Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА)'

СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / UTILITIES / РЕСУРСОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / RESURSOSNABZHAYUSCHAYA ORGANIZATION / ПОТРЕБИТЕЛИ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ / CONSUMERS OF PUBLIC SERVICES / ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / CONSUMER RIGHTS / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL GOVERNMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комаров С. С.

В статье рассматривается комплекс вопросов сферы гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с предоставлением коммунальных услуг собственникам жилых помещений. Анализируя отношения, возникающие между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, автор показал, что если собственниками многоквартирного дома не было реализовано решение о выборе способа управления многоквартирным домом, организация управления им относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом даже в случае возложения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг на подконтрольные организации, ответственность за качество этих услуг несут должностные лица органа местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF LEGAL RELATIONS TO PROVIDE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES (CIVIL RIGHTS)

The article deals with complex issues in the field of civil legal relations arising in connection with the provision of public services to the owners of residential premises. By analyzing the relationship between consumers and performers of public services, the author showed that if the owners of the apartment building was not implemented the decision about choosing a method of controlling the apartment building, the organization of management is the responsibility of local authorities. However, even in the case of imposing the duty to provide public services to the controlled organization, responsible for the quality of these services are officials of the local government.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ЖИЛИЩНО- КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА)»

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

УДК 347.191.43

КОМАРОВ С.С.

СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ (ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА)

Ключевые слова: коммунальные услуги, ресурсоснабжающая организация, потребители коммунальных услуг, права потребителей, органы местного самоуправления

В статье рассматривается комплекс вопросов сферы гражданско-правовых отношений, возникающих в связи с предоставлением коммунальных услуг собственникам жилых помещений. Анализируя отношения, возникающие между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, автор показал, что если собственниками многоквартирного дома не было реализовано решение о выборе способа управления многоквартирным домом, организация управления им относится к компетенции органов местного самоуправления. При этом даже в случае возложения обязанностей по предоставлению коммунальных услуг на подконтрольные организации, ответственность за качество этих услуг несут должностные лица органа местного самоуправления.

KOMAROV, S.S.

SUBJECTS OF LEGAL RELATIONS TO PROVIDE HOUSING AND COMMUNAL SERVICES (CIVIL RIGHTS)

Keywords: utilities, resursosnabzhayuschaya organization, consumers of public services, consumer rights, local governments

The article deals with complex issues in the field of civil legal relations arising in connection with the provision of public services to the owners of residential premises. By analyzing the relationship between consumers and performers of public services, the author showed that if the owners of the apartment building was not implemented the decision about choosing a method of controlling the apartment building, the organization of management is the responsibility of local authorities. However, even in the case of imposing the duty to provide public services to the controlled organization, responsible for the quality of these services are officials of the local government.

Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами, на основании договора,

содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Cуществует несколько участников договорных отношений:

- ресурсоснабжающая организация (далее - РСО) и исполнитель;

- исполнитель и потребитель.

Исполнителем коммунальных услуг, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг [1], признается юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Исполнитель должен предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу. Отношения между гражданами-потребителями и организациями-исполнителями строятся на основании заключаемых между ними договоров. При этом исполнители обязаны для удовлетворения потребностей в коммунальных услугах, со своей стороны, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Для того, чтобы не нарушать своих обязанностей по доставке коммунальных ресурсов потребителю, они должны самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять полученные заявки потребителей.

Правила предоставления коммунальных услуг, принятые в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», устанавливают круг обязанностей исполнителя коммунальных услуг по отношению к потребителям (разд. IV Правил предоставления коммунальных услуг). За нарушение прав потребителей (например, на информацию об исполнителе, об услугах и пр.) предусмотрена административная ответственность.

Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг, коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном законодательством, на основании договора, содержащего условия оказания коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с

собственником жилого помещения. При этом обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями [2] (п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг).

Ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.

Потребителем жилищно-коммунальных услуг является каждый человек, проживающий в жилом помещении. Соответственно, качество оказываемых услуг касается непосредственно любого субъекта жилищных правоотношений, однако недостаточная информированность населения, а также низкая правовая культура, не позволяют в достаточной мере способствовать формированию обширной правоприменительной практики в отношении реализации правовых гарантий осуществления гражданских прав и обязанностей субъектами в сфере предоставления этих услуг [3].

Потребителями жилищно-коммунальных услуг являются граждане, которые имеют жилищные права (право собственности на квартиру или дом, право пользования жильем по договору социального найма, право пользования служебным жильем и другие).

Закон «О защите прав потребителей» действует в отношении коммунальных услуг, оказываемых потребителям соответствующими службами или организациями, даже если гражданин состоит в них на основе членства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Кроме того, на данные органы возложена и обязанность контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда [4].

Необходимо отметить, что исполнитель коммунальных услуг определяется исходя из выбранного способа управления многоквартирным домом. Однако не во всех случаях такой способ выбран.

Статьей 18 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» [5] установлено, что орган местного самоуправления, в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ, проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.

Таким образом, в случае, если собственниками многоквартирного дома не было реализовано решение о выборе способа управления многоквартирным домом, организация управления многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления [6]. К организации управления такими домами относится, в том числе, предоставление коммунальных услуг.

Для оказания коммунальных и иных услуг органы местного самоуправления создают подконтрольные организации, зачастую это муниципальные унитарные предприятия, которым передается необходимая материальная база.

Согласно части 2 статьи 18 указанного выше закона ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII ЖК РФ.

Таким образом, созданные органами местного самоуправления предприятия являются исполнителями коммунальных услуг вплоть до момента выбора способа управления многоквартирным домом. Однако на практике складывается иная ситуация.

Перечень услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме содержится в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491. Основанием возникновения правоотношений в жилищно-коммунальной сфере является договор, который должен быть заключен между исполнителем и потребителем. Однако такие договора зачастую не заключаются, а предприятия взимают плату за содержание общего имущества многоквартирного дома по перечню услуг, утвержденному органом местного самоуправления, который не соответствует перечню, указанному в Правилах содержания общего имущества.

В качестве примера можно привести следующий случай. Так, в отношении директора МУПа было вынесено постановление об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений), поскольку в нарушение п.11 Правил содержания общего имущества и п.3.2.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, у входных дверей в многоквартирные дома имелась наледь. Обязанность по содержанию и ремонту многоквартирных домов на МУП возложена нормативным актом органа местного самоуправления.

Жилищная инспекция прекратила производство по делу в связи с отсутствием в деяниях директора состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, указав, что МУП не является исполнителем коммунальных услуг, поскольку отсутствуют подтверждающие это документы. Минэкономразвития в разъяснениях указывает, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома не может быть возложена нормативным актом органа местного самоуправления.

Указанная ситуация существенным образом ущемляет права потребителей на получение услуг по содержанию общего имущества в полном объеме. Более того, не имеется единой практики определения в подобных ситуациях исполнителя услуг для привлечения его к предусмотренной законом ответственности [7].

На наш взгляд, так как организация управления многоквартирным домом до выбора собственниками способа управления лежит на органе местного самоуправления, то обязанность по предоставлению коммунальных услуг и содержанию общего имущества в установленном порядке лежит на органе МСУ. Таким образом, орган местного самоуправления, возлагая обязанности на МУПы по оказанию указанных услуг в неполном объеме, является их исполнителем в остальной части.

Возложение указанных обязанностей на подконтрольные организации в неполном объеме, должно вести к привлечению к ответственности должностных лиц органа местного самоуправления [8]. В противном случае изложенная выше ситуация ведет к нарушению прав потребителей

Литература и источники

1. Постановление Правительства РФ от 23.05.2006г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» // Российская газета. 2006. 1 июня

2. См. напр.: Абесалашвили М.З. Роль акта приемки-передачи в договоре аренды недвижимого имущества. Региональная политика в России на современном этапе. Майкоп, 2010. С.7-11.

3. См.: Баранова Н.Д. Правовые гарантии при осуществление гражданских прав и обязанностей субъектами жилищных правоотношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг // Адвокат. 2010. №5. С. 34-48.

4. Никонорова Е.С. Статья 7.22 КОАП в регулировании жилищных правоотношений // Административное право. 2010. №4. С. 83-94.

5. Федеральный закон от 29.12.2004 №189-ФЗ (ред. от 30.07.2010) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) // Собрание законодательства РФ. 2005. №1 (часть 1). Ст. 15.

6. Письмо Минэкономразвития РФ от 19.01.2010 №Д23-105 «Об управлении многоквартирными домами» // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2010. №3.

7. См.: Абесалашвили М.З. Альтернативные формы управления многоквартирными домами // Право и практика. Краснодар. 2009. №1. С.13-18.

8. Габараева Н.В., Эртель А.Г. Судебный контроль при реализации мер административного принуждения // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. №1. С.52-63.

Комаров С.С. - аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Волгоградской академии государственной службы (skomarov@mail.ru) Komarov, S.S. - Graduate student of civil-law disciplines of the Volgograd Academy of Public Administration

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.