления приоритетного национального проекта «Развития АПК», реализации «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2006-2012 гг.» и других целевых программ.

Регионы Крайнего Севера мало исследованы в этом направлении, хотя характеризуются наличием крупнейших площадей, не используемых земель для развития оленеводства, сельскохозяйственного назначения, немереных запасов пресной родниковой воды, горячих источников, крупнейших в мире минеральных ресурсов. Это мощный потенциал, который сегодня не используется учеными и специалистами, которые заняты в аграрной экономике, в полной мере не занимаются исследованием этих территорий.

Продовольственная безопасность России, как и во многих других странах в 21 веке, становится наиболее важным фактором обеспечения национальной безопасности.

Мир стоит на пороге понимания, что не оружие, не нефть, не пресловутое золото, а именно продовольствие становится основным мерилом качества

жизни населения и глобальной основой существования человечества.

Основными факторами в развитии аграрного сектора северных регионов, основанными на изучении зарубежного опыта, можно выделить:

— рациональное размещение отдельных видов продукции в зонах с наиболее благоприятными био-климатическими и организационно-хозяйственными условиями;

— государственное регулирование производства и торговли на основе специальных сельскохозяйственных законов, стратегических планов, внутренней и внешней аграрной стратегии;

— вертикальная и горизонтальная интеграция в производстве, переработке, транспортировке и реализации продукции сельского хозяйства с использованием страхования, логистики, инноваций, стратегического планирования, новой техники и новых технологий;

— информационное обеспечение на основе компьютеризации и применении космических технологий;

— использование биоэнергетики как новой функции и альтернативы аграрной экономики;

— кластерный и системный подход к организации промышленной и мелкотоварной сельскохозяйственной деятельности;

— обоснованность и оптимальность социальноэкономических и организационных решений в развитии сельского хозяйства и сельхоз развития в целом;

— модернизация и автоматизация отраслей сельского хозяйства на использовании новой техники и новых технологий;

— разработка и внедрение агротехнопарков в различных формах хозяйствования.

Агарный сектор северных территорий имеет большое значение как для местного, так и для пришлого населения, как составная часть экономики, формируется в специфических условиях, выполняет не только экономические, но и важные социальные функции, связанные с производством и потреблением продовольствия, испытывает воздействие не только природно-климатических условий, но и социально-демографических процессов.

После распада СССР и изменения экономических условий в процессе перехода к рыночным отношениям в северных территориях произошло катастрофическое сокращение населения. Наиболее серьезное сокращение сельского населения произошло в Магаданской области и Чукотском автономном округе (табл. 1).

Если по всей России за эти годы сократилось рабочих в сельском хозяйстве 2,8 %, то северные территории ДФО потеряли более 40 % (без Республики Саха). А регионы Крайнего Севера потеряли более 50 % жителей местного населения.

Сокращение населения снизило производства сельскохозяйственной продукции и, соответственно, спрос и объемы потребления и, в то же время, способствовало спаду в развитии всего сельскохозяйственного производства.

Проведение реформ изменило экономические условия сельского хозяйства северных регионов, либерализация цен усилило действие региональных удорожающих факторов. Цены на промышленные ресурсы и транспортные тарифы все годы реформ растут опережающими темпами. Неблагоприятные природные и экономические условия обусловили более глубокий спад сельскохозяйственного производства в северных территориях.

Сельскохозяйственные угодья в северных территориях сократилось на 24 %, а посевы во всех категориях хозяйств уменьшились на 63 %, 58 % имеющейся пашни не используется в производстве. Только по одной Магаданской области зарастает дикоросами 1 млн га земель сельскохозяйственного назначения. При этом посевы картофеля снизились на 32 % и овощей — на 9 %. Производство сельскохозяйственной продукции северных территорий переместилось (частично) в ЛПХ и КФХ, так как завозимая продукция желала быть лучше по качеству и дешевле по цене.

Разрушение предприятий и их производственного потенциала привело к сокращению посевов и их перемещению в хозяйства населения и КФХ. Формы хозяйствования в северных регионах не смогли в полной мере компенсировать сокращение посевов и поголовья животных на предприятиях (табл. 2).

В итоге на северных территориях сократилось производство сельскохозяйственной продукции и, прежде всего, продукции животноводства, наиболее необходимой в условиях проживания на Севере.

Производство скота и птицы в северных территориях сократилось на 52 %, молока — на 58 % и яйца — на 57 %. При этом отмечаются значительные различия между отдельными субъектами. Например, в Магаданской области соответственно на 96,2, 0,6 и 84,9 %. Это объясняется различными возможностями региональных бюджетов и различиями в аграрной политике регионов.

Производство на душу населения в северных территориях по сравнению с 1990 г. увеличилось: карто-

Таблица1

Динамика населения федерального округа, тыс. чел.

Территория Всего населения Сельское население

1990 г. 2010 г. 2010/1990 гг., в % 1990 г. 2010 г. 2010/1990 гг., в %

Российская Федерация 147022 142905 97,2 39063 37587 96,2

Дальневосточный Ф. О. 7950 6292 79,1 1923 1588 82,5

Республика Саха 1094 958 87,6 362 344 95

Камчатский край 472 322 68,2 88 73 82,9

Магаданская область 392 157 40,0 64 7 10,9

Сахалинская область 710 498 70,1 126 101 80,1

Чукотский авт. округ 164 51 31,1 45 18 40,0

Северные территории ДФО 2832 1986 70,1 685 543 79,3

Сев. тер. без Респуб. Саха 1738 1028 59,1 323 199 61,6

Таблица 2

Динамика пашни и посевов северных регионов, тыс. га

Территория Всего пашни Всего посевов Уровень использования

1990 г. 2011 г. 1990 г. 2011 г. 1990 г. 2011 г.

ДВ федеральный округ 3192,0 2409,4 2892,4 1473,5 90,6 61,1

Республика Саха 143,0 104,1 107,5 44,2 75,2 42,4

Камчатский край 69,0 64,2 64,9 22,3 94,0 34,7

Магаданская область 36,0 23,9 36,0 4,6 100,0 19,2

Сахалинская область 50,0 35,6 49,0 24,9 98,0 69,9

Чукотский авт. округ 0,1 0,1 0,1 - 100,0 -

Северные территории 298,1 227,9 257,5 96,0 86,4 42,1

Северные территории без Республики Саха 155,1 123,8 150,0 51,8 96,7 41,8

феля — на 23 %, овощей — на 33 % и составило 113 и 45 кг, в то же время производство мяса и молока сократилось на 40 % и яиц — на 38 %.

В каждом регионе федерального округа создались множество проблем, которые не решаются на местном уровне, а государство отстранилось от решения вопросов, возникших в результате перестройки и разрушительной приватизации.

Это усилило зависимость северных территорий от поставок продукции по импорту. Реализуемые в последние годы меры поддержки сельского хозяйства на государственном уровне не учитывают в полной мере особенности северных территорий и различные возможности северных регионов.

В итоге в аграрном секторе не формируются собственные источники устойчивого развития. Без субсидий, выплачиваемых из регионального и федерального бюджетов, сельскохозяйственные организации северных территорий все годы остаются убыточными при опережающем росте выручки по сравнению с ростом себестоимости. Прибыль полностью формируется за счет субсидий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для поддержания материально-технической базы и создания условий для простого воспроизводства ежегодные инвестиции в регионе необходимо увеличить на 54 % по сравнению со среднегодовыми показателями за 2006-2012 гг., а для обеспечения расширенного воспроизводства потребуются более значительные инвестиции.

Для расширенного воспроизводства с темпами до 2,5 % необходимо добиться рентабельности аграрного производства 18-20 %, для темпов выше 4% рентабельность должна составлять более 40 %, а инвестиции необходимо увеличить в 1,8-2 и 2,3-2,5 раза.

В действующих условиях сельскохозяйственные товаропроизводители не смогут обеспечить рост инвестиций за счет собственных доходов. Без активного участия государства данную проблему решить невозможно.

Для развития аграрного сектора северных регионов требуется реализация системы мер на различных уровнях управления. А именно:

— изучить проблемы модернизации сельского хозяйства, спланировать внедрение новой техники и новых технологий на базе исследований;

— принять Федеральный закон «О паритете цен и компенсации затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей, вызванных опережающим ростом цен на промышленные ресурсы и услуги»;

— ускорить принятие закона о территориях с неблагоприятными условиями ведения сельского хозяйства;

— стабилизировать подготовку и переподготовку кадров для работы в условиях Севера.

В Министерстве сельского хозяйства нужно создать фонд выравнивания экономических условий и выделять средства на разработку и реализацию обоснованных программ и проектов, обеспечивающих рост объемов и эффективности производства с учетом социальных стандартов жизни сельского населения.

Государство экономическими методами должно стимулировать развитие модернизации, кооперации и интеграции с привлечение частных инвестиций в аграрный сектор на условиях частно-государственного партнерства.

Основным условием формирования эффективной продовольственной безопасности и создания объединенной базы северных регионов является восстановление и ускорение развития местного сельского хозяйства, собственных и постоянных тыловых продовольственных баз, устойчивое наращивание объемов производства всех видов сельхозпродукции и качества продуктов питания. Для этого необходимо обратить серьезное внимание на собственное местное сельское хозяйство, систему тыловых продовольственных баз в этих регионах, создать собственный продовольственный комплекс, включающий переработку, базирующуюся на мощных индустриальных аграрных предприятиях и индустриальных агропромышленных узлах.

Необходимо сокращать зависимость северных регионов от импортного продовольствия путем ограничения его завоза системой квот, экономических мер и рычагов и параллель интенсивно наращивать производств собственной импортозамещающей продукции лучшего качества в местном сельском хозяйстве и тыловых продовольственных базах.

Предлагаем направление мероприятий на развитие сельского хозяйства в северных регионах. В связи со сложной обстановкой транспортной системы в северных регионах, существует прямая необходимость обеспечения населения свежими продуктами питания, которые были в этих регионах до разрушительной перестройки. Основная задача в этих регионах развитие агропромышленного комплекса: сельское хозяйство, оленеводство, возобновить забой морского зверя, пушной промысел, четко организовать переработку морепродуктов на побережье, а не отправлять за границу, а затем — выкупать эту продукцию по завышенным ценам. В связи с вышеизложенным, предлагаем:

а) ускорить принятие федерального закона «О северном оленеводстве» (проект федерального закона № 220824-3 находится на рассмотрении в Государственной Думе), в том числе рассмотреть вопрос по страхованию северных оленей и выплате компенсации за гибель оленей от стихийных бедствий и инфекционных заболеваний;

б) возмещать за счет средств федерального бюджета 80 % стоимости семян однолетних трав, завозимых в районы Крайнего Севера, (с учетом транспортных расходов);

в) возмещать транспортные расходы на доставку комбикормов из центральных районов страны в размере 100 %;

г) возмещать стоимость оплаты тепло- и электроэнергии, потребляемой для производственных нужд, в размере 50 %.

д) согласовать с регионами методику к порядку финансирования за счет средств федерального бюджета мероприятий Государственной программы

«Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.» учитывающих уровень дотации бюджетов субъектов РФ.

Обоснование. Высокая дотация областного бюджета не позволяет оказывать отрасли достаточную финансовую помощь. Отдаленность северных территорий и высокая транспортная составляющая предопределяет экономическую зависимость сельскохозяйственных товаропроизводителей от стоимости энергоресурсов, морского флота и железнодорожных тарифов. Сельскохозяйственные товаропроизводители северных регионов пока недостаточно защищены в системе рыночных отношений.

Предлагаемые меры способствовали бы развитию агропромышленного комплекса северных территорий, созданию на них благоприятных условий для деятельности сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, повышению уровня продовольственной безопасности.

Литература

1. Витязева В. А. Шесть «вечных» проблем в освоении Севера. 2009.

2. Винокуров А. Экономическая политика Центра на Севере.

3 Концепция проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации».

5. Кто на Севере крайний // Российская газета. 2007.

6. Рувиль В. С. Развитие традиционных промыслов биоресурсов прибрежных регионов Крайнего Севера Дальнего Востока : докторская диссертация. 2010.

7. Рувиль В. С. Рыбный и морской зверобойный промыслы в экономическом развитии прибрежных территорий Севера Дальнего Востока. М. : Росинформагротех, 2007. 107 с.

8. Материалы выступления губернатора Магаданской области на заседании Госдумы. Магадан, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.