Научная статья на тему 'Субъекты отношений по коммунальному энергоснабжению'

Субъекты отношений по коммунальному энергоснабжению Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
605
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЕ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ / ЭНЕРГОСНАБЖАЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / УПРАВЛЯЮЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ТОВАРИЩЕСТВО СОБСТВЕННИКОВ ЖИЛЬЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / ENERGY SUPPLY / LEGAL RELATIONSHIP SUBJECTS / ENERGY SUPPLYING ORGANIZATION / CONSUMER / COMMUNAL SERVICES / CONDOMINIUM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шагиахметова Л. Х.

Действующее законодательство и судебная практика позволяют расширить круг субъектов по энергоснабжению бытовых потребителей. В работе рассмотрены проблемы определения субъектов коммунального энергоснабжения и их взаимодействие в процессе передачи энергии. В статье проводится анализ и разделение субъектов отношений по энергоснабжению на группы. Данное деление проводится по принципу включения того или иного субъекта в отношения по коммунальному энергоснабжению. В работе приводятся мнения ряда авторов о том, что к субъектам коммунального энергоснабжения следует относить лиц, прямо или косвенно удовлетворяющих потребности в энергии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTS OF COMMUNAL ENERGY SUPPLY RELATIONS

The functioning legislation and court practice allow to broaden the circle of subjects of residential energy consumers supply. The article views the issues of determining of communal energy consuming subjects and their interaction in the process of energy transmittance. The article presents analysis and division of energy supply subjects into groups. The division is made by the subject's involvement into communal energy supply relations. The author cites opinions of a number of researchers hat the subjects of communal energy supply should include the persons who directly or indirectly satisfy the needs in energy.

Текст научной работы на тему «Субъекты отношений по коммунальному энергоснабжению»

УДК 347.45

Л.Х. ШАГИАХМЕТОВА,

старший инспектор

Отдел повышения квалификации и развития персонала управления по работе с персоналом отделения «Банк Татарстан» № 8610 ОАО «Сбербанк России»

СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ ПО КОММУНАЛЬНОМУ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЮ

Действующее законодательство и судебная практика позволяют расширить круг субъектов по энергоснабжению бытовых потребителей. В работе рассмотрены проблемы определения субъектов коммунального энергоснабжения и их взаимодействие в процессе передачи энергии.

В статье проводится анализ и разделение субъектов отношений по энергоснабжению на группы. Данное деление проводится по принципу включения того или иного субъекта в отношения по коммунальному энергоснабжению.

В работе приводятся мнения ряда авторов о том, что к субъектам коммунального энергоснабжения следует относить лиц, прямо или косвенно удовлетворяющих потребности в энергии.

Субъектов отношений по предоставлению коммунальных услуг можно разделить на три группы. К первой группе относятся лица, непосредственно удовлетворяющие «потребности» жителей жилых помещений, - энергоснабжающие организации, поставщики энергии, исполнители коммунальных услуг. Ко второй группе относятся лица, непосредственно потребляющие энергию (в том числе стороны жилищного обязательства, пользователи жилых помещений, не совпадающие со сторонами обязательства; лица, имеющие самостоятельное право пользоваться жилыми помещениями; наконец, лица, чьи права носят зависимый, производный характер, и др. [1]). К третьей группе можно отнести лиц, не являющихся стороной в обязательстве, но так или иначе участвующих или обеспечивающих процесс энергоснабжения.

Коммунальное энергоснабжение обеспечивается за счет взаимодействия исполнителя (управляющей компании, товарищества собственников жилья, жилищного или иного специализированного потребительского кооператива) и многочисленных ресурсоснабжающих (электроснабжающих, газоснабжающих) организаций. Однако ответственность перед потребителем за своевременное и качественное предоставление коммунальных услуг несет прежде всего исполнитель [2].

В соответствии с ЖК РФ предоставление коммунальных услуг может осуществляться следующими исполнителями:

А. Управляющая организация - на основании договора управления многоквартирным домом, заключаемого каждым собственником помещения. Управляющая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Б. При управлении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом - ч. ч. 5 и 6 ст. 155 ЖК РФ не называют в качестве исполнителя ни ТСЖ (ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив), ни ресурсоснабжающую организацию. При этом Правила 2006 г. устанавливают, что предоставление коммунальных услуг при данном способе управления осуществляется только ТСЖ, ЖСК, ЖК, ЖНК или иным специализированным потребительским кооперативом на основании возмездного договора, заключаемого с каждым собственником помещения (как с членами этих организаций, так и с собственниками, не являющимися их членами). Данное противоречие способа управления возможности заключения договора управления с товариществом создает препятствия правильному толкованию и применению норм жилищного законодательства, а также вносит сумятицу в отношения собственников

жилых помещений и организаций, осуществляющих жилищно-коммунальное обеспечение. Такой вывод следует из определения «исполнитель». В соответствии с ЖК РФ товарищество создается для содержания и ремонта многоквартирного дома: для собственников, являющихся членами ТСЖ или кооператива, в рамках членских отношений, а для собственников, не являющихся членами ТСЖ, - на основании возмездных договоров о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме. При заключении ТСЖ или кооперативом договора управления с управляющей организацией (ст. 162 ЖК РФ) коммунальные услуги собственникам будет предоставлять не управляющая организация, а ТСЖ или кооператив, которые будут исполнителями. ТСЖ не может быть посредником. Если ТСЖ или кооператив привлекают управляющую организацию, то последняя будет отвечать перед ТСЖ (кооперативом) за все в доме: и за предоставление всех коммунальных услуг, и за содержание и ремонт общего имущества. При этом управляющая организация не будет исполнителем коммунальных услуг, ведь способ управления многоквартирным домом не изменится. В этом случае исполнителем будут ТСЖ или кооператив. Можно упростить отношения по предоставлению коммунальных услуг путем приведения двух норм в ЖК РФ и Правилах предоставления коммунальных услуг в соответствие.

В. При непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме (ч. 8 ст. 155, ч. 2 ст. 164 ЖК РФ) - лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности (например, ресурсоснабжающими организациями) на основании договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемых каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.

Исполнитель должен осуществлять полный комплекс действий, обеспечивающих предоставление жилищно-коммунальных услуг. Правила основаны на принципе ответственности исполнителя одновременно и за предоставление всех жилищно-коммунальных услуг, и за обслуживание используемых для этого всех имеющихся в многоквартирном доме и в индивидуальном

жилом доме внутридомовых инженерных систем. В отличие от ресурсоснабжающей организации управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив предоставляют гражданам комплекс коммунальных услуг, состав которых определяется степенью благоустройства многоквартирного или жилого дома. Это установлено п. 6 Правил. Иное понимание неизбежно приведет к нарушению требований ст. 162 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам 2006 г.

По мнению Д.П. Гордеева и В.Ю. Прокофьева, для квалификации лица как исполнителя коммунальных услуг не имеет решающего значения, кто именно является подрядчиком и практически осуществляет действия по содержанию и ремонту внутридомовых инженерных систем, какая организация коммунального комплекса или иная ресурсоснабжающая организация производит соответствующий ресурс, какая сетевая организация передает его до дома. Правила предоставления коммунальных услуг 2006 г. не отводят исполнителю посредническую миссию1. Не можем с таким выводом согласиться. Важно, какое лицо по договору отвечает перед собственником жилого помещения за эти неотделимые друг от друга полезные действия. Потребителю важно, чтобы на конечном этапе перед ним отвечал один конкретный исполнитель, отвечающий за все количественные и качественные характеристики коммунальных услуг, подаваемых коммунальных ресурсов и услуг водоотведения. При снижении качества потребитель будет всегда требовать с исполнителя, а он будет отвечать перед потребителем и, в свою очередь, требовать с собственных контрагентов отчета, по чьей вине произошло снижение качества [4]. Исходя из определения в Правилах понятия «исполнитель» управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иной специализированный потребительский кооператив не могут рассматриваться как ресурсоснабжающие организации.

С позиции потребителя данное мнение не является ошибочным, но в подобных отношениях

1 Противоположное мнение высказано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 г. [3].

одновременно могут конкурировать несколько подходов по квалификации сторон как исполнителя по предоставлению коммунальных услуг. Согласно Правилам, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги [5]. Данная норма одной из функций исполнителя определяет производство коммунальных ресурсов.

Проведем сравнительный анализ двух юридических лиц - «ресурсоснабжающая организация» и «управляющая организация» - через призму утвержденного определения. Ресурсоснабжающей организацией может быть юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, что не запрещено действующим законодательством. Она может предоставлять коммунальные услуги, имея для этого ресурсы и вид деятельности; может производить ресурсы путем добычи, переработки и утилизации; может приобретать коммунальные ресурсы, с целью дальнейшего преобразования в качественно новый ресурс; может отвечать за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, как показывает практика. Управляющая организация среди перечисленных функций не может по виду своей деятельности производить коммунальные ресурсы. Исключение из признаков категории исполнителя одного элемента делает невозможным применение понятия «исполнитель» к управляющей организации. Также абсурдно, по нашему мнению, ограничивать понятие «ресурсоснабжающая организация» лицом, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов. Отсюда следует, что исполнитель производит коммунальный ресурс, а ресурсоснабжающая организация осуществляет продажу обратно исполнителю для предоставления ресурса в виде услуги потребителю. Действительно тяжело воспринимается термин, когда до конца не понимаешь его суть. Считаем, что для правильного толкования субъектов предоставления жилищно-коммунальных услуг, необходимо внести изменения в определение категорий.

Управляющая организация, товарищество или кооператив, несмотря на то, что они подают коммунальные ресурсы по сетям в жилое помещение для целей предоставления коммунальных услуг, в отличие от ресурсоснабжающей организации отвечают за предоставление полного комплекса коммунальных услуг. Ресурсоснабжающая организация продает исполнителю коммунальных услуг какой-то один или несколько коммунальных ресурсов, но практически никогда не отвечает за предоставление всех ресурсов. Представляется корректным применять понятие «энергоснабжа-ющая организация» только касательно организаций, подающих ресурсы в рамках отношений по ресурсоснабжению. Ресурсоснабжающая организация продает коммунальные ресурсы исполнителю коммунальных услуг (то есть до стены дома). Отношения по предоставлению жилищно-коммунальных услуг гражданам формируются только «внутри дома». Если при непосредственном управлении ресурсоснабжа-ющая организация предоставляет коммунальные услуги, то она уже должна считаться исполнителем жилищно-коммунальных услуг. Из п. 4 Правил вытекает, что при способе управления многоквартирным домом ТСЖ, ЖСК, ЖК или иным кооперативом основанием предоставления жилищно-коммунальных услуг является договор. Согласно ст. 422 ГК РФ, «договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения» [6]. Правила предоставления коммунальных услуг 2006 г., согласно п. 4 ст. 3 ГК РФ, относятся к таким иным правовым актам. При этом Правила (определение исполнителя в п. 3, обязанности исполнителя в подпункте «г» п. 49) императивно устанавливают требования к исполнителю коммунальных услуг в отношении обязательности обслуживания им внутридомовых инженерных систем, с использованием которых эти коммунальные услуги предоставляются потребителю [5]. Поэтому при управлении многоквартирным домом товариществом или кооперативом только эти созданные собственниками помещений организации могут являться исполнителями в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг 2006 г. (п. 3). При выполнении этого требования

условия договоров, заключаемых с собственниками помещений ТСЖ, ЖСК, ЖК или иным специализированным потребительским кооперативом и содержащих условия предоставления коммунальных услуг, будут соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг 2006 г. В случае, когда при непосредственном управлении собственниками помещений многоквартирным домом ресурсоснабжающие организации подают в многоквартирный дом холодную и горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию и предоставляют услуги водоотведения, а содержание и ремонт внутри-домовых инженерных систем по договорам с собственниками помещений осуществляют иные лица, ресурсоснабжающие организации не могут считаться исполнителями жилищно-коммунальных услуг. Как еще отмечает Л.В. Тихомирова, из-за невыполнения требования п. 3 Правил о том, что предоставлять коммунальные услуги может только то лицо, которое одновременно отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, в рассматриваемом случае предоставление коммунальных услуг будет отсутствовать [7].

К числу энергоснабжающих относятся организации, осуществляющие продажу электричества и газа. В свою очередь водо- и теплоснабжающие организации могут быть охарактеризованы в качестве ресурсоснабжающих. Указанный вывод вытекает из следующих обстоятельств. Электричество, тепло, вода и газ являются неоднородными объектами гражданских прав. Первые два объекта представляют собой энергию, то есть результат проявления материей определенных свойств. В то же время вода представляет собой саму материю и относится к числу вещей.

Несмотря на имеющиеся различия, энерго- и ресурсоснабжающие организации имеют одно общее обстоятельство - обеспечение жилых помещений товарами (водой, газом, теплом, электричеством) через присоединенную сеть. Ресурсоснабжающая организация определяется в п. 3 Правил как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также как индивидуальный предприниматель, осуществляющий продажу коммунальных ресурсов [8]. Определение понятия «ресурсоснабжающая организация» изложено в Правилах применительно к отношениям по поставке (продаже) коммуналь-

ного ресурса исполнителю для целей оказания исполнителем коммунальных услуг. Если ресур-соснабжающая организация сама предоставляет коммунальные услуги, то она является исполнителем и на нее полностью распространяется определение понятия «исполнитель» [9].

Обязательным признаком статуса исполнителя жилищно-коммунальных услуг, как отметили чиновники Минрегиона в Письме от 20.03.2007 № 4989-СК/07, является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителям предоставляются жилищно-коммунальные услуги [10]. Причем обслуживать эти системы исполнитель вправе как самостоятельно, так и с привлечением других лиц по договору. Мы уже выяснили, что исполнителем жилищно-коммунальных услуг в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом могут быть ТСЖ или управляющая организация. Иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая), может быть исполнителем только при непосредственном управлении домом собственниками помещений. Ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем, если управление осуществляет ТСЖ или управляющая организация.

Таким образом, если при непосредственном управлении собственники заключили с ресур-соснабжающей организацией договор о приобретении коммунальных ресурсов, а также об обслуживании соответствующих внутридомовых инженерных систем, ресурсоснабженец будет исполнителем коммунальных услуг.

С другой стороны, ресурсоснабжающая организация только поставляет ресурсы, а за обслуживание внутридомовых инженерных систем, которые необходимы для предоставления коммунальных услуг, отвечает иная организация на основании договора, заключенного с собственниками. В этом случае ресурсоснабжающая организация будет нести ответственность за режим и качество подачи ресурсов только до границы присоединения сетей, входящих в состав общего имущества, к сетям инженерно-технического обеспечения. Собственники-граждане приобретают статус абонентов, а ресурсонабжаю-

щая организация - статус энергоснабжающей в соответствии со ст. 539 ГК РФ. И в этом случае необходимо применять п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг. Принятие необходимых мер, направленных на подачу ресурсов конечным потребителям, является обязанностью именно организации-потребителя (то есть исполнителя коммунальных услуг), а не ресурсоснабжающей организации [11].

Л. Андреева выделяет две противоположные по своему содержанию точки зрения относительно соотношения понятий «абонент» и «потребитель» для целей энергоснабжения. Согласно одной позиции указанные понятия, как они употребляются в Гражданском кодексе РФ, тождественны, а согласно другой - понятие «потребитель» шире понятия «абонент» в связи с тем, что «каждый абонент является потребителем, но не каждый потребитель - абонентом, ибо имеются еще и потребители - субабоненты...» [12].

Гражданский кодекс РФ определения понятий «абонент» и «потребитель» не содержит, но рассматривает их как тождественные, поскольку законодатель, употребляя термин «абонент», в скобках указывает «потребитель».

Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию» (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 г. №2 199-ФЗ) [13] наряду с определением энергоснабжающей организации также содержит определение потребителя, которым признается физическое или юридическое лицо, осуществляющее пользование электрической энергией (мощностью) и (или) тепловой энергией (мощностью). Федеральный закон «Об электроэнергетике» под потребителем электрической энергии понимает лиц, приобретающих электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд [14].

Определению понятия «абонент» в действующем законодательстве места не нашлось, в связи с чем закономерна точка зрения О.А. Николиной и Л. Андреевой о необходимости четкого разграничения понятий «абонент» и «потребитель».

Наиболее обоснованной представляется позиция тех авторов, которые полагают, что понятие «потребитель» шире понятия «абонент». Если по терминологии Федерального закона «Об электроэнергетике» потребитель - это любое лицо, при-

обретающее электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд, то основанием для признания его абонентом по договору энергоснабжения является наличие у него энергопринимающего устройства, отвечающего установленным техническим требованиям и присоединенного к сетям энергоснабжающей организации. Установленные гражданским законодательством для заключения договора энергоснабжения иные технические предпосылки (наличие иного необходимого оборудования, в том числе обеспечение учета потребления энергии) не являются необходимыми признаками для признания потребителя абонентом.

В зависимости от целей, для которых приобретается (используется) энергия, всех абонентов О.А. Николина предлагает подразделять на две группы [14].

В первую группу входят абоненты, использующие электрическую энергию в быту. В их качестве могут выступать только физические лица. При использовании энергии физическим лицом для осуществления предпринимательской деятельности он будет относиться ко второй группе абонентов.

Во вторую группу входят абоненты, получающие энергию для ведения производственной (хозяйственной) деятельности (юридические лица), а также предприниматели без образования юридического лица, владеющие энергопринима-ющими устройствами, которые непосредственно присоединены к сетям энергоснабжающей организации, и заключившие с энергоснабжающей организацией в установленном порядке договор энергоснабжения.

Однако энергия может приобретаться не только для собственных нужд (бытовых или производственных (хозяйственных)). Достаточно часто целью покупки электрической или тепловой энергии является последующая ее перепродажа конечным потребителям. В связи с этим О.А. Николина вполне обоснованно ставит вопрос: является ли лицо, приобретающее электрическую энергию для последующей перепродажи, абонентом по договору энергоснабжения?

Единая точка зрения на этот счет в юридической науке отсутствует. Но существуют два противоположных мнения. Так, И.В. Елисеев полагает, что абонентом по договору может

выступать как юридическое лицо (в том числе перепродавец), так и гражданин. Е.В. Блинкова считает, что если абонент является потребителем, то обязательство энергоснабжения должно носить потребительский характер: абонент обязуется использовать энергию в определенных целях. Если же энергия приобретается исключительно с целью последующей перепродажи, то такой договор должен квалифицироваться как отношения купли-продажи [14; 15].

Вторая точка зрения представляется более предпочтительной, поскольку именно особый субъектный состав договора энергоснабжения, в том числе выступление в роли абонента непосредственного потребителя, использующего энергию для собственных или производственных (хозяйственных) нужд, является видообразу-ющим признаком договора энергоснабжения, предопределяющим его место в системе гражданско-правовых договоров. В настоящее время эта позиция находит подтверждение и в арбитражной практике. В частности, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении, вынесенном 17 февраля 2005 г. по делу № Ф04-9651/2004 (7980-А46-12), отмечает, что истец, по характеру своей деятельности оказывающий услуги по передаче электрической энергии непосредственному потребителю, не относится к потребителям электрической энергии в том смысле, который заложен в ст. 539 ГК РФ [14].

Часто предметом споров в судебной практике являются требования по взысканию с абонентов задолженности за потребленные энергоресурсы при отсутствии заключенного договора энергоснабжения. При их рассмотрении для суда важное юридическое значение имеет выяснение вопроса о том, кто является в каждом конкретном случае абонентом. Причем решение этого вопроса осложнено тем обстоятельством, что непосредственными потребителями электрической энергии являются граждане-собственники квартир в многоквартирном доме, в то время как сами жилые дома со всеми инженерными коммуникациями находятся в муниципальной или государственной собственности, их балансодержателями выступают юридические лица, как правило, осуществляющие функции обеспечения населения жилищно-коммунальными услугами. Так, Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 сентября 2008 г. № 10940/08,

было установлено, что потребителями тепловой энергии не могут являться жители, в случае если они не осуществляют непосредственное управление домом. Граждане являются потребителями коммунальной услуги, которую оказывает управляющая организация.

Поскольку жилые дома находятся в управлении предприятия (управляющей организации, ТСЖ, ЖСК и др.), отношения по снабжению тепловой энергией между жителями, установившими приборы учета, и непосредственно энер-госнабжающей организацией, не складываются. Эти отношения опосредованы участием исполнителя коммунальных услуг, каковым является предприятие, и в отношении которого с жильцами подлежит применению п. 16 Правил [16; 17].

Приведенные примеры судебной практики, во-первых, указывают на необходимость четкого законодательного разграничения понятий «абонент» и «потребитель»; во-вторых, свидетельствуют о том, что абонентом может признаваться не каждый потребитель, а лишь тот, чьи энергопринимающие устройства присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации; в-третьих, абонент может приобретать электрическую энергию не всегда для собственного потребления, в частности в целях предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (собственникам, нанимателям).

Правила предоставления коммунальных услуг 2006 г. (п. 3) устанавливают, что потребитель - это гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Поскольку жилищно-коммунальные услуги - это деятельность исполнителя, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях, потребителями должны считаться граждане, проживающие в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме. Правила предоставления коммунальных услуг 2006 г. не содержат перечня оснований пользования жилыми помещениями потребителями жилищно-коммунальных услуг. Представляется, что в качестве потребителей должны рассматриваться граждане, проживающие в жилых помещениях в качестве собственников, нанимателей, членов их

семей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Причем речь идет о гражданах, проживающих в жилом помещении не только постоянно, но и временно. Итак, граждане, проживающие в жилых домах, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые пользуются электрической энергией для хозяйственно-бытовых нужд, являются потребителями, но не могут быть признаны абонентами в силу отсутствия наличия энергопринимающего устройства, отвечающего установленным техническим требованиям и присоединенного к сетям энергоснабжающей организации.

Список литературы

1. Ермолаева Е.В. Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2008. - № 3 // СПС «Гарант».

2. Кратенко М.В. Защита прав потребителей услуг. Справочник. - М.: Проспект, 2010.

3. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 г : утв. постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 г) // СПС «Гарант».

4. Гордеев Д.П., Прокофьев В.Ю. Новое регулирование отношений по предоставлению коммунальных услуг // СПС «Гарант».

5. О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями: письмо Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.11.07 № 21492-СК/07 // СПС «Гарант».

6. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: в 3 т. Т. 1. - 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина. - М.: Юрайт-Издат, 2006.

7. Тихомирова Л.В. Жилое помещение и коммунальные услуги: новые правила оплаты. - Изд-во М.Ю. Тихомирова, 2006.

8. Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - № 23. - Ст. 2501.

9. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 марта 2008 г. № А10-2908/07-Ф02-611/2008 // СПС «Гарант».

10. Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2007. - № 6 // СПС «Гарант».

11. Определение Верховного Суда РФ от 23 марта 2005 г. по делу № 10-Впр04-15 // СПС «Гарант».

12. Андреева Л. Энергоснабжению - четкое правовое регулирование // Российская юстиция. - 2001. - № 8. -С. 37.

13. Собрание законодательства Российской Федерации. -2006. - № 1. - Ст. 10.

14. Николина О.А. Стороны договора энергоснабжения // Законодательство и экономика. - 2006. - № 12 // СПС «Гарант».

15. Антощишен Р. А. Правоспособность участников договора энергоснабжения // Право и экономика. - 2006. - № 10 // СПС «Гарант».

16. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 сентября 2008 г. № 10940/08 // СПС «Гарант».

17. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 февраля 2008 г. № Ф08-8774/07 // СПС «Гарант».

В редакцию материал поступил 14.02.11

Ключевые слова: энергоснабжение, коммунальные услуги, субъекты правоотношений, энергоснаб-жающая организация, управляющая организация, товарищество собственников жилья, потребитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.