Научная статья на тему 'РАРИТЕТЫ ЯКУТИИ'

РАРИТЕТЫ ЯКУТИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
249
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Раритеты Якутии» / материальная и духовная культура народов Якутии / музеи и частные коллекции / ‘Rarities of Yakutia” / material and spiritual culture of the Peoples of Yakutia / museum and private collections

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Неустроева Галина Гаврильевна

Статья посвящена масштабному научному, культурологическому проекту Национального художественного музея PC (Я) «Раритеты Якутии». Он направлен на выявление, изучение уникальных творений мастеров из собрания улусных музеев и частных коллекций республики, где имеются редкостные произведения народного декоративно-прикладного искусства XVIII-XX веков, показ художественного наследия народов республики из фондов музеев России и зарубежья, привлечение внимания общественности к проблеме сохранения, популяризации материальной и духовной культуры народов PC (Якутии), на объединение музейного пространства республики, укрепление престижа самых отдаленных от центра небольших музеев участников проекта. Проект включает научные экспедиции, выставки в залах Национального художественного музея PC (Я), работу художников-реставраторов НХМ PC (Я), создание базы данных эталонных произведений народного и декоративно-прикладного искусства народов Якутии, издательскую деятельность, мастер-классы, лекции, встречи с мастерами, учеными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RARITIES OF YAKUTIA

The article is dedicated the large-scale scientific and cultural project of the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia) ';Rarities of Yakutia”. The aim of the project is to identify and study the unique works from the local ulus museums and private collections from the different parts of the republic, where rare items of folk arts and crafts of the 18th-20th centuries are available. It also aims to display the artistic heritage of the peoples of our republic from the funds of Russian and foreign museums, to draw public attention to the problem of preservation and promotion of material and spiritual culture of the peoples of the Republic of Sakha (Yakutia), to unite the museum space of the republic, and to strengthen the prestige of the small and most remote from the center museums participating in the project. The project includes scientific expeditions, exhibitions in the halls of the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia), the restoration work by restorers of NAM RS (Y), the creation of the database of reference works of folk arts and crafts of the peoples of Yakutia, publishing activities, workshops, lections, meetings with masters and scientists.

Текст научной работы на тему «РАРИТЕТЫ ЯКУТИИ»

УДК 745.03 (571.56) Г. Г. Неустроева

Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) Якутск, Россия

РАРИТЕТЫ

ЯКУТИИ

Статья посвящена масштабному научному, культурологическому проекту Национального художественного музея РС (Я) «Раритеты Якутии». Он направлен на выявление, изучение уникальных творений мастеров из собрания улусных музеев и частных коллекций республики, где имеются редкостные произведения народного декоративно-прикладного искусства ХУШ-ХХ веков, показ художественного наследия народов республики из фондов музеев России и зарубежья, привлечение внимания общественности к проблеме сохранения, популяризации материальной и духовной культуры народов РС (Якутии), на объединение музейного пространства республики, укрепление престижа самых отдаленных от центра небольших музеев - участников проекта. Проект включает научные экспедиции, выставки в залах Национального художественного музея РС (Я), работу художников-реставраторов НХМРС (Я), создание базы данных эталонных произведений народного и декоративно-прикладного искусства народов Якутии, издательскую деятельность, мастер-классы, лекции, встречи с мастерами, учеными.

Ключевые слова: «Раритеты Якутии»; материальная и духовная культура народов Якутии; музеи и частные коллекции.

Экэкээн (Идол). XIX век. Дерево, резьба объемная. 31x15x10

Историко-краеведческий музей «Туойдаах алаас» (с. Эльгяй, Сунтарский улус)

Историю, судьбы наших предков, не сломленных историческими невзгодами, суровыми природными условиями, донесших и оставивших высокие художественные традиции, нельзя до конца понять, не зная духовной и материальной культуры, которая несет в себе ценности, накопленные трудом и талантом многих поколений. Создание артефактов прикладного искусства, устное народное творчество для народов всегда было средством выражения своего «я», познания и

формулирования важнейших законов мироустройства. Сказки, героический эпос, песни, танцы, эстетически оформленные жилища и изделия, резьба по дереву и бивню мамонта, шитье, вышивка или изделия из металла и бересты - везде зримо воплотились оптимизм и поэтичность, глубокая философская мысль и практическая смекалка нации. В них заключено послание о законах красоты и гармонии, дошедшее из глубин веков, выражено народное мироощущение и эстетика. Это можно прочесть

в линиях чорона, таинственных символах орнамента, мерцании серебряных украшений, радужной россыпи бисера. Через это приходит понимание необходимости бережно сохранять и передавать потомкам все, что создано бессмертным гением народа.

К сожалению, в силу ряда исторических, социальных и экономических причин многие старинные виды народного искусства и ремесла народов приполярной цивилизации прекратили свое существование, утеряны связанные с ними высокие художественные традиции, эти предметы - истинные сокровища - практически неизвестны широкому кругу зрителей. Но в фондах зарубежных, российских музеев, а также в музеях и частных коллекциях нашей республики сохранены уникальные артефакты безвестных умельцев, знакомство с которыми - всегда открытие для зрителя.

В 2011 году Национальный художественный музей РС (Я) выступил с инициативой показа в своих залах раритетных экспонатов из собрания улусных музеев и частных коллекций республики, где имеются редкостные произведения народного декоративно-прикладного искусства ХУШ-ХХ веков. «Раритеты Якутии» - это масштабный научный, культурологический проект Национального художественного музея РС (Я), направленный на выявление, изучение уникальных творений старых мастеров, привлечение внимания общественности к проблеме сохранения, популяризации материальной и духовной культуры народов РС (Якутии). Авторами идеи и руководителями проекта выступили А.Л. Габышева и Г.Г. Неустроева.

Важнейшую часть проекта составляют научные экспедиции по отбору произведений, изучение коллекций, исследования по уточнению авторства, названий, датировок, что дает возможность выявить уникальные предметы, ценные факты из истории их бытования, жизни и творчества мастеров, музейных деятелей и дарителей коллекций, создать базу данных эталонных произведе-

I ГШ

РАРИТЕТЫ ЯКУТ1 (И

щж

ний народного и декоративно-прикладного искусства народов Якутии. Отдельный значимый блок проекта - это работа художников-реставраторов Национального художественного музея РС(Я) по приведению предметов в экспозиционный вид, профессиональной очистке, реставрации отдельных артефактов из улусных музеев. Конечным этапом является подготовка выставки в залах Национального художественного музея РС (Я), творческая разработка художественного решения экспозиции, ее технического оснащения, издание печатной продукции.

Проект «Раритеты Якутии» осуществляется при поддержке администрации улусов. Организация каждой выставки включает экспонирование 150-250 произведений, большинство из них широкому кругу зрителей показывается впервые. Статистика проекта такова: за 2011-2019 гг. состоялось 10 выставок из 15 улусов, где было представлено свыше 2000 экспонатов. В них приняли участие 64 музея, 65 владельцев, 54 народных мастера. Обширные экспозиции дополняют архивные материалы Национального архива РС (Я), новейшие мультимедийные технологии, интерактивные зоны с настольными играми народов Якутии. Выставки сопровождаются демонстрацией документальных фильмов, специально подготовленным фильмом «Раритеты Якутии» и мультимедийными программами по истории и культуре улусов. Изданы три красочных альбома-каталога, опубликованы статьи в сборниках мате-

Издания Национального художественного музея Республики Саха (Я) по проекту «Раритеты Якутии»

Чорон. Сосуд для питья кумыса. Конец XVIII века. Дерево, резьба объемная, трехгранно-выемчатая, контурная, долбленая. Высота 48,8, диаметр: верх 15, низ 9,4

Одунунский наслежный общественный музей (с. Магарас Одунунского наслега, Горный улус)

риалов научных конференций, журналах, проходят экскурсии, передачи на телевидении и радио, интегрированные уроки. Культурологические лекции, круглые столы, мастер-классы, встречи с учеными, носителями культуры традиционно собирают музейщиков, народных мастеров, исследователей, художников, всех людей, неравнодушных к судьбе народного наследия. Совместно с директором компании «Многомерные технологии» С.Е. Васильевым разработан совместный проект «Раритеты Якутии ЗБ». За это время посетило выставки только в Якутске свыше 65 тысяч человек.

Проект дает возможность продемонстрировать специфику и уникальность творений народных искусников, выявить даты создания, культурные, экономические связи, особенности локальных художественных явлений и творческих индивидуальностей. Например, сопоставить сходство и отличие в форме и орнаментике памятников кумысной посуды, серебряных изделий, шитья и вышивки, утвари Таттин-ской, Усть-Алданской, Чурапчинской, Хан-галасской, Сунтарской, Вилюйской земель, впервые наиболее цельно представить ямщицкую культуру, национальное наследие малочисленных коренных народов Арктики: долган,эвенов, эвенков.

Демонстрация серии таких экспозиций направлена на объединение музейного пространства республики, укрепление престижа самых отдаленных от центра небольших музеев, так как музеи - участники проекта расширяют свое экспозиционное пространство, широко презентуют свои коллекции. В программе - показ художественного наследия народов нашей республики из фондов музеев России и зарубежья. В 2015 году в рамках данного проекта Британский музей (Лондон) предоставил для экспонирования макетную композицию «Якутский праздник Ысыах», выполненную из бивня мамонта специально для Всемирной выставки, состоявшейся в 1867 году в Париже. Для Британского музея это

был первый опыт, когда западный музей выдал из своих фондов экспонат коренной группе народов Сибири на временную выставку. Следующим этапом после завершения выставки стала поездка сотрудников НХМ в 2016 году в Великобританию для изучения материальной и духовной культуры народов Якутии в музеях Лондона, Кембриджа, Оксфорда, Эдинбурга. В 2016 году выставка «Традиций древних новизна» из фонда НХМ РС (Я) в рамках проекта «Ра-

ритеты Якутии» была успешно продемонстрирована в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева. В 2017 г. в Якутске состоялась выставка «Въ знакъ благодарность. Якутская шкатулка» из богатейшего собрания Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева, открывшая якутянам редкий образец косторезного искусства 2-й половины XIX века, органично сочетающий традиции холмогорских и якутских мастеров. В 2016-2018 гг. проект «Раритеты Якутии» на самом главном му-

зейном форуме России - Международном фестивале «Интермузей» - был отмечен как один из самых интересных, который ярко, широко представляет грани этнической культуры коренных народов Севера.

Завершением этого историко-культу-рологического проекта станет заключительный фестиваль-парад уникальных артефактов из разных музеев обширной территории республики и издание сводного каталога «Раритеты Якутии».

В статье даны истории некоторых наиболее интересных предметов проекта.

Чорон1- сосуд для питья кумыса. «Чо-роны представляют собой исключительное достояние материальной культуры якутов. Таких сосудов нет ни у одного народа», - писал А. Окладников. Научные экспедиции музея еще раз подтвердили, что чороны - сакральный сосуд народа саха, они бережно сохраняются в музеях и частных коллекциях. Самые старинные из них, изготовленные из ствола березы, в основном датируются по внешним признакам XVIII - началом XIX века (классификация по И.А. Потапову). Тулово данного чорона конусообразной формы, энтазис подчеркнут заостренным разделительным поясом, состоящим из рядов позвонкового орнамента тоновое ойуу. По сторонам от него в ритмическом порядке симметрично расположены по три широких пояса геометрического орнамента. Заостренный контур, небольшой, неустойчивый поддон, отсутствие венчика, наличие разделительного пояса и строгая стилистика декора -отсутствие орнамента на устье, ограниченность орнаментальных мотивов, переход от простого раппорта к более сложному позволяют датировать сосуд из Одунун-ского наслежного общественного музея (с. Магарас, Одунунский наслег, Горный улус) концом XVIII века - переходным этапом в эволюции чоронов от архаики к периоду расцвета [5, с. 148].

Гривна витая. Архаичный редкий тип витой гривны с пятью петлеобразными изгибами. Обруч по всему кругу и петли

украшены косой винтообразной нарезкой. Несходящиеся концы заканчиваются небольшими кольцами для завязок. Такие гривны с петлеобразными изгибами в основном вскрыты в захоронениях, относящихся к XVIII веку. Данный объект был найден якутским историком, впоследствии доктором исторических наук Н.Д. Архипо-вым на приустьевом мысу речки Кырыыла-ах УрэР>э в Оленекском улусе в 1985 году в языческом грунтовом захоронении. «Погребальное сооружение представляет собой неглубокое грунтовое захоронение, в котором на дне могильной ямы лежала типичная арангасная колода с женским скелетом. Сооружение представляет собой переход от арангасов к грунтовым могилам. В захоронении найдены фигурная шейная гривна с петлями (литье, ковка, резьба винтовая, медь), 1 серьга, серебро, 2 прониз-ки, 3 железных кольца, деревянный черпак, железный нож» [2]. Объект поступил в Оленёкский историко-этнографический музей народов Севера в 1988 году.

И.В. Константинов утверждает, что витые гривны можно отнести к наиболее древним, поскольку такая форма была наиболее характерной в Южной Сибири, позже они были переняты якутами и модифицирова-

Тривна витая. XVIII век. Металл, ковка, литье, резьба винтовая. 16,5x19,5

Оленёкский историко-

этнографический музей народов Севера (с. Оленек, Оленёкский улус)

ны в гривну с петлеобразными изгибами [7, с. 78]. По мнению А.И. Саввинова, такой тип гривен представляет древнейший вид металлических обручей, широко бытовав-

Очки снеговые. Середина XIX века. Металл, ковка, гравировка, тиснение. 3,2x11,5

Жшанский исторический музей (с. Жигаиск)

ших у многих племен и народов Ближнего и Среднего Востока, Западной и Восточной Европы. Давно исчезнувшие в этих странах металлические гривны сохранились только у якутов вплоть до XX века [8, с. 44].

Очки снеговые. Снеговые очки существовали издревле у арктических народов. Они защищали глаза от снежной слепоты, ветра, солнца. Изготавливались из дерева, кости, бивня мамонта, оленьих рогов, кожи

с прорезанными в них узкими щелями для глаз.

Данный экспонат представляет изделие, бытовавшее в XIX в. у народов Севера. Он изготовлен якутским мастером из металла с выемкой для переносицы, с прорезями в виде узких щелей для глаз. Лицевая часть очков украшена гравировкой, где прослеживается влияние якутской и тунгусской художественных культур: от якутской - наличие мотивов в виде арок, дуг, зигзаговидных узоров, от тунгусской - существование различных вариантов полосового орнамента, крестовидных мотивов, кружкового орнамента и т. п., что связано с древней культурой и сложной этнической историей северных оленеводов-кочевников.

Легенду об очках нам рассказала директор МБУ «Жиганский исторический музей» Людмила Егоровна Сивцева.

Подарок самого Байаная

Снеговые очки, хранящиеся сегодня в Жиганском историческом музее, найдены в 1967 году учащимися Жиганской средней школы на стойбище на берегу реки Муна. Учащиеся школы - члены краеведческого кружка, руководимого учителем географии Элляевым Виктором Иннокентьевичем, в те годы в летнее время постоянно ездили в поисковые экспедиции по территории района.

Стойбище на реке Муна состояло из несколько холомо2. Начиная со второй половины 18 века в зимнее время там проживал род Мараах хосуна (богатыря), после крещения Христофорова Федота. Потомки рода Христофоровых сейчас проживают в п. Кыстатыам Жиганского района.

Мараах хосун - реальный человек. О его недюжинной силе, охотничьей удаче из уст в уста передавалось немало легенд. Умер он далеко перешагнув 90-летний рубеж, до конца жизни возвращался из тайги с богатой добычей.

Снеговые очки - по тем временам дорогая вещь, предмет меновой торговли. Во многих эвенкийских родах использовали самодельные снеговые очки, изготавливали из деревянных пластин. Наверное, поэтому об этих медных снеговых очках в роду Христофоровых осталась с тех времен легенда, записана в 1990 году со слов жителя п. Кыстатыам Христофорова Иннокентия Григорьевича.

«Мой прадед Христофоров Федот - Мараах хосун в былые времена был главой богатого рода. Богатство рода исчислялось оленями, которых у него было 800 голов, а может, и более. У него было шестеро сыновей и одна дочь.

Говорят, в молодости он встретился с самим Байанаем - хозяином лесов, поэтому всю жизнь был удачливым охотником. Однажды он пошел на охоту. Свои охотничьи угодья, пролегающие по высоким берегам реки Муна, знал как свои пять пальцев. Как же иначе: он здесь родился, с детских лет охотился. Вдруг начался ветер, до того

силъныи, что лиственницы ломал как сухие ветки. Мараах хосун побежал вглубь леса, чтобы найти убежище, и вдруг увидел холомо. Обрадовавшись, зашел в жилище. Думал, что холомо пустое, но встретил там хозяев, которые встретили его очень радушно. Из-за невиданной ранее непогоды Мараах хосун не удивился тому, что в необитаемых знакомых местах вдруг появились пожилые люди. Жилище было такое, как будто они здесь живут давно, внутри все холомо было устлано шкурами белых оленей. Старик и старуха досыта накормили его, расспросили о житье-бытье. Внезапно начавшиеся сильные ветры обычно бывают кратковременными, как ливень с грозой. Когда порывы ветра поутихли, Мараах хосун поблагодарил хозяев за пристанище, при расставании они подарили ему медные снеговые очки, благословили на богатую добычу. С тех пор охотничья удача от него никогда не отворачивалась: десяток диких оленей - это для него было средней охотой.

Только вернувшись домой, Мараах хосун подумал: откуда в его родных местах появились эти добрые пожилые люди? Позже в тех местах он не нашел следов жилища, тайга была необитаема. Говорят, об этой встрече он рассказал только в очень пожилом возрасте».

15 июля 2021 г.

Седло. Комплект конского верхового убранства всегда носил ансамблевый характер: над его изготовлением трудились мастера по дереву, коже, металлу, шитью и вышивке, плетению по конскому волосу.

Седло со сборным седалищем из дерева, с луками, окантованными нарядными накладками, выполненными в виртуозной технике прорези, из богатейших фондов Тандинского историко-архитектурного музея им. И.П. Готовцева датируется 1844 годом. Об этом свидетельствует надпись на луке седла: «Дюпсинского улуса Чериктей-ского наслега родовича Петра Дмитриевича Попова3работано 1844 года июня 1 дня».

Седло сделано основательно. Спереди седельная лука по периметру живописно убрана гравировкой роскошного вьющегося растительного орнамента. Особую выразительность придают рельефные круглые бляшки со звездочками, обрамленные ажурными декоративными фигурами, наложенными на красный подклад, сюжетные композиции с мифологическими зверями и крючок в виде изящного конька. Превосходное качество исполнения и богатство отделки седла свидетельствуют о высоком профессионализме и хорошем вкусе мастера, исполнившего это великолепное произведение художественного ремесла.

Интересна история бытования экспоната. Седло в 1960 году было подарено в Тан-динский музей Афанасьевой Анной Илларионовной4, происходившей из знатных, богатых родов Поповых из Чериктяйского наслега Дюпсюнского улуса и Оросиных из Баягантайского улуса, которые занимались обширной просветительской деятельностью и меценатством. Анна Илларионовна была дочерью Иллариона Егоровича Оро-сина (1868-?) и Анны Васильевны Поповой (1868-?), внучкой Попова Василия Петровича (1847-1901) - князя Чериктяйского родового управления, главы Дюпсюнского улуса, правнучкой Попова Петра Дмитриевича (1817-1880), князя Чериктяйского наслега, по чьему заказу было изготовлено

Седло. 1844. Дерево, металл белый, медь, ровдуга, резьба, литье, ковка, гравирование, инкрустация, клепка, шитье. 52x35x36

Тандинский историко-

архитектурный музей им. И.П. Готовцева (с. Танда

Усть-Алданского улуса)

Предмет ритуальный. Конец XIX века. Металл, мех, ткань, кожа, бисер, нить жильная, ковка, обмотка, шитье, вышивка. Длина 65

Тойбохойский республиканский историко-краеведческий комплекс Г.Е. Бессонова (с. Тойбохой Сунтарского улуса)

данное седло. Анна Илларионовна после смерти отца воспитывалась в семье Поповых у бабушки и дедушки в Чериктяй-ском наслеге Дюпсюнского улуса [9, с. 49]. В 18-19 лет Анна вышла замуж за Федора Федоровича Афанасьева, происходившего из знатного рода Афанасьевых из I Оспех-ского наслега Дюпсюнского улуса, предки которых были известными просветителями своего времени.

В старину зажиточные родители в день свадьбы одаривали своих дочерей богатым приданым, куда входил комплект конского убранства. Это седло, изготовленное в 1844 году по заказу Петра Дмитриевича, было семейной реликвией семьи Поповых, оно передавалось из поколения в поколение. В день бракосочетания Анны Илларионовны с Федором Федоровичем Афанасьевым молодая семья получила в дар это роскошное седло с пожеланием: «В вашем доме да поселится счастье, охраняемое добрым духом, да размножится ваш скот в загонах, да благословенны будут ваши дети». Анна Илларионовна и Федор Федорович Афанасьевы родили десять детей, из которых пять братьев и их сестра Елизавета посвятили свою жизнь педагогике, среди них Виктор Федорович стал первым доктором педагогических наук, профессором, основоположником этнопедагогики якутов, поэтом-сатириком, Вячеслав Федорович -создателем музея якутской письменности в г. Якутске.

Предмет ритуальный. Убранство коня, богато отделанное серебром и вышивкой, входило в состав приданого якутской не-

весты. Непременным атрибутом украшения коня, на котором невеста приезжала в дом будущего мужа, была подшейная кисть науз бойбуур, обладавший не только функцией оберега, но и эстетической ценностью. Науз из коллекции «Тойбохойского республиканского историко-краеведческо-го комплекса Г.Е. Бессонова» необыкновенно наряден. Он изготовлен из хвоста росомахи, почитавшейся у якутов, как и медведь, сакральным зверем. Прикреплялся к парадному недоуздку с бряцающими медными кольцами, ремни которого богато декорировались серебряными узорными пластинами. Перехват кисти щедро украшен металлическими бляшками и подвесками трапециевидной формы, вышивкой разноцветным бисером. Наши предки считали, что кисточка из хвоста росомахи, как и медвежья шкура, обладала магической очистительной силой, раскачиваясь, очищала путь невесты от всего недоброго, была символом покровительства в семейной жизни. Подшейную кисть в экипировке коня имели также богатые люди как показатель социального статуса всадника, свидетельство жизненного успеха.

По сведениям информанта Б.Ф. Неу-строева - Мандар Уус, данный богато декорированный предмет использовался в свадебном обряде переезда невесты в дом жениха (кыыс суктгутэ, уруу). Подобные экспонаты хранятся в Российском этнографическом музее, музеях РС (Я) и именуются «Махалка» (дэйбиир). Поскольку название предмета забыто, а по функции он относится к обрядовым артефактам, экспонат можно именовать «Предмет ритуальный» [3, с. 206].

Чепрак. В коллекциях музеев Якутии и у частных владельцев были обнаружены прекрасные образцы конского убранства, созданные в разных техниках и материалах. Это чепраки, кычыми, наседелья, выполненные в технике мозаики из меховых лоскутков; сплетенные из конского волоса; вышитые цветными нитями; сшитые серебряными штампованными бляшками в со-

четании с бисерной вышивкой; тканевые мозаики с применением традиционной технологии кантирования кыбытан-аттаран тигии.

Необычайно интересен чепрак с сердечками, выполненный в технике аппликации. Чепраки с аналогичным мотивом хранятся в коллекциях Американского музея естественной истории (АМЕИ) в Нью-Йорке [6, с. 215], Линден-музее (Штутгарт, Германия) и датируются второй половиной XIX века. Привезены они в зарубежные музеи разными путями: в АМЕИ сдан членами Джезуповской экспедиции, собравшими в 1901-1902 годах большой комплекс предметов народного творчества в Якутии, в том числе Ботурусском улусе. В Германию экспонат попал в начале XX века в числе объектов, закуп которых спонсировал меценат Юлиус Хойс, владелец шоколадной фабрики «Эйнемъ» в Москве (в начале XX века она была национализирована и переименована в кондитерскую фабрику «Красный Октябрь»),

Данные артефакты можно отнести к работам ботурусских умелиц [4, с. 189]. Образный язык мастерицы оригинален и самобытен, ассоциативно насыщен. Местная легенда о чепраке гласит, что это творение рождено в разлуке с любимым: «Печалью расшиты узоры. Уехал в дальние места возлюбленный, и не было от него вестей. Долго, преданно ждала любимого мастерица... В думах своих, защищая боотура от всевозможных бед, искусница сотворила чепрак с пламенеющими алым цветом сердечками на сером сукне. Вышила тоненький стебелек-надежду, произрастающий из черной сердцевидной фигуры, увенчав его ромбическим орнаментом-оберегом». Здесь всё -узоры, цветовая нюансировка - несут определенную смысловую нагрузку, связанную с традиционным мировоззрением и душевным настроем своего создателя. Красный цвет - жизнь, черный - Мать-Земля Ийэ сир - символ Родины, зеленый - надежда, бессмертие и цвет пробуждающейся природы. Композицию окаймляют широкие

Чепрак.

Начало XX века. Ткань, ровдуга, нить цветная, шитье, аппликация, вышивка. 50x100,5

Чурапчинский музей истории и этнографии им. A.A. Саввина (с. Чурапча Чурапчинского улуса)

черно-красные бордюры. Эта искренняя, пронзительная «песнь песни» выражена в гармонии ритмического расположения фигур, звонкой чистоте цвета, сочетании локального пятна с гибкой линией. Трогательно и просто, образным языком искусства передала умелица свою историю любви и верности.

Экэкээн (Идол) (стр. 52). Особый раздел в собраниях музеев Якутии составляют коллекции шаманских костюмов и ритуальных атрибутов, а также предметы для обрядов промыслового культа, культа духов-покровителей семьи, представляющие языческую культуру народов Якутии, веру в родовые тотемные культы, духов.

Данный объект Экэкээн (эмэгэт) из собрания историко-краеведческого музея Ту-ойдаах алаас (с. Эльгяй, Сунтарский улус) представляет дух хозяина леса, способствующий удачной охоте. Вилюйские якуты верили в существование духов-хозяев, содействовавших размножению птиц и зверей. Эти духи носили общее наименование бай-анай или эсэкээн. От их воли зависел успех охоты. Главным из них был Баай Барыла-ах - создатель крупных зверей: медведей, лосей и пр. Считалось, что у каждого вида зверей был и свой эсэкээн. Северные якуты изображали его в виде антропоморфной фигуры высотой 30-40 см, одевали в звериную шкурку. Эмэгэт использовали при проведении обряда Барыылаах тардар - призывания духа-хозяина леса для получения и сохранения охотничьей удачи [3, с. 206].

Якутский национальный праздник Ысыах5. Российско-британская выставка «Путешествие длиною в век», прошедшая в 2015 году в Национальном художественном музее, является первым совместным проектом НХМ РС (Я) и одного из крупнейших музеев мира - Британского музея. Проект был реализован на средства гранта, выделенного Советом по исследованию в области искусства и гуманитарных наук Великобритании. В состав исследовательской группы вошли преподаватели Абердинского университета Элисон Браун,

ных сооружений, но и моделей на темы жизни северян. Об этом свидетельствуют произведения: «Якутская усадьба» 1870-х гг. из коллекции Музея Ротенбаум МАЯКК (Гамбург, Германия), где впервые в истории изобразительного искусства Якутии выявлен сюжет с изображением давно забытого осеннего праздника ыНыах, оставшегося в памяти народной как отголосок древних пережитков; «Модель якутской обстановки» 1890-х из Музея антропологии и этнографии (Санкт-Петербург), где показаны особенности быта и хозяйства якутов, в

Якутский национальный праздник Ысыах.1866. Бивень мамонта, дерево, резьба. 21x74x36

Британский музей (Лондон)

Татьяна Аргунова-Лоу и Элеонор Пирс, которые выиграли грант на научные исследования данного экспоната. Куратор от НХМ РС (Я) - А.Л. Габышева.

Известно, что начиная со второй половины XIX века в связи с повышением интереса к этнографии народов Севера, сбором этнографических коллекций якутские резчики по кости получали заказы на изготовление не только макетов архитектур-

том числе праздник ысыах со сценами ку-мысопития, национальной борьбы, скачек.

На выставке «Путешествие длиною в век» была представлена композиция из бивня мамонта «Якутский национальный праздник Ысыах», приобретенная сотрудником Британского музея сэром Агустусом Волластоном Франксом на Всемирной выставке в Париже в 1867 году. Это одно из самых ранних изображений национального

летнего праздника Ысыах. На родине через 148 лет по архивным документам и по аналогии с работой «Якутский двор» из фонда Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге сотрудниками НХМ PC (Я) А.Л. Габышевой, Е.С. Ноговициной было возвращено из небытия имя мастера Николая Белоусова из Хамагаттинского наслега Намского улуса, выявлены дата создания - 1866 год - и история бытования.

В рамках проекта состоялись мастер-классы, круглый стол - встреча с косторезами республики, съемка телепередачи «Культурная эволюция» (автор A.C. Борисов) на НВК «Саха» с участием известных деятелей культуры, искусства и науки. В сотрудничестве с Институтом национальных школ PC (Я) музеем разработано методическое пособие для проведения тематического занятия в рамках учебной дисциплины «Культура народов PC (Я)». Наши постоянные партнеры - специалисты ООО «Многомерные технологии» (руководитель С.Е. Васильев) подготовили интерактивную ЗБ-модель объекта с приемами видеоэффектов. Большой интерес зрителей вызвала дипломная работа студентов Якутского художественного училища, которые создали версию второй части композиции со сценками кругового танца осуохай, спортивных соревнований, лошадей у коновязи, выполненными в стилистике середины XIX века. Выставка «Путешествие длиною в век» имеет продолжение. От Британского музея поступило предложение создать новую современную модель, посвященную якутскому национальному празднику. Мастером, выполнившим новую композицию «Ысыах», стал народный художник Якутии, заслуженный художник России Федор Иванович Марков. В 2020 году композиция «Ысыах» Ф. Маркова была представлена в экспозиции Британского музея.

Шуба с рукавицами. Из эвенского женского комплекта.

Передник. Из комплекта эвенского национального костюма.

Автор А.И. Хабаровская

Музейная жизнь часто одаривает встречами с поразительными людьми, с невероятными историями и экспонатами. Каждая экспедиция, выставка - это всегда открытие неизведанного. Событием в культурной жизни республики стала выставка «Раритеты Арктики. Художественное наследие: Среднеколымский улус», открытая в 2018 году в Национальном художественном музее. В экспозиции впервые были представлены уникальные образцы декоративно-прикладного искусства из собраний МКУК «Среднеколымский краеведческий музей» и его филиалов - Березовского этнографического музея, Алеко-Кёльско-го краеведческого музея, Ойусардахского историко-этнографического музея, а также частных коллекций. Среди редчайших образцов экспонировались: единственная сохранившаяся на территории республики «Шуба с орлом» середины XIX века; экспонаты шаманского культа: шапка эвенского шамана, увенчанная девятью стилизованными изображениями птицы гагары, духа-помощника шамана, и украшенная бахромой в виде тряпичных человеческих фигурок бэйкэн; детский эвенский комплект для обрядовых лечений, состоящий из кафтана хамасак тэты куггагги с шапочкой авун, бубна унтын из фондов Средне-колымского краеведческого музея.

Отдельно следует отметить совершенно самобытную культуру березовских эвенов. Это единственная этническая группа

А. И. Хабаровская. Шуба

с рукавицами. Из эвенского женского комплекта. 1981. Мех олений, бисер, сукно, кожа, замша, ткань х!б, шитье, мозаика, тонирование. Длина 88

Национальный художественный музей РС (Я) (Якутск)

А. И. Хабаровская.

Передник. Из комплекта эвенского национального костюма. 1989. Ровдуга, мех, кожа, ткань, бисер, волос олений, шитье, вышивка, мозаика, продержка, тонирование. 97x53

Национальный художест венный музей РС (Я) (Якутск)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эвенов в Якутии, которая в силу изолированного проживания сохранила в первозданном виде свой кочевой образ жизни, этническую культуру - язык, обычаи, традиционную культуру, фольклор. Одной из уникальных представителей березовских эвенов является Анна Ивановна Хабаровская, мастерица, хранитель песенной и ска-зительской культуры коренных малочисленных народов Севера, традиционного прикладного творчества эвенов. На сегодня есть только три нимкалана (сказителя),

исполняющих эпические сказания эвенов. Анна Ивановна одна из них. Она выросла на просторах колымской тундры, с малых лет с родителями пасла оленей, была кадровым охотником, чумработницей, бригадиром в стаде Нитчан. Ей сегодня 86 лет, с недавнего времени она проживает в Якутске и с грустью говорит, что «тоскует по воздуху Севера, оленям, а тундра снится каждую ночь». А.И. Хабаровская является представителем березовской группы ламутов, сохранивших до настоящего времени многое из своих культурных национальных традиций, в том числе и особенности одежды: покрой одежды - распашной кафтан с передником, а также издавна сложившиеся их способы украшения. С девяти лет она училась мастерству шитья у своей матери -Пелагеи Пантелеймоновны Булдукиной. За свою долгую жизнь сшила множество комплектов и отдельных частей эвенской национальной одежды и аксессуаров. Она одна из немногих мастериц, кто владеет технологией первичной обработки и выделки шкур, изготовлением традиционной эвенской одежды по старинной технологии и изделий народного декоративно-прикладного искусства из меха, кожи, ровдуги, бисера. Для декорирования применяет вышивку бисером, подшейным оленьим волосом, меховую мозаику, аппликацию из кожи, меха, продержку. Цвет линейно-геометрического орнамента в изделиях Анны Ивановны в основном отражает природную палитру - землю, небо, солнце, снег, соответственно преобладающими в бисерной вышивке являются голубой, белый и черный цвета. Голубой цвет означает небо, синий - бездонный космос, знак расцвета жизни, белый - цвет снега, связан с окружающей средой и является символом счастья, черный - цвет земли, олицетворяет мать-землю.

Распашной кафтан с рукавицами на завязках и небольшим отложным воротником из собрания Национального художественного музея РС (Я) сшит из оленьего меха по старинному крою: спинка, полки

и верхняя часть рукавов выкроены из одной шкуры, нижняя широкая меховая надставка пришита к основной части кафтана. Кафтан по бортам, линии бедер, по низу подола и рукавов, воротнику декорирован меховой орнаментированной каймой - так называемым реберным, или лестничным, древним типом орнамента, состоящим из чередующихся темных и светлых полос меха. На спинку пришит нашивной клапан, расшитый полосками красной ткани и изящной меховой мозаикой с геометрическим узором. Кафтан снизу завершает меховая оторочка.

Неотъемлемой частью эвенской одежды является нагрудник трапециевидной формы нэп. Он одевается под распашной кафтан (тэты) для защиты груди и горла от холода. Данное изделие из коллекции Национального художественного музея РС (Я) состоит из двух частей, сшитых вместе по линии талии: верхней - нагрудника из выделанной неокрашенной шкуры оленя, мехом внутрь, с небольшим нашивным клапаном, расшитым бисером, и нижней -из ровдуги с богатой декоративной отделкой: в ее центре - прямоугольный клапан урдэн, украшенный полосками разноокра-шенной кожи в технике продержек и переплетений, вышивкой крашеным и белым подбородным оленьим волосом кэрэчэ, бисерными линиями. К подолу передника по всей его длине пришита прямоугольная надставка урдэн-кэрдэн, орнаментация которого с небольшими вариациями повторяет декор клапана урдэн, подол оторочен бахромой, окрашенной в коричневый цвет ровдуги, - своеобразный оберег, защищающий от злых духов. Тончайший вкус, гармонично подобранная цветовая гамма, аутентичность, безупречное мастерство отличают работы Анны Ивановны Хабаровской Илбак (ее эвенское имя, означающее «просвет сквозь облака»), хранителя исконных традиций и знаний коренных народов Севера, мастера, создающего искусство подлинно народное, самобытное.

Примечания

1. Чорон - древний, богато орнаментированный ритуальный кубок, предназначенный для питья кумыса на традиционном летнем празднике Ысыах. Ритуальный сосуд - символ изобилия, счастья, богатства, тесно связан с космологическими и мифологическими представлениями народа саха. Изделия изготавливают из ствола березы больших и малых размеров на конусообразном поддоне или на трех ножках. Чорон украшают ярусной геометрической резьбой.

2. Холомо - зимнее жилище из жердей, составленных конусообразно и обложенных дерном.

3. Попов Василий Петрович (1847-1901) - старший сын Попова Петра Дмитриевича. Был письмоводителем (1863-1867), князем (старостой) Че-риктяйского родового управления (1868-1876), кандидатом на пост главы Дюпсюнского улуса (1876-1879, 1896) главой Дюпсюнского улуса (1897-1900) (НА ф. 36, оп. 2, д. 1785; НА ф. 36, оп. 1, д. 760-1807). За усердную службу награжден Благодарственным письмом императора (1866), золотыми часами (1868), серебряной медалью «За усердие» на Станиславской ленте (1881), нагрудной серебряной медалью «За усердие» на Аннинской ленте (1892). Он организовал сбор средств на строительство Джегудейской Богородице-Вла-димирской церкви в Чериктяйском наслеге и жертвовал личные средства в пользу церкви. В документе «О предоставлении церковной старосты Джегудейской церкви Василия Попова к награде» приведен подробный отчет о пожертвованиях В.П. Попова и отмечен именно его «единственным усердием и заботливостью достроен храм, а затем церковь» (НА ф. 226 и оп. 2 т. 431 л.). Жена Феодосия Николаевна (? - 1918), имели двух дочерей Анну и Надежду. Седло, подаренное отцом, он передал дочери Анне Васильевне (1968-?), которая вышла замуж за Иллариона Егоровича Оросина, сына знаменитого богача и купца, головы Ботурусского улуса Егора Васильевича Оросина. Анна и Илларион имели четырех детей: сына Петра (рано умер), дочерей Тыытах Анну, Веру, Токооно Феклу [ 1, с. 86].

4. Тыытах Анна, по мужу Афанасьева Анна Илларионовна (1885-1972), даритель. В 1960 году ею была принесена в дар Тандинскому историко-ар-хитектурному музею им. И.П. Готовцева семейная реликвия рода Поповых из Чериктяйского наслега Дюпсюнского улуса седло - великолепное изделие якутского мастера середины XIX века, свидетельствующее о ярком периоде развития ювелирного искусства Якутии

5. ЫЬыах - традиционный якутский национальный праздник, посвященный наступлению лета, олицетворяющий пробуждение природы, благословляющий объединение сил для созидания. Ыкыах от слова ыс - «брызгать, кропить, разбрасывать», праздник начинается с обряда благопо-желания алгысчыта и церемонией кумысопития, сопровождается обрядом алгыса благопожела-ния, танцами, народными играми, соревнованиями, конными скачками. Устраивается в день летнего солнцестояния 21 июня.

Литература

1. Андросов, Е.Д. ОруоЬуттар: Докумуоннарга,

РС (Я). - Якутск : Бичик, 2017.

Кн.1: Сибирская коллекция в музеях США : каталог / авт. и рук. проекта А.Н. Жирков ; авт.-сост.: З.И. Иванова-Унарова ; рец. А.И. Гоголев, Р.И. Бравина ; пер. на англ. яз. В.Г. Стручкова ; фот. М.В. Унарова]. - Якутск : Бичик, 2017. - 782 с.: ил., фот.

7. Константинов, И.В. Материальная культура якутов XVIII в.: по темам погребений. - Якутск : Книжное издательство, 1971. - 212 с.

8. Саввинов, А.И. Традиционные металлические украшения якутов: XIX - начало XX века. Исто-рико-этнографическое исследование / РАН СО, Ин-т проблем малочисл. нар. Севера. - Новосибирск : Наука, 2001. - 171 с.: ил.

9. Чэриктэй нэЬилиэгэ. Уус Алдан улууЬа / [хо-муйан онордо М.Е. Иванова]. - Дьокуускай : ИП «Пономарев Э.Т.», 2015. - 488 с.

На выставке

"Художественное

наследие:

Pap um em ы В илюя " 2015

Национальный художественный музей PC (Я) (Якутск)

норуот сэЬэннэригэр ологурбут историческай эс-се-сэЬэн. - Дьокуускай : Бичик, 2000. - 288 с.

2. Архипов, Н.Д. Полевой дневник. Раскопки 1985 г. Рукопись.

3. Габышева, А.Л. Раритеты Якутии. Художественное наследие: Сунтарский улус: [альбом-каталог] / А.Л. Габышева, Г.Г. Неустроева ; MP «Сун-тар. улус (р-н)», ГБУ ГМХК «Нац. художеств, музей PC (Я)», Музеи МО «Сунтар. улус (р-н) PC (Я)» ; [идея проекта и рук.: А.Л. Габышева, Г.Г. Неустроева ; куратор проекта Д.К. Осипов ; науч. ред. З.И. Иванова-Унарова ; консультант Е.С. Ноговицина ; реставраторы: Е.С. Слепцова, A.A. Никифоров ; фото B.C. Семенова ; дизайн Н.В. Семеновой ; пер. на англ. яз. Т.Д. Басхардыровой ; пер. на якут. яз. Г.Г. Неустроевой]. - Москва : [ИП Семенова Н.В.], 2015. - 238 с.: ил., фот.

4. Габышева, А.Л. Раритеты Якутии. Художественное наследие: Чурапчинский улус : [альбом-каталог] / А.Л. Габышева, Г.Г. Неустроева ; Mo «Чурапчин. улус (р-н)», ГБУ ГМХК «Нац. художеств. музей PC (Я)», МКУК «Чурапчин. музей истории и этнографии им. A.A. Саввина» ; [идея проекта и рук.: А. Л. Габышева, Г. Г. Неустроева ; куратор проекта В.Д. Пинигина ; авт. ст.: В.Д. Пинигина, В.Д. Попова ; фотогалерея Е.С. Но-говициной ; реставраторы: Е.С. Слепцова, A.A. Никифоров ; фото B.C. Семенова ; дизайн Н.В. Семеновой ; пер. на англ. яз. Т.Д. Басхардыровой ; пер. на якут. яз. Г.Г. Неустроевой]. - Москва : ИП Семенова Н.В., 2015. - 222 с. : ил., фот.

5. Габышева, А.Л. Раритеты Якутии. Художественное наследие: Горный улус : [альбом-каталог] /А.Л. Габышева, Г.Г. Неустроева ; MP «Горный улус», ГБУ ГМХК «Нац. художеств, музей PC (Я)» ; [идея проекта и рук.: А.Л. Габышева, Г.Г. Неустроева ; отв. ред. Ю.В. Кравцова ; фотосъемка B.C. Семенов ; дизайн Н.В. Семенова ; пер. на англ. яз. С.Н. Хохоловой ; пер. на якут, и эвенк, яз. Г.Г. Неустроевой]. - Якутск : [ИП Семенова Н.В.], 2021.-256 е.: ил.

6. Материальная и духовная культура народов Якутии в музеях мира XVII - начала XX в. = Material and spiritual culture of the peoples of Yakutia in world museums (17th - early 20 th centuries) / Постоян. форум Орг. Объед. Наций по вопросам корен, народов, Рос. ком. Междунар. совета музеев, АН PC (Я), М-во культуры и духов, развития

Об авторе

Неустроева Галина Гаврильевна - главный научный сотрудник Национального художественного музея Республики Саха (Якутия), заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Саха (Якутия)

E-mail: vigan@list.ru

RARITIES OF YAKUTIA

Neustroeva Galina Gavrilievna

Main researcher at the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia), Honored Culture Worker of the Russian Federation and the Rebublic of Sakha (Yakutia)

Abstract: The aticle is dedicated the large-scale scientific and cultural project of the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia) "Rarities of Yakutia". The aim of the project is to identify and study the unique works from the local ulus museums and private collections from the different parts of the republic, where rare items of folk arts and crafts of the 18th-20 th centuries are available. It also aims to display the artistic heritage of the peoples of our republic from the funds of Russian and foreign museums, to draw public attention to the problem of preservation and promotion of material and spiritual culture of the peoples of the Republic of Sakha (Yakutia), to unite the museum space of the republic, and to strengthen the prestige of the small and most remote from the center museums participating in the project. The project includes scientific expeditions, exhibitions in the halls of the National Art Museum of the Republic of Sakha (Yakutia), the restoration work by restorers of NAM RS (Y)y the creation of the database of reference works of folk arts and crafts of the peoples of Yakutia, publishing activities, workshops, lections, meetings with masters and scientists.

Keywords: "Rarities of Yakutiamaterial and spiritual culture of the Peoples of Yakutia; museum and private collections.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.