Рынкевич (Осипова) А.В.,
доцент кафедры иностранных языков Технологического университета, г. Королев, Российская Федерация
ВЫБОР ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ВОСПИТАНИИ НА ОСНОВЕ ПРИОРИТЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Сегодня, как ни печально это отмечать, общество переживает кризис нравственности, духовности, потери общечеловеческих ценностей. Остро стоит вопрос о пересмотре исконно европейских ценностей и возвращении общества к традиционно русским ценностям. Речь идет о таких ценностях, как доброта, порядочность, честность, верность, справедливость и вера в будущее. Если исчезает понятие ценностей, то человек испытывает огромные трудности, особенно в моменты переживаний, скорбей, конфликтов, войн. Только на духовном фундаменте советский народ, нравственно сильный и убежденный, выковывал победу. Разрушение старой идеологии, отсутствие национальной идеи, насаждение чуждых русской этнокультуре западных моральных ориентиров и ценностей, засорение русского языка иностранными словами - все это следствие разрушения советской системы образования, целью которого была фундаментальная подготовка разносторонне развитых специалистов и воспитание духовно-нравственных личностей.
Как научить человека делать гуманный, обоснованный, приносящий благо обществу и самому человеку выбор? Выбор ценностей и приоритетов, способа и качества жизни, поведения и деятельности есть неотъемлемая часть образования, и тогда выбор становится самостоятельной ценностью.
Прежде, чем мы перейдем к описанию авторского приоритетно-ориентированного подхода в воспитании, остановимся на определении понятия «выбор». Наверно, каждый из нас понимает, что значит выбор, пока не задумается. Так что такое выбор? С понятием выбора мы встречаемся в науке, в религии и даже фольклоре. Обращаясь к русской народной традиции, а именно к сказкам, мы находим известный всем образ Ивана на распутье дорог у «камня-указателя». Гадания на перекрестке дорог - это все выбор. Надпись на камне гласит, что куда бы ни пошел, всюду что-то теряешь: шапку, коня, жизнь. А что приобретешь - неизвестно. Поэтому в сложных ситуациях, как говорит народная мудрость, «лучше семь раз отмерить и один отрезать». А немецкая поговорка
гласит так: «Wer hat Wahl, hat auch Qval...» - «Кто имеет выбор, тот имеет мучение».
В эзотерике мы находим, что выбор - это пространство вариантов, которое представляет собой вполне материальную информационную структуру. Это бесконечное поле информации, содержащее все возможные варианты любых событий, которые могут произойти. Вариант состоит из сценария и декораций. Декорации - это внешний вид, или форма проявления, а сценарий - путь, по которому движется материя. Теоретически не существует никаких ограничений на сценарии и декорации судьбы человека, поскольку пространство вариантов бесконечно. Судьба человека также представлена множеством вариантов. Кто-то из нас делает выбор осознанно, обдуманно, а кто-то полагается на «авось» [5].
И все же - как сделать правильный выбор? Как узнать, не ошиблись ли мы в очередной раз?
Механизм выбора прост. Это непрерывная цепь все нарастающих по силе решений, где конечный результат трудно предугадать. Выбору надо учить через следующие действия: анализ, развитие компетенции, связанной с нравственным выбором, поскольку такой выбор - это умение совершить правильные действия и подойти к прагматическим умениям (прагматическим компетенциям), то есть к тому, что сформировано воспитанием и может быть реализовано в жизни.
И.П. Подласый полагает, что для того, чтобы научиться делать правильный выбор, нужно не так уж много: нужны знания, самоограничение, укрощение эмоций, отказ от стереотипов, мужество; нужно развивать рациональное мышление, интуицию и энергетическую силу, совмещая их с верой. По мнению ученого, жизнь требует от человека воспитания в себе трех «В»: воли, верности избранному направлению и веры в собственные силы. Если этих качеств недостаточно, человек сдается и отступает. Правильный выбор в этих условиях невозможен [6].
Выбирая нравственные ценности и приоритеты, следует восстановить изначальную цельность нравственно ответственного поступка и, исходя из этого, рассмотреть свою единственную жизнь как «сплошное поступление», как «некоторый сложный поступок», по терминологии М.М. Бахтина [1]. Каждый поступок начинается с мысли, которая понимается как поступок, вернее, один из поступков, именуемых М.М. Бахтиным как акт-мысль. Взятая «как поступок» мысль - цельна; она перестает быть абстрактной противоположностью делу; она становится действием нравственно-
бытийного порядка. Она не только «значит», она «есть», оказываясь, в качестве нравственно ответственного поступка ее «автора», причиной других, далеко не только мыслимых, поступков. В оценке мысли учитываются три момента: 1) мой ответственный поступок, 2) смысловой момент и 3) индивидуально-исторический момент. Таким способом совмещается культурно значимое содержание мысли и вся конкретная историчность ее свершения (мысль в сознании человека, живущего в определенное время и в определенных условиях).
Мысль предстает как нравственно ответственный поступок, когда она может быть «вменена» вполне конкретному - вот этому индивиду. Ему она обязана своим появлением на свет, своим существованием, «присутствием в бытии» в «едином и единственном», неповторимом и необратимом контексте его «жизнепоступ-ка», свершение которого он, при всем желании, не мог бы никому перепоручить. «Я» индивида должно, по мысли М.М. Бахтина, авторизовать каждый такой акт как свой поступок, включив его со всем содержанием «в единство индивидуальной ответственности», которое проистекает из долга индивида перед собственным бытием, из долженствования, которое определяет возможность «Я» - быть и быть именно самим собой. Таким образом, в основе нравственного выбора, каким нам представляется выбор приоритетов и ценностей, лежит первоначально мысль-действие, мысль-поступок. Такая мысль-действие индивидуальна, целостна, конкретно-исторична и представляет собой нравственно-ответственный поступок.
Для достижения поставленных целей в воспитании мы разработали приоритетно-ориентированный подход, представляющий, по сути, совокупность набора составляющих, компонентный состав которых мы рассмотрим ниже. Мы надеемся, что наш приоритетно-ориентированный подход при внедрении его в практику образования российских обучающихся будет способствовать воспитанию достойных граждан, духовно-нравственное воспитание которых сможет превратить обучение для них в значимый и ценностный процесс.
Приоритетно-ориентированный подход понимается как глобальная и системная организация и самоорганизация процесса воспитания, включающая субъекты педагогического взаимодействия, а также определяющая приоритеты, личностные качества и прогностические условия их достижения в рамках личностно ориентированной парадигмы образования.
Системная организация приоритетно-ориентированного подхода содержит: 1) архитектонику в виде а) иерархии среды воспитания, б) пространства воспитания, в) приоритетно-ориентированного пространства воспитания; 2) интегративную алгоритмизированную программу реализации подхода, включающую а) мысль-поступок (по М.М. Бахтину), б) качества личности, профессиональные компетенции, в) выбор приоритетов с привлечением матрицы выбора приоритетов и матрицы дилемм, г) достижение профессиональной компетентности; 3) семантическое (лексическое) поле, включающее триаду «понятия-термины-дефиниции»; 4) проектную деятельность, содержащую цикл лекций по теории духовно-нравственно воспитания, материалы по мониторингу владения обучающимися лекционным материалом, дискуссии по типам воспитания, освоение техники выбора на основе двух матриц; 5) прогностический педагогический комплекс развития и саморазвития обучающихся по выбору духовно-нравственных приоритетов в ходе профессиональной деятельности: а) изучение теоретических концепций, б) развитие нравственной памяти, в) составление перечня «нравственных табу» (общечеловеческих ценностей), рассматриваемых как рычаги самовоспитания на основе общечеловеческих ценностей, г) научение себя выбору нравственных ценностей с привлечением матриц выбора приоритетов и матрицы дилемм.
Приоритетно-ориентированный подход основан на создании двух матриц - матрицы приоритетов нравственного выбора применительно к разным типам воспитания и матрицы примеров дилемм нравственного выбора, которые демонстрируют один из способов выстраивания траектории воспитания/самовоспитания обучающихся, что приводит к достижению обучающимися актуального духовно-нравственного уровня развития личности, обладающей особыми качественными характеристиками, то есть к духовно-нравственной воспитанности [2].
Разработанный нами приоритетно-ориентированный подход, развивающий ценностное отношение к воспитанию, является ключевым фактором развития общества и обеспечения духовного единства народа. Характер развития общества непосредственным образом зависит от гражданской позиции каждого отдельного человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, а также моральных норм и духовных ценностей, принятых в определенном социуме. Воспитание духовно развитой личности, любви к
своей стране, потребность в саморазвитии и совершенствовании есть важнейшая цель успешного современного образования [3].
Список литературы
1. Бахтин М.М. Архитектоника поступка // Искусство. - 1921. - № 1.
2. Лопатухина Т.А. Педагогические технологии развития ценностного отношения к образованию в современном российском обществе : монография / Т.А. Лопатухина, С.П. Данко, Т.В. Залевская, Е.В. Егорова, А.В. Осипова. - М.: Вузовская книга, 2014. - 110 с.
3. Лопатухина Т.А., Осипова А.В. Современное воспитание молодых людей как система возвращения духовно-нравственных ценностей в российское общество // Гуманитарные и социально-экономические науки. - 2013. - № 6. - С. 63-67.
4. Осипова А.В. Нравственно-патриотическое воспитание обучающихся современных высших военных учебных заведений на основе приоритетно-ориентированного подхода // Дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2011. -230 с.
5. Осипова А.В. Определение понятия «выбор» и технология его реализации / А.В. Осипова // материали за 8-а международна научна практична конференция, «Образованието и науката на XXI век», 2012. Том 23. Педагогические науки. София. «Бял ГРАД-БГ». - 80 с. - С. 53-56.
6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.
© Рынкевич А.В., 2015