Лопатухина Т.А., Осипова А.В.
ПРИОРИТЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ
Модернизация военной организации Российской Федерации затрагивает различные стороны жизнедеятельности Вооруженных Сил (далее - ВС РФ), в том числе и воспитательную работу. В обществе растет понимание того, что только личность, обладающая нравственно-патриотическими качествами, способна соответствовать новым требованиям жизни и военного строительства. Современные офицеры должны уметь самостоятельно принимать решения, творчески их реализовывать и нести за них ответственность, обладать умением выстраивать военную карьеру.
Разрушение советской системы воспитания военнослужащих не привело к ее замене более прогрессивными системами воспитания, соответствующими личностно ориентированной парадигме образования и не отвергающими прежних достижений в этой сфере. Все это усиливает актуальность исследуемой проблемы и требует создания новых концепций воспитания военнослужащих.
В данной статье предлагается новый, разработанный авторами и получив-тттий название «приоритетно-ориентированный», подход к воспитанию военнослужащих1. Он представляет собой систему воспитания в формате личностно ориентированной парадигмы образования, основной характеристикой которой являются субъект - субъектные отношения.
Предлагаемый подход предусматривает выбор военнослужащими приоритетов воспитания нравственно-патриотической направленности. На основе выбранных приоритетов военнослужащие-командиры (начальники) выстраивают систему воспитания на паритетных началах с подчиненными, а военнослужащие-курсанты самостоятельно определяют систему самовоспитания. Данный подход является инновационным и перспективным. Он эффективен вследствие того, что не разделяет воспитание на отдельные части по его видам, а дает основу военно-
1 В рамках данной статьи под термином «военнослужащий» понимаются, прежде всего, курсанты высших военно-учебных заведений. - Прим. авт.
служащему для его дальнейшего самосовершенствования в тех приоритетных направлениях, выбрав которые, он сможет подключить их к уже имеющемуся фундаменту воспитанности, которую можно определить как актуальный уровень развития личности, как «Я» с особыми качественными характеристиками.
Предложенный авторами подход имеет прочную концептуальнометодологическую основу, поскольку он опирается на:
- взгляды и теории воспитания, разработанные в трудах В.П. Беспалько,
Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, В. А. Капранова, В.В. Краевского,
В.И. Лещинского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, И.П. Подласого,
В.С. Селиванова и других отечественных педагогов;
- теорию приоритетного подхода в педагогике;
- квалификационные требования к выпускникам высшего военно-учебного заведения (далее - вуза);
- учение о «компетенциях», «компетентности» и «качествах личности» (Т.Ю. Базаров, А.Г. Бермус, В.И. Ворошилов, А.А. Деркач, Э.В. Зеер, И.А. Зимняя, Т.Е. Исаева, В.А. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Дж. Равен, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, Н. Хомский, А.В. Хуторской, Э. Шорт);
- авторский перечень понятий и их дефиниций, таких, как подход, приоритет, мысль-поступок / мысль-действие, личность, качества личности, компетенция, компетентность, приоритетно-ориентированный подход и технология реализации приоритетно-ориентированного подхода к профессиональному воспитанию военнослужащих, локальное пространство воспитания военнослужащих в вузе, локальная среда воспитания.
Под приоритетно-ориентированным подходом в воспитании военнослужащих понимается системная организация и самоорганизация процесса воспитания, включающая субъекты парного педагогического взаимодействия в рамках профессионального нравственно-патриотического воспитания военнослужащих в локальное пространстве вуза при выборе личностно-значимых приоритетов воспитания и связанных с ними качеств личности.
Под разработанной авторами педагогической технологией реализации приоритетно-ориентированного подхода следует понимать алгоритм реализации приоритетно-ориентированного подхода к профессиональному воспитанию военнослужащего. Это авторская система, построенная на научной основе, запрограммированная для реализации во времени и в локальном пространстве воспитания, приводящая к намеченным результатам. По характеру воспитательных
взаимодействий - это субъект - субъектная технология личностно ориентированного и пространственно-ориентированного типов.
Технология реализации приоритетно-ориентированного подхода в воспитании военнослужащих - это комплексный интегративный процесс реализации авторской модели, включающий совокупность следующих алгоритмизированных шагов. К ним относятся: рефлексия относительно воспитательного поступка -мысль-действие / мысль-поступок; использование квалификационных требований; выбор приоритетов нравственно-патриотического характера; развитие качеств личности, соответствующих выбранным приоритетам; приобретение профессиональных компетенций и профессиональной компетентности специалиста в целом. Данная технология действует в локальном пространстве воспитания военнослужащих в вузе.
Шаг 1. Рефлексия относительно воспитательного поступка.
Выбирая нравственные ценности и приоритеты в воспитании, следует восстановить изначальную цельность нравственно ответственного поступка, и, исходя из этого, рассмотреть свою единственную жизнь как «сплошное поступление», как «некоторый сложный поступок», по терминологии М.М. Бахтина [2, с. 23]. Каждый поступок начинается с мысли, которая понимается как поступок, вернее, один из поступков, именуемых М.М. Бахтиным как акт-мысль. Взятая «как поступок» мысль - цельна; она перестает быть абстрактной противоположностью делу; она становится действием нравственно-бытийного порядка. Она не только «значит», она «есть», оказываясь, в качестве нравственно ответственного поступка ее «автора», причиной других - далеко не только мыслимых - поступков. В оценке мысли учитываются три момента: 1) мой ответственный поступок; 2) смысловой момент; 3) индивидуально-исторический момент. Таким способом совмещается культурно значимое содержание мысли и вся конкретная историчность ее свершения (мысль в сознании человека, живущего в определенное время и в определенных условиях).
Мысль предстает как нравственно ответственный поступок, когда она может быть «вменена» вполне конкретному индивиду. Ему она обязана своим появлением на свет, своим существованием, «присутствием в бытии в «едином и единственном», неповторимом и необратимом контексте его «жизнепоступка», свершение которого он при всем желании не мог бы никому перепоручить. Я должен, по мысли М.М. Бахтина, авторизовать каждый такой акт как мой поступок, включив его со всем содержанием «в единство моей ответственности», ко-
торое проистекает из моего долга перед собственным бытием, из долженствования - быть и быть именно самим собой. Таким образом, в основе нравственного выбора, каким нам представляется выбор приоритетов профессионального воспитания, лежит первоначально мысль-действие, мысль-поступок. Такая мысль-действие индивидуальна, целостна, конкретно-исторична и представляет собой нравственно-ответственный поступок.
Мысль-действие, мысль-поступок осуществляется в определенных условиях конкретной историчности. В нашем случае, в определенном месте и в определенное время, в мире, где действительно совершается поступок. Это единый и единственный мир, конкретно переживаемый: видимый, слышимый, осязаемый и мыслимый, весь проникнутый эмоционально-волевыми тонами утвержденной ценностной значимости. Это мир, архитектонику которого должна представлять, как считает М.М. Бахтин, нравственная философия.
Под архитектоникой авторы понимают построение, систематизированное, хорошо структурированное, упорядоченное, имеющее отношение к локальному пространству воспитания военнослужащих [3, с. 152; 4, с. 61].
Рациональность авторского обращения к идее-поступку, идее-действию подтверждают взгляды Ричарда Баха [1]. Р. Бах развивает взгляды относительно роли идеи, выбора, понимания своего «Я», значения примера в жизни человека. Он пишет, что идеи - это наш духовный рост и радость, наши находки и разочарования. Никто не может устоять перед идеями. Успех - это идея плюс воплощенный выбор. Мы создаем свою жизнь силой своего выбора (здоровье, любовь, понимание, приключения, богатства и счастье). Мы создаем окружающий мир. Мы получаем то, что заслуживаем. Самая мощная идея бесполезна до тех пор, пока мы не решим ею воспользоваться.
Р. Бах отмечает, что одна из задач человека в этом мире - стать выше безжизненных систем (войн, разрушений) и реализовать свое истинное «Я», которое известно каждому.
В нашем случае мысль-поступок действует в рамках образовательного пространства вуза: локального пространства обучения и локального пространства воспитания военнослужащего.
На одном из уровней вашего «Я», констатирует Р. Бах, вам уже все известно. Нащупайте свой поступок, и он поведет вас туда, куда вы больше всего стремитесь, ... и единственное, что может изменить что-то, - это ваше собственное индивидуальное прозрение. Р. Бах подчеркивает, что действующая идея способ-
ствует приобретению определенных качеств личности, таких, как упорство, любовь и трудолюбие, которые помогут человеку подняться над нищетой и безысходностью; придерживаясь того, что для человека важно. Отдавая полностью этому все силы, человек проживает удачную жизнь, достигнув мастерства, а это интересно.
Особое внимание Р. Бах обращает на значение опыта в воспитании и развитии человека. Он пишет, что каждому из нас при рождении дают глыбу мрамора и инструменты, чтобы превратить ее в статую; мы можем ее никогда не коснуться, мы можем раздробить ее в мелкую крошку, мы можем создать из нее великий шедевр. Нам оставляют примеры прожитых жизней. И мы при завершении своей скульптуры можем навести последний глянец, учитывая прошлый опыт, отполировать то, что многие начали годы назад.
Нравственно-ответственный поступок человека, связанный с его воспитанием, осуществляется в образовательной среде вуза, которая включает среду профессионального воспитания и среду профессионального обучения, подразделяющиеся соответственно на локальное пространство воспитания и локальное пространство обучения военнослужащих, привлекающих еще одну характеристику в виде семантического (лексического) поля (см. рис.).
Структура образовательно-воспитательной среды высшего военно-учебного заведения
Шаг 2. Использование квалификационных требований.
Квалификационные требования содержатся в государственном документе, который указывает профессиональное назначение специалиста и определяет уровень его профессиональной компетентности, необходимый для качественного
осуществления профессиональной деятельности. Так, выпускники вуза, с точки зрения заказчика - Министерства обороны РФ, должны обладать развитым абстрактно-логическим мышлением; иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в военном деле; уметь определять цели, добиваться их осуществления, видеть и выделять главное в ситуациях, действиях и поступках; развивать современное военно-инженерное мышление; обладать способностью к экспертным (профессиональным) оценкам; приобретать опыт толерантного социального общения; владеть компьютерными технологиями; иметь опыт работы с текстом - служебные документы, научно-техническая литература и т.п.
Шаг 3. Выбор приоритетов нравственно-патриотического характера.
Каждое из перечисленных квалификационных требований позволяет военнослужащему выделить индивидуальные приоритеты профессионального воспитания и самовоспитания, такие, как: наличие нравственных ценностей и намерение не отступать от них; осуществление правильного нравственного выбора; проявление чувства патриотизма; понимание значения офицерской чести; осознание исполнения воинского долга; готовность защищать Родину; ответственность за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации; сознательная дисциплинированность; стойкость перед трудностями; самостоятельность и оперативность принятия решений в сложных ситуациях; коммуникабельность; личностное саморазвитие.
Шаг 4. Развитие качеств личности, соответствующих выбранным приоритетам, можно представить такими группами, как индивидуальноличностные, личностного самосовершенствования и корпоративные, вытекающие из основных положений военной этики.
Шаг 5. Приобретение профессиональных компетенций и профессиональной компетентности специалиста представляется нам возможным осуществить исходя из тех положений, которые включены в наши авторские определения таких понятий, как «компетенция» и «компетентность», а также «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность».
Компетенция - это потенциальное, открытое к дальнейшему развитию и совершенствованию качество личности, связанное с ее способностями, демонстрацией, владением, отслеживанием, осмыслением, критической оценкой информации, получаемыми при продвижении по индивидуальной образовательной траектории на основе базовых знаний, умений, навыков.
Компетентность - это совокупность владения личностно-ценностными качествами, свидетельствующими о профессиональной или учебной состоятельности обучающегося, позволяющей последнему составить свой собственный маршрут карьерного роста.
Профессиональная компетенция - это потенциальное, открытое к дальнейшему развитию и совершенствованию одно из качеств личности военнослужащих, связанное с осмыслением и выбором нравственных приоритетов, исходя из профессионально значимых личностных качеств, при продвижении по индивидуальной траектории воспитания и самовоспитания.
Профессиональная компетентность - это совокупность владения военнослужащим личностно-ценностными качествами, свидетельствующими о профессиональной состоятельности военного специалиста, позволяющими последнему самостоятельно планировать собственный маршрут профессионального развития и карьерного роста на основе выбора нравственных и профессиональных приоритетов.
К основным профессиональным компетенциям относятся:
- способность к интеллектуальным операциям: анализ от общего к частному / от частного к общему; установление эквивалентности понятий; анализ от конкретного к абстрактному / от абстрактного к конкретному; обобщение: доказательство, сравнение, группировка, упорядочение, преобразование; установление соответствий: отбор, систематизация, целостность, суммирование, выводы, алгоритмизация, моделирование;
- владение технологиями сбора, хранения, обработки и использования информации с целью развития военной мысли и военной науки;
- умение находить творческие (новые) решения;
- проявление способности к корпоративному сотрудничеству;
- умение работать в команде на основе принципов корпоративной военной этики;
- практическое использование текстовой компетенции;
- понимание необходимости смысловой обработки информации и создания вторичных текстов;
- планирование профессионального саморазвития;
- совершенствование профессиональной компетентности.
Представленная технология реализации приоритетно-ориентированного
подхода в локальном пространстве воспитания военнослужащих в вузе направ-
лена на развитие качеств личности будущего офицера, соотнесенных с нравственно-патриотическими приоритетами, которые способствуют достижению высокого уровня профессиональной компетентности военного специалиста.
Таким образом, разработанный авторами приоритетно-ориентированный подход к воспитанию военнослужащих - это цельная, практически реализуемая система воспитания, прошедшая экспериментальную апробацию в вузах разного типа, оставляющая перспективы ее дальнейшего совершенствования и получения большей положительной динамики в воспитании курсантов и студентов.
* * *
1. Бах Ричард. Единственная / пер. с англ. М.: ООО Издательство «София», 2007. С. 45-90.
2. Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Искусство. 1921. № 1.
3. Надель-Червинская М.А. Большой толковый словарь иностранных слов. Ростов н/Д.: Феникс, 1995.
4. РеберА.С. Большой толковый психологический словарь. М.: ВЕЧЕ АСТ, 2003.
5. Физический энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1984.