Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЧАСТНОПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЧАСТНОПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / UTILITIES / ПОТРЕБИТЕЛИ КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / CONSUMERS OF COMMUNAL RESOURCES / PROTECTION OF CONSUMERS RIGHTS IN THE PROVISION OF PUBLIC SERVICES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бадмаева Ирина Александровна

В статье раскрывается социальная значимость защиты прав потребителей при оказании коммунальных услуг. Автор определяет формы и способы частноправовой защиты потребителей коммунальных ресурсов; выделяет преимущества использования средств гражданско-правовой защиты как приоритетного направления общегосударственной политики в исследуемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities for the Department of consumer protection in the delivery of public services

The article deals with the social importance of the protection of the rights of consumers in the provision of public services. The author defines the forms and methods of the Department of consumer protection, communal resources; highlights the advantages of using civil remedies as public policy priority in the study area.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЧАСТНОПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЧАСТНОПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ БАДМАЕВА Ирина Александровна,

аспирантка ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б Городовикова». E-mail: irabadmaeva@mail.ru

Краткая аннотация: в статье раскрывается социальная значимость защиты прав потребителей при оказании коммунальных услуг. Автор определяет формы и способы частноправовой защиты потребителей коммунальных ресурсов; выделяет преимущества использования средств гражданско-правовой защиты как приоритетного направления общегосударственной политики в исследуемой сфере.

Abstract: the article deals with the social importance of the protection of the rights of consumers in the provision of public services. The author defines the forms and methods of the Department of consumer protection, communal resources; highlights the advantages of using civil remedies as public policy priority in the study area.

Ключевые слова: коммунальные услуги; потребители коммунальных ресурсов, защита прав потребителей при оказании коммунальных услуг.

Keywords: utilities; consumers of communal resources, protection of consumers ' rights in the provision of public services.

Особая социальная значимость сферы жилищно-коммунальных услуг и как следствие применение к регулированию данной сферы норм как частноправового, так и публично-правового характера обуславливают межотраслевой характер защиты прав потребителей коммунальных услуг. На уровне государства вопрос защиты прав потребителей коммунальных услуг решается совершенствованием законодательной базы, а также надзором и контролем сферы коммунальных правоотношений.

За последние десятилетия Российская Федерация активно регулирует коммунальные правоотношения путем принятия новых законов и подзаконных актов, содержащие требования, предъявляемые к водоснабжению и водоотведению, теплоснабжению, решается задача капитального ремонта многоквартирных домов и многое другое. Правительство РФ привело в изменение работу управляющих организаций путем ввода новых норм и требований, определяющих минимальный стандарт сервиса, который управляющая компания обязана предоставить своим потребителям1.

При совершенствовании законодательства, Правительство РФ ставит следующие цели:

- ликвидировать с рынка коммунальных услуг недобросовестных участников правоотношений;

- добиться эффективной системы управления многоквартирными домами;

- разработать и установить четкие требования к качеству и порядку предоставления коммуналь-

1 Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70279374/#ixzz5RGHSjAoi

ных услуг, а также определить уровень ответственности за их нарушение;

- получить дополнительный инструмент, который бы стал опорным рычагом при управлении многоквартирными домами;

- разрешить насущный вопрос кадрового состава управления многоквартирными домами;

- планируется создать единый информационный ресурс, который бы позволил гражданам получать наиболее полную и достоверную информацию о видах коммунальных услуг, порядке их предоставления, объема, стоимости и так далее. Ведь из-за правовой неграмотности, незнания потребителями своих прав и обязанностей происходит произвол со стороны недобросовестных организаций коммунального комплекса и организаций, осуществляющих управление этими домами.

Указанные обстоятельства предопределяет юрисдикционную и неюрисдикционную формы защиты гражданских прав в процессе реализации юридической процедуры применения мер гражданско-правовой ответственности к исполнителю коммунальных услуг.

Как нам представляется, неюрисдикционная форма защиты гражданских прав является наиболее приемлемой формой как для потребителя, так и для допустившего нарушения исполнителя коммунальных услуг. Преимущества данной формы для потребителя заключаются в возможных сокращениях сроков восстановления нарушенных прав, а также низкий уровень затрат, осуществляемых в неюрисдикционной форме. Указанные преимущества являются причиной того, что неюрисдикционная форма защиты гражданских предполагает в своей реализации наличие только таких этапов, как направление претензии исполнителю

коммунальных услуг о возмещении причиненных убытков, уплаты неустойки, компенсации морального вреда и добровольное удовлетворение предъявленных требований исполнителем, что и объясняет преимущества рассматриваемой формы для последнего.

Юрисдикционная форма защиты гражданских прав в отношениях по предоставлению коммунальных услуг предполагает прохождение многочисленных стадий юридической процедуры применения мер гражданско-правовой ответственности, что увеличивает сроки восстановления нарушенных прав, а также лишает участников рассматриваемых отношений самостоятельности в разрешении возникших противоречий.

В соответствии с действующим жилищным законодательством Российской Федерации, основная роль в разрешении жилищно-правовых споров и защите жилищных прав граждан отводится органам судебной власти. На основании этого, судебный порядок применения мер гражданско-правовой ответственности необходимо выделять в качестве самостоятельной стадии юридической процедуры применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушения, допущенные исполнителем коммунальных услуг. Однако, учитывая особенности процессуального законодательства, а также законодательства об исполнительном производстве и характера применяемых судами обеспечительных мер, которые, безусловно, исполнитель коммунальных услуг принимает во внимание, на практике участились случаи добровольного восстановления исполнителем коммунальных услуг нарушенных прав и возмещения причиненного потребителю вреда в ходе рассмотрения судами гражданских дел соответствующего характера. Указанная особенность обусловила в доктрине жилищного права характеристику данной стадии юридической процедуры применения мер гражданско-правовой ответственности за нарушения в предоставлении коммунальных услуг как необязательной.

По нашему мнению наиболее эффективным методом восстановлением нарушенных прав является обращение в суд. Однако, это - не самый оперативный способ восстановления нарушенных прав, поскольку, зачастую, представители Роспотребнадзора отказываться участвовать в судебных заседаниях под «благовидным предлогом» и выполнять свои полномочия по даче заключения по иску потребителя.

Наиболее эффективным в виду возложенных на них полномочий и сложившейся практики, видится

обращение заинтересованного лица в государственную жилищную инспекцию, как наиболее специального органа по надзору за защитой прав потребителей в сфере жилищных правоотношений.

Право граждан на обращения лично и путем составления определенного документов закреплено в Конституции Российской Федерации и является действенной нормой защиты его прав, в том числе и в жилищно-коммунальной сфере. Потребители могут обращаться в Роспотребнадзор, жилищные инспекции, в органы местного самоуправления и прокуратуру. Все обращения граждан законодатель делит на предложения, заявления и жалобы.

Законодательные основы защиты прав потребителей в жилищно-коммунальной сфере имеют свое развитие в отдельных нормативно-правовых актах, регулирующих отношения между потребителями и ресурсоснабжающей организацией в сфере ЖКХ, в частности: Закон о защите прав потребителей; Гражданский кодекс РФ; Жилищный кодекс РФ; отдельные постановления Правительства РФ, в частности, Правила предоставления коммунальных услуг и Правила содержания общего имущества.

Отношения, возникающие между потребителями и услугодателями в сфере ЖКХ, основаны на заключении договоров (договор управления, на техническое обслуживание, подряда, энергоснабжения и т.п.).

На отношения между УО и собственниками жилых помещений в МКД распространяется Закон о защите прав потребителей.

Так, в п. 7 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 12 июля 2017 г., указано: «...граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей»1.

Вместе с тем в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 22 подчеркнуто, что Закон о защите прав потребителей нужно применять лишь в части, не урегулированной специальными законами2.

1 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9, 2018

2 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого граж-

Общие законодательные положения сводятся к следующим моментам:

Во-первых, условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с нормами закона или иного правового акта в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (ст. 16 Закона о защите прав потребителей).

Во-вторых, потребители имеют право на качественные услуги, которые они оплачивают в полном объеме (ст. 4 Закона о защите прав потребителей). Потребители также имеют право на справедливый расчет стоимости услуг.

В-третьих, при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям и пригодную для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Обеспечивая качество предоставляемых потребителю услуг, исполнитель обязан обеспечить и их безопасность (ст. 7 Закона о защите прав потребителей). Потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняла вред имуществу потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными (своевременный вывоз мусора или чистка мусоропровода, чистка кровли от снега и наледи в зимний период, выполнение ремонта с использованием качественных и безопасных строительных материалов и т.д.).

В целом нормативно-правовая база, являющаяся основой защиты прав потребителей имеет разветвленную структуру и представлена многочисленными законодательными актами. В частности, отдельные положения посвященные правоохране потребителей представлены в кодифицированных актах частноправовой направленности (ГК РФ, ЖК РФ).

Гражданско-правовая ответственность за нарушения при оказании жилищно-коммунальных услуг всегда имела и будет иметь свою актуальность, обусловленную тем, что одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации является

данами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 8. - август, 2017

обеспечение жилищных прав граждан. На сегодняшний день такая актуальность обусловлена государственной программой Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»1, в ходе реализации которой обращается особое внимание на гражданско-правовую ответственность организации, осуществляющей деятельность в сфере жилищно-коммунальных услуг.

Под ответственностью исполнителя можно понимать совокупность мер, выражающихся в дополнительных имущественных обременениях, направленных на возмещение вреда, причиненного неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей в сфере управления, содержания и эксплуатации жилищного фонда, а также в сфере обеспечения бытовых удобств граждан при проживании в жилых поме-щения2

В соответствии с указанными ранее Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, ответственность за нарушения, допущенные стороной, предоставляющей коммунальных услуг, несет исполнитель. К таким лицам принято относить организации, осуществляющие управление имуществом: управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищные и жилищностроительные кооперативы, которые взаимодействуют с ресурсоснабжающей организацией В случае предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения), в качестве исполнителя может выступать организация, которая в интересах собственника и от своего имени заключает соответствующий договор с ресурсоснабжающей организацией, или непосредственно ресурсоснабжаю-щая организация.

Описанная особенность состава участников гражданских отношений по предоставлению коммунальных услуг обуславливает особенность ответственности исполнителя, выраженную в несоразмерной ответственности ресурсоснабжающей организации перед организацией, которая осуществляет управле-

1 Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710 (ред. от 09.02.2019) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 26.03.2019)

2 Корнеева И. Л. Жилищное право Российской Федерации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Л. Корнеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. С. 340.

ние многоквартирным домом, и ответственности последней перед потребителями коммунальных услуг. Представляется, что указанная конструкция противоречит обязанностям организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, по обеспечению соблюдения прав и законных интересов собственников помещений и представлению их интересов (Михайлов Д.И. Правовая природа отношений по предоставлению коммунальных услуг // Вестник экономической безопасности. - 2010. - №10. С. 32-37). Дело в том, что прежде чем оказывать потребителю коммунальные услуги, исполнитель осуществляет предварительную оплату коммунальных ресурсов, предоставляемых ресурсо-снабжающей организацией, но еще неоплаченных потребителем. Таким образом, при перепродаже потребителям приобретенных у ресурсоснабжающей организации ресурсов исполнитель коммунальных услуг отстаивает, во-первых, собственные интересы, а, во-вторых интересы ресурсоснабжающей организации.

Представляется, что существует необходимость законодательного закрепления запрета на включение в договор предоставления коммунальных ресурсов авансовых платежей в пользу ресурсоснаб-жающей организации со стороны организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.

Также не исключены случаи неоплаты коммунальных услуг потребителем. В таких ситуациях организация, осуществляющая управление многоквартирным домом покрывает такую неоплату под угрозой прекращения предоставления ресурсоснаб-жающей организацией коммунальных ресурсов. Указанная особенность также отражает различия в ответственности гражданина-потребителя коммуналь-

Библиография:

ных ресурсов перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, и ответственности организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, перед ресурсоснабжающими организациями за неоплату или просрочку оплаты коммунальных услуг.

В связи с этим представляется необходимым внесения изменений в действующее законодательство в сфере коммунальных услуг относительно вопроса установления непосредственной гражданско-правовой ответственности потребителя коммунальных услуг перед ресурсоснабжающей организацией за неоплату или просрочку оплаты поставленных коммунальных ресурсов, а не к организации, осуществляющей непосредственное управление многоквартирным домом.

Традиционный состав гражданского правонарушения прослеживается и при совершении правонарушений исполнителем коммунальных услуг. К необходимым элементам состава гражданского правонарушения в рассматриваемой области относятся противоправные действия, наличие вреда и причинной связи между ними, вина исполнителя.

В соответствии с действующим законодательством, нарушения, допущенные исполнителем коммунальных услуг, могут выражаться в предоставлении некачественных коммунальных услуг, непредоставлении потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах. В качестве последствий допущенных нарушений, за которые исполнитель коммунальных услуг также несет ответственность, рассматриваются вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, причиненные потребителю убытки, а также причиненный моральный вред.

1. Корнеева И. Л. Жилищное право Российской Федерации : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / И. Л. Корнеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. С. 340

2. Михайлов Д.И. Правовая природа отношений по предоставлению коммунальных услуг // Вестник экономической безопасности. - 2010. - №10. С. 32-37

3. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 9. - сентябрь, 2018

4. Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 (ред. от 09.02.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения 26.03.2019)

5. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами» [Электронный ресурс] // Режим досту-па:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70279374/#ixzz5RGHSjAoi

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 8. - август, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.