Научная статья на тему 'ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭВЕНКИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭВЕНКИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеурочная деятельность / ФГОС / технологическое образование / декоративно-прикладное искусство / национальная культура / extracurricular activities / Federal State Educational Standards / technological education / arts and crafts / national culture

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Анна Алексеевна

В статье рассматривается актуальная проблема, которая угрожает самобытности культур малочисленных народов. Сохранение культурного наследия народов становится все более сложной задачей в наше время. Одним из неотъемлемых аспектов национальной культуры является народное искусство, которое отражает образ жизни и нравственный идеал народов. Декоративно-прикладное искусство, в свою очередь, является неотъемлемой частью материальной и духовной культуры. Оно базируется на творческом ручном труде мастеров и отображает национальные традиции и культурные особенности. Наиболее благоприятной для формирования уважения и сохранения культуры является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность обладает значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Она способствует расширению кругозора, дисциплинирует, развивают любознательность, а соприкосновение с национальным декоративным искусством с исконными традициями, обогащает ребенка, прививает любовь к родному краю, поддерживает интерес к его истории и культуре. В данной статье представлен анализ результатов педагогического эксперимента по выявлению уровня знаний обучающихся о эвенкийской национальной культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines a pressing problem that threatens the identity of cultures of small peoples. Preserving the cultural heritage of peoples is becoming an increasingly difficult task in our time. One of the integral aspects of national culture is folk art, which reflects the way of life and moral ideal of peoples. Decorative and applied art, in turn, is an integral part of material and spiritual culture. It is based on the creative manual labor of craftsmen and reflects national traditions and cultural characteristics. The most favorable for the formation of respect and preservation of culture is extracurricular activities. Extracurricular activities have significant educational and developmental potential. It helps to broaden one’s horizons, disciplines, develops curiosity, and contact with national decorative art and primordial traditions enriches the child, instills a love for his native land, and maintains interest in its history and culture. This article presents an analysis of the results of a pedagogical experiment to identify the level of knowledge of students about Evenki national culture.

Текст научной работы на тему «ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭВЕНКИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Педагогика

УДК 378.2

магистрант 1 курса Захарова Анна Алексеевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПРИОБЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ЭВЕНКИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема, которая угрожает самобытности культур малочисленных народов. Сохранение культурного наследия народов становится все более сложной задачей в наше время. Одним из неотъемлемых аспектов национальной культуры является народное искусство, которое отражает образ жизни и нравственный идеал народов. Декоративно-прикладное искусство, в свою очередь, является неотъемлемой частью материальной и духовной культуры. Оно базируется на творческом ручном труде мастеров и отображает национальные традиции и культурные особенности. Наиболее благоприятной для формирования уважения и сохранения культуры является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность обладает значительным воспитательным и развивающим потенциалом. Она способствует расширению кругозора, дисциплинирует, развивают любознательность, а соприкосновение с национальным декоративным искусством с исконными традициями, обогащает ребенка, прививает любовь к родному краю, поддерживает интерес к его истории и культуре. В данной статье представлен анализ результатов педагогического эксперимента по выявлению уровня знаний обучающихся о эвенкийской национальной культуре.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, ФГОС, технологическое образование, декоративно-прикладное искусство, национальная культура.

Annotation. The article examines a pressing problem that threatens the identity of cultures of small peoples. Preserving the cultural heritage of peoples is becoming an increasingly difficult task in our time. One of the integral aspects of national culture is folk art, which reflects the way of life and moral ideal of peoples. Decorative and applied art, in turn, is an integral part of material and spiritual culture. It is based on the creative manual labor of craftsmen and reflects national traditions and cultural characteristics. The most favorable for the formation of respect and preservation of culture is extracurricular activities. Extracurricular activities have significant educational and developmental potential. It helps to broaden one's horizons, disciplines, develops curiosity, and contact with national decorative art and primordial traditions enriches the child, instills a love for his native land, and maintains interest in its history and culture. This article presents an analysis of the results of a pedagogical experiment to identify the level of knowledge of students about Evenki national culture.

Key words: extracurricular activities, Federal State Educational Standards, technological education, arts and crafts, national culture.

Введение. Технологическое образование обучающихся является интегральным, ориентированным на взаимодействие с рабочим процессом. Оно предполагает применение учебных знаний в реальной практике, включение обучающихся в жизнь производственных отраслей и активное участие их в творческом процессе. Не менее важны также развитие самостоятельности, инициативности, предприимчивости, компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды труда и готовности принимать нестандартные решения. Согласно обновленным программам ФГОС для предмета «Технология», помимо практических навыков, учащиеся должны развивать навыки информационной грамотности. Ожидаемые результаты изучения предмета «Технология» включают в себя осознание роли техники и технологий в развитии взаимосвязей между природой, обществом и человеком, умение проводить исследовательскую и проектную работу, решать творческие задачи, создавать модели, конструировать изделия и придавать им эстетическое оформление, а также обеспечивать сохранность продуктов своего труда.

Приобщение к декоративно-прикладному искусству своего народа является важным аспектом сохранения культурного наследия. Это позволяет не только освоить новые техники и приемы, но и лучше понять и уважать традиции и обычаи. Многие современные художники и мастера находят в декоративном искусстве вдохновение для создания новых, уникальных работ. Они перенимают техники прошлого и на их основе создают современные произведения.

Декоративно-прикладное искусство народов Севера - это увлекательная тема для проектной деятельности в рамках внеурочных занятий. В процессе такой деятельности, учащиеся могут:

■S Изучать культуру и искусство народов Севера: Проводить исследования о культурных особенностях и искусстве народов Севера, включая их традиционные украшения, росписи, вышивку и другие виды декоративного искусства.

S Создавать собственные художественные изделия: Развивать свои художественные навыки, создавая собственные декоративные изделия, вдохновленные народными мотивами. Это может включать в себя роспись, вышивку, лепку и другие виды ремесленного творчества.

■S Проводить мастер-классы: Ученики могут подготовить мастер-классы для своих одноклассников, чтобы поделиться своими навыками и знаниями о декоративно-прикладном искусстве народов Севера.

■S Организовывать выставки и презентации: Устроить выставку своих работ и презентацию о культуре и искусстве народов Севера, чтобы поделиться полученными знаниями с родителями и учителями.

■S Исследовать исторический контекст: Учащиеся могут изучать исторический контекст декоративно-прикладного искусства народов Севера, его эволюцию и роль в культуре этого региона.

Такой проект позволит ученикам углубиться в изучение культуры и искусства народов Севера, развивать творческие навыки и уважение к разнообразию культурного наследия.

В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, организация занятий в рамках внеурочной деятельности тесно интегрирована в учебный процесс в школе. Внеурочная деятельность учащихся включает различные виды активности, исключая учебные занятия, и направлена на эффективное формирование их личности, а также интеграцию в социум. В базисном учебном плане выделены основные сферы внеурочной деятельности: физическая подготовка и оздоровление, художественное и эстетическое развитие, научно-познавательная работа, военно-патриотическая подготовка, общественно значимая и проектная деятельность [2].

Е.Б. Евладова предлагает следующее определение: «Дополнительное образование детей представляет собой неотъемлемую часть общего образования, выходящую за пределы государственных образовательных стандартов. Это включает в себя свободный выбор детьми различных сфер и видов деятельности, направленных на развитие их личностных качеств, способностей и интересов через практико-ориентированные занятия. Эти усилия направлены на достижение социальной и культурной самореализации, саморазвития и самовоспитания» [3]. Развитие ребенка в процессе

дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях: личностный рост ребенка; совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т.е. предметно-деятельностной сфере; повышение его функциональной грамотности.

Внеклассная работа по декоративно-прикладному искусству в сочетании с учебными занятиями помогает школьникам приобрести глубокие и прочные знания в области естественных наук, ценные практические умения и навыки; воспитывает трудолюбие, дисциплинированность, формирует культуру труда, умение работать в коллективе [4].

Изложение основного материала статьи. Спецификой предметной области «Технология» является освоение способов преобразовательной деятельности, а не только усвоение информации, а также в реализации междисциплинарных связей. Технология - это практико-ориентированный предмет, который имеет тесную связь с другими учебными дисциплинами в школе. В нем учат техническому проектированию и практическим навыкам, которые могут быть полезными в различных областях знаний [1].

Нами разработана программа кружка «Чиктыкан» для обучающихся 6-7 классов. Программа рассчитана на 1 учебный год. Во внеурочное время 2 раза в неделю. В переводе на русский «Бисеринка или бисерное украшение» обоснована тем, что, в первую очередь, дети будут обучаться непосредственно созданию стилизованных национальных украшений на основе эвенкийских узоров и орнаментов. Образовательная программа внеурочной деятельности «Чиктыкан», является прикладной, и носит культурно-просветительский характер, он направлен на овладение учащимися приёмами бисероплетения. Изучение традиционного искусства является одним из ключевых этапов на пути возрождения и дальнейшего развития национальной культуры любого народа. Декоративно-прикладное искусство, своеобразный художественный показатель общей сущности этноса, органично входит в современную жизнь и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Это искусство обладает огромным потенциалом для развития культурного наследия, передаваясь из поколения в поколения практически в неискаженном виде.

Новизной программы является создание условий для приобщения современного ребенка к национальным культурным ценностям через освоение художественного опыта прошлых поколений и их собственное творчество в процессе изготовления стилизованных эвенкийских украшений.

Основной задачей данной программы является вовлечение детей в традиции народного искусства эвенков через освоение искусства бисероплетения. Мы ставим перед собой цель развить у детей интерес к работе с бисером и вдохновить их стремлением к совершенствованию в области декоративно-прикладного творчества. В рамках программы рассматривается также развитие творческой активности детей и их способность к самостоятельной деятельности.

Содержание программы предусматривает полное овладение учащимися необходимыми навыками бисероплетения на качественном уровне, учитывая возрастные особенности каждого ребенка. Следует отметить, что результаты практической работы и скорость освоения программы могут быть разными для каждого ученика, и это учитывается в индивидуальном подходе к обучению.

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование кружка «Чиктыкан»

№ Тема занятий Теория Практика Общее количество часов

1 четверть

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и приспособления. 1 - 1

Краткое сведение о бисероплетении. Ознакомление с ДНИ эвенков, работами мастеров. Техника бисерной вышивки. Тренировочные упражнения по низанию бисера. 2 2 4

Проработка эскизов (броши, брелки, и т.д) Подготовка материалов. - 1 1

Практическая работа. Выполнение изделия из бисера. - 12 12

9 недель 18 ч.

2 четверть

Проработка эскиза. (Сумочка из сукна вышитая бисером). - 1 1

Практическая работа. Вышивка бисером. Пошив - 13 13

сумочки.

7 недель 14 ч.

3 четверть

Творческий проект. Стилизованные украшения «Дэрбэки и нэл». Проработка эскиза. - 1 1

Практическая часть. Вышивание бисером «Нэл» - 19 19

нагрудное украшение.

10 недель 20 ч.

4 четверть

Продолжение работы над творческим проектом. Практическая часть. Вышивание бисером — 14 14

«Дэрбэки» головная повязка.

Организация и участие в выставке по ДПИ. - 2 2

8 недель 16

Всего 34 недели 68

При осуществлении программы обучения по бисероплетению используются разнообразные методы обучения, включая объяснительно-иллюстративный метод, рассказ, беседы, работу журналами, фотографиями, практические работы репродуктивного и творческого характера, а также практические работы разного этапа сложности. Кроме того,

используются методы мотивации, стимулирования и обучающего контроля, включая взаимоконтроль. Методика работы с детьми может быть направлена на групповое, индивидуальное или фронтальное обучение, включая показ технологических приемов.

В процессе проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности учащиеся знакомятся с декоративно-прикладным искусством народов Севера. Курс основывается на доступности материала и построен по принципу, от простого к сложному. То есть программа должна строиться в постепенное освоение приемов бисероплетения, обучающимся необходимо предоставить возможность попрактиковаться в основных техниках, постепенно усложняя задания и условия. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося и помогать им развивать свои творческие способности в рамках деятельности.

Для определения уровня знаний обучающихся о эвенкийской национальной культуре и с целью приобщения к декоративно-прикладному искусству эвенков, посредством изготовления стилизованных украшений из бисера мы провели эксперимент в контрольной и экспериментальной группах. По результатам исследования первоначальных показателей у обучающихся экспериментальной группы показал, что у большинства низкие показатели, аналогично и в контрольной группе.

На втором этапе осуществлялся формирующий эксперимент, где проверялась общая гипотеза. Формирующий эксперимент проводился нами в экспериментальной группе. В ходе исследования велись наблюдения, анализ, корректировка отдельных положений. Задачами формирующего этапа состояли: апробация разработанной программы внеурочной деятельности по обучению учащихся 6-7 классов изготовлению стилизованных эвенкийских украшений и приобщение к декоративно-прикладному искусству эвенков.

В завершение эксперимента, мы провели контрольное исследование с целью выявления существенных изменений в знаниях учащихся. Методика контрольного этапа была структурирована аналогично методике исходного этапа, включая использование анкетирования для сбора данных.

Таблица 2

Сравнительные результаты уровня знаний обучающихся о эвенкийской национальной культуре

Показатели Контрольная группа Экспериментальная группа

Констатирующий этап % Формирующий этап % Констатирующий этап % Формирующий этап %

Высокий 25 30 30 55

Средний 30 30 35 35

Низкий 45 40 35 10

Таким образом, на заключительном контрольном этапе, по результатам повторного опроса обучающихся экспериментальной и контрольной групп, выявлены отличительные характеристики усвоения знаний. У обучающихся экспериментальной группы, которые занимались в кружке «Чиктыкан», повысился уровень знаний о эвенкийской национальной культуре.

Для поверки владения практической работой обучающихся экспериментальной группы, нами проведен анализ по 4 критериям. Работы оценивались по пяти бальной шкале.

Таблица 3

Критерии оценивания для проверки уровня владения практической работой

Критерии «2» «3» «4» «5»

Организация рабочего места Неподготовлен, не может организовать рабочее место Подготовлен, допускает ошибки в организации рабочего места Подготовлен, допускает ошибки организации рабочего места, но исправляет Подготовлен, и организует рабочее место согласно требованиям организации труда

Качество выполнения работы Работа выполнена на низком уровне Работы выполнена на среднем уровне Работа выполнена на высоком уровне Работа выполнена на более высоком уровне

Соблюдение техники безопасности Выполняет практическую работу с грубыми нарушениями ТБ, приводящим к травмам Выполняет практическую работу с нарушениями требований ТБ Выполняет практическую работу с частичным нарушением ТБ Выполняет практическую работу в соответствии с ТБ

Умение использовать теоретические знания о композиции и цветовой гамме Уровень выполнения требований низкий. Ученик не владеет даже минимальными фактическими знаниями Уровень выполнения требований достаточный, допущены ошибки в разработке композиции и цветовой гамме Уровень выполнения требований хороший, допущены незначительные ошибки в композиции и цветовой гамме Уровень выполнения требований высокий. Отсутствуют ошибки в разработке композиции и цветовой гамме

В итоге обучающийся может максимально набрать 20 баллов. Отметка «отлично» ставится, если у обучающегося 20-18 баллов, «хорошо» 17-15, «удовлетворительно» 14-12, «неудовлетворительно» 11-9 баллов.

Таблица 4

Результаты уровня владения навыками практической работы в экспериментальной группе

Критерии оценивания Код участника

001 002 003 004 005

Организация рабочего места 4 5 4 5 4

Качество выполнения работы 4 5 5 5 5

Соблюдение техники безопасности 5 5 5 5 5

Умение использовать теоретические знания о композиции и цветовой гамме 5 5 5 5 5

Итоговый балл 18 20 19 20 19

Оценка 5 5 5 5 5

Как видно из таблицы для выявления уровня владения навыками практической работой по изготовлению украшений из бисера в экспериментальной группе - высокий. Обучаемые полностью овладели теоретическими знаниями и использовали их в практической деятельности.

Таким образом, на формирующем этапе исследования, мы апробировали разработанную нами программу внеурочной деятельности с экспериментальной группой исследования. В ходе наблюдения за учащимися и анализа работ выяснилось, что учащиеся проявляют интерес к традициям, прилежность, аккуратность. Стараются бережно относиться к материалам. Обучающиеся научились работать с бисером, также они познакомились с декоративно-прикладным искусством эвенков.

Выводы. Актуальность проблемы, связанная с сохранением культуры малочисленных народов севера послужила для выбора темы данной статьи.

Ярким явлением эвенкийской культуры является бисероплетение, она является их неотъемлемой частью. На старинной одежде и бытовых предметах народов Крайнего Севера непременно встречается бисер. Что бы этот вид народного творчества получил новый виток своего развития его необходимо включать в творческое кружковое обучение школьников. Для этого необходимо предложить обучающимся модернизированные программы, которые были бы привлекательны современным продолжателям эвенкийской культуры бисерного рукоделия и которые могли бы привнести новые элементы творчества в вековые традиции.

Для осуществления данной цели, была изучена организация внеурочной деятельности в общеобразовательной школе и разработана программа внеурочной деятельности. Кружковая работа является одной из эффективных форм организации внеурочной деятельности. Кроме практической и образовательной ценности, занятия в кружках по обработке различных материалов имеют большое и разностороннее воспитательное значение.

Кружковые занятия по бисероплетению могут значительно способствовать развитию личности ребенка. Они создают благоприятные условия для укрепления интеллектуального и духовного потенциала, культурного и профессионального самоопределения, а также развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

Вовлечение обучающихся в декоративно-прикладное искусство эвенков через бисероплетение предполагает овладение техниками его выполнения, а также изучение видов, особенностей цветового и композиционного строя, а также значения орнаментов и материалов, которые использовались ранее. В ходе занятий, посвященных вышиванию бисером, у детей формируются нравственно-волевые качества личности, такие как терпение, усидчивость и умение доводить работу до конца, а также аккуратность в работе. Работа с бисером способствует развитию мелкой моторики и, следовательно, развитию мышления, речи и концентрации внимания.

Таким образом, в настоящее время проблема сохранения и развития культурной и национальной самобытности малочисленных народов севера, зависит от преемственности между поколениями. Бисероплетение - это чрезвычайно интересное и традиционное направление в декоративно-прикладном искусстве, которое может оживить и сохранить народные традиции художественного оформления. Вот какие позитивные аспекты внедрения бисероплетения в проект по развитию народных традиций можно выделить:

■S Сохранение культурного наследия: Благодаря бисероплетению можно сохранить и передать будущим поколениям уникальные техники и мотивы, характерные для народов Севера.

S Создание современных интерпретаций: Учащиеся могут применить традиционные техники бисероплетения для создания современных, функциональных изделий, которые будут сочетать в себе наследие и современный дизайн.

■S Стимулирование творчества: Процесс бисероплетения развивает творческие способности учащихся и позволяет им экспериментировать с цветами, формами и узорами.

■S Социокультурный аспект: Работа над таким проектом способствует укреплению культурной идентичности и гордости за традиции своего народа.

■S Социальное взаимодействие: Проекты по бисероплетению могут способствовать социальному взаимодействию и сотрудничеству учащихся, укрепляя командный дух.

Этот проект действительно может стать толчком для развития и сохранения народных традиций и превратить старинные образцы народного декоративно-прикладного искусства в современные шедевры, сочетая в себе богатство культурного наследия и современные тенденции.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Аммосова, Е.Е. Народные истоки творчества: Одежда. Украшения. Бытовые изделия / Е.Е. Аммосова. - Якутск: Нац. кн. изд-во "Бичик", 1994. - 68 с.

2. Гашицкая, Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером / Р.П. Гашицкая. - Ростов-на-Дону: Проф-Пресс, 2001.-480 с.

3. Голованов, В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Голованов. - Москва: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 239 с.

4. Краевский, В.В Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. учеб. заведений / В.В. Краевский, A.B. Хуторской. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.