Научная статья на тему 'Отдельные вопросы распространения потребительского законодательства на регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Отдельные вопросы распространения потребительского законодательства на регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
637
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ЖИЛИЩНЫЕ УСЛУГИ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / PROTECTION OF THE RIGHTS OF CONSUMERS / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / PUBLIC UTILITIES / HOUSING SERVICES / CONSUMER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Комаров С. С.

Статья посвящена довольно актуальной проблеме, связанной с осуществляемой реформой жилищно-коммунального хозяйства. Выработка оптимальных способов правового регулирования отношений по коммунальному обслуживанию населения продолжает оставаться основным направлением деятельности законодателя, особенно в плане обеспечения прав и интересов слабой стороны потребителей жилищно-коммунальных услуг. В статье рассматриваются вопросы относительно законодательных критериев распространения потребительского законодательства на сферу оказания жилищно-коммунальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual questions of distribution of the consumer legislation on regulation of relations in housing and communal services sphere

Article is devoted enough actual problem connected with carried out reform of housing and communal services. Development of optimum ways of legal regulation of relations on population public service continues to remain the basic line of activity of the legislator, especially in respect of maintenance of the rights and interests of weakness consumers of housing-and-communal services. In article questions concerning legislative criteria of distribution of the consumer legislation on sphere of rendering of housing-and-communal services are considered.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы распространения потребительского законодательства на регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

3.19. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОКОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Комаров С.С., аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин. Место учебы: Волгоградская академия государственной службы.

Аннотация: Статья посвящена довольно актуальной проблеме, связанной с осуществляемой реформой жилищно-коммунального хозяйства. Выработка оптимальных способов правового регулирования отношений по коммунальному обслуживанию населения продолжает оставаться основным направлением деятельности законодателя, особенно в плане обеспечения прав и интересов слабой стороны - потребителей жилищно-коммунальных услуг. В статье рассматриваются вопросы относительно законодательных критериев распространения потребительского законодательства на сферу оказания жилищно-коммунальных услуг.

Ключевые слова: защита прав потребителей, жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальные услуги, жилищные услуги, потребитель.

INDIVIDUAL QUESTIONS OF DISTRIBUTION OF THE CONSUMER LEGISLATION ON REGULATION OF RELATIONS IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES SPHERE

Komarov S.S., postgraduate student at civil law disciplines chair. Place of study: Volgograd academy of public services.

Annotation: Article is devoted enough actual problem connected with carried out reform of housing and communal services. Development of optimum ways of legal regulation of relations on population public service continues to remain the basic line of activity of the legislator, especially in respect of maintenance of the rights and interests of weakness - consumers of housing-and-communal services. In article questions concerning legislative criteria of distribution of the consumer legislation on sphere of rendering of housing-and-communal services are considered.

Keywords: protection of the rights of consumers, housing and communal services, public utilities, housing services, consumer.

Конституция РФ 1993 г. провозгласила Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). К важнейшим характеристикам социального государства относится создание благоприятных и безопасных условий проживания граждан. Механизм обеспечения данных условий заложен в настоящее время в ЖК РФ.

Именно неэффективность функционирования прежней системы жилищно-коммунального хозяйства с переходом на новые хозяйственные методы и рыночные отношения, вызвала необходимость ее существенного реформирования. Следствие чего - появление в жилищно-коммунальной сфере хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и формирование сложных многосторонних взаимоотношений.

Происходящее реформирование жилищно-

коммунального хозяйства направлено на развитие конкуренции между исполнителями, и как следствие, повышение качества коммунальных услуг.

В настоящее время отношения с участием потребителей жилищно-коммунальных услуг регулируются целым рядом нормативных правовых документов, в том числе ГК РФ, ЖК РФ, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей»1 (далее - Закон «О защите прав потребителей»).

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК РФ, регулируются и специальными законами Российской Федерации (к которым можно отнести ЖК РФ), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» может применяться в части, не противоречащей ГК РФ и специальному закону (данный нормативно -правовой акт в настоящее время отсутствует). Общие положения Закона о защите прав потребителей о праве граждан на предоставление информации, о возмещении морального вреда, об альтернативной подсудности и освобождении от уплаты государственной пошлины распространяются на отношения в сфере ЖКХ.

Согласно ст. 38 Закона о защите прав потребителей в отношении бытового и иных видов обслуживания потребителей применяются правила бытового и иных видов обслуживания потребителей (правила выполнения отдельных видов работ и правила оказания отдельных видов услуг), утвержденные Правительством РФ.

В частности, в соответствии со ст. 157 ЖК РФ Правительство Российской Федерации в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг Постановлением от 23 мая 2006 года № 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила). Действует также Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»2.

Минрегион России в Письмах от 29 ноября 2007 года № 21492-СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями» и от 13 февраля 2007 года № 2479-РМ/07 «О применении пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг...» указывает на необходимость соответствия условий договоров с ресурсоснабжающими организациями Правилам предоставления коммунальных услуг в части: прав и обязанностей сторон договора; порядка подачи коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод); требований к качеству коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод); условий оплаты коммунальных ресурсов и водоотведения (приема (сброса) сточных вод); ответственности сторон договора; оснований и порядка приостановления или ограничения подачи коммунальных ресурсов. Таким образом, существующие правила предоставления отдельных коммунальных услуг (правила поставки газа3, правила

1 СЗ РФ. - 1996. - N 3. - Ст. 140.

2 См.: Российская газета. 2006. - № 184.

3 См.: Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 5 февраля 1998

пользования системами коммунального водоснабжения

4 \

и канализации и т. д.) должны применяться с учетом Правил предоставления коммунальных услуг.

Потребительское законодательство распространяет свое действие на определенные отношения, которые в частности, характеризуются специфическими признаками их субъектов (потребителей услуг и их исполнителей). Закон о защите прав потребителей применительно к сфере ЖКХ определяет потребителя как гражданина, который имеет намерение заказать либо который заказывает услугу для личных (бытовых), семейных нужд. Таким образом, получение услуги, результата работы в целях, предусмотренных Законом, является самостоятельным критерием определения потребителя, постольку гражданин сохраняет этот статус и в том случае, если они приобретены для него юридическим лицом (физическим лицом) независимо от оснований приобретения. В частности, участниками договорных отношений и членами ТСЖ, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный кооператив (далее - потребительских кооператив) могут быть только собственники жилых помещений, которыми могут являться и публичные образования. Именно собственники, вступая в возмездные отношения с исполнителями жилищно-коммунальных услуг, обеспечивают возможность получения соответствующего полезного результата третьими лицами, которые проживают в жилом помещении на законном основании (члены семьи собственника и наниматели и члены его семьи, поднаниматели и временные жильцы). Кроме того, сам факт получения данных услуг порождает у определенных лиц (нанимателей, членов семьи, поднанимателей) обязанность их оплачивать (п.4 ст. 155 ЖК РФ).

Потребителями в свете потребительского законодательства являются проживающие на законном основании в жилом помещении граждане, которым непосредственно оказываются жилищно-коммунальные услуги.

Исполнителем, согласно Закону (ст. 1), и Правил предоставления коммунальных услуг является организация, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

В основе отношения между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг, согласно ст. 1 Закона о защите прав потребителей должен лежать договор.

В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 года № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» , указывается, что потребительское законодательство распространяется на отношения, могущие возникнуть в том числе из договоров: найма жилого помещения, в том числе социального найма, в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится данное жилое помещение, по представлению или обеспечению представления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта

года № 162 (ред. от 10 мая 2010 года) // СЗ РФ. - 1998. - № 6. -Ст. 770.

4 См.: Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167 (ред. от 23 мая 2006 года) // СЗ РФ. - 1999. - № 8. - Ст. 1028.

5 См.: Российская газета. 1994. - № 230.

общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг (п. 2 ст. 676 ГК); подряда (бытового, строительного, подряда на выполнение проектных и изыскательных работ, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан).

На наш взгляд данное разъяснение Пленума ВС РФ относительно распространения потребительского законодательства на ЖКХ не в полной мере соответствует современным правовым реалиям. В частности, его буквальное толкование дает возможность предположить, что потребительское законодательство распространяется только на нанимателей жилых помещений, в связи с эксплуатацией которых оказываются жилищные и коммунальные услуги, но не на собственников жилья, вступающих в отношения, в частности с управляющей организацией6. Кроме того, договор социального найма заключается с наймодателем, на которого возлагается обязанность принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме; обеспечивать предоставление нанимателю необходимых коммунальных услуг надлежащего качества (п. 2 ст. 676 ГК РФ, ст. 65 ЖК РФ). Но на отношения наймодатель - наниматель потребительское законодательство не распространяется, в виду отсутствия их коммерческого характера.

Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом включают в себя, надлежащее содержание общего имущества (выполнение работ по техническому обслуживанию; профилактическому и непредвиденному текущему ремонту) в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Правовая основа осуществления управления многоквартирным домом зависит от того, какая форма управления будет выбрана собственниками. В случае выбора управляющей организации, управление будет осуществляться на основе договора управления многоквартирным домом. Если собственники решат создать ТСЖ, ЖК или иной специализированный кооператив, то управление будет осуществляться данными юридическими лицами в рамках реализации своей специальной правоспособности. И если, впоследствии данные юридические лица заключают договоры (подряда, технического обслуживания, водоснабжения и т.д.) с другими организациями (индивидуальными предпринимателями), то они не теряют статус исполнителей. Так, Минрегион России в письме от 20 марта 2007 года № 4989-СК/07 указал, что в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, ТСЖ (ЖСК, жилищным или иным специализированным кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг7.

Все собственники жилых помещений, которые не являются членами ТСЖ или жилищного кооператива, созданных в многоквартирном доме, должны заключить договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг с ТСЖ и жилищным кооперативом.

В случае непосредственного управления многоквартирным домом в основе будут лежать различные дого-

6 См.: Садовникова Е. В. Правовая характеристика договора коммерческого найма жилого помещения // Право и экономика. -2010. - № 1. - С. 22-29.

7 См.: О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307.: Письмо от 20 марта 2007 года № 4989-СК/07 // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2007 (ч. 2). - № 6.

воры (подряда, энергоснабжения и т.д.), которые заключаются собственниками с различными организациями.

Верховный суд РФ также указал, что «собственники помещений несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации, а управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором (п. 41, 42 Правил)»8.

Исходя из изложенного, отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, применительно к сфере ЖКХ, могут возникать:

- из договоров управления многоквартирным домом;

- из членства граждан в ТСЖ, жилищно-строительных или иных потребительских кооперативах, в части осуществления этими организациями управления многоквартирным домом;

- из договоров предоставления жилищнокоммунальных услуг, заключаемых ТСЖ, потребительскими кооперативами с гражданами, не являющими их членами;

- из договоров найма жилого помещения (в том числе социального найма) в части выполнения работ, оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится соответствующее жилое помещение, предоставления или обеспечения предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведения текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг;

- из договоров подряда (бытового, строительного, на техническое обслуживание жилых и нежилых помещений, находящихся в собственности граждан);

- из договора энергоснабжения, являющегося разновидностью договора купли-продажи, когда в качестве продавца соответствующего вида энергии (электричество, вода, тепло, газ) выступает энергоснабжающая организация.

В целях конкретизации области применения потребительского законодательства в сфере ЖКХ необходимо обратиться к самому понятию «жилищно-коммунальные услуги», так как в современной науке не разработаны основополагающие подходы к данному понятию. Имеющиеся разработки в данной области не учитывают специфику оказания коммунальных услуг в жилой и нежилой сфере.

Жилищно-коммунальные услуги - это услуги, предоставляемые гражданам, проживающим в жилых помещениях, необходимые для обеспечения комфортных условий проживания в зависимости от степени благоустройства жилого дома9.

Жилищно-коммунальные услуги - это надежное и устойчивое обеспечение холодной и горячей водой, электрической энергией, газом, отоплением, отведения и очистки сточных вод, содержания и ремонта жилых домов, придомовой территории, а также благоустройства

8 См.: Определение Верховного Суда РФ от 20 марта 2008 года № КАС08-52 // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.

- 2008 (ч. 2). - № 6. - С. 15-16.

9 См.: Пономарева Н.Г. Вы и ЖКХ: как защитить свои интересы?

- М.: Омега-Л, 2008. с.78.

территории населенного пункта в соответствии с установленными стандартами, нормами и требованиями.10

Как видно из самого названия, данное понятие включает в себя отдельно жилищные услуги и коммунальные услуги, что находит подтверждение и в специальной литературе. К жилищным услугам относятся:

1) предоставление собственником жилья или управомоченным им лицом жилых помещений гражданам по договору социального или коммерческого найма, аренды;

2) обеспечение собственником жилья или управомоченным им лицом надлежащего содержания мест общего пользования жилого дома в порядке, определяемом действующим законодательством11.

В данном случае автор безосновательно смешивает традиционные типы договоров: наем и услуги. Социальный и коммерческий наем - это отдельные виды договоров, которые не входят в группу договоров на оказание услуг.

Само наименование «коммунальные услуги» также весьма условно. Терминология жилищного законодательства в данном случае не тождественна терминологии законодательства гражданского (в частности в содержании понятия «услуга»). А.Е. Шерстобитов отмечает, что услуга выражается в определенном полезном эффекте (результате) от совершения исполнителем определенных действий либо осуществления им определенной деятельности12. Потребителю как результат интересен сам ресурс, а не деятельность по его подаче. Материальная природа коммунального ресурса не вызывает сомнения. Коммунальные услуги опосредуются не договором найма услуг, а договорами, направленными на передачу имущества (купли-продажи). Точнее в данном случае говорить о коммунальном ресурсе. Коммунальный ресурс - это холодная вода, горячая вода, газ, электрическая энергия, которые необходимы для нормального функционирования многоквартирного дома13.

В законодательстве РФ долгий период времени не существовало единого подхода к определению коммунальных услуг. Закон о ТСЖ (п. 4 ст. 17) относил к коммунальным услугам «водо-, тепло-, газо- и электроснабжение, канализацию и другие услуги», то есть перечень оставался открытым. Постановление Правительства от 2 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» включало водо-, газо-, тепло- и электроснабжение, горячее водоснабжение, вывоз бытовых отходов и обслуживание лифтового хозяйства. В Постановлении Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» под коммунальными услугами понималось водоснабжение (в том числе горячее), водоотведение, централизованное отопление, сетевое и сжиженное газоснабжение (поставка газа в баллонах или твердого топлива) и электроснабжение14. Ныне действующее По-

10 См.: Семенихин В.В. Жилищно-коммунальное хозяйство. -М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. С. 304.

11 См.: Пономарева Н.Г. Указ соч. С. 79.

12 См.: Гражданское право: учебник. В 2 т. / ред. Е. А.Суханов. -М.: Волтерс Клувер, 2000. Т. 2. С. 5.

13 О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (ред. от 21 июля 2008 года) // Российская газета. 2006. - № 115.

14 Российская газета. 2004. - № 167. Такое же определение содержится в пп. «б» п. 3 «Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2004 года № 89 «Об утвержде-

становление Правительства от 23 мая 2006 года № 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, дает определение коммунальных услуг как деятельности исполнителя коммунальных услуг по централизованному теплоснабжению жилого здания, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, канализации, электроснабжению, газоснабжению.

Исходя из вышеизложенного, разделять жилищнокоммунальные услуги на две самостоятельные части не представляется возможным, в виду тесной взаимосвязи и взаимной обусловленности деятельности осуществляемой в рамках их оказания гражданам, проживающим в жилом помещении на законном основании.

Список литературы:

Гражданское право: учебник. В 2 т. / ред. Е. А. Суханов. -М.: Волтерс Клувер, 2000. Т. 2. С. 5.

Пономарева Н.Г. Вы и ЖКХ: как защитить свои интересы?

- М.: Омега-Л, 2008. с.78.

Пургина М.А. В пределах собранных средств // Жилищнокоммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2009. - № 6.

Садовникова Е. В. Правовая характеристика договора коммерческого найма жилого помещения // Право и экономика. - 2010. - № 1. - С. 22-29.

Семенихин В.В. Жилищно-коммунальное хозяйство. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2010. С. 304.

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 г., № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. - 1996. - N 3. -Ст. 140

Постановление Правительства РФ от 05.02.1998 г., № 162 (ред. от 10 мая 2010 года) «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1998. -№ 6. - Ст. 770.

Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 г. № 167 (ред. от 23 мая 2006 года) «Об утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1999. - № 8.

- Ст. 1028.

Постановление Правительства РФ от 17.02.2004 г. № 89 «Об утверждении основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» // Российская газета. 2004. -№ 167.

Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» // Российская газета 2006. - 1 июня.

Определение Верховного Суда РФ от 20 марта 2008 года № КАС08-52 // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2008 (ч. 2). - № 6. - С. 15-16.

Письмо от 20 марта 2007 года № 4989-СК/07 «О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307» // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера.- 2007 (ч. 2). - № 6.

Literature list:

Civil law: the textbook. In 2 т. / under edition E.A.Suhanov. -М: Volters Kluver, 2000. Т. 2. P. 5.

Ponomareva N.G. You and housing and communal services: how to protect the interests? - М.: the Omega-l, 2008. p.78.

Purgina M. A. Within the collected means//Housing and communal services: accounting and the taxation. - 2009. - № 6.

Sadovnikova E.V. The Legal characteristic of the contract of commercial hiring of premises//the Right and economy. - 2010.

- № 1. - p. 22-29.

Semenikhin V.V. Housing and communal services. - М.: GrossMedia, ROSBUH, 2010. p. 304.

нии Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства» // Российская газета. 2004. - № 34.

The law of the Russian Federation of 07.02.1992, № 2300-1 «About protection of the rights of consumers»// Legislative assembly of the Russian Federation. - 1996. - N 3. - item 140.

The governmental order of the Russian Federation of 05.02.1998, № 162 «About the statement of rules of delivery of gas in the Russian Federation»// Legislative assembly of the Russian Federation. - 1998. - № 6. - item 770.

The governmental order of the Russian Federation of 12.02.1999 № 167 «About the statement of instructions for use systems of municipal water supply and the water drain in the Russian Federation»// Legislative assembly of the Russian Federation. - 1999. - № 8. - item 1028.

The governmental order of the Russian Federation of 17.02.2004 № 89 «About the statement of bases of pricing in housing and communal services sphere» // The Russian newspaper. 2004. - № 167.

The governmental order of the Russian Federation of 23.05.2006 № 307 «About an order of granting of utilities to citizens»// The Russian newspaper. 2006. - N 115.

Definition of the Supreme Court of the Russian Federation of March, 20th, 2008 № КАС08-52 // housing and communal services: magazine of the head and the chief accountant. -2008 (ch. 2). - № 6. - p. 15-16.

The letter of March, 20th, 2007 № 4989-SK/07 «About application of point 3 and 49 Rules of granting of utilities to citizens confirmed by the Governmental order of the Russian Federation from May, 23.05.2006 № 307» // housing and communal services: magazine of the head and the main thing bookkeeper. - 2007 (ch. 2). - № 6.

Рецензия

Статья Комарова С.С. посвящена важной и актуальной, как в теоретическом, так и в практическом плане теме - отдельным вопросам распространения потребительского законодательства на регулирование отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальность темы связана с особой значимостью указанной проблемы в условиях формирования правового государства в России. Ряд положений статьи можно признать в качестве плодотворных и представляющих интерес.

Работа выгодно отличается своей комплексностью, широтой и глубиной заявленной темы. Анализ статьи позволяет сделать вывод о том, что автору удалось найти свой подход к исследованию данной актуальной проблемы. Статья отличается хорошей аргументацией основных умозаключений и четкостью их изложения.

Автором освоены нормативно-правовые акты, разъяснения Пленума Верховного суда РФ по исследуемому вопросу. Дан глубокий анализ позиций различных ученых по ключевым проблемам темы статьи, что позволяет сделать вывод о достоверности и научном характере основных положений работы. По многим вопросам автором высказаны собственные, представляющие интерес суждения и приводятся аргументы в поддержку тех или иных научных взглядов, в силу чего статья отличается оригинальностью.

Требуется отметить, что рассмотрение защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг как целостной, самостоятельной сферы осуществления политики российского государства не может быть произведено без анализа проблем распространения потребительского законодательства на регулирование отношений в сфере жилищнокоммунального хозяйства, которому и посвящена данная статья.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что статья, подготовленная Комаровым С.С., представляет собой самостоятельную научную работу, обладающую элементами научной новизны и может быть рекомендована к опубликованию.

Профессор кафедры гражданского права и процесса

Волгоградской академии государственной службы

доктор юридических наук, профессор А.Я. Рыженков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.