МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ
УДК 336
Леонова Ю.Н.1
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА
«СПОРТ - НОРМА ЖИЗНИ»
Аннотация. Данная статья посвящена изучению проблемы повышения мотивации и приобщения населения органами государственной власти к регулярным занятиям физической активностью через реализацию федерального проекта «Спорт - норма жизни». Физическая культура и спорт обладают высоким политическим потенциалом, поэтому вопрос совершенствования деятельности является актуальным на протяжении значительного промежутка времени. Выявлены основные трудности реализации проекта на региональном уровне.
Ключевые слова: Федеральный проект «Спорт - норма жизни»; физическая культура и спорт; государственная политика; органы государственной власти; развитие; реализация; система управления.
Leonova U.
PRIORITY AREAS OF ACTIVITIES OF STATE AUTHORITIES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL PROJECT "SPORT - NORM OF LIFE"
Abstract. This article is devoted to the study of the problem of increasing motivation and involving the population by public authorities in regular physical activity through the implementation of the federal project "Sport is the norm of life". Physical culture and sports have a high political potential, so the issue of improving activities has been relevant for a significant period of time. The author identifies the main difficulties in implementing the project at the regional level.
Keywords: Federal project "Sport is the norm of life"; physical Culture and sport; public policy; government departments; development; implementation; control system.
На сегодняшний день эффективная реализация политики в области физической культуры и спорта способствует повышению заинтересованности граждан в занятиях спортом, и, как следствие, улучшает их здоровье и физическое состояние, а также даёт перспективную возможность демонстрации значимых результатов на международном уровне, и тем самым поднимает рейтинг среди других государств.
Физическая культура и спорт предполагает активный образ жизни, способствующий
укреплению здоровья каждого гражданина Российской Федерации, а именно определяет целостность населения как здоровую нацию, что говорит о положительном изменении демографической ситуации в стране.
Совершенствование системы управления ставит одной из важных задач управление физической культурой и спортом как формирование идеальной отраслевой модели, где компетенции, полномочия, функции и ответственность будут распределены и согласованы на трехуровневой системе управления.
1 Леонова Юлия Николаевна, магистрант, Среднерусский институт управления-филиал РАНХиГС, г. Орел, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Yulia Leonova, Graduate Student, Central Russian Institute of Management-branch of RANEPA, Orel, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Взаимодействие субъектов Российской Федерации является основой для развития спорта и спортивной культуры, а также влияет практически на все процессы и явления, в том числе социально-экономические. Поэтому особый интерес в рассмотрении результатов реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» представляет изучение государственного управления как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов Российской Федерации в области спорта и физической культуры.
Органы государственной исполнительной власти РФ занимают весомое положение в обеспечении благосостояния населения страны, что говорит о важности отслеживания изменений в системе функционирования и поддержания уровня жизни. Поэтому для определения динамики развития органы исполнительной власти РФ используют показатели эффективности деятельности органов, которые отражают положительные и отрицательные изменения в Российской Федерации.
Развитие субъектов Российской Федерации определяется национальными проектами, которые охватывают все сферы общественной жизни и взаимозависят друг от друга. Национальные проекты обсуждаются на заседаниях Правительства РФ, где определяются приоритетные направления улучшения и системные работы, назначаются ответственные лица и руководители, а также разрабатывается алгоритм реализации проектов и предварительные результаты.
Обеспечение социальной стабильности, продвижение массового спорта, а также создание условий для роста национального сознания являются основополагающей задачей органов государственной власти, взаимодействующих друг с другом. В Российской Федерации федеральный проект «Спорт - норма жизни» реализуется под руководством заместителя Министра спорта Российской Федерации М. В. Томиловой. Куратором данного проекта выступает заместитель Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец. Федераль-
ный проект должен быть реализован в срок с 01.01.2019 по 31.12.2024 года [1; 1].
Основная цель федерального проекта
- увеличение числа россиян, которые занимаются спортом и ведут активный образ жизни. Проект объединяет всех, кто хочет привнести в свою жизнь что-то новое, поставить здоровую и полноценную жизнь в собственный приоритет. Вовлеченность населения в массовый спорт ведет к укреплению здоровья, повышению средней продолжительности жизни и популяризации здорового образа жизни. Таким образом, физическое воспитание является неотъемлемой частью жизни каждого гражданина.
Достижение положительных и весомых результатов федерального проекта, целью которого является вовлечение граждан в занятия физической культурой и создание для всех категорий населения условий для занятий спортом, зависит от двух основных задач:
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (55%);
- повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта и подготовка спортивного резерва.
Рассмотрим динамику реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни» по основным задачам (Таблица 1).
Из вышеизложенных данных можно сделать вывод, что за предшествующие года невыполненным в установленный срок является единственный показатель. Несмотря на это, доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом (одна из основных задач), неуклонно растет и имеет следующие фактические значения:
- 2019 год - 42,3 % (плановое значение
- 40,3%) [2; 473];
- 2020 год - 45,4% (плановое значение
- 43,5%) [3; 85];
- 2021 год - 49,4% (плановое значение
- 45,2%) [4; 329];
- 2022 год - 53% (плановое значение
- 48%).
Таблица 1. Динамика реализации федерального проекта «Спорт - норма жизни»
Значение показателей (индикаторов), %
№ Наименование показателя (индикатора) 2019 год 2020 год 2021 год
план факт план факт план факт
1. Доля детей и молодежи в возрасте 3-29 лет,
систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности 80,3 83,9 81,9 85,3 83,1 88,7
детей и молодежи
2. Доля граждан среднего возраста (женщины в возрасте 30-54 лет, мужчины в возрасте
30-59 лет), систематически занимающихся 29,4 28 33,2 32,6 37,1 36,3
физической культурой и спортом, в общей
численности граждан среднего возраста
3. Доля граждан старшего возраста (женщины в возрасте 55-79 лет, мужчины в возрасте
60-79 лет), систематически занимающихся 10,6 11,1 12,6 14,2 15 17,2
физической культурой и спортом в общей
численности граждан старшего возраста
4. Уровень обеспеченности населения
спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта 54,7 55,7 57 57,3 58 60,6
Согласно опросу ВЦИОМ, более 60% жителей нашей страны любят заниматься физкультурой, а почти 40% делают это регулярно. Задачей государственной важности является доведение показателя до 55% к 2024 году. За последние пять лет до 78% населения России стало позитивно относиться к физической культуре и спорту, потому что число спортивных объектов в шаговой доступности заметно увеличилось - появились стадионы, площадки и спортивные клубы недалеко от дома. Для популяризации активного образа жизни и физической культуры проводятся, ставшие уже традиционными, массовые мероприятия, в которых принимают участие миллионы людей по всей России: «Лыжня России», «Оранжевый мяч», «Кросс Нации».
Одна из задач федерального проекта « Спорт - норма жизни» состоит в том, чтобы помочь жителям России реализовать свои желания, найти тот вид физической активности, который подойдет каждому. Благодаря реализации данного проекта в стране растет индикатор охвата жителей, вовлеченных в активные физические упражнения.
Так, в 2022 году участниками Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» стали более 19,2 миллионов граждан Российской Федерации, а более 6,3 миллионов человек завершили выполнение установленных нормативов и показали высокий уровень физической подготовки. Было открыто 397 спортивных объектов и введено в эксплуатацию 70 объектов, предназначенных для занятий физической культурой и спортом, поставлено 235 комплектов спортивного оборудования и инвентаря.
Один из приоритетов федерального проекта «Спорт - норма жизни» - это подготовка спортивного резерва. В рамках реализации проекта по всей стране вводятся в эксплуатацию спортивные объекты, соответствующие федеральным стандартам. Благодаря национальному проекту обустраиваются футбольные поля, катки, физкультурно-оздоровительные центры, спортивные школы олимпийского резерва обеспечиваются спортивным инвентарем и оборудованием. Большое внимание уделяется новому качеству подготовки спортивного резерва, квалифицированными специалистами в области физической культуры и спорта.
Таким образом, если резюмировать данные, полученные в ходе анализа, можно сделать вывод о том, что за четыре года реали-
зации проекта «Спорт - норма жизни» было приложено немало усилий для достижения плановых показателей, которые по окончанию каждого года были достигнуты. На данный момент проект демонстрирует следующие результаты:
1. Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляет 52,98% (прогнозное значение на конец года - 51,5%).
2. Уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, составляет 62,6% (прогнозное значение на конец года - 60%).
Во всех регионах, муниципалитетах в рамках федерального проекта «Спорт - норма жизни» созданы и реализуются собственные программы. Положительная динамика роста физической активности населения достигнута за счет учащихся, детей дошкольного возраста и молодежи. Также активными физическими упражнениями, такими как скандинавская ходьба, быстрая ходьба и длительные прогулки, увлекается зрелое население. Количество возрастных физкультурников растет в связи с появившейся доступностью спортивных сооружений и объектов.
В связи с реализацией федерального проекта «Спорт - норма жизни» возникает ряд проблем, связанных, в основном, с осуществлением задач проекта в регионах РФ, которые необходимо решить для достижения более весомых результатов. Следует выделить следующие основные проблемы:
- отсутствие общедоступного Интернет-источника информации о спортивных объектах на территории региона;
- необходимость развития профессионального спорта в регионах;
- недостаток качественной и оперативной статистики на региональном уровне;
- низкий процент поступающих в вузы на специальности, связанные с физической культурой и спортом.
Во-первых, в Интернете нет общедоступного источника информации о спортивных объектах на территориях регионов, который бы регламентировал расположение, план, вместимость спортивных сооружений, а так-
же текущие события, происходящие в каждом из них.
Во-вторых, следующая проблема напрямую зависит от органов государственной исполнительной власти, которыми отмечается недостаток качественной и оперативной статистики на региональном уровне. При этом современное планирование правового регулирования в данной сфере возможно в условиях высокой информированности общества и прозрачности деятельности власти.
В-третьих, необходимо также развивать профессиональный спорт в городах. Выпускники спортивных школ не имеют чёткой перспективы роста ввиду отсутствия в городе профессиональных спортивных клубов в трех самых популярных видах спорта в России: футболе, хоккее и баскетболе.
В-четвертых, проблема оттока молодых специалистов и низкий процент поступающих в вузы на специальности, связанные с физической культурой и спортом. Так как заработные платы в данной сфере невелики, то у большинства абитуриентов пропадает интерес к изучению физической культуры и спорта. В среднем заработная плата учителя физической культуры составляет 20-25 тысяч рублей, а тренеры свою профессию считают непостоянной, ведь здесь идет зависимость от набора тренируемых клиентов. Специальности, связанные с перспективой работы в качестве инструктора, массажиста и спортивного судьи, имеют низкий рейтинг у поступающих.
Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод о развитии сферы физической культуры и спорта в Российской Федерации. Достижение плановых показателей является положительным результатом развития, но не говорит о привнесении весомых результатов и достойном месте в мировом рейтинге в области физической культуры и спорта. Деятельность региональных органов государственной власти по реализации проекта направлена на выполнение и перевыполнение главных задач проекта. За последние четыре года плановые показатели данного проекта достигаются в полном объеме, но это не повод оставлять нерешенные проблемы.
Отсутствие Интернет-ресурса общедоступного пользования с перечнем спортивных объектов на территориях регионов предпола-
гает неудобство в поиске места физической активности граждан. Для устранения данной проблемы необходимо внедрить Интернет-платформу, на которой будет присутствовать актуальная и структурированная информация о спортивных объектах: местоположение, проводимые мероприятия, тренерский состав и описание работающих секций.
Решением проблемы развития профессионального спорта в регионах может стать поиск спонсоров или муниципальное финансирование. Функционирующий профессиональный спортивный клуб привлечет население к занятиям спорту, а также расширит границы взаимодействия между регионами, так как выпускники школ смогут играть на профессиональном уровне за региональные команды. Дополнительным плюсом будет служить повышение туристического имиджа региона и страны.
Органами государственной исполнительной власти отмечается недостаток качественной, эффективной и оперативной статистики на региональном уровне. При этом современное планирование правового регулирования в спортивной сфере возможно в условиях высокой информированности общества и прозрачности деятельности органов власти, в связи с чем актуальными направлениями развития законодательства являются:
- оценка качественных показателей вовлечения населения в спорт, по которым на текущий момент не организован надлежащий сбор статистической информации;
- мониторинг интересов детей и молодежи, граждан среднего возраста и граждан старшего возраста, как основной целевой группы, на деятельность которой и направлен проект «Спорт - норма жизни»;
- расширение объема и качества услуг.
Для решения немаловажной и присутствующей на протяжении значительного промежутка времени проблемы оттока молодых специалистов и низкого процента абитуриентов, поступающих в вузы на специальности, относящиеся к физической культуре и спорту, следует предложить несколько вариантов:
- для повышения процента поступающих на специальности, связанные с физической культурой и спортом, следует поднять баллы, начисляемые за сдачу нормативов ГТО;
- посредством пропаганды здорового образа жизни и престижа профессии, связанной с физической культурой и спортом, привлекать школьников;
- для предотвращения оттока молодых специалистов в другие регионы РФ следует обеспечить трудоустройство выпускникам вузов в области физической культуры и спорта;
- для привлечения молодых кадров в сферу физической культуры и спорта следует наладить взаимодействие с центром занятости населения.
Проведенное исследование, включающее анализ текущего этапа реализации различных государственных программ в сфере физической культуры и спорта, является инструментом для развития государственного управления в этой сфере. Развитие физической культуры и спорта является перспективным, обладает большим потенциалом для внедрения различных нововведений, ведет к повышению эффективности государственного управления.
Федеральный проект «Спорт - норма жизни» - это часть масштабного проекта «Демография». Проект объединяет всех, кто хочет привнести в свою жизнь что-то новое, поставить здоровую и полноценную жизнь в собственный приоритет. В последнее время государственное управление вывело значимость культуры спорта на новый этап в её развитии благодаря смене общественных приоритетов.
Работа по развитию физической культуры и спорта берёт свое начало еще в 1993 году и по настоящее время продолжает реализовы-вать направления государственной политики.
В последнее десятилетие физическая культура и спорт стали популярны не только среди молодежи, но и среди взрослого поколения. Следует отметить, что благодаря реализации государственной политики, направленной на вовлечение населения в спорт через СМИ и сеть Интернет, забота граждан о своём здоровье повысилась. Пропаганда поддержания и развития своих физических способностей как необходимая забота о себе и своём здоровье стала толчком к выходу на существенно более высокий уровень государственного планирования и управления, которые должна привести к повышению уровня жизни граждан, независимо от возможных ограничений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Паспорт федерального проекта «Спорт - норма жизни» [Электронный ресурс]. URL: http:// minsport.gov.ru/2019/doc/Pasport-federalnogo-proekta.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
2. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2019 год [Электронный ресурс]. URL: http://minsport. gov.ru/2019/doc/OtchetGP_RFKiS-2019.pdf (дата обращения: 16.03.2023).
3. Доклад на заседании итоговой коллегии Министерства спорта Российской Федерации «Об итогах деятельности в 2020 году и задачах на 2021 год» [Электронный ресурс]. URL: https:// www.minsport.gov.ru (дата обращения: 16.03.2023).
4. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: http://minsport. gov.ru (дата обращения: 16.03.2023).
5. Мусин И.Н. Государственная политика в области физической культуры и спорта в современной России: проблемы и перспективы // Реформы в России и проблемы управления - 2019: сб. трудов конф. М., 2019. С. 37-41.
6. Трусова В.А. Разработка предложений по совершенствованию механизма реализации государственной политики в области физической культуры и спорта // Вестник современных исследований. 2019. № 1.6. С.358-366.
7. Новиков Г.В. Совершенствование реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта // Государственное и административное управление, право, циф-ровизация в экономике, бизнесе, культуре и образовании: молодежный взгляд: сб. трудов конф. М., 2021. С.130-133.
8. Ермолаев А.П. Анализ современных социально-экономических условий развития физической культуры // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2019. № 31. С. 151-156.
9. Свечкарев В.Г. Современные приоритеты развития государственной политики в области физической культуры и спорта // Научные известия. 2020. № 18. С. 57-61.
10. Каинков И.В. Государственная политика в области физической культуры и спорта в Российской Федерации // Актуальные вопросы современной науки и образования: сб. трудов конф. Пенза, 2020. С. 102-104.
11. Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 49. Ст. 7958.
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Passport of the federal project "Sport is the norm of life" [Electronic resource]. URL: http:// minsport.gov.ru/2019/doc/Pasport-federalnogo-proekta.pdf (date of access: 03/15/2023).
2. Report on the implementation of the state program of the Russian Federation "Development of physical culture and sports" for 2019 [Electronic resource]. URL: http://minsport.gov.ru/2019/ doc/0tchetGP_RFKiS-2019.pdf (date of access: 03/16/2023).
3. Report at the meeting of the final board of the Ministry of Sports of the Russian Federation "On the results of activities in 2020 and tasks for 2021" [Electronic resource]. URL: https://www. minsport.gov.ru (date of access: 03/16/2023).
4. Report on the implementation of the state program of the Russian Federation "Development of physical culture and sports" for 2021 [Electronic resource]. URL: http://minsport.gov.ru (date of access: 16.03.2023).
5. Musin I.N. State policy in the field of physical culture and sports in modern Russia: problems and prospects // Reforms in Russia and problems of management - 2019: proceedings of conf. M., 2019. Pp. 37-41.
6. Trusova V.A. Development of proposals for improving the mechanism for the implementation of state policy in the field of physical culture and sports // Bulletin of Modern Studies. 2019. No. 1.6. Pp. 358-366.
7. Novikov G.V. Improving the implementation of state policy in the field of physical culture and sports // State and administrative management, law, digitalization in the economy, business, culture and education: youth view: proceedings of conf. M., 2021. Pp. 130-133.
8. Ermolaev A.P. Analysis of modern socio-economic conditions for the development of physical culture // Psychology and pedagogy: methodology and problems of practical application. 2019. No. 31. Pp. 151-156.
9. Svechkarev V.G. Modern priorities in the development of state policy in the field of physical culture and sports // Scientific news. 2020. No. 18. Pp. 57-61.
10. Kainkov I.V. State policy in the field of physical culture and sports in the Russian Federation // Topical issues of modern science and education: coll. proceedings of conf. Penza, 2020. Pp. 102-104.
11. Decree of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 No. 3081-r "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2030" // SZ RF. 2020. No. 49. Art. 7958.